продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

29.08.2012 Ильшат

Алексей Викторович, <br />Ваша книга о восстании Пугачёва и я Вашу аннотацию рассматриваю с этой точки зрения.<br />Я прямо уверен, что фраза из аннотации перекочует в википедию на страницу Салавата и страницы башкирских восстаний, содержание книги при этом проигнорируют.<br />Согласно аннотации башкиры подняли восстание и примкнули к Пугачеву для выхода из состава России.<br />В аннотации это утверждается безапелляционно. А вот я считаю, что однозначно на этот вопрос ответить нельзя.<br />"Относительно башкир в пугачёвщину тезис таков: башкиры сражались за национальную государственность, но применительно к реалиям абсолютистской Российской империи второй половины XVIII века это означало &laquo;за отделение от России&raquo;."<br />Я этого не понимаю, так как реалии абсолютистской Российской империи второй половины XVIII века не знаю, но интуиция мне подсказывает, что утверждение спорное.<br />И опять таки, а в аннотации этого нет, там утверждение. Утверждение для реалий сегодняшнего дня, а не 18го века.<br />А вообще, кем себя объявлял Пугачев? Кем Пугачева считало его окружение? Присоединиться к нему означает выйти из России?<br />Это, как минимум, нелогично. Или я во власти мифов?<br />Вот Вы говорите зачем богатому и свободному Салавату было бороться?<br />Наверное, за права, которые башкирам дал Иван Грозный и которые потом методично отнимались, в том числе и у Салавата. такой вариант почему не рассматривается?<br />Были ли у казаков башкирские права? Нет, потому и цели не совсем совпадали.<br />Означает ли государственность башкир выход из состава России? История говорит, что нет. <br />Сейчас государственность башкир решается федеративным устройством России.<br />В СССР государственность башкир решалась тем, что СССР это и есть союз республик и тд.<br />Государственность есть, а выхода из России нет.<br />Вот Вы утверждаете, что <br />"&laquo;отделение от России&raquo; не было катастрофой, чаще оно понималось как административное, а не политическое мероприятие, тем более &#8211; башкирами, не имевшими опыта государственности."<br />Вы уверены, что у башкир не было опыта государственности? Так может это не я во власти мифов, а Вы?

ответ

Ильшат,<br />Я буду отвечать по пунктам.<br />1. Что из моей книги перекочует на страницу Салавата в Википедии &#8211; я не знаю, и за это ответственности не несу ни перед богом, ни перед Википедией.<br />2. Однозначно ответить нельзя, согласен. Но аннотация есть аннотация. Сложные умопостроения и метания духа &#8211; не для аннотации.<br />3. &laquo;Я этого не понимаю&raquo;, &laquo;реалий не знаю&raquo;, &laquo;но интуиция мне подсказывает&raquo; - на таком уровне спорить бесполезно.<br />4. &laquo;Кем себя объявлял Пугачёв? Кем Пугачёва считало его окружение? Присоединиться к нему означает выйти из России? Это, как минимум, нелогично. Или я во власти мифов?&raquo;. Власть мифов тут ни при чём. И логика здесь совсем не такая. Башкиры желали избавиться от русского государства. Пугачёвский бунт просто совпал с назревшим башкирским восстанием: подросло поколение &laquo;сыновей воинов Батырши&raquo;. Пугачёв был выгоден башкирам: он помогал своими действиями; в случае поражения на него можно было свалить всю вину за бунт. Башкиры &#8211; кроме Кинзи и Салавата &#8211; отнеслись к Пугачёву прагматично: когда он ушел с территории Башкортостана, башкиры остались на родине и продолжили свой бунт сами. И не важно, кем они считали Пугачёва, царём или самозванцем.<br />5. Права, которые башкирам дал Грозный, - это какие? Неприкосновенность ислама; общинное землепользование; местное самоуправление; личная свобода; традиционное хозяйство &#8211; вот они. Да, Салават боролся за эти права. А разве борьба за них не означает борьбы за национальную государственность? И в итоге - уход из России образца 1773 года, потому что Россия часть &laquo;прав Грозного&raquo; попрала. Борьба за &laquo;права Грозного&raquo;, изгнание русской администрации, национальная государственность, выход из России - неделимая последовательность событий.<br />6. У казаков и у башкир были сходные требования (смотрите выше права, дарованные Грозным). Поэтому башкир всем народом и сделали потом Башкиро-мещеряцким иррегулярным казачьим войском. Но в пугачёвщину башкир и яицких казаков объединил в первую очередь общий враг &#8211; имперская администрация; башкиры и яицкие казаки были вместе по принципу &laquo;против кого дружите?&raquo;<br />7. Государственность башкир не означает выход из состава России, вы правы. Но во времена Салавата (Екатерины II) русская власть ещё не додумалась объявить башкир казачьим войском и тем самым удовлетворить все требования башкир. Поэтому башкиры хотели, чтобы русская имперская администрация убиралась из их селений. Мятежные башкиры и выгоняли русскую администрацию из захваченных селений, то есть реализовали свой план; а что ещё башкирам было делать с русскими чиновниками &#8211; кумысом их угощать? &laquo;Отделение от России&raquo;, &laquo;создание национального государства&raquo; и &laquo;изгнание русской имперской администрации&raquo; - понятия синонимические.<br />8. В СССР совсем иная ситуация, нежели в XVIII веке. В Башкортостане русских больше, чем башкир. Башкортостан &#8211; не полукочевой коневодческий край, а развитой аграрно-промышленный регион с мощным нефтекомплексом, который нуждается в интеграции с соседями и вообще со всей РФ. Нынешний Башкортостан территориально не тождествен Историческому Башкортостану и со всех сторон окружен регионами России: зачем ему выход из РФ? Политического влияния и опыта у нынешнего Башкортостана вполне достаточно, чтобы защищать свои интересы, будучи полноправным членом Федерации.<br />9. Назовите мне башкирское национальное государство до XVIII века, и тогда вы убедите меня, что у башкир был опыт государственности. Чур, не объявлять башкиром ни Чингисхана, ни Тамерлана.<br />Ильшат, неужели вы думаете, что я написал о башкирах, брякнувшись с печки, а не изучал историю Башкортостана очень долго, вдумчиво, по учебникам, музеям и на натуре? Почему вы убеждены, что всё узнали о моей книге, познакомившись только с аннотацией? Я не хочу в споре повторять то, что уже написал в книге, чтобы доказать вам то или иное положение; у меня нет на это времени. Прочитаете &#8211; поговорим; не прочитаете &#8211; не о чем говорить. Честно: я проделал большую работу, написав эту книгу, и заслужил, чтобы со мной спорили после прочтения, а не до.

29.08.2012 Макс К.

Алексей, хочу поинтересоваться, сколько стоит будет у Вас отредактировать свой роман (12 авторских листов)? Заранее спасибо за ответ.

ответ

Макс,<br />12 миллионов рублей.

28.08.2012 Ильшат

Алексей, это Вы разбрасываетесь намного более серьезными утверждениями, Вы навешиваете ярлык на весь народ, безапелляционно утверждая в аннотации то, что я уже привел. Ваш вывод это Ваш вывод, за Вашей книгой в магазин точно не побегу, это уже мой выбор. Хотя "Хребет России" мне очень понравился... А если хотите поспорить, то я лучше специалисту ссылку дам, а уж он, если захочет, поспорит...

ответ

Ильшат,<br />вы меня вообще слышите? Это не мой вывод, это вывод специалистов, например, тех, которые написали академический учебник-монографию "История Башкортостана с древнейших времён до наших дней" (издательство "Китап", Уфа, 2007 год, в 2 томах). Это четыре доктора исторических наук и один кандидат, все пятеро - башкиры. Цитирую (1 том, стр. 189): "В своём воззвании он всесторонне охарактеризовал положение мусульманского населения Башкортостана, показал их тяжёлую жизнь, призвал начать священную войну против неверных, бороться за свержение власти христианской России и создание национального государства". Это сказано о Батырше, именем которого названы мечети и у которого есть персональный музей в селе Старобалтачево.<br />Это вы не знаете истории народа, Ильшат, и обижаетесь на меня за эту историю. К примеру, вы слышали про Ахмед-Заки Валиди? А он большой учёный, его именем лет 15 назад названа библиотека в Уфе. Он боролся за государственный суверенитет Башкортостана: он встречался с Лениным, был одним из руководителей башкирского шуро, воевал и с белыми, и с красными, был политическим лидером басмачества, а потом - эмигрантом и профессором в университетах Бонна, Гёттингена и Стамбула. Валиди говорил о башкирском государстве - и он тоже не прав в оценке истории своего народа? Не я придумал идею башкирского "отсоединения". О такой сути 200-летней борьбы пишут сами башкирские учёные - высокопрофессиональные учёные, замечу. А вы, Ильшат, не желаете слышать выводы специалистов, которые я и транслирую, а слышите только собственное мнение, сформированное идеологическими мифами.<br />PS. Башкирская борьба против русского государства - дело высочайшего мужества и гражданской доблести целого народа. Это не сепаратизм, а госстроительство. Российское государство должно быть благодарно башкирам за эту борьбу, о чём я и писал в "Хребте России" (а вы, Ильшат, не прочитали): "Башкиры сохранили свободу и землю. И главное - они не позволили России превратиться в колониальную державу западного типа. А этим уберегли её от развала, когда гибли империи - Российская и советская".

28.08.2012 Азат Бердин

Уважаемый Алексей Викторович, я не разделяю резкости замечания Ильшата: где же здесь "ярлык на народ"? Разве башкиры не имели морального права воевать за отделение? Имели. Иное дело, что в 1773-75 гг. НЕ за это они воевали: для них попытка отделения была пройденным этапом. В этом Ильшат, на мой взгляд, прав, в аннотации А.В.Иванов ошибся. Посмотрим, как в книге. Ваш контр-аргумент Ильшату не убедителен: восстание Салавата - это одно, а Алдара или Батырши - иное (хотя и там отделение выдвигалось не всегда и было не главным). Каким образом цитата из Батырши (тем паче - цитата из учебника, рассказывающего о Батырше) может служить аргументом при характеристике совсем иного восстания - Салавата и Кинзи, я не понимаю. В действительности эта разница хорошо известна и башкирским ученым всех направлений, от И.Г.Акманова до Б.А.Азнабаева. Да и историкам РФ в целом - могу сослаться на мнение ведущего тюрколога В.В.Трепавлова, историка права России 17-19 в. В.А.Воропанова и др. А вот с выводом Вашим, процитированном в ответе Ильшату, я соглашусь целиком и полностью. И высоко ценю точность выраженного в нем Вами понимания самой сути истории башкирских восстаний. Мне представляется, некоторые Ваши формулировки выиграли бы от уточнения и коррекции, не требуя изменений по существу. Где можно увидеть книгу?

ответ

Уважаемый Азат.<br />Книга должна скоро появиться в продаже по всей России. Пока - только в магазинах столиц и в интернет-магазинах.<br />По вопросу отделения Башкирии от России и вправду интересно поспорить - но именно поспорить, а не хлестать по мордасам обвинениями.<br />Относительно башкир в пугачёвщину тезис таков: башкиры сражались за национальную государственность, но применительно к реалиям абсолютистской Российской империи второй половины XVIII века это означало &laquo;за отделение от России&raquo;.<br />Теперь выскажусь подробнее.<br />Конечно, восстанием Батырши нельзя объяснять восстание башкир времён Кинзи и Салавата. Но! Уникальная особенность политики башкир - актуализация исторической памяти (например, через шежере и кубаиры). Скажем, башкиры-пугачёвцы повесили Юсуфа Тевкелева за грехи, совершённые его отцом 37 лет назад во времена Оренбургской экспедиции. В народных легендах на Юрюзани Салавата нашёл старый Карасакал. Многие немолодые старшины-пугачёвцы - Кинзя Арсланов, Юлай Азналин, Баик Айдар, Алибай Мурзагулов (из 86 башкирских старшин бунтовало 77) - были участниками восстания Батырши. То есть, мы видим историческую преемственность как в персонах, так и в целях.<br />В те времена вообще всё было не совсем так, как сейчас. Вы же должны знать. Внутри Российской империи существовали де-факто самостоятельные кочевые государства, субъекты международного права, например Торгоутское ханство (или потом Букеевская орда). Хан Абулхайр со своими Жузами присягал России трижды. Алексей Тевкелев усмирял башкир - российских подданных, служа в Министерстве иностранных дел. Кубанское казачество подчинялось турецкому султану и ходило в военные походы против России. Кочевые калмыки отделялись от России и под командованием тайши Убуши и князя Банбура всем народом переселялись в Джунгарию. Изнутри империю разделяли линии пограничных крепостей (вроде тех, что строили Кирилов, Татищев, Неплюев, а в 1837 году &#8211; Перовский). И так далее: примеров &laquo;странной&raquo; с нашей точки зрения государственности много. И &laquo;отделение от России&raquo; не было катастрофой, чаще оно понималось как административное, а не политическое мероприятие, тем более &#8211; башкирами, не имевшими опыта государственности.<br />И за что боролся Салават? Знатный, богатый, свободный сын бая 19-ти лет, с тремя жёнами и двумя сыновьями. &laquo;За народ&raquo;? Это общие слова. За свободу? Башкиры не были крепостными. За всеобщее богатство? Абсурд. Мстил? Нет, мстил Юлай. Может быть, за веру? Но свияжская &laquo;Комиссия новокрещенных дел&raquo; была давно упразднена; в 1767 году в Казани за озером Кабан построили мечеть (нынешнюю мечеть Марджани) &#8211; этим Екатерина сняла запрет на строительство мечетей; указ Екатерины в 1773 году вообще реабилитировал ислам. У башкир не было религиозных мотивов для бунта &#8211; в этом и просчитался Пугачёв, уходя из Осинской даруги на Казань. Главный мотив Салавата (и других баев) был один &#8211; национальная государственность (что тогда автоматически означало отложение от России). Иначе почему и ныне в Башкортостане на гербе &#8211; Салават?<br />Одной из важнейших задач для Кинзи Арсланова было объяснять Пугачёву, чего надо башкирам: значит, башкиры с казаками не совсем совпадали по целям. Пугачёвщина в Башкирии &#8211; это башкирский бунт, а не пугачёвский.<br />Проблема национальной государственности башкир была решена в конце XVIII века &#8211; значит, во времена пугачёвщины она существовала и была актуальна, поскольку в середине XVIII века за неё уже сражался Батырша. В 1797 году всех башкир российская власть организовала в Башкиро-мещеряцкое иррегулярное казачье войско, поделив Башкирию на кантоны, - и всё: башкиры получили национальную государственность (в формате казачьего самоуправления) без отделения от России. Но при Батырше или при Кинзе российская власть, увы, не додумалась до этого гениального решения.<br />А после революций 1917 года проблема национальной государственности вновь стала актуальной, и её пытался решить Заки Валиди.<br />В общем, требование независимости от России в XVIII веке означало гражданскую зрелость народа, политическую состоятельность и национальный консенсус башкир. Это уникальный случай в истории России. Таким требованием надо гордиться, а не считать напоминание о нём оскорблением. Это всё равно, что считать оскорблением для Колумба то, что он открыл Америку, а не Индию.<br />Всё это я объясняю в книге более подробно. Извините, что привожу вам факты, которые вы как историк давно знаете, но это - для тех, кто читает спор на сайте и "не в курсе".

27.08.2012 Гульнара

Уважаемый Алексей Викторович, не планируется ли презентация Вашей новой книги в Перми?

ответ

Уважаемая Гульнара.<br />Пока не планирую.

27.08.2012 Ильшат

После Хребта России написать в аннотации, что идея Пугачёва стала войной за национальную независимость: башкиры воевали с русским государством за выход из состава России.<br /><br />Алексей Иванов потерял все свое уважение в моих глазах после такой аннотации...

ответ

Ильшат,<br />прежде, чем говорить такие вещи, не мешало бы ознакомиться с аргументами осуждённого, вы не находите? Неужели вы уже прочитали книгу и сочли её чушью?<br />Вы знакомы с восстаниями Сары Мергена, Сеита Садиира, Алдара Исянгильдина (к которому сепаратист Кондратий Булавин послал Игната Некрасова), Акая Кусюмова, Кильмяка Нурушева, с Тюлькучурой, Мандаром и Бепеней, которые бились с Оренбургской экспедицией после истребления Сеянтуса, с проектом "особливого владения башкир" Минлегола Юлаева (чингизида Султан-Гирея и джунгарского принца Шуны), с трактатом Габдуллы Галиева (Батырши, Бахадур-Шаха Али-улы), который сформировал идеологию башкирского сопротивления? Если да - тогда давайте поспорим, Ильшат, если нет - не надо громких заявлений.<br />Смысл великой башкирской борьбы понимала и Екатерина, поэтому Пугачёв был казнён, а Салават - нет. Об этом прямо пишут башкирские историки (академическая "История Башкортостана..." в 2 томах, И.Акманов, Н.Кулбахтин, А.Асфандияров, "Китап", Уфа, 2007, стр. 189).<br />Я не разбрасываюсь подобными заявлениями, это же очень серьёзные слова. А вот вы разбрасываетесь приговорами, Ильшат.

23.08.2012 Андрей Добрый

Здравствуйте, Алексей Викторович!<br />Будете ли Вы презентовать свою новую фотокнигу?

ответ

Уважаемый Андрей.<br />Скорее всего, я буду представлять книгу на книжной ярмарке на ВВЦ 8 сентября, но точнее об этом напишу в разделе "Новости".

22.08.2012 анхелика

Здравствуйте, Алексей Викторович! Спасибо Вам за умные, добрые и красивые книги! Пуджик симпатяга! Прямо таки срисован с настоящего кота. У Вас есть домашние животные? Какие? Как их звать?<br />анхелика, г.владимир, 22.08.2012

ответ

Уважаемая Анхелика.<br />Спасибо.<br />Пуджик и срисован с настоящего кота, его звали Пуджик. Это был мой кот. У меня дома сейчас живёт кот Чип, сын Пуджика.

22.08.2012 анхелика

Здравствуйте, Алексей Викторович! Вы относитесь к писателям, книги которых хочется перечитать второй раз. Сначала нестись, следя за хитросплетениями сюжета, а затем медленно, внимательно, прочитывая каждую фразу, некоторые перечитывая по несколько раз. Они такие вкусные, деликатесные! Неправы девушки из "Школы злословия"! В Ваших текстах нет лишних слов, выброси хоть одно, и уже не то. А если им не понятно, то пусть читают Юрия Никитина или букварь. Никого не слушайте, они завидуют, потому-что сами так не могут. Здоровья и хорошего настроения!Делайте что задумали, а мы будем ждать новых книг! И еще вопрос: какие чувства вы испытываете, расставаясь с героями, умертвляя их по ходу сюжета или заканчивая произведение?<br />Анхелика, г.Владимир,22.08.2012

ответ

Уважаемая Анхелика.<br />Спасибо.<br />"Школа злословия" была так давно, что странно и вспоминать о ней. Но и тогда я уже был юношей вполне самостоятельным, чтобы разбираться, как мне надо писать, а как - нет.<br />Герои - они для меня как живые люди. С хорошими и любимыми героями расставаться жаль. Дописать роман или убить героя - одинаковое ощущение потери.

22.08.2012 александр

Здравствуйте Алексей Викторович спрашивая про второе издание Хребта России я имел в виду не тираж а саму книгу с большим материалом по каждому эпизоду ведь потенциал ХРЕБТА по истории Урала и России огромен или совершенно новое издание под иным названием о всей стране

ответ

Уважаемый Александр.<br />Теперь я понял. Увы, нельзя объять необъятное. "Расширения" или "переформатирования" "Хребта" не будет. Но некоторые темы я развиваю более подробно. Только что вышла книга о пугачёвщине, сейчас готовлю книгу о "горнозаводской цивилизации".

22.08.2012 Александр

Здравствуйте, Алексей Викторович!<br />Прочитал все ваши произведения, кроме "Летоисчисление от Иоанна", к сожалению не могу найти. Что и когда ждать от вас новое? Спасибо!

ответ

Уважаемый Александр.<br />Только что вышла моя новая книга - "Увидеть русский бунт". О ней подробнее - в разделе "Новости".

21.08.2012 александр

здравствуйте алексей викторович скажите выйдет ли 2е издание хребет россии может быть в нескольких томах ведь у этой книги огромный потенциал для подробного углубления в историю посути это хрестоматия книга для изучения в школе вузе зта книга для меня стала настольной

ответ

Уважаемый Александр.<br />Спасибо.<br />Мне не совсем понятен ваш вопрос. Второе издание "Хребта России" - это новая книга с отредактированным текстом и другими фотографиями. Такой книги не планируется. Но "Хребет" регулярно допечатывается; те книги, которые в продаже сейчас, - уже третья или четвёртая допечатка тиража. Допечатки будут и дальше.<br />Я не знаю, где в Перми купить все мои книги. Я ведь не занимаюсь продажей книг.<br />За информацию по фестивалю благодарю.

11.08.2012 Сергей

Алексей Викторович.<br />Кто выбросил в окно , Гермеса ?<br />Кто сидел за рулем в последней встрече ? Или это все Глебу чудилось , снилось ? Извините не понял этот литературный прием.<br /><br />Сергей Р.

ответ

Уважаемый Сергей.<br />Гермеса выбросил демон Абракадабра, принявший облик Глеба, этот же демон, но в облике Бобса, сидел за рулём "фердипердоза". Для Глеба всё это было наяву.

10.08.2012 Александр, Екатеринбург

Алексей Викторович, я преклоняюсь перед Вашим творчеством! К сожалению, а может быть и к счастью я довольно недавно к нему прикоснулся. Два года назад я написал историческую повесть про события, которых нет в учебниках, но которые нельзя отвергнуть, благодаря нетленным трудам средневековых летописцев. Повторюсь, к счастью, я проглотил Вашу Парму после того как отдал свою повесть в журнал, иначе бы бессознательно стал бы Вам подражать. Но моя радость заключалась в том, что в Вас я увидел до боли родственную душу! Первый опыт моего творчества сразу был опубликован в саранском журнале "Странник". Умоляю Вас посмотреть. Вы сразу поймете, что нас объединяет! Текст можно прочитать на сайте журнала "Странник" Александр Зайцев "Тайна горы Калма-Кужа" и еще я его отправил на почту Вашей неутомимой помощнице и моему однофамильцу Юлии. Но это не все! Теперь вопрос. Алексей, Вы едите в Мордовию, в Саранск на празднование тысячелетия 23 августа. То что Вы приглашены на эти мероприятия, где будут присутствовать и президент и патриарх я не сомневаюсь. Я хочу предложить Вам, как неутомимому путешественнику и искателю поехать туда со мной на машине и в дороге показать Вам сердечную Артерию - матушку Волгу, еще одну часть организма под великим названием - РОССИЯ!

ответ

Уважаемый Александр.<br />Спасибо.<br />Я постараюсь прочитать, но не обещаю. Просто нет времени на чтение, которое не требуется по работе.<br />Волгу я вообще-то видал, очень-сильно-далеко-не-раз, но всё равно спасибо.<br />В Саранск я не приглашён, и не еду, и не поехал бы, потому что не люблю официоз, тусовки и всякие мероприятия.

10.08.2012 Сергей

Здравствуйте, Алексей Викторович.<br />С большим интересом прочитал ваши книги " Псоглавцы " и "Комьюните".По ходу прочтения возникло много вопросов,<br /> и о Москве , и о деревне,и об интернете, и о культуре , и об общ-ве потреб, и о времени в котором живем ,но прежде хотелось бы спросить о придание образам (возникающим у героев ) такой натуралистической формы , похоже на "белую горячку" или на кошмарный сон ,тут больше реализма чем сюрриализма.<br />Последняя сцена в "Комьюните " (реальная встреча с демоном-чумы). Именно так, вы хотели показать реальность катастрофы Глеба ?<br />С уважением , Сергей Р.

ответ

Уважаемый Сергей.<br />Признаюсь, не очень понял ваши вопросы.

страница: 150 из 233