Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



10.06.2007 Антон

Алексей Викторович!
C интересом слежу за Вашим творчеством (начиная с "Сердца Пармы"). Большое спасибо за "Географа" - я сам учился в такой школе, и нам преподавали такие же учителя, только жил я не на Урале, а в Пятигорске. До "Блуды" я пока не добрался, к нам в Калининград её ещё по-видимому не завезли ("Сердце Пармы" в пальмировском издании года полтора добиралось, сейчас ситуация лучше, хотя, например, "Саньку" Прилепина не найти). Читаю "Чусовую". По-моему не хуже "Владимирских просёлков"! Как вы относитесь к тем критикам, что упрекают "Азбуку" за "издание всего-лишь путеводителя"?
Как вы относлись бы к пародиям на свои произведения?
И ещё огромное спасибо за "Сельскохозяйственный рассказ про Бобриску"! Мне как агроному понравилось...

ответ

Уважаемый Антон!
И вам спасибо за то, что оценили этот рассказ. Хотя "Хвостика" я написал аж в прошлой половине жизни, мне он всё равно очень нравится.
К пародиям я отношусь положительно, печально только, что их я встречал лишь две. Одна - издевательская, но очень смешная и точная, а другую написал мой друг - жаль, что всего абзац или два. Они были на этом сайте в разделе "Тексты интернета", пока я этот раздел не убрал, потому что в него никто не заходил.
"Чусовая" - не путеводитель, а эссе с элементами путеводителя (и с элементами других жанров, например, учебника). "Азбука" сама знает, чего ей издавать, а чего нет. Даже я сомневался в необходимости издания этой книги, мол, никто не будет читать, - а "Азбука" издала тиражом 15 тысяч и сейчас печатает второй такой же тираж. Это побольше многих бестселлеров - в "премиальном" понимании этого термина. Те, кто пеняет "Азбуке" на издание "путеводителя", на самом деле пеняет на издание Иванова. А "Владимирских просёлков" я не читал.

10.06.2007 Антон

Алексей Викторович!
У меня есть ещё несколько вопросов:
1. Что стало со вторым сыном Асыки? Юмшан появляется в конце книги, а другой сын кана куда-то исчезает.
2. Почему Иона Пустоглазый и Василий Вымский у вас в романе погибают при совершенно других обстоятельствах, чем в летописи? (Хотя эти главы, наверное, одни из самых зрелищных в книге)
3. Читали ли вы книги Аркадия Фидлера и Ганзелки и Зикмунда? Повлияли ли они на вас при написании "Чусовой"?

ответ

Уважаемый Антон!
1. Я уже не помню про сыновей Асыки... А почему это вас так интересует? Что стало с дочерьми Нифонта? Или дочерью князя Васьки? Поженились ли внук и внучка у Камая и Чикаля? Это всё вне романа. Я ведь не генеалогическое древо описывал, и не семейную сагу создавал.
2. Герои погибают иначе потому, что так нужно для романа. Летопись - летописью, роман - романом. Реальный Иона, насколько я помню, мирно почил в бозе за год (или около того) до похода московитов в Усть-Выме. Ну и что? Я писал не жизнеописание Ионы и не историю княжества, моя задача была иная. Архетип Пермской земли, архетип провинции, архетип взаимоотношений провинции и столицы - на основе и жизни Ионы, и истории княжества, и многого другого.
3. Книги Аркадия Фидлера и Ганзелки и Зикмунда я не читал.

10.06.2007 Ласточка

"Вау-вау!" Я тоже так реагирую, когда вы отвечаете на вопросы. Или так: "Yes!" Не всегда, правда. Иногда обижаюсь.
Вопрос у меня по пиксельному мышлению. Есть подозрение, что "пиксельное мышление" - слово хоть и новое, но уже многозначное.Изначально вы назвали пиксельным такое мышление:"Для того чтобы производить впечатление, у Моржова есть визитка, чтобы заниматься сексом — виагра, чтобы иметь мнение — телевизор. Этого хватает, чтобы процветать. Вот типичный московит, хоть и в провинции, который оценивает окружающих по набору ярлыков — сертификатов. Понятно, что в набор сертификатов входит одежда, машина, дом и прочий набор. И такие Моржовы побеждают." Так? И, собственно, я даже ожидала, что Моржов будет похож на Манжетова. Что-то в этом роде, функционер от образования. Не тут-то было. Вы поменяли смысл. Почему? И совсем не пиксельность мышления определяет поведение Моржова.Хоть он и с виагрой в кармане. Я так вообще по роману поняла так, что пикселями мыслят те (Роза, Милена,Соня), кого потом используют те (Моржов, Сергачев,Манжетов),кто мыслит творчески. И само это понятие - "ПМ" - это проявление творческого мышления Моржова, попытка просчитать мотивы поведения людей, "присоединиться" к ним - и, извините, нагнуть без сопротивления с их стороны. Не знаю. Может со временем смысл проявится по-другому. Но пока - ...

ответ

Дорогая Ласточка!
Вы всё поняли совершенно правильно. Но вас ввело в заблуждение это дурацкое интервью. Дело в том, что это совершенно не интервью, а пьяная застольная беседа с моим другом-журналистом, когда мы сумбурно разговаривали обо всём, и в том числе я делился своими мыслями о "московитах" и рассказывал о планах написать "Блуду". А вот мой друг записал всё это по памяти - как уж у него получилось, как уж он понял мои хмельные слова, - и выдал за интервью. Без согласования со мной. Так делать нельзя. И по этому интервью можно судить только о количестве выпитого - и ни о чём другом.

08.06.2007 Алексей Колегов

Добрый день, Алексей Викторович! Мой отец, коренной уралец (родился в Чердыни, мать из Покчи). Он искренний поклонник вашего творчества, а это - дорого, поверьте. Отец мой большой знаток литературы, настоящий книгочей, тонкий человек.
В "Сердце Пармы" он обратил внимание на несколько моментов.1. Слова "играл с бунчуком". Штука у сабли, которой играют, называется "темляк".
2.Нет ни слова о казачестве? Кондратьево около Соликамска раньше называлось "Кондратьева казачья слобода", там казаки жили издревле.
3. Деревня Мошево названа пермяцкой. "Уральская энциклопедия" говорит, что это вогульская деревня.
4."Пудовые боевые топоры"? Нет, боевые топоры были весом не более 1,5, 2, 3 кг.
Пример - "клевец", только латы прорубить.
5. Есть ощущение, что дружина 100-200 человек в Искоре кажется автору небольшой. Это огромное по те временам войско. У Ермака было человек 150...
У отца есть аргументы по всем этим вопросам.
Книгу "Сердце Пармы" он оценил как поразительную.Что еще он хотел бы обсудить. Климат. Он был совершенно другой в те годы. Было намного теплее.
Ушкуйники. Новгородское название. Разбойники. Но подробнее - кто они???
Пошире о тех, кто заселял эти земли.
Об их путях продвижения на Урал и за Урал. Кто - откуда и куда? Кто входил в состав Великой Перми?
Еще нюанс. В Соликамске празднуют Девятую. Это престольный праздник. Говорят, Девятая пятница связана с отражением набега "татар". Что за татары? Папина бабушка слышала от своей бабушки рассказы, как в Чердыни отражали
набег: лили смолу и т.д.

Отец мой очень любит эту землю. Только один из 6 детей уехал, военный он, полковник, начальник штаба ракетной дивизии самой большой в СССР был когда-то. И сечас работает на военной должности. Ему 80 лет.
Дедушка был гл. инженер судоверфи в Соликамске, с пермяцкой кровью, умнющий был, ловкОй. Бабушка - с примесью крови польских ссыльных. Красавица! Прадед мой один возил с Печоры семгу, работал приказчиком у купца Лялина, другой крыл церкви, в том числе Спасский собор в Соликамске и др. Алексей Викторович! А не сделаете ли вы дорогой подарок ... мне. Познакомьтесь с моим отцом. Он очень интересный человек.
Максимов пишет, что в Чердыни самые сильные колдуны. Откуда это? Корни? Что это? Ведь действительно так, у отца есть много реальных рассказов об этом.

ответ

Уважаемый Алексей!
Отвечаю по пунктам.
1. Это ляп. Я перепутал бунчук с темляком. Грешен, каюсь.
2. Казаков во времена Ивана Третьего ещё не было.
3. Вогульской Мошеву деревню застали русские переписчики. Археологические находки свидетельствуют, что территория деревни была заселена ещё коми, а потом (около 12 века) коми были вытеснены манси. Но разве это принципиально?
4. Я в курсе, что топором весом 16 кг сражаться очень неудобно. "Пудовые" - это фигура речи. Как, например, "пудовые башмаки".
5. Дружина в 100-150 человек не кажется автору небольшой. Я понимаю масштабы того времени. Слово "небольшая" употреблено в сравнительном смысле. У князей того времени под началом бывали дружины и побольше, поэтому такая дружина выглядит не очень большой. Кстати, согласно большинству источников, дружина Ермака насчитывала от 540 до 840 воинов. На одном только взятии Искера погибло 105 казаков.
И далее...
Не требуйте от романа то, что нужно требовать от учебников. А в Соликамске поминают набег 16 века, а не 15.
Мне было бы очень интересно пообщаться с вашим отцом, честное слово. Но я уже совершенно отошёл от тематики "Сердца пармы", забываю даже детали романа, не говоря уже об исторических подробностях. К тому же, сейчас очень занят. Правда. Так что - увы... Пожалуйста, не обижайтесь. Жизнь есть жизнь. Поклон вашему батюшке.

07.06.2007 ane4ka

Здравствуйте, Алексей Викторович. Читала на вашем сайте статьи, посвященные проблемам изучения Вашего, опять же, творчества, и подумала: а как чувствует себя сам автор в ситуации, когда его творчество становится исследуемым именно с научной точки зрения?

ответ

Дорогая Ане4ка! Автор себя чувствует нормально. Произведение через некоторое время отделяется от тебя и живёт своей жизнью. Эта жизнь очень интересует создателя произведения, и если исследователь умён и адекватен, то он вызывает у создателя глубокие чувства - симпатии, уважения, благодарности. Даже когда разбор не всегда льстит самолюбию автора. Но могу вас заверить, что разбор "с научной точки зрения" - вещь, в моём случае, довольно редкая. Журнальная критика - это вообще чёрт-те что, а не разбор. И кроме амбиций критиков, ничем эти рецензии, в основном, не пахнут. Хотя бывают исключения.

07.06.2007 Святой

Алексей Викторович, здравствуйте! Вот уж три недели жду Ваших ответов на вопросы. Куда же Вы пропали? После МУДО взялся перечитывать Географа. И какое же было мое удивление, когда в твердом переплете издания Азбуки-2007 я обнаружил совершенно другое структурирование глав книги, а некоторые эпизоды вообще до этого не видел! В первый раз читал Географа из интернета около года назад. Скажите, пожалуйста, это новая редакция книги или просто существует несколько вариантов. Если честно даже не знаю какой из вариантов понравился больше. Оба отличные, хотя создают немного разную атмосферу романа. В любом случае за оба спасибо! Жду продолжения Вашей цепочки Отличник-Служкин-Моржов. Планируется ли что- нибудь новое из Вашей серии современного романа в ближайший год-два? Спасибо!

ответ

Уважаемый Святой!
В "Азбуке" "Географ" издан таким, каким я его написал. А все остальные варианты - это то, что с "Географом" сделал "ВАГРИУС" (а может, и ещё кто-то).
А я никуда не пропал. Просто у меня затяжной цейтнот, и на те вопросы, которые не требуют срочного ответа, я пока не отвечал. Сейчас вот постараюсь наверстать...
Планов же у меня никаких нет. Литературных. Пока что в ближайшем будущем я хочу заниматься теле- и кино-проектами. Какими - не спрашивайте. Пока не будут подписаны необходимые бумажки, я всё равно отвечать не стану.

06.06.2007 Ласточка

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Что-то, похоже, замерли все в замешательстве после вашего последнего детища. Да и вы куда-то пропали, не отвечаете на вопросы давно.
Впечатлений конечно много. Разных.
Представляете, прочитала по вашей, можно сказать, рекомендации «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Это еще до «БиМ» (а вы переживали, что название неблагозвучное…). Там очень красивый смысл есть. Главный герой видит себя стоящим на краю пропасти, а рядом совсем в поле во ржи играют дети – и он защищает их, стережет чтобы не сорвались, и это самое главное чего он хочет в жизни. В то же самое время его учитель с тревогой и сочувствием смотрит на него – и со своей стороны видит, как этот подросток сам завис уже над пропастью (или уже летит в пропасть). Вот такое осталось впечатление. И совершенно неожиданно для меня это впечатление перенеслось на «БиМ». И не только. «Стерегут» (кстати, с голыми руками!) от падения своих «детей» и Моржов из «БиМ», и Отличник из «Общаги», и Служкин из «Географа», и даже князь Михаил из «Сердца пармы». Каждый по своему. И сами они не ангелы, и сами летят вверх тормашками. Но у них получается. И, на мой взгляд, это и есть то настоящее и подлинное, что несут ваши книги. А какое у вас осталось впечатление от «Над пропастью во ржи»?
И еще. Вы свободно оперируете такими милыми сердцу психиатра «пикселями» как «гештальт», «нейро-лингвистическое программирование» и «психоанализ». Что вы думаете о психотерапии? О ее «носителях»? О ее границах?
А еще помните, я у вас спрашивала про Коэльо и что люди из центров цивилизации потянулись к нетронутым цивилизацией местам – в горы, степи, пустыни, к местным жителям. Я поняла теперь. Не от себя они хотят уйти. А наоборот. Прийти к себе. Только правильно вы говорите – зачем ходить за тридевять земель, когда есть своя культура и история.

ответ

Дорогая Ласточка!
И вы тоже долго не появлялись на сайте, так что не я один такой злостный прогульщик.
Спасибо за сравнение с Сэлинджером. Но говорить о Сэлинджере вскользь мне не хочется. "Над пропастью во ржи", "Выше стропила, плотники!" и "Хорошо ловится рыбка-бананка" я считаю одними из самых пронзительных произведений и просто благоговею перед ними.
А всё, что я думаю про психотерапию, я изложил в "Блуде" в сцене с Алиской Питугиной.
И вообще, Ласточка... Вы задаёте такие вопросы, на которые можно отвечать либо трактатом на сорок страниц, либо двумя словами ("вау-вау!.."). Я так не могу. Двумя словами совесть не позволяет, а для сорока страниц нет возможности.

06.06.2007 ЮККА

Алексей!
Почему в "Месадж-Чусовая" так много юморных оборотов или как сказал мой сын Ярослав - прикольных?
Вы их специально вставляли как "клубничку"? Они все Ваши? Или есть и позаимствованные ?
Вы вообще человек с очень тонким чувством юмора.

ответ

Дорогая Юкка!
Спасибо за комплимент. Обычно я не ворую шутки, а придумываю их сам, я же не программа "Аншлаг". А под термином "клубничка" обычно подразумевается не шутка, а нечто другое. Честно говоря, особенного засилья шуток в "Мессидж: Чусовая" я у себя не заметил. Так, десяток ироничных замечаний на всю книгу, и норма.

30.05.2007 Филипп

Алексей, добрый день!
Сейчас с большим удовольствием читаю Блуда и МУДО. Очень нравится.
Извините за "ловлю блох", просто хотел обратить Ваше внимание на одну фактическую неточность в тексте. У Вас написано, что Моржов остановился в "Украине", с видом на Госдуму, в силу географических причин это невозможно. Из "Украины" видно Дом Правительства ( он же Белый дом). Конечно, с 1991 по 1993 там был представительный орган власти, закончивший свою жизнь под дулами сделанных на Урале Т-72, но назывался он по другому. А Госдуму Моржов мог созерцать из окон "Интуриста" и "Москвы" ( года до 2003, пока их не снесли), или из Метрополя или Националя ( но для Моржова жирновато, это по карману Дали или Уорхолу).
Извините, если москвичи Вас уже замучили этой поправкой, но - как краевед краеведу , - не мог удержаться.
По поводу книги - впечатления самые замечательные. Немного задалбывают аббревиатуры, но сами термины, за ними кроящиеся, довольно удачные. Например, ПМ.
Очень ценны, на мой взгляд,"педагогические этюды" - беседы Щекина с упырями, и т.д.Вообще, тему воспитания личности, по-моему, сейчас только Вы неформально и правильно раскрываете.Еще раз - СПАСИБО!

ответ

Спасибо и вам, Филипп. "Блуду" воспринимают с большим скрипом, так что всякое доброе слово приятно.
А про гостиницу вы правы. Я же не москвич, вот и лоханулся. Бывает.

28.05.2007 Яна

Здравствуйте,Алексей!К сожалению Вы не поняли моего вопроса.Я, профессионально,имею некоторое отношение к издательской работе и ,говоря "в своей книге",имела в виду сигнальный экземпляр,в котором все еще можно исправить или потребовать,чтобы исправили.Я не думаю,что издательства намеренно печатают книги с ошибками.Я сетую на то,что они экономят на корректуре.А происходит это по одной простой причине-из-за девальвации базовых ценностей.Или чистота родного языка,по-вашему,-не базовая ценность?Ведь дело вот в чем:очень трудно убедить ребенка писать и говорить правильно,если его кумир(писатель)говорит и пишет неправильно. Мне кажется уже пора начать бороться с издательствами,которые в погоне за выгодой плюют на будущее русского языка и его носителей,русских людей.Я не права?

ответ

Дорогая Яна, конечно, вы правы. Но, мне кажется, мы с вами зря растрачиваем пафос. Тем более, что необходимость сохранения чистоты языка - вещь сама собой разумеющаяся и не требующая доказательств. Это понимают даже те, кто плюёт на чистоту. А сигналов книги мне не присылают. От издательства меня отделяет около 2 тысяч километров. Да бог с ними, с ошибками, если это не система. Досадно - и всё. Вы слишком уж максималистка. А у ребёнка, который пишет и говорит неправильно, по-моему, не бывает кумира-писателя, потому что такой ребёнок вообще не читает. Да и сомневаюсь я, что у детей сейчас бывают писатели-кумиры. Не тот статус литературы в обществе. Только давайте не будем вступать в спор, призрак которого я вижу за каждой фразой в этом посте.

28.05.2007 Владимир

У Константина Борового должна была выйти книга про московских фей.Параллели не уместны,но у Вас (или у Вашего героя Моржова)такой-же интерес к этой новой небывалой возможности в пределах своей жизни , как у Пантагрюэля в рассуждении чем подтираться ? С чего бы и Моржову вдруг вскинуться ,это в пику протирки тряпочкой мерседеса в гараже? Спасибо Вам за "Париж" в Вашем славном 80 тыс городке. И в тоже время даже при том изобилии (сегодня просто невиданном,хоть и не для всех)надо развиваться, чтобы избегнуть скуки (дети 20 летние, как по лекалу спиваются в этих 80-100 тыс городках) и где же этот предел развития?
Не высокомерно ли выбиваться из круга? Прошу прощения за нахальство,но на мой взгляд Ваша книга "Мудо..." перекликается с книгой Изабель Лосада "В поисках совершенства".
Хотя Ваш герой, он же живет эмоциями ценными для него или все-таки конструкцией, или тем,что готов к открытию здесь и сейчас ,а не в славном городе Париже?

ответ

Э-э-э... Владимир... Я вообще-то ничего не понял.

27.05.2007 Святой

Алексей Викторович, здравствуйте!

Я являюсь Вашим давнишним почитателем. Только, что закончил читать «Блуда и МУДО» . Как и все остальные произведения - глубоко и красиво... Спасибо!

Собственно вопросов много. Наверное, таких писем у Вас пол ящика.
Глобальный вопрос такой: можно ли связать типажи Моржов = Будкин = возможно Осташа VS Щекин = Служкин = возможно князь Михаил. Можно и многих прочих героев по аналогии дополнить. Например, похоже, что Служкин = Щекин просто хотят быть героями, как Моржов = Осташа. Они хотели бы видеть себя такими в идеале - настоящими мужчинами: победить врагов и покорить всех женщин. Служкин = Щекин не могут сделать этого и пьют. Осташа = Моржов могут (у них получается по крайней мере), но они комплексуют (пьют) из-за того, что у них-то получается, но приходится вывернуться на изнанку. Они не сами такие, они заставляют себя быть такими, а хотелось бы просто «быть». И т.д. Я, по-моему, читал уже в вопросах, что Вы героев своих разделяете и от себя тоже отстраняете, но мне кажется, что все это разные грани одного человека. Думаю, что Ваши. Поэтому Ваши герои такие прочувствованные, живые и настоящие. Спасибо Вам за честность Ваших героев. Мне кажется, автор и должен писать разные стороны себя, а не придумывать личности главных персонажей.

Наверное, этот вопрос не совсем тактичен по отношению к Вам, как к автору. Если неудобно, можете не публиковать его, а просто примите, как благодарность «автору за честность». Спасибо!

Еще такой банальный вопрос, возможно в нем тоже есть какой-то тайный смысл: почему Моржов за время романа ни разу не взялся за кисть?

Ваших героев понимаю, чувствую и люблю. Читаю форум и Ваши вопросы-ответы с самого начала. Часто они помогают выровнять настроение, воспринимать мир проще, чувствовать связь с Вами, как с автором. За это тоже спасибо!

ответ

Дорогой Святой!
Ничего нетактичного вы не спрашиваете.
Моржов не брался за кисть лишь потому, что это не было нужно по сюжету.
А выстраивать какие-либо системы из героев разных моих произведений я бы не стал. Их объединяет лишь то, что все они (вы правы) - какие-то грани меня самого. И всё. Все остальные параллели случайны. Я не беру какой-то архетип, чтобы интерпретировать его так и сяк в разных произведениях. Я не считаю, что Служкин - это выживший Отличник, а Моржов - разбогатевший Служкин. И т.д. Наверняка вы правы, и сходство между персонажами есть, но оно объясняется тем, что у всех у них один автор, который сам от себя убежать не может. Идейно же - нет, никакой последовательностью, никакой эволюцией я связать их не могу. Может, я и не прав. Но это опять же потому, что из своей шкуры не выскочить и со стороны на себя не взглянуть.

25.05.2007 Татьяна

Здравствуйте, Алексей! Меня зовут Татьяна. Я студентка Пермского государственного педагогического университета. На данный момент занимаюсь исследованием вашего творчества, а именно анализирую имена собственные в абсолютно разных по жанру произведениях:"Географ глобус пропил" и "Золото бунта". Хотела бы обратиться к вам с некоторыми вопросами.Отдельная глава моей работы посвящена прозвищам. В этих произведениях их не так много.Хотелось бы узнать:по какому принципу давались прозвища такие как:Фелистат Бабья Дружина,Ненилка,Семь Сундуков,Ванька-Кольцо.Не всегда по контексту можно понять это. И вообще вы уделяете большое значение выбору имени героя как главного так и второстепенного.Играет ли для вас это принципиальную роль?Все имена просто подобраны очень четко, метко. Буду вам признательна и благодарна за ваш ответ.Большое спасибо заранее

ответ

Уважаемая Татьяна!
Я отвечаю вам, наверное, слишком поздно. Извините. Так вышло.
Попробую пояснить. Фелисата Бабья Дружина - фольклорный персонаж, то есть, имя давал не я. Ванька Кольцо - историческая личность, сподвижник Ермака. Ненила упоминается в документах о преследовании кого-то из расколоучителей (кажется, то ли Авраамия Венгерского, то ли Мирона Галанина...) Семь Сундуков - н-ну, просто прозвище... Не знаю, почему мне втемяшилось дать его единый раз мелькнувшему вдалеке персонажу.
А вообще-то к именам я подхожу очень тщательно. Ко всем именам. Но в любом случае надо разбираться индивидуально. И действую я чаще по интуиции, которую сложно объяснить как-то логически.

25.05.2007 Татьяна

Добрый день, Алексей! Пока читала ваще общение с читателями возник еще один вопрос. Не молги бы вы сообщить временя написания и время издания (это скорее всго разные даты)романа "Золото бунта" и повести "Географ глобус пропил".Большое спасибо

ответ

Уважаемая Татьяна!
"Золото бунта" написано в 2002-2004 годах, издано в 2005.
"Географ" написан в 1993-1995 годах, издан в 2003, переиздан в 2006 и 2007 годах.

25.05.2007 Сергей

как и где купить Ваши книги в электронном виде?
при нимаете ли WM ?

ответ

Сергей, я не знаю, где и как купить мои книги в электронном виде. И ещё я не знаю, что такое WM и как его принимают. На грудь?..

страница: 15 из 208

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram