Алексей
Иванов

вопрос автору

все поля обязательны для заполнения



20.06.2012 Бобс.

Уважаемый Алексей Викторович! Наверное, вы согласитесь, что абсолютно точно идентифицировать, что из Сети в реал перенесено, а что, наоборот, из реала в сеть заимствовано, будет в каждом конкретном случае очень не просто и неоднозначно. Ваш пример с модным врачом «не тот, который хорошо лечит, а тот, который хорошо себя подаёт», вы приводите в качестве демонстрации «предпочтения не компетентного, а артистичного, как следствие «речевой» формы существования и-нета». Сразу же хочется вскрикнуть: почему же вы называете это примером закона Сети в реале? Ну, вот хоть убейте меня, но я не вижу в этом той очевидности и логичности, которую видите вы. А разве без существования Сети (или до эпохи интернета) таких явлений бы не было? Специалисты не компетентные, а артистичные, то есть «мыльные пузыри» это следствие нашей примитивной рыночной экономики, где реклама двигатель пройдох и мошенников. Вы говорите, что это проблема не информационная, а экзистенциальная. На каком основании вы так считаете? Получается, что вы говорите: «вот я так это понимаю, так я это вижу, а значит, так оно и есть и чего тут доказывать».
Я не отрицаю, что может быть вы действительно правы в этом примере, но доказательств нет. А могут ли они вообще быть?
Теперь о разрушение блогосферой института авторитета. С тем, как вы характеризовали блогера, я совершенно согласен. Его цель самовыражаться, как цель петуха прокукарекать громче всех на всю деревню. Право голоса в Сети понимается как имманентное, поскольку там нет цензуры (кроме модераторов). Но ведь и в гайдпарке тоже самое, а он существует до интернета. Приходи и самовыражайся. Это ведь не разрушает культуру. Кстати, вот если бы гайдпарк появился в 2000-х годах, то вы, наверное, тоже сказали, что это пример выхода закона Сети в реал. Однако почему вы делает вывод, что то, что делают блогеры, разрушает систему авторитетов в реале?
В каждой специальности есть и остаются свои признанные авторитеты. И толковый специалист их знает. Блогеры дают субъективное видение ситуации и это хорошо. Это их ниша. Они независимы в отличие от журналистов. Хотя признаюсь, что я не читаю блоги, и тем более у меня его нет.
Вот вы написали, что «Интернет объёмно обозначил многие смыслы культуры, но онтологически не создал ничего нового». Но ведь и цели такой не было, потому что Интернет это зеркальное отражение нас самих. Человеческое нутро там отражается. Там нет ничего иного, кроме нас. Там и сознание, и подсознание, и вымышленное о себе, и желание прожить иную жизнь в ином обличии, и поиски виртуального счастья, и выплески агрессии, и желания развлечений… Там есть всё, что человек туда несёт. А нанёс он туда уже многое-многое из мира реального. Интернет это бездна всего. Перефразируя известное выражение о бездне, можно сказать: «Если долго смотреть через экран в Интернет, то Интернет посмотрит на тебя». Тогда реальное Бытиё начнёт казаться объёмным воплощением Сети.
Вот и возникает вопрос: не означает ли это, что человек, по сути, есть воплощение не образа и подобия бога, а подобие органической вычислительной машины с сенсорным экраном и прочими IT прибамбасами? Или, может быть, это у самого бога и есть такой образ компьютерно-сетевой, а человек это отражает? «Господи еси, всеблагой наш модератор!»
Напрашивается ещё «дурацкий» вопрос без всякого умысла и подтекста: этот ваш сайт тоже часть Интернета и тогда, в соответствии с вашим утверждением, он может быть пагубным для мышления? Если уж имеется пагубность самой структуры Интернета для мышления человека, то это отражается и здесь? Только, пожалуйста, не усмотрите в вопросе ничего личного и конкретного. Ну, вот возник такой вопрос в русле данной темы и не более того.

ответ

Уважаемый Бобс.
Давайте не будем превращать наш увлекательный спор в обмен трактатами.
Я попробую обобщить ваши положения.
1. Предпочтение артистичного, а не компетентного, – это проблема информационная, то есть, «офлайновая», а не экзистенциальная, то есть, не «сетевая».
2. Гайд-парк не разрушает культуру, значит, блогосфера, которая столь же свободна в высказываниях, тоже не разрушает культуру.
3. Интернет – произведение человечества, следовательно… э-э-э… что?
4. Поскольку мой сайт – феномен интернета, значит, я как автор сайта отягощён теми же первородными грехами, в которых сам же и обвиняю интернет.
Правильно ли я сформулировал? Сообщите мне. Если правильно, то я попробую ответить, но через неделю, так как пока буду без интернета.

20.06.2012 Бобс.

Уважаемый Алексей Викторович! По поводу ваших формулировок того с чем я не был согласен, скажу так:
1.Мне кажется, что предпочтение артистичного, а не компетентного в вашем примере с врачом, происходит не обязательно, как следствие того, что это имеет место в Сети. Невозможно точно идентифицировать это проблема информационная, то есть, «офлайновая» или экзистенциальная, то есть, «сетевая». Сеть отражает реал, а затем влияет на бытиё. Это переплетение. Что в начале - курица или яйцо?
2.Блогосфера, которая свободна в высказываниях по причине отсутствия цензуры в Сети (а это принципиально важно для Сети), не разрушает культуру реального общества и институт авторитета. Блоги существуют параллельно и не пересекаются с нормами культуры общества. Блогосфера дополняет, а не перечёркивает и не отменяет культурные традиции.
3.Интернет – произведение человечества, следовательно, там нет «демонов». Тролли это не порождение Сети, хотя Сеть способствует их процветанию. Всё, что человек не всегда может без последствий проявить в реале (по разным причинам), он легко разрешает себе в Сети. Тролль это всего лишь виртуальный хулиган, а в реале это чаще всего злобный трус. «Законы Сети» это отражение всего, что есть в людях (хорошего и плохого). Вне Сети «маскарад» заканчивается, и человек вынужден адаптироваться к реальности или вступать в конфликт.
4. Поскольку ваш сайт – феномен интернета, то тогда, в соответствии с вашим утверждением, он может быть пагубным для мышления? Если уж имеется пагубность самой структуры Интернета для мышления человека, то это может отражаться и здесь? Это вопрос, а не утверждение и не содержит ничего личного. Я не думаю, что вы, как автор сайта отягощены теми же первородными грехами, в которых сам же и обвиняете интернет. У вас есть иммунитет.

ответ

Уважаемый Бобс.
Правда, у меня нет возможности рассуждать обо всех вещах. Вот я попробовал ответить вам на свой выбор по пункту 2 – и понял, что на остальные пункты ответить уже не смогу чисто технически. Нельзя объять необъятное.
Итак, мой тезис: блогосфера разрушает культуру. Не обрушивает, как взрыв, а потихоньку расшатывает. Разрушает её отнюдь не тем, что блоги без цензуры, не тем, что в блогах матерятся и пишут неграмотно, и не тем, что там могут замахнуться на любого. Блогосфера разрушительна, к примеру, из-за механизмов определения авторитета. В блогах этот механизм таков: авторитетен А) кто много высказывается, Б) кто красиво говорит, В) кто лидирует по посещениям читателей. Но ведь ни один из этих показателей не является объективным свидетельством компетентности - непременного условия авторитета.
Разница между реальным и виртуальным авторитетом можно уподобить разнице «Мензуры Зоила» и НКЧТ из романа Стругацких «Хромая судьба». «Мензура» - вымышленная машина, которая определяла коэффициент талантливости текста. НКЧТ – число, которое называла другая вымышленная машина: показатель «наивероятнейшего количества читателей текста». В романе рассказывается, как писатели не видели разницы между этими двумя способами измерения: у «Песни о Вещем Олеге» и передовицы из газеты «Правда» оказывалось одинаковое количество читателей (НКЧТ), следовательно, агитка-однодневка в этой системе измерения равна шедевру.
В блогосфере так и происходит: механизм определения авторитета – порочный: А+Б+В. Но общество привыкает к лидерам, выдвинувшимся благодаря этому механизму. И вместо экспертов вдруг появляются блогеры (а чем они доказали свою компетентность? Их культурный продукт - трюизм). Общественное мнение определяется количество кликов (нерепрезентативная выборка). И так далее вплоть до Налича и «Бурановских бабушек» на Евровидении. Пока что блогосфера выбрасывает в реал свои феномены: персоны, явления или мемы (типа «Привет, Медвед!»). Но тренд указывает на то, что в реал будет выдвинут и блогосферный механизм определения авторитета (НКЧТ вместо «Мензуры»). Не феноменами, а этим механизмом блогосфера и опасна для культуры, потому что культура (система авторитетов) использует совсем другой способ определения авторитета.
Джарон Ланир назвал всё это проще: триумфом посредственности. В политике триумф посредственности чаще всего благотворен, потому что означает торжество здравого смысла. В культуре – убийственен.
Это я написал только об одном свойстве блогосферы – о механизме создания авторитета. А есть и механизм ниспровержения авторитета. Есть множество других механизмов, и они тоже потихоньку переходят из виртуала в реал. Но об этом надо писать трактат, а не пост на сайте.
Вот вы сравнили блогосферу с Гайд-парком. Но это сравнение некорректное. Во-первых, за мат, непристойности и пропаганду какой-нибудь мерзости (типа фашизма) в Гайд-парке всё-таки заткнут рот или накажут, а в блогосфере – нет. Во-вторых, выступления в Гайд-парке ограничены Гайд-парком, а в блогосфере – ничем не ограничены. Перемещаясь из Петербурга в Москву, в Гайд-парк я не попаду, а в блогосфере на любую гадость можно напороться хоть где и совершенно неожиданно – по капризу поисковика. Таково свойство интернета, блогосферы: нет безопасности от нежелательной информации. А ведь уже начинаются и жертвы: учительница в Оренбуржье или актриса в Японии, которых блогеры персонально затравили до самоубийства. Из Гайд-парка можно уйти, из Интернета в современном мире не уйдёшь.
Интернет вообще и блогосфера в частности – тоталитарные явления, а не демократические. Это утверждение звучит странно, но тоталитаризм бывает и имперсональный: он и есть блогосфера. В ней более агрессивный всегда победит.

17.06.2012 Андрей, Новосибирск

Здравствуйте, Алексей Викторович. Спасибо за "Комьюнити". Жаркие дискуссии здесь по поводу интернета. Мне показалось, что в романе интернет не сам интернет, а платформа для реализации задумки романа. Для меня роман "раскручивался" в сторону города, который пожирает людей. Со всеми потрохами. Делает равнодушными. (Глеб, даже узнав Дорна лично, не сделал попытки помощи.) Съедая слабых быстрее тех, кто сопротивляется медленнее. Меня поразил придуманный Вами, сам формат ДиКСи. Отношение участников в комьюнити и жизни.
Ну, так наверное, поправьте меня.
Деревня Калитино и Калитниковское кладбище. Эти названия имеют общую нить в дилогии? Спасибо.

ответ

Уважаемый Андрей.
Спасибо.
Но не знаю, что сказать. Консьюмеризм, конечно, следствие урбанизации, но я писал всё-таки не про урбанизацию, потому что и сам считаю, что надо жить в городах. И до вашего послания я не замечал похожести названий Калитино и Калитники: спасибо за наблюдательность. Связи между ними нет.

17.06.2012 Сергей

Алексей Викторович.
( о интернете )
«Интернет объёмно обозначил многие смыслы культуры, но онтологически не создал ничего нового»
Вопрос.
Возможно ли вообще говорить здесь о культуре в связи с интернетом , мы же не говорим о культуре упоминая атомные электростанции или мобильные телефоны ? Интернет , скорее всего научно- техническое явление чем культурное. Хотя , конечно , поколение 80-х в основном получало культурную и этическую информацию из книг , сейчас интернет заменил книги (грубо говоря ) заменил культуру ( здесь я в основном говорю о поколение 21-го века ). Хорошо это или плохо, трудно сказать. Наверное, все таки , хорошо .

С уважением , Сергей.

ответ

Уважаемый Сергей.
Что-то вы, извините, как-то смешали всё в одну кучу, я даже разобраться не могу. Почему нельзя говорить о культуре в связи с интернетом? Интернет породил новые культурные феномены, это безусловно. Но они находятся в рамках прежней парадигмы, парадигмы постмодерна. Поэтому новых смыслов новые феномены не имеют.
Есть научно-технический аспект проблемы интернета, есть культурный. Одно другому не противоречит.
Что вы имеете в виду под "заменой книг"? Замену бумажных носителей на ридеры? Или замену классических текстов на "сетературу" и блоги? Это совершенно разные процессы.
Как понимать "интернет заменил культуру"? Если, к примеру, люди смотрят кино по интернету, то они всё равно смотрят кино, а не "интернет".
В общем, я не очень вас понял.

17.06.2012 Бобс.

Уважаемый Алексей Викторович! Думая о вашей книге «Комьюнити», возникает ассоциативная ссылка к апокалипсису из «Откровение Иоанна Богослова». То, что Google ещё не умеет делать такие ассоциативные ссылки по запросу (лет через 50 и это станет достижимо), не означает, что интернет разъединяет, поэтому «не стреляйте в пианистов (Брина, Цукерберга и др.), они играют, как умеют». В тексте Откровения (фантастическом и гениальном) я нашёл то, что могло бы стать эпиграфом к вашему роману об обществе потребления:
«Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Гл.3,17
А по какой причине нет эпиграфа в романе?
И второй вопрос. Почему вы ограничились в книге о социально-политической ситуации России только одной единственной резкой и точной фразой? - «В полудохлой и больной России самой реальной корпорацией была Москва. Сюда и бежали. Все умрут, а она останется».
И ещё третий вопрос. Вы сказали о пагубности самой структуры интернета для мышления человека и одновременно признаёте, что интернет сам по себе – благо. Но считать благом то, что имеет пагубную структуру, это ведь парадоксально?
О Брейвике я ещё раньше хотел упомянуть, он явно напрашивался к разговору на тему зла. Безусловно, что мозги у него сдвинулись (но он не сумасшедший и не псих), но ведь от реального мира, от убогой идеологии, а не от виртуального интернета. То, что вы назвали его «банальный тролль» ничего не объясняет, это просто образ.

ответ

Уважаемый Бобс.
Продолжаем разговор.
Согласен с вашим эпиграфом. Не знаю, почему я не подумал над эпиграфом. Просто в голову не пришло.
Кстати, Брин и Цукерберг вне подозрений («а Колумб ни в чём не виноват!»). Они всего лишь изобрели технологию. Ведь не братья Райт виноваты в том, что террористы на «Боингах» врезались во Всемирный торговый центр. Культурный продукт (поступок) производят уже не создатели технологии, а пользователи.
На второй ваш вопрос – про Россию – я ответить не могу. Я не знаю, почему.
И третий вопрос. Ну почему же невозможно считать благом пагубную вещь? Всё дело в способе применения, в мере. Мы ведь используем в медицине наркотические вещества, которые – в принципе – убивают и тело, и разум. Люди научились разделять светскую и религиозную жизнь, почему бы не научиться разделять сетевые практики и реальные? Надо только их определить. А это техническая задача, вполне посильная для социологов и культурологов. Когда-то людям казалось, что у всех кровь одинаковая, и при переливании крови многие умирали. Потом были определены группы крови и резус-факторы. Надо научиться определять «резус-фактор» у явления, и тогда будет понятно, пагубно или не пагубно это явление, порождено оно Сетью или единоприродно реальности.
И про Брейвика. Он не маньяк, не патологический тип, не убийца, не фанатик идеи, не ксенофоб, вряд ли он способен размазать цыплёнка подошвой об асфальт. По виду он просто ничтожество. Что же с ним такое? В романе я назвал подобную трансформацию «ментальной травмой». Брейвик повредил себе картину мира. Он поступил как тролль, который гробит чужие ресурсы просто так, без ожесточения, без мотива, без понимания смысла своего деяния. Причину этого поступка – расовую нетерпимость - Брейвику уже постфактум «вписали» общество и следствие, а как ещё объяснить ужас, сотворённый вполне уравновешенным и не совсем уж одиозным парнем? Если бы Брейвик спутал реальность и виртуальность, он был бы сумасшедшим, а у него – ментальная травма: он в реале применил стратегию виртуального поведения. Вот это я имею в виду. Может, я и не прав. Но очень похоже.

17.06.2012 Бобс.

Уважаемый Алексей Викторович! Начну с «мифа», как вы выразились, свободы в интернете. Под свободой интернета понимается одно – отсутствие цензуры и наличие возможности войти в сеть любому. Конечно, это раздражает многих людей и некоторые страны с тоталитаризмом (Китай, Куба, КНДР и др.) вводят запреты и хотят контролировать всё. Я не говорю об очевидной необходимости запрета на детскую порнографию, пропаганде насилия и т.д. Мы ведь не про это. В интернете, как и в жизни, есть то, что не должно быть. Про очевидные вещи не стоит и говорить. Вас беспокоит пагубное влияние интернета на культуру. «Свобода - осознанная необходимость» - это, как известно, марксистский и материалистический взгляд на мир. На тему свободы философствуют уже многие века. В том числе и религиозные деятели. И много книг написано. Единства нет. Я, например, склонен считать, что свободы нет вообще. Ведь что-то заставляет меня сейчас это писать вам.
Меня в этой теме больше всего заинтересовало то, что вы говорите о законах Сети, которые внедряются в реал. Какие законы Сети вы имеете в виду? Да, понятия о норме в общественной жизни и понятия о норме при общении в Сети – это две большие разницы. Но, кто доказал, что если выступать в Сети под вымышленным ником (или даже изменив пол) и писать всё, что думаешь не особо выбирая приличные выражения, то и в реальной жизни потом такой человек тоже мутирует и начинает нарушать нормы?
Да в Сети существует лишь тот, кто говорит. Но разве логично делать вывод, что тогда и в реале общество перестаёт судить «по делам», а судит лишь «по словам»? Кто это доказал? Вот вы полагаете, что «когда в Сети все - писатели, художественная аргументация нарратива перестаёт быть убедительной». Но, ведь читают-то этих «писателей» в Сети очень и очень выборочно, а не подряд всех. Там больше всего себя хотят выразить, а не других читать.
Я уважаю то, что вы переживаете о тонких материях, которые в обыденной жизни незаметны и незначимы. Но не могу согласиться, что доказана пагубность самой структуры интернета для мышления человека. Это ещё требует изучения.

ответ

Уважаемый Бобс.
Конечно, мы ни в чём не убедим друг друга, но давайте поточим копья, это увлекательно.
1. Про свободу. Вы считаете, что свободы нет, - но ведь это вы сказали о свободе в интернете, а я уже только прицепился к вашим словам. Какая свобода в Сети? Я вот хочу с Бараком Обамой перетереть, а не могу законнектиться: где же свобода общения? Вполне справедливо не соглашаться с материалистическим определением свободы как осознанной необходимости – но я лишь откомментировал Сеть с точки зрения этого определения. Дайте другое определение свободы, и приложим его на ситуацию в Сети, чтобы сравнить.
2. Про перенесение законов Сети в реал. Механическое перенесение законов Сети не страшно. Ну, привыкли вы материться в Сети, начали так же материться в магазине – вас упекут в кутузку, и всё. Но ведь я привёл несколько других примеров перенесения законов Сети в реал, разве вы этого не увидели? Тогда повторюсь.
Первый пример. Предпочтение не компетентного, а артистичного, как следствие «речевой» формы существования и-нета. Это закон Сети в реале. Вот феномен Сети из реальности: например, модный врач. Не тот, который хорошо лечит, а тот, который хорошо себя подаёт. Не компетентный, а артистичный. Такой выбор - не самопиар доктора, как обычно истолковывают; это проблема не информационная, а экзистенциальная.
Второй пример. Разрушение блогосферой института авторитета. Не важно, сколько читателей у блогера. Важно, что каждый блогер считает свои мысли достойными быть озвученными на всю вселенную (писатель, в отличие от блогера, ограничен барьерами – издателем и тиражом). Для человека с амбициями блогера не существует авторитетов – не только в Сети, а вообще везде. Разрушать систему авторитетов (не авторитет какого-либо деятеля, а сам институт авторитета) – значит разрушать культуру, и «итоговое» поколение таких блогеров провозгласит социальный дарвинизм, который в наших условиях означает ювенилизацию в духе «Детей кукурузы», только вместо демона - айфон. И этот тренд заложен в Сети, где всего-то право голоса понимается как имманентное; то есть его не нужно заслуживать поступками или интеллектом, оно дано изначально и неотъемлемо.
И так далее.
Конечно, не стоит демонизировать Сеть, да и сам я сгущаю краски для большей выразительности, но тем не менее.

16.06.2012 Григорий Серов

Уважаемый, Алексей Викторович! В "Блудо и Мудо" Костёрыч женат на крупной начальнице, которая содержит его кружок. Учитывая характер и поведение героя, вы считаете, что такой брак в наше время и правда возможен?

ответ

Уважаемый Григорий.
Я считаю, что такой брак возможен. Более того, я знаю несколько примеров подобных браков. Более того, я знаю пару примеров, когда супруг в таком браке - вполне публичная персона.

16.06.2012 Сергей

Алексей Викторович.
( о интернете )
Мой вопрос был в смысле того , что если вы согласны с таким высказыванием, что «Интернет – территория зла!».То какие же у него могут быть достоинства ?

С уважением , Сергей.

ответ

Уважаемый Сергей.
Вы вульгаризируете мои слова.
"Интернет - территория зла" говорил Задорнов, а не я. В конце концов, я отвечаю вам по интернету, а не через почтовых голубей. Я говорю, что Интернет пользуется другими стратегиями существования, нежели реальный мир, и переносить эти стратегии в реальный мир опасно. Другие стратегии - не значит "зло". Например, я православный человек, но это не значит, что Ближний Восток или Индия для меня - "территория зла". Не всё чужое или чуждое тебе - непременно зло, если тебе этого не навязывают насильно.
Достоинства интернета самоочевидны любому человеку, кто пользуется интернетом. Зачем пользуешься или почему предпочитаешь - в том и заключено достоинство. Например, в данный момент достоинство интернета для меня заключается в том, что ответы читателям на сайте требуют от меня меньших трудозатрат, чем при разведении почтовых голубей.
... Или вы спрашиваете меня о смыслах интернета? Инструментально интернет - комплекс революционных технологий по работе с информацией, но понятийно и ценностно интернет полностью укладывается в парадигму постмодерна, ещё и место остаётся. Только журналист может считать постмодерн новым шагом в развитии культуры, в реальности - это прыжок на месте, приравненный к побегу, зачастую с переворотом через голову. Интернет объёмно обозначил многие смыслы культуры, но онтологически не создал ничего нового. Все его "ноу-хау" на самом деле уже давно озвучены хоть Достоевским ("если бога нет, то всё дозволено"), хоть Лемом ("во вселенной мы ищем не другой разум, а самих себя"), хоть Шекспиром и Гомером.

16.06.2012 Алексей, который..

Алексей, а кто внедряет законы интернета в реал7 Вы считаете, что это некая осознанная сила или просто это стихийное действие изнеженной и не отвечающей за свои слова молодежи?

ответ

Уважаемый Алексей.
Ваш вопрос не имеет ответа. Кто или что заставляет изнеженную и не отвечающую за свои слова молодёжь читать Пелевина и смотреть Тарантино? Некая осознанная сила, или это просто стихийное действие? Так вопрос не формулируется, поэтому и ответа на него нет.

15.06.2012 Сергей

Алексей Викторович.
( о интернете )
Вы очень тонко показали недостатки интернета.
вопрос.
Каковы на ваш взгляд , достоинства интернета ?

С уважением , Сергей.
Покажите , пожалуйста , его достоинства

ответ

Уважаемый Сергей.
Вы спрашиваете о самоочевидных вещах, даже не хочется растолковывать то, что и так понятно любому школьнику.

15.06.2012 Алексей,который

Алексей, но деструктивность интернета не остановить, это очередной "задвиг" катящийся к закату западной (или всей) цивилизации.Или вы считаете, что можно что-то изменить?

ответ

Уважаемый Алексей.
В самом интернете нет ничего апокалиптического. Внутри себя интернет может существовать как ему угодно. Хочет - пускай отменяет истину и культуру, это его проблемы; сдохнет одна Сеть - смастерят другую. А деструктивно - когда законы интернета внедряют в реал. Вот этого делать не надо.

14.06.2012 Сергей

Алексей Викторович.
Я понимаю, что "лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояние", но все-таки, как вам видится второе 10-е 21 века, особенно люди, которые пошли в первый класс в 21-ом веке и уже закончили школу?
С уважением, Сергей.

ответ

Уважаемый Сергей.
Увы, не знаю этих людей. Правда не знаю. И не могу представить, что будет, хотя в какие-то серьёзные перемены не верю.

14.06.2012 Ивонина Ирина Владимировна

Здравствуйте, Алексей Викторович! Как-то так получилось, что пропустила Вашу книгу "Дорога единорога". Глубоко уважая Ваше творчество, бесплатно качать не хочу, а за деньги ее даже на Озоне нету. Не подскажете, где и как можно эту книжку купить?
Пользуясь случаем, хочу полагодарить Вас за Ваши книги - они удивительно хороши, и время от времени я их с наслаждением перечитываю.
Желаю Вам здоровья, удачи и любви! Надеюсь, Москва Вас не схавает и Урал не потеряет своего писателя. Живите долго-долго и пишите, как умеете только Вы!
С уважением, Ирина

ответ

Уважаемая Ирина Владимировна.
Большое спасибо.
А книгу эту уже не купить. Тираж был очень маленький и кончился, денег на переиздание у издательства нет. Увы.

14.06.2012 Бобс.

Уважаемый Алексей Викторович! И всё-таки очень жаль, что в «Комьюнити» нет диалогов между Дорном и Глебом, а также Гурвичем. Никто, кроме вас, по-настоящему, делать этого не умеет. И наплевать на литкритиков. Поверьте мне, что ваш роман приобрёл бы ещё одно измерение тем, что такие диалоги втягивают читателя в размышления. Не всем интересна в таких подробностях история чумы, но вот тема влияния феномена интернета (особенно Twitter и Facebook) затрагивает всех. Вот даже сейчас, читая здесь ваши ответы, я понимаю, как выиграл бы роман от того, если бы это читалось в книге.
Какое дело вам до критиков, если вы их хорошо знаете? Я прочитал здесь всю критику «Комьюнити» и ясно вижу, что «вместе с водой они выплеснули и ребёнка». Ваш роман это эксперимент. И читать его надо по-особому. Мне, например, не интересен эпизод, где Глеб находит в подвале здания человека похожего на Гурвича, привязанного на цепь и в грязи. Это из области детской страшилки. Но, в эксперименте допустимы и неудачи. Я концентрировался на тех местах романа, которые меня восхищали. Этого мне достаточно, чтобы уважать ваше творчество. Критики, к сожалению, так не умеют.
Что же касается интернета, то ваша позиция становится мне яснее, когда вы добавили, что «Интернет сам по себе – благо». Абсолютно верно, что интернет всё поменял и отрицать это невозможно. Мне показалось, что вы изначально придумали жупел, что интернет способен заменить людям Бытиё на эрзац и вся угроза вокруг этого. Но ведь свобода интернета это его суть и людей не втягивают насильно в сети. Ведь даже церковники уже поняли, как использовать интернет в своих целях и создают свои сайты.
Если возможно, то раскройте подробнее вашу фразу «Если законы Сети извлекаются из Сети и внедряются в реал – тогда начинается постепенный распад». И, пожалуйста, не считайте мои некоторые несогласия с вашими словами нелицеприятными. Например, я уверен, что Цой обязательно пришёл бы на Болотную и на Сахарова и пел свои песни, как это сделал Юрий Шевчук.

ответ

Уважаемый Бобс.
Спасибо за хорошие слова.
В современной культурологии я считаю самой интересной тему влияния интернета на культуру: тему интернета как воплощения постмодерна.
Я не считаю, что угроза интернета – жупел. И не разделяю многих мифов. Например, что интернет – это свобода. Свобода, как известно, это осознанная необходимость. Но инструментами Сети эту необходимость «не осознать», то есть не определить. Тоталитарный формат предлагает один вариант события, а сетевой формат – миллион вариантов, но выбирать «из одного» или выбирать «из миллиона» - в любом случае не выбор, не свобода. То есть, свободы в Сети нет, хотя и запретов тоже нет. Скажем так: свобода Сети – мнимая, вернее, лишь потенциальная, потому что нет инструментов определения, ориентирования. А то, что мы принимаем за свободу, - чаще всего немотивированный произвол либо закамуфлированная случайность.
(ДиКСи в «Комьюнити» - как раз инструмент ориентирования, определения, и характер применения этого инструмента поясняет, что свободы в Сети нет уже по самой природе Сети.)
Втягивают людей в Сеть насильно или не втягивают – это не аргумент. Меня тоже никто насильно не заставляет носить штаны, но так устроено общество, что мы ходим в штанах. Если я буду игнорировать штаны или если я буду игнорировать Сеть, я проиграю в социальной конкуренции, вот и всё.
Про законы Сети, которые внедряются в реал.
Скажем, Сеть уничтожает разницу между публичным и приватным. Приватное поведение становится публичным. Особенно это видно по подросткам. И это не падение нравов, как талдычат ортодоксы и ханжи, не злой умысел, а сетевая стратегия в реале. В результате смещаются понятия нормы, и в этом смещении нет ничего хорошего. Норма – наш генокод, и сбой нормы приводит к мутациям, чаще всего – нежизнеспособным.
Или. Сеть – пространство речевое. В нём существует лишь тот, кто говорит. И в реале общество перестаёт судить «по делам», а судит лишь «по словам». Не в смысле «верит вранью», а в смысле «говорение равно существованию». Существует только «неумолкающий». Смысл сказанного не важен, важен факт непрерывного говорения. Следовательно, Сеть оправдывает предпочтение не компетентного, а артистичного.
Или. Когда в Сети все - писатели, художественная аргументация нарратива перестаёт быть убедительной. Я уже говорил об этом: в сетевом мире общезначимый сюжет становится частным случаем, «Преступление и наказание» оказывается криминальным романом про маньяка, «Рубкой топором по-петербуржски». Тем самым как общество мы теряем универсалии. Можно напомнить, что как общество мы начались с обретения универсалий – идей добра и зла, воплощённых в зороастризме и осмысленных Сократом и Платоном. Потеря статуса художественности сначала огрубляет этику, потом вульгаризирует её, а потом и аннулирует. И этот разрушительный тренд в культуре формирует Сеть, потому что другие стратегии деструкции – не тренды.
И так далее. Я много думал об этом. Я писал «Комьюнити» не впопыхах.
Можно сказать: я переживаю о тонких материях, которые в обыденной жизни незаметны и незначимы. Радиация тоже незаметна: в носу не щиплет, пятки не зудят. Но не надо путать онлайн и офлайн. Эти миры существуют по разным законам. Замечательно, что можно переключать себя из режима в режим, но следует помнить, образно говоря, что «запад есть запад, восток есть восток».
Кстати, с точки зрения нашего разговора убийца Брейвик – не ярый террорист, совершивший акт расовой чистки, а банальный тролль: прогрессор виртуала в реале.

13.06.2012 Андрей, Новосибирск

Здравствуйте, Алексей Викторович. Читаю "Комьюнити"(60 страниц осталось). Спасибо за подробные исторические вступления о чуме и о святом Христофоре в "Псоглавцах". В "Комьюнити" у Вас как-то сразу, с первой страницы затянуло. Спасибо. Немного напрягают диалоги с Маришей, т.к. нет такого сленга в моем кругу общения (неужели есть люди, которые только так разговаривать могут?), потом, книга пестрит современными словами и терминами. Приходится перечитывать, чтоб понять. Я, так понял, Вы любите, точнее, привыкли к словам экзистенциальный, толерантный и т.д. Иногда, правда, по ходу только смысл каких-то оборотов понимаю. Хотя читаю много, но из современных писателей, только Ваши книги. Вопрос у меня дурацкий, простите. Орли с Глебом едут на митинги. Орли: - там играет "Каста", а там, Егор Летов. Это как? Как-то резануло. Летов умер в 2008. Либо имелось ввиду, что звучат его песни? Спасибо. Книга не дочитана, не убейте интригу, случайно.)))

ответ

Уважаемый Андрей.
Конечно, Летов играет в записи. Я не думаю, что живой Летов (Цой, Башлачёв, Янка Дягилева, Майк Науменко) в тот день пришли бы на проспект академика Сахарова. Мне кажется, само понятие "санкционированный митинг" было им как-то странно.

страница: 146 из 212

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

продюсер
Юлия Зайцева

Instagram