Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



09.11.2009 Александр

Здравствуйте, Алексей!
(Надеюсь, Вы не считаете фамильярностью обращение по имени от сверстника?)
Насколько я понял из книги (фильм еще не смотрел), основной стержень характера Ивана Грозного – это твердая вера в свою исключительность и непогрешимость (не как частного человека, но как царя-самодержца). Соответственно, все люди делятся для Грозного на две категории: те, кто так же безусловно ему (можно даже сказать - в него) верят и те, кто так или иначе сомневаются в его сверхъестественных дарованиях. Последние автоматически становятся врагами и предателями (царя и государства), и лучшее, что можно с ними сделать, – казнить.
Очень интересно было бы услышать о Вашем отношении к Ивану Грозному – как к историческому персонажу и персонажу книги. Кто он с Вашей точки зрения?
С уважением, Александр

ответ

Уважаемый Александр.
Я бы хотел немного скорректировать ваши формулировки относительно Грозного в "Летоисчислении". Грозный верит не в свою "исключительность и непогрешимость", а в то, что в нём воплотился Иисус Христос. И Грозный делит людей на тех, кто поверил в это, и на тех, кто не поверил. Поверил именно в это, а не в "сверхъестественные дарования", которые могут быть и у экстрасенса. Суть - в христианстве, а не в чудотворении. Чудеса, кстати, могут творить и лжепророки, и сатана.
А репрессии Грозного только опосредованно связаны с вопросом верит или не верит репрессируемый в царя-бога. Суть репрессий - в хаотичности, бессистемности, спонтанности. Когда нет закона, когда нет системы, остаётся только уповать на милость - то есть, верить. В том-то и смысл опричнины - или НКВД, - что лояльность не даёт стопроцентную гарантию спасения. Поэтому опричнина служит инструментом не столько искоренения инакомыслия, сколько сакрализации царя в частности и власти в целом.
Уникальность и архетипичность ситуации с Грозным в том, что ереси и войны его времени позволили совместить обе составляющих русской власти: идею о том что царь - это бог, и идею о том, что беды державы можно исправить репрессиями.
Моё отношение к Грозному очень простое - изверг с фантазией.

09.11.2009 Дмитрий

Добрый день, Алексей Викторович!
1. Скажите мне, пожалуйста, а как вы хотели бы или, верней, что вы хотели бы увидеть в фильме "Царь", что, по вашему мнению или желанию, мы, простые смертные, открыли бы для себя, просмотрев данный фильм?
Я не смотрел его, но просмотрю обязательно из-за Янковского и вашего сценария так же. Абсолютно равнодушно отношусь к Мамонову и его творчеству.
Я прочитал ваши ответы на вопросы и добавлю к вашим ответам ещё то, что не все мы буквоеды, в большинстве своём мы хотим увидить суть, а не абсолютную и непогрешимую достоверность фактов и событий, чтобы потом блеснуть своей эрудицией, я так думаю, что все такие книги и фильмы именно и снимаются, и пишутся для такой части публики, которая и делает популярным и даёт некоторую часть материального достатка.
2. Князь Михаил ("Сердце Пармы") палач?
3. Я правильно понял, что книга включила в себя то, что не включил сценарий или, верней, заказчик сценария?

ответ

Уважаемый Дмитрий.
1. Знаете, я как-то не ставил перед собой целью просвещать "простых смертных". Я хотел сказать то, что сказал в книжке.
Я, в общем-то, и против буквоедства ничего не имею, дотошность тоже нужна. Но когда остаётся она одна - странно. Неужели всё впечатление от произведения - только досада от того, что автор ошибся в исторической мелочи? Роман ведь не музей.
2. Горько признать, но получается, что палач. Хотя так судить - значит, относиться к истине буквально.
3. Да. Многое из того, что есть в книге и в сценарии, в фильм не вошло.

08.11.2009 Косилов Валерий

Здравствуйте Алексей Викторович! 1.Мне 54 года. 2. Я прочитала все ваши романы, не просто прочитала, а приобрела, как ценность в свою библиотеку.
Вчера посмотрела фильм "Царь"
Я очень разочарована, мне жаль, что ваше имя фигурирует в списке авторов или причастных, как хотите, к этому фильму.
Я не буду напоминать о моральной ответственности художника, о его понимании именно ответственности в конкретный реальный исторический момент. Я просто разочарована.
Теперь конкретно чем. Однобокостью темы, погружением в психологизм исторических личностей, демонстрацией насилия.
Что Вы сказали про психологию личности на вершине власти, у которой метафизические цели и задачи? Ничего. А что вы вообще хотели сказать как автор сценария? Я допускаю, что вы сами удивились тому, что получилось.
Если вы хотели показать абсолютное зло, то почему надо было брать историческую личность России, оболганную и кастрированную псевдоисториками, ну взяли бы Генриха 8, который казнил более 70000 человек за бродяжничество, им же спровоцированное. Нет, конечно, я не указываю Вам в прямом смысле, но Вам должно быть не безразлично, что после фильма появляется впечатление, что такой народ достоин только сумасшедших тиранов или по-другому – такой народ порождает таких монстров, неведомых Западной цивилизации. А может мы не имеем права на существование как единый социум?
С большим опасением теперь смотрю на Ваш последний роман, наверное, я не буду его читать.
Господи, да сколько же можно пинать собственную историю?!
И фильмы Лунгина я более смотреть не буду. Вот такой результат.

ответ

Уважаемая зрительница!
Я бы хотел, чтобы о моей работе вы судили по моей работе - по книге. Даже если она разочарует вас так же, как и фильм, я хотя бы буду знать, что это я сам виноват.
И ещё. Я часто встречаю сравнение Ивана Грозного с другими государями-извергами. Люди говорят: вот этот казнил 40000 человек, а Грозный всего лишь 4000. Разве ж это изверг?
Изверг. Ведь казнил же, а не перецеловал. Палачом становятся после первой же отрубленной головы, а не после десятой или сотой. К морали нельзя подходить с позиций статистики. Если Грозный не такой людоед, как Пол Пот, это не значит, что он не изверг.
Напоминать об этой истине - одна из "ответственностей художника". А вот каково художественное качество его произведения - другой вопрос.

06.11.2009 Михаил

Здравствуйте, Алексей!
Только что проглотил «Летоисчисление от Иоанна» (мечты сбываются – выиграл книгу в журнальном конкурсе). Конечно, возникли вопросы! Оговорюсь, что «Царя» ещё не смотрел.
1. Историчность. Понятно, что Ваша книга и фильм Лунгина – произведения художественные. Но большинство читателей-зрителей будут воспринимать их как реальную Историю (пишу с заглавной буквы, подразумевая под этим словом наше прошлое) «о том, что было». Т.е., вы «творите Историю», наполняя её содержанием. Согласны ли Вы с этим? Если да – как это ощущается? Если нет – почему? Должна ли быть, по Вашему мнению, у писателя (режиссёра, художника в широком смысле) ответственность за историчность своего произведения и понимание того, к чему искажение Истории может привести? Мне кажется, что тема подмены Истории, поднятая Борхесом в «Тлён, Укбар, Орбис Тертиус» крайне важна сейчас и пока слабо исследована.
Есть такая точка зрения, что история как дисциплина – лишь побочная ветвь литературы (или даже её разновидность для профанов). Можно ли (и нужно ли) вообще провести границу между «реальной» Историей и историческими мифами? Например, по современным представлениям, Филипп был старше Ивана на 23 года! Не могли они быть друзьями отрочества как в книге! Филипп был убит в Твери, а не в Москве, как в книге. А что будут отвечать на уроках Ваши читатели?
2. Возраст. В описываемое время Ивану было 35-38 лет, он ещё молод (фактически, наш с Вами ровесник), а Маша его «дедушкой» зовёт. Хотя это можно списать и на детское/блаженное воспрятие, но и моё впечатление по книге, что Иван «в возрасте». Сколько лет, по Вашим представлениям, Ивану - герою «Летоисчисления»? И сколько – Филиппу?
3. Образы. Это первая Ваша книга, где во время чтения герои уже представлялись в известных образах – актёров фильма. В связи с этим – как Вы считаете, удачно ли были подобраны лица? Или Вы писали, уже зная, кто кого играет и создавали (меняли) текст под них? Не боязно ли отдавать свои книги для постановки, зная, что у новых читателей литературный герой будет прочно сцеплен с экранным, нарушая, возможно, задумки писателя?
4. Как Вы вообще попали в этот проект? И что получилось у Вас в чистом остатке? Какова Ваша оценка фильма и своего места в нём?
5. О «ляпах». В молитве архистратигу Михаилу стоит «архаггеле». При написании в церковнославянском слова «аггел» в одном случае над 1-ым «г» ставят титло и читают «ангел», а во 2-ом – титла нет и читают «аггел», т.е. падший ангел. К Михаилу, конечно, следует обращаться «архангеле». И ещё: в главе «Безумие» упоминаются вилки. Традиционно считается, что их привезла в Россию Марина Мнишек полвека спустя описываемых событий.
PS. (к вопросу-ответу от 10.06.09) Бела Кун – создатель и руководитель именно Венгерской советской республики 19-го года, а не ВНР, провозглашённой в 1949, через 11 лет после его казни.
С уважением и благодарностью за новую книгу.

ответ

Уважаемый Михаил.
1. Историческая правда, безусловно, очень важна. Но в художественных произведениях нельзя понимать историческую правду как буквальное следование событиям и фактам – на то уж авторы и обращаются к художественной системе средств выразительности. Задача автора – сохранять «содержание», искажая факты в разумных пределах, потому что существует отбор, редукция материала, без которой художественное произведение немыслимо. Не стоит считать художественное произведение исторической реконструкцией.
В данном конкретном случае я считаю, что я не допустил никакого искажения правды истории и, тем более, подмены. Конфликт Иоанна и Филиппа был? Был. Эсхатологические воззрения Иоанна имели место? Имели. Действовал ли Филипп с позиции милосердия и веры? Действовал. Какое же тут искажение правды истории? Какая подмена? Я что, сделал Филиппа буддистом или большевиком? Я что, сделал Иоанна Периклом? Или в моей книжке Малюта не убил Филиппа, а отправил консулом в Гвинею-Бисау?
Читатели на уроках пусть отвечают по учебнику, а не по художественной книге. Вы спрашиваете об искажении истории, но ведь самое большое искажение истории – учить её по романам. Так нельзя. Даже если авторы романов максимально стремятся к исторической достоверности – как я в «Сердце пармы» и «Золоте бунта».
Я в курсе, что Филипп был убит в тверском Отроч монастыре. Я в курсе, что Филипп и Иоанн не были ровесниками. Я знаю, что Филипп родился в 1507, а Иоанн – в 1530. Но не думаю, что эти обстоятельства что-либо изменили в конфликте Филиппа и Иоанна.
2. «Дедушкой» героиня называет Иоанна потому, что я заранее знал, что Грозного будет играть Пётр Мамонов. А как ещё называть Мамонова? Книга-то написана по сценарию. А сценарий написан по заявке режиссёра. А Павел Семёнович увидел Мамонова Грозным уже очень давно, «до меня», – и много-много раз говорил об этом в интервью.
Если ратовать за историческую правду, почему тогда критики упускают, что встреча Иоанна и Филиппа происходит на мосту? Ведь от Опричного дворца, который стоял примерно на месте Манежа, до Чудова монастыря в Кремле, где укрылся сложивший сан митрополит Афанасий, не надо ехать через Москву-реку. Просто я не стал акцентировать внимания на том, что митрополит в Кремле, потому что мне важен образ моста. С моста Иоанн видит всадников Апокалипсиса над Кремлём, и мост падает от толчка иконы при битве с поляками. Мост – граница. И мне было важно ключевые моменты повествования вывести на границу.
3. Фильм Павла Семёновича – не экранизация моей книги. Сначала был сценарий, потом фильм, потом – эта книга. Про удачность-неудачность кастинга актёров мне говорить некорректно. Не я режиссёр. Постер фильма, помещённый на обложку, - маркетинговый ход издательства. Мне такой ход не понравился. Я бы предпочёл, чтобы читатель рисовал внешний облик героев, исходя из текста, а не из постера.
4. В этот проект меня пригласил Павел Семёнович. Что у меня получилось в «чистом остатке» - вы только что прочитали. О моей оценке фильма и своего места в нём мне говорить некорректно.
5. Приведённый текст молитвы, сочинённой Грозным, вставить в сюжет предложил Павел Семёнович. Мне такая идея понравилась. Аутентичность текста молитвы я не проверял – не вижу необходимости.
Замечательно, что вы увидели вилки. Но можно было бы разглядеть и колокольню Ивана Великого, которой при Грозном не было. С колокольней я лопухнулся, как и с вилками.
Я очень ценю историческую компетенцию читателей. Но буквоедство и жажда узнать мотивы многих авторских решений мешают восприятию произведения. У газетных обозревателей, вроде Натальи Кочетковой из «Известий», такая жажда вырождается в сплетни вместо критики. Я бы предпочёл отвечать на вопросы о своём тексте, а не о постерах на обложке, не о механизме создания фильма, не о вилках, как сейчас, и не о семечках, как в случае с «Сердцем пармы». Во всяком случае, в вашем послании ничего не было об идее самопровозглашения Иоанна Исусом, а я писал как раз вот про это.
Уважаемый Михаил. Надеюсь, вы понимаете, что пафос моего ответа направлен не на вас, а на всё то, что я читал о своей работе в и-нете. Просто вы первый спросили об этом лично у меня. А за справку о Бела Куне - спасибо, я поставил её в список исправлений для следующего переиздания книги.

06.11.2009 Вера

Алексей Викторович! Вам понравился фильм "Царь"?

ответ

Уважаемая Вера.
Я не считаю для себя корректным комментировать этот фильм. Я ведь тоже причастен к нему - но не настолько, чтобы брать на себя всю ответственность. А прыгать попой со стула критики на стул похвалы несолидно, да можно и промахнуться. Моя "зона ответственности" - книжка, вот о ней и спрашивайте.

04.11.2009 Оксана

Общага в "Общаге на крови" - не 5-ка ли УрГУ? P.$. От книги в восторге!!! Оторваться от чтения было невозможно.. Спасибо Вам!

ответ

Уважаемая Оксана.
И вам спасибо. А общагу вы опознали правильно.

01.11.2009 Ярослав

Здравствуйте, Алексей! Летом 2005 года упивался "Сердцем Пармы". Вы подарили фантастическое ощущение погружения в Историю - детством с Чукотки и с ней в сердце - я впервые почувствовал своё родство к Перми, к Уралу. В тот же год попал в командировку в Чердынь – и все «сложилось». После «Золота бунта» и «Общаги на крови» (все общаги одинаковы? - ЛГУ, Старый Петергоф) казалось, что Вы шагнете прямо в сегодняшний день… Но, выражаясь бюрократическим языком, историзм сменился психологизмом… Нет, осталось всё настолько же здорово, читается на одном дыхании, за ночь, за один переезд в Москву… только очертания Правды Истории пропали (в моем восприятии, конечно). Нет, я ожидал не суда над современностью - он, наверное, объективно и происходит через линии судеб в последних произведениях… Масштаб изменился: было о жизни народов – и не стало… Большое видится на расстоянии (глубина – с высоты)? Наверное, правильно – эпос слагается через века. Или в планах есть что-то? Кажется, у Вас должно получиться. Спасибо!

ответ

Уважаемый Ярослав.
Спасибо.
В планах у меня пока ничего нет. Точнее, главный план - доделать начатое, а это четыре разных проекта. С таким довеском пока не до нового.

31.10.2009 Сергей

Здравствуйте, Алексей. Идея музеев on-line - это здорово! Но мой вопрос в другом. Со школьной скамьи недолюбливаю понятие литературного образа. Разве не каждый из нас где-то Служкин, где-то Моржов, где-то Игорь и т. д.? Или я неправ? С уважением

ответ

Уважаемый Сергей.
Конечно, вы правы. Все мы в чём-то совпадаем с другими людьми - реальными или вымышленными. Но в чём ваш вопрос?

29.10.2009 сергей

Здравствуйте, Алексей. Только что услышал в новостях о пермских инновациях в области образования. Вы еще не приобрели диски с уроками истории в стиле рэп?

ответ

Господи, Сергей, мы уже и до этого докатились?..
Я понял: гельмановщина - когда всё превращается в глумливую развлекуху под соусом актуальности и за бабло местных лохов. Ладно - пермский музей интеллектуальных эксрементов, театральные драмы деградаций, это "город принял". Но на школу-то зачем замахиваться? Эдак мы скоро докатимся до того, что удаление аппендицита превратят в перформанс, а ежели пациенты начнут дохнуть - так искусство требует жертв.

28.10.2009 Дмитрий

Здравствуйте, Алексей!
Вопрос/предложение по поводу музея в поселке Кын.
Возможно, для начала было бы логичней сделать виртуальный музей он-лайн? Это позволит оценить уровень заинтересованности общества в этом проекте. Если тупик с госфинансированием по линии культуры или туризма, то потенциальным частным инвесторам можно предъявлять виртуальный музей в качестве «презентации».
С уважением, Дмитрий.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Я тоже думал над он-лайн презентацией Кын-проекта. Но здесь есть определённая сложность. Кын можно оценить только в контексте. Контекст - это дорога. Едешь в Кын из Перми - проезжаешь Чусовской завод и Лысьвенский горный завод. Едешь из Екатеринбурга - проезжаешь Невьянский, Нижне-Тагильский, Черноисточинский, Висимский и Висимо-Уткинский горные заводы. Плывёшь в Кын по Чусовой - проплываешь Старую Утку и Старую Шайтанку. И получается, что турист видит Кын, когда он уже "в общих чертах" ознакомился с сутью явления - с горными заводами. Турист воспринимает Кын как "квинтэссенцию", как архетип. И ему понятно, ЧТО ТАКОЕ ему показывают. А без контекста Кын - непонятно что.
При таком подходе к сути проблемы получается, что он-лайн презентация Кына бесполезна без такой же презентации Лысьвы, Тагила, Висима, Старой Утки и т.д. Он-лайновый способ тянет за собой слишком большой объём работы и информации. Поэтому буклет или реальная поездка - более адекватные способы.
А про он-лайн музей у меня была другая идея. Сделать в целом он-лайн музей Урала. Чтобы каждый маленький районный музейчик вёл свою тему - составлял свою коллекцию из фондов всех других музеев Урала. Ну, например, музей Каслей курировал виртуальную коллекцию каслинского литья по всем уральским музеям. Музей Златоуста - коллекцию холодного оружия. Музей Сатки - коллекцию пушек, а музей Мотовилихи - коллекцию артиллерийских орудий. Музей Невьянска - коллекцию невьянских икон, а музей Лысьвы - коллекцию касок и кирас. Музей Ильмен - коллекцию минералов, а музей Кушвы, предположим, коллекцию заводских закладных досок. Пермская галерея - коллекцию пермских богов, ведь они есть и в Кунгуре, и в Соликамске, и в Ильинском, и в Чердыни, и в Тобольске, а общего каталога нет. А чердынский музей собирал бы виртуальную коллекцию звериного стиля. Тагильскому музею сам бог велел собирать старинные промышленные агрегаты, тем более, в Тагиле живёт и работает Ю.Баранов, который анимирует эти машины. А музею Екатеринбурга - собирать архитектурную коллекцию заводов, ведь там в макетах и так представлена половина Урала. В общем, идея понятна. В целом бы получился объёмный музей всего Урала, только в и-нете. Причём каждый маленький музейчик, который вёл бы свою тему, оказывался не местным, а общезначимым.
Самое интересное, что после краж в Эрмитаже создано несколько общемузейных сетей, где собраны отцифрованные экспонаты. То есть, база для такого всеуральского музея существует уже сейчас. Надо только всё сформировать и сделать ресурс. Но - увы. С этой идеей я вылез на уральской конференции музейных работников в сентябре в Кунгуре, и отклик - нулевой. А к власти я и не суюсь, мне там один ответ - через порог и на улицу.

24.10.2009 Неугодников Алексей

Алексей, добрый день!
С радостью узнал, что выходит Ваша книга «Летоисчисление от Иоанна». И даже дата есть - 20 октября. Я так долго ждал книгу, сопровождающую фильм... Да и фильм жду и жду... Я знаю, что Вашей вины нет. Но и фильма, да и книги по "Хребту..." нет...
Ну да ладно. Эта-то книга ("Летоисчисление..") в столице начинает продаваться? Или Вы меня обвините в лености - зайдите, например, в "Библио-Глобус"?
Буду рад любому Вашему ответу. А еще больше - координатам продажи книги.
А вообще-то всегда рад общению с Вами.
Спасибо.

ответ

Уважаемый Алексей.
И я рад общению с вами.
Про "Летоисчисление" могу сказать, что официально эта книжка должна продаваться с 20 октября. Но, видимо, не продаётся. Почему - не ведаю. В службе распространения издательства мне сказали, что книга завезена в магазины. Пёс его знает, что вообще творится.

24.10.2009 Григорий

Здравствуйте, Алексей.
А все-таки образ Служкина требует дальнейшего развития, это можно заметить по письмам преданных поклоников вашего творчества. Где-то вы сказали, что хотите написать произведение на тему 80-х годов, почему бы не использовать образ Служкина, или вы боитесь упреков в попытке сочинить "мыльную оперу"?

ответ

Уважаемый Григорий.
Всё-таки я думаю, что не образ Служкина требует развития, а читатели. Конечно, мне это льстит как автору. Но про Служкина - тема закрыта. Всё ведь сказано. А упрёков в "мыле" я не боюсь, потому что когда мне приспичит, так сказать, поменять шило на "мыло", я так и укажу в подзаголовке - "мыльная опера".
Время 80-х годов мне по-прежнему интересно, но если я когда-либо возьмусь за него, то возьмусь с героем, который более органичен этой эпохе, нежели Виктор Служкин.

23.10.2009 Александр

Алексей, здравствуйте!
В романе «Сердце Пармы» у входа в шатер князя Федора Стародубского висит хоругвь «с вышитыми словами из Писания – «Имя же им легион» (конец цитаты). В этом маленьком фрагменте мне непонятны аж три момента, которые прошу разъяснить.
Во-первых, обычно под хоругвью понимается полотнище со священным изображением. Разве были хоругви со словами из Писания?
Во-вторых, фразы «Имя же им легион» в Писании нет… Или есть?
В-третьих (признаюсь, именно это меня «царапнуло» при чтении и остановило внимание), в Писании ответ «Легион» на вопрос «Как тебе имя?» дают бесы (см. Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 30; Евангелие от Марка, гл. 5, ст. 9). Князь Федор, возможно, не самый симпатичный персонаж, но не до такой же степени… Или я чего-то не понимаю?
C уважением, Александр

ответ

Уважаемый Александр.
Эту деталь я, разумеется, придумал. И вы правы: получилось неловко.

22.10.2009 Евгений

Алексей, день добрый. Вы мне ответили: "Служкин не растеряет себя и не сдастся".
Алексей, а что значит "не сдастся" в этом конкретном случае?

ответ

Уважаемый Евгений.
Я думал-думал над вашим вопросом и пришёл к выводу, что для Служкина "не растерять себя" и "не сдаться" - одно и то же. Упс!

20.10.2009 Евгений

Алексей, добрый день. Давно вам не писал. Скажите, пожалуйста, вы, наверное, знаете, как сложилась дальнейшая судьба Служкина?

ответ

Уважаемый Евгений.
Представляете, не знаю. Я уверен, что Служкин не растеряет себя и не сдастся, но более конкретно ничего сказать не могу.

страница: 61 из 212

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram