Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



23.09.2008 катюша п.

мне нужно сочинение на тему "Мои любимые книги",где его можно найти?

ответ

Катаюша, если есть любимые книги - то сочинение не проблема.

22.09.2008 Елена

Добрый день (вечер, утро), Алексей! Открыла Вас, Ваше творчество сравнительно недавно - 2 года назад. Не сочтите за лесть, но пока ничего подобного из современной отечественной литературы за последнее время не встречала, из зарубежной - впечатлил "Анубис" Вольфганга Хольбайна, хотя и за душу , так как Вы ее (то бишь мою душу)задели, В.Х. не тронул.А душу-то мою Вы не только задели, но и прочно там поселились. А вот "Сердце Пармы" и "Географ..." Последнюю, кстати, только что опять перепрочла, наверное, раз в шестой. Последний раз, почему-то акцентировала внимание на бытовых мелочах (все-таки с чаем или кофе был термос, который брали с собой под Новый год Служкин и отцы?). А вопрос у меня банальный - про творчество, что? ("на выходе") где? (будет издано- "Азбука-Классика") когда? (когда же наконец ?!!) А вообще, если серьезно, обсуждать прочитанного Иванова лучше с друзьями, а не с Ивановым. И благодаря Вам,у нас сейчас в планах посетить Пермский край - очень хочется увидеть его таким как в "Сердце Пармы". Спасибо за Ваше творчество, за великолепное воплощение его результата!!!

ответ

Уважаемая Елена.
И вам большое спасибо, в том числе и за ваше желание побывать в Пермском крае. Если появятся вопросы по этому поводу - спрашивайте, не стесняйтесь, постараюсь посоветовать.
А из романов - в ближайшие пару лет не будет ничего. Я занимаюсь "кино" и "теле". И даже "мульт"... Разве что к выходу телефильма "Хребет России" появится моя фотокнига об Урале - совсем не такая, как фильм. Но при художественности изложения эта книга всё равно - не роман.

21.09.2008 Светлана

Здравствуйте, Алексей!
Совершенно недавно открыла для себя Ваше творчество. Прочитала взахлеб Блудо и МУДО, Сердце Пармы.
По поводу "Дешевой порнографии". Моя мама зовет этот феномен просто - Порнография. Удивительно, видимо нет для этого явления более подходящего слова.
Про необходимость настоящего действия. У меня еще есть предположение, что Поступки делаются не потому, что это хорошо или так надо, а потому, что все остальное - некрасиво. Своеобразная не этика, а эстетика поведения.
Про Пиксельное мышление. Я часто думала, почему возникают совершенно кривые суждения с абсолютной в них верой у, казалось бы, вменяемых людей. Объясняла ограниченностью. Подходило плохо. У Вас этот феномен получил такое четкое объяснение, что с меня снялись даже некоторые сомнения по поводу собственной вменяемости).
И еще мне приятно, что Вы искренне любите женщин. Это очень заметно:).
Вопрос: Будете ли Вы еще заниматься систематизацией причинно-следственных связей человеческих взаимоотношений?
Большое спасибо за доставленное удовольствие.

ответ

Уважаемая Светлана.
Хочу сказать вам спасибо – и даже дважды. Во-первых, за адекватное понимание замысла «Блуды». А во-вторых, за то, что разделяете мою точку зрения.
Мне кажется, что «порнография» - ключевое определение для современной ситуации. Ведь что такое порнография? Гламур без глянца. А гламур – это нынешний образ жизни. Форма потребления в пост-индустриальном обществе. В чём суть гламура? В индустриальном обществе человек платит – и получает удовольствие. Этим в «Блуде» занимается Моржов. Но в пост-индустриальном обществе человек получает удовольствие – и ему за это платят. Платят и Ксении Собчак с Сергеем Зверевым – за то, что они живут в полное удовольствие. Платят чиновникам и ментам за то, что они насилуют общество. Платят за «ихнее» удовольствие. Это и есть подлинный гламур – а не только тряпки-флаконы.
Без глянца он – проституция, порно-стиль. При этом стиле сменился базовый гендер: лидирующий компонент социума строит своё поведение не как хищник (индустриальная эпоха), как проститутка (пост-индустриальное время) – лидер получает деньги за удовольствие. Манжетов и Лёнчик – практики новой постиндустриальной эпохи. Манжетов хочет получать деньги за свою власть, а Лёнчик – за своих баб. Автоматически им противостоит более архаичный тип противоположного гендера – супер-самец Моржов. То, что Моржов «работает» на «виагре», не меняет характера базовой проституции Манжетова и Лёнчика.
Приспособить женский гендер Манжетова и Лёнчика к мужскому статусу лидера - значит, использовать "пиксельное мышление". От него - вся остальная блуда. Одно цепляется за другое. Это - система, которую я сформулировал в финале романа в виде "таблицы Щёкина".
Я ни разу не встретил в отзывах и намёка на то, что эту таблицу заметили, хотя она - итог всего романа (а вовсе не убийство Лёнчика). Очень жаль, что не заметили. Без диалога в такой теме делать нечего. Потому я перешёл к "систематизации" не своего времени, а своего места - Урала, а шире - России. Этим и занимаюсь. Об этом - "Уральская матрица" и предстоящая фотокнига по телепроекту "Хребет России". Хотя такой материал наверняка куда менее интересен, потому что не столь актуален.
Может, я высказался чересчур запутанно, но спасибо вам за саму возможность высказаться.

18.09.2008 Филипп

Здравствуйте, Алексей Викторович.
Только что дочитал "Географ глобус пропил". Сказать, что меня очень тронула эта книга, не сказать ничего. Она преисполнена такой грусти, души, чувств и их смятения, что невозможно оторваться от этого настроения даже закрыв её. Огромное спасибо вам за неё!
Немного напомнило мне чувства после прочтения Дежнева.. уж и не помню, какого из его романов.
В моей домашней библиотеке есть многие ваши книги, ещё мною не читаные. Посоветуйте, пожалуйста, что почитать следущим, в том же настроении - хочется плавно передвигаться по вашим романам, без резких скачков.
Заранее спасибо.

ответ

Уважаемый Филипп.
Спасибо.
Примерно в том же настроении - "Сердце пармы", но это очень непохожий роман, про Пермское княжество 15 века. А всё остальное - по настроению крепко в другие стороны.

18.09.2008 Илья Абрамов

Добрался наконец-то до вашего сайта! Так приятно…
Вам пишут, вы пишете – хорошо! Очень продуктивная переписка. Прям отдушина почитать, а письма как от Nobuyuky от 08.07.2008 очень трогают. Вам пора, как в некоторых журналах, делать конкурс «Лучшее письмо месяца! Победителю – Золотую Бабу!»

Теперь о «наболевшем».
Наконец то купил аудиоверсию «Сердце Пармы». Идиотская ситуация – пермского писателя невозможно купить в Перми. Заказал в OZONe в Москве. Замечу по содержанию: очень не хватает музыкального сопровождения. Сейчас есть аудиокнижки, где фоном играет потрясающая музыка, которая погружает в книгу. Парме, думаю, подошла бы какая-нибудь этника. Текст озвучен на 4 – какой-то слишком советский голос у артиста Владимира Шевякова. А вообще, хорошо, что есть аудиокнига. Это правильный подход!

По поводу героизма Кочетова на Маньпупыньере из статьи «Попал – значит, пропал» у меня есть только один вопрос – был ли у них спутниковый телефон. Эта волшебная штучка привносит удивительное чувство защищенности в любой экстремальный маршрут, доступный авиации, т.е. почти везде. Знание того, что тебя вовремя начнут спасать из любой «задницы», позволяет идти на риск! А то, что ребята рисковали, уходя в такую автономку, факт бесспорный.

По поводу статьи о Перми: НЕУЖЕЛИ ВЫ ВЕРИТЕ В ТО, ЧТО НАПИСАЛИ (имею в виду «теоретическую» часть - до главы «Египетский вариант»??? Я сначала по привычке хотел критикануть как следует, но понял, что мы просто на разных рельсах, и без пол литры не разобраться! Нет, пожалуй, без литра…
А дальше по делу хорошо рассуждаете - креативно, да только колизейные ящеры вас не поймут.

Забавную штуку заметил в вашем последнем «Интервью…»: «собака.ру» вопрошает о Боге. Ну, честно, так смешно стало! Хотя диалог премного любопытный получился!

Как любителю и мастеру изящной словесности, хочу предложить вашему вниманию альтернативную легенду возникновения чудесных столбов выветривания в истоках Печоры. У вас в статье «Попал – значит, пропал» приведена не такая изящная легенда. Кто так искусно отредактировал мансийский фольклор - я не знаю, - сам содрал из предисловия к туротчету по походу на Сев.Урале. Интересно, какая из них оригинальная:
«В далекие, далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя. В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды.
Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними.
Сам Куущай жил в сказочном хрустальном замке на вершине горы Торре-Порре-Из, поднявшей свои грозные утесы недалеко от горы Ялпинг-Ньер. Были у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать ее сбегались олени из долины Ыджид-Ляги.
Многие шаманы хотели, чтобы Аим стала их женой, но прекрасная Аим только смеялась в ответ. Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим, в противном случае грозился уничтожить род манси. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения.
Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и во главе великанского войска двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.
Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула:
- О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума!
В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город.
- Коварная, - зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу.
С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.
Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Целую ночь шли они на юг по скалистым вершинам, глухим лесам. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть.
В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.
С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов), а недалеко от нее возвышается величественная вершина Койп (Барабан)…»

Что если на вашем сайте начать собирать уральские легенды – с миру по нитке и накопим архив!

Илья Абрамов,
Соль Камская

ответ

Уважаемый Илья.
Не могу удержаться, чтобы не ответить вам в вашем язвительном стиле. Но остановлюсь только на двух пунктах вашего послания.
Во-первых, про очерк «Город со смыслом». Рад, что вы с такой снисходительной издёвкой оценили его теоретические построения, ибо они не мои. Это выжимка из книги профессора Владимира Абашева «Пермь как текст». Книга филологическая и культурологическая одновременно. Этот блестящий труд сделан Владимиром Васильевичем в классической традиции культурологи, кажется, питерской семиотической школы, и продолжает рассмотрение территорий как смысловых систем и знаковых текстов. Эта книга среди коллег-профессионалов создала Владимиру Васильевичу огромный авторитет. Это образцовое произведение о практике семиотики. Я же просто наложил общие постулаты концепции Абашева на карту города Перми – вот и весь мой подвиг.
Я очень часто – в случае с «Блудой» и «Матрицей» – слышу в свой адрес комментарии, что я идиот, зря философствую, вообще пишу бред и сам не понимаю, чего говорю, лучше бы дальше гнал своё бездарное фэнтези. По этой причине в статье про Пермь я не сделал отсылки к книге В.Абашева, спорить с которой бесполезно, потому что очень сложно быть компетентнее Абашева (кроме ситуации с литром). Признаю, что это некорректно по отношению к Владимиру Васильевичу, – но он умеет читать и всё понимает. И результат блестяще оправдался, к примеру, вашим письмом. Опять я идиот и пишу бред. Спасибо. Таким причудливым способом при фатальном отсутствии читательского понимания вы возвращаете мне самоуважение.
И далее по второму пункту – с апломбом более-менее специалиста. Я сейчас работаю с Югрой. Я читаю мансийские мифы. Можете ознакомиться с ними в книге «Мифологическое время» (Москва, издательство «Эпифания» при участии Музея Природы и Человека города Ханты-Мансийска, 2003 год). И по этой книге видно, что тот миф, который вы старательно переписали, – это графоманство провинциальных журналистов или экскурсоводов. Такое уже было. Цитирую: «Легенда озера Иссык-Куль. … жена хана красавица Сумбурун горячо полюбила молодого нукера Ай-Булака …» и т.д. Ильф и Петров, «Золотой телёнок». У манси не было никаких башен, хрусталей и сияющих щитов, как у Персея. Да и «Койп» значит «бубен», а не «барабан», ведь на северном Урале жили манси, а не папуасы. Тот миф, который приводил я, взят из книги А.Матвеева, крупнейшего топонимиста Урала. Книга называется «От Пай-Хоя до Мугоджар», Средне-Уральское книжное издательство, 1984 год. Так что мне незачем коллекционировать чушь на своём сайте.

18.09.2008 Владимир

Здравствуйте, Алексей Викторович!
В ответе на один из предыдущих вопросов Вы написали, что не пишете про "женщин нашего времени", потому что не были в
шкуре женщины. У меня возник вопрос: много ли общего у Вас лично и у героев Ваших книг?

ответ

Уважаемый Владимир.
Да, у меня много общего с героями моих книг. С Виктором Служкиным, с Градусовым, с князем Михаилом, с Осташей Переходом, с Борисом Моржовым, с Костёрычем, со Щёкиным. Что конкретно схоже - слишком долго объяснять, да и не сделать это убедительно без личного знакомства. Так что ответ на подобный вопрос любой читатель всё равно даёт себе сам.

09.09.2008 Ласточка

Здравствуйте Алексей Викторович! Как вы думаете, голландцы поняли "Географа"? "Забавный" человек, для которого "опорой в жизни является бутылка"."Антигерой". Интересно, кто же у них тогда "герой"?

ответ

Уважаемая Ласточка.
Меня тоже озадачила амстердамская рецензия. Хотелось бы проникнуть в голову "голландцам", чтобы узнать - поняли они адекватно или нет? Думаю, что перевод настолько же соответствует оригиналу, насколько название "Человек, который пропил свой мир" соответствует "Географ глобус пропил". Ну, а восприятие читателей - соответственное: герой становится антигероем. Хотя и среди русскоязычных читателей подобное прочтение сплошь да рядом.

30.08.2008 Лана

Здравствуте, Алексей.
...
... Ролик - очень понравился, замечательно работает оператор. А какая красотища!

ответ

Уважаемая Лана.
Простите, что долго не отвечал - ждал, пока накопятся вопросы, а их не накопилось.
Впрочем, ответить вам я всё равно не смогу. Поставьте себя на моё место - и вы поймёте, почему.

26.08.2008 Александра Табатчикова

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Нахожусь под сильным впечатлением от "Золота бунта". Очень противоречивые чувства - понравилось, но в голове не помещается. Этим летом первый раз сплавлялась по Чусовой, и через пару дней по возвращению начала читать, так что было интересно вдвойне. А вопрос-то вот какой. Очень тяжелое впечатление на мою девичью душу произвели встречающиеся в романе сцены насилия. Даже требовалось какое-то время, чтобы придти в себя после таких описаний... Вы стремились показать отношения после Пугача, или же Вы такой видите жизнь в целом? И отличаются ли люди современные от людей 18 века, именно с нравственной точки зрения?
За книгу «Географ глобус пропил» большое спасибо.

ответ

Уважаемая Александра.
И вам спасибо. Обычно люди, если у них "не помещается в голове", брезгливо отшвыривают "непомещающееся" - "фу, какая гадость!", а вовсе не задаются вопросами, как вы.
История полна дичайшего насилия, особенно - во времена бунтов. Вспомните хотя бы "Капитанскую дочку" - как вешали капитана Миронова и его жену. А это "солнечный" Пушкин и весьма строгие эстетические нравы 19 века.
На вопрос о насилии в "Золоте бунта" я всегда советую прочитать очерк "В камнях" Мамина-Сибиряка. Мамин очень точный фиксатор действительности. А место действия очерка - Чусовая. Там есть, к примеру, потрясающий момент, как мужику вымазали дёгтем ворота, и он раздел, привязал к столбу во дворе и на глазах деревни запорол насмерть свою дочь, а потом проверил и выяснил, что она девственница, и дёготь на воротах был просто шуткой или местью за отказ. Так отец поступил с дочерью, при всём честном народе, и не на войне, а в обычном мирном быту конца 19 века. Дичь жуткая.
Что же говорить про народный бунт, когда пугачёвцы вешали не только дворян и попов, а ещё, например, случайно подвернувшегося французского астронома - де Орбиньи, кажется.
А Татищев, который в 1737 году публично на площади Екатеринбурга сжёг башкира Тойгильды? А Державин, казнивший пугачёвцев в Оренбурге "из поэтического любопытства"? А генерал Тевкелёв, во время Оренбургской экспедиции устроивший башкирам не один десяток Хатыней? Ну, и так далее.
Наша цивилизованность - тонкая полиэтиленовая плёнка, а не броня. Я довольно долго водил в походы "трудных подростков" и слушал про их нравы (половина из них сейчас уже мертвы). Эти подростки на самом деле были не из плохих семей, и никакие злобные уголовники не компостировали им мозги. Им просто нравилось жить так, как они жили. И у меня полностью поменялось представление о базовой, низовой, "народной" этике. Потому что я имел дело не с исключениями, а с нормой.
Не то, чтобы "в народе" все всех терзают железными крючьями, а просто стать зверем - это обычное дело, как, например, расхохотаться.
Помнится, в романе Ремарка "Тени в раю" немец, бежавший из Германии, не мог объяснить голливудскому продюсеру, что эсэсовец - не мелодраматический злодей, а обычный бюргер, который утром пьёт кофе с женой, днём сжигает евреев в печи, а вечером играет с детьми и собакой и ухаживает за цветами. Он просто делает свою обычную работу, он не предатель и не изувер.
Малейший конфликт и сейчас вдруг порождает средневековый ужас - что в Осетии, что в школьном туалете. Не надо обольщаться цифрами "21" в номере нашего века.
Если вы не хотите знать этой стороны жизни, как не хотите присутствовать при хирургической операции, то это ваш выбор, и выбор разумный и здравый. Но считать, что эта дичь - плод больного воображения - всё равно, что считать, будто хирурги не льют кровь и не режут людей ножами.
Конечно, я нарисовал мрачную картинку, но нас никто не заставляет в ней жить. Как вменяемые люди, мы дистанцируемся от этого кошмара - и уже этим боремся с кошмаром. Однако отрицаеть его существование как нормы - нелепо, как нелепо утверждать, что на всей планете люди едят три раза в день и смотрят ОРТ.

26.08.2008 Вячеслав

Уважаемый Алексей я делал научную работу на тему сленг по вашей книге \"Общага-на-крови\" я имею неплохие результаты,немогли бы вы посоветовать мне воше произведение для продолжения работы?

ответ

Уважаемый Вячеслав.
Мог бы посоветовать, это не сложно. Если вас интересует сленг, то возьмите "Блуду и МУДО".

22.08.2008 Лариса

Уважаемый Алексей Викторович!
С огромным удовольствием прочитала (пока)только два Ваших романа "Географ глобус пропил" и "Блуда и МУДО". Великолепный русский язык,блестящее чувство юмора и глубина характеров. Ваши замечательные романы отражают реальность нашего нелегкого бытия. Таково и должно быть настоящее искусство. Очень актуальны и персонажи. Они настоящие "Герои нашего времени". Интеллегентный и утонченный Служкин, которому судьба все-таки предоставляет возможность выбраться из собственного "болота", начать все с нуля с чистой душой Машей, но оказывается слабым человеком. И, напротив, Моржов - циничный самец, невероятно обаятельный и способный на поступки. Очень жаль,что книги быстро прочитываются. У меня к Вам вопрос. Если так блестяще показаны Вами мужские характеры (герои), то не хотели бы Вы написать роман, в котором "Героем нашего времени" была бы женщина. Большое спасибо за настоящую литературу.
Лариса. Москва. 23 августа 2008 г.

ответ

Уважаемая Лариса.
Большое вам спасибо за хорошие слова.
Мне интересно было бы почитать про "женщину нашего времени" (только боже упаси - не Робски или Маркович, потому что "рублёвские жёны" и "бизнес-вумен" - не основной тип женщины нашего времени). Но у меня нет личного опыта пребывания в шкуре женщины, и боюсь, что не будет. А экспериментировать я не умею, да мне и не интересны эксперименты. Я расхожусь с вами в оценке финального поступка Служкина: по-моему, это мужественное решение - не начинать всё с нуля с новой девушкой, а нести ответственность за тех, "кого приручил", дальше. Хотя это - отказ от любви. Видимо, для мужчины важнее ответственность, для женщины - любовь. На этом примере понятно, насколько различаются ценности мужчин и женщин - чего уж говорить о мышлении и психике. Умозрительно всё сложнейшее мироустройство женщины мне не постичь, а иначе и незачем браться.

19.08.2008 юля

Здравствуйте!
Из предыдущего вашего ответа Игорю.
" а другого искусства, кроме литературы, я не знаю..."
С телевидением полностью согласна, это никак не может быть исскуством.
Но Театр?... Живопись?... Скульптура?...
Музыка?

ответ

Уважаемая Юля.
Не придирайтесь к словам. Выражение "я не знаю" означает, что я не знаю, то есть, не знаю имён, произведений, тенденций. Это выражение не означает "я не признаю" или "для меня не существует".

18.08.2008 Алексей

Доброго времени суток!
Ниже обсуждали опасность конфликтов на национальной почве. Как по вашему мнению, Россия столкнется в будущем с проблемами Сербии или скажем Франции? В глобальных масштабах, разнопланывых, культурных, ээкономических, криминальных, военных? И, если позволите, в каком ракурсе попадают в поле вашего зрения футбольные хулиганы вашего города (Пермь)?

ответ

Уважаемый Алексей.
Я думаю, что Россия столкнётся с этими вопросами и проблемами - если уже не столкнулась.
А футбольные хулиганы - другой вопрос. На мой взгляд, это механическое объединение агрессивных недоумков, желающих "оторваться" на ближних. Повод для объединения не важен - футбол там или национальность. Недоумкам просто нужна толпа, потому что, во-первых, в толпе им не страшно, а во-вторых, толпа безнаказанна. Футбол - легитимный способ объединения, потому что с какой-то стати ассоциируется с патриотизмом.

18.08.2008 Игорь

Добрый день, Алексей Викторович!
Мне очень нравится Ваше творчество, не потому что красивое, а потому что делает умнее, добрее.
Сейсас читаю Блуда и МУДО, и у вот: умом я понимаю что это произведение описывающее текущее время практически, эмоционально - я четко ощущаю, что это написано про какие - то 80-е годы 20-го века. В превую очередь, облики героев наводят на эту мысль, ну не могут они сейчас такими быть- их действительность должна была "отрихтовать", а в книге- нет.
Мне думается, что вы набросали его, как говорится "не сегодня", так или нет?

ответ

Уважаемый Игорь.
Спасибо за хорошее отношение.
Но боюсь, что вы крепко не правы. Дело даже не в том, что "Блуду" я задумал и сделал после "Золота бунта" - то есть, в 2006-2007 годах. Дело не в дате написания.
Типажи "Блуды" (за исключением Моржова) - для России "вечные". Никому не нужный провинциальный интеллигент - Костёрыч, философ-пьяница - Щёкин, чиновник-махинатор - Манжетов, бойкая бабёнка - Розка, и т.д. Но новое время именно и "отрихтовало" эти типы. В 80-ые Манжетов был бы взяточник или карьерист, Костёрыч - вполне уважаемый педагог-новатор, Щёкин - какой-нибудь разнорабочий вроде Венички Ерофеева, а Розка не связалась бы с криминалом. И так далее. Эти социально-психологические роли прочитывались бы совершенно по-другому. И в 90-ые - тоже по-другому. Розка бы торговала на рынке, Щёкина бы убили, Костёрыча бы уволили, и он копался бы на огороде, Манжетов был бы в бизнесе, а Сергач крышевал бы этот бизнес и был "главнее" Манжетова. Так что, на мой взгляд, выстроенная в романе система - именно нынешняя.
Но самое главное - образ Моржова. В 80-ые такой тип занимался бы журналистикой или политикой, а в 90-ые по социальной роли был бы чем-то вроде Виктора Служкина из "Географа" - маргиналом (именно по социальной роли, а не психологической). Но этот тип русского человека - жёсткого интеллигента - прошёл через горнила и выжил в виде Моржова. Этичного, но не для всех. Циничного и разуверившегося в ценностях. Финансово успешного. Компенсировавшего все свои комплексы. Деятельного и "внесистемного". Главное - свободного. Да, он имеет не совсем уж человеколюбивую физиономию, но и "человеки" его не особенно-то любили. Я считаю, что Моржов - герой нашего времени. И в смысле, что "герой", и в смысле, что герой. Если бы была возможность познакомиться лично с "внесистемными интеллектуалами" примерно-моржовского возраста, то вы бы убедились, что в них много "моржовщины". Но это можно понять и по их произведениям. (Телепродукт я не беру для рассмотрения, потому что телевидение - это система, а другого искусства, кроме литературы, я не знаю.) Вот посмотрите - нет ли "моржовского оттенка" в творчестве Владимира Сорокина, Виктора Пелевина, Дмитрия Быкова? Жёстких и "внесистемных" интеллектуалов, сохранивших свою творческую позицию и финансово успешных. Мне жаль, что Моржова оценивают лишь по его отношению к женщинам; это всё равно, что судить об образе здания лишь по стройматериалу, пренебрегая архитектурой и вписанностью в среду. На мой взгляд, если оценивать комплексно, Моржов - это та элита, которую породило и заслужило наше общество.

16.08.2008 Равиль

Алексей Викторович! Приглашаем вас в ЖЖ-сообщество "Свободный Урал" - http://community.livejournal.com/free_ural. Очень надеемся на ваше участие. И спасибо вам за "Уральскую матрицу" - лично для меня это открытие и толчок к новому пониманию окружающего.

ответ

Уважаемый Равиль.
Спасибо вам и за оценку "Матрицы", и за приглашение. Но боюсь, что у меня попросту не хватит времени участвовать в таком ЖЖ-сообществе.

страница: 35 из 211

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram