Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



09.04.2016 Юрий Костяев

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Позавчера щелкал каналы в зомбоящике и случайно увидел вас, не поверил, присмотрелся - точно, вы! Сериал "Физрук", там Нагиев влез к вам на сцену, неожиданно. Вот и захотелось спросить - это как так получилось? :-)
И второй вопрос, вы же в Ебурге многих знаете. Слышали ли вы что-нибудь про книгу уральца Федора Крашенинникова "После России"?

ответ

Уважаемый Юрий.
Ну, как это получилось?.. Меня пригласили - я согласился. Это весело, к тому же я очень уважаю продюсерскую команду "Физрука".
Про Ф.Крашенинникова я слышал, лично не знаком, деятельность и взгляды Крашенинникова вызывают во мне скепсис, про его книгу я не знаю.

03.04.2016 Анастасия

Здравствуйте, Алексей Викторович! Я пишу исследовательскую работу по книге "Сердце Пармы". Маршрут московского войска во главе с Пестрым не соответствует историческому источнику (и не должен (автор имеет право на вымысел). Чагин говорит нам о том, что московские князья долшли до Анфала, а потом разделились, Нелидов захватил Чердынь и Почку, Пестрый Искор. В вашей книге Пестрый и Нелидов доходят до Бондюга, а затем расходятся. Нелидов захватывает Пянтег и Анфал, Пестрый берет Чердынь и Покчу. Скажите, для чего вам это нужно? На чем вы хотели сделать акцент? Что этим показать? Может быть, вы ничего не меняли, а просто пользовались при описании маршрута другой книгой (не Чагина)? Буду очень благодарна вам за ответ.

ответ

Уважаемая Анастасия.
Смотря что вы имеете в виду под "историческим источником". Работы Чагина - не источник, а толкование источника.
Во-первых, не известно, где находились Урос и Анфалов городок. Утверждения Чагина (тем более - Корчагина) легко можно оспорить.
Во-вторых, в самом источнике - противоречие. Чердынь, Покча и Искор находятся на одной дороге, и разделиться войско Нелидова и Пёстрого никак не могло. Представьте, например, по линии московского метрополитена (я возьму Калужско-Рижскую линию): Анфалов городок - Рижская, Чердынь - Алексеевская, Покча - ВДНХ, Искор - Ботсад. Как два человека могут разойтись на Рижской, чтобы разными путями добраться до станций ВДНХ и Ботсад? Видимо, напутали сами летописцы (Мисаил и Евтихий), которые не были участниками похода.
В третьих, историческая дорога от Камы, по которой плыли Нелидов и Пёстрый, до Чердыни начинается в Бондюге. Она существовала ещё во времена Стефана Пермского. Но Анфалов городок вряд ли находился в Бондюге. Зато в Пянтеге стоит Богоявленская церковь, переделанная из башни острога, а острог вполне может быть "наследником" Анфалова городка. Поэтому городок я поместил рядом с Пянтегом.
Рассуждая с точки зрения здравого смысла, и я описал маршрут московского войска, по максимуму учитывая летописные сведения, но в соответствии с географией и теми версиями о местонахождении Анфалова городка и Уроса, какие существовали на момент написания романа.

31.03.2016 Николай

Уважаемый Алексей Викторович! Прежде всего, спасибо за Ваше творчество, особенно за Географа! На мой взгляд - это одна из лучших книг в отечественной литературе постсоветского периода. А вопрос у меня такой: поступают ли Вам средства от продажи электронных версий Ваших книг с сайта ЛитРесс? Собираюсь приобрести там Вашу книгу и хочу быть уверен, что деньги дойдут до автора.

ответ

Уважаемый Николай.
Да, поступают.
Приятно, когда читатели - столь порядочные люди.

29.03.2016 андрей крылосов

Здравствуйте Алексей, спасибо за ответ на письмо ...

ответ

Уважаемый Андрей.
Про Вёлсовский завод и Юбрышку я слышал, про Вёлсовский, Кутимский и прочие заводы нового типа на севере и на юге Урала немного писал в "Горнозаводской цивилизации", но про историю с золотом в чугунных чушках - не знал. Согласен, прекрасная история. Но на ближайшие года три у меня уже есть планы. А что будет дальше - не знаю. Я не ставлю своей целью писать про Урал. И на Урале, увы, у меня нет проектов, к которым я мог бы привлекать сотрудников. Очень жаль.

27.03.2016 Сергей

Здравствуйте!У меня к Вам другой вопрос.Моя фамилия Секлецов.Узнал что все те кто носит такую фамилию они сами или их родители,или дедушки и бабушки родились в Чернушинском районе Пермского края.Читал про Чернушку что первые заселенцы пришли из Чердыни.Я вот подумал может я пермяк .

ответ

Уважаемый Сергей.
Я не знаю. Возможно.

25.03.2016 андрей крылосов

Уважаемый Алексей очень внимательно читаю ваши книги. Хочу с вами посотрудничать, очень люблю и хорошо знаю Урал. У меня есть очень интересная тема для вашей будущей книги. Как вам рассказать о своей идее?

ответ

Уважаемый Андрей.
Вообще-то я не ставлю своей целью писать об Урале, да и идей своих мне хватает. Но если уж очень хочется рассказать - напишите сюда, на сайт. Я прочитаю, но не буду ставить для общего доступа.

21.03.2016 Владимир

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Позвольте ещё раз обратиться к Вам. ...

ответ

Уважаемый Владимир.
Спасибо за добрые слова. Мне очень приятно.
Я не понял, что вы имеете в виду, когда пишите про "последнее издание - полное, с дополнениями". Последнее издание - любое издание издательства АСТ; "Географы" всех издательств, кроме "Вагриуса" (2003), - полные, и никаких дополнений я никогда в "Географа" не вносил: каким написал его в 1995 году, таким он и остаётся сейчас.
На мой взгляд, конец "Географа" вполне досказан: Служкина выгнали с работы, отношения с Машей у него закончились.
Я много-много-много раз уже писал об этом, но повторюсь: да, Служкин влюбился в Машу, эта любовь настоящая, но неправильная. Такое в жизни бывает. Маше - 14, Служкину - 28; у него слишком много проблем, которые он обязан решить. Самый большой акт любви, который может совершить мужчина в таких обстоятельствах, - оставить девочку в покое, вернуть ей её жизнь, не портить ей первую любовь своими проблемами. Увы, не всякая любовь должна завершаться соединением любящих. Есть любовь, которая должна завершиться расставанием. Это ясно любому нравственно зрелому человеку, и Служкин это понимает - точнее, дозревает до этого понимания. Он берёт на себя ответственность за Машу и поэтому отказывается от Маши. Он не сбежал и не испугался, а поступил как взрослый мужчина. Это и имеет в виду Библия, когда говорит "любовь всё преодолеет". Преодолеет в том числе и желание заполучить любимого человека, но отнять у него юность.
С чего вы взяли, что Маша - "однолюб"? Девочке 14 лет, она не видела никого, кроме одноклассников. Она подрастёт, станет девушкой, увеличится круг её общения, она полюбит того человека, на которого отзовётся её сердце, и будет бесконечно благодарна учителю, который её отпустил, - подарил ей её будущее.
Плюнуть на всё и соединиться с любимым человеком - очень романтично, но заканчивается катастрофой, потому что нельзя плевать на всё. И совместной жизни Служкину и Маше не построить. Вы попробуйте экстраполировать характер Маши на семейную жизнь со Служкиным, и вам станет это ясно. Очень многие читатели считают отказ Служкина от Маши малодушием и трусостью. Служкин и не понят как раз в том обществе, где таких читателей - большинство. Нужен жизненный опыт, чтобы осознать правоту, мудрость и мужество Служкина.
А всякий объятия после ночи в пекарне - так, платонические, прощальные. Как сказал один хороший писатель про черту, обозначающую финал: за ней кончается боль и начинается добрая память. При доброй памяти можно и обнять, и поцеловать.

20.03.2016 Антон

Приветствую, Алексей Иванович! Как студент-историк хочу спросить Вас, краеведа и одного из лучших знатоков реки Чусовой, что Вы могли бы мне посоветовать из литературы научного характера, содержащей сведения о ранних крушениях барок на Чусовой в первой половине XVIII. У Шакинко в "Невьянской башне" есть только одна отсылка; документ о первом караване - «Роспись невьянским ружейным припасам, что послано из Сибири с Невьянских заводов в Москву…». Сам смотрел в архиве - нет больше сведений, только за 1706 год эта роспись из Сибирского приказа. Но даже благодаря ей я с геофизиками нашёл потонувшую барку у бойца Большой Владычный, а теперь у Волегова и Узенького бойцов будем смотреть подводным оборудованием подо льдом. Вы очень поможете краеведению и истории, если подскажете знакомых Вам специалистов по данному вопросу или укажете иные сведения - буду Вам очень благодарен.

ответ

Уважаемый Антон.
Вообще-то я Викторович.
Увы, не могу вам ничего назвать. Книгу о Чусовой я писал пятнадцать лет назад - уже забыл, откуда что брал, а пересматривать сборники научных статей уже не под силу: их у меня, наверное, пара сотен, это занятие на неделю.
Конечно, я не специалист по поиску, но не думаю, что в поиске вам следует опираться на документы. Вряд ли они фиксировали место крушения - зачем это им? (К тому же в межень груз сразу поднимали.) На вашем месте я бы опирался на топографию: где самые опасные бойцы, где наиболее ненарушенная и глубокая часть русла - там и стоит искать.
Ещё я бы посоветовал вам обратиться к екатеринбургскому историку Николаю Корепанову. Лично я с ним, в общем, не знаком. Но он написал замечательные книги о де Геннине и Клеопине - как раз о том времени, которое вас интересует.

18.03.2016 Артем

Здравствуйте, Алексей Викторович. Более года пытаюсь найти книгу Дорога Единорога. Периодически просматриваю интернет, обзваниваю букинистические магазины, все безуспешно. Что делать, где искать? Очень хочу прочитать.

ответ

Уважаемый Артём.
Увы, не знаю.

17.03.2016 Диля

Здравствуйте, Алексей Викторович!
После прочтения Вашего романа "Сердце Пармы" осталось много вопросов, на которые хочется получить Ваш, авторский ответ, а не строить собственные предположения.
Любовная линия Тиче и Вольги. Любила ли Тиче Вольгу или это была игра? Вообще, очень хочется прояснить суть женщины -ламии. Способна ли она на любовь или она служит своим языческим богам и все человеческое в ней - не имеет искренности?
И второй вопрос. В народе "Сердце Пармы" называют русской "Игрой престолов". Как Вы считаете, уместно ли данное сравнение? (Если вы знакомы с нашумевшим сериалом "Игра престолов" и книгами Д. Мартина.

ответ

Уважаемая Диля.
Тиче - не совсем человек, поэтому мне сложно говорить о психологии столь странного существа. Скажу так: она (подобно зверю) испытывает лишь некие "базовые" эмоции - любовь к детям (до определённого возраста детей), страсть к мужчине, страх перед хозяином. Асыка - хозяин, и Тиче ему покоряется. Михаил и Вольга - объекты страсти. Но Михаил - человек, который защищает, следовательно, его нужно беречь, а Вольгу беречь уже не стоит, потому что защитник уже есть - Михаил.
"Игру престолов" я знаю лишь как фильм, и культовым явлением она стала именно как фильм (сериал я смотрю с огромным удовольствием, а книги читать не буду). Поэтому об "Игре престолов" я говорю как о фильме.
Конечно, "Сердце пармы" - не "Игра престолов", но между ними и вправду есть очень много общего. "ИП" предъявляет новый формат, о его сути я писал совсем недавно (в этом же разделе на сайте стоит мой ответ Михаилу от 9 марта этого года). "СП" сделана так же, как "ИП", в этом самом "новом формате". Две нестыкующиеся парадигмы здесь такие: одна - фэнтези (и "СП", и "ИП") другая - историзм в "СП", приключения в "ИП". Иноприродная парадигма - языковая реконструкция в "СП", "путеводитель" в "ИП".
Я угадал этот новый формат просто вот как-то сам, без "ИП" (роман писал в 1995-2000 годах).
Сходство "ИП" и "СП" ещё и в том, что в обоих случаях парадигма фэнтези - не основная. В "ИП" главная движущая сила - характеры героев, а не фэнтезийная коллизия (появление драконов или белых ходоков ничего не решает в войне королей), следовательно, жанр этого произведения - приключенческий фильм. В "СП" главная движущая сила - историзм. По сути, "СП" - исторический роман, так как поступки героев здесь детерминированы историей (герои поступают так, как требует история, а не характеры героев или сюжет). Вот, например, в "Трёх мушкетёрах" поступки героев не детерминированы историей (какое мушкетёрам дело до того, что Ришелье более прогрессивен, чем Людовик, или до войны католиков с гугенотами?), следовательно, "Три мушкетёра" - не исторический роман, а приключенческий. И "Война и мир" тоже не исторический роман, потому что поступки героев не детерминированы историей (так требовала идеология Толстого с его утверждением "роевого характера" истории), хотя Толстой обстоятельно рассказывал о коалиционных войнах и Отечественной войне. А "Сердце пармы" - исторический роман при всём фэнтези и языковой реконструкции, и в этом его отличие от "Игры престолов", сделанной в том же формате, но в другом жанре ("ИП" - приключенческая парадигма, "СП" - историческая).

15.03.2016 Александр

Алексей Викторович, здравствуйте!
Доводилось ли вам сталкиваться с работами Вячеслава Леонидовича Глазычева, посвящённым малым городам России? Мне кажется, что многие идеи, которые он высказывает как социолог, очень перекликаются с тем, что вы пишете, в частности, об уральских городах-заводах.

ответ

Уважаемый Александр.
В университете на искусствоведении я учился по книге В.Глазычева "Мир архитектуры"; эта замечательная работа сформировала моё понимание сути градостроения, да и мою компетенцию. Помню, как меня поразила мысль, что в современном городе железные дороги играют функцию рек средневекового города. Но работ В.Глазычева о малых городах России я, увы, не читал. Моё понимание градостроительного типа "горного завода" сформировано работами уральских учёных, историков (например, Н.Корепанов, "Виллим де Геннин") и искусствоведов (например, Р.Лотарева, "Города-заводы России"). Поскольку градостроение базируется в первую очередь на здравом смысле, не мудрено, что концепции уральских учёных и концепция В.Глазычева могут совпадать.

15.03.2016 София

Уважаемый Алексей Викторович, ваша книга "Географ глобус пропил" очень увлекательная и весьма забавная. И все же , я бы хотела задать вам вопрос. Если бы вы решили написать продолжение этой книги, то переплились бы снова судьбы Маши и Виктора Сергеевича? Смогла бы Надя вырваться из своего несчастья?

ответ

Уважаемая София.
Лично для меня у этого романа нет продолжения. Могу сказать, что Надя и Служкин разведутся, а жизнь Служкина наладится. Остального не знаю.

14.03.2016 Михаил Назаров

Я являюсь почитателем Вашего творчества. Могу ли я сделать обзор "Блуда и Мудо" на своем Ютуб канале?

ответ

Уважаемый Михаил.
Конечно. И буду вам благодарен за ссылку на этот обзор.

13.03.2016 Владимир

Здравствуйте, Алексей!
С огромным интересом и не меньшим удовольствием читаю Ваши книги. Одной из последних прочитанных стала книга "Ненастье". В ней не упоминается, каким образом Лихолетов и Герман сумели выбраться из долины Хинджа. Впрочем, логически рассуждая, можно предположить, что они просто убили всех врагов, прикрывая Шамса, и дождались своих. Это выглядит несколько фантастично, но тем не менее. Скажите, пожалуйста, почему Вы не стали описывать (или хотя бы упомянуть по ходу текста парой строк) спасение Лихолетова и Германа?
Спасибо!

ответ

Уважаемый Владимир.
В принципе, с той ситуацией всё понятно. Моджахедов осталось немного, и им не хватило бы сил штурмовать каменный завал. Лихолетов и Неволин просто дождались подхода своих. Ждать пришлось недолго: в воспоминаниях Шамса говорится, что Шамс сидел в кишлаке Ачинд в зиндане и слышал, как по дороге идёт советская колонна, - она и выручила Серёгу и Немца.
Я считаю, что этот финал - просто лишний довесок, ни к чему его писать. Это вполне традиционный литературный приём. Например, в "Выборе" Бондарева не говорится, как главный герой спасся, а Рамзин попал в плен. Немало подобных пропусков в "Войне и мире".

09.03.2016 Михаил

Уважаемый Алексей!
Слушал ваше выступление на сценарном телевидении и не совсем понял ваше определение современных драматических сериалов. Вы считаете, что такие сериалы должны обладать еще каким-то дополнительным элементом, кроме интересного "мира", ярких характеров и сюжетных линий в несколько пластов? Что это за элемент?
Поясните пожалуйста, если это возможно.

ответ

Уважаемый Михаил.
Первый и главный признак драмсериала - наличие нескольких парадигм, которые до этого традиционно не совмещались, причём одна из парадигм - иноприродная. В этом и суть формата (потому что драмсериал - новый формат, а не жанр). Поясню на примере "Игры престолов". "Игра" состоит как минимум из трёх парадигм. Две первые, которые раньше не совмещались, - это фэнтези и исторический натурализм. Фэнтези всегда противостоит историчности и грязи человеческих отношений, а в "Игре" они органично совмещены. Третья парадигма, иноприродная, - так сказать, "путеводитель" (это ведь не жанр художественного кино), поскольку "Игра" снималась на самой роскошной натуре. Из совмещения парадигм следует особое идейное устройство драмсериала: о плохих героях рассказывается как о хороших, поскольку этика понимается как развлечение. Это черта "общества потребления", в котором существует, например, инфотайнмент - "новости как развлечения".
Более внятно я всё это объясняю в распечатке беседы, она - рядом с видео.

страница: 195 из 213

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram