продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

13.03.2013 Евгений

Добрый день, Алексей Викторович! Возможно подобные вопросы уже задавали, но я не добрался до ответов поэтому пишу. В Ваших книгах присутствует "древнерусская и мансийская лексика" и во время чтения многие слова воспринимались на уровне интуиции. Где то можно уточнить значения? Хумляльт, ламия, мление..Среди них есть неологизмы,продукты Вашего творчества? С уважением, Евгений

ответ

Уважаемый Евгений. Есть русско-мансийские словари (Е.Ромбандеева. Русско-мансийский словарь. М., Учпедгиз, 1954), многочисленные словари русских диалектных и устаревших слов. Здесь, на сайте, в разделе "Литературоведение" есть словарь к "Золоту бунта". Слова "хумляльт", "ламия" и "мленье" я придумал сам. Я специально не снабдил романы словариками, чтобы подчеркнуть необычность ситуаций и чуждую языковую реальность.

13.03.2013 Павел

Здравствуйте, Алексей! А вы уже успели посмотреть "Перевал Дятлова"? Интересно ваше мнение.

ответ

Уважаемый Павел. Да, я посмотрел. Увы, это клюква. Но не в смысле, что всё было не так , глупая выдумка , оскорбили память , России не знают , на Урале не были и т.д. Дело в том, что, по сути, нет загадки гибели дятловцев. Как они погибли понятно: от травм или замёрзли насмерть. Тайна в том, ЧТО выгнало дятловцев из палатки. Однако эти ребята погибали не как статисты, не как покорные жертвы. Они боролись зверски, за себя и друг за друга, боролись до последнего, как титаны. Их борьба и гибель предельно драматургичны и предельно трагедийны. Это какая-то очень подлинная борьба. И вот здесь кроется главная художественная задача: сделать причину, которая выгнала дятловцев из палатки, столь же выразительной и подлинной , как борьба дятловцев за жизнь. В этой истории тайна и борьба должны быть равноценны. Подлинность причины должна равняться накалу сопротивления. А в фильме причина не подлинная . Подлинность вовсе не исключает фантастичности. Подлинность - художественная категория, а не фактологическая. Например, в недавнем фильме Шпион Москва образца советских утопий подлинна, в неё веришь, потому что эти утопии реально придумывали большие художники. Хотя утопии не были воплощены, следовательно, Москва из Шпиона одновременно и фантастична. В общем, в фильме дурацкое объяснение. Трагедия дятловцев больше этого объяснения, реальность страшнее выдумки. Такая же беда, на мой взгляд, в недавнем фильме Запретная зона про Чернобыль. Там так страшно начиналось: пустой и заросший советский город, колесо обозрения , радиоактивная река, медведь шарится в ободранной квартире заброшенной панельной пятиэтажки, буханка с героями остаётся на ночь в зоне И вдруг какие-то косопузые мутанты в канализации, жрут там что ни попадя, тьфу, надоели уроды, Обитель зла какая-то, в общем, как у Горького в На дне : Эх, испортил песню, дурак! Проханов очень страшно рассказывал про подлинность оставленного города Припять: люди эвакуированы, город стоит как-то сам по себе, а на перекрёстках по-прежнему переключаются светофоры. Вот эти светофоры великолепная деталь. Кстати, я прочитал и книгу Бейкера Перевал Дятлова , и к ней те же претензии, что и к фильму: нет подлинности как художественной категории. Поэтому о перевале Дятлова я выше всего ценю книгу Анны Матвеевой, к которой сам же и написал небольшое предисловие. Эта книга бесхитростна и подлинна. Матвеева собрала все чернобыльские светофоры , они все там мигают. Меня в книге Анны Матвеевой поразили разные подробности. Например, динамические позы людей, замёрзших насмерть, пока ползли по снегам. Или что судмедэксперты проверяли версию о драке за женщин и выяснили, что обе девушки из группы Дятлова погибли девственницами. Или что свитер на ком-то там был разрезан то есть снят не просто с умершего человека, а уже с задубевшего тела: тот, кто снимал, не желал поверить, что друг мёртв, пока друг не закостенел. Или что последний парень перед смертью успел понять, что он остался один: два часа назад шутил с товарищами, а теперь замерзает среди их трупов Всё это подлинность, которая страшнее выдумок. Матвеева предъявила все факты, и они убедили меня в правоте изложенной в её книге версии, но, опять же, дело не в объяснении причин трагедии, не в версии. Главное, что Анна Матвеева не совершила ни одной художественной ошибки: не придумав никакой отсебятины, она оставила одну подлинность, которая и производит самое сильное впечатление. А в фильме и в книге Бейкера подлинностью пожертвовали фиг знает, ради чего.

13.03.2013 Алексей

Алексей, моё почтение!! по поводу грядущего переиздания... а можно пару слов об "авторской редакции"? насколько эти варианты книг будут отличаться от прежних изданий?

ответ

Уважаемый Алексей. Степень различия зависит от внимательности читателя. Хотя некоторые читатели не заметили даже отличия Географа от Блуды , Пармы от Золота . В новой редакции я исправил ошибки и огрехи на многие мне указали читатели здесь, на сайте. Были и ещё исправления, важные для меня. Например, в прежнем издании Золота бунта редактор убрал мне ударения в словах, но убрал в автоматическом режиме, а программа в таком случае почему-то заменяет о-ударное на у . То есть, скажем, было слово корова с ударением, стало безударное корува . Для разных диалектных или профессиональных слов, которых читатель не знает, это катастрофа слово погибает. Теперь я все слова воскресил. В общем, новая редакция - куда более чистый и взвешенный текст.

11.03.2013 Сергей, Екатеринбург

Добрый день, Алексей Викторович. В ирбитском районе, есть деревня с названием "Чусовлячны". в "Золото бунта" вы называете жителей прибрежных районов реки Чусовая-"чусовляне". По скольку Ирбит являлся крупнейшей на Урале ярмаркой, а Чусовая крупнейшим тороговым путём, связь их между собой можно предположить.Но название деревни пишется с "Ы" на конце. Есть ли у Вас какая-либо информация об истории образования деревни "Чусовляны", может ли она быть связана с жителями реки Чусовая?

ответ

Уважаемый Сергей. Наверняка эта деревня основана какими-то выходцами с Чусовой. Ничего удивительного в этом нет: такие наименования - по месту выхода первопоселенцев - норма. "Ы" в окончании тоже вполне нормативно.

11.03.2013 Алексей

Уважаемый Алексей Викторович! Обязательно ли в "Золоте бунта" Осташе нужно было бить барку? Ведь потом он выжил в ледяной воде, борясь с Чупрей (да и вообще, на протяжении всего романа ему, завтрашнему псу, везло). Почему тогда он не спрыгнул в воду и не доплыл до берега? Почему взял грех на душу, угробив бурлаков, подгубщиков и водоливов? Спасибо!

ответ

Уважаемый Алексей. Осташа сомневался: вдруг не доплывёт, поэтому и не прыгнул. Он хотел доплыть, победить. Но если бы он спрыгнул и поплыл, барка всё равно бы разбилась без сплавщика, так что вопрос не в том, плыть или бить барку, а в том, уступить врагам или не уступать, пусть даже ценой гибели судна и невинных людей. Осташа - гордец, он не уступил. Если бы Осташа поступил иначе, незачем было бы мне брать такого героя - ну, как если бы Раскольников пожалел старуху-процентщицу и не зарубил бы её.

06.03.2013 Андрей, Новосибирск.

Здравствуйте, Алексей Викторович. Посмотрел в разделе - контакты, что проданы права на "Дорогу Единорога". Значит ли это, что книгу можно ожидать? Спасибо.

ответ

Уважаемый Андрей. Права на "Дорогу Единорога" проданы давным-давно; книга издана в 2009 году в издательстве "ЛитерА"; тираж уже давно закончился, и в продаже книги нет. Летом 2014 года права на издание освободятся заново, но будет ли книга переиздана - не знаю.

06.03.2013 Наталья

Алексей Викторович, будет ли в новой книге о Екатеринбурге пара строчек про православное студенческое братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия? Явление было наверное уникальным.

ответ

Уважаемая Наталья. Спасибо за подсказку: я буду изучать этот вопрос, тем более, что у меня сложились хорошие отношения с епархией.

01.03.2013 Елена

Здравствуйте, Алексей Викторович! Позвольте полюбопытствовать, что известно об истории, вернее о происхождении названия поселка Чикали? В каких источниках можно узнать? Перерыла Интернет, нигде нет информации на эту тему. Просто это название, может быть, как-то связано с тайной происхождения фамилии моих предков. Или нужно обратиться в архив?

ответ

Уважаемая Елена. Я ничего не читал и не слышал о происхождении этого названия, хотя в своё время интересовался целенаправленно. Не знаю, что вам посоветовать. Может, в архив. Хотя что-то мне подсказывает, что стоит поинтересоваться у топонимистов-тюркологов. Название какое-то татарское или башкирское. Хотя есть украинское слово "чикаль" - какая-то рыбачья сеть, но вряд ли сылвенские Чикали отсюда. Названия-то рядом тюркские - Камаи, Кунгур. И русский глагол "чикать", на мой взгляд, тут тоже не в тему. В общем, увы, не знаю.

28.02.2013 Елена

Алексей,ответьте пожалуйста,в романе "Сердце Пармы" остяцкий князь Чикаль - это вымышленный персонаж? Существует деревня Чикали, больше никакой информации не нашла.

ответ

Уважаемая Елена. Чикаль, как и его сосед-соперник Камай, - вымышленные персонажи. Я их назвал в честь соседних станций на Сылве Чикали и Камаи.

28.02.2013 Максим

Здравствуйте, Алексей Викторович. Как вы относитесь к группе Pussy Riot? Как относитесь к реакции большинства на их акции?

ответ

Уважаемый Максим. К группе "Pussy Riot" я отношусь плохо. Я считаю, что чем больше говорят о "Pussy Riot" - ругают или защищают, это не важно, - тем "Pussy Riot" ближе к цели своей акции. Поэтому я не говорю.

27.02.2013 Андрей, Новосибирск.

Алексей Викторович, здравствуйте. Ваши новые книги "Горнозаводская цивилизация" и про Екатеринбург, которая пока без названия, пишутся для Свердловской области? Скажите, будут ли книги интересны читателям других регионов? Спасибо.

ответ

Уважаемый Андрей. Странно. Вроде бы, вы знаете, как я пишу. Да, книги адресованы всем, а не одним жителям описанных регионов. Ведь из регионального не только московское может быть общезначимым.

27.02.2013 Сергей

Здравствуйте, Алексей Зная, что живете вы (или какое-то время жили) в пермском микрорайоне Водники, хотел спросить, не интересовались ли вы историей дачного поселка, возникшего в этих местах во второй половине XIX века? Мне, как закамскому аборигену,эта тема интересна. Но в источниках на этот счет я нахожу только обрывочные сведения. Знаю только две частично сохранившиеся дачи. Может быть вы подскажите, где поискать информацию? Возможно в окрестностях сохранились другие дореволюционные дачные постройки или то, что от них осталось? Заранее спасибо.

ответ

Уважаемый Сергей. Про этот посёлок я читал что-то отрывочное и не помню, где. Может, в книжке "Закамск", или у Верхоланцева, или у Спешиловой. Помню лишь про дачу Сенекевича и архиерейскую дачу (которая сейчас церковь Александра Невского). Я больше интересовался затоном Каменских. А вообще от посёлка ещё сохранилось штук 15 зданий, но все они аварийные и трущобные. В двух местах можно даже оценить ансамблевость застройки плюс пионерский лагерь - уцелевшая огромная усадьба со службами. Кстати, в миновавшее воскресенье очередную дачу спалили. Фотки этого посёлка здесь у меня на сайте в разделе "Фотоальбом", папка про Старые Водники. Про уникальность и стиль этого погибающего посёлка я писал здесь, на сайте, в разделе "Вопрос автору" где-то прошедшей осенью, когда поставил фотки на сайт.

24.02.2013 Юрий

Здравствуйте, Алексей Викторович. Вы - писатель-краевед, специалист по Уралу. Скажите, а для вас, как для краеведа, представляет интерес ещё какой-либо регион России; который заслуживает такого же пристального изучения? Спасибо.

ответ

Уважаемый Юрий. Да, я специалист по Уралу, но я не краевед. Краевед - это знаток своего городка, посёлка, деревни, который - чаще всего - не выходит за пределы своего маленького локуса и не видит взаимосвязей с миром. Урал - не маленький локус. Чердынь от Чусовой находится за 500 км, а от реки Белой - за 1000 км, от реки Урал - за 1500 км. Это не масштабы краеведения. И пишу я не только об Урале. Как автору нон-фикшн, мне интересны регионы: Чусовая, Башкирия, Лысьва, Екатеринбург. Как автору романов, мне интересны темы: княжество Пермь Великая, сплав "железных караванов", феномен святого Христофора, идейная борьба Грозного и митрополита Филиппа. Я думаю, любой регион России будет интересен, если его начать изучать всерьёз. Это не пафосные слова и не вежливость. Лично я просто влюбляюсь в регион, если приходится отнестись к нему внимательнее: я был просто захвачен Вяткой, Югрой, Башкирией, Южным Зауральем, Татарстаном, Оренбуржьем. Но если к знакомству с регионами относиться как к краеведению, то знание будет "фишкой" аборигенов, приколом для приезжих, темой сумасшествия для фриков. Проблема регионов не в том, что там ничего не происходило, а в том, что некому рассказывать - в смысле, мало текстов, написанных увлекательно и компетентно. Об Урале, слава богу, таких текстов много. Ответил я вам раздражённо и как-то разбросанно, но в целом, думаю, всё понятно.

19.02.2013 Григорий Серов

Здравствуйте, Алексей Викторович! Прочитал в разделе вопросов...

ответ

Уважаемый Григорий. Увы, при всём уважении к тем людям, эта тема - факультативная по отношению к главной. Но спасибо за участие, это очень ценно для писателя.

18.02.2013 Марина

Уважаемый Алексей Викторович, уже в который раз перечитываю "Географ Глобус Пропил", и в который раз с радостным изумлением - как в первый раз. Здесь прочла, что Вы переписывали его три раза начисто, когда создавали. А остались ли у вас первые редакции, если так можно назвать рукописи, и какова их судьба? Может быть можно с ними как-то познакомиться? Не было ли желания их где-нибудь опубликовать? Безумно интересно, думаю, что это уже история нашей литературы. Спасибо, с уважением, Марина.

ответ

Уважаемая Марина. Увы, история мировой литературы осталась без сладкого: этих рукописей нет просто вообще. Первую я потерял (оставил на работе, а я тогда посменно работал сторожем, и больше не увидел), вторую украли вместе с сумкой. Мне и самому интересно, какой был тот первый "Географ", но теперь этого не узнать.

страница: 160 из 283