Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



23.08.2018 Василий

здравствуйте, Алексей Викторович! Вуди Аллен сказал, что садится и пишет каждый день, не обращая внимание на настроение и "музу". Сколько страниц вы пишете каждый день? и как по-вашему, можно ли совмещать труд писателя с другой работой? можно ли написать что-то хорошее, работая ночами и выходными? с уважением

ответ

Уважаемый Василий.
Я работаю по такому же принципу, что и Вуди Аллен. Но пишу не по страницам, а по эпизодам. Говорю сам себе: сегодня я должен написать вот такой-то эпизод, - и пишу. Сколько потребуется страниц, столько и потребуется.
Труд писателя можно совмещать и с другим трудом. Лично я совмещал лет тринадцать. И, безусловно, можно написать что-нибудь хорошее. Но будет гораздо труднее и в несколько раз дольше. В молодости меня хватало на такие подвиги; сейчас, наверное, уже не хватило бы сил.

21.08.2018 Иван

Здравствуйте, Алексей Викторович! В "Тоболе" вы много пишете о деятельности православных подвижников Сибири, об их трудах в деле просвещения туземцев. Хотелось бы знать, как вы относитесь к современной православной прозе, где может совмещаться, как история, так и мистика? Знакомы ли вы с такой литературой?

ответ

Уважаемый Иван.
Я вообще уважительно отношусь к любому жанру. Жанр, о котором вы говорите, - вещь очень интересная. По-моему, очень правильная. В этом жанре я читал книгу М.Яковлева "Слово о святителе Филофее, который Сибирь крестил". Но сам по себе жанр мало что решает. Необходимо и литературное качество.

21.08.2018 Ольга

Уважаемый Алексей Викторович!
Недавно Вы отвечали на вопрос о сериале "Игра престолов", мол, на третьем месте по "любимости". А что же у Вас на первом и втором?
Заранее благодарю за ответ!
Ольга

ответ

Уважаемая Ольга.
На первом месте - "Ходячие мертвецы". На втором - "Подпольная империя" (а заодно из отечественных - "Ликвидация" и "Оттепель").

18.08.2018 Галина

Здравствуйте Алексей. У меня скорее не вопрос, а большое человеческое спасибо. Долго не могла поверить, что вы автор "Охоты на Большую медведицу" одной из любимых моих повестей. Очень долго я ждала следующих ваших произведений. Ну что же вы так долго не писали то? И вот наконец, прочтя удивительный роман "Псоглавцы", я узнаю, что вы и есть тот самый гениальный автор. Больше всего в ваших мистических романах мне нравится, как глубоко вы копаете. Ведь вы и реальность преподносите как мистику и к концу вашего произведения они настолько смешиваются, что перестаешь понимать, где что. Например после " Псоглавцев" просто весь интернет перевернула о святом с песьёй головой, что оказалось совершеннейшей правдой. Слава Богу я об этом и раньше знала. В общем, огромная просьба, не бросайте мистику ради вашей любимой истории. Существует люди, и сейчас таких все больше, который ну не могут читать длиннющие исторические романы, как бы ни были они хороши. С уважением, и низким поклоном, Галина К.

ответ

Уважаемая Галина.
Большое спасибо. Мне очень приятно, что вы помните эту давнюю-давнюю повесть. Чёрт, тридцать лет уже прошло, как я её написал.
Мистику я не бросаю. Новый роман тоже будет с мистикой. Но вы всё-таки попробуйте почитать "Сердце пармы", "Золото бунта", "Летоисчисление от Иоанна" или "Тобол" - там тоже немало мистики. Вдруг покатит?

16.08.2018 Марина

Здравствуйте, Алексей Викторович! Безумно люблю книгу "Ненастье" и очень жду ее экранизации. Однако, трейлер, вышедший не так давно, расстроил ужасно. Даже не из-за того, что в нем эпизоды, которых нет в книге (к такому беспределу уже привыкли), а из-за Танюши, которая скачет в электричке. Во время чтения невозможно было представить, что она может так себя вести. В связи с этим вопрос, если только вас не сковывают обязательства, как вы относитесь к будущей экранизации? Сотрудничаете с Урсуляком? Спасибо!

ответ

Уважаемая Марина.
Ваш вопрос не такой уж и простой.
Я верю в талант и вкус Сергея Урсуляка.
Когда речь идёт об экранизации романа, я никак не вмешиваюсь в процесс. Надо доверять режиссёру и не путаться у него под ногами. (Другое дело - фильм по моему сценарию. Вот тут я настаиваю на своих решениях - или ухожу из проекта совсем, как в случае с "Тоболом".)
Понимаю ваше недоумение по поводу Танюши. Но взгляните на ситуацию шире. Танюше в романе на момент знакомства с Серёгой лет пятнадцать. Такой молодой любовницы на отечественном телевидении быть не может. Её поневоле надо было сделать постарше. Отсюда - несколько иная трактовка образа. Но главное в этом образе, мне кажется, Сергей Урсуляк и Татьяна Лялина сохранили.
И вообще. Точность соответствия первоисточнику - не главная заповедь экранизации. Куда важнее дух произведения. Так что не спешите с опасениями.

31.07.2018 Егор

Здравствуйте, Алексей Иванович! Буду излагать кратко... Пунктиром... Недавно я увлекся литературой. Начитался разнообразной прозы. Попробывал написать рассказ. Получилась наредкость убого. Обратился в соц. сети. Ничего дельного там не нашел. Решил обратится  к практикующему писателю. Т.е. к вам. Вопросов несколько.
Первое. За счет каких средств  достигается прозаический ритм, интонация, как ускорить читабильность? В интернете приведены примеры на одном предложении, но это капля в море. Бывает, так, что с какого места не начни у автора, у него везде один и тоже ритм. Четкий и ровный. (За исключением Платонова). Я анализировал тексты, но никак не могу понять, как автор этого дибивается. В слух пропевать что ли?  Может есть какие то сочетания букв. Я и по слогам дробил и рифмы скрытые искал и ударения, даже на верлибр набрел, но ничего ясного не нашел.
Далее есть ли какие-то приемы интонирования? От чего зависит интонация?
Еще вопрос. Есть ли какие-то четкие синтаксические конструкции. Каркасы?
Еще есть такая логическая связка тема-рема. Короче много всего, непознанного. Может я зря конечно парюсь и возвожу все в математику. Но не очень доверяю я тем, кто говорит, что писать надо от души. От души можно только тосты произносить...
И заодно. А правда, ли что каждый писатель интересуется  только своим творчеством?
Спасибо.

ответ

Уважаемый Егор.
По-моему, вы и вправду слишком углубляетесь в теорию.
Попробую вам ответить, но не знаю, получится ли.
Как «ускорить читабельность» я не знаю. Что вы имеете в виду? Как писать интересно?
Интонация – это ваше отношение к описываемому плюс адекватный отношению способ описания.
Что вы имеете в виду под «ритмом»? Есть, так сказать, макро-ритм – построение событий произведения в целом. Есть ритм отдельных сцен.
Мне кажется, вас интересует именно ритм отдельных сцен. Можно долго теоретизировать по этому поводу, но лично я делаю проще и без теории. Я просто воображаю сцену и описываю её в соответствии с восприятием. Например, герой идёт по природе и наслаждается пейзажем. Он не спешит, смотрит во все стороны, видит и траву под ногами, и деревья поблизости, и лес вдали, и небо, он ощущает себя, ему хорошо. Каким будет описание? Предложения многосоставные, с однородными членами, много прилагательных, мало глаголов, много гласных звуков, развёрнутые метафоры, плавная речь, на которой язык не спотыкается. Вот и ритм. Или, наоборот, герой дерётся. Он действует быстро, рационально, агрессивно, видит только то, что сейчас важно, - кулак врага и лицо врага, и воспринимает мир функционально: смотрит, как он может использовать ситуацию или обстоятельство. Короткие предложения, много глаголов, много согласных звуков, картинка фрагментарная, метафоры – если есть – в одно слово. В общем, характеристика описания соответствует характеристике действия.
Не думаю, что в литературе сначала можно продумать «теорию написания», а потом написать. Обычно так: пишешь, как получается, интуитивно; потом осмысляешь написанное и находишь закономерности; потом переделываешь написанное в соответствии с найденными закономерностями.
Читайте свои тексты вслух. Это помогает оценить их.
И ещё. Существует распространённое и дилетантское мнение, что хорошая литературная речь – это сложные метафоры, изощрённо-сложный синтаксис и некая изысканность звучания. Это не так. Хорошая речь – это плавная речь, не важно, изысканная или нет по звучанию. Тропы – не самоцель. Главный критерий хорошей речи – это когда читатель «видит картинку», и всё. Нет «картинки», то есть понимания того, о чём говорит автор, - значит, речь плохая. И высшее мастерство – это простота и ясность. Возьмите Багрицкого: «Кто услышал раковины пенье, бросит берег и уйдёт в туман…» Очень простое и не совсем правильное предложение, не изысканное по звучанию (…алра… …ситбе… …гыу… …твт…), без всякой метафорики, но в нём, благодаря подбору образов, есть сразу и море, и душа моряка, хотя нет слов «море» и «моряк».
Писатели интересуются не только своим творчеством. Хотя зачастую их интерес недоброжелателен.

27.07.2018 Дарья

Алексей Викторович, как вы выбираете имена для героев?
Важно ли для вас сперва назвать героя, чтобы понять кто он и как писать о нем, или бывает, что имя вы выдумываете или меняете в конце работы? Хотите ли вы подчеркнуть именем, его мелодией, значением, какую-то черту характера героя, или это уже лишнее нагромождение смыслов?

ответ

Уважаемая Дарья.
Спасибо за интересный вопрос.
Чаще всего я придумываю герою имя ещё до того, как начинаю писать, хотя бывает - исключительно редко, - что по ходу дела меняю имя. Имя героя - это и камертон, и некая программа.
Много-много раз я встречал высказывания, что у моих героев имена "говорящие". Это чушь. Это приём драматурга Островского и фельетонных авторов. "Говорящие" фамилии - школярский уровень компетенции. Типа того, что Андрей Болконский назван автором так, потому что надменный, как бы смотрит на всех с балкона, а Пьер Безухов слушает только свою совесть, потому и Безухов.
Фамилии (и имена) я придумываю и подыскиваю по звучанию и семантике. И семантическое поле может окружать разные свойства персонажа: характер, социальную роль, мировоззрение, внешность. Например, в "Географе" для Служкина я искал "негордую" фамилию, а для Градусова - смешную и "быдловатую". Эти фамилии ни в коем случае не характеризуют героев как лакея и алкаша.

23.07.2018 Олег

Алексей Викторович, здравствуйте.
Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к творчеству Михаила Елизарова?
И еще один вопрос: мне очень интересно то, как вы работаете с текстом. Много ли вы его редактируете? Как подбираете описания?
Спасибо за ответ.

ответ

Уважаемый Олег.
Произведений М.Елизарова я, к сожалению, не читал.
Про работу с текстом я почему-то не очень понял. Вас интересует вообще работа над текстом произведения или конкретно моя собственная редактура?
Над произведением я работаю медленно, но много, поэтому кажется, что быстро. Сначала придумываю идею, потом - тему, потом набираю материал по среде, потом делаю план, пишу и редактирую - вот основные этапы.
Сложно сказать, много ли я редактирую уже написанный текст. Я пишу на компьютере, и мне не нужно раз за разом переписывать текст, как было в докомпьютерную эпоху. Но уже написанный текст я подолгу верчу туда-сюда, взвешиваю каждое слово, пересматриваю через определённое время заново. У каждого писателя есть свои правила для текста. Флобер, например, стремился, чтобы одно слово не повторялось на странице дважды, а Довлатов считал, что нельзя, когда в предложении два слова начинаются на одну букву. Я предпочитаю слушать текст - чтобы звучало гладко, и язык не спотыкался на сложных звуковых переходах. К тому же ненавижу короткую строку в конце абзаца (увы, это не распространяется на набор в книге). Описания я не подбираю (ведь не существует неких "комплектов", из которых можно взять подходящее), а придумываю. Важно, чтобы описание соответствовало среде и духу времени, настроению сцены и ритму повествования.

10.07.2018 Екатерина

Спасибо большое за ответ! Мне очень радостно, что я правильно поняла этого персонажа. Для меня главный смысл книги заключался в поиске настоящего и подлинного, а женщины и секс -- способ связи между персонажами, а не сама суть. Мне очень нравится сложность этого героя и идея про "пиксельное мышление", а также язык книги.
Скажите, пожалуйста, Вы не собираетесь возвращаться к "городской" современной прозе?

ответ

Уважаемая Екатерина.
Рад, что вы правильно прочли "Блуду".
Нет, в ближайшее время я не собираюсь возвращаться к городской современной прозе. Всё, что я хотел сказать, я уже сказал в романе "Комьюнити".

09.07.2018 Екатерина

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Я занимаюсь исследованием нарратологии на материале Ваших романов. Мне очень интересно, как Вы выбираете точку зрения, через которую передаётся действие в тексте. Однако в "Блуда и МУДО" повествование выстроено сложно: от третьего лица, с авторскими мыслями, но через призму взгляда главного героя (читатель не знает, что происходит вне точки зрения героя). Собственно, вопрос: почему выбран именно Моржов? Суть лишь в противопоставлении его и Пикселям? Художник vs материальный мир? Или здесь Ваш выбор сложнее и многограннее? Если Вам не сложно, прокомментируйте этого персонажа, он очень многогранен, я не согласна с мнением, что он лишь бабник, но не могу достаточно точно аргументировать свою точку зрения. Спасибо. Извините за невразумительный вопрос.

ответ

Уважаемая Екатерина.
Сводить Моржова к бабнику - всё равно что считать собор Василия Блаженного кучей кирпичей.
Моржов осмысляет жизнь, формулирует "систему мира" и активно преображает окружающую действительность.
Мои герои всегда не согласны с правилами жизни. Либо они просто отказываются жить по этим правилам, либо пытаются изменить жизнь для всех окружающих. Моржов - из вторых. Основной конфликт "Блуды" - противостояние между подлинностью и успешностью. Моржов успешен. У него всё есть. Но он хочет подлинности. Он исследует механизмы неподлиности - это Пиксельное Мышление и то, что им "зааббревиатурено". И в финале делает выбор в пользу подлинности, "вываливаясь" из неподлинного мира. Как автору, мне интересен герой, который способен не только на анализ мира, но и на большой нравственный поступок. Анализ - разумеется, мой, но в стиле Моржова, а поступок - Моржова.
Не знаю, что ещё добавить. Спрашивайте - отвечу.

05.07.2018 Светлана

Алексей Викторович, Вы знакомы с очерками и работами Сергея Третьякова? Особенно с теми, где он описывает территории, передвигаясь на разных видах транспорта - поезде, аэроплане, снегосанях? И если да, то служили ли они источником вдохновения для Вашего творчества?
Буду благодарна за ответ. Светлана

ответ

Уважаемая Светлана.
Нет, я не знаком с работами Сергея Третьякова.

30.06.2018 Константин

Здравствуйте,

Алексей, какие книги за последние годы произвели на вас наибольшее впечатление? Есть ли какой-то личный рейтинг, типа Книга-2017, Книга-2018?
Про критику: для меня ваше имя на обложке - знак качества. Буду читать независимо от жанра и сюжета. И конечно независимо от того что скажут критики.
Спасибо и творческих успехов, как ни банально это звучит)

ответ

Уважаемый Константин.
Спасибо.
Я не люблю рейтинги и никогда их не составляю. Из последнего чтения могу назвать художественное - Дэна Симмонса ("Террор", "Пятое сердце", "Друд" - это настоящий метамодернизм, хотя и жанровый, и "Фазы гравитации" - просто хорошая проза), а нон-фикшн - "Мастера иллюзий" И.Носырева (религия с точки зрения меметики) и "Деревянные пушки Китая" А.Волынца (совсем незнакомые мне темы опиумных войн и восстания тайпинов в Китае). Все эти произведения написаны отличным языком.

29.06.2018 Елена

Алексей Викторович, здравствуйте! Нравится ли Вам культовый сериал "Игра престолов"? И зная по Вашим же интервью о чрезвычайной важности для Вас лично качества фактуры художественного произведения, ещё вопрос: не находите ли Вы, что текст Дж.Мартина значительно уступает сериалу по качеству этой самой фактуры, что бывает крайне редко, обычно всё наоборот.

ответ

Уважаемая Елена.
"Игра престолов" мне очень нравится, хотя это не самый любимый мой сериал (скажем, на третьем месте по "любимости"). Книг Дж. Мартина я не читал, поэтому ничего не могу сказать.

26.06.2018 ольга

Алексей,прочла Ваш роман"Золото бунта", критику маленько полистала..Хочу сказать спасибо, пожелать новых книг и терпимости ко всему мракобесию окружающему(это и критики тоже непосредственно касается).Хочу спросить Вас о творческих планах и новых книгах: когда ждать новых исторических романов?

ответ

Уважаемая Ольга.
Спасибо, особенно за поддержку в отношении критики.
Следующая книга, надеюсь, выйдет у меня в начале зимы. О чём она и как называется - не скажу из суеверия. Вряд ли её можно назвать исторической, хотя действие происходит в 1980 году и завязано на реалиях той эпохи.

19.06.2018 Иван

Уважаемый Алексей Викторович! Вы полагаете, что «проблема нашего общества в первую очередь коммуникационная», но ведь, чтобы человек умел анализировать и ориентироваться в море информации, его необходимо научить мыслить, размышлять. Чтобы не заморачиваться "окнами Овертона", надо уметь своей головой думать, а народ не может много думать. В школе этому не учат, а потом уже поздно. В результате, человек знает, что разобраться в информации ему очень трудно и тогда он начинает просто верить в то, что ему хочется или не верить никому.
По-моему, большинство россиян сознательно выбирают веру в примитивное и понятное. Не столько интернет оболванивает, сколько люди сами склонны поддаваться обману, шаблонам и пиксельности. Например, «Крым законно наш, кругом враги, народ Донбасса борется с фашистами, Путин – это Россия, главное это суверенитет и сильное государство, кто сильнее тот и прав» и т.д. С такими понятиями легче жить и задумываться не надо. А кто считает иначе, тот либерал, пятая колона и не патриот. Отсюда и раболепие. Своеобразный прагматизм нелепый, но жизненный.
А если «в лучшем (и очень маловероятном) случае мы обретём формат западного общества, но это тоже не идеал», то какой и где идеал? И как вы предлагаете решать коммуникационную проблему?

ответ

Уважаемый Иван.
Люди всегда были "склонны поддаваться обману, шаблонам и пиксельности". Проблема новой коммуникации в том, что она инструментально формирует мировоззрение человека в согласии с этой склонностью.
Для аналогии - то, что я говорил на Тотальном диктанте. Беда интернета не в том, что там пишут неграмотно. Грамотные всегда были в меньшинстве. Беда интернета в том, что неграмотность он делает легитимной.
Способ противостояния "пикселизации" мышления и мировоззрения только один: читать много хорошей литературы. По принципу "хочешь бегать быстро - бегай много". Хотя и этот способ - не гарантия.

страница: 222 из 226

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram