Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



17.12.2008 Старых Константин

Здравствуйте Алексей Викторович.
Вопрос касается моих интересов как краеведа. В романе "Сердце Пармы" есть эпизод, где в Чердынь приезжает мадший брат Ивана III князь Юрий Васильевич Дмитровский. Но в источниках я нигде не встречал упоминаний об этом визите. Это Ваш авторский вымысел, или исторический факт? Если факт - подскажите где искать подтверждения. Спасибо.
Да, спасибо за книги!!!

ответ

Уважаемый Константин.
Спасибо.
Нет, это исторический факт. Юрий Дмитрович вёл московское войско по Каме на Казань и заехал в Пермь Великую. Ему нужна была подмога (хотя его поход оказался успешен). Михаил Великопермский ратников не дал. В источниках сказано, что "государевым людям дерзил и за казанцев заступался". Это обстоятельство стало причиной похода московитов на Пермь в 1472 году, то есть, имело место быть где то в 1469-1471 годах.
А все князья приходились тогда друг другу "братьями", как в советское время мы все приходились друг другу "товарищами". Обманываться росдством не стоит, если вы ищете дядю Ивана 3 (или тогда ещё был Василий Тёмный?.. Не помню, увы...)
За давностью лет я забыл источник, но точно помню, что он был, и не один, и вполне доступный.
Удачи вам в розысках.

16.12.2008 Алексей Неугодников

Добрый день, уважаемый Алексей!
На фоне содержательной (чаще положительной) критики Ваших произведений хочу сказать отдельное спасибо «формальному инструменту» - Вашему сайту, точнее, его организации и структуре. По мере того, как я аккуратно читаю Ваши интервью, разделы «Рецензии», «Литературоведение» и др., потихоньку тает огромный айсберг вопросов, что накапливается по итогам прочтения Ваших книг. Такое качественное циклическое производство мысли. Я уже отчаялся придумать «свежий» вопрос (хотя это вовсе не беда и не досада), привык вести с Вами виртуальный диалог. Но вот, кажется, есть все же.
1)Какие писатели-фантасты в юности были для Вас самыми-самыми? (микро-вопрос, личное: Герберт Уэллс как-нибудь присутствовал?)
2)Где-то в одном из интервью я увидел Вашу положительную оценку книг Владислава Крапивина. Для меня Крапивин – отдельная страница детства. Будучи в возрасте оруженосца Кашки, зачитывался. Так и остался Крапивин для меня детским, юношеским. А тут пару лет назад в «Библио-Глобусе» на Лубянке увидел группу бородатых очкариков лет тридцати. Они радостно хватали новые тома Крапивина и обсуждали, обсуждали. Несмотря на атрибутику, они были вовсе не просто «…лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой». Явно было что-то литературно-взрослое, но мне непонятное. Вопрос: Ваше отношение к Крапивину: как Вы считаете, это писатель возрастной - или такая оценка сужает его творчество?

Спасибо.

ответ

Уважаемый Алексей.
Я не согласен с вашей оценкой критики моих опусов. Я считаю, что критика - в основном - глупая, не важно положительная или отрицательная.
У меня такое ощущение, что в фантастике я прочитал всё, что издано до 1988 года. За эту эрудицию меня и уважал Виталий Иванович Бугров. Личные мои пристрастия бессистемны - Булычёв, Стругацкие, Ефремов, Лем, Саймак, Хайнлайн... Уэллс мне даже в юности казался архаичным, хотя я согласен, что он - почти гений.
Я исключительно уважаю писателя Крапивина. Его "Голубятню..." я читаю и буду перечитывать. Я "привил" эту любовь своей дочке. Я горжусь, что однажды Владислав Петрович пожал мне руку. Я думаю, что какие-то вещи у Крапивина - для детей, а какие-то - для всех.

09.12.2008 Ада

Дорогой Алексей,
от писателей часто слышишь: "Пишу, потому что не могу не писать" (хотя некоторым лучше бы не писать, право). Вам лучше бы писать -- потому что, не в обиду будет сказано, вряд ли кто-то в этой стране делает это много лучше вас -- а вы недавно назвали себя "писателем запаса". Выходит, можете не писать? А почему?

ответ

Уважаемая Ада.
Спасибо за столь высокую оценку моих способностей.
Но я сейчас чувствую, что мне надо заткнуться. Логических объяснений нет, только интуитивные. Но интуиция меня никогда не подводила.

07.12.2008 Илья Абрамов

Здравствуйте, Алексей!
Читал роман-сказание «И лун медлительных поток…» Г.Сазонова и А.Коньковой и мысленно постоянно возвращался к «Сердцу Пармы». Возникло ощущение преемственности произведений. Как будто вы переняли эстафетную палочку. То же обилие мансийских слов, фольклора, глубокое знание истории, подача материала. А моменты бытовой жизни описаны просто потрясающе досконально – чувствуется соавторство с мансийской сказительницей.
Акценты в романах по-разному расставлены, хотя канва одна - на примере нескольких поколений коренного населения развернута картина русификации региона, и связанная с этим ломка сознания (Великая Пермь XV в. у вас, Кондинское поречье XIX в. у Г.Сазонова). По отношению к роману Сазонова ваш выступает мощным прологом, хотя если выстраивать хронологию, то все наоборот, именно в «медлительном потоке лун» можно найти ответ, что стало с потомками Асыки, Юмшана.
Вопросы:
- Оказал ли влияние на ваше творчество роман Г.Сазонова и А.Коньковой?
- Контактировали ли вы в момент написания с носителями мансийского языка/традиций. Или полагались исключительно на документы?

ответ

Уважаемый Илья.
Я не читал роман-сказание Г.Сазонова и А.Коньковой.
Когда я писал "Сердце пармы", я не контактировал "с носителями мансийского языка/традиций" и "полагался исключительно на документы". Я ведь писал не этнографический роман.

07.12.2008 Лена

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Меня зовут Лена и я ученица тюменской школы.
Есть такая программа под названием «Шаг в будущее». Это научно-исследовательская конференция, которая проводится между учениками до 2-ого курса университета. Там они представляют свои «научные» работы.
Прочитала несколько ваших книг, но видимо в силу своего возраста сильнее всего меня зацепил «Географ». Вот я и решила написать на эту тему реферат. Но не смотря на то, что это «творческая» работа, здесь все же есть стандарты. Именно поэтому мне было бы очень приятно взять у Вас эдакое глобально-развернутое интервью.
Писала Юлии, но она посоветовала искать на Яндексе. А там ну ничегошеньки нет!
Надеюсь на ваше понимание!

ответ

Дорогая Лена.
Не обижайтесь, но у меня совершенно нет времени на интервью. Тем более - "глобально-развернутое". По этой причине в интервью и встречах я отказываю многим СМИ и учреждениям.
На этом сайте есть много моих интервью - в разделе "Интервью". Там про всё, и про "Географа" тоже. Ещё больше интервью - в "Яндексе", как совершенно справедливо посоветовала вам Юлия. Вы набирайте в строчке поиска "Иванов географ глобус пропил" - и всё вывалится. Замучаетесь разбирать. В "Гугле" строчка "Иванов Алексей Географ глобус пропил" даже официально вбита в поисковик.
Успеха вам.

02.12.2008 Лана

Алексей Викторович, есть ли у Вас любимые сайты в интернете: новостные, литературные, братьев-писателей, ЖЖ и т.п.?

ответ

Уважаемая Лана.
У меня есть несколько сайтов, к которым я сделал закладки, и я регулярно их посещаю. Это новостные, литературные и энциклопедические сайты. Называть их я бы не хотел. В форумах я не участвую нигде, ЖЖ не имею и не понимаю необходимости его иметь, никакими сообществами типа "Одноклассников" или "Вконтакте" никогда не интересовался.

01.12.2008 Щербинин Иван

Здравствуйте, Алексей. Из Ваших книг прочитал «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы», «Общага-на-Крови» и «Блуда и МУДО». Спасибо Вам за эти произведения, по правде, с трудом находятся слова, чтоб передать свои ощущения. Обязательно прочту всё остальное. Отдельное спасибо за теорию «ПМ» и понятие «фамильон» из «Блуда и МУДО». Благодарен Вам за творчество, искренней его поклонник. Ваши книги трогают сердце, изумляют ум и греют душу.
Вот о чём хочу узнать:
1. В «Общаге на Крови» Иван поёт «Время колокольчиков» Башлачёва. А был ли при написании этого эпизода некий выбор из репертуара Александра Николаевича? Если да, то разрешите полюбопытствовать, какой? И ещё вопрос относительно этой сцены (уже совсем из детального любопытства): когда Отличник спрашивает об авторстве песни, и Иван отвечает, что песня его, это является правдой в контексте книги или Иван иронизирует?
2. Какого Ваше отношение к творчеству писателя Захара Прилепина?
3. Поделитесь, пожалуйста, своими музыкальными предпочтениями.

ответ

Уважаемый Иван.
Большое спасибо. Ваши слова мне тоже греют душу.
1. Ко времени написания "Общаги" репертуар Башлачёва я знал по пластинке "Время колокольчиков", но саму песню услыхал гораздо раньше, когда сам жил в общаге. Но никакого выбора не было. Я сочинил героя "под эту песню" - то есть, таким, какой он должен быть, чтобы написать такую песню. Поэтому в контексте романа Ванька говорит правду, не ёрничает и не врёт.
2. У Захара Прилепина я читал только "Санькю". Роман сильный, но духовно простой. Это - крик души (даже хрип), как, например, "Эдичка" Лимонова. Но что можно сказать? Что автор очень талантлив, а мир несправедлив. И всё. Про мир я знал и раньше, а за автора - спасибо.
3. Мои музыкальные предпочтения для знатока не представляют ничего интересного - про всё давно понятно. Кое-что из "советского рока" и поздней советской попсы, популярная классика, Алексей Рыбников и Жан-Мишель Жарр.

30.11.2008 Александр

Уважаемый Алексей! Как гуманитария Вас понимаю. По душе согласен, что выпускник духовной семинарии из Гори совершил преступление перед нацией, будучи причастным и к победам советского строя. Цена этих побед чудовищно велика. Однако, моё мнение как научного инженера опирается на факты материального результата деёствий политиков, государственных деятелей. Всё материально в физическом мире. Вот коллаж моих некоторых впечатлений. Поход нашего класса, за исключением пароходного участка,от Пянтега до Чердыни, Ныроба, Красновишерска, Соликамска осуществлялся пешком или "автостопом". Количество лагерей системы "ГУЛАГ" в 1955 году было таково, что мы не встретили ни одного.Даже следов "колючки". А теперь о сегодняшней России. Промышленность - 10 % от уровня 1989 года. Поэтому товары от утюга до автомобиля в магазинах преимущественно - "заморские". По сельскому хозяйству (продовольствию) на 40 % мы зависим от иностранных производителей. Грабительски отнимаем от будущих поколений запасы недр - нефть, газ, руды, лес. Торгуем, воруем, убиваем. Моральные ценности, культура, включая бытовую, растоптаны "порнухой", сексом, убийствами,воинственно представленными в кино, телевидении, печати. Но. Вы, видимо, не знаете, как на фактически обстоят у нас дела в Ариии и оборонно-промышленном комплексе, также изуродованных "перестройкой". Ракетно-ядерный щит самой большой по площади и самой богатой по природным ресурсам страны угасает с ускорением. Зарплата молодых инженеров в 3 раза меньше минимальной зарплаты в США. В некоторых оборонных НИИ и КБ её ждут 2-3 месяца. Петля НАТО, как ВЫ знаете, затянулась до кривой - Ленинград-Псков- Смоленск (мой родной!)-(и скоро) Киев, Ростов. Гигант - "красный" Китай - вот-вот "вылупится" за свои границы!. Мы же не Австрия, никому не нужная! Так что преступления сегодняшней бессовестной Власти в Росии вполне могут скоро превзойти исторические "упражнения" большевиков во главе со Сталиным. Пышная телом (недрами), голенькая (без ракетно-ядерного щита) Россия оказывается очень-то соблазнительной для "освобождения" малых народов. Справка. Военно-промышленный бюджет США в точности равен сумме военных бюджетов всех стран мира. Дядя Сэм хорошо знает, куда надо направлять доллары. Опыт ядерного удара по бамбуковым Хиросиме и Нагасаки у него имеется. Мы же как цивилизация безнадёжно отстали от Запада, а теперь нас обходят на больших индустриальных скоростях Китай, Индия, Бразилия... А в остальном? " В остальном - всё хорошо, прекрасная маркиза!".Всего Вам доброго на литературной ниве о Седом Урале. Ермилов, автор "страшной" книги "Прощай, Россия!".

ответ

Уважаемый Александр.
Я хоть и гуманитарий, но не живу в башне из слоновой кости. Я вполне ясно вижу яму, в которой лежит страна. Но логика вовсе не приводит к выводу, что выбраться из ямы стране поможет только Сталин. Как писал Ежи Лец, "из любого трудного положения есть понятный всем, разумный, ясный НЕправильный выход". Смею даже намекнуть, что в случае выбора "сталинского пути" Сталиным окажется тот, кто и довёл дело до ручки.
А не увидеть зон в Ныробе, даже в 1955 году, можно только в отрочестве. Ныроб - это посёлок при зонах, они там везде, и прямо в центре тоже. Не заметить зон в Ныробе - всё равно, что не заметить картин в Третьяковке. Меня смущает избирательность вашего видения.

30.11.2008 Александр

Недавно у Сэлинджера прочитал высказывание одного психоаналитика "признак незрелого человека то,что он готов погибнуть за правое дело, а зрелого то, что он готов жить ради правого дела". Вы вероятны не согласны? Как это связано с судьбой Башлачева? Ребят, которые гибли на войне? Отличника?

ответ

Уважаемый Александр.
Напротив, я абсолютно согласен с психоаналитиком у Сэлинджера. А почему вы решили, что я буду несогласен?..
С судьбой Башлачёва - в продолжение разговора, который здесь помещён ниже, - это связано в том смысле, что Башлачёв был молод, незрел - потому и выбросился из окна. Был бы он старше, он бы так не поступил. Об этом я и писал ниже.
Про "ребят, которые гибли на войне" - извините, непонятно. На какой войне? Великой Отечественной? Афганской? Чеченской? Каких ребят? Призывников, которых, не спрашивая, угнали в Грозный и положили на площади Минутка? Так они не выбирали. Добровольцев Великой Отечественной?.. Вообще, война - это очень сложная ситуация. Здесь правило "не умереть, а жить" работает по-особенному. А часто вообще не работает.
А про Отличника я всегда говорил, что он поступил неправильно. И это не значит, что он плохой человек или слабак. Просто ошибся в решении в силу молодости и незрелости.

30.11.2008 Martina

Вот интересно, такой человек как вы, где собирается встречать Новый Год?
Дома в кругу семьи или в гостях с друзьями?

ответ

Уважаемая Martina, а что во мне такого особенного?
Я ещё не решил, как буду встречать Новый год, но точно, что не будет ничего оригинального.

29.11.2008 сергей

прочитал "Блуда и мудо", был удивлен, что Моржов не трахнул костерыча и щекина. все к тому шло.
А про глобус и географа очень понравилось!

ответ

Уважаемый Сергей.
Ценю ваш юмор - и хорошее отношение к "Географу". Но это послание вам разумнее было бы отправить в раздел "Гостевая книга". А то там одни дифирамбы.

28.11.2008 Брискман Михаил Владимирович

Уважаемый Алексей.
Я рад. Не противоречим по поводу Башлачева. Да, "правое дело" - это и есть поэзия. У поэзии не было выхода - себя от нее он уже не отделял. Его до сих пор знают мало, просто не слышали. А услышат - многим понятен. Вы написали прекрасные книги. А что касается "Географа", то я говорю людям: вот здесь на полке Куприн, Бунин, Чехов, а вот "Геграф" Иванова, тоже обязательно нужно прочесть, для меня это важная часть русской литературы. Как Вам удалось выйти в широкую печать? Случился издатель? Либо ваше упорство? Оказались способности и здесь?
Спасибо.

ответ

Уважаемый Михаил.
Здесь мне нечем гордиться. Первые мои книги были изданы "по блату" - благодаря знакомству.

27.11.2008 Александр

Алексей, в 1955 году наш 7 "Б" класс Пермской школы № 69 под руководством двух учительниц (уроженцов Чердыни)совершил в июле поход по Верхнему Прикамью. Пянтег, Ныроб, Чердынь, Красновишерск, Соликамск, Березники. Запомнился Полюдов Камень - Полюд!
Поэтому мне понятна Ваша тематика, ностальгия по родным местам, патриотизм краеведа... Однако, ответьте честно - Вы верите, что и без Сталиных, с помощью Абрамовичей и Потаниных и "честного, трудолюбивого в большей массе" многонационального и "дружного" народа РОССИЯ вздыбится, как конь под Петром Первым в "Медном всаднике"?.

ответ

Уважаемый Александр.
Я с вами не согласен по всем вопросам.
У меня нет ностальгии по родным местам, потому что я из них и не уезжал.
Темы моих романов продиктованы не патриотизмом краеведа.
Не надо Россию никуда "вздыбливать". Кстати, Абрамович и Потанин её "вздыбливать" и не собираются.
От времён Сталина все места, что вы перечислили, - Ныроб, Красновишерск, Пянтег, Чердынь, Соликамск, Березники - самый жуткий лагерный регион Пермского края. Что-то не заметно, что обилие сталинизма в тех местах как-то улучшило там жизнь.
У тех, кто живёт лучше нас, нет Сталина. Если у них без Сталина получается, почему бы и нам не попробовать, если мы такие умные и талантливые?
Если же у нас не выходит, значит, надо отвергать тех людей и те ценности, благодаря которым мы буксуем в грязи. В том числе, ценности сталинизма и лично Сталина.

26.11.2008 Брискман Михаил Владимирович

Здравствуйте, Алексей.
В одном ответе Вы писали: "Моё мнение о Башлачёве - это гений десятка текстов и человек, который думал, что порвать на своей груди рубаху - значит, всех убедить в своей правоте. Обычный максимализм молодости."
Да, я согласен с Вами, что Башлачев гений десятка (или чуть более) текстов, хотя чтобы состояться как поэту достаточно и одного. Да, мне ближе позицая: "жить ради правого дела, а не умереть за него". А что если твое правое дело неумолимо ведет к гибели? Погибнуть или остатся собой?Очень люблю творчество Башлачева. И размышлял о феномене этого человека. Изучая отзывы о нем все же у меня создалось мнение, что это было не просто максималистское желание, рванув свою жизнь, что-то доказать. Скромный человек, чуждый славы и публичности. Все, что сохранилось о нем и от него, благодаря почитателям. Мне кажется, что он просто был самим собой и не мог пройти свой круг иначе. Что-то более глубокое, торжество духа над бренностью. Он пел: "я хочу дожить и увидеть время, когда мои песни будут не нужны". Наверное хотел, да увы не дожил.
Спасибо за внимание.

ответ

Уважаемый Михаил.
В вашем посте нет вопроса, но я решил ответить.
Мы же с вами не противоречим друг другу.
"Гений десятка текстов" - потому что больше не успел.
А максимализм не чужд и не подменяет собой благородство духа. Но Башлачёв мог жить. Ему не было хуже всех. Люди выживали и сохраняли себя и в худших обстоятельствах. Не думаю, что некое "правое дело" вело Башлачёва к гибели. Какое "правое дело" может быть у поэта, кроме самой поэзии?
А у поэзии Башлачёва не было выхода на аудиторию. И без выхода он задыхался. Душная рок-тусовка оказалась сектой и не приняла его, потому что он был нормальным человеком. В том-то и дело, что поэзия для Башлачёва была поэзией, рефлексией, красотой, болью, а не агиткой и не самовыражением. И в нужный момент специалисты по агиткам и самовыражению просто не догадались сказать ему чего-то такое, что заставило бы его задержаться и продолжить разговор. Был бы Башлачёв постарше - он бы пережил. А так - молодой, горячий, хлопнул дверью.

23.11.2008 Нобуюки

Здравствуйте,уважаемый Алексей Викторович. С недавних пор у меня появилась привычка, после прочтения какого-нибудь любого романа, искать ему музыкальное соответствие. К примеру после прочтения Мураками в голове "играет" Джон Колтрейн и Майлз Дэвис. После Паланика крутитится The Prodigy. Не могли бы вы подобрать "музыкальное сопровождение" к своим романам? И второй вопрос. Я работаю шеф-поваром в японском ресторане. Каждые три месяца придумываю новые блюда, стараюсь, чтобы всё было по высшему разряду. Строго слежу за отдачей блюд, чтобы всё было так как задумано. Но не всегда посетители способны оценить мои усилия, чаще случается, что посетители - свиньи, которым не чужды свинские привычки, напиться прямо в зале и корчить из себя тех кеми они не являются. Например - мачо. Обрюзгший, со свиными глазками, но "мачо". Он не то что не способен оценить кулинарную ценность блюд, мне это не особенно нужно, он не способен нормально говорить с официанткой, изрыгая пошлости. Вопрос из области бисерометания: искусство ради искусства, да или нет?

ответ

Уважаемый Нобуюки.
Очень понимаю вас. И вопрос бисерометания для меня тоже актуален. Лично для себя я решил пока приберечь бисер и пометать жёлуди. Но у меня есть для этого необходимый запас желудей. То есть, мой ответ - не "... ради искусства", а "ради себя".
А музыкальное сопровождение я могу назвать. Для "Сердца пармы" - мелодия А.Пахмутовой "Миг удачи". Для "Географа" - песня Ю.Шевчука "Белая река". Для "Блуды" - мелодия А.Рыбникова "Мечты Татьяны". Для "Золота" - тоже А.Рыбников, мелодия "Гонки". Для "Общаги", разумеется, "Время колокольчиков" А.Башлачёва.

страница: 39 из 212

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram