Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



19.04.2011 Антон

А книгу я нашёл! Называется "Тайна реки злых духов". Автор - Владимир Корчагин, канд. геол-мин. наук.
Как мы с братом и думали, Саша оказался пропавшим сыном старого геолога, а искали они уран - люди умирали от лучевой болезни.
А как вы относитесь к творчеству вашего земляка, Льва Давыдычева ("Приключения Ивана Семёнова, второклассника и второгодника")?

ответ

Уважаемый Антон.
К творчеству Льва Давыдычева я отношусь с огромным уважением. "Иван Семёнов" - безусловная классика. Но у меня любимая вещь - "Руки вверх!". Для советского времени это был полный "вынос мозга". Как можно было такое написать и напечатать? Вот просто по формальным признакам, я уж не говорю о юморе. Это в чистом виде постмодернизм про советские романы о шпионах и школе. Пелевин с "Омоном Ра" безнадёжно устарел бы на момент написания "Омона", если бы читающая Россия вспомнила "Врага № 1". Будь я литературоведом, я бы сопоставил "Врага" с "Судьбой барабанщика" Гайдара: при всём уважении к Гайдару, соцреализм должен был лечь и накрыться крышкой гроба. Я до сих пор ржунимагу, когда вспоминаю, как обер-фобер...шнапс-фюрер фон Гадке бежал от чести заспиртования заживо на самолёте-ракете "Антихрист-1" и взорвался к чертям собачьим. В общем, Давыдычев - несостоявшаяся революция отечественной литературы. Прямая связующая от футуристов к постмодернистам. А "не свезло" Льву Ивановичу, потому что жил в Перми, а не в Москве.

18.04.2011 Антон

Уважаемый Алексей Викторович!
Вот уже несколько лет собираюсь задать этот вопрос, да всё время не решаюсь.
В нашей домашней библиотеке есть книга без начала и конца - первые 38 страниц, а также страницы, следующие за 292-й оторвали предыдущие владельцы. Судя по заметкам на полях, сделанных синим карандашом, книга им не понравилась.
Поскольку автор и название нам не известно, могу только кратко пересказать сюжет.
Действие происходит в середине 50-х годов двадцатого века бассейне реки Ваи, судя по описанию, местность похожа на Северный Урал. Раньше там жили племена поклоняющиеся идолам с глазами, сделанными из александрита, но потом аборигенов поразила какая-то таинственная болезнь, и они покинули эти места.
Герои книги - два геолога и трое старшеклассников (брат одного из геологов и двое его одноклассников - Наташа и Саша). Саша - сирота, отца никогда не видел, мать умерла в блокаду, воспитала приемная мать. Единственная память об отце - малахитовый глобус с секретом (если нажать на кнопку "Ленинград", то глобус раскрывается - внутри находится портрет матери). У начальника же экспедиции в блокаду погибли жена и сын. Причем когда Саша показывает ему глобус, Саше кажется, что собеседник его раньше видел. (Возможно, что Саша является его сыном Юрой, который может быть и не погиб).
Знакома ли вам это книга? Может быть её автор тоже родом из Перми или жил на Урале?

ответ

Уважаемый Антон.
Увы, такую книгу я не читал и даже ничего не слыхал о ней.

18.04.2011 Евгений (Соликамск)

Здравствуйте Адексей Викторович!
Месяца полтора назад я видел по одному спутниковому каналу фильм "зазеркалье империи", к сожалению только 2 и 3 серию. Там речь идет о Перми великой, ядерном озере, заброшенном поселке Чусовской. Ну есть эпизоды, которые пересекаются с Вашим "Хребтом России". Видели ли вы этот фильм? И не могли бы прокомментировать?

ответ

Уважаемый Евгений.
Да, этот фильм я смотрел, его подарили мне авторы - энтузиасты из Ижевска. Добротный познавательный фильм об удивительных местах - о Печорском волоке, и о забытых страницах истории. Авторы просто молодцы. Ну почему же, блин, у нас не находят никакой поддержки те, кто честно делает уникальное и сложное дело, нужное всем?

18.04.2011 Михаил

Алексей Викторович!
С интересом прочитал Ваши книги Сердце Пармы и Золото бунта. Когда можно ожидать выхода книги о Пугачевском бунте? Что в планах еще на исторические темы?
Спасибо.

ответ

Уважаемый Михаил.
Книга о пугачёвщине будет не в формате "Золота бунта", а в формате "Хребта России", то есть не роман, а фотокнига. Выйдет она через год, не раньше. И пока что надо хотя бы в этом деле выйти на финишную прямую, а уж потом можно планировать другие дела.

15.04.2011 Олег

Уважаемый Алексей Викторович!
Можно ли получить Ваш комментарий по поводу утраты Пермью статуса города-миллионника? Это на фоне того, что Екатеринбург обогнал Н. Новгород.
О. Вершинин.

ответ

Уважаемый Олег.
Это позор пермской власти. У города были все шансы для жизни, но его задушило чиновничество. Где правят чиновники, там коррупция, бесправие, бесперспективность, разруха и скука. Кто активнее, тот уезжает.

14.04.2011 Константин

Сегодня посмотрел утром фильм "Царь".
Диалоги потрясные - живые, как у людей, а не у персонажей.
Вы когда сценарий писали, картинку видели? чувствовали, что герои думают, что ощущают, и какими словами эмоции исходят?
Здорово.

ответ

Уважаемый Константин.
Ваши похвалы фильму "Царь" я переадресую Павлу Семёновичу Лунгину, режиссёру. То, что сделал я, и то, что я хотел увидеть, - в книжке "Летоисчисление от Иоанна", а не в фильме.

13.04.2011 Алексей

Алексей,
смотрел эфир. Анонсировали, что Новичков что-то должен вам предложить. Никаких предложения я не услышал. Вообще сложилось ощущение, что Новичкову нечего сказать. Может, вы о чем-то договорились за эфиром? Предложение было? Если было - что вы ответили?

ответ

Уважаемый Алексей.
Всё, что было сказано, было сказано в эфире. Никакого разговора "за кадром" не было.

13.04.2011 Александр

Запись эфира
http://www.uitv.ru/video/7593/
\"Мы не всё сказали...\" Эфир программы от 13 апреля 2011 г. Тема: \"Встреча писателя А. Иванова с министром культуры Пермского края Н. Новичковым\"

ответ

Спасибо.

12.04.2011 Николай

Доброго времени суток, Алексей Викторович!
С огромным интересом посмотрел цикл "Хребет России", и у нашего спелео-клуба появился вопрос. Дело в том, что мы в конце этого лета собираемся устроить велопоход по Южному Уралу и прошла обрывочная информация, что по реке Инзер, недалеко от Аткинского водопада стоял некий металлургический завод, и там были рудники. Местные хранят по этому поводу загадочное молчание. У вас нет подобной информации?

ответ

Уважаемый Николай.
На реке Инзер в 1885-1901 годах существовал металлургический завод. Это был один из 15 заводов "нового типа" (то есть, на паровых машинах, без прудов), построенных с 1883 по 1917 год, в основном, иностранными концессионерами.
Завидую вашей предстоящей поездке по этим чудесным местам...

12.04.2011 Петр

Я обратил внимание на то, что книгу "Сердце Пармы" писал как будто один человек, а "Блуда и Мудо" другой. Сможете ли Вы ответить, что автор - это один и тот же человек.

ответ

Уважаемый Пётр.
Уверяю вас, что "Сердце пармы" и "Блуду и МУДО" написал один и тот же человек - я.

12.04.2011 Александр

Здравствуйте. Не смог посмотреть прямой эфир Иванов-Новичков. Есть ли он где-то в записи?
С уважением, А.Агеев

ответ

Уважаемый Александр.
Увы, я не знаю.

11.04.2011 Ласточка

Здравствуйте Алексей Викторович!
Интересно узнать пересекались ли вы где-нибудь когда-нибудь с работами Вячеслава Глазычева и с ним самим.
Я недавно о нем узнала, он был гостем "Школы злословия".
Кажется он тоже работает в направлении identy.
вот, например, его публичная лекция
http://www.polit.ru/lectures/2004/09/21/glaz.html

ответ

Уважаемая Ласточка.
Я знаю, кто такой Вячеслав Глазычев, но лично с ним не знаком, а работ его, увы, не читал.

08.04.2011 Блинов Денис

Уважаемый Алексей Викторович!
Высылаю Вам весьма интересный материал про село-крепость Бараяк в Челябинской области и событиях в этом селе в связи с Пугачевским бунтом: http://www.kasly.su/Almanach_03_15.htm
Может быть, для из этих материалов ничего нового нет, но если что-то покажется Вам любопытнам и полезным для книги о Пугачеве - будем очень рады. А вопрос такой: будет ли показан ход Пугачевского бунта в Зауралье (Челябинская - Курганская область), среди "государственных" и "белопоместных" крестьян, которые там преобладали?
С уважением

ответ

Уважаемый Денис.
Спасибо. Этот материал мне известен. Атамана Чира я просто упоминаю, потому что он взял Каменский завод, и в Каменске тоже есть Чиров лог, а Самсона Максимова совсем не упоминаю: не влезает. Максимов в конце зимы 1774 года соединился с Белобородовым, отступающим от Старой Утки, и в районе Багаряка произошло два сражения Белобородова с Гагриным и командами из Екатеринбурга. Но этого я тоже не упоминаю. Из зауральских атаманов я пишу о Грязнове, Туманове, Пестереве и Новгородове.
Вот про пещеру Пугачёва у Багаряка я не знал. Надо будет найти её. Хочется найти и пещеру в Верхнем Уфалее, по которой, по легенде, Пугачёв прошёл от Уфалея до Екатеринбурга.
Зауралью в пугачёвщину я придаю большое значение. Помимо того, что взятие Челябы - самая большая победа бунта, я пишу ещё о Магнитогорске, Верхнеуральске, Орске, Кургане, Тобольске, Ирбите, Екатеринбурге, Троицке, Коелге, Чебаркуле, Шадринске, о Николаевской и Наследницкой крепостях (заложенных Перовским, который принимал в Оренбурге Пушкина), о Кундравинской, Иковской, Теченской, Пышминской и Пуховой слободах, о Каменском, Каслинском, Златоустовском, Саткинском, Сысертском, Полевском, Северском и Кыштымских заводах, о Тургояке с кладом в Инышко, о Зюраткуле с Пугачёвской Копанью, о Банном озере со змеем Аджархой, о Миассовом озере с Убиенным островом. Материал интереснейший. Чего стоит, к примеру, осады и штурмы каменного Далматовского монастыря! Ведь, скажем, надвратная церковь, стоящая сейчас, построена на месте Святых ворот, расстрелянных пугачёвцами из пушек, в память о защитниках монастыря, которые за ночь насыпали там баррикаду и отбивались врукопашную. Таких событий - множество. "Сибирской" частью пугачёвщины традиционно пренебрегают, а она имеет удивительные черты, не зря же губернатор Чичерин, пусть и несправедливо, писал генералу Деколонгу: "Всему причиною пьяные наши попы". Кстати, хочется реабилитировать и Деколонга, который пожертвовал Челябой ради Екатеринбурга и был историей обвинён в трусости, хотя наголову разгромил Пугачёва под Троицком: одних только телег на поле боя бежавшие повстанцы оставили 5 тысяч.

07.04.2011 Андрей

Алексей Викторович! Не все Ваши книги читал,но прочитанные замечательно хороши ("СЕРДЦЕ ПАРМЫ","БЛУДА И МУДО")И мой вопрос:ВСТРЕЧАЛАСЬ ЛИ ВАМ В ВАШИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ ФАМИЛИЯ "БАШЕНИН"...СПАСИБО

ответ

Уважаемый Андрей.
Да, встречалась. Первое, что вспоминается, - сарапульский купец Павел Башенин (умер в 1910), который превратил Сарапул в шедевр. Там до сих пор прекрасные "дом Башенина" в неоготическом стиле и "дача Башенина" в стиле модерн. По-моему, дача Башенина достойна занимать лидирующие места в топах модерна. А Сарапулом я интересовался в рамках книги о Пугачёве: там были Салават Юлаев и неистовый поп Данила Шитов.

01.04.2011 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Спасибо за ответ.
1.Возникли ещё вопросы в связи с вашей фразой из ответа: «Если принцип освоения данной территории изменяется, территория перестаёт продуцировать прежнюю идентичность». Продуцировать культ труда могут только люди, осваивающие эту территорию, а не загадочные силы этой территории. В таком случае идентичность продуцируется (передаётся) следующему поколению через воспитание, личный пример, приобщением к этому труду и т.д. Значит, если происходит разрыв поколений, то это неизбежно сказывается в том, что новое поколение теряет то, что ему не в полной мере передало предыдущее поколение. Культ труда тогда перестаёт формироваться для значительной части нового поколения, и оно приобретает универсалистскую идентичность. Разве это не так? Почему же вы говорите, что «для региональной идентичности разрыв поколений ничего не значит»? Кто же будет продуцировать эту идентичность?
2.Вы привели свой личный пример – «А я вырос на Урале и как личность сформировался здесь, с местным культом труда». Вот я и хочу спросить об этом. Как это происходило? Вы ведь не работали на заводе, не участвовали в освоении данной территории, однако это не помешало вам сформировать у себя культ труда и идентифицировать себя именно уральцем. Это произошло под влиянием старшего поколения? Очень хочется понять, как у вас сформировалась эта уральская идентичность. А если бы родились на Алтае, как Шукшин, то культ труда не сформировался?
3.Вы сказали: «Данила-мастер, кстати, был сирота, его воспитал чужой дедушка Прокопьич». А при чём тут то, что он был сирота? Дедушка, как представитель старшего поколения, воспитал его правильно и сформировал у него культ труда. А вот если у некоторой части жителей Урала нет культа труда, значит это люди без определённой идентификации (БОИ) и эти «боики», согласно вашему критерию идентификации, стали гопотой, а не уральцами? Я без всякой иронии, просто хочется ясно понять.
4.Вы говорите о культе труда, а ведь под этим, по сути, вы подразумеваете культ личности в хорошем смысле этого слова. Без культа своего дела нет личности. И примеры приводите именно личностей: Ермак, авиаконструктор Соловьёв, Симеон Верхотурский и др. Получается, что вы идентифицируете уральцев тем, что они культивируют в себе личность, придавая своему делу экзистенциальную ценность. Возможно, что Урал способствует этому своей уникальной территорией и историей.

ответ

Уважаемый Владимир.
Мы с вами опять погрязаем в споре. Я отвечу ещё раз развёрнуто, но больше не буду: у меня просто нет времени.
1. Никакие «загадочные силы территории» идентичность не продуцируют. Зачем вы перетолковываете навыворот то, что было сказано внятно? Идентичность продуцирует способ освоения территории. Освоением занимаются люди, а не «загадочные силы». Идёт промышленное освоение – продуцируется промышленная идентичность, случился упадок – продуцируется гопота. Разрыв поколений для идентичности ничего не значит. Пришёл дедушка, включил лампу – продуцирует свет. Пришёл папа, выключил лампу – наступила темнота. Пришёл внук, включил лампу снова – снова продуцирует свет. При чём здесь разрыв поколений? Вы подменяете идентичность традицией, какими-то «рабочими династиями». Пока Урал осваивается промышленным способом, он продуцирует «горнозаводскую идентичность». Горнозаводской я её называю не потому, что она только на горных заводах, а потому, что на горных заводах она выявлена очень ясно, как законы гармонии в искусстве греческой античности. Горнозаводская эпоха – античность в истории и культуре промышленного Урала.
2. Культ труда, напомню вам, рождён не Уралом, а раскольниками – с учётом их сложного положения маргиналов на необжитых землях. Просто на Урале культ труда органично вошёл в экономику в силу промышленного характера освоения, а в обычной сельской местности этот культ утрачивается, когда местность становится обжитой: построено жильё, налажен быт, расчищены поля. «Культ труда» первопоселенцев заменяется на «культ традиции» земледельцев. Что вы имеете в виду, когда говорите про Алтай? Работу на бывших демидовских заводах в Барнауле? Работу в колхозе, как у Шукшина? Это разные идентичности – рабочая и крестьянская. Культ труда и культ традиции.
Лично в моём случае всё решила моя работа в турфирме. Вести группу в поход – это тоже осваивать территорию. Так формировалась ценность труда: чем больше проведёшь людей, тем больше заработаешь, чем интереснее места, тем больше будет туристов. Я тоже разрабатывал природные богатства региона, только добывал не руду или самоцветы, а впечатления. Это и есть та самая постмодернистская ситуация, в которой горнозаводская идентичность продолжается абсолютно закономерно. Если же целью туризма ставить не красоты природы, которые много где есть, а уникальное индустриальное наследие, обыгранное в необходимых рекреационных технологиях, не менее впечатляющее, чем рыцарские замки, то ситуация станет уже постиндустриальной: старые заводы будут производить не железо, а впечатления. И производители впечатлений будут существовать в горнозаводской идентичности, хотя не копают руду и не выплавляют металл.
3. Тема сиротства – очень важная для интерпретации Бажова. Можно сказать, что это тема промышленного Урала, который не имеет родителей в аграрной стране. Это тема отрыва от традиции. В промышленности традиции – убийцы прогресса. Но об этом я тоже писал в «Хребте России», где говорил, что уральские мастера создавали не прогресс, а чудотворные иконы.
Гопота – это не люди без идентификации, а люди с идентификацией «гопота». (Цитата: «дурак – это не отсутствие ума, а такой вот особенный ум».) Ценности гопоты распространены по всему миру и универсалистские, как и ценности постмодерна. Гопота – антипостмодерн. Не случайно же говорят, что антигламур это тоже гламур, а тому же загламуренному Гельману в Перми кольнуло в зад развивать тему гопоты. Гопота – не голытьба, это другое. Гопота и гламур – это две крайности одного спектра универсалистской идентификации.
4. Культ личности (не в сталинском смысле) – слишком всеобъемлющее понятие, под него подходит всё. Его можно уподобить понятию добра. Меценат, который даёт деньги на больницу, и волонтёр, который в этой больнице выносит горшки, оба творят добро. Но меценат – по ценности денег, а волонтёр – по ценности труда. Также и Ермака с Симеоном зачастую идентифицируют неверно. Ермака – по ценности власти (распространил власть царя на Сибирь), Симеона – по ценности веры (крепко верил в бога). Хотя подвиги Ермака и Симеона в том, что они своё дело поставили выше награды: Ермак отдал жизнь, Симеон не брал денег. Можно идентифицировать их и по «культу личности», можно и по наличию рук и ног – это идентификация слишком общая, потому и «ни о чём».
Владимир, хочу ещё раз предупредить: у меня нет возможности вести такие длинные разговоры.

страница: 113 из 226

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram