Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



23.03.2010 Иван

День добрый, Алексей Викторович!
Книги Ваши читал с удовольствием еще до того, как настигла их нынешняя всероссийская (не побоюсь завысить масштаб) заслуженная популярность. В наше время, когда и былые ценности во многом растеряли, и новых не приобрели - Ваши произведения можно бы включать в обязательную программу изучения в школе. Уж, по крайней мере, в Уральском регионе, вместо так называемого "регионального компонента", в достатке присутствующего в некоторых субъектах федерации. Книги и как образец литературного языка хороши, и, самое главное, мыслить заставляют о земле, на которой живем, гордость за нее пробуждают. А что, вот так взять бы, да и объединить всю Россию, без всяких там политических партий и их идеологий, на почве любви и гордости за свою землю. Ну а Вас - почетным Гуру, "хребтом" всероссийской мысли. И станем мы опять первой державой в мире, как в 18 веке! Каково, а? Что скажете, реально нам так вот на общечеловеческих ценностях, без политики страну поднять, или фантазии все это?
Р.S. Хотел спросить, нет ли у Вас в планах встречи с читателями Уфы, а потом прочитал в одном из ответов фразу "башкирский сепаратизм" и понял - нет, не приедите Вы к нам, не пригласят. А было бы здорово вживую пообщаться!

ответ

Уважаемый Иван.
Спасибо. Польщён.
От обсуждения своего присутствия в школьной программе я уклонюсь, хорошо?
Про то, чтобы поднять страну на почве любви к прошлому, - увы, сомневаюсь. Прошлое надо знать и уважать, любить ли - дело личное. На мой взгляд, 18 век - слишком далеко, чтобы вызывать жажду реванша. Поднимать страну надо на чём-то более актуальном, хотя знание и уважение к прошлому должно присутствовать обязательно.
Вы меня напугали, Иван... "Башкирский сепаратизм" - это я сказал слишком категорично. Всё-таки Башкортостан - не Чечня и никогда ею не будет. Я имел в виду культурно-социальную самостоятельность Башкирии, которую башкиры отстаивали столь пламенно, что нельзя не снять шапку. В историческом смысле эта борьба имела абсолютно прогрессивное значение, а в моральном - дала урок "общественного договора" нации, который русские так у себя в целом и не выработали. Я знаю про борьбу "прорусской" и "пробашкирской" партий в Башкортостане, и как-то горько слышать про всё это. Две нации должны сцепиться в рукопожатии взаимного уважения, потому что борьба была яростной - но никто не победил. Надо взаимно уважать силу духа друг у друга. Клясть друг друга за Сеянтусы или Симскую резню Салавата - значит, решать нынешние корыстные проблемы, а вовсе не жить, гордясь друг другом. Достойные противники, опустив оружие, становятся друзьями, и такая дружба - самая крепкая. Зря, что ли, судьба вернула Башкирии "ирендекского медведя"? В общем, я очень люблю Башкирию, восхищаюсь и её природой, и её неукротимой историей. Надеюсь, что когда-нибудь всё же окажусь в Уфе как гость, а не турист.

23.03.2010 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Думаю, что начинаю лучше понимать тот смысл, который Вы вкладываете в понятие Матрица. Это ваше личное ноу-хау применительно к Уралу? Вы идентифицировали Уральскую Матрицу?
Пожалуйста, растолкуйте то, что Вы называете система ценностей у социума. Вероятнее всего под социумом Урала Вы имеете в виду именно горнозаводских рабочих. Это корень Матрицы? Мне очень хочется знать, как вы определяете эту систему ценностей у социума. Каковы ее составляющие, кроме того, что труд (дело) важнее свободы? Есть ли какая-то связь с религией, с верованиями? Какие еще ценности составляют суть именно Уральской Матрицы? Спасибо.

ответ

Уважаемый Владимир.
Ответы на ваши вопросы - вне формата этой странички на сайте. Вообще-то я написал про всё это и книгу "Хребет России", и цикл очерков "Уральская матрица", который имеется здесь же, на сайте - колонка слева. Мне кажется, в очерках всё изложено внятно и объёмно.

22.03.2010 Шевелев Илья

Алексей Викторович!
Спасибо за фильм «Хребет России». Это наша неоткрытая Земля, она намного свежее Дикого Запада и cтарушки Европы. На Урале были свои навигаторы (сплавщики), странствующие воины (самураи отдыхают), мастера, философы, это здесь самовар придумали и Ермак был с Урала. Это не бредни и вымученные сказки – фэнтези. Это свежо и актуально, за этим будущее.
У меня вопросов нет...
Шевелёв Илья

ответ

Уважаемый Илья.
Спасибо. Мне дорого одобрение фильма, на который я положил столько сил и времени.

22.03.2010 Григорий

Алексей Викторович, доброго времени.
Благодарю за ответ про Челябинск. Подумаю над Вашей мыслью и попробую изложить свои соображения чуть позже. А пока не могу не задать вопрос, который, как кажется, просто обязан возникнуть после прочтения статей из цикла "Уральская матрица" и просмотра "Хребта" (за который Вам, Леониду и Юлии отдельный поклон). Так вот вопрос - "матрица" - это насегда? Это и есть Рок Урала? Или же это его проклятие, изроченность огромного геокультурного пространства, случившееся вместе с возникновением "горной державы" со всеми ее "прелестями"? Говоря иначе, видите ли Вы для Урала иную судьбу вне "матрицы"?

ответ

Уважаемый Григорий.
В моём понимании "матрица" - набор жизненных стратегий, обусловленный местной системой ценностей. На Урале система цееностей выстроена так, что главной ценностью является труд, а не свобода. Я не вижу в этом никакой катастрофы.
Если общество свободно (а Урал - часть России, и свобода в России будет автоматически означать и свободу на Урале), то труд в качестве главной ценности совершит чудо. При таком условии Матрица очень и очень полезна. Если же общество несвободно, то на Урале Матрица доведёт местный порядок жизни до ГУЛАГовского, то есть, до полного слияния несвободы и труда, производства и зоны.
Матрица - не рок, не проклятие и не благодать, а просто данность, как земное притяжение. Она сформирована ландшафтом, климатом, природными ресурсами, полиэтничностью и мультикультурностью, способом хозяйственного освоения. Все эти вещи - не изменить. Поэтому и Матрица неизменна. Но можно изменить "вмещающий" контекст, и Матрица начнёт работать иначе.
Представьте, например, что вы поместили математика в коллектив биологов. Он будет здесь дураком, испортит биологам всё дело и сам ничего не сделает. Но переместите его в коллектив математиков - и он начнёт выдавать прекрасные результаты без конфликтов с коллегами. Так и Матрица.

22.03.2010 Григорий

Алексей Викторович, доброго времени.
Не уверен, что написанное ниже не покажется Вам примитивным, но все-таки рискну продолжить тему Челябинска и поделиться своими мыслями на этот счет.
Итак, Челябинская крепость была построена, как и многие селения, на реке у переправы, да еще в «созвездии» нескольких старинных дорог:
- одна из старинных торговых дорог, Степная, пересекая реку Миасс в урочищах Оло-Туп и Челеби, тянулась из Тобольска на Яик;
- от урочищ прямо на юг проходила с глубокой древности Большая Сакма («скотоперегонный путь») в Хиву и Бухару;
- из таежной глуши через Брод Калмакский на Исети и урочище Челеби, мимо озера Аткуль и урочище Крутой Яр на р.Уй до озера Эбели пролегла Соляная дорога;
- между реками Исеть и Миасс несколькими ветками через горные перевалы с Алтая в Европу шел Скифский путь (по р. Миасс проходила его южная ветка).
Четыре эти дороги пересеклись в урочище Челеби. Плюс еще один древний путь — сама река Миасс. Все вместе они образовали своего рода «место силы» или, как теперь говорят, транспортный узел. Ведь тот кто контролирует переправы и перекрестки дорог — тот и хозяин земли. Перепутье породило Челябинск и дало ему силы для стремительного роста. Вообще, складывается впечатление, что пути-дороги — это челябинский аналог плотины и водобойных колес среднеуральских городов-заводов. Благодаря перепутью уже через несколько лет город стал центром Исетской провинции. Но как только дороги, которые питали Челябинск, потеряли свое значение, выработали ресурс, стал хиреть и город. С 1781 г. он становится пыльным уездным городком. Примечательно, что новый расцвет начался с 1892, когда через Челябинск прошел «Трансиб». Дорога, теперь уже «железная», вернула городу прежние смыслы. Неслучайно, в конце XIX начале XX в.в. Челябинск становится не просто торговым городом, но коммуникационным узлом между Сибирью и Центральной Россией. И все это время любая промышленность здесь не выходила за рамки кустарного производства. Да и потом, во время и после индустриализации, мне кажется, идея города-на-перекрестке пусть не так как ранее, но все-таки живет. Включение его в «Уральскую матрицу» исказило, но не уничтожило глубинную суть города и, может быть, суть эта и есть Суд(т)ьба?
Если под этими "рассуждениями" есть какой-то смысл, то видите ли Вы возможность для отдельно взятого города вернуться к своей Судьбе?

ответ

Уважаемый Григорий.
Я не занимался Челябинском слишком уж плотно, но про дороги - в курсе. Однако не стоит считать тождественными причину появления города и способ его жизни.
Да, Челябинская крепость встала на перекрёстке, и отчасти Челябинск вписан в ряд торговых городов - Троицка, Кунгура, Ирбита, Тобольска. Ситуация с переселенческим пунктом повторила прежнюю историю на новый лад. Однако перекрёсток - причина возникновения или роста города, но не способ его существования. Тяжёлая промышленность оказалась более важным фактором, ибо ни древние дороги, ни Транссиб не создавали того грузопотока, который создавали промышленные комплексы Челябинска, Магнитки, Кузнецка, Копейска. Этот грузопоток оказался мощнее транзитного, а потому и перетянул город в промышленную Уральскую Матрицу. Но "образца СССР". То есть, Челябинск балансировал между статусом "город при вокзале" и статусом "город при заводе" - и свалился к заводу. Гигант ЧТЗ утянул город в ту матрицу, в которой ЧТЗ комфортно.

22.03.2010 Юрий

Уважаемый Алексей.
Я, житель с.Кын, с большим интересом слежу за вашими публикациями. 20 марта запущен проект "Кын-реалити". Не понятно, что культурно-исторического останется в Кыну после этой программы. Ну не надо новостроек и памятников, Кын - памятник. Хороводы и презентации это, конечно, здорово, но, наверное, дорого, и остается мусор.
Что Вы думаете по этому поводу? Хотелось бы, чтобы я был не прав.

ответ

Уважаемый Юрий.
К сожалению, вы правы.
Однако надо вникнуть в ситуацию. Из "культурно-исторического", я надеюсь, останется электронное издание трудов Сергея Гринкевича и профессиональная мультимедийная модель механизмов Кын-завода. Ну, и выставка в амбаре.
Памятник Сплавщику - вещь не главная, но необходимая. Ведь Кын должен быть отмечен на берегу Чусовой, чтобы не проплывали мимо.
А всё остальное зависит от финансирования. Деньги, которые выделены на программу "Кын-реалити", - копейки. На них ничего серьёзного не сделаешь. Не то, что реставрация памятников, а даже консервация стоит гораздо дороже.
Вы правы в том, что сам Кын - памятник. Именно как комплекс завода, посёлка, пристани. Ведь посёлок ещё в XIX веке был застроен комплексно, и 4 дома сохранились. А каменная облицовка речки Кын и ручья? А больница? Кын - цельный образ горнозаводского поселения, где производство было увязано с образом жизни даже архитектурно и градостроительно-планировочно. Кын надо сохранять целиком. Ну, и делать интерактивным и востребованным.
А кто понимает уникальность Кына? Я прочитал на блоге впечатления г-на Протасевича. Да, храм, да, скалы Чусовой... Но Кын построен не ради храма и не ради скал. Он построен ради ЗАВОДА, который опять остался вне поля зрения. "Слона-то я и не приметил". А от завода - к посёлку, к фирме, первой в России, к пристани... Люди не понимают уникальности Кына как градостроительного явления и цивилизационного феномена, потому что не вникают в суть горнозаводского Урала. И приходится заманивать развлекухами, вроде скоморохов и каруселей, - чем-то уже понятным, знакомым. А не заманивать нельзя, потому что надо видеть. Умозрительно почему-то горнозаводскую суть не воспринимают, нужно "зрительно".
Вот для "зрительно" и работает программа "Кын-реалити". На большее денег на дают. А мусор можно и убрать.

21.03.2010 Григорий

Алексей Викторович, доброго времени.
Благодарю Вас за "Сердце Пармы" и "Золото бунта". Как говориться "эта вещь посильнее Фауста Гете".
Вопрос в следующем. Какое место, по Вашему мнению, занимает в "уральской матрице" Челябинск? Он ведь до первой половины XX века не был городом-заводом. Сначала крепость, затем транспотный узел ("ворота Сибири"). Есть ли в связи с этим у Челябинска какая-то "особая ментальность" или особоя роль в "матрице", или его индустриализация в 30-х годах "вмесила" город в общую массу?

ответ

Уважаемый Григорий.
Спасибо за такой интересный вопрос.
Я представляю Матрицу как набор параметров. Есть города "классические", где этот набор - полный: Тагил, Златоуст, Невьянск, Сатка, Белорецк, Сысерть, Лысьва и т.д. А есть города "неклассические" - либо торговые как Ирбит, Кунгур, Троицк, либо культовые как Верхотурье, Чердынь, Далматово, либо негорнозаводские как Соликамск, Орск, Соль-Илецк. Но это ещё не полный видовой перечень.
Челябинск основан как крепость, центр Исетского казачьего войска, и существовал, пусть и захолустно, скорее в "казачьей" матрице юга России - как Оренбург или Новочеркасск, а не в "рабочей" матрице Урала. Но железная дорога, которая в начале ХХ века сделала Челябинск крупнейшим переселенческим пунктом страны, вывела его из всех матриц - и южнорусской-казачьей, и уральской-рабочей. Я сформулировал это в "Хребте России": "железная дорога сделала свободу важнее родового призвания". Однако со строительством ЧТЗ Челябинск был загнан в Уральскую матрицу - в первую очередь, подневольностью, милитаризацией и изоляцией. Но в Уральскую матрицу "образца СССР", а не "классического" образца времён горнозаводской державы. Советский строй изрядно деформировал изначальную стройность Уральской матрицы, как Рим деформировал гармонию Греции. Аналоги Челябинска (в бытийном смысле) - Магнитогорск, Качканар, Красновишерск, Березники, Стерлитамак, Сибай. То есть, Челябинск - город "второго пришествия Матрицы", "античный, но не греческий".
Очень интересно порассуждать на эти темы...

18.03.2010 Дмитрий

Здравствуйте, Алексей! Знакомы ли Вы с творчеством Андрея Буровского?

ответ

Уважаемый Дмитрий.
С творчеством Андрея Буровского я не знаком, увы.

18.03.2010 Оля

Здравствуйте, Алексей Викторович! Спасибо за "Географа". Его я прочитала после того, как сходила на студенческий спектакль ГИТИСа "История мамонта". Впечатление от книги было сильнее и глубже, но в целом совпало с первым, как-то очень незаметно наложилось на него, и теперь роман для меня неотделим от постановки, герои - от актеров. Не знаю, хорошо это или плохо. Очень интересно Ваше отношение к спектаклю, если Вы его конечно видели. Узнавали ли вы на сцене Ваш роман, его атмосферу, тон, героев?

ответ

Уважаемая Оля.
Спектакль я не видел, хотя сценарий читал. Но в него не вмешивался - это не моя епархия. И ещё я читал много хороших отзывов о спектакле, чем очень рад - и за авторов спектакля, и за себя-любимого. Я не знаю, насколько спектакль получился аутентичным роману и времени, но ведь это и не важно. главное, чтобы за душу трогал.

18.03.2010 Михаил

Здравствуйте, Алексей.
Вопрос простой - Ваши фотографии Далматовского монастыря - это который между Е-бургом и Курганом у Шадринска или другой?
С уважением, Михаил.
Я очень благодарен Вам за Ваше ТВОРЧЕСТВО.
P.S.
Кажется, я нашел волок Ермака от Серебряной до Баранчи... В июне пойду проверять. Видимо правы А.П.Черноскутов и Ю.В.Шинкаренко в "Новых ключах"

ответ

Уважаемый Михаил.
И вам спасибо.
Да, Далматовский монастырь - тот самый.
А "Новые ключи" - великолепная книга. Это вот та самая уральская культурная стратегия, которая делает историю и культуру интерактивной: пойти и посмотреть на реальном месте - и увидеть те смыслы, которые никогда не будут видны без знакомства с территорией.

18.03.2010 Василий

Не кажется ли вам слегка не корректным называть Хребтом России "Пермский край" при этом, забывая что существуют такие города, как: Челябинск, Екатеринбург, Магнитогорск, Златоуст, Нижний Тагил, Алапаевск, Качканар. Ведь Пермский край не входит даже в состав Уральского федерального округа)) А именно в вышеуказанных городах сосредоточена вся мощь уральской промышленности..Немножко обидно смотреть ваш фильм под названием "Хребет России-Пермский край"

ответ

И четырёхсерийный фильм, и фотокнига называются "Хребет России", без всякого "Пермского края". И под "Хребтом" имеется в виду весь Урал. То, что вы смотрели в интернете - это 10-минутный рекламный ролик Пермского края, сделанный из "пермских" эпизодов фильма для форума Пермского землячества. Этот ролик вывешен в сети "пиратски" и предназначен для "внутреннего пользования" в регионе. Не стоит прежде времени обижаться и обвинять меня в склерозе.

17.03.2010 Дмитрий

Здравствуйте, Алексей! Планируете ли Вы в Екатеринбурге встречу с читателями?

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Где-то в районе 1 апреля должна быть встреча в магазине "Читай-город" то ли на Вайнера, то ли на Челюскинцев... Скоро определюсь и вывешу уведомление в раздел "Новости".

17.03.2010 Тахир

Здравствуйте, Алексей! Восхищен вашей эрудицией. Я прочёл полный титул Ивана Грозного. Помимо царя Казанского в нём присутствует великий князь болгарский. Выходит, что казанцев считали болгарами. Когда они перестали быть таковыми?

ответ

Уважаемый Тахир.
Вот тут-то я вас тотчас разочарую. Я не знаю. С этим вопросом никогда не сталкивался.

17.03.2010 luka

Здравствуйте Алексей Викторович. Планируете ли вы написать чтонибудь о Златаусте и его исторических персонажах. Бывали ли вы в златоусте или может быть планируете туда заехать.

ответ

Уважаемый luka.
Я неоднократно был в Златоусте и собираюсь побывать там ещё неоднократно. Но писать что-либо на материале Златоуста пока не планирую.

17.03.2010 Владимир

Вопрос по поводу скандала вокруг проекта "Пермь как текст".
Источники информации:
http://www.arkada-ivanov.ru/ru/?publication=210
http://www.rg.ru/2010/03/10/ministry.html
Будете ли Вы инициировать разбирательство по расходованию государственных средств на этот проект?
Хорошо, что возбуждено уголовное дело против Протасевича, но он занимался рекламой проекта, и его деятельность не объясняет того, почему закончились средства на производство книг. ИМХО, эти вопросы логичней задать куратору проекта Веронике Вейсман с субподрядчиками-родственниками и исполнителю Илье Вилькевичу
Владимир

ответ

Уважаемый Владимир.
Я не оставлю проект "Пермь как текст" своим вниманием. Наш самый справедливый суд в мире необыкновенно тяжёл на подъём - пустяковое "дело о двух фотографиях" тянется скоро год. Для моего иска за книжный проект существуют определённые процессуальные преграды. Но я найду выход, потому что наглое ворьё уже достало по самое не могу.

страница: 73 из 212

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram