Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



26.04.2011 Алексей , который

Алексей, я говорю о том, насколько они прониклись вашими идеями. Поддерживают ли вас?

ответ

Уважаемый Алексей.
Конечно, поддерживают.

25.04.2011 Служкин

Алексей Викторович, спасибо Вам за то, что реализуете мечту одного из героев Сэлинджера, который хотел вот так запросто поговорить с понравившимся писателем. Догадываюсь, сколько сил и времени это отнимает.
Ваши «Географ» и «Блуда и МУДО» сильно зацепили. Не в последнюю очередь, наверное, потому что очень близкие темы и ситуации там рассмотрены. Сам преподаватель (в вузе, правда), исколесил в экспедициях Пермский край (хотя живу в Сибири), сплавы по, кажется, всем вашим рекам, житье месяцами в лагерях и т.д. Ваши герои настолько близки мне, что я всех их почти физически чувствую, читая книгу, вживаешься в повествование настолько, что отрываться потом больно. Тем более что заканчиваются книги, как и положено, ничем. Ровно как оно всегда и бывает в так называемой действительности.
Наверное, это не совсем правильно везде видеть автора, уравнивать его со своими героями. Но насколько Алексей Иванов близок Моржову и Служкину?
Проблема смерти. Как Вы к ней относитесь? Почти совсем ничего об этом не нашел в книгах, возможно, плохо смотрел…
Читатель и Вы. Интересны Ваши мысли по поводу читателей Ваших книг. Зачем Вам диалог с читателем? Возможен ли такой диалог и не достаточно ли просто книг? Нет ли соблазна, намерения порвать с внешним миром (как тот же Сэлинджер, например, или как это делает Пелевин)?
Плохие писатели и хорошие занимаются одним и тем же – создают новые сущности, которые живут в их книгах (какое-то время, пока книги существуют). В.Сорокин сказал как-то в интервью, что книги мертвы, они написаны на мертвой бумаге, и вовсе не кровью, а чернилами. В одной из последних книг Пелевина «t» герой, для того, чтобы переместиться к персонажам своей собственной книги, съедает кусочки этой книги. Какие сущности создает Алексей Иванов? Его Служкин и Моржов – они живые или мертвые?
Для экономии Вашего времени можно просто ссылки на Ваши прежние ответы, все 100 с лишним страниц вопросов осилить пока не удалось. Большое Вам спасибо!

ответ

Уважаемый Служкин.
Спасибо.
Я бы не стал уподоблять общение на сайте мечте Холдена Колфилда: всё-таки это не совсем то, что он имел в виду. Но рядоположенное явление. Зачем мне это надо? Н-ну, как для того альпиниста: «Потому что они существуют». Есть такой способ коммуникации – значит, надо его задействовать. Я не хочу пересолить, заводя страницы в ЖЖ, в «Фейсбуке», в «Одноклассниках» и т.д., достаточно сайта. Но что-то одно должно быть, такова культурная ситуация.
Иванов близок и Служкину, и Моржову. Каждого из них я в какой-то степени писал с себя. Но нигде нет тождества. А совпадения по биографии – это лишь для того, чтобы знать жизнь своих героев.
По поводу смерти… Ничего оригинального. Смерти я боюсь, что будет за её чертой – не знаю, в метампсихоз не верю, а рай и ад как-то неубедительны, хотелось бы жить вечно как можно дольше (sic!).
Я не думаю, что писатели создают новые сущности, не верю в демиургическую миссию писателя. Мне представляется, что писатель просто материализует в слове то, что уже как-то существует, пока что не выраженное. Ведь многие догадываются, что какую-то старуху-процентщицу какой-то обнищавший студент всё-таки зарубил топором, только не знают точно, где и когда. И многие догадываются, что до войны на Патриарших прудах и вправду побывал сатана. Есть в этих выдумках писателей что-то до такой степени подлинное, что как-то некорректно говорить о рукотворности образов. В общем, писатель представляется мне автором описания, а не автором события, пускай события и не существовало. Ну, не события, а человека, разницы нет.
Поэтому герои для меня живые – не только мои собственные герои, а все, которые задели душу. Ведь мы по большей части имеем дело не с реальностью, а с образами. Событие случилось и больше не повторится никогда, а его образ всегда при нас. Адекватен ли он событию – вопрос спорный. Но в таком случае нет различия между вымышленным, тем, что помнишь, и тем, про что рассказали свидетели. Все три категории явлений существуют одинаково. Это правило не универсальное, но для литературы годится. Вот сейчас я общаюсь ведь не с вами, а с вашим образом, который создал себе сам.
Хотя каждый выбирает по себе. Кто не согласен – пускай жрёт книги, чтобы присвоить событие. В «Каменном Поясе» Фёдорова один заводчик жрал бумажные деньги со сметаной. Жрали печень врага, чтобы обрести его силу, и пили кровь младенцев, чтобы помолодеть. По-моему, чтение – как-то разумнее. Разумность такой «трансгрессии» оправдывает субъективность и неадекватность образов.
Я бы не стал «отсутствие» Пелевина уподоблять «уходу» Сэлинджера. Это онтологически разные стратегии. Сэлинджер сказал всё, что думал, и ушёл, потому что не хотел повторять – «всё равно кругом одни кретины», как пояснил бы Холден. Пелевин – совсем иное. Ну, с моей точки зрения.
По-моему, Пелевин – писатель средний. Но он придумал новый художественный метод анализа действительности. Поэтому после Пелевина писать так же, как до него – анахронизм. Пелевина можно уподобить братьям Райт. Они изобрели новый способ перемещения для человека – по воздуху, но ведь не стали великими лётчиками. И Пелевин оказался на развилке: писатель он обычный, а метод его – гениальный. В таком случае лучше исчезнуть из публичности, оставить вместо себя симулякр, «торжественное зияние», как однажды ехидничал Искандер про схожую стратегию поведения. Пелевин говорит аудитории: вы сами себе всё придумали – деньги, моду, Путина, Чапаева, - придумайте тогда и писателя Пелевина. Пелевин оказался прав: его придумали. Культ Пелевина и есть писатель Пелевин, а новые тексты (после «Ампира»), которые лично я воспринимаю как тарабарщину, - просто дровишки в костёр культа. Очень современно, хотя и архетипично. В старину трон был царём, сел – и ты помазанник; в Гражданскую войну боец был «штыком», взял – и ты за красных или за белых; сейчас человек присваивает себе технологию и типа как становится умным и авторитетным, хотя не всё ли равно, как транслировать глупости – орать с балкона или вещать в видеоблоге? Умная технология сама по себе не создаёт ума для того, кто ей пользуется, и переносить качества технологии на качества пользователя – это уподоблять идола богу. Но так и поступил Пелевин: дал аудитории идола литературной технологии, а аудитория сочла его богом литературы. Главное в таком деле – предоставить аудиторию самой себе, то есть, убрать персону автора, и стереотипы толпы сделают всё, как требовалось.
Может быть, поэтому сейчас писателю нужен сайт (ЖЖ и т.д.): чтобы быть честным, не манипулировать аудиторией. Типа того, что если уж ты дурак, так пусть любой желающий убедится в этом лично. Существовать по принципу «не сотворите себе кумира из меня». И без тебя все манипулируют аудиторией: политики, политтехнологи, бизнесмены, шоумены, чиновники, журналисты. Должно ведь быть что-то подлинное, пусть и несовершенное.

25.04.2011 Алексей , который

Алексей, вы не обидитесь, а вы женаты? Есть ли у вас дети? Если да, то как они относят к вашей работе, к вашему мировоззрению?

ответ

Уважаемый Алексей.
Я не обидчивый, я злой и скрытный. Я женат, у меня взрослая дочь, жена и дочь к моим занятиям и убеждениям относятся с уважением: возможность жить в достатке свидетельствует, что всё это - не фигня.

24.04.2011 Алексей , который

Общественный деятель, директор Пермского музея современного искусства PERMM, владелец одной из первых в России частных галерей Марат Гельман, в начале 2011 года намерен приступить к реализации нового проекта под условным названием "Гуманитарное Сколково" в Большом Завидово Тверской области, сообщает РИА "Новости". предполагается развивать малораспространенные в России виды издательской деятельности - например, публиковать комиксы.
Параллельно предполагается создать центр гуманитарных инноваций наподобие сколковского, "но не в научной среде, а в гуманитарной - чтобы они были связаны с дизайном, изобретательской деятельностью".
Культурная же программа, объясняет автор проекта, будет концентрироваться вокруг тех направлений искусства, которые так или иначе связаны с издательской деятельностью и могут тиражироваться: те же комиксы, фотография, книжные иллюстрации. Финансировать "Гуманитарное Сколково" планируется за счет бюджетных средств и инвесторов.
Паук разжирел и дальше раскидывает свои сети

ответ

Ну и ладушки. Пускай пилит бабло в специально отведённом для этого месте.

23.04.2011 Сергей

Алексей, меня и моих друзей, почитателей вашего творчества, всё ж таки мучает избитый вопрос. После того, как вы закончите с Пугачёвым, я имею в виду фотокнигу, Вы намерены вернуться к прозе? Конечно, нам бы очень не хотелось, чтобы Вы "выстреливали" новые произведения залпами как Маринина, такой ширпотреб не нужен, но и останавливаться на прочитаном (и перечитаном до дыр) тоже бы не хотелось. Будет очень жаль, если Вы переключитесь окончательно и бесповоротно на другие, более масштабные проекты.
Алексей! Скажите, планируется ли в ближайшее время творческая встреча с читателями?
Ещё раз здравствуйте, Алексей! А где можно найти печатное издание этого словаря?

ответ

Уважаемый Сергей.
Я собрал все три ваши вопроса вместе.
Про другие романы - правда не знаю. Сложно загадывать. Не хочется кокетничать, чтобы уламывали, но пока душа к романам не лежит...
Встречи с читателями у меня никакой не планируется.
А где найти словарь Ромбандеевой, я не знаю. Моя книга - как раз из библиотеки Заплатина, про которую я недавно тут на сайте писал.

22.04.2011 Сергей

Здравствуйте, Алексей! Скажите, ситуация со съёмкой фильма как то нормализовалась? Вас привлекли к съёмочному процессу или свинство по прежнему и осталось свинством?

ответ

Уважаемый Сергей.
По вашему вопросу я вижу, что термин "свинство" можно применить и к пермским СМИ, которые освещали эту ситуацию. Очень неприятно было читать, что группа Тодоровского "обидела" меня или нарушила мои права. Это либо непрофессионализм журналистов (то есть, неумение говорить по-русски или осмыслять информацию), либо предвзятость. И вдвойне неприятно было читать комменты идиотов, типа "Иванов получил бабло и теперь пусть заткнётся".
Я не претендую ни на какое участие в создании фильма. Подчёркиваю: ни на какое. Это ведь не мой проект. Я лишь говорю, что если натуру ищут у меня под боком, могли бы спросить и у меня - я же рядом. Это было бы корректно. (Например, Павел Семёнович Лунгин специально приглашал меня смотреть натуру для фильма "Царь", хотя моя работа давным-давно была закончена, и я уже ничего не решал.) И самое главное: если проводят в Перми какое-либо публичное мероприятие, было бы вежливо поставить меня о нём в известность. Не приглашать в жюри, а просто поставить в известность. Иначе это выглядит откровенным пренебрежением, которого лично Валерий Тодоровский не допустил бы, а я не заслужил. Вежливость - это норма человеческого общения, а не юридическое право, записанное в договоре о купле-продаже. Отсутствие вежливости я и назвал свинством. Помягче можно было бы сказать "бестактность", но я был зол.
С Валерием Тодоровским мы поговорили, и он пообещал держать меня в курсе. Я надеюсь, что его помощники выполнят его обещание.

22.04.2011 Сергей

Недавно, стоя на вершине Полюда и был обуян диким восторгом. Из моей груди сам собой вырвался крик души: хэйла парма!!!! А что это значит, могу лишь догадываться. Нашёл в интернете книгу Ромбандеева Е.И. Мансийский (вогульский) язык но в этой сканированой копии ничего не разобрать, качество очень плохое. Шрифт очень мелкий и размытый. Транскрипция практически не читаема. Не могли бы Вы Алексей, подсказать ваши источники? Спасибо.

ответ

Уважаемый Сергей.
Я пользовался русско-мансийским словарём Е.Ромбандеевой, Учпедгиз, 1954. Но там нет ни восклицания "хэй-ла", ни слова "парма". Про "парму" всё ясно, а восклицание я придумал сам. Если помните, в романе перекрикиваются сторожа: русские кричат "Тихо на заставе!", татары "Аллах акбар!", а пермяки "Хэй-ла парма!" (ну, типа как "В Багдаде всё спокойно!"). Что в такой ситуации могут кричать пермяки, я не знал. И придумал такое восклицание, чтобы оно напоминало крик погонщика упряжки, каюра.

21.04.2011 Вера

Алексей Викторович.
...
Знаете, что вчера было написано на надкушенном яблоке? ...

ответ

Спасибо, дорогая Вера. А за историю про яблоко - вдвойне. Это позволяет надеяться, что в Перми ещё не всё пропало.

21.04.2011 Ольга

А "не свезло" Льву Ивановичу, потому что жил в Перми, а не в Москве. Дак, ему бы теперь и в Москве не свезло - и в этом вся суть. Еще бы как не свезло, ничего бы и не напечатал - спорим?

ответ

Уважаемая Ольга.
Не буду спорить, я согласен. "Озвучка" через Москву нужна была и в советское время, и сейчас. Но в советское время можно было стать писателем и на родине, потому что издавали книги. Давыдычева хорошо издавали в Перми, поэтому он и стал большим писателем. Но его "не опознали" в Москве, поэтому его художественные открытия не произвели должного эффекта. Проблема "не опознавания" в Москве как была, так и осталась. А вот проблемы издания в Перми раньше не было, а сейчас появилась.

21.04.2011 Ольга

простите, проблемы с загрузкой сайта. сорвался пост. Хотелось просто сказать, что м. б. как-то сбалансировать это плечо рычага "регион - Москва" можно путем перенесения груза на другой конец? Перми - открыть в Москве "Пермский дом", выводить туда презентации пермских проектов, выставки... Что-то в этом есть.

ответ

Уважаемая Ольга.
Поосторожнее с идеями. В "Пермском доме" окажутся все те, кто сейчас хороводит в Перми, а никак не другая компания, и для чиновников такое учреждение - чудесная прачечная для отмыва откатов.
Но если отвлечься от конкретной Перми, то ситуация в следующем. Несправедливость в отношении к провинции - не чья-то злая воля, а следствие порядков в государстве. Культура там, где ресурс. Если ресурс стянут в столицу, то и культура будет полноценно жить только в столице, а в провинции - мыкаться на подаянии. Для развития региональных культурных проектов нужна экономическая децентрализация и реальные политические свободы. Когда в регионах появится экономический и политический ресурс, тогда и культура расцветёт - и со временем выйдет на мировой уровень. Культура колоний не может равняться культуре метрополии. Так что надо не метрополию просвещать, а завязывать с колониализмом.
Можно оспорить меня примером Индии и Британии, когда индийская культура не уступала европейской. Но я говорю не о культурном наследии, а о действующих персонах и институциях.

21.04.2011 александр

Алексей.
Вы делаете новый проект по Пугачеву.А как ваше мнение будет выглядеть на то, что Пугачев не восстание вел, а по сокральным местам Урала "крестный ход" шел.

ответ

Уважаемый Александр.
Боюсь, что для такого вывода нет никаких оснований.

20.04.2011 Вера

Уважаемый Алексей Викторович, сегодня снимали сюжет в библиотеке в отдаленном районе на Вышке 2. Вам очень там благодарны за проект "Пермь как текст". Говорят, что книжки нарасхват. И народ читает не только прозу, но и краеведческие исследования. С удовольствием! Не хватает людям. А Ваши книги там просто зачитаны до дыр. Вот так!

ответ

Уважаемая Вера.
Спасибо. Нечасто я слышу в Перми хорошие слова о своих делах.

20.04.2011 Алексей , который

Алексей, читали ли вы исторические романы Бориса Васильева? Если да, то ваше мнение о них

ответ

Уважаемый Алексей.
Увы, не читал.

19.04.2011 Наташа

Алексей Викторович!
Ваш диалог с министром Новичковым раскрыл все мракобесие Пермской культурной элиты. Сказать ей нечего, аргументировать нечем. Но все, что они творят не подлежит критике.
Страшно за Пермь. С подобным я сталкиваюсь и в повседневной работе в школе. Волосы дыбом встают. Сколько же можно врать?!!! И не только врать, а огнем и мечом проводить в жизнь бессмысленные и недоразвитые проекты, на которых кто-то в данный момент зарабатывает шальные деньги. Как "электронный дневник школьника". Проекты ради отчета важнее душевного спокойствия и материального благополучия учителя.

ответ

Уважаемая Наташа.
Осмелюсь вас поправить. Мракобесие - это у чиновников от культуры, причём мракобесие ловко совмещается с "продвинутостью". У культурной элиты - лакейство.

19.04.2011 Андрей, Новосибирск

Здравствуйте, Алексей Викторович. Наткнулся в интернете на массу прекрасных фильмов режиссера М.Заплатина. Пермской студии телевидения. Это ж надо было столько экспедиций снарядить. А что теперь, кому это все нужно? Вот добрый человек вылил в интернет, узнали некоторые, а так... Не знаете, что сейчас с этой студией, кто "поднял знамя" документального кино о природе Урала в Перми? Наверняка у М.Заплатина ученики какие-то есть. Было бы неплохо возродить показ документального кино на федеральных каналах, "Культуре" например. Это я так, мысли вслух. Спасибо.

ответ

Уважаемый Андрей.
Михаил Заплатин, конечно, великий человек и режиссёр. Сам факт того, что его фильмы об Урале озвучивал, к примеру, Смоктуновский, говорит о масштабе Заплатина. Конечно, его художественный язык сейчас уже старомоден, хотя и не потерял благородства. Про учеников Заплатина я ничего не могу сказать. Когда Заплатин умер, его библиотека после долгих скитаний по чужим кладовкам в 1995 году оказалась у меня - она никому не была нужна. Следует думать, что учеников не было. Не возьмусь рубить с плеча, но мне кажется, что в нынешнем пермском документальном кино эпос землепроходца Заплатина замещён мелкотравчатыми городскими очерками, понтовой заказухой или доморощенными сумасшествиями.

страница: 114 из 213

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram