продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

30.07.2022 Александр

Добрый день. Алексей Викторович, получается ли у вас абстрагироваться от критику в свой адрес? Если да - могли бы дать какой-нибудь совет?
Второй вопрос. Часто ли вас раздражают люди? Своими манерами, невежеством, откровенным скотством. И не потеряли ли вы веру в человека? (Третий вопрос).
Спасибо.

ответ

Уважаемый Александр.
Тяжёлые вопросы.
Абстрагироваться от критики в свой адрес может разве что какой-нибудь толстокожий носорог. Поэтому я предпочитаю просто не знать, что говорят или пишут обо мне или моих произведениях. Это очень помогает жить и работать. В современной информационной ситуации незнание - сила. Хороший или дельный отзыв обо мне или моих романах мимо меня всё равно не пройдёт: мне передадут его мои друзья, которые служат для меня информационным фильтром.
К обществу и людям как таковым я всегда относился скептически, так что разочарования я не испытываю, но раздражение - да, бывает часто. Я просто избегаю ситуаций, которые чреваты раздражением. Поскольку я ни во что не интегрирован, это несложно.

29.07.2022 Андрей

Уважаемый Алексей Викторович, за что моржова любили его бабы, главное качество?))

ответ

Уважаемый Андрей.
Любили за многое. Он восхищался этими бабами, действовал в их интересах, был щедрым и весёлым. Но главное - брал на себя ответственность за них.

22.07.2022 Варвара

Здравствуйте, Александр Викторович.
Я прочитала Ваше двухтомное произведение "Тобол". Так как сама я живу в Сибири, история этого места для меня очень близка. Поэтому меня очень интересует вопрос: какими документальными и научными источниками Вы пользовались при написании книги? Буду рада узнать хотя бы основных авторов.

ответ

Уважаемая Варвара.
На ваш вопрос ответить невозможно, потому что по каждой теме истории Сибири существуют целые комплексы научных и научно-популярных текстов. История Гагарина - один комплекс; история Ремезова - другой; история Филофея - третий; шведы в Сибири - четвёртый; бухарцы в Сибири - пятый; инородцы Западной Сибири - шестой; поход на Яркенд - седьмой; раскольники в Сибири - восьмой; русско-китайские отношения - девятый; воеводское и губернское управление - десятый; и так далее. Есть и тексты, написанные героями моего романа - Ремезовым, Новицким, Страленбергом. Есть художественные произведения. Какая тема и какого рода книги вам интересны?
Если же вас интересует история Сибири в целом, то порекомендую вам классический труд - "Историю Сибири" П.А.Словцова (Москва, "Вече", 2012).

22.07.2022 Антон

Добрый день, Алексей Викторович. Как вы относитесь к творчеству писателя Дмитрия Глуховского?

ответ

Уважаемый Антон.
Глуховский - очень разнообразный автор. Сразу скажу, что он - настоящий писатель, причём писатель современный. "Метро" я воспринимаю как проект, который вызывает моё восхищение, хотя я и не потребитель подобных продуктов. "Текст" - мощный традиционный роман. "Пост" - образцовая фантастика, в которой мне в первую очередь нравится его "русскость": не формальная, а по сути. К "Топям" у меня отношение сложное, и вы поймёте почему, если прочитаете мой роман "Псоглавцы".

17.07.2022 Дмитрий

Добрый день Алексей, хочу представиться я начинающий писатель Дмитрий ... .
Не знаю дойдёт до вас это письмо или нет, но хочу попросить вас прочесть моё произведение и позже сказать мнение. Если вас это заинтересовало то пожалуйста свяжитесь со мной буду заранее благодарен.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Мой ответ - нет. Я не занимаюсь кураторством.
Поскольку меня часто просят о чём-то подобном, на вашем примере я укажу ошибки обращения. Если тот, кто просит, допускает такие ошибки, значит, он не очень-то понимает смысл писательства.
1. Надо соблюдать все правила пунктуации и орфографии. Если даже в таком важном обращении его автор навахлял ошибок, то какой же чертополох ожидает читателя в произведении? И вообще, достаточно ли автор владеет языком, чтобы писать? Например, фраза "хочу попросить вас прочесть и позже сказать мнение" ужасна. Писатель должен слышать свою речь даже в частных посланиях.
2. Не надо представляться псевдонимом. Вы претендуете на более глубокое общение, нежели на сайте, значит на статус "человек с человеком", а не "адресат с человеком".
3. Для подобной просьбы нужны подробности: о романе вы просите или о рассказе? В каком жанре? Писатель, к которому вы обращаетесь, должен знать конкретно, сколько времени у него просят. Не называя жанра своего произведения, вы рискуете получить отказ только лишь по той причине, что писатель не захочет рисковать напороться на нелюбимый жанр.
4. Не пишите "если вас заинтересовало", если ничего не сообщили о себе и своём произведении. Как можно заинтересоваться, если ничего не известно?
5. Общайтесь по-человечески, а не казённо. "Свяжитесь со мной" говорят чиновники.
6. Не надо благодарить заранее - этим вы принуждаете к каким-то действиям, а принуждение всегда неприятно. Благодарить надо за уже совершённые действия, в данном случае - всего лишь за то, что я прочитал ваше письмо.
И ещё три ошибки. Вы их не допустили, но многие допускают.
7. Не надо вынуждать к каким-то дополнительным действиям помимо главного - чтения произведения. Например, "прочитайте обо мне на этом сайте - вот ссылка". Это невежливо.
8. Не апеллируйте к другим авторитетам, типа "имярек уже отозвался обо мне хорошо", потому что чёрт его знает, как адресат вашего обращения относится к этому авторитету. Это опрометчиво.
9. Не обещайте выгод от прочтения ("это расширит круг ваших поклонников") или морального удовлетворения ("вы поможете мне обрести судьбу"). Совершать благодеяние за плату - неприятно: либо благодеяние, либо заработок.
В общем, неправильное обращение снижает шанс быть услышанным.

16.07.2022 Артем

Уважаемый, Алексей Викторович, приветствую Вас.
На одной из встреч с читателями, которую я увидел в ютубе несколько лет назад, вы очень тонко и здорово объяснили техническую силу Льва Толстого. Как он создает смыслы, как рисует персонажей, его краткость, несмотря на объемы текста, что-то вроде этого.
Я очень хотел найти этот отрывок, чтобы услышать ваше мнение в точности, слово в слово, но так и не нашел(( Хотя перерыл видео 15, потратил кучу времени.
Могли бы Вы пожалуйста еще раз объяснить всем нам, молодежи, любителям чтения, аналитически, как вы умеете, чем же крут Лев Толстой, в чем глубина его мастерства.
Спасибо

ответ

Уважаемый Артём.
Боюсь, что ответ на ваш вопрос требует целого трактата, а на него у меня нет ресурса.
Попробую вычленить главное из собственных мыслей.
Первое - о точности Толстого. Здесь я процитирую самого себя из книги "Быть Ивановым":
"Художественный метод Толстого, основное средство выразительности, способ отражения и познания действительности – точность. Пресловутая «корявая» речь Толстого корява как раз потому, что Толстой ищет наиболее точную фразу, и не всегда язык способен к такой точности, приходится его проминать, ломать, затачивать, нарушать благолепие. У Толстого нет ни одной фальшивой ноты. Всё, что должно быть сказано, – обязательно сказано, и ничего лишнего. Самое важное названо самым важным, ерунда названа ерундой. Вот этим высоким совершенством, этой адекватностью меня и восхищает Толстой."
Второе - о двух форматах описания человека, разработанных Толстым. Вообще-то и один формат - гениальное свершение, а у Толстого сразу два. Один предъявлен в "Войне и мире", он работает по принципу бамбука: описываются убеждения человека - потом точка бифуркации (слома) - потом новые убеждения человека - потом новая точка бифуркации - потом новые убеждения. Другой метод предъявлен в "Хаджи-Мурате". Повествователь как бы обходит личность по кругу, по граням, описывая каждую грань личности через нового героя-наблюдателя; это создаёт и эффект объёма, наращивания содержания, и - если правильно подобраны герои-наблюдатели - эффект развития личности.
Ну, и третье - универсалии, описанные Толстым. Многие наблюдения над ситуациями, в которые попадают его герои, легко приложимы на совсем иные ситуации. Например, размышления князя Андрея под высоким небом Аустерлица глубоко и полно объясняют не только собственно ситуацию князя Андрея, но и, скажем, взаимоотношения современного человека с соцсетями: "я жаждал славы среди людей, которых не знаю и не уважаю, и нужно ли было мне жертвовать собой ради этого?".

15.07.2022 Денис

Добрый день, Алексей Викторович! Как считаете, самоубийство Отличника стало третьей правдой для его друзей?
Смогли бы они после этого случая осознать себя и начать новую жизнь?

ответ

Уважаемый Денис.
Думаю, да. В жизни такое хоть и редко, но случается.

10.07.2022 Екатерина

Здравствуйте, Алексей!
Читаю "Золото бунта" и любопытно узнать Ваше мнение о "пристани" или "полигональной кладке" в селе Чусовое!
Заранее спасибо за ответ.
С уважением,
Екатерина

ответ

Уважаемая Екатерина.
Я уже неоднократно высказывался об этом объекте. Его фото есть в моей книге "Горнозаводская цивилизация", у этих камней мы с Леонидом Парфёновым в 2009 году снимали один из эпизодов фильма "Хребет России".
Никакой особой "полигональности" в той кладке я не увидел. Обычная стенка из блоков. Сооружена она (точнее, обе стенки, ведь это канал) в XIX веке для пропуска судов с пруда в Чусовую. Канал служил шлюзом. Его изучали историки, есть опубликованные работы, и он не является открытием или тайной за семью печатями. На Чусовой имеются ещё два подобных каменных сооружения: фундамент пристани в Илиме и причальная стена в Кыну (плюс аналогичная стена на Верхне-Кыновском заводе). И вообще на Урале встречаются каменные кладки плотин: в Верхоторе, Висимо-Шайтанке, Сысерти и т.д. Канал в Чусовом - безусловно, уникальный памятник горнозаводского наследия, но ничего эзотерического в нём нет.

08.07.2022 Алена

Здравствуйте Алексей!Как Вы относитесь к писателю Михаилу Шахназарову?Как Вам его книги и его дейтельность на ютубе?

ответ

Здравствуйте, Алёна.
Я ничего не знаю об этом писателе и его деятельности на Ютубе.

04.07.2022 Григорий

Уважаемый Алексей Викторович! Не становятся ли удивительно «злободневными» вот эти строки из песен Александра Галича, которые были написаны ещё в 60-х годах прошлого века?
«Снова, снова – громом среди праздности,
Комом в горле, пулею в стволе:
- Граждане, Отечество в опасности!
Граждане, Отечество в опасности!
Наши танки на чужой земле!»

«И всё-таки я, рискуя прослыть,
Шутом, дураком, паяцем,
И ночью, и днём твержу об одном –
Не надо, люди бояться!
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»
Кто скажет: «Идите, люди за мной,
Я вас научу, как надо!»
И, рассыпавшись мелким бесом,
И поклявшись вам всем в любви,
Он пройдёт по земле железом
И затопит её в крови»

«Я выбираю Свободу,
И знайте, не я один!
И мне говорит «свобода»:
«Ну, что ж, - говорит, - одевайтесь
И пройдёмте-ка, гражданин»

Время в России пошло вспять, ибо эти строки стихов снова звучат так же пронзительно и актуально. К сожалению, новые Галич, Высоцкий, Цой не появляются. Окажемся в новом средневековье, – и тогда они возникнут?

ответ

Уважаемый Григорий.
Да, актуальные слова.
Оговорюсь, что я не согласен с утверждением Галича, что надо бояться тех, кто говорит: "Я знаю, как надо". Есть люди, которые реально знают, как надо, - чаще всего их и бьют этими словами Галича. Тут Галич перегнул палку. В результате дал оружие демагогам.
Новых поэтов гражданского звучания не появляется по многим причинам. Одна из них - отсутствие гражданственности (или гражданский консенсус на основе лжи). А другая причина - соцсети. Песни надо петь, а не постить, тогда они и будут народными песнями. Так что этот формат ушёл в прошлое, и ждать его возвращения бесполезно "по техническому обоснованию".

23.06.2022 Алексей

Здравствуйте, Алексей Викторович. Что вы думаете о таком инструменте как самиздат и его перспективы? Насколько я знаю, издательства выплачивает около 5-15% роялти (может быть чуть больше для известных авторов), тогда как самиздат даёт от 25 до 80% в зависимости от ресурса. Зачем новому автору стремиться в издательство, которое в лучшем случае будет выполнять маркетинговую роль, если вообще не забудет о тебе после печати первого тиража, при этом забирая у автора 90% дохода. Рекламу можно приобрести и у блогеров и у самих ресурсов, куда можно выкладывать произведения. В чем особая роль издательства в современных реалиях?

ответ

Здравствуйте, Алексей.
Думаю, за самиздатом (точнее, за связкой "самиздат - сетевая реклама - интернет-магазины") очень большое будущее. Но, увы, не скорое. И эта система существования литературы (назовём её онлайн-системой) не вытеснит традиционную: они будут конкурентно сосуществовать.
Преимущества издательств не собственно в издании книги, а в сетях распространения. Например, крупнейшее издательство АСТ входит в один холдинг с крупнейшим сетевым магазином "Читай-город". Издаёшься в АСТ - продаёшься в "Читай-городе" по всей стране. Однако ещё очень важна реклама, на которую у автора просто не хватит денег и ресурсов. Я говорю не о баннерах и уличной рекламе. Издательство рассылает книги (или тексты) ведущим критикам и блогерам, а критики и блогеры читают эти тексты, потому что издательство имеет авторитет. Авторитет издательства для начинающего автора заменяет его собственный авторитет. Это важно. Ведущие специалисты не будут читать текст без авторитета, у них просто нет времени. Прочитав текст (на самом деле такого почти не бывает, читают "по диагонали"), критики и блогеры публикуют свои отзывы в СМИ. И издательство не проплачивает отзывы, это миф. Кроме того, издательство рекламирует книгу и в сетях книжных магазинов, чтобы менеджеры этих магазинов заказывали новинку. Это не абсолютный способ, так как менеджеры ориентируются и на предзаказы покупателей (сформированные рекламой и отзывами в СМИ), но тоже важный инструмент продвижения. А вопрос гонорара - далеко не первый. Так что издательства хоронить ещё рано.
Вы ведь можете проверить всё практикой. Напечатайте свой роман книгой с тиражом в 1000 экземпляров и сложите под кроватью. Разошлите свой текст ведущим блогерам (и заплатите им, чтобы они прорекламировали). И подождите: сколько книг для продажи примет у вас, например, OZON? Увы, думаю, нисколько. В нашем обществе и в нашей культуре такая технология ещё не развита. Но придёт время, когда она заработает.

21.06.2022 Александр

Здравствуйте. Алексей Викторович, недавно услышал, как вы сказали, что наша литература не интересна западному читателю, потому что мы топчемся на одном месте со старыми проблемами (это не дословно, прошу прощения). Можно ли чуть подробнее? Я согласен, что там чаще попадается интересная структура, но по содержанию... взять топовых Франзена, Тартт, Исигуро. Все те же конфликты, вечные вопросы и т.д. Абсолютно ничем не превосходит ни вашу прозу, ни пелевенскую, ни прозу Петрушевской, если не сказать уступает. Для меня это вопрос плохой рекламы. Или я что-то не так понимаю? Заранее спасибо

ответ

Здравствуйте, Александр.
Вы правы, но ведь одно другому не мешает.
Когда я читаю современную западную прозу, я удивляюсь несоответствию примитивности текстов и значения в культуре. Отечественные авторы выше на голову. Но западные авторы, пусть и плохо, пишут о том, что актуально для современного мира, а отечественные перерабатывают уже отработанное, пусть и делают это гораздо лучше. Адекватному читателю всё-таки интереснее то, что происходит сейчас: атомизация общества, неподлинность личности, размывание идентичности, падение пассионарности, тупик благополучия - а не страдания человека при тоталитаризме и выяснение, что лучше - свобода или несвобода? Западный человек уже отстрадал своё и определил приоритеты. Поэтому Запад будет читать слабую прозу, но о современности, - то есть свою, а не хорошую, но о прошлых проблемах, - то есть российскую. И реклама тут роли не играет.

17.06.2022 Елена

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Разрешите заставить вас немного пофантазировать. Представьте, что вы только что закончили свою первую книгу. У вас нет продюсера, имени и аудитории. Как бы вы попытались продвигать своё творение? Какие площадки использовали? Какие инструменты? Я думаю, из тех, кто читает на этом сайте вопросы/ответы может быть будет полезны ваши идеи. Спасибо! И успехов вам!

ответ

Уважаемая Елена.
Что бы я сделал? Я бы ошибся в выборе стратегии.
Не посылайте роман в журнал. Не издавайте книгой за свой счёт или в провинциальном издательстве на грант от местных властей. Не публикуйте в Сети на каком-либо ресурсе, даже уважаемом.
Есть два наиболее вероятных пути. Первый - отправьте текст на какую-нибудь литературную премию, где рассматривают и неопубликованные рукописи: авось наградят, и тогда про ваше произведение узнают издатели. Второй - найдите влиятельного в литературном мире человека, который порекомендует ваш роман издательству (это можно сделать на семинаре начинающих авторов). Путь "по знакомству" - всегда самый лучший.
Можно попробовать и самостоятельно послать роман в редакцию издательства. Вряд ли там прочитают, но чудеса случаются. И для представления романа всегда имейте синопсис - краткое изложение на страницу текста. Начните со знакомства с сайтами издательств.
Можно попробовать воспользоваться услугами литературных агентств (они есть). Но про них я ничего не знаю.

17.06.2022 Дмитрий

Добрый день, Алексей Викторович. Буду благодарен получить от вас совет. Я задумал написать роман, но есть проблемы. Пару лет я был в процессе продумывая сюжета, героев, процесса повествования. Мне кажется, с этой задачей я справился неплохо. Но пришло время садиться за компьютер и выяснилось, что кажущуюся в голове четкую картинку довольно сложно описывать словами. Вроде бы я знаю о чем хочу написать, но детали, мелочи, кто куда пошёл, кто что сказал, что происходит вокруг - очень сложно складывать в предложения. Может это неуверенность в своих силах, может другие причины, но даётся очень тяжело каждое предложение. Как преодолеть эту ситуацию? Спасибо за ответ. Надеюсь, не очень сумбурно получилось, и вы понимаете о чем я.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Да, я понимаю, о чём вы. Могу сказать, что эта ситуация - норма. Она и есть собственно писательство. Люди, которые рассуждают о вдохновении, никогда не сталкивались с подобным положением, когда надо чисто технически просто придумывать мизансцены и реплики, чтобы всё выглядело естественно и легко. Вдохновением, полётом фантазии тут и не пахнет. Тут нужен опыт наблюдений, умение экстраполировать, понимание сути события. У каждого писателя свои приёмы "взламывания" такой немоты. Я предпочитаю самый простой: сижу, курю и придумываю шаг за шагом. Ничего непосильного в этом деле нет, главное - не бояться. Если что-то не получится, то можно и переделать, но даже неудачный вариант будет полезен, потому что он "расшевелит" воображение и выявит контуры повествования. Так что совет у меня один - упрямо вспахивайте целину и не разочаровывайтесь, что оказалось так трудно.

17.06.2022 Андрей

Здравствуйте Алексей Викторович. Хотел бы узнать ваше мнение о новеллистики (малой проще в целом). Есть ощущение, что такой жанр литературы в настоящее время практически забыт и мало кому интересен. Что-то пишется, безусловно, но мало-мальски популярным это не становится, больших тиражей не имеет. Я понимаю, что ныне модные детективы и фэнтези жанры предполагают громадные объемы, а то и целые серии, но я (надеюсь, не только я) быстро пресыщаюсь большими романами, а ко вторым томам тем более интерес быстро падает. Чаще начинаю замечать, что из любого романа можно выбросить целые куски, что не сильно повлияет на целостность произведения. Не хватает новых авторов вроде Тед Чана, Элис Монро и других. У малой прозы, определенно, есть свой шарм, неужели у него нет будущего?

ответ

Здравствуйте, Андрей.
К малой прозе я отношусь с величайшим почтением. На мой взгляд, это самый трудный формат прозы. Это не "сокращённый роман", не "случай", не "эпизод", не "этюд", а нечто особое - по сути подобное стихотворению.
Дальше надо разбираться.
Разумеется, издателям больше нравятся романы. Они лучше раскупаются. Ничего оскорбительного в этом нет. И ещё издателям нравятся серии - романы с продолжением. Вот в этом случае чаще всего мы имеем дело с халтурой или самоэпигонством авторов. Издатели идут на это ради денег, а писатели - по разным причинам. Кто-то тоже ради денег, кто-то - ради повторения успеха первого произведения, а кому-то реально нравится придуманный мир, герой или сеттинг.
Читателям тоже больше нравятся романы. Интеллектуально мы живём в мире "длинных историй", и ничего с этим не поделать. Короткие истории окружают человека со всех сторон: новости, посты в соцсетях, рассказы знакомых, анекдоты, какой-нибудь "комеди-клаб". От писателя читатель хочет получить то, чего недополучил в жизни, - "длинные истории". В этом тоже нет ничего оскорбительного.
Безусловно, есть романы, которые легко можно сократить. Ну и что? Не в этом дело. Многословие, конечно, грех, но суть романа не в большом количестве слов, а в масштабе охвата. Многословие просто отталкивает читателя, но не влияет на суть формата. Романы получаются плохими не потому что большие, а потому что авторы не справляются с романной структурой, которая должна "держать" масштаб.
А вот падение статуса новеллы - вещь печальная. Издатели тут не виноваты. Виновата общая культурная ситуация. Вотчина рассказа - журнал, а литературные журналы умерли. Посты в соцсетях создают у читателей ощущение, что новелла, рассказ - это нечто несерьёзное, "я тоже так могу". Однако новеллисты всё-таки ещё способны добиться популярности и уважения. Например - Слава Сэ (очень хороший писатель и человек, он умер год назад от ковида). Хотя в целом "малый жанр" сейчас в упадке, в этом вы правы. Поднимется ли он - не знаю. Предпосылок к этому я пока не вижу.

страница: 264 из 283