продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

26.06.2011 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Служкин из Географа это ведь парадоксальный герой не своего времени . Время базарной экономики, время новых русских эпохи 90-х годов, время воровства и распила это не его время, он не хочет быть активным строителем дикого капитализма на развалинах СССР. И всё-таки он герой, потому что остаётся человеком со своими ценностями, со своей моралью, а не прогибается под изменчивый мир. Это трудно для обычного человека и, как следствие, Служкин прибегает к помощи алкоголя в ситуациях стресса и к спасительному юмору. Неожиданная любовь к Маше это испытание для него. Прав он или нет, отказавшись от этого соблазна, никто не скажет наверняка. Но он всегда стремиться поступать согласно своему внутреннему голосу, который называется совесть. Это и есть геройский поступок. А в награду та самая светлая и лучезарная пустыня одиночества, которую можно воспринимать и как грустную иронию. Смысл вашей книги ведь в этом? И разве такое недеяние Служкина не лучше деятельности того успешного лидера правящей партии, который выстроил систему вертикальной и горизонтальной коррупции в стране символический крест на России? Он и книг таких, наверное, никогда не читал занят очень. Пашет, как раб на галерах . Строит свою светлую и лучезарную пустыню государственно-корпоративного капитализма. Настоящий полковник.

ответ

Уважаемый Владимир. Я согласен с вами. Кстати, о том, что считает Служкина вневременным героем, мне говорил и Валерий Тодоровский. Водка и шутки для Служкина - не способ уйти от времени, а способ замаскировать свой уход. Уходит он поступками, которых не совершает, а причину своего поведения списывает на пьянство, а не на нравственность, чтобы не обижать близких.

25.06.2011 Константин

Здравствуйте, Алексей Викторович. Не попадались ли вам, во время работы над "Золотом бунта" фотографии чусовских барок? Например, не изображена ли барка на этой фотографии Прокудина-Горского http://www.veinik.by/photo/0453.htm#photo Спасибо

ответ

Уважаемый Константин. Эту фотографию я видел, она уже неоднократно воспроизводилась. На ней не барка, а большая баржа, предназначенная для буксировки пароходом. Вообще фотографии барок есть, но только - финального этапа. Ведь чусовская барка за 200 лет эволюционировала, кроме того, имелись другие типы судов, например, полубарок или межеумок. Первые барки, построенные ещё плотниками с верфи Меркушино, были остроносыми и с мачтами для парусов. Потом по ряду причин барки обрели "классический" вид, какой я описываю в "Золоте бунта". В 1870 году были придуманы лоты, и это снова изменило вид барки: исчезли потеси, мачты, "сопляки", палатки, "скамейки". Барки превратились в плавучие "ящики" с рулевыми конструкциями на корме. Вот такие барки и запечатлены на фотографиях конца XIX - начала ХХ веков. (В "Золоте бунта" я описываю использование лотов для "кинематографичности" сцены битвы сплавщика с рекой, в реальности в 1779 году лотов ещё не было.)

24.06.2011 Елена

Алексей Викторович, В Вашем чудесном рассказе “Победитель Хвостика” ассоциации места действия с так называемой зоной ВУРСа случайные или преднамеренные? С уважением, Елена Щербакова, Миасс

ответ

Уважаемая Елена. Место действия "Хвостика" - биостанция УрГУ, это на впадении Сысерти в Исеть, под Двуреченском. Конечно, близко к ВУРСу, но не ВУРС. "Хвостика" я писал в 1989 году, когда про ВУРС ничего не знал. Хотя вы правы: сказочности "Хвостика" ВУРС придаёт особый, фантасмагорический оттенок и даже как-то обогащает смыслами...

23.06.2011 Андрей, Новосибирск

Здравствуйте Алексей Викторович. А после съемок фильма "Хребет России" Вы с Л. Парфеновым обсуждали возможность будущей совместной подобной работы? Спасибо.

ответ

Уважаемый Андрей. В ситуации с фильмом я был работодатель, а Леонид Геннадьевич - наёмный работник. Как работодатель, я больше не имел подобных проектов. А Леонид Геннадьевич в такой роли не выступает. Так что и говорить тут было не о чем.

23.06.2011 Татьяна.

Здравствуйте, Алексей Викторович! В Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург) продается вот такая книга: http://mariuver.wordpress.com/2011/03/02/demograf-komi-p/ Если вы знакомы с этим изданием, то можете как-то прокомментировать? В ней, кстати, есть цитаты из ваших произведений Я очень обрадовалась книге, но меня удивило, что автор финн. Какое-то недоверие к иностранцам . Еще вопрос: можете ли вы порекомендовать еще какие-либо интересные и содержательные издания, книги, альбомы по истории и культуре Пермского края? И где их можно найти? Заранее спасибо.

ответ

Уважаемая Татьяна. Нет, с этим изданием я не знаком. Культура края богата и разнообразна. Что конкретно вас интересует? Звериный стиль? Культовая скульптура? Обвинские росписи? Деревянное зодчество? Иренские камнерезы? Строгановская иконопись? Уральское барокко? Крепостные живописцы? Горнозаводская архитектура? "Баухаус" в Перми? Финифть? Керамика? "Суровый стиль"? Пермский андеграунд? По каждому направлению - да и по другим, - можно посоветовать многое. Обобщающего обзора нет. В целом же могу посоветовать "школьную" книжку "Страницы истории художественной культуры Прикамья", Пермь, "Книжный мир", 2006 год. Но полной картины это издание не даёт, да и вышло давно, да и тираж 2 тысячи, где найти - не знаю, увы.

22.06.2011 Жамиля

Я знаю что "царь" не экранизация. И как кинолюбитель рада что выбрали "географа". Просто социальную драму наш кинематограф еще потянет но ни как не экшн который пришлось бы делать из "серца пармы" или "золота бунта". это недовольство сценарием побудило написать вас книгу? я про "царя"

ответ

Уважаемая Жамиля. Сценарием-то я доволен, иначе бы и не отдавал его Павлу Семёновичу, а работал бы над ним дальше. А книжку я планировал изначально: хотелось попробовать новые средства выразительности - предельную визуализацию, разные вИдения героев, умолчание как высказывание. Правда, эту "исихастичность" текста публика восприняла как "сырой сценарий", ну да ладно. Но моё недовольство фильмом и вправду лично для меня добавило в ситуацию драйва.

19.06.2011 Наталья

Уважаемый Алексей Викторович, набрала в поиске "кому на руку культурная революция в Перми" и вышла на Ваши комментарии по поводу "Белых ночей". О Вашей позиции нейтралитета. Присоединяюсь. На все 100%. В моей Германии уже давно воспринимают не участие в выборах как активную политическую позицию. Так что Ваше поведение соответствует реакции европейского писателя. Хотя позиция нейтралитета очень тяжела, так как молчать очень трудно. Но когда мне "довелось" быть участницей международной встречи Гельмана и Мильграма с представителями городов-побратимов на " Европейских акцентах", то я после первых же слов Гельмана об отсутствии культуры в Перми и.т.д, и.т.п просто встала и весьма демонстративно покинула место события. Чем и горжусь. Кстати, немецкие журналисты меня поняли. Культура в их городах- это тоже часть бизнеса. А Пермь слизывает идеи с Европы. Пермякам хочется пожелать наконец использовать мозги и почаще задавать вопрос: "Зачем?" Мы всегда были рабочим городом, искренне любящим настоящее искусство и хорошую книгу! Нам нужно наши традиции спасать! Они еще есть! А ходить по разваливающейся Эспланаде с неухоженными газонами и млеть от "искусства" в контейнерах - это значит признавать себя быдлом. Что многие пермяки и делают, к счастью все же не очень активно. Успехов Вам! Наталья

ответ

Уважаемая Наталья. Спасибо за комментарий и пожелания.

17.06.2011 Марина

Ув. Алексей Викторович! Когда первый раз читала Золото бунта , то запал в мозг мальчик Веденея-дырника, и особенно способ, которым Осташа его убивает. Потом, читая Ваши ответы вдруг мне открылось, что это сатаненышь в прямом смысле этого слова, отчего и смерть такая (как я поняла). Сейчас снова перечитала книгу, ничего сатанинского в мальчике опять не увидела. Конечно, лежа на диване легко решать, какая смерть уместна Но мальчик все равно запал в душу. Вспомнилась булгаковская Маргарита с нелепой просьбой о платке Фриде. Конечно, Осташа и не подкачал как герой, и душу не отдал, и на власть не купился, и от любимой ведьмы ушел, и проч., но момент с мальчиком мне резанул Вас считаю классиком русской литературы, но почему так? Понятно, что Осташа не Маргарита, и все в таком духе, но считаю, что цели и задачи у них равновелики, а средства разные (хотя время Булгакова было страшнее, чем сейчас... но этот жест с Фридой не писал же он для раскрытия образа Маргариты, а писал для читателя) Когда Вы писали про мальчика, как Вы мыслили?(именно этот мальчик меня интересует). .. Спасибо, с уважением, Марина.

ответ

Уважаемая Марина. Вообще-то мальчика я придумал именно как "нечистого". Знаете, про леших в народе говорили: он от бога отстал, а к чёрту не пристал. Вот и щучезубый сатанёныш из таких. Не дьяволово отродье, но и не божье творение. Он живёт без имени, некрещёный, говорить не умеет, ест и спит как животное. Он - из язычества, которое не анти-христианское, а вне-христианское. Осташа поступил с ним как ортодоксальный христианин, не более. Сатанёныш встал на осташиной дороге - Осташа его убил, как волка. Ну и что, что похож на человека? Души-то нет. И не было никогда - в отличие от Веденея. Эпизод с сатанёнышем нужен именно для демонстрации ортодоксальности Осташи, который не поступится верой ради гуманизма, любви или справедливости.

17.06.2011 Василич

Рекомендую друзьям читать "Географа" с третьей главы, остальные прочитать после, тогда они представляются более интересными. Ваше мнение? Спасибо.

ответ

Уважаемый Владимир Васильевич. Гм. Вообще-то я считаю, что читать надо с начала. То есть, по порядку. Меня ведь никто не заставлял ставить "походную" часть третьей.

16.06.2011 Жамиля

здраствуйте!!! а как вы вообще относитесь к экранизации вашей книги??? чего боитесь или наоборот на чем хотели бы заострить внимание?

ответ

Уважаемая Жамиля. Я думаю, что все писатели относятся к экранизации как таковой весьма положительно, ведь экранизация - в некотором смысле сакрализация. Текст обретает существование на каком-то ином уровне. А у меня к экранизации одно требование: чтобы получился хороший фильм. И не важно, насколько он соответствует моему восприятию собственного произведения. Экранизация - творение режиссёра, а не автора романа-первоосновы. Поэтому экранизации "Географа" я жду как любой прочий зритель, просто ожидающий хорошего кино. И вмешиваться в процесс я не собираюсь. Если ваш следующий вопрос будет по поводу моего недовольства фильмом "Царь", то сразу замечу, что "Царь" - не экранизация.

15.06.2011 Lesya

Zdrastvyúte Alekseú! Chitay seúchas vashy knigy Zoloto bynta i ishy chasti svoeú familnoú istorii po pradedam so vremén Pygacheva. Poka nawla Pargacheva, no eto ne Grachev. Bil iz staroverov, snachala pisali ikoni, posle zapreta ikonopisi perewli na xoxlomy... Prapradet Sidor zil v derevne Shaldéw, znaete li vi chto nibyd o Grachéve ili chto znachit slovo Shaldésh? Ivenjaus za tekst ne po rysski napisanniú, zarannee blagodarna, Lesya.

ответ

Уважаемая Lesya. Паргачёв - реальный исторический персонаж, хотя, конечно, не Грачёв. А Грачёв - слишком распространённая фамилия, сложно сказать что-либо, не зная подробностей. К сожалению, я не понял название деревни, и вы написали его по-разному: Shaldéw и Shaldésh. "Шалдеш"? Не уверен, что есть такой населённый пункт. Может, Салда? Или большая деревня староверов Шарташ?

14.06.2011 Мария

Спасибо большое за ответ. Вообще, наверно, мое толкование вашего романа - самое, так сказать, лежащее на поверхности. Каждый к Служкину ведь подходит со своей меркой, и получается как с Перельманом, за которым шпионят и гадают, зачем это он сигареты покупает. Воистину, каждый видит то, что хочет. По-другому посмотреть на вроде бы ясное - это важно, так что спасибо. У меня еще серьезный вопрос: истяжательство - это реально существовавший толк? Не смогла найти о нем информациии.

ответ

Уважаемая Мария. И вам спасибо за умение принимать чужую точку зрения как равноправную. А истяжельчество и восьмое таинство я полностью выдумал. Такого толка и таинства никогда не существовало.

13.06.2011 Мария

Алексей Викторович. В догонку предыдущему вопросу: а вы согласны с тем, что со временем у текста становится больше смыслов? Причем независимо от воли автора, просто так устроена человеческая культура. А служкин - он нормальный человек, которого его жизнь более менее устраивает, и он в основном занят тем, чтобы придумывать оправдания, почему он ничего в жизни не меняет. Как говорит мой муж: а голова нужна для того, чтобы придумывать оправдания. Кстати, а как вы думаете, ваши произведения могут войти в школьную программу?

ответ

Уважаемая Мария. Я согласен с тем, что время прибавляет тексту смыслов. Например, только время прибавило роману "Как закалялась сталь" смысл жития католического мученика. С дистанции этот смысл романа яснее сказок о торжестве коммунизма. Но я по-прежнему не согласен с вами в оценке Служкина. Его жизнь его не устраивает. Он занят не одними лишь оправданиями своей бездеятельности - это читатели ищут оправдание Служкину, который, видимо, им симпатичен, но не понятно, почему ничего не делает. И в жизни бывает много ситуаций, когда ничего не менять - большое и трудное дело, а перемены как самоцель - стратегия мошенников. Я уже приводил пример с защитниками Брестской крепости: они ничего не поменяли, из крепости не вышли, к своим не пробились, Берлин не взяли. Они - лузеры? Они сидели по казематам, занятые придумыванием мифа о стойкости, чтобы оправдать своё неумение победить вермахт? А Служкин сам вполне внятно поясняет свою позицию (цитирую): "Нужно меняться, чтобы стать человеком, и нужно быть неизменным, чтобы оставаться им". Служкин не "колеблется вместе с линией партии", а маскирует шутками и списывает на пьянство именно стойкость, а не безволие. Служкин выпивает в том числе и для того, чтобы близкие думали, что "он не может", а на самом деле "он не хочет", причём "не хочет" ещё и обижать своих близких позицией отрицания их нормы. В этом и отличие "Географа" от похожих текстов "времён застоя", к которым всегда пришнуровывают мой роман: там пьянство само по себе было социальным протестом, здесь - маскировкой внятной позиции несогласия с эпохой и её нравами. "Географ" уже включён в школьную программу как дополнительное чтение. Я не знаю, правильное ли это решение. Надо спрашивать у педагогов.

12.06.2011 Вера

вот не послушала я Вас. Пошла на Белые ночи. И что? Чем больше хочется веселья - тем холоднее и моросливее дождь... Уж и ролики в прокат взяли, и зонтики дома оставили - а дождь все сильнее. А народу все меньше. Тихо вокруг! Ходят слухи, что фестиваль этот кто-то проклял... Не я! Пишу просто так. Смешно потому что...

ответ

Уважаемая Вера. Относительно пермской ситуации мне не хочется комментировать даже погоду.

12.06.2011 Павел

День добрый, Алексей. Как-то раз, лет 10 назад, я с другом ехал по трассе Е95 из Москвы в Ленинград. Вдоль дороги через каждые 10 км стоят памятники бойцам советской армии, павшим в ВОВ. Я, как человек, убитый на истории, всерьез задумался, что вот тут парни сидели, оттуда их окружали, здесь шли вражеские танки, и все такое. И впервые отфиксировал потрясение, что вот жешь, кругом полно истории, а я как уралец к этому не привыкший. И вот после Ваших книг я увидел, что у моей малой родины есть куча истории, и мне с этого нереально радостно. Вам огромное спасибо как историку - краеведу, и как пропагандисту уральской истории особенно. А вопрос таков. Ваше мнение по поводу федерализма в целом?

ответ

Уважаемый Павел. Спасибо. А истории на Урале куда больше, чем я рассказывал или даже знаю. На мой взгляд, федерализм - одна из важнейших составляющих внутренней политики России. Все согласны, что стране нужны демократизация, либерализация, правопорядок и так далее, и все согласны, что они нужны без революции. Но как? Тут есть разные мнения. Кто-то предлагает поменять элиту, кто-то - поменять законы, кто-то - сделать независимым суд, кто-то - вернуть выборы, кто-то - задействовать местное самоуправление, и прочие способы. Наверное, все эти пути вполне действенны, если идти, а не трындеть. Мне кажется, что реальный федерализм - не менее плодотворный путь. Реальный федерализм невозможен без демонтажа "вертикали власти", он способен отформатировать страну в более приличную форму не хуже выборности губернаторов или независимости судов. Поэтому федерализм - путь к прогрессу, и если страна пойдёт к прогрессу другим путём, то всё равно она будет попутно восстанавливать федерализм. Потому что он неизбежен при столь разношёрстном населении, несхожем по идентичностям, региональным или национальным.

страница: 120 из 283