Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



01.04.2009 Тимофей

Алексей Викторович, существуют ли принципиальные отличия мифологии коми-пермяков, коми-зырян от мифологии хантов, манси?
Вогульский мир в "Сердце пармы" - это мир всех фино-угорских народов?

ответ

Уважаемый Тимофей.
Вогульский мир в "Парме" - это вогульский мир, а не обобщённый финно-угорский. Ханты и коми жили немного иначе, да и манси - разные.
О принципиальных отличиях мифологий мне судить сложно, я ведь не этнограф и не фольклорист. В средневековье, как мне представляется, эти мифологии были более-менее скоррелированы, не расчленены безвозвратно. Но в связи с вытеснением манси на север их собственная мифология архаизировалась, приобрела черты более северной - оленеводческой, тундровой - мифологии. А коми обрусели, и их мифология сблизилась с русскими суевериями. Но всё, что я говорю, - впечатления неспециалиста. Я из этой темы давно ушёл. Да и то, что есть в романе, - во многом стилизация.

01.04.2009 Михаил

Алексей Викторович, как Вам пришла идея написания книги о Лысьве? Мне интересен данный вопрос, т.к. я являюсь жителем этого города.

ответ

Уважаемый Михаил.
Это идея не моя, а организаторов проекта "Культурная столица Прикамья". Мне же стало интересно наложить общую картину Урала на судьбу конкретного региона с очень индивидуальным лицом. Пишу "региона", потому что в книге будет не только Лысьва, а Лысьва и Кын. Плюс немного и заводы Лысьвенского горного округа - Кусья, Бисер, Тёплая Гора, Юго-Камск. Ну, и другие заводы тоже понемножку - Пашия, Чусовской и т.д. В общем, "пермская горнозаводская Чусовая" в контексте Урала.

30.03.2009 Анна

Сейчас читаю ваш роман "Золото бунта" и снова принимаю все близко к сердцу! А до этого "Сердце Пармы" тоже всю душу вымотало. Сколько жестокости и злобы в мире. И было и есть. Год назад я стала мамой, и жить стало страшней. Скажите, пожалуйста, а у вас дети есть? Понимаю, это очень личный вопрос. Но ведь, как известно, обстоятельства личной жизни оказывают влияние на творчество. Когда вы писали про то, как насилуют и убивают беременных женщин и детей, вы сами были мужем и отцом?

ответ

Уважаемая Анна.
Да, был и остаюсь. Но в данном случае не надо быть мужем и отцом, чтобы почувствовать весь этот ужас.

30.03.2009 Лена

Уважаемый Алексей, здравствуйте.
Недавно я задавала вам вопрос про лингвофриков и мне показалось, что обидела вас этим. Если мне это только показалось, то и слава Богу. Но человека, который так описывает чувства отца, который смотрит на фотографию дочки чужом платье, мой вопрос действительно мог обидеть. Поэтому прошу у вас прощения, я этого не хотела.
Есть книги, которые обладают огромной художественной ценностью. И раньше я воспринимала книги именно с этой точки зрения. Пока не прочитала ваши. Ваши книги обладают жизненной ценностью. Какой-то не совсем понятной для меня, уникальной ценностью. Фрики, в переводе с английского - уроды, а вы совсем наоборот (помогите подобрать антоним, вы же писатель, нормальный здесь не подходит). Я хочу сказать, что ваше творчество (и книги, и статьи, и даже ответы на вопросы) является неиссякаемым источником радости для моей души. Спасибо.
P.S. Все таки должно быть какое-то явление или сущность, символом чего является мертвая вода... может быть это прощение?

ответ

Уважаемая Лена.
Ладно, с фриками разобрались. Только какой же антоним может быть слову "урод"? "Красавец"? Фиг с этим.
И вам, конечно, спасибо за добрые слова. А про аналог мёртвой воды... В лекарствах, видимо, антибиотик. "Анти" - "против", "био" - "жизнь". То есть, "убиватель живого" - мёртвая вода. А в отношениях, согласен, возможно, прощение - "убиватель обиды".

30.03.2009 Ярослав

Здравствуйте Алексей!
Дочитываю вашу шикарнейшую книгу "Золото бунта" и дико жаль, что приключение заканчивается так быстро. Очень понравилось, и в связи с этим такой вопрос. Планируете ли Вы еще что-либо такое же масштабное в историко-приключенческом ключе? Хотелось бы вновь погрузиться в мир Ваших КНИГ! Спасибо заранее за ответ. Больших творческих успехов!

ответ

Уважаемый Ярослав.
И вам спасибо. Но - увы - ничего подобного я пока писать не планирую.

29.03.2009 Алексей

Доброго времени, Алексей.
Мне интересна судьба художественного фильма "Иван Грозный и митрополит Филипп", режиссурой которого занимается Павел Лунгин, а автором сценария являетесь Вы. С начала съемок этого проекта пытаюсь мониторить новости о нем, но кроме классного интервью с П.С.Лунгиным на сайте "Эхо Москвы" содержательных материалов практически нет. Огромное просьба поделитесь:
1. авторской оценкой проекта
2. сроками (или предположениями) его выхода на экран
ЗЫ: Краткая (и не очень свежая)информация об актерском составе, сюжетной канве и ориентировочном выходе фильма весной 2009 г. в сети есть. Однако упорное молчание студии Лунгина уже начинает вызывать тревогу.

ответ

Уважаемый Алексей.
Какие разные, оказывается, могут быть интонации у ваших посланий...
Попробую развеять ваши тревоги. Фильм снят и почти доделан. Российская премьера в кинотеатрах состоится, видимо, осенью 2009 года. После съёмок актёрский состав не изменился. За молчание студии Павла Лунгина я не отвечаю. Давать оценку проекта мне некорректно. Собственное моё интервью, где я говорю о сюжете и идее фильма, видимо, признано вами несодержательным - но, право слово, я ничего не могу добавить сверх того, что уже сказано.

28.03.2009 Галина-Галина

Уважаемый Алексей, как на духу, не было в моем вопросе попыток провоцировать, а тем более "разводить", как Вы пишете. Странно, что Вы так восприняли, наверное чем-то вопрос Вам неприятен сам по себе. Повторюсь, Вы интересны, как автор, потому и не пропадает желание узнавать Ваше мнение на те или иные события, факты, утверждения и т.д. Больше по данному вопросу сказать нечего. Ответа не получила.
К Вашей переписке с Ириной. Извините, но называть раскольников сектантами, на мой взгляд, неправомерно. Изночально исповедовалось то, что теперь принято называть "старообрядством", потом в процессе введения "обновленчества" при Алексее Михайловиче начался раскол, насаждение "новой веры", которую по отношению к старой вполне можно считать сектанством. С религиозными понятиями нам всем стоит обращаться осторожней, переписка-то на сайте публичная. И повторюсь с вопросом: какое из своих произведений Вы выделяете? Признак Вам называть, Вы же выделяете. (Признаков великое множество. интересен Ваш)

ответ

Уважаемая Галина.
Почему-то вы вынуждаете меня перепираться или оправдываться. Меня это напрягает.
Про раскольников. Насколько я знаю, существуют либо конфессии, либо секты. РПЦ - конфессия. А про конфессию "Русская раскольническая церковь" я не слыхал. Расскольники - сложносоставный комплекс сект. Наверное, наиболее крупные из них объявили себя конфессиями. Признаны ли их конфессии РПЦ, я не знаю. Может быть, что-то и есть, но я не уверен. Во всяком случае, мои знакомые священники относятся к старообрядцам как к сектантам. Оценочности в слове "сектант" нет. Пуритане, мормоны, адвентисты - тоже сектанты. И сами христиане в евангельские времена были сектантами. Но не все секты непременно "Белое братство" или сайентологи.
Далее. Повторяюсь со своим ответом. Вот вам аналогия: предположим, у меня в комнате стоит стол, стул и кровать. Вы предлагаете мне выделить какой-нибудь предмет мебели из общего ряда. Что значит "выделить"? Называйте признак. По признаку новизны - тогда это стул, он самый новый. По признаку удобства - тогда это кровать, на ней три матраса. Без озвученного вами критерия я ничего не могу выделить. Всё нужно, всё дорого.

28.03.2009 Дмитрий

Здравствуйте!
В каирском музее экскурсовод задвинул, что пирамиды не могли быть построены рабами. Сказал, что им даже касаться руками тех священных камней было запрещено, а строили свободные крестьяне, которым нужно было заработать на пропитание в периоды длительных разливов Нила. Как Вы считаете, похоже это утверждение на правду?
И второй вопросик с Вашего позволения: почему Вы равнодушны к морю? Думаю, что никакой сплав по Чусовой не сравнится с морской рыбалкой под парусом. Был бы я Моржовым, обязательно вывез бы весь свой фамильон на Мальдивы, а не мочил бы всяких гопников.
Извините за не очень интеллектуальные вопросы, я всего лишь простой читатель.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Я тоже всего лишь простой писатель, а потому вполне лояльно отношусь к не очень интеллектуальным разговорам.
Про пирамиды. Я придерживаюсь традиционной версии - о рабах. Когда меня припечёт необходимость составить собственное мнение, я перечитаю всё, что смогу, и побеседую с экскурсоводами в Каирском музее. А пока, в общем, мне всё равно, кто их построил: крестьяне, рабы, марсиане или Барак Обама. Написано в учебнике истории - "рабы", нехай будут рабы.
К морю я не равнодушен. Море мне нравится. Я бывал даже на трёх морях - ну, для кругозора. Правда, не рыбачил под парусом. Но я и на Чусовой не рыбачил - ни под парусом, ни под градусом. Любовь к Чусовой не исключает любовь к морю. Но Чусовую я знаю лучше, потому и пишу про неё.
А на месте Моржова можете поступать, как хотите. "Колхоз - дело добровольное".

26.03.2009 Галина-Галина

Здравствуйте, уважаемый Алексей. Про Вас говорят, что "Иванов - супер технолог. Мастер спецэффектов в прозе" и еще "Иванов может все. Он может написать все, что захочет..." Считаете ли Вы верным эти утверждения? И еще: выделяете ли, по какому-либо признаку, одно свое произведение из остальных своих же? Спасибо.

ответ

Уважаемая Галина.
Эти лестные утверждения, тем не менее, просто фигуры речи. Они выглядят абсолютными, лишь будучи вырванными из контекста. В контексте статьи А.Сидякиной их надо понимать лишь применительно к роману "Золото бунта". В том смысле, что - на взгляд автора статьи - в этом романе мне удались и "спецэффекты", и драйв, и разные стилистики. Вы же и сами это понимаете. Значит, уже даже не провоцируете, а "разводите" - либо на вежливое хамство высокомерно-краткого ответа, либо на самодовольную нелепость ответа развёрнутого.
Конечно, я выделяю "по какому-либо признаку одно свое произведение из остальных своих же". А как же иначе? Они ведь разные. Какой признак вы имеете в виду?

26.03.2009 Лена

Здравствуйте, уважаемый Алексей.
Меня уже давно интересует вот какой вопрос. В русских сказках часто упоминается про живую и мертвую воду. Обычно мертвого героя сначала поливают мертвой водой, а потом оживляют живой. Мне всегда мертвая вода казалась каким-то лишним элементом.
Ведь вполне достаточно живой воды и чтобы раны заживить и воскресить. Зачем было придумывать мертвую воду? Есть там какой-то глубинный смысл, символом чего она там выступает? Мне интересно именно ваше мнение, хотя может возникнуть ощущение, что вопрос не по-адресу.
А про фриков был действительно вопрос, хотя пока сформулировать его более внятно я не могу.

ответ

Уважаемая Лена.
Про мёртвую воду - лично для меня ужасно интересный вопрос. И я, как ни странно, никогда не интересовался, какой ответ даёт на него, скажем, Рыбаков в "Поэтических воззрениях славян на природу". Странно. Вы спросили - и я сам себе удивился.
А моё мнение таково.
Видимо, русский человек считает себя живущим вечно. Не важно, в каком виде. Эта вечная жизнь - не метампсихоз, но тем не менее... Почему русские не писали на могильных крестах имён умерших? Потому что никто не умирал по-настоящему. И русская лень отсюда же - куда спешить, если живёшь вечно? И русская халатность - дескать: успеем доделать, чего коней гнать?
Видимо, насильственная смерть интуитивно понималось как нечто неестественное, неорганичное, привнесённое в человека извне злой волей. Так же и болезнь понималась как вселение в человека вредоносной нечистой силы. Поэтому, чтобы оживить убитого, требовалось сначала убить саму смерть - как некий вирус, беса, внешнего врага. Мёртвой водой убивали смерть. А потом живой водой в освобождённом от смерти человеке вновь запускали механизм жизнедействия.
Наверное, из-за такого славянского понимания жизни как процесса изначально вечного на славянское язычество легко наложилось греческое христианство с его концепцией вечной жизни души. Пантеистическому мировоззрению славянина оказалось созвучно монотеистическое бессмертие христианской души.
Сказочная мёртвая вода - отголосок языческого понимания природы жизни.

26.03.2009 Ирина

Здравствуйте, Алексей! Перечитываю "Золото бунта", вернее, то, что не так "понялось" с 1-го раза. Не знаю, понравится ли Вам то, что я вижу в романе. "Классичность" его, как мне кажется, определяется тем, что Осташа современен и сейчас. Я сама себя Осташей ощущаю, что-то понятней стало. Вернее, легче. Художественность в том, что можно брать любую страницу и анализировать, видя в ней многое.
А про школу мне бы хотелось добавить еще то, что педагогика как наука существует сама по себе, а школа отдельно от педагогики существует. Таким образом, педагогика в школе - это ложь, и смысла от существования этой науки, таким образом, нет. А вопрос у меня такой (его же надо задать): мне показалось, что Вы "отдаете дань" раскольничеству не в пример никонианству. Мне показалось или это на самом деле так?

ответ

Уважаемая Ирина.
Согласен с вами по поводу взаимоотношений педагогики и школы. Эту проблему в советское время называли "разрывом теории и практики". И это - проблема не только образования. А разве по-другому в политике? В экономике? В культуре? Разные причины заставляют учителя пренебрегать педагогикой, а мента - законом, но типологически это одно явление. Точнее, общая катастрофа.
А по поводу раскольников и никониан... Нет, я не отдаю раскольникам предпочтения. Для меня они - сектанты и догматики. Но парадокс в том, что многие дела в истории Урала могли сделать только раскольники и догматики. Ну, к примеру, как пирамиды могли построить только рабы. Отзвук сектантства и догматизма вошёл в металитет уральца - и в мой собственный, без сомнения, тоже. Об этом я писал в "Уральской матрице", которая есть на этом сайте. Культурологический тип Мастера - это Осташа Переход.

24.03.2009 Лена

Здравствуйте, Алексей.
А как Вы относитесь к лингвофрикам? Иногда, кажется, что относитесь.

ответ

Уважаемая Лена.
Гм-м, "лингофрики" - никогда не слышал такого фрикского термина. То есть, говоря по-русски, "любители языковых чудачеств", да?
Насколько я понимаю, чудачество - это выпендрёж с формой, когда нет содержания. (Таковы, например, шукшинские чудики из вырождающихся деревень.) То есть, когда ты бессилен привлечь внимание собеседника смыслом сказанного, то привлекаешь его внимание чудачествами или эпатажем.
Лично я не ставил своей целью непременно привлечь к своим текстам всеобщее внимание (иначе брал бы более модные темы). И в свои тексты всегда вкладывал некое содержание. Необычность формы никогда не была для меня самоцелью (иначе следовало бы писать роман в СМС на языке Удафкома). Непривычная лексика (а ведь вы её имеете в виду?) - просто литературный приём, средство художественной выразительности. На мой взгляд, вполне оправданное средство.
Я отвечаю вам в расчёте на то, что в вашем вопросе содержится вопрос.

23.03.2009 Ирина

Здравствуйте, Алексей! Давно слышала о Вас, но только сйчас появилась возможность почитать. Читаю "Золото бунта". Никак не ожидала встретить такую качественную литературу. Я в восхищении. Прочитала в Ваших ответах, что Вам не нравится сравнение с классиками, но мне кажется, что этот Ваш роман (других не читала) уровня Гоголя и Толстого (и Л., и А.). А вот мой вопрос. Я много лет проработала в школе и всегда видела, что школа - это не то, в чем она нас хочет убедить. Сама бы я не смогла написать художественное произведение о жизни системы образования, но так хочется рассказать кому-то правду: мы никогда не добьемся тех благих целей в образовании, которые ставим, потому что, на самом деле, в школах извращается все. Суть вопроса: нельзя ли Вам прислать информацию о проблемах школы, которая, м.б., когда-нибудь да пригодилась бы?

ответ

Уважаемая Ирина.
Мне бесспорно было бы интересно узнать то, о чём вы хотите рассказать. Тема школы меня волнует до сих пор - в обеих её ипостасях: учительской, и ученической. Ведь это и реальное настоящее, и реальное будущее нашего общества, но в заархивированном виде. Однако свой роман о школе - "Географа" - я дописал 14 лет назад. Хотя, возможно, эта тема аукнется мне снова.

19.03.2009 Мария

Здравствуйте, Алексей Викторович! Где-то здесь Вы писали, что любите "советский рок". Слушаете ли Вы "Машину времени"? Влияют ли их песни на Ваше творчество?..
Простите за официозные выражения. Хотелось покорректней, а вышло вон что.
С уважением.

ответ

Уважаемая Мария.
Нет, "Машина времени" - не моя группа. Ведь мои пристрастия сформировались в конце 80-ых в Свердловске, потому и слушал, и полюбил я "свердловский рок" - "Наутилус", раннюю "Агату Кристи", группу Насти Полевой, "Чайф", "Апрельский марш" и т.д. Их музыка так завполняла жизненное пространство и так была созвучна душе, что всё остальное казалось уже чем-то чужим, отстранённым, - даже "Кино", "ДДТ", "Аквариум". В том числе и "Машина времени".

18.03.2009 Елена

Здравствуйте, Алексей Викторович! Порекомендуйте, пожалуйста, источники для изучения мифологии вогулов и коми-пермяков.

ответ

Уважаемая Елена.
Боюсь, что я вам не помогу. Я брал мифы не из сборников фольклора, а из работ историков, этнографов, топонимистов, археологов. Сейчас я уже не вспомню, из каких точно, - прошло уже 14 лет с тех пор, как я взялся за "Сердце пармы". С тех пор издано много всего разного. Я уже не следил.

страница: 45 из 212

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram