Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



11.10.2009 Анна

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Тут все о сложновысоком и изысканном, а я вот решусь спросить о совсем простом. Понимаете, после "Географа" у меня осталось сложное ощущение, в целом мне роман очень поравился, НО: личность самого Служкина, несмотря на все его обаяние, все же вызывает некий протест. Причем не в сложно-экзистенциальном плане, а именно в бытово-житейском. Ну, например, зачем он постоянно поит водкой детей? Нет, зачем он беседует с ними на отнюдь недетские темы, ставит их один на один перед драмматическими коллизиями, иногда даже искусственно их создавая - это все понятно и оправданно, но вот конкретно этот факт - мне НЕпонятен и, не побоюсь этих слов, НЕприятен. У меня у самой растет сын, правда, ему еще только 6, но , как мать скажу, я бы с учителем таким, как Служкин в поход его не пустила - именно вот из-за таких на первый взгляд "простых" и "глупых" вопросов. Ведь никто не знает как подобные поступки отзовутся на личности детей, иногда достаточно очень немногого. Где-то в глубине души я могу понять Угрозу с ее открытым протестом, тем более, что дело коснулось ее дочери. Хотя Угроза, конечно, самоутверждается за счет Служкина и это в ее поведении - противно.
И вторая часть вопроса: кто Вам самому наиболее симпатичен из женских образов в "Блуде" и почему? Какие женские образы Вам симпатичны в принципе? Спасибо, с уважением, Анна

ответ

Уважаемая Анна.
Боюсь, что первая часть вашего вопроса всё-таки риторическая. Тут нечего отвечать и разъяснять. В смысле выпивки с детьми Служкин не прав, а кто его оправдывает? И о том, что он не педагог и не учитель, он говорит сам. Роман-то - не о том, как учитель осваивал вершины своей профессии.
И вторая часть вопроса. Лично мне в "Блуде" симпатичны Розка и Женька. Они - искренние, и они - очень женщины. Но "в принципе" предпочтения сформулировать невозможно. Всякий раз всё индивидуально. То, что нравится в одном человеке, может раздражать в другом. Так что системы не бывает.

10.10.2009 Самойлова Елена

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович.
Вы производите впечатление искреннего, понимающего и любящего человека, на меня, по крайней мере. Но у меня свои пределы восприимчивости и понимания, поэтому мне показалось, что обидела вас. У вас свои пределы понимания, наверное, в этих пределах мои извинения звучат неуместно и глупо. Возможно, я поняла вас.
В моем понимании, если для верующего человека не может быть экзистенциальных переживаний, тогда вера переходит в разряд знания. В идеале, этот человек становится богом. И для него теряют смысл все моральные пределы.

ответ

Уважаемая Елена.
Сейчас в вашем послании нет вопроса.
Я могу прокомментировать только то, что у верующего человека есть экзистенциальные переживания. Я же оговорил в скобках - "в идеале". Тем не менее, главные экзистенциальные проблемы для верующего человека выглядят настолько иначе, что уже и не совсем экзистенциальные.
Но мы с вами забираемся в такие дебри, что лучше бы этого не делать, а то перестанем понимать друг друга - совершенно экзистенциально.

10.10.2009 Дмитрий

Добрый день, Алексей Викторович!
По поводу утери нити разговора со мной. Это не удивительно. Во-первых, нас, спрашивающих, много, а во-вторых, я сам прыгаю с одного на другое, это у меня уже т.с. в крови и без этого я, по-моему, не существую.
Я сейчас, как вы сказали ранее, не много "срезонирую". Мы хоть и равны по возрасту, но я к вам отношусь в некотором роде так же, как вы к творчеству Гумилева, по вашим словам.
По поводу Служкина. Я смотрел на него своими глазами и наблюдал за ним на основе своих чувств, но я далеко не идеальный и оптимальный персонаж, это первое. А второе - я понял, опять-таки на основание ваших ответов, что Служкин - это часть вас, поэтому и спрашивал о нём именно у вас. А сейчас после вашего ответа я несколько по-иному посмотрел на Служкина и увидел в нём ту же долю тщеславия, что и во всех нас, вернее, гордыни. Но я не радовался концовке, по-моему, она очень печальная, хотя по отношению к Служкину и к той ситуации, в какую он попал, как мне кажется, по-другому быть и не может.
Алексей Викторович, я прочитал ваш ответ по встрече с ВВП. Вы мне, наверно, не одному глаза открыли, я так же в какой-то мере считал, что во всех неурядицах виноваты местные власти, но увы - оказывается, что верхи всё видят и, можно сказать, одобряют. ЕР на первом месте, открытых недовольств нет, избранники - те, что надо, включая и первых лиц, а это и есть добро, от которого не следует отказываться и которое надо поддерживать, что они, по-моему, и делают. Я вчера смотрел футбол, до этого читал на потрале "СЭ" об изготовлении супер-пупер баннера на этот матч Россия-Германия, и в какой-то мере желал увидеть нечто потрясное, а что увидел? Показуху! Пафосную! Где лозунг "Родина-мать зовёт" переделали в рекламную агитацию к проведению ЧМ по футболу в 2018 году в России, это уже был прокол (я плевался, глядя на эту официальную заказуху) и проигрыш, что в итоге и вышло по ходу матча, не смотря на то, что на нём все цари-бояры нашенские были. Да и, как мне показалось, вы проповедуете активную гражданскую позицию борьбы и непримирения с властью в тех местах, где это требуется, а это, как мне кажется, и есть то, что называют "борьбой за демократию и свободу выбора".
p.s. я крёстного подтянул к вашему творчеству благодаря "Золоту бунта", на д/р подарил ему, а далее он сам попросил меня другую какую-либо вашу книгу, я пообещал ему и сказал, что есть ещё круче, плохо или хорошо - я не знаю, но мы с ним читаем только печатные варианты, а ваши книги продаются за двести километров от нас и не совсем дешевы именно для таких, как мой крёстный.
Прошу прощения за много букв!
С уважением, Дмитрий.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Спасибо за ваше послание. Но вопроса нет - и мне трудно что-либо ответить.

09.10.2009 Константин

В нашей стране существует политика, при которой поощряется критика региональных властей. На этом фоне привлекательно выглядят федералы.
Я правильно понял, что вы тоже приверженец такой тактики?
Во всех российских неурядицах виновны местные руководители?

ответ

Уважаемый Константин.
Как-то вы туманно сформулировали: "политика, при которой поощряется критика региональных властей". В чём суть этой политики? В том, чтобы все беды государства свалить на регионалов? Я правильно понял?
Лично меня никто ничем не поощрял за мою критику региональных властей. Я действовал по собственному почину, и не с целью обелить федеральные власти, очерняя региональные.
Цитирую вас: "Во всех российских неурядицах виновны местные руководители" - почему вы так обобщаете? Разве я так говорил? И что, во всех бедах виновата центральная власть? По-моему, пермское позорище устроила пермская власть, а не Москва. А жаловаться ВВП - "вышестоящему начальству", если вы это имели в виду, - нелепо, потому что с пермской ситуацией должна разобраться Пермь. Ну, как собственную дизентерию надо лечить, самому глотая таблетки, а не пичкая таблетками мэра своего города. Иначе будет по принципу "не понос, так золотуха". То есть, вместо одного Гельмана придёт другой, а они в Перми и так, похоже, размножаются делением.
Хотя ситуация с замещением культуры симулякрами и пилежом на всём этом хорошего бабла - да, не пермская, а общероссийская. Но это - ситуация "постиндустриализм плюс коррупция". Как с ней бороться - я не знаю, ни сам, ни с ВВП.

09.10.2009 Елена Самойлова

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович.
А почему категорически соглашаться в нашей стране безнравственно? А в другой стране нравственно?
Мне очень интересен ваш ответ про экзистенцию. Может быть вы смотрели "Бесславные ублюдки" Тарантино. Там есть такой герой Ганс Ланда "Охотник за евреями". Он абсолютный беспредельщик. Однако, ему на лоб ставят крест.

ответ

Уважаемая Елена.
Пожалуй, вы правы, - в любой стране безнравственно.
А вот "Ублюдков" я не смотрел. Как-то наскучил мне Тарантино.

09.10.2009 Самойлова Елена

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович.
Извините, если обидела. И если отвлекаю от дел. Этот вопрос, про веру и пределы. Он сейчас очень важен для меня. Ведь получается, если у человека нет пределов, то у него нет ничего святого.

ответ

Уважаемая Елена.
Неужели я произвожу впечатление настолько обидчивого человека, что могу обидеться даже на вопрос про экзистенциализм?..
... Мы с вами говорим о разных вещах. Вы спрашиваете о "пределах", запретах, которые являются основой нравственности. Разумеется, любая нравственность, как любая система, - в определённом смысле, система запретов, система возможностей и невозможностей. Для того, кто считает возможным для себя всё, не существует сакрального - святого. Это же говорил ещё Достоевский: "если бога нет, то всё дозволено".
Экзистенциализм не имеет прямого отношения к нравственности. Это более объективная вещь. Здесь не система личных запретов, а система естественных пределов.
Ну, к примеру. Вы мечтаете вырастить у себя на даче сосновую рощу. Вы сажаете деревца. В рощу они превратятся через 100 лет. Вы столько не проживёте. Есть предел человеческому долголетию. Вы не увидите осуществления своей мечты. От этого вы грустите. Ваша грусть - экзистенциальное переживание. При чём здесь нравственность?
Или. У вас душа поёт, вам хочется излить своё чувство в стихах или в музыке - а таланта нет. Выходят "розы-морозы" и "трам-пам-пам". Вы злитесь на себя за бездарность - за предел ваших художественных способностей. Эта злость - экзистенциальное переживание. Опять же, никакого отношения к нравственности.

08.10.2009 Галина-Галина

Уважаемый Алексей, вот удивительно, как все же зачастую разнятся произведения и личность автора. И пускай бы они были разно-самобытными, но тут не в самой разности дело, а в качестве отличия. Зачастую случается, что собственно творчество перерастает масштаб личности творца. Вопрос вызван интервью И.Дыховичного, в частности о Михалкове – «сытом, довольном буржуе». Михалковские картины смелые, проникновенные, а автор их трусоватый приспособленец. Как такое сочетается? Еще на ум пришел пример Пастернака. По мемуарам его современников, по пленкам с его голосом создается картина личности довольно слабой,зависимой, ведомой. А стихи какие чувственные, глубокие, разящей силы! "Живаго", правда, не особо выверенное и не особо глубинное произведение, но все же попытка протеста человека, в конце жизненного и творческого пути выбирающегося из-под лавки собственного страха и слабости. Наверное, есть еще подобные примеры несоответствия, несоразмерности. Как Вы считаете, произведение – это отражение автора? Его продолжение? Или что-то совсем отдельное? Как произведение влияет на автора?

ответ

Уважаемая Галина.
Зачастую вы спрашиваете так, что отвечать нужно философским эссе страниц на десять. А краткий ответ на сайте выглядит глупо.
Судите о писателе как человеке по его текстам, а не по чужим мемуарам и не по старым записям. И не по биографиям, которые всегда зависят не только от самого человека. Хотя собственные тексты автор может и предать. Но нет ничего более откровенного, чем текст. И в нём никогда ничего не спрячешь так, чтобы никто не нашёл. Трус никогда не напишет про смелого человека, а подлец - про порядочного. Однако точность фиксации и адекватность вполне возможны и у труса, и у подлеца.
Не надо сравнивать роман и фильм. Фильм - плод коллективного труда, и вы можете приписать режиссёру то, что в фильм привнёс актёр, или сценарист, или оператор, или композитор.
И я бы не стал о "Докторе Живаго" говорить, что это "не особо глубинное" и "не особо выверенное" произведение. "Глубинами" вы попросто можете не совпадать с автором. А про "выверенное"... вы же не присутствовали при процессе написания, чтобы судить о том, сколько труда вложено. Это субъективное мнение.
Произведение (авторское) и автор - это одно целое, но взаимосвязи между автором и его произведением обычно куда сложнее, чем кажутся со стороны. Они не прямолинейны. Они, в общем, и не нужны читателю. Если бы автор считал, что они нужны, он бы писал нон-фикшн, а не художественную прозу.

08.10.2009 Самойлова Елена

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович.
Я давно знаю, что есть слово экзистенция, но никак не могу понять его смысла. То есть, не приходит образ. Вы часто употребляете разные трудно понимаемые мною слова, например, нонконформистская позиция. Хотя я все-таки поняла, что это такое. Я хотела понять, какую вы позицию занимаете. Вдруг мне пришел в голову образ: "Один в поле. Невоин." Невоин - немного дурацкое словообразование, означающее, что человек не стремится к противоборству.
Это не вопрос, но и в гостевую книгу отправлять неуместно. Если у вас появится желание прокомментировать мои слова, то было бы очень интересно послушать.

ответ

Уважаемая Елена.
Конформизм - позиция согласия с властью, нонконформизм, соответственно, - несогласия. Я предпочитаю иметь собственную позицию. Если она как-то будет совпадать с чьей-то чужой - хорошо, пусть будет согласие, если не будет совпадать, - "ну и что". Категорически не соглашаться со всем подряд я не намерен. А категорически соглашаться в нашей стране безнравственно.
Экзистенция, экзистенциальность - сложноопределимая вещь. Википедия, к примеру, даёт такое определение, что шиш поймёшь. Я бы определил так: это состояние души, вызванное наличием пределов. Предела жизни, предела своих способностей, предела сил, предела откровенности, предела соучастия и т.д. Для верующего человека, для которого душа вечна, следовательно, бесконечна, экзистенции быть не может (в идеале, разумеется). Для животного (или дурака) - тоже, потому что они не осознают пределов. А для человека обычного эти пределы очень важны. Кто-то переживает их вмешательство в жизненные замыслы в остром и мучительном осмыслении, кто-то - бунтует, кто-то - смиряется.

08.10.2009 Максим

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Хотелось бы узнать, как прошла Ваша встреча с Путиным. Оправдались ли Ваши ожидания, или никаких особых надежд Вы и не возлагали? О чем шел разговор? Была ли у Вас возможность высказаться? И вообще, как Вы считаете, нафига все это было затеяно? Ну и напоследок - как по-вашему, они там вообще "в адеквате"?
Извините за изрядное число вопросов и заранее спасибо.
Максим, г.Харбин

ответ

Уважаемый Максим.
Давайте считать, что на ваш вопрос я ответил рядом ответом Лане, хорошо?

08.10.2009 Игорь

В литературе советского периода упоминается о малых народностях, живших в нынешних границах Пермского края во времена Российской империи: зыряне и пермяки. Подробностей их жизни быта и как они ассимилировались в Советское время, литературы нет. Не могли бы Вы что-нибудь подсказать по этому поводу. Спасибо.

ответ

Уважаемый Игорь.
Зыряне и пермяки - это нынешние коми в республике Коми и коми-пермяки в Коми-пермяцком автономном округе. Родственные народы, вроде русских и белорусов. Этнографической и исторической литературы по обоим этим народам - огромное количество. Этой темой очень давно и очень плодотворно занимаются десятки учёных - этнографов, этнологов, антропологов, фольклористов, историков, археологов и т.д. Ведущий специалист по коми-пермякам - наверное, пермский учёный Г.Н.Чагин. По коми - не знаю. Приводить список литературы бессмысленно. Эти книги не продаются через интернет-магазины, но в местных краеведческих музеях - пожалуйста, всегда есть, и выбор немалый. Я уж не говорю про местные библиотеки.

07.10.2009 Дмитрий

Добрый день, Алексей Викторович!
Но Служкин же не злораден! Или я наивен и не вижу его злорадства!? Это я к тому, что не все мы злорадны, мне так кажется. Как может человек, имея долю злорадства, отдать жену лучшему други и в то же время остаться с другом и женой!?
Ответьте мне, пожалуйста, на этот вопрос.
У меня есть своё мнение, но я сильно сомневаюсь в нём, потому как оно сложено из собсвенного опыта, а он несколько отличается, чем у Служкина.
С уважением, Дмитрий
p.s. По "Войне и Миру"... это советская система образования: есть великие писатели, значит, и читать их должны все, в обязательном порядке и хоть убейся (моё мнение).

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Я как-то немного потерял нить нашего разговора...
Я думаю, что злорадство - очень распространённое качество. Вы же смеётесь на комедиях - а это тоже облагороженное злорадство. В романе вы довольны поражением отрицательного героя - разве это не злорадство? Когда оно в меру - ничего страшного. И вовсе не обязательно, что злорадство направлено на всех вокруг.
Тот же Служкин... Жену он любит, жалеет и чувствует себя виноватым - он не радуется её несчастьям. Но вот с Кирой и Сашенькой он обошёлся так, что это уже близко к злорадству. Потому что они оскорбили в нём что-то для него важное, и он наказывает их просто тем, что ставит их на их настоящее место: Кире возвращает свинство её поведения, а Сашеньке подсовывает идиота, с которым ей хорошо спать в удовольствие и одновременно жаловаться на жизнь.

07.10.2009 Лана

Алексей, расскажите о встрече с ВВП. Ваши ощущения до и после. Какие мысли хотели, но не успели озвучить?

ответ

Уважаемая Лана.
Ну что же вы как дитя, право слово.
На таких встречах ВВП ничем не отличается от того ВВП, которого все видели по телевизору. Встречи - всегда ритуальные. Власть заявляет о своём уважении к творческим деятелям, творческие деятели заявляют о своём согласии работать на благо нации. Это нормально, так и должно быть.
Нормально и то, что происходит на этих встречах. Патриархи просят запретить интернет. Проигравшие в конкуренции просят возвратить госзаказ. Ответственные за какое-либо дело просят сделать это дело за них. Поп-фигуры задают вопросы, чтобы потом СМИ и общественность восторгались этими вопросами, потому что ответы на них все и так знают. Фрондёры фрондируют на безопасном расстоянии. "Куклы", вроде меня, молчат.
Я не собирался ничего спрашивать и ничего просить. Я знаю, чего мне ответят, и знаю, что мне не помогут. Я не собирался ни о чём говорить. Единственная интересная для меня тема в этом разговоре была бы темой столицы и провинции. Из 10 приглашённых писателей из провинции был я один (Валентин Распутин - давно уже всемирный писатель). Это уже неплохо. На прошлой встрече с ВВП я был единственным представителем провинции из 43 присутствующих. Такая "норма представительства" уже, собственно, и есть реакция на всё, чего я мог бы сказать. Всё ясно уже из списка адресов.
На таких встречах не бывает особенно-жёсткого регламента. Хочешь говорить - говори. Поскольку мне всё стало ясно, я и не говорил.
Эта встреча мне лично была гораздо нужнее, чем ВВП. Я ругаюсь с пермской властью - и приглашение на такую встречу для меня серьёзный имиджевый аргумент в споре. Я приобрёл его просто присутствием. В бюрократической логике это весомо. Другой логики у власти, похоже, не бывает.
Вот такой расклад этого важнейшего события в моей скромной жизни.

06.10.2009 Анна

Здравствуйте, Алексей Викторович!Скажите пожалуйста, а как Вы относитесь к Льву Николаевичу Гумилеву и его учению?

ответ

Уважаемая Анна.
К Л.Н.Гумилёву я отношусь как к очень большому учёному, к его учению - с огромным пиететом. С учением я знаком "по верхам", но даже такое знакомство производит огромное впечатление. Может быть, если бы я знал учение Гумилёва более глубоко, я бы нашёл, с чем поспорить, но на том уровне, на котором нахожусь, я не вижу поводов для несогласия. Плюс ко всему - удивительная поэтичность идеи.

03.10.2009 Андрей

Здравсвуйте.
Спасибо за ответ на предыдущий вопрос!
В Ваших статьях нашел замечательную рецензию о книге Семена Ваксмана о Родерике Мурчисоне. А Вы не подскажете, где ее можно найти? Что-то в Яндексе у меня ничего не вылезает.
А еще у меня небольшой вопрос, я пару лет назад был в Хибинах и узнал, что там проживала национальность саамы, которая по одной версии отделилась от ханты-манси, а по другой - независимая от них. А они как-то были связаны с историей Урала?
В Вашей рубрике "вопрос-ответ" почитал о Вашем отношении к туристам с гитарами. Почему Вы считаете, что эта культура умирает? Сейчас огромное количество молодежи занимается таким вот туризмом и идут туда не от нереализованности в обычной жизни, а наоборот, успешные люди.

ответ

Уважаемый Андрей.
Книга Семёна Ваксмана "Вся Земля" должна продаваться в книжных магазинах Перми, но и я её не видел. А в интернет-магазины она не поступит: пермские книгоиздатели ещё не в курсе, что на свете есть интернет.
Про саамов я ничего не знаю. Так далеко мои этнографические познания не простираются.
А вот про туристов... Я говорил - "уходящая натура", а не уходящая культура. Я имел в виду психологический тип туриста, "генерацию". Вообще это очень интересная тема, не затронутая ни социологами, ни психологами, ни культурологами. В советское время туризм был формой самореализации. Городской инженер мог показать себя ловким менеджером - отыскать вечно засекреченные карты, мог показать себя следопытом и настоящим мужиком, когда ориентировался на местности и рубил деревья топором, мог показать себя путешественником, ведь за пределы СССР не выпускали, - ну и т.д. А современному туристу с опытом поездок по всему миру, с картами из интернета, с джи-пи-эс, бензопилами, одноразовыми дождевиками, самораскладывающимися палатками и всем прочим прежняя глубина самореализации уже недоступна. Современный турист идёт отдыхать, а не самовыражаться. Точнее, идёт "оттягиваться", а не компенсировать комплексы.

02.10.2009 Ольга

Уважаемый Алексей! Прослушала по радио главы из Вашего романа "Золото бунта" и "Сердце Пармы". Слушала - не могла оторваться!
1. Как мне показалось, в Ваших произведениях чувствуется настороженное отношение к православной церкви. Хотелось бы узнать Ваше личное отношение к РПЦ.
2. 30-ть лет назад в ж-ле "Наш современник" прочитала роман Виктора Иванова "Судный день". До сих пор под впечатлением. Он не Ваш отец?
Всего Вам хорошего, удачи и творческих успехов!

ответ

Уважаемая Ольга.
Спасибо.
Моё отношение к РПЦ как человека - ортодоксальное. Я не считаю себя вправе лезть в дела церкви и судить чего-либо. Хотя кое-какие вещи мне не нравятся. Если бы я был хорошим прихожанином - можно было бы иметь какую-то активную позицию, но я - "захожанин", так что лучше помалкивать. Сначала надо разобраться со своим поведением, а потом можно корить общественный институт.
А как писатель - наоборот. Как писатель я компетентен в "делах давно минувших дней", поэтому лезу со своим мнением. Но смешивать одно с другим - позицию писателя и позицию человека - не стоит.
Нет, автор романа "Судный день" мне никем не приходится. Я не из писательской семьи.

страница: 59 из 212

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram