Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



11.10.2007 Брискман Михаил Владимирович

Здравствуйте, Алексей.

Вы снимали в Чердыне фильм. Как его можно посмотреть? Хотели бы Вы снять фильм по книге "Географ глобус пропил"?
Спасибо.
Михаил.

ответ

Здравствуйте, Михаил.
В Чердыни (и её окрестностях) мы снимали короткий 15-минутный фильм-"пилот", то есть, образец, маленький кусочек большого фильма об истории Урала. Задача "пилота" - показать потенциальным партнёрам и спонсорам, какую работу мы хотим сделать. Проще говоря, "заманить" партнёров и спонсоров. "Пилот" эту задачу выполнил на сто процентов. Следовательно, свою роль он сыграл и больше ни на что не нужен. И показывать его не имеет смысла, потому что в "настоящем" виде всё это будет продемонстрировано в "большом" фильме. А "пилот" - вещь "техническая".
Я бы хотел, чтобы "Географ" был экранизирован. Но разумеется, снимать его сам я не могу - я же не режиссёр, не оператор, не монтажёр. Максимум - могу написать сценарий, но в случае со своими романами и эту работу я хотел бы передоверить другому.

10.10.2007 Антон

Алексей Викторович! Вы впервые меня не поняли. Я как раз так и не думаю. (Особенно про гарем и фэнтези).
Вы с уважением относитесь к Улицкой. А какая её книга произвела на вас самое сильное впечатление?

ответ

Здравствуйте, Антон.
Ну и хорошо, что я вас не понял. В данном случае ошибиться - приятно.
У Улицкой я читал только "Медею" и рассказы. "Шурика", "Кукоцкого" и "Штайна" - ещё нет. Но прочитаю обязательно. "Медея" мне очень понравилась, хотя позиция Улицкой - не моя. Я не верю в возможность "усыновления" мира. К тому же приятно усыновлять и удочерять Крым и Москву, а "усыновлять" посёлок Ныроб желающих не найдётся.

04.10.2007 tork

Добрый день! Какое из Ваших произведений наиболее значимо для Вас?
А не из Ваших?

ответ

tork, дорогой, ну я миллион раз в той или иной форме отвечал на этот вопрос.
Все значимы. А не из моих - многие и разные. Но перечисление ничего не даст ни вам, ни мне.

03.10.2007 Анна

Здраствуйте, Алексей!
Прочла все Ваши книги. Получила огромное удовольствие. Спасибо. Когда моим детям исполнится лет двадцать обязательно предложу им прочесть "Общагу-на-Крови". Хотелось бы поинтересоваться, что подвигло Вас на написание "Блудо и МУДО"? Прекрасная книга!!!

ответ

Здравствуйте, Анна.
Спасибо за высокую оценку "Блуды".
Лично для меня книги появляются не из какого-либо повода. Как в кино: "шёл, споткнулся, упал, очнулся - гипс". С романами такого не бывает. Я сравнил бы роман не с растением, проросшим из зерна, а с дождём. Нельзя сказать, какая конкретно капля была первой. Нельзя назвать причину, по которой дождь пошёл именно в сей миг, а не секундой раньше или секундой позже. Но отчего собралась туча - сказать можно. Вот и про роман я могу сказать, что сумма впечатлений от жизни дошла до критической массы. Но конкретной соломинки, переломившей хребет верблюда, не было. Просто в один прекрасный день ты понимаешь, что уже придумываешь новую историю, уже в процессе, - и всё. А когда процесс начался - и сам точно не знаешь.

29.09.2007 Марина А.

Здравствуйте, Алексей.
Поясните, пожалуйста, что такое - "преодоление собственной экзистенции"?
И еще. Как вы считаете, есть ли реальный конфликт между христианством и исламом? Если судить по "Сердцу пармы" - и по российской истории - вроде бы уживаются православие и ислам. На уральских землях, куда пришло православие, - языческие боги ушли, а ислам сохранился.
Считаете ли вы опасным современное противостояние христианства и ислама?

ответ

Уважаемая Марина!
Современное противостояние христианства и ислама я считаю опасным. Но не с точки зрения победы той или иной конфессии, а с точки зрения уничтожения людей. Веры могут быть непримиримы, но верующие могут - и должны - жить в мире. А войны за веру уже описаны Свифтом как войны "тупоконечников" и "остроконечников". И это говорит не атеист. Патриарх тоже не призывает нас вырезать иноверцев.
И в российской истории православие и ислам часто конфликтовали. Башкирия вела целый ряд исламских войн с Россией с 1662 по 1755 годы. Правда, об этом мало говорится. Вы посмотрите, какой музей Салавата Юлаева отгрохали в 1991 году в городке Малояз в Башкирии. Не один лишь Салават сражался в рядах пугачёвцев - были ещё, к примеру, Батыркай Иткинов и Обдей Абдулов. Но именно Салават нёс зелёное знамя. Потому в период роста сепаратизма при развале СССР в Башкирии и установили этот "Тадж-Махал". Так что и в России, и на Урале не всё так просто и благостно.
И язычество никуда не делось. Вы любите родину? Вам дарят цветы? Вы носите кольца или бусы? Это всё - язычество. Боги ушли, язычество - нет.
А про экзистенцию вы лучше прочитайте в "Тошноте" Сартра или "Постороннем" Камю. Право слово, они объяснят лучше, чем я. А то получится как в анекдоте: "дрянь эти битлы, мне Сарочка их напела".

29.09.2007 Антон

Здравствуйте,Алексей Викторович!
Хотелось узнать о вашем отношении к творчеству В.И. Шишкова. Повлиял ли образ Синильги из \"Угрюм-реки\" на создание образов Тиче и Бойтэ?

ответ

Здравствуйте снова, Антон.
"Угрюм-реку" я прочитал после того, как написал "Сердце пармы", а кино не смотрел.
Никак образ Синильги не повлиял. Я даже не помню, чего там в книге Синильга делала. По-моему она вообще была старуха...
Боюсь, что вы подходите чересчур поверхностно, по внешнему признаку: если девушка из инородцев - значит, Синильга. Если много женщин - значит, гарем. Если закодированный - значит, неудачник. Если язычники - значит, фэнтези. И так далее.

28.09.2007 Никита

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Скажите, пожалуйста, почему Бог в книгах печатается с маленькой буквы. Спасибо.

ответ

Здравствуйте, Никита.
"Бог" я обычно пишу с маленькой буквы потому, что так привык со школы. Но и вообще мне кажется, что писать с большой буквы слова "бог", "родина", "президент" и прочие - это какое-то даже ханжество. Не могу точно сформулировать, но к реальному уважению правописание не имеет отношения. Одинаково с большой буквы мы пишем названия Москва и Урюпинск, имена Христос и Иуда. С маленькой буквы - слова "подвиг" и "предательство". Почему же в случае бога, президента и родины мы должны отступать от здравого смысла? Оставим эту орфографию священным текстам - Евангелиям, к примеру. А в светских текстах не будем выпячивать свою веру, чинолюбие или патриотизм. Эти вещи доказываются не орфографией.

28.09.2007 Евдокия Турова

Никаких споров с Вами - уж поверьте! Я тихо-мирно пишу, что думаю. Вашу прозу практически не читаю, а только составляю представление (ЧУКЧА НЕ ЧИТАТЕЛЬ...) А вот книжка про Чусовую - на столе постоянно.
А вопрос такой. Как Вы думаете: название реки Вишеры - местное (финно-угорское) или нет?

ответ

Уважаемая Евдокия.
Я не специалист по ономастике и топонимике, поэтому могу всего лишь транслировать чужие мнения. А все они изложены в соответствующих трудах.
Мансийское (угорское) название Вишеры, насколько я помню, "пассэр". Финское самоназвание региона - "Вису". Звучание этих слов вполне накладывается на новгородское название "Вишера". Я думаю, что Вишера - это русское название, которое органично "впитало" в себя местные названия. Как, например, название горы Народной впитало и мансийское название "Народа" (ударение на "а"), и русское слово "народ".

27.09.2007 Юлия Смирнова

Здравствуйте, Алексей, спасибо за обстоятелЬный ответ на мой вопрос и возможность общаться с автором любимых книг, хоть и не в прямома эфире, но все же... Заметила по вашим ответам в этом разделе сайта, что вы не очень любите вопросов с продолжением, дискуссий и т.д. Тем не мене рискну задать вопрос в продолжение первому. Вы отвечаете на мой вопрос, что быть главой фамильона - это своеобразная миссия (не согласна, кстати, что любая миссия конечна, напротив, мне кажется, что это процесс, миссия Христа разве закончилась?). Но разве жизнь Моржова не оправдана его творчеством? Разве самовыражение и оправдание своей экзистенции для него, как для всякого талантливого или гениального человека, не должно заключатся главным образом в собственном творчестве? Разве создавая и поддерживая свой фамильон он не отступает от этого главного своего пути?
Юлия Смирнова.

ответ

Уважаемая Юлия.
Да, я не очень-то люблю споры, потому что они вечно заворачивают куда-то не туда и тянутся, тянутся, тянутся...
Я думаю, что миссия Христа закончилась на кресте. Он умер, искупил грехи человеческие, и дальше у него "пошла совсем другая жизнь" - и, соответственно, другая миссия. С какой целью он был послан на землю? Исполнение этой цели и есть миссия. Если Христа на земле больше нет, то миссия выполнена. Дальше нам нужно уж как-то крутиться самим, на то нам и дана свобода воли. Но это очень и очень долгий спор, который не приведёт ни к чему.
Я не думаю, что экзистенцию нужно как-то выражать. Это всё равно, что выражать, скажем, своё одиночество. Можно, конечно, да что толку? И экзистенция не вина, а имманентно присущее свойство, поэтому не нуждается в оправдании.
Леонид Юзефович в частной беседе сказал мне замечательные слова, которые, обдумав, я могу написать у себя на лбу каллиграфическим почерком: самовыражение непродуктивно. Надо что-то делать для других. Или "о других". А самовыражаться... Это как собирать коллекцию пробок от пивных бутылок. Ради бога, если угодно, но это нужно только тебе. Поэтому Моржов "закрашивает пластины" для себя, а вот для других - строит фамильон. Может быть, фамильон - это не лучший способ помочь людям, но уж такой, какой смог придумать Моржов.
Искусство - это алмаз, но всё богатство земных недр не сводится к алмазам. Так и вся наша деятельность во имя других людей не сводится к "закрашиванию своих пластин" (или сочинению песен, писанию романов и проч.) Вы представьте... Розка говорит Моржову: "Борька, у меня нет денег на жизнь и я выхожу замуж за сутенёра". А Моржов отвечает: "Погоди чуть-чуть, сейчас я дорисую картинку, подарю тебе, и твоя жизнь сразу изменится к лучшему". Вот и всё самовыражение.

26.09.2007 Никита

Здравствуйте, Алексей!!!
Хочу выразить Вам свою признательность за Ваше творчество! Взахлеб читаю уже 4 Вашу книгу и приобрел наперед оставшиеся. Недавно дочитал "Золото бунта". Вы знаете, такого эмоционального взрыва от чтения никогда не испытывал.
Хотелось бы поинтересоваться на счет историчности романа: географические названия, имена, язык вогулов и т.д. это все так, как было, или есть художественная подрисовка?

ответ

Уважаемый Никита!
Спасибо.
Но я не могу сказать, "так было" или не "так". У меня же нет машины времени. Я старался написать максимально достоверно - согласно тем источникам, до которых добрался. В принципе, "Золото" вы можете сравнить с "Мессидж: Чусовая" и вывод сделать самостоятельно.

24.09.2007 Марина А.

Здравствуйте, Алексей Викторович.
Вот в чем у меня действительно возник вопрос - даже с тревогой какой-то...Пересеклась на одном популярном форуме со славянским неоязычеством - "родноверы". В разделе "секты",их это не смущает. Как всегда - случайно. Это такой бред! Замешанный на антихристианстве (цитаты из Ницше), боги наши - Велес да Морана, православные мы - потому что "славим Правь", еще какая-то Родь, ариев приплели (сразу вспоминаются "чистокровные арийцы"). И я так поняла - идеи эти культивируются в клубах исторической реконструкции. Вы что-нибудь слышали о таком? Причем, как они сами говорят, это сейчас "модно" - быть язычником. Молодых конечно прикалывает внешняя атрибутика. Но что за странное идейное наполнение?
И к этим "краеведам" - сразу возникло настороженное отношение.
Есть подозрение, что смысл "Сердца пармы" просто извратят.

ответ

Уважаемая Марина!
Как раз об этом я разговаривал с Юлией Беломлинской. Надеюсь, в скором времени я вывешу это интервью на сайте.

24.09.2007 Mila

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Сказать, что Ваши книги (прочитала всего две - "Золото Бунта" и "Сердце Пармы") меня поразили, будет мало. Они просто перевернули мое отношение к родной стране и ее истории. Я учусь на восточном и поэтому знаю, как тяжело работать с источниками и каким трудом дается каждая крупинка информации о прошлом. Скажите пожалуйста, как Вы смогли собрать воедино, осмыслить и передать в книге все эти мельчайшие подробности жизни людей за много веков до нас?

ответ

Уважаемая Мила!
Спасибо за оценку - надеюсь, профессиональную.
Как мне удалось "передать в книге" - не знаю. Не спрашивайте у сороконожки, как она ходит.
Как мне удалось "осмыслить" - вопрос простой. Университет тем и отличается от института, что даёт не только обширные знания по профессии, но и учит мыслить системно, универсально.
А вот как "смог собрать"... Собрать - не проблема. Это долго, нудно, кропотливо, - но не проблема. Я не считаю, что выполнял работу историка, - скорее, культуролога. Я не рылся в архивах - за меня это делали профессиональные историки, чьими специальными трудами я и пользовался. Но я собрал воедино то, что у них было "рассыпано". А смог собрать я потому, что всегда держал в голове цель: помнил, для чего я читаю. Вот так в моей книге про Чусовую и появились цитаты из Астафьева, Менделеева или, скажем, труда по социальной медицине. И собранное я выстроил, опираясь на внутренние взаимосвязи фактов. Собрал большую картину из фактов как из паззлов. Чем больше паззлов, тем меньше заметны (значимы) дырки на месте ненайденных и тем больше тождество картины с изначальным образцом.

24.09.2007 Дмитрий

Алексей Викторович, будет минутка, почитайте в продолжение темы "Блуды": http://babr.ru/?pt=news&event=v1&IDE=40029
Полное впечатление, что это вы напророчили такую реформу образования.
С уважением, Дмитрий.

ответ

Уважаемый Дмитрий. Спасибо за доставленное удовольствие - хоть и мрачноватое.
А я ничего не пророчил. Я описал так, как есть.

19.09.2007 Евдокия Турова

Алексей Викторович, поясните, если можно: герой "Золота бунта" - раскольник. Это случайное поименование или он, по-вашему является носителем менталитета старообрядца?
Спасибо.

ответ

Уважаемая Евдокия!
Зная по прессе круг ваших интересов и точку зрения, я боюсь, что вы провоцируете меня на спор. А спорить мне не хочется.
Разумеется, мой герой раскольник не случайно. Разумеется, он носитель раскольничьего менталитета. Но не эталонный. Фома Аквинский и Гитлер одинаково были носителями христианского менталитета. Не путайте менталитет с нравственностью, традициями и всем прочим, что у человека в голове.

17.09.2007 Юлия Смирнова

Здравствуйте, Алексей. С интересом прочитала ваш новый роман "Блуда и МУДО", познакомилась и с критикой, но нигде пока не могу найти ответ на свой вопрос, поэтому решилась обратиться к вам за ответом. Ваши читатели и критики очень много рассуждают о некой альтернативе семьи, которую вы описывайте в своем романе - ФАМИЛЬОНЕ. Всех интересуют вопросы структуры фамильонов, отношений между членами, состава участников, бонусов, которые дает такая структура всем, кто внутри. Но почему-то никто не задается вопросом о значении фамильона для основной его фигуры, главы, подключенного к ресурсу и служащего своеобразным проводником-распределителем благ, к которым имеет доступ, между членами своего фамильона. Бонусы рядовых членов ясны. Вопрос - в чем бонус подключенного к ресурсу? Для чего он берет на себя ответственность за такое количество людей. Кажется, что стандартные ответы(ответная благодарность, привязанность, любовь, имидж благотворителя и т.д.) здесь не подходят. Тогда зачем?
Очень интересно получить ваш, Алексей, ответ.

ответ

Здравствуйте, Юлия.
Спасибо за тонкий вопрос.
Отвечать на него можно сложно и долго. Наверное, самый разумный ответ в том, что фамильон нужен для преодоления собственной экзистенции. Но я - человек русской культуры, и мне такой ответ кажется чересчур линейным.
Я предпочитаю ответ по принципу "он не может иначе". Как говорил мой герой Осташа Переход, "таков божий замысел меня". Человек чувствует, что он живёт на все сто, когда исполняет дело, для которого и предназначен ("миссию", как говорят сейчас, но "миссия" в данном контексте - "пиксельное" понятие, потому что подразумевает достижение цели, а не состояние целеустремлённости).
У каждого дело - своё. Кто-то пишет романы. Кто-то ворочает кормило власти. Кто-то зарабатывает деньги. Кто-то соблазняет женщин. А кто-то, как Моржов, вылавливает утопающих в свою лодку и гребёт вёслами, уверенный, что все довольны и плывут в нужном направлении. То есть, человек самореализуется через это дело. "Не зря живёт". Становится "настоящим". При этом может быть и материальная выгода, но она не обязательна.
Вообще, Юля, ответ на ваш вопрос размазан по всему роману - все разговоры о "настоящем-ненастоящем", о "ненужной глубине", о "критерии подлинности" и проч. - это как раз то, о чём вы спрашиваете. А драма Моржова в том, что ненастоящее всё равно не превращается в настоящее, даже если в него вколотить кучу денег, сил, таланта и времени. Симулякр не становится образом даже у гениального художника. И ненастоящесть заканчивается, как патроны в ПМ, а дальше начинается настоящее - голыми руками скинуть с колокольни поганую машинку превращения настоящего в ненастоящее.

страница: 21 из 212

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram