Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



02.02.2008 Никифоров

Алексей Викторович!
Хочу искренне поблагодарить Вас за Ваши произведения!
Ваши книги будят интерес к своей родине. После прочтения "Золота бунта" и "Сердца Пармы" я искал и находил на карте сёла, города, реки на которых происходили описываемые Вами события. Этим летом обязательно постараюсь проехать по Северному Уралу.
Можно ли найти вогулов на Урале?
Как там с дорогами?(надо выбрать машину).
Где Вы рекомендуете побывать?
Какие источники необходимо прочесть для предварительного наброска маршрута?
Спасибо.

ответ

Уважаемый Сергей.
При всей понятности ваш вопрос очень неконкретен. Какая часть Урала вас интересует? Окрестности Соликамска, окрестности Пелыма или, скажем, Маньпупунёр и гора Мертвецов? В Соликамск можно попасть на машине, в Пелым - на лодке или вертолёте, на гору Мертвецов - только пешком. Хотя под "северным Уралом" люди часто понимают и Урал приполярный, и полярный.
(Кстати, места действия "Золота бунта" - это средний Урал, даже ближе к южному.)
Как я понял из вашего письма, вы хотите ехать на машине. Машина - не самый удобный вид транспорта для знакомства с северным Уралом. Лучше лодка.
Источники - тоже вещь неоднозначная. Если вы пермяк, то свердловские путеводители будут вам недоступны. Если екатеринбуржец - то же самое, только наоборот. Если же вообще вы сейчас не уральский житель, то мне бесполезно рекомендовать вам какую-либо литературу: вне региона вы её не найдёте.
Путеводители, изданные до 1985 года, морально устарели. Дороги и тропы могут быть уже заброшены (или проложены новые), многие населённые пункты уже нежилые; в силу советской секретности эти путеводители о многом умалчивают.
Из современных путеводителей могу порекомендовать большой сборник "Туризм в Пермской области" (2 книги), изданный издательством "Раритет-Пермь" в 2004-2006 годах. Маршруты из этого сборника составлял Анатолий Зуев, а он большой и дотошный специалист.
Вогулов в Пермской области сейчас не осталось - за исключением кочевой семьи Бахтияровых, которые приходят в Вишерский заповедник (на машине в него не добраться вообще). Про Свердловскую область ничего сказать не могу.
Лучший совет - перекопайте Интернет. В нём наверняка найдётся что-то, что гораздо более авторитетно, чем я.

02.02.2008 astralf

Недавно смотрели с супругой федеральные новости и узнали такую вещь, что в рамках нацпроекта "Образование" будет устроен конкурc сертификатов на дополнительное образование и дошкольные учреждения. Не выдержали, рассмеялись, вспомнив интригу книги "Блудо и Мудо". Вопрос: это просто совпадение, предвидение или закономерный ход вещей? какие ещё факты/события сбывались из ваших книг наяву? и когда выйдет следующая ваш книга?

ответ

Здравствуйте, Аstralf.
Рад снова видеть вас на сайте.
Следующая моя книга выйдет очень и очень нескоро, потому что я ничего не пишу и пока не собираюсь. Если что-то и появится, это будет не произведение в чистом виде, а "новелла" - книга по фильму. Таковая пока что планируется по фильму П.Лунгина.
Кое-что иногда у меня сбывается - если хотите, посмотрите моё интервью "Я напророчил себе судьбу..." (как-то так названо). Это - образчик моих "сбыч". А вообще-то я же не прогност, чтобы у меня что-то сбывалось. И ситуация с нацпроектом "Образование" - это не прогноз и не совпадение. В Перми такая схема организации образования (сертификаты, подушевое финансирование) действует уже давно. Видимо, власть решила внедрить её по всей России, потому что пермские результаты оказались блестящими, чему лучшее свидетельство - чудесный педагогический роман пермского писателя-самородка.

30.01.2008 PradaGirl

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Еще одна поклонница Вашего творчества. Очень нравятся Ваши историчекие романы - особенно "Золото Бунта" - читала взахлеб. "Сердце", правда со второго раза пошло. И "Блуда" тоже вначале показалась умничаньем, а по повторном прочтении, думаю рациональное зерно в ней есть - еще на досуге подумаю. "Географа" я бы на второе место поставила после "Золота".
Хочу Вам сказать, что у нас в Москве в метро видела двух человек, читающих "Блуду" - это я Ваши слова вспоминаю, что прошла книга мимо читателя. Т.к. большинство читают Донцову и Минаева - все-таки интерес есть.
Хотела Вас спросить - в Ваших романах - современных - мужчины увлекаются выпивкой, женщинами, но не футболом -тоже, по-моему, одно из основных современных увлечений. А Вы футбол любите? Если да - как относитесь к пермскому "Амкару"?

ответ

Уважаемая PradaGirl.
К футболу я совершенно равнодушен. К нему равнодушны и мои друзья. Поэтому к нему равнодушны и мои герои. К пермскому "Амкару" я не отношусь никак.
А вообще - я понимаю любовь или интерес к футболу, хотя, мне кажется, есть огромное количество других занятий, дающих уму и сердцу куда более благородную пищу. А фанатство, на мой взгляд, к футболу имеет весьма небольшое отношение. Для феномена фанатства футбол - лишь повод для объединения и выплеска агрессии.

28.01.2008 tork

Добрый вечер, Алексей! Перечитывал на днях "Поединок" Куприна и нашел в нем много параллелей с вашей "Общагой на крови". Не сюжетных, а скорее на уровне "атмосферы произведения" и "характеров". Как Вы считает?

ответ

Уважаемый tork.
Не знаю, что вам ответить. Куприн меня как-то не задел. "Поединок" я читал очень давно и сейчас почти не помню. Так что ничего не могу сказать про его "атмосферу" и "характеры".

27.01.2008 надежда

Добрый день.
Наслаждаюсь "Золотом бунта". Давно не встречала такого красивого языка. Вопрос: где можно узнать значения некоторых используемых Вами слов, посоветуйте словарь или энциклопедию. Например, "боец" я не нашла даже у Даля. Практически это почти не мешает, можно догадаться, но хотелось бы узнать толкование.
Всего Вам доброго. Спасибо за удовольствие.

ответ

Уважаемая Надежда.
И вам спасибо.
Словарь к "Золоту бунта" есть на этом сайте в разделе "Методика изучения". Надеюсь, ваш интерес чисто читательский, а не профессиональный - потому что в том словарике нет указания на источник.
Если же хотите, можете прочитать мою книгу "Message: Чусовая" - там объясняется смысл и этимология многих "чусовских" слов. Книга издана в той же серии, что и "Золото бунта", той же "Азбукой" в 2007 году.

26.01.2008 Александра

Уважаемый Алексей, перечитывала в четвертый, кажется, раз message Чусовая и решилась наконец задать два давно мучающих вопроса:
1. Некоторое время прошло с момента выхода книги. Меняется ли что-то на Чусовой? К лучшему, к худшему? К надежде или к полной безнадюге?
2. Второй вопрос мучает почитай с детства. Вы цитируете фразу из "Малахитовой шкатулки" о том, что Степан вырубил "столбы малахитовы", которые барин отдал на приклад в самую главную церкву в Петербурге. Но столбы-то не вырубные, вообще, сколько я знаю, из малахита никогда ничего не вырубали, всё в техники мозаики. Откуда, почему, как могла произойти такая мифологизация среди мастеров малахитового дела?
Спасибо заранее за ответ

ответ

Уважаемая Александра.
Я уже давненько не был на Чусовой и не могу оценить ситуацию. Насколько я могу судить по рассказам знакомых, дела меняются к лучшему, но очень медленно. Хотя смотря по какому показателю оценивать.
А про столбы...
Ну, откуда могла пойти мифологизация? От народа, который не обладал полнотой информации. Пользовался слухами. Существовал в ситуации "глухих телефонов". Откуда же ещё пойти мифологизации?
"Столбы", о которых идёт речь, - это колонны Исаакиевского собора. Они, действительно, сделаны в технике "русской мозаики". Причем из малахита Меднорудянского месторождения Демидовых (Демидовы дружили с Огюстом Монферраном), а не из малахита Гумёшкинского месторождения Турчаниновых. Ко времени возведения собора (середина 19 века) Гумёшки уже были выработаны. По легенде, Хозяйка Медной горы, разгневавшись, что её камень пошёл в христианский храм, "спустила" весь малахит - обрушила его в недосягаемые недра. А народ смешал всё в одну кучу: Гумёшкинское и Меднорудянское месторождения, Демидовых и Турчаниновых, Исаакиевский собор и Казанский (который возводился в то время, когда жил Степан из сказа). Ко времени "рассказывания" сказа малахитчиков в Полевском уже не осталось, поэтому рассказчик (дедушка Слышко) вполне мог принять колонны, покрытые "русской мозаикой", за цельные малахитовые, ведь он был не специалист.
Кстати, это я отвечаю за Бажова, потому что, по большому счёту, ваш вопрос - к нему, а не ко мне.

26.01.2008 Dasha

Что такое Тургеневская девушка?

ответ

Уважаемая Dasha.
Боюсь, если я отвечу прямо, то получится плоско. Попробуйте почитать Тургенева и сделать вывод самостоятельно. Или вообще не заморачивайтесь на эту тему.

26.01.2008 Максим Мишнев

Здравствуйте, Алексей!
Недавно прочитал вашу книгу Сердце Пармы и с удивлением увидел в ней упоминание об одном из своих предков Андрее Мишневе. Скажите пожалуйста, на основе какого исторического материала вы рождали своих персонажей? Интересны источники, так как меня очень интересует история моего рода. Спасибо.

ответ

Уважаемый Максим.
Я понял, что вас в первую очередь интересует тот источник, где упоминается Андрей Мишнёв. К сожалению, я уже не помню, что это был за источник. Может быть, Вымско-Вычегодская (Мисаило-Евтихиевская) летопись?..
Я помню, что на выручку Чердыни в 1481 году пришёл воевода Андрей Мишнёв. Он был из Устюга. Но я подумал, что князю Михаилу обращаться за помощью в Устюг было несподручно. Устюг слишком далеко от Чердыни. Усть-Вым гораздо ближе. А на Вычегде в тот год проходила какая-то перепись населения. И я объединил эти два события: помощь устюжанина Мишнёва и вычегодскую перепись. То есть, у меня в романе князь Михаил послал гонца не в Устюг, а в Усть-Вым, а оттуда пришёл отряд, который и проводил перепись - отряд Андрея Мишнёва. Такая комбинация позволила мне, во-первых, снять натяжку чересчур дальнего происхождения подмоги (из Устюга), во-вторых, сохранить Андрея Мишнёва устюжанином, как и гласит история.

26.01.2008 АЛЁНА

Здравствуйте, уважаемый Алексей! Я студентка факультета филологии РГУ им. И.Канта (г.Калининград). Пишу курсовую по книге "Сердце Пармы". В связи с этим у меня возник такой вопрос. Использованы ли в романе слова, придуманные Вами ("заумь") или же Вы включили в книгу только диалектные слова. Заранее спасибо.

ответ

Уважаемая Алёна.
Слово "заумь" имеет вполне определённое значение: избыточное, пустое, досаждающее умствование. На мой взгляд, зауми в "Сердце пармы" нет. А вообще слова, придуманные мною, в книге есть. Они составляют примерно десятую часть от всех прочих непривычных слов, включая топонимы. Перечислить конкретно я не могу - всего не припомню.

23.01.2008 Павел

Уважаемый Алексей Викторович!
Планируете ли вы в вашем ТВ-проекте с Л. Парфеновым касаться творчества коренных уральских народов - хантов и манси?
P.S. Как участник музыкального этно-проекта могу обеспечить "звон бубнов, тупой гул деревянных барабанов и заунывный вой медного варгана" :)

ответ

Уважаемый Павел.
Всего не охватить. Творчество хантов и манси останется за рамками фильма - как и многие-многие другие интересные темы. А фильм - в том числе и звукоряд - будут делать специалисты из команды Л.Парфёнова. Я не могу решать за них.

22.01.2008 Вадим

Спасибо Вам большое, Алексей, за ответ на вопрос об отношении к Ивану Грозному.

У меня есть еще один вопрос, даже не вопрос, а пожелание, которое, наверное, и не требует ответа.
Я здесь где-то прочитал, что Вы определенныи образом соотносите свои тексты с той или иной музыкой. Упоминались "Белая река" группы "ДДТ", Ревякин и "Калинов мост".
Не довелось ли Вам ознакомиться с творчеством достаточной молодой и очень интересной группы "Мельница"? Тем более, что они не раз уже выступали в Перми?

Прошу ни коим образом не заподозрить меня в какой-то рекламе и пр., тем более, что я не имею никакого отношения к шоу-бизнесу.

Я люблю музыку, и, поскольку мне 44 года, воспитан был на классическом британском хард-роке конца 60-х - 70-х годов.
Современную эстраду я не слушаю и не знаю. Русский рок знаю только старый, включая все те же "ДДТ" и "Калинов мост".

Но 2 года назад мой старший сын(ему 17) дал мне послушать "Мельницу". И меня, что называется, зацепило. Причем, сильно. Причем, не только меня, но и всю родню. И кое-кого из друзей и знакомых. Не всех.

Очень хорошая, небанальная музыка. Отличные тексты. Интересный состав. Раньше были 2 акустич. гитары, флейта, виолончель, скрипка, арфа и перкуссия. Сейчас звучание стало более жестким: акуст. гитара, флейта и всевозможные другие духовые (замечательный музыкант - мульти-инструменталист), виолончель, арфа (ирландская), бас-гитара и барабаны. Иногда это немного напоминает Jethro Tull, но всё по-своему.
Огромным преимуществом, козырем перед другими исполнителями является то, что возглавляет это коллектив очень яркий человек, которого, точнее, которую зовут Наталья Андреевна О'Шей, в девичестве - Николаева. Она автор практически всей музыки и всех текстов из репертуара "Мельницы". Есть чуть-чуть Гумилева, Бернса, Цветаевой и др., но именно чуть-чуть. Она же основная солистка группы, обладающая сильным и красивым голосом. Она же играет на ирландской арфе и, иногда, на гитаре. В "Мельнице" и в народе её больше знают под сценическим псевдонимом Хелависа, в честь одного из второстепенных персонажей Артуровского цикла ведьмы Hellawes, тщетно пытавшуюся влюбить в себя Ланселота. На гравюре знаменитого Бердслея эта Hellawes очень похожа на Наталью. Или наоборот. Так и поехало...
Хелависа не только музыкант и молодая, весьма привлекательная женщина. Она окончила мой родной филфак МГУ, защитила кандидатскую по языкознанию. Преподает на факультете ирландский и староирландский. Кроме того, преподает в Дублине, в Тринити-колледже. Свободно владеет 8-ю языками. Замужем за ирландским дипломатом (отсюда и фамилия). Как ее на все хватает - не понятно.
Я все это веду к тому, что сейчас "Мельница" выпустила свой первый сборник "The Best". Его можно купить за 150-170 рублей. И послушать.
Вдруг и Вам понравится?. Тогда, может быть, Вы напишите еще одну (или не одну) замечательную книгу, а эта музыка будет Вам помогать.
Ну, а если нет - все-таки не самые большие деньги. Но то, что это не дешевка - ручаюсь.
Кстати, в прошлом году был большой совместный тур "Калинова моста" и "Мельницы" не по принципу стариков-мастодонтов и молодежи на разогреве, а именно совместного выступления, где Дмитрий Ревякин сотоварищи участвовал в номерах "Мельницы". И наоборот.
Я был на 2-х концертах в Москве и свидетельствую, что возрастная категория очень разная. Много молодежи. Но и людей нашего возраста много. И старше.
Словом, вот Вам информация к размышлению, предложенная от чистого сердца.
Если заинтересует:
здесь впечатления пермяков от октябрьского концерта 2007 года
http://melnitsa.net/forum/viewtopic.php?t=25586
P.S. Если ответите, мне, конечно же, будет очень приятно. Если нет - не обижусь.
Удачи Вам.

ответ

Уважаемый Вадим!
Эх, как бы вы не обиделись за то, что я отвечу вам...
"Калинов мост" я приводил в качестве группы, про которую я слышал, но песен её не знаю. Так получилось.
Я уже давно отошёл от современной музыки. Я и раньше-то не был фанатом, а сейчас и вовсе нет на неё свободного времени. Что поделать. От диска Хелависы я заранее отказываюсь - как, думаю, и Хелависа отказалась бы от моих книг, если у неё действительно такая огромная занятость. Печально, конечно. Приходится выбирать какие-то направления в искусстве, по которым ты желаешь двигаться вперёд, а все остальные оставлять на том уровне знания, на каком их застиг момент выбора. Вот музыка для меня и остаётся на таком уровне. Также, как и живопись, и театр, и поэзия, и многое другое. Иначе нужно себя клонировать, а я не умею.

22.01.2008 маша

Уважаемый Алексей! У меня два вопроса:
1. В обозримом промежутке времени не намерены ли Вы побывать в Петербурге,
встретиться с читателями?
2. Будет ли предпринята попытка издания Ваших исторических романов с хоть каким-нибудь мало-мальски научным справочным комментарием? Я уж не говорю о вступительной статье или заключительной, хотя о Вас уже немало написано. Но отсутствие элементарных сносок несколько озадачивает. Неискушенному в краеведении
среднестатистическому читателю, но всё же любопытствующему в деталях, скажу откровенно, было сложно читать Даля и еще пару словарей одновременно с Вашим романом. А этот маленький словарик на Вашем сайте как-то не сразу обнаружила, да и маловат он и не всем читателям доступен.

ответ

Уважаемая Маша.
1. В Петербурге в ближайшее время я не появлюсь.
2. Делать ли к книге исторический комментарий - решает издатель. Но не думаю, что кто-то из пермских историков согласится откомментировать мои романы - для них я персона нон-грата.
Исторические романы я писал с расчётом на то, что никаких исторических комментариев, карт и словарей не нужно. Просто не нужно. Как в детективе не нужно, чтобы на суперобложке издатель оповестил читателя, кто убийца. Мои романы - не пособия и не этнографические труды, чтобы сразу растолковывать всё-всё-всё. Вы же не читаете учебник радиотехники перед тем, как включить телевизор. Словарик к "Золоту бунта" на моём сайте не маловат, а такой, какой нужен, - покрывающий весь объём незнакомых слов. Этот словарь я составлял для переводчиков, и составлял очень тщательно. И я сомневаюсь, что мои романы читают со словарём Даля и ещё парой других словарей. Мне кажется, это сказано лишь "для красного словца". Я знаю, каким словарём я пользовался: весьма специализированным "Лесным словарём" для лесников, химиков и строителей. Это словарь 1906 года издания. Дикая библиографическая редкость уже в силу своей специфики. С ним - можно читать "Золото бунта", а Даль не поможет. Для "Сердца пармы" нужен русско-мансийский словарь и словарь уральских топонимов. Так что лучше не заморачиваться на лексике, а принимать произведение так, как хотел подать его автор.
Извините, если обидел вас. Но и мне обидно, когда намекают, что я болван и не мог догадаться о такой простой вещи, как сноски или словарик.

21.01.2008 Игорь

Очень благодарен вам за ваши замечательные произведения! Прочитал всё и не по одному разу. Многое заставило задуматься... Посему вопрос - а будут ли ещё произведения в жанре современной прозы? Именно в этом жанре больше всего повлияли на меня ваши книги! Заранее огромное спасибо!

ответ

И вам спасибо, уважаемый Игорь.
Если бы меня прямо сейчас поставили перед выбором, о чём писать: о современности или в исторических декорациях, - я бы выбрал современность. Но пока что я перед таким выбором не стою. Когда встану - тогда и буду решать. Но это случится ещё не скоро.

20.01.2008 Дмитрий

Уважаемый Алексей! Ваши книги в какой-то степени способствуют пробуждению интереса у пермяков к истории собственного края. В связи с этим нет ли у вас намерения написать книгу по истории Пермского края.

ответ

Уважаемый Дмитрий.
Отвечу вам "по секрету всему свету". Мне делали предложение написать учебник по истории Пермского края. Не потому, что я знаю историю лучше наших учёных, а потому, что я изложу её человеческим языком. Всё разумно. Но я занят. Я согласился на это лишь с условием, что те, кто заказывает учебник (глазами вверх - зырк), участвуют в финансировании фильма (который с Л.Парфёновым). Потому что нелепо, когда фильм об Урале финансируется москвичами, а уральцам - плевать. Но те, на которых я зыркал глазами, мягко самоустранились от финансирования фильма. И я мягко самоустранился от учебника. Для себя же (и для телепроекта) я напишу цикл культурологических очерков об "уральских смыслах". Он будет называться "Уральская матрица" (слоган "уральский "код да Винчи"" был изобретён Л.Парфёновым специально для трёпки журналистами, иначе они бы вообще ни бельмеса не поняли, чего мы собираемся делать. Я же лично, если искать аналогии в Голливуде, предпочёл бы не "Код да Винчи", а именно "Матрицу" как описание того, о чём мы будем говорить в фильме). Так вот, эти очерки будут из номера в номер публиковаться в журнале "Компаньон-Magazin" с февраля. Их будет 8. Может быть, потом они выйдут и книжкой. Может быть, я их переделаю в более обширный текст. Там видно будет.

20.01.2008 Наташа

Вот и замечательно, нашла Ваш сайт, значит, периодически можно что-то и новое узнать о Вашем творчестве, это радует, т.к. Вы все же не особо публичны, а вопросы возникают. "Литературка", "Новый мир" и К
либо Вас не жалуют, либо Вы не питаете к ним пристрастия, а они - основной источник лит.новостей для меня, так уж исторически сложилось, да уж на остальное времени нет, да и сил.
В "Комсомолке" Вы сказали, что вопрос о
родителях "бросает" на Вас тень инфантильности, я не хотела показаться некорректной. Знаете, все мы "родом из детства". Когда читаешь, ну, скажем, о Пушкине или, что поближе, о Набокове, он наиболее ярок в этом отношении, понимаешь, а иногда и не принимаешь, то, что писатель говорит прямо или "между строк". Что бы он хотел, и, что вышло. На чем зиждется "слово"?
У Вас - чувственное отношение и тонкое знание Корабля во всех его ипостасях, он же у Вас везде. Ваше мироздание - это нить - вода-корабль-человек или в любом другом порядке, отчего суть не меняется, будь ты в общаге или в княжем тереме.
Ваш язык - кладезь народных пословиц и поговорок, которые очень органичны в тексте и о нынешнем бедолаге-учителе, и о сплавщике 18 в.
Это просто умение так писать, Ваша "марка", наконец, хорошая память?Или что-то ещё?

ответ

Уважаемая Наташа.
Я вполне лоялен и к "Новому миру", и к "Литературке" - благо, имел случай познакомиться и с А.Василевским, и с Ю.Поляковым, и это знакомство не завершилось дракой. Почему же эти издания игнорируют меня - я не знаю. Хотя заметил это давно. Когда А.Гриценко, а потом З.Прилепин брали у меня интервью для "Литературки", я сразу предупреждал, что "бесполезняк", "Литературка" не будет публиковать мои интервью. Мне не поверили, а я оказался прав.
А вопрос про детство я не люблю несколько по другой причине. Конечно, "все мы родом из детства". Детство очень многое определяет. Но о детстве нужно разговаривать, а не лепить плоским вопросом. Вопрос о детстве - из разряда пустых и банальных журналистских вопросов, когда не о чем больше спросить. Есть и другие вопросы из этого разряда: "Почему вы не переезжаете в Москву?" "Какой ваш любимый писатель?" "О чём ваша новая книга?" "Какие ваши произведения собираются экранизировать?" Когда я слышу эти вопросы от журналиста, я понимаю, что он ни хрена обо мне не узнал перед интервью (а это его работа), потому что ему плевать, с кем разговаривать. В советское время был модный вопрос из этого же разряда (сейчас он сдох): "Кем бы вы хотели быть, если бы не были писателем (артистом, учёным и т.д.)?" Обидно тратить время и силы на пустоту, вот и раздражаюсь.
А на чём "зиждется моё слово", я сказать не могу. И на умении, и на "марке", и на памяти, и ещё на чём-то... Так получается. Мне кажется, что изначально так было в меня заложено (не мной, разумеется). А моя заслуга лишь в том, что я не дал в себе зачахнуть этой способности. Самодовольно ответил - но иначе и не ответить. Иначе - это игнорировать ваш вопрос, а мне делать этого не хочется.

страница: 26 из 211

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram