Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



21.12.2015 Игорь

Алексей, здравствуйте. Юзал Ваш форум, читал переписку с читателям, где многие просят, чтобы вы их научили писать - глупо, если честно звучит, научите меня писать, играть, наделите способностью видеть сквозь стены и т.д. Ну, так вот - наткнулся я на такую интересную вещь, думаю самую главную в ремесле писателя. В одном из своих ответов очередному читателю, Вы сформулировали такое легкое и почти неуловимое понятие, как потенциал выбираемой Вами темы. Собственно, вопрос в том, по каким критериям вы оцениваете потенциал темы. Что служит выбором, того или иного сюжета. Коммерческий ли умысел, или просто книга, как религия для себя. Ясно, конечно, что для любого творческого человека, самовыражение, есть часть той свободы, которую он сам для себя определяет, ну конечно в рамках своих способностей, но все таки, я хотел бы более подробного и развёрнутого ответа. И ещё если можно, то отниму у Вас ещё, немного времени... Вам когда нибудь приходилось слышать, от друзей или знакомых , что писать это не серьёзно, что это нелепо и вообще не прибыльно? Или например, что писательство это не для Вас, мол идт ка ты на завод, или иди в продажи, там возможно себя найдёшь. И ещё вопрос на контрасте) Вы ведёте дневник, или там мемуары? Есть, ли у Вас скажем некоторые секреты, ремесла одному Вам известные, которыми Вы не готовы делиться, скажем, с некими предполагаемыми конкурентами по тому, же цеху? Спасибо, за внимание и понимание!

ответ

Уважаемый Игорь.
Сразу хочу кое-что уточнить.
Я не занимаюсь самовыражением. Я пишу книги, а не литературное селфи. Как замечательно сказал мне писатель Леонид Юзефович, «самовыражение непродуктивно». Если угодно, я занимаюсь самореализацией. Самореализация основана на компетенциях человека, а самовыражение – просто продвижение собственной персоны, «Дом-2».
Я никогда не писал за деньги или для денег. Ни романов, ни нон-фикшна. Если бы я хоть когда-нибудь подумал об этом, то не стал бы писателем. 13 лет я писал «в стол» без надежды на публикацию. Стоило мне тогда задаться целью «писать для денег» - и я бы ушёл в журналистику или в жанровую литературу и никогда бы не состоялся как самостоятельный писатель. С тех времён независимость текста от денег за него для меня – императив.
Теперь про «потенциал темы». Скажу упрощённо: «тема» - это сюжет плюс среда. Например, в «Золоте бунта» - поиски золота на фоне сплава «железных караванов». В «Ненастье» - судьба «афганской группировки» на фоне быдлячества «лихих девяностых». И так далее. Как автор, я всегда начинаю с «темы». Смотрю, какую идею эта «тема» может породить. В «Золоте» «тема» могла породить идею «передачи» души «на сохранение». В «Ненастье» - идею экзистенциальных невозможностей как ловушек судьбы. И так далее. Оценив идею, я делаю выбор: писать или не писать. Идея должна трогать лично меня. Должна быть значима для судьбы любого человека. И ещё она должна быть, так сказать, вневременной, то есть, чтобы она была «больше», чем просто функция от сюжета и среды. Вот, собственно, такова (упрощённо) технология определения «потенциала темы».
Я ни от кого не слышал советов «иди на завод, писательство – дело неприбыльное». Но эти слова не звучали вовсе не потому, что вокруг меня все были уверены в моём таланте или прибыльности писательства. Просто когда я писал «в стол», я, в общем, и так работал «на заводе» (фигурально выражаясь). За годы этой работы я написал три больших романа – «Общагу», «Географа» и «Сердце пармы». И когда мне всё-таки выпал шанс, я был к нему готов. У меня почти разом вышли несколько книг, которые принесли мне большие (по моим тогдашним представлениям бюджетника) гонорары, и я сразу стал профессиональным писателем, который зарабатывает только литературой, которая ему нравится. С тех пор я так и живу. Не буду хвастаться, но скажу: вполне возможно очень неплохо зарабатывать литературой, даже если не живёшь в Москве, не толчёшься в тусовке, не пишешь серийные или жанровые романы и не получаешь литературных премий. На мои доходы существует и моя семья, и продюсерский центр «Июль», который реализует мои проекты нон-фикшн.
Дневник я не веду, мне и без него хватает писанины.
Мемуары не пишу и не собираюсь. Как говорили браться Стругацкие, жизнь писателя делится на две части, сначала – биография, потом – библиография. Сейчас я нахожусь уже в периоде библиографии, и рассказывать об этом скучно. А события биографии я отрабатываю в романах.
Секреты есть, но делиться ими – просто забава, а не тайный код литературного мастерства. Например, у Флобера был секрет: чтобы на странице одно слово не повторялось дважды. Или у Довлатова: чтобы в предложении все слова начинались на разные буквы. Можно следовать этим правилам. Но не уверен, что они обеспечат прозу уровня Флобера или Довлатова.

17.12.2015 Илья

Уважаемый Алексей Викторович! Вы очень интересно выводите появление в русском фольклоре образа Бабы-Яги в процессе встречи русских переселенцев с финно-угорским населением Приуралья. Скажите, а как можно объяснить каннибализм Яги?

ответ

Уважаемый Илья.
Версия о финно-угорской Бабе-Яге - не моя. Я прочитал её в журнале "Уральский следопыт" (Аркадий Захаров "По следам Бабы-Яги"). В правоте этой версии я убедился, когда проанализировал образ Бабки Синюшки из сказа Бажова (Синюшка - "параллельная Баба-Яга").
Думаю, каннибализм Бабы-Яги - художественный вымысел русских сказителей (кстати, Синюшка тоже убивает). Наличие на капище костей жертвенных животных и бесследная гибель тех, кто видел Золотую Бабу, органично приводят к мысли о каннибализме Яги, если забыть реальную этнографическую первопричину образа.

14.12.2015 Анастасия

Добрый вечер Алексей!
Меня зовут Анастасия мне 21 год. Ваша землячка) живу в маленьком городе Горнозаводске). Несколько лет назад я начала замечать что ко мне люди очень часто обращаются за советом, в разных жизненных ситуация, и они во многих случаях им помогаю, люби благодарят меня за совет говоря, что послушав меня их жизнь меняется к лучшему. Многие мне говорят, что из меня выйдет отличный психотерапевт, но у меня есть огромное потенциал и желание написать про это книгу, но так как в этом деле я новичок, прошу вас посоветовать мне, как правильно и с чего начать свое произведение? Хотелось бы, что бы вы помогли мне выложить все свои мысли на бумагу.
Буду вам очень признательно если вы откликнитесь на мои просьбу к вам))). С нетерпением буду ждать вашего ответа. Спасибо за внимание надеюсь вы мне поможете! Анастасия.

ответ

Уважаемая Анастасия.
Увы, я ничем не могу вам помочь. Я не имею ни малейшего представления о том, как пишутся книги подобного рода.

12.12.2015 Анна

Добрый день, Алексей Викторович!
К Вам пишет очередная студентка филологического факультета, в душу которой навсегда запал Ваш неподражаемый "Географ...".
Я решила именно этот роман выбрать для своей дипломной работы, в связи с чем хотелось бы задать Вам пару вопросов.
1. Что послужило основой для написания романа? Есть ли у героев прототипы или они результат длительного наблюдения и обобщения?
2. Ваш роман имеет открытый в некотором смысле финал, каждый выбирает для Виктора Служкина свой дальнейший исход. Какой, на Ваш взгляд, он будет у главного героя? Сможет ли его жизнь найти свое русло? Наладятся ли отношения с Надей, займет ли кто-то место Маши в его сердце? Чем для него обернется "светлая и лучезарная пустыня одиночества"?
Заранее спасибо за уделенное время!

ответ

Уважаемая Анна.
Спасибо.
1. Основой послужил мой собственный жизненный опыт - работа в школе учителем и турпоходы со школьниками. У некоторых героев есть прототипы, у некоторых - нет.
2. Жизнь Служкина войдёт в нормальное русло ("лихие девяностые" закончатся). Служкин не потеряет себя и не сопьётся. Маша из его жизни ушла, и это бесповоротно. Отношения с Надей не наладятся; скорее всего, Служкин с ней разойдётся. "Пустыня одиночества" ничем не обернётся, а чем она может обернуться? (Чем в жизни человека может обернуться, например, острый слух?) "Пустыня одиночества" - экзистенциальное ощущение жизни в целом, а не конкретная жизненная ситуация.
Дорогая Анна, за прошедшие со времени выхода романа 13 лет я много раз подробнейшим образом отвечал на подобные вопросы на этом сайте. Можете поискать более развёрнутые ответы.

11.12.2015 Ирина

Добрый день!
Скажите пожалуйста, на основе какого общежития написана Ваша книга "Общага на крови"? В каком общежитии Вы жили, обучаясь на первом курсе журфака?

ответ

Уважаемая Ирина.
Пока учился на журфаке, я жил на Большакова, 79. Но роман написан про общагу на Большакова, 71, хотя и с небольшими примесями 79-ой. Например, в 71-ой не было читалки, а в 79-ой была.

11.12.2015 Артем

Скажите не планируете ли Вы написать продолжение комьюнити? Прочитал книгу нахожусь в полном восторге...

ответ

Уважаемый Артём.
Спасибо. Мне очень приятно, потому что "Комьюнити" публика приняла плохо, хотя я горжусь этим романом.
Непосредственно "Комьюнити" я продолжать не буду, но серию "Дэнжерологи" - возможно, когда-нибудь в неопределённом будущем. В этой серии должен был быть третий роман - "Бугурты", он про субкультуру ролевиков, феномен фанфиков и легенду о Коте Казанском.

09.12.2015 Владимир

Здравствуйте, Алексей!
'Взахлёб' прочёл Вашу книгу 'Географ глобус пропил, примите мою благодарность за неё.
Честно искал ответы на терзающие меня вопросы после прочтения. Помогите, пожалуйста, с ответами:
1. Почему Служкин не решился на отношения с Машей после увольнения из школы (хотя с их будущим он определился уже в походе)? Любовь настоящая появилась в его жизни, а он всё-равно придержался своего правила 'ни кому не быть залогом счастья'? Потому что он уже стар (для неё), с ребёнком и не хотел ломать ей жизнь?
2. При последней встрече Служкина и Маши, последняя даже не смотрела на него - т.е. она всё также его любила, но шла под руку с Старковым? Получается Служкин заливал горе водкой, а Маша - ухаживаниями со стороны других парней?
3. Почему Надя не ушла к Будкину? У них любовь, всё что она хотела в жизни у него есть: квартира, машина, деньги... И тут бац и она решает пожертвовать своим счастьем... ради Таты? Так она её из садика то не забирала, на концерт не приходила. Точно не ради Служкина, которого она не уважает даже. Так ради чего?
Заранее спасибо.
С уважением, Владимир.

ответ

Уважаемый Владимир.
Спасибо.
Отвечу по пунктам.
1. Да. Напомню: Служкину 28 лет, Маше - 14. Как бы Служкин ни любил Машу, эти отношения - неправильные. Служкин это понимает. И он, отодвигая себя, даёт Маше возможность жить своей жизнью, как в походе даёт отцам возможность быть в своём походе. Для Служкина высшая ценность не любовь, а, так сказать, бережность по отношению к другим. А это требует самоотречения - самого трудного решения.
2. Я бы не сказал, что Служкин заливал горе водкой. Он не напивался. А Маша, потеряв Служкина, просто приняла то, что уже имелось, - Старкова. Но это у неё несерьёзно.
3. Для Нади главное - не любовь, не дочь и даже не благополучие, а чувство своей правоты. Так она самовыражается. Надя должна быть права, должна кого-то обличать. (Как певица Слава поёт: "Я сама дверь закрыла, я собою довольна. Отчего же так грустно, отчего же так больно?") Уйдя к Будкину, Надя не сможет быть правой по отношению к Будкину, а оставаясь со Служкиным сможет наслаждаться своей (бессмысленной) правотой по отношению к Служкину. Это весьма распространённый тип поведения в эпоху самовыражения: сделать всем - и себе - только хуже, но остаться правым. Служкин говорит об этом Наде открытым текстом.

07.12.2015 Ирина

Добрый день!
Я студентка факультета журналистики УрФУ. На одном из предметов нам задали проект про известного человека. Обязательное условие - с Урала.
Проект посвящен Вам и Вашему творчеству.
Пожалуйста, ответье на вопросы.
1. В 1987 году Вы поступали на журфак УрГУ. Скажите пожалуйста, почему вы решили уйти с данной образовательной программы?
2. Вы работали не только журналистом, но и преподавателем в школе и университете, а также гидом-проводником. С чем связан выбор этих профессий?
3. Вопрос в дополнение. Чем отличается преподавательская деятельность в университете и в школе?
4. Если не секрет, расскажите пожалуйста о проектах, над которыми Вы сейчас работаете.
5. Как, по Вашему мнению, добиться успеха?
Спасибо!

ответ

Уважаемая Ирина.
Отвечу по пунктам.
1. Я хотел стать писателем, и мне казалось, что факультет журналистики поможет мне в этом. Увы, журналистика и писательство - разные занятия. В этих профессиях разное отношение к фактам. Когда я понял, что ошибся с выбором пути, то ушёл с журфака.
2. Выбор странных профессий связан с безденежьем девяностых годов. Где была возможность работать, там и работал.
3. Я не работал преподавателем в университете. Я вёл творческий семинар у студентов - придумывал им литературные задания и обсуждал результаты их работы. Эта деятельность совсем не походит на работу школьного учителя. Она не формализована.
4. Сейчас я работаю над проектом "Тобол". Он посвящён петровским временам в Сибири. Он состоит из трёх частей: сценарий 8-серийного сериала, роман и книга нон-фикшн.
5. Я не знаю, как добиться успеха. Знаю, что нельзя изменять себе, однако очень многие добиваются успеха как раз потому, что изменяют себе.

01.12.2015 Светлана

Как Вы считаете, если издательство ...

ответ

Уважаемая Светлана.
Вряд ли я могу помочь вам советом. Я никогда не издавал книги за свой счёт.
С учётом опыта могу сказать, что главная проблема - не издание книги, а её вывод в торговые сети. Если издательство хочет работать как издательство, а не как типография, оно само печатает книгу и отправляет её в сеть, продаёт её и зарабатывает, а автор получает гонорар (начинающий автор - очень небольшой). Ни о каком финансовом вкладе автора в издание и речи не идёт. Если вам предлагают иную схему, нежели та, о которой я говорю, значит, книга будет "мёртвой": она не появится в магазинах, её никто не купит и не прочтёт. За свой счёт издают только для себя. Ищите издательство, которое возьмёт вас бесплатно. Такие есть, пожалуй, только в Москве. Нужно, чтобы вас порекомендовал туда кто-нибудь, кто в литературной тусовке. Я - не в тусовке.
Или попробуйте путь, по которому прошла Гузель Яхина. Но его подробностей я не знаю.

01.12.2015 Андрей, Новосибирск.

Здравствуйте, Алексей Викторович.
Если "Сердце Пармы" будут снимать не в Пермском крае, то где?
Чердынь, Ветлан, Вишера, Кама, всё должно быть настоящее. А иначе зачем?
Как порадовал "Географ" именно тем, что снят по месту.
Я расстроен. Это не сердце Пармы будет, чьё-то другое. Извините.

ответ

Уважаемый Андрей.
Место съёмок определяется многими причинами, в том числе не имеющими никакого отношения к роману. Увы, съёмки - не реконструкция. Но не расстраивайтесь. С одной стороны, конечно, вы правы. Но с другой стороны, "Александра Невского" Эйзенштейн снимал не на Чудском озере, и "Войну и мир" Бондарчук тоже снимал не на поле Бородина.

30.11.2015 Евгений

Добрый день. Мне 49 лет. Живу в Перми. Узнал, что Сергей Бодров будет снимать фильм по вашему роману "Сердце Пармы". Очень хотел бы быть участником этого проекта в качестве актера, хотя и не профессионал. Возможно ли?
С уважением, Евгений.

ответ

Уважаемый Евгений.
Вряд ли фильм будет сниматься в Пермском крае, а по поводу участия - вопрос не ко мне, а к продюсерам фильма, голливудским или компании "Star Media".

24.11.2015 Евгений Сухомяткин

Здравствуйте уважаемый Алексей, с прошедшим вас днем рожденья. Прочитал еще одно ваше произведение-Блуда и Мудо. По мне это одна из самых философских книг, которые я читал за последнее время. Очень заинтересовала идея противопоставления стиля и причинно-следственных связей. Прочитал все рецензии на эту книгу, почему-то никто не увидел вашу не литературную парадигму-отсылку к Платоновскому миру идей.Без этого не особо понятны ваши мерцоиды, поиск идеальной женщины, да и само название книги. Интересна магия чисел, которую вы даете. Три героя, три антигероя, двенадцать женщин и семь глав. Я в этом до конца не разобрался, а глупости говорить не хочется, но что-то есть в этих библейских цифрах. У меня есть к вам такой вопрос Алексей-есть ли у вас такой друг как Щекин, который вас до конца понимает?

ответ

Уважаемый Евгений.
Щёкина я писал со своего брата, хотя Щёкин и мой брат внешне ничем не похожи. Брат и есть такой друг. Как говорится, кум куме поневоле товарищ.

24.11.2015 Константин

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. Я являюсь поклонником Вашего творчества. Но мне не понятна Ваша позиция: "Я давно не живу в Перми и не хочу говорить об этом городе. Пусть пишет кто-нибудь из местных". Вы не встречаетесь с пермскими читателями в Перми. Чем мы провинились? Ведь Пермь это Ваш проект, Вы на всю страну объявили про "звериный стиль" (сейчас это бренд Перми)и наконец это Ваша родина. Я понимаю, что у Вас есть обида на пермские власти, но страдают то читатели. Возвращайтесь на родину!!!

ответ

Уважаемый Константин.
Я пятьсот раз объяснял свою позицию.
Я много работаю и не занимаюсь писательским "чёсом" - не разъезжаю по встречам с читателями за гонорары. Я встречаюсь с читателями бесплатно и только там, где работаю.
Сейчас я работаю над проектом "Тобол" и, соответственно, часто бываю в Тобольске и Тюмени - там и проходят встречи. Книгу "Закон и тайга" (часть "Тобола") финансирует московская компания "Комус", поэтому я буду встречаться с читателями в Москве. Когда я работал над проектом "Ёбург", встречи проходили в Екатеринбурге. Когда участвовал в проекте "Стенография" (фестиваль стрит-арта) - встречался в Оренбурге. И так далее. В Перми у меня нет проектов.
Мои проекты всегда масштабные. Даже если их финансирует частный бизнес, их всегда поддерживают местные власти. Поэтому все вопросы о моём присутствии адресуйте местным властям, а не мне.

23.11.2015 Анна

Здравствуйте, Алексей! Я поклонница вашего творчества. В этом году я заканчиваю филологический факультет и темой моей дипломной работы является ваш роман "Географ глобус пропил". И еще я работаю журналистом в газете "Столица С", мне бы очень хотелось с Вами пообщаться, взять у Вас интервью, пусть даже по почте. Это возможно?

ответ

Уважаемая Анна.
Сейчас у меня нет времени на интервью, потом - может быть появится. Об интервью надо договариваться с моим продюсером Юлией Зайцевой, её контакты здесь, на сайте, справа.

22.11.2015 Ирина

Добрый день Алексей. Хочется сказать Вам огромное спасибо, за ваше творчество, за ваш неоценимый труд по сохранению истории нашей страны. За свой взгляд, совпадающий с взглядом многих, на нелёгкие, иной раз каверзные, противоречивые судьбы людей. Читая ваши книги, который раз, ловлю себя на мысли о своей не просвещенности, о своём незнании. Впервые «Золото бунта», а затем и «Сердце Пармы» ставит в историко-географический тупик. Кружу «в трёх соснах». Посоветуйте, где можно найти карту местности тех событий, которые Вы описываете, и словарь понятий и слов которые вы употребляете. Спасибо.

ответ

Уважаемая Ирина.
Для обоих романов достаточно обычных географических атласов Пермской и Свердловской областей. "Сердце пармы" - северный Урал от Чердыни до Пелыма, "Золота бунта" - средний Урал от Ревды до устья Чусовой. Для "Золота" можете посмотреть обычную туристическую схему Чусовой, на которой обозначены все скалы. Словарь для "Золота" находится здесь, на сайте, в разделе "Литературоведение", в самом начале. Словарь для "Сердца пармы" я тоже составил, но до сих пор не поставил на сайт, так что его нет. Впрочем, эти романы надо читать без словаря. Если бы в нём была необходимость, я бы поместил его прямо в книгах.

страница: 192 из 213

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram