Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



20.04.2010 Субботин Роман

Уважаемый Алексей! Спасибо за полный ответ, другого я не ожидал, но если можно, продолжу. В упомянутой программе Собчак про Гельмана неглупый человек-правозащитник высказался в том духе, что проекты, мол, не способны развивать города и регионы, с чем я в корне не согласен. В 20 веке встать вровень с городами-столицами смогли лишь города, участвующие в подобных проектах, - Олимпийские игры, выставки ЭКСПО (Бильбао, кстати, знают лишь интеллектуалы, а Барселону (ОИ -92), Севилью (ЭКСПО-92) знают многие). Разница лишь в том, что под проекты создаётся инфраструктура. Ушёл проект - инфраструктура (метро, вокзалы, отели, здания) осталась! В этом плане Кын-завод ваш более похож на созидательный прект уже потому, что подразумевает дорогу до КЫНА (не говоря уже о другом). Согласны ли вы с этим, и не пора ли уже Перми, совместно с Екатеринбургом, заявляться на Олимпиаду 2024 (летние игры одновременно в Европе и Азии), или хотя бы совместно готовиться к празднованию 300 летия в 2023 году?

ответ

Уважаемый Роман.
Я согласен с вами в том смысле, что огромные культурные проекты вроде Олимпиады или ЭКСПО могут вытащить город из "погибели". Но в данном случае всё индивидуально. Смотря какой город. Не всякий город пригоден для подобных гигантских акций. Пермь, возможно, и пригодна, но рядом с Пермью слишком сильный конкурент - Екатеринбург, и не думаю, что Перми чего-либо светит.
Я согласен, что культурные проекты должны быть в первую очередь инфраструктурные. Конечно, культура как система идей первичнее быта и не определяется бытом, но культура как система институций и материальных носителей всегда вторична по отношению к хозяйству. И в этом смысле Пермь бессильна, пока экономика региона не направлена на инвестиции в регион.
Опять же, разные там Олимпиады и ЭКСПО - мероприятия имиджевые. Разве столичная Россия отдаст такой имидж провинции? Сочи - некорректное возражение, потому что Сочи - черноморский фасад Москвы. Урал же никаким фасадом быть не может. Вкладывать в Урал как в имиджевый регион нынешняя Россия не будет никогда, аминь.
Меня лично это не удручает. Я - сторонник эволюционного развития, а не скачкообразного, революционного, "проектного". Мне не нравится развитие региона через компанейщину Олимпиад и выставок. Это раз.
Во-вторых, Олимпиады и выставки типа ЭКСПО - явления унифицированные, глобалистские. А я считаю, что нужно выявлять региональную идентичность, потому что только она "долго конкурентоспособна", стратегически успешна. Глобалистские акции в данном смысле имеют слишком низкий КПД: они низводят региональную идентичность до частной, изолированной от жизни экзотики, лишают идентичность системообразующей роли.
Проще говоря, надо работать без гигантских планов, но здесь и сейчас. Медленно и не слишком масштабно (в мировом масштабе), но непрерывно и настойчиво.
2023 и 2024 годы - слишком далеко. Лучше иметь цели скромнее и ближе: например, в 2012 году в Перми появится государственное книжное издательство, галерея получит новое здание, а зоопарк съедет с архиерейского кладбища. Замахиваясь на дальние и грандиозные цели, мы уподобляемся юному художнику, который сразу соперничает с Неизвестным, не освоив и классического рисунка. Дерзкие амбиции хороши для частного человека, а социум
должен исходить из реального и возможного. Скажем, частный художник может иметь амбиции добиться авторского зала в Третьяковке, но Союз художников должен добиваться просто постоянного помещения для своих выставок. Город - это "союз художников", а не "индивидуальный творец".
А совместное празднование 300-летия - классная идея.

20.04.2010 Оксана

Добрый день, Алексей Викторович. С Вашим творчеством впервые познакомилась в прошлом году. Меня занимал вопрос: а что было на нашем родном Урале в то или иное время? Я далекий от краеведения человек, но книголюб и книгочей. Из школьной программы мы все примерно (хотя бы), но знаем, что за племена населяли ту территорию, которая впоследствие стала именоваться Русью. А что было у нас на Урале в это время? Какие народы населяли наш край? Благодаря Вашим книгам, стала еще больше гордиться тем, что я с Урала. А наш город - один из первых, в котором было организовано литейное прозводство. Правда памятники истории (а именно здания складов Каменского завода) находятся в плачевном состоянии. Там располагается наш городской краеведческий музей. Одно (точно знаю) закрыто, туда никого не пускают, потому что оно аварийное. Денег в казне нет, меценатов нет. Да еще и кризис ударил по городу крепко. Ну да ничего... Ведь уральская матрица все перевернет по-своему. Хотелось бы узнать... Будет ли Вами издана книга об уральской матрице? Было бы очень интересно. Фильм "Хребет России" просто замечательный. Я что-то и не припомню, чтобы об Урале снимали вот такие интересные документальные, да нет, даже скорее научные фильмы. Спасибо.

ответ

Уважаемая Оксана.
Спасибо.
Собственно про "матрицу" у меня - цикл статей "Уральская матрица", они все на этом сайте (слева). Наверное, стоило бы издать их книжкой с фотографиями, но кто это будет делать? А по фильму "Хребет России" есть большая и богато иллюстрированная книга "Хребет России", где, кстати, присутствует и Каменск-Уральский.
Про коренное население Урала времён первого тысячелетия сложно сказать что-либо точно. Существовало несколько археологических культур. Все они очень хорошо описаны в книгах по археологии западного, восточного, южного Урала и Башкирии. Но об этническом определении однозначного мнения нет. Некоторые учёные говорят о финнах, некоторые - об уграх, некоторые - о финно-уграх, на севере - о самодийцах, некоторые учёные говорят о тюрках, пришедших во времена каганатов и смешавшихся с финнами, уграми или финно-уграми. Сарматов, к примеру (это три тысячи лет назад) относят к индо-европейцам или арийцам (это южный Урал), а сменивших их гуннов - к тюркам. Существует и концепция о том, что Урал был "котлом народов". В общем, в этногенезе Урала чёрт ногу сломит, и реконструкция этногенеза проводится как по антропологическим данным (костные останки), так и по археологическим (культурным), и по языковым (топонимика).

20.04.2010 Тахир

Здравствуйте, Алексей! Иван Грозный считал, что победил в Казани болгар. Князь болгарский в его титуле - после тех событий. Однако в "исторических" фильмах, учебниках их называют татарами. В 1926 году во время переписи населения болгарами себя назвали полтора миллиона человек. Представьте себе, что украинцы в истории зовутся Хохлами и т.п. Что вы думаете по этому поводу?

ответ

Уважаемый Тахир.
Теперь я понял, что вы имеете в виду. Я не компетентен в истории татар (болгар) и не могу судить, какое самоназвание исторически правильно. Но называться народ должен так, как ему хочется. Вспоминаются даже курьёзные случаи, когда при последней переписи люди записывали себя по национальности эльфами и хоббитами. Глупо, конечно, но они имеют такое право.
Неправильное название нации - не такой уж редкий случай. До 1940 года ханты назывались остяками, а манси - вогулами, и город Ханты-Мансийск назывался Остяко-Вогульском. До Гражданской войны казахи назывались киргизами. И так далее. В новое время Якутия стала Саха, ХМАО - Югра, киргизы - кыргызами. Если большинство нынешних татар желают называться болгарами, пусть так и называются. Надо, видимо, созывать референдум. Но если нация сжилась с названием татары, то уж ничего не поделать, хотя прежнее название тоже надо помнить. Ну, вот так я думаю.

20.04.2010 Субботин Роман

Уважаемый Алексей!
Благодарю Вас за развёрнутый ответ и лестную для меня оценку идеи совместного празднования 300-летия Перми и Екатеринбурга. Хотя, опять же и по Вашему ответу, ясен перец это тоже от безысходности положения Перми. Ведь наверняка масштаб торжеств в Екатеринбурге будет сопоставим с 300-летием С-Петербурга, и Пермь на этом фоне будет выглядеть традиционно жалко. Единственный шанс не затеряться на фоне Екатеринбурга - это к нему (ха-ха) примазаться! С вашей оценкой идейно-глобального и реально-регионального согласен в целом, хотя в России уже есть иные примеры: Универсиада в Казани (строятся объекты и развивается инфраструктура), саммит ШОС в Екатеринбурге в прошлом году(номерной фонд гостиниц там точно увеличился).
На мой взгляд, все эти вещи могут тесно соприкасаться. Планы во времени могут быть подобны путешествию в пространстве. Едем мы в Екатеринбург, и нам не миновать Кунгура. Можем не заезжать, конечно, но, если хотим посетить Пещеру, то заехать обязаны -главное правильно расставить акценты. В связке экономика-культура полностью согласен. Вот пример: ради того, чтоб обозреть достопримечательности Екатеринбурга, я б туда не ездил. Но вот появилась там ИКЕЯ (которую совладелец сети "Семья" в Пермь не пускает), и езжу я периодически в неё на распродажу по железной дороге. Поезд прибывает в 6 утра, а бесплатный автобус от метро Геологическая в 8-15. Вот и гуляешь по городу от Ж/Д вокзала до недостроенной телебашни по ул. Свердлова, через Храм-на-Крови (дом Ипатьева), набережная пруда, Плотинка(куда без неё) и тд до цирка! И видишь, что отношение к своим памятникам архитектуры в Екатеринбурге лучше, чем в Перми (хотя и не без ЧП). Вот вроде прехал за халатами в ИКЕЮ по 149 рублей и за авокадо в Ашан за 20 рублей штука (чистая экономика, если не сказать физиология и психология), но удовольствие-то получаешь именно от лицезрения центра "города древнего, города длинного"!
А теперь, если позволите, последний вопрос про шоу на 5 канале... Единственное, что мне там понравилось, это выступления искусствоведов-культурологов. Помимо интересных мыслей, мне показалось, что в выступлении куратора выставок Екатерины Дёготь был выдан ключ к пониманию того, почему Гельман и другие осели именно в Перми, а не скажем в Екатеринбурге (где Дёготь осенью будет участвовать в выставке индустриального искусства Урала). Она упомянула, что в университете в Екатеринбурге сильные искусствоведы(отделение или факультет, не помню), а в Перми таких нет. Я сделал вывод, что дать по рукам и сказать что то, что вы привозите, ТЕХ ДЕНЕГ НЕ СТОИТ, попросту некому. Нет сильных искусствоведов, вот они и чувствуют себя вольготно! Может, я и не прав. А вы как думаете?

ответ

Уважаемый Роман.
Полностью согласен с вашим прогнозом про жалкий вид 300-летия Перми на фоне 300-летия Екатеринбурга. Просто я не хотел обвинений в том, что намеренно принижаю Пермь для демонизации гельмановщины, потому и промолчал.
Согласен с вами и по поводу улучшения городов в результате Универсиады или саммита. Одна деловая встреча у меня была в Е-бурге в "Хайяте" - это да... Но я же говорю, так сказать, в идеале, в "дистиллированном виде". Реальность сложнее и неоднозначнее, но при таком разговоре, как наш, не стоит отвлекаться на частности - они уведут в сторону и подменят смысл. Оптимальный путь - как всегда, комплексный, а не однобокий. Но для доказательства необходимости комплексности мне приходится концентрироваться на её "отброшенной половине", то есть, на "однобокости".
А теперь по поводу екатеринбургских искусствоведов. Я вообще-то сам закончил факультет искусствоведения Уральского госуниверситета в Екатеринбурге. Вы правы, но, на мой взгляд, не полностью охватываете ситуацию.
Во-первых, да, школа искусствоведов в Екатеринбурге сильная, хотя её и подкосили новые времена.
Но во-вторых, Екатеринбург и сам имеет мощные традиции актуального искусства. Ведь в Екатеринбурге 140 зданий конструктивизма - это крупнейшая в мире "архитектурная коллекция" стиля. В Екатеринбурге и "свердловский рок" - уральский образец актуальности конца 80-ых, и ранний Хотиненко, и Неизвестный, и Кормильцев, и Сигарев, и Коляда-театр, и даже "Синие носы", и многое другое. Разумеется, многие эти мастера и явления либо ушли насовсем, либо переехали в столицы, но в генокоде местной культуры есть своё представление о современном искусстве, и в гельмановском представлении екатеринбургская культура не нуждается.
В третьих, в Екатеринбурге уже есть те институции, которые в Перми выстраивает Гельман и ко, чтобы рубить бабло: музей современного искусства, центр дизайна, современные театры, киностудия, издательства. Второго комплекта Гельману не дадут.
И в четвёртых, в Екатеринбурге - столичное мышление. Екатеринбург смотрит на Москву на равных, а не с колен, как Пермь. И на московское жлобство легко ответит уральской наглостью. Екатеринбург заставляет считаться с собой. А гельманоиды ни с кем не хотят считаться и потому сидят в пермском болоте. Попытки делать арт-проекты в кооперации с екатеринбуржцами - это попытки задружиться с сильным пацаном из соседнего двора. Не потому, что этот пацан придёт на твой двор и побьёт тебя, а потому, что тот, кто дружит с первым пацаном соседнего двора, на своём дворе тоже выглядит первым пацаном.

19.04.2010 Субботин Роман

Уважаемый Алексей! Смотрел шоу Собчачки на 5 канале в понедельник, где был бенефис М.Гельмана с оппонентами ему А.Агишевым и И.Аверкиевым и мальчиком из Форбса. Естественно, оппонирования не было! Но хочу узнать: А ВАС ТУДА ПРИГЛАШАЛИ?

ответ

Уважаемый Роман.
Да, меня туда приглашали. Я отказался. Могу пояснить, почему.
Главный вопрос культурного противостояния - не культура, а деньги. Если бы власть делила капиталовложения в культуру 50-на-50 - половину приезжим, половину местным, - то можно было бы говорить о соперничестве столичного и местного культурных проектов. Можно было бы сравнивать, что успешнее. Но власть приезжим отдаёт "всё", а местным - "ничего". Конкуренция невозможна в принципе - значит, истину не установить. А к разговору приглашаются все на равных, что создаёт иллюзию равенства в стартовых условиях. При такой режиссуре кажется, что столичный проект успешнее. Я не хочу своим присутствием подтверждать эту иллюзию.
Подобный публичный разговор я вижу в таком формате. Предположим, М.Гельман имеет 140 миллионов рублей в год на свой музей. Плюс недвижимость. Пускай мне отдадут вокзал Пермь-1, что напротив музея ПЕРММ, проведут там ремонт, вручат мне рулить половину пермского бюджета культуры, оставив вторую половину Гельману, обеспечат губернатора, министра и сенатора на открытие любого моего мероприятия, и вдобавок на верхосытку дарят по 140 миллионов в год - и через год я согласен выйти на разговор, чтобы публика сравнила, какой из этих двух музеев будет успешнее и нужнее региону. А пока всё это есть у Гельмана, а у моей команды - только кредит на завершение "Хребта России" и разворованный чиновницей Мильграма проект "Пермь как текст". Это - разговор не совсем на равных.
Разумеется, я утрирую. Но я это делаю, чтобы понятна была моя позиция. Если в одной деревне поставить на улице фонари, а в другой закрыть школу, то непорядочно устраивать между этими деревнями спор, где живётся лучше. Кто устраивает такой спор и кто соглашается в нём участвовать - те сами осознанно в игре подсовывают все козыри одному игроку. Или играем на равных - тогда лицом к лицу, как и положено, либо пусть тот, кто с козырями в рукаве, раскладывает пасьянс сам с собой.

19.04.2010 Галина

Здраствуйте, Алексей. Прочитала вашу книгу "Хребет России" единственное, что омрачило впечатление, то что вы, в главе "Атомный урал" назвали маршала Георгия Жукова "главным воякой страны". Чем он это заслужил?

ответ

Уважаемая Галина.
Как я понял, вам не понравился "сниженный" тон? Отсутствие пиетета? Лично мне показалось уместным написать именно так, чтобы приблизить грозную тему к жизни обычного человека, чтобы получилось без пафоса, в котором слишком много гордости. Гордиться милитаризацией Урала не стоит - это, скорее, недостаток. А величия Жукова дружелюбно-уважительное "вояка" не умаляет.

18.04.2010 Григорий

Здравствуйте, уважаемый Алексей!
Как мне показалось я уловил в некоторых ваших произведениях националистические ноты? Мне показалось или нет? Как вы вообще относитесь к националистическим идеям? Нужен ли на ваш взгляд национализм? Прошу мои вопросы не воспринимать как попытку спровоцировать конфликт. просто хотелось узнать Ваше мнение.

ответ

Уважаемый Григорий.
Я бы попросил вас уточнить фразу, которая вас смутила. Я писал и о русских, и о татарах, и о башкирах, и о манси - и обо всех национальностях разное. Что конкретно вас зацепило?
А вообще к национализму я отношусь с пониманием, но плохо.

17.04.2010 Алексей, Новосибирск

Огромное спасибо Вам, Алексей, за Ваше творчество. Из современных авторов мало таких, кто, как и Вы, радует таким же ярким и живым словом.
Мой вопрос стандартен, но, думаю, Ваш ответ будет интересен многим, даже если Вы уже не раз озвучивали его. Кого из современных авторов Вы читаете и кого рекомендовали к прочтению своим читателям?

ответ

Уважаемый Алексей.
Я не смогу поразить вас оригинальностью или некими неизвестными миру писателями-сокровищами. Я считаю, что достойны чтения как раз те писатели, кто и так "в топах". Их много. У них много разных произведений. Что-то мне нравится больше, что-то меньше, что-то вообще не нравится, а что-то я не читал. Поэтому мой список тождественен традиционному: Быков, Пелевин, Улицкая, Прилепин, Толстая, Петрушевская, Рубина, Рубанов, Проханов, Юзефович, Шишкин, Славникова, Маканин и т.д.

17.04.2010 Сотников Иван

Здравствуйте Алексей Викторович. Не первый год занимаемся развитием туризма на оконечности Уральских гор (в Оренбуржье), имеются свои легенды, достопримечательности, проекты. Наша мисссия - это открытие миру новых интересных и загадочных мест у нас на Урале. Урал - это бренд, который мы должны развивать вместе без чиновничей волокиты и бесконечных перестраховок.
Хотелось бы получит совет, как нам сделать свое родное Оренбужье медийным? Хотелось бы очень плотно сотрудничать с Вами по этому вопросу. А проектов очень много - осталось показать это все людям. Если Вам интересно, более подробно опишу и расскажу все, что знаю, а чего не знаю, так найду.
Пожалуйста ответьте - Ваша поддержка (даже моральная) очень важна.

ответ

Уважаемый Иван.
Считайте, у вас есть моя моральная поддержка. От вашего Оренбуржья я просто обалдел. Золото маров - это шлимановское чудо. Кувандыкский мелкосопочник, Губерлинские горы, красноцветные обрывы или шароголовые останцы Соль-Илецка - просто Марс. Ириклинское водохранилище - Нил. Общий Сырт - фантастика. Орская яшма горы Полковник или солёное озеро Развал - достопримечательности мирового уровня. Подземные рудники Каргалы - копи царя Соломона. У вас дивный край. У вас гигантский потенциал. Я уже не говорю про историю - от сарматов до Тоцкого взрыва.
Вряд ли я как-то смогу участвовать в ваших проектах иначе, кроме как моральной поддержкой: просто нет времени. Но могу посоветовать. Если желаете медийной известности, надо идти в медиа с аудиторией - то есть, на федеральные телеканалы. Но они вам денег не дадут и сами бесплатно к вам не поедут, ведь все мы за пределами МКАДа - унылая тьмутаракань. Поэтому на медийные проекты нужны местные деньги. Власть наверняка не поможет вам их искать. Только сами. Если одолеете этот эверест, то у вас есть шанс. Если не одолеете, то останетесь в статусе регионального самоутешения. Увы. Я это знаю по себе. И помочь могу только словом, но не делом.

16.04.2010 Мокроносов Дмитрий Евгеньевич

Здравствуйте Алексей Викторович!
Может быть Вы мне ответите, где можно приобрести книгу "Дорога Единорога"?
И, если можно, ее хотя бы приблизительную стоимость?
С уважением Д.Е.Мокроносов.

ответ

Уважаемый Дмитрий Евгеньевич.
Увы, я не знаю, где купить эту книгу. Сам я получил авторские экземпляры в издательстве, но там тираж закончился. Может быть, спросить в администрации Лысьвы?

15.04.2010 Светлана

Здравствуйте, Алексей!
Прочитала интервью с Вами, в т.ч. и на сайте, немного удивилась тому, что Вы не были за границей (хотя чему удивляться - сама такая, 1 раз любопытства ради, в Китай можно не считать). Но если бы Вам предоставили возможность выбирать, да ещё и оплатили бы расходы - куда бы Вы, не задумываясь, отправились бы? (чур, я в Исландию! Это страна моей мечты). Заранее спасибо.

ответ

Уважаемая Светлана.
Думаю, мне сейчас по карману любое путешествием на Земле (кроме Марианской впадины). Да и без своего кармана я регулярно получаю предложения нахаляву съездить куда-либо - от Шанхая до Лондона. Но мне некогда. И не очень интересно. Если бы я сидел без дела, то я бы скатался либо в Перу, либо в Меланезию посмотреть Нан-Мадол. Может, в Бирму, если там действительно сохранились заброшенные города.

15.04.2010 Tanya

Здравствуйте.
Хе-хе...
Интересно.
Узнала о том, что вы существуете (тексты ваши) после пребывания на спектакле "История мамонта". Поняла, что вы были на спектакле и интересуюсь: вам он понравился? Попали ли в точку с парнем, исполнившим роль Слушкина?
Если отвечаете сами...
Здоровья! Счастья!

ответ

Уважаемая Tanya.
Я не был на спектакле. Хотя читал пьесу, читал в и-нете отзывы на спектакль и видел фотки. Судя по всему, актёр Сиротин, игравший Служкина, мне бы очень понравился. И спектакль бы тоже очень понравился.

13.04.2010 Григорий

Здравствуйте, уважаемый Алексей!
В одном из ответов на вопрос вы упомянули свердловский рок. А какую музыку вы любите и что слушаете в последнее время. Нет ли у вас планов что нибудь написать про Свердловский рок-клуб?

ответ

Уважаемый Григорий.
Я слушаю музыку своей молодости - тот же свердловский рок, инструментальный рок вроде Жан-Мишеля Жарра, очень люблю Алексея Рыбникова. Но я слишком плохо разбираюсь в музыке, чтобы иметь амбиции писать что-либо о свердловском рок-клубе.

13.04.2010 Татьяна

Пася олэн, Алексей! Спасибо за фильмы об Урале, читала ваши произведения, интересны, захватывают. Откуда у вас такой богатый материал о нас - манси? Благодарю.

ответ

Уважаемая Татьяна.
Спасибо. Но как же мне ответить? Откуда? Я не манси, и не живу в ХМАО... Из книг. Сейчас этого материала стало куда больше - я же сотрудничаю с телекомпанией "Югра". Только не спрашивайте, что я там делаю, пока говорить об этом не стоит.

13.04.2010 Валентина

Спасибо за ответ. Тогда еще вопрос. Почему Вам стала интересна тема северного Урала?

ответ

Уважаемая Валентина.
Ваш вопрос простой, потому ответить на него очень сложно. В начале 90-х годов я заинтересовался историей княжества Пермь Великая, и в его лице вдруг обрёл на Урале былинную Русь, которая, как мне казалось, никогда не существовала в реальности. Вот после этого от Северного Урала я уже и не смог сбежать. А Пермь Великая подвернулась просто в случайной книге.

страница: 81 из 207

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram