Добрый день, уважаемый Алексей Викторович ! Я Вас ранее спрашивала, где можно получить Ваш автограф. Вы ответили, что пока ни в Санкт-Петербурге, ни в Москве не будете встречаться с читателями. Могу ли я обратиться к Вам с небольшой просьбой? Если, конечно, она Вас не обременит. Мой очень хороший друг - большой поклонник Вашего творчества, у него скоро день рождения, и я уверена, что несколько слов от Вас будут для него самым неожиданным сюрпризом и лучшим подарком! Была бы Вам очень признательна, если Вы пожелали что-то незнакому Вам человеку, рефлексирующему интеллигенту-цинику, 46 лет, склонному порой топить свои проблемы или мысли об одиночестве и бессмысленности бытия в бокале:)
Уважаемая Олеся.
Судя по вашему описанию, у вашего друга все признаки адекватного человека. Что же мне ему пожелать, если он и так всё понимает? Пожелаю в цинизме и выпивке оставлять путь назад, чтобы не дать судьбе возможности обыграть ещё и в этом.
Уважаемый Алексей Викторович, добрый вечер.
Очень многие спикеры, которые даже крепко знают свое дело, льют воду и не умеют говорить фактурно. Вот я журналист, регулярно слушаю интервью по работе, сам их делаю. Человек может хорошо делать свое дело, но не уметь о нем рассказать, подобрать какие-то истории, провести интересное сравнение, дать фактуру.
У вас язык очень фактурный. Какие вы бы могли дать советы в том, чтобы избавляться от воды, говорить ясно, интересно, фактурно. Одна начитанность тут не всегда помогает, кто-то читает много, а говорит водянисто. Другой ничего не читал, а каждое слово, как камень.
Уважаемый Никита.
Спасибо за комплимент, мне очень приятно. И спасибо за интересный вопрос.
Вообще-то я по части письменной речи, а не устной... Но попробую изложить то, что понял.
Секрет хорошей речи заключён в старом-престаром принципе "кто ясно мыслит, тот ясно излагает". Знать предмет, о котором идёт речь, ещё не означает понимать его. Поэтому многие специалисты говорят плохо. Нужно предельно чётко уяснять для себя суть предмета своего высказывания. Это и есть "ясно мыслить". И говорить нужно по порядку, то есть начиная с главного. Например, предложите кому-нибудь объяснить правила карточной игры в дурака. Если человек начнёт так: "Всем раздаётся по шесть карт..." - значит, человек мыслит не ясно. Потому что начинать надо со слов: "Цель игры - сбросить все карты". Структура описывается с принципа её формирования. С главного.
Кроме чёткого представления структуры нужно ещё и говорить правильно. То есть по правилам литературы. Ну, когда подлежащее перед сказуемым. Когда в сложноподчинённом предложении подчинённая часть идёт после главной. Когда самая важная часть сказанного стоит в самой сильной позиции. И так далее. Например, говорят: "время летело пулей, быстро". Определение "быстро" слабее, чем определение "пулей", а речь должна строиться по нарастающей, то есть более выразительно прозвучало бы "время летело быстро, пулей". Всё это - просто правильность речи, не более.
Ясность представления предмета и правильность речи и есть краткость. А фактурность, художественность - это уже от фантазии, от вкуса, от компетенции. Для качества речи достаточно краткости ("краткость - сестра таланта"), она красива и фактурна уже сама по себе. Всё равно слушатель больше ценит красоту мысли, а не фигуристость речи.
И кроме того, речь должна быть сообразована с дыханием. Одно предложение - это столько слов, сколько человек может произнести на одном выдохе. Одно предложение - одна чётко сформулированная мысль.
Способность говорить хорошо вырабатывается практикой. Моя личная практика - не интервью, а письменная речь. Два своих последних романа ("Тени тевтонов" и "Бронепароходы") я писал очень кратко. Большой опыт письменной речи влияет и на устную речь.
Здравствуйте, Ксения.
Я могу посоветовать вам свою книгу "Быть Ивановым" (она есть и в бумажном, и в электронном виде, но аудиоформат сделан нелепо). В этой книге отдельный раздел посвящён как раз современной культуре России.
Здравствуйте.
В какой-то степени да. Но события в произведениях Мамина-Сибиряка происходят в конце XIX века, а в "Золоте бунта" - на сто лет раньше. И Мамин-Сибиряк описывал сплав "железных караванов" от пристани Усть-Утка (хотя в "Бойцах" переименовал её в "Каменку"), а я - от настоящей Каменки, то есть у Мамина-Сибиряка описана только нижняя половина сплава. Об этом я сказал в книге "Message: Чусовая".
Добрый день.
Да, я люблю эти техники. Это можно понять даже по названиям глав: посмотрите "Вилы" или "Горнозаводскую цивилизацию".
Мечтаю чтобы Вы написали приключенческий роман о гражданской войне. Причём такой, чтобы герой (или герои) по ходу действия побывал бы и у Деникина, и у Колчака, и вообще чуть ли не у всех белых. Ну и красных тоже. Короче говоря, чтобы роман охватил все основные моменты гражданской войны. Нет ли таких планов?
Таких планов нет.
Добрый день, Алексей Викторович. Что и говорить, обидно читать такие строки (о том, что в Перми - никогда...) в дни 300-летнего юбилея города. Но, видимо, с этим пермским читателям придется смириться. У меня такой вопрос: нет ли ностальгии по Кыну, Молёбке, Усолью... По узнаваемым реалиям Судозавода, запечатленным в "Географе..." По Закамску... По тем экскурсиям, дискуссиям на телевидении (взять хотя бы диалог с Николаем Новичковым в 2011 году) Или Вы бываете здесь иногда? Можно ответить в частном порядке. Спасибо.
Добрый день, Алексей.
Никакой ностальгии нет. В Закамске я бываю очень часто, у меня там дела, официанты в Парк-отеле - свидетели. И по Уралу я езжу столько же, сколько и раньше, просто эти поездки обычно непубличные.
Те события я вспоминаю с неприятным чувством: не всем нравится присутствовать при изнасиловании. То, что Чиркунов и Гельман сделали с региональной культурой, очень напоминает мне то, что власти сейчас сделали с Россией. Особенно восхищает искреннее одобрение пострадавших.
Добрый день. Думаю, никогда.
Уважаемый Алексей Викторович! Несомненно, существуют девушки, которые добиваются всяческих благ за секс. Но обычно это выглядит иначе. Ключевые слова -- "девушки добиваются". Они сами добиваются, а добившись -- не сигают с крыши, а пользуются с удовольствием полученными благами. Они не жертвы. Но в книге описано не это, а какая-то откровенная сексуальная эксплуатация, которая попахивает уголовщиной. А такое бывает гораздо реже, если не брать преступный мир. Но Ренат Ботов ведь не вор в законе, он обычный бытовой подонок. В общем, реалистичность сюжета сразу вызвала сомнения. С другой стороны, я как раз не склонен абсолютизировать личный опыт, я видел в жизни далеко не всё, да и в логических рассуждениях могу ошибаться. Потому и поинтересовался: был ли у этого сюжета прототип в реальной жизни. Имеется в виду именно сексуальная эксплуатация девушек, попавших в безвыходную ситуацию, а не взаимовыгодная сделка с сексом в качестве валюты. Если не было, тоже не беда, это же художественная литература. Но интересно. Разумеется, имелись в виду не доказательства, просто подтверждение или опровержение.
Уважаемый Михаил.
Да было такое. Но закончилось не самоубийством, а депрессией и отъездом.
Добрый день, Алексей Викторович!
В Вашем романе «Тени тевтонов» есть такие слова:
«…Теперь Володя вспомнил уже всё. Вот здесь они лезли через баррикаду, из которой торчал велосипед, а там горел «фердинанд»… Там, в воронке, залёг фаустпатронщик, и его прихлопнули гранатой… Из того окна бил пулемёт, и на балконе трепалась от взрывов простыня… Из этой дыры Мишка Худяков огнём прижимал власовцев, прячущихся в тех вон витринах, – власовцы не сдавались, потому что их расстреливали даже с поднятыми руками… Солнце тогда висело прямо над городом и шевелилось в дыму, словно клубок змей, а сейчас, на закате, багряно высвечивало фонарь маяка и дымовые трубы…».
Мой дед Худяков Михаил Елизарович участвовал в боях за г. Кенигсберг в составе штурмовых подразделений 18 гвардейской стрелковой дивизии, а затем проходил службу в 11 гвардейской стрелковой дивизии, которая в составе 16 гвардейского стрелкового корпуса участвовала в штурме Пиллау.
Сообщите, пожалуйста, как возникло упоминание о «Мишке Худякове» в указанной цитате романа? Является ли это Вашим художественным вымыслом (случайным совпадением) или упоминание о нем взято из воспоминаний (мемуаров, интервью) ветеранов? Если да, то какие источники в этой части использовались Вами при написании романа «Тени Тевтонов»?
Заранее благодарен за ответ.
Уважаемый Сергей.
Конечно, я пользовался материалами историков о штурме Пиллау, но в данном случае это - совпадение.
Могу посоветовать вам большую книгу С.Якимова "Битва за Восточную Пруссию" (Калининград, 2018): может быть, в ней вы найдёте какие-либо упоминание о вашем дедушке или его воинской части.
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович!
Мне очень понравилась ваша книга "Общага на крови". Понимаю, что написана она была весьма давно, а человек на протяжении времени меняется. И тем не менее, хотелось бы задать некоторые вопросы.
Я читал отзывы об этой книге на просторах интернета -- интересно было, что думают другие. Многие пишут: "эта книга -- ложь! у нас всё было не так!" Люди негодуют: в книге очернена их святая молодость! Большинство этих отзывов -- полнейшая ерунда. Я жил в общаге в ранне-постсоветское время и утверждаю: дух общаги передан очень точно (слышал также, что эта книга -- не только и не столько об общаге, а обо всей нашей жизни, но сейчас не суть. Мне показалось, что как раз верно передан именно дух общаги как таковой). Очень много из того негатива, что описан в книге, я видел своими глазами. Я дружил с нелегальщиками, которые прожили на нелегальном положении добрый год. О том, что комендантша спит со студентами (комендантшей была относительно молодая бабёнка чуть за тридцать), ходили легенды, но я слышал об этом и от людей, не склонных к краснобайству. Ну, и самоубийств было в количестве. Один парень обмотал проводами руки -- и воткнул в розетку. Зачем он это сделал -- никто уже не узнает.
Но всё-таки один момент кажется мне неправдоподобным. Я, конечно, понимаю, что писатель не обязан писать всегда правду и только правду. Есть место и художественному вымыслу. Но интересно, была ли какая-то реальная подоплека, например, милицейские сводки из прессы или наблюдения из жизни. Вы пишете, что некую "девочку" поселили в комнату за секс (как впоследствии героиню Лёлю). Известно ли вам что-то подобное из реальной жизни? Куда бы вы отнесли этот сюжет: реальная реальность, городские легенды, художественный вымысел?
Уважаемый Михаил.
Критика типа "это ложь, у нас такого не было!" - чушь. Давно уже известно, что собственный опыт нерепрезентативен. Если лично я в молодости не курил, это не значит, что никто не курил.
А вот ваш вопрос о "поселении за секс" поставил меня в тупик. Я знаю немало историй, когда девушки таким образом добивались определённых благ, в том числе и поселения в общагу. Но неужели для вас это новость? Неужели вам нужны какие-то доказательства существования подобной практики?
Здравствуйте, Алексей Викторович!
Получил огромное удовольствие, прочитав "Бронепароходы", получил так же огромное наслаждение,прослушав роман в исполнении Бурунова (не ожидал - но это было прекрасно!). По этому поводу вопрос: Вы были причастны к выбору артиста для записи аудиокниги (ещё раз повторю - прекрасный выбор)?
И ещё - книга очень своевременная. Очень много ситуаций, характеризующих текущую ситуацию. Эту книгу Вы начали писать , как я понимаю,где-то в 2020... Это, надо полагать, исходит из анализа поведения человека на всех войнах, бывших здесь. Но, всё же, впечатляет!
И ещё. Уважаемый мной Д.Л.Быков отозвался об этой Вашей книге, как мне кажется, "отмахнувшись". Если б кого-то интересовало моё мнение, то я с ним не согласен. Хотя он неоднократно заявлял, что Вы один из выдающихся писателей современности.
Вопросы к Автору: 1. Выбор чтица. 2. Влияние современности на настроение романа. 3. Отношение к оценке Быкова.
Спасибо.
Здравствуйте, Андрей Александрович.
1. Я не выбираю артистов для озвучки, но я могу наложить вето, если артист, предложенный издательством, мне кажется неподходящим.
2. Войны во многом похожи друг на друга. Современность на "Бронепароходы" не влияла никак: я уже дописывал роман, когда всё началось.
3. Я не знаю оценки Быкова. Не интересовался. Быков - мастер поверхностных аналогий, к тому же его художественное мышление застряло в форматах 70-80-х годов прошлого века.
Добрый день.
Если вас интересуют большеформатные цветные издания, то уже нигде нельзя. Если чёрно-белые обычного формата - то в отделе продаж издательства "Альпина Нон-фикшн".
Уважаемый Алексей Викторович! Во-первых, Вы фантастически хорошо пишете, спасибо. Особенно впечатляет знание деталей (когда я прочитал, что левкас полируют хвощом, я отметил - ого! - автор-то молодец, такие тонкости знает).
Вопрос у меня такой. Я много лет исследую древнейшие обычаи и обряды - но я не академический ученый, - хотя степень по социологии и соответствующее образование имею - но ведь это неважно для настоящего исследователя. По моим выводам основное ядро древнейших обрядов сложилось нереально давно (по моим оценкам от 70 до 40 тысяч лет назад). И у очень отдаленных народов (месоамерика, индоевропейцы (условное название, конечно - более конкретно Индия с генетикой R1, малороссия, "нарты" (кавказские народы), - имеют это общее ядро.
Вы довольно серьезно (как я увидел из "Тобола") к этому относитесь. Поэтому хотелось бы узнать - есть ли более-менее общий корпус обрядов у народов Сибири? Есть ли какие-то общие обряды или элементы? Ключевые точки: женщина-змея, одноглазые божества, однорукие или одноногие демоны, люди с ранами на ногах, бедре, летающие змеи или драконы, как бы мертвая или спящая женщина, летающие женщины, или женщины пьющие кровь...
Я полагаю, что мне удалось действительно выделить такое "ядро" очень древних традиций, и я, отчетливо понимая, что это может восприниматься как "фоменковщина" (хотя он, конечно, молодец - по крайней мере увлеченный) - думаю, что я не ошибаюсь. Я вполне адекватный, у меня три высших образования, включая МБА в Ворвике, 2-х летние Ph.D курсы в Манчестере и преподавание там, и первое - инженерное, кибернетика (Бауманский). Ряд книжек для детей и взрослых, включая "100 опытов по физике", вошедшую в шорт-лист премии Зимина (Просветитель) - это не для хвастовства пишу, а понимая, что Вам графоманов и тому подобных чоккнутых пишет масса, на всех не нареагируешься. Мне 61 год, 6 внуков, 42 года женат, неплохо зарабатываю. А с северными народами я связан резьбой по кости - у меня, кстати, есть единственный экземпляр женского "пеликена" - отдельная история, аутентичный (там занятная история, но это отдельно).
Если у Вас есть какая-то интересная информация, было бы замечательно узнать. Моими исследованиями, если вдруг заинтересует, тоже с удовольствием поделюсь. Это для меня не бизнес - просто увлечение на всю жизнь. И еще раз спасибо за Ваши работы - Вы настоящий автор! С уважением, Александр.
Уважаемый Александр.
Увы, я не специалист по этой теме, да и верованиями сибирских народов занимался уже лет десять назад - мало что осталось в памяти. Насколько помню, у сибирских народов есть общий обычай - почитание медведя, но обряды различаются. Наравне с медвежьим культом сибирские народы объединены наличием шаманов (шаманизм не религия, а обряды и мировоззрение). О шаманизме есть выдающаяся книга Бернгарда Петри "Вселенная сибирского шамана. История, легенды, обряды" (Иркутск, 2014 год). Эта книга очень редкая. Сам Б.Петри - известный в своё время учёный, очевидец подлинных шаманских обрядов начала ХХ века; расстрелян в 1937 году.
Не знаю, помогут ли вам мои куцые сведения. Но удачи.