продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

29.11.2016 Olga Larsson

Для меня очень актуально: 1/ Как долго обычно Вы вынашиваете роман, созреваете.2/ Как долго обычно вы пишите?
Спасибо за СЕРДЦЕ ПАРМЫ Большое спасибо
Спасибо за НЕНАСТЬЕ

ответ

Уважаемая Ольга.
Я пишу долго. Просто я работаю много, не тусуюсь, не бухаю, не трачу время понапрасну, поэтому и кажется, что пишу быстро. "Сердце пармы" я писал пять лет, но тогда я работал на двух работах. "Ненастье" - полтора года, "Золото бунта" - два года, "Тобол" займёт три года.
О самом процессе написания я недавно рассказывал подробно. Поглядите, плиз, предыдущие ответы, чтобы мне не повторяться.

25.11.2016 Николай

Добрый день, Алексей! Читаю в аннотации к "Тоболу", что роман 700 страниц. Огромный труд, требующий высокой концентрации, больших затрат времени и "воли к победе", наверное. В связи с этим возник вопрос - а не бывает такого, что к концу работы над романом начинаешь тихо (ну или громко, неважно) ненавидеть отдельных героев, отдельные сюжетные линии, весь роман в целом? :-) В духе "так, сегодня надо собраться и главным героем спасти красавицу, о как же он мне надоел этот главный герой!". Или любовь автора к героям не знает преград? Правда, интересно, такой элемент психологии творчества. Спасибо заранее!

ответ

Уважаемый Николай.
Да, скажу без ложной скромности, труд большой. И от него устаёшь. Но вовсе не так, чтобы возненавидеть. Это же как с ребёнком: порой устаёшь, но всё равно любишь и не бросаешь недоученным и недовоспитанным. (Хотя многие, конечно, бросают.) Аналогия с ребёнком - самая правильная. Бывает, возьмёшь себе отпуск, уедешь на неделю, а на пятый день начинаешь беспокоиться и нервно курить: ну как там твоё чадо? когда же, блин, закончится этот отпуск? нафиг он вообще был нужен такой длинный?

23.11.2016 Евгения

Алексей, здравствуйте! Знакомство с Вашим творчеством начала с романа "Ненастье". Только сегодня закончила его чтение. По горячим следам, на эмоциях, написала небольшой отзыв: "Страница первая, вторая, третья. Думы: нет, не мое. 90-е, Афган, цинизм, жестокость, грязный бизнес. Это для мужчин и толстокожих женщин, к коим себя не отношу. Надо закрывать и выбрать для чтения что-то другое. Сразу в такие моменты вспоминаю фразу Мариэтты Чудаковой о том, что плохая книжка навсегда лишает нас возможности прочесть хорошую. Но не тут-то было. Книга в меня вцепилась. И она оказалась вовсе неплохой. Подкупили емкие и точные сравнения, которыми автор мастерски пользуется, такие близкие и понятные метафоры. Роман живой. Живой до неприличия. Диалоги героев реалистичны настолько, что порой становится страшно: осознаешь себя их невольным участником. Следуя традициям русской классической литературы Алексей Иванов использует "говорящие" фамилии у ключевых героев: Неволин, Лихолетов. Безвольный Герман Неволин и лихой Сергей Лихолетов. Жертвы несуществующей "афганской идеи". Мужчины, не любившие одну и ту же маленькую женщину, вечную невесту - Татьяну. Хотя, Неволин пытался доказать обратное. Автор защищает Германа, демонстрирует его благородство, искренность и верность. Но мое расположение к этому герою заканчивается на сцене, в которой он трусливо прячется под кроватью на втором этаже дачного домика, когда на первом насилуют его якобы любимую Пуговку, ради которой он и крадет эти 140 миллионов. При помощи денег, путем организации жизни Татьяны в Индии одолеть ее вечное душевное ненастье? Вряд ли. Его поступок, да и многие другие эпизоды романа доказывают и подтверждают то, что большие деньги способны каждого из нас сделать безвольным. Удивляет не финал романа (он весьма предсказуем), а то, как ведет в нем себя та самая бесхарактерная, слабая, по-детски наивная Татьяна. Бесконечные смерти заканчиваются ее воскресением. Воскресением в земной жизни. Действие романа заканчивается 22 ноября 2008 года, а я перелиснула последнюю страницу 22 ноября 2016 года. Забавно." Спасибо Вам, Алексей, что увлекли меня, заставили прикоснуться к той теме в литературе, которая была для меня до этого далека. Вернее, от которой была далека я. А вопрос мой такой: почему в Романе "Ненастье" все женщины с изъяном? Жестокие, алчные, легкомысленные, глупые, наконец? Спасибо.

ответ

Уважаемая Евгения.
Вынужден вас разочаровать. Вы не поняли этот роман.
Начну с того, что я никогда не использую "говорящие" фамилии. Выискивать в фамилиях лобовой смысл - это школярское поведение читателя, воспитанное пьесами Островского и Фонвизина. Фамилии даются по семантике, а не для пояснения.
Этот роман не о пагубе денег, о чём написано прямо на обложке. Экзистенциальная ловушка - это не банальная корысть.
Герман Неволин - не бесхарактерный человек. Солдат, исполняющий солдатский долг, не является бесхарактерным человеком. Поинтересуйтесь, что за типажи "Ванька-взводный" и "очарованный странник", перемножьте их друг на друга, и получите Германа Неволина. Умение сохранить человечность означает силу духа, а сила духа в прикладном смысле и есть сила воли.
Если у вас хватает жизненного опыта, вы должны понимать, что в жизни бывают ситуации, когда приходится терпеть то, что стерпел Герман. Вы задумывались, почему Андрей Болконский не вызвал Анатоля Курагина на дуэль? А он стерпел примерно то же самое. Значит, он бесхарактерный и не любил Наташу? Танюша принесла жертву ради мужа, и он просмотрел это жертвоприношение до конца - как самонаказание за то, на что её обрёк, и если бы он не заставил себя сделать это, то обрёк бы Танюшу на ещё большие жертвы. Об этом, кстати, в романе сказано прямо, а вы не заметили. Герман - единственный, кто любил Танюшу по-настоящему, потому и вывел её из "ненастья".
То, что вы называете "изъяном", является функцией от социальной среды. Наверное, вы никогда не сталкивались с этой средой. ...А вам не кажется, что в "Тихом Доне" все женщины с изъяном? Наталья навязчивая и бесхарактерная, Аксинья - хищница и распутница, Дарья - распутница, Дуняшка - бессердечная (вышла замуж за убийцу). Жестокие, алчные и глупые бабы.
Постарайтесь смотреть на вещи шире завышенных требований к жизни. И будьте добрее к людям.

22.11.2016 Павел Арещенко

Уважаемый, Алексей Викторович.
Я купил вашу книгу-альбом "Увидеть русский бунт". Теперь Вы переиздали её как "Вилы". Я, признаться, так и не смог понять насколько есть отличия в самом тексте? Или речь идёт только о "демократизации формата" и ничего принципиально нового в "Вилах" я не найду?

ответ

Уважаемый Павел.
Ничего принципиально нового вы не найдёте. Это "демократизация формата".

22.11.2016 Александр

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович!
Что Вы думаете о Литературном институте им. Горького? Можно ли «системно» научить литературному творчеству? Не будем сейчас говорить о других, прикладных и книгоиздательских профессиях, которым также обучают в этом институте. Грубо говоря: предположим, у потенциального писателя есть талант; предположим также, что у этого гипотетического «начинающего автора» есть и некое гуманитарное образование; допустим, наконец, что он/она может поступить в это учебное заведение. Есть ли в этом смысл? И есть ли вообще смысл в существовании Литинститута?

ответ

Уважаемый Александр. Честно скажу: не знаю. Но уверен, что хуже от Литинститута не будет.

16.11.2016 Александр

Доброго времени суток, Алексей. Я прочел в новостях, что в Китае вышла Ваша книга "Географ глобус пропил". В переводе на китайский название звучит (по воле переводчицы Тунтун Лан) уже "Географ и водка". Название было изменено в сторону краткости, как я понял, по причине длинноты и сложности. Остается после этого большой вопрос, - как же Тунтун Лан отнеслась непосредственно к переводу самого произведения, если даже сократила такое, более чем простое, название. Что Вы сам скажете по этому поводу?

ответ

Уважаемый Александр.
Я не встречался и не общался с Тунтун Лан. И я не знаю, как мне ко всему этому относиться. Я же некомпетентен. Поэтому не отношусь никак. Как есть - так и есть.

15.11.2016 Георгий

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович!

Многие спрашивают Вас о том, как происходит творческий процесс. Расскажите, пожалуйста, про самую загадочную его часть - "придумывание". Можно ли заставить себя придумать? :)

Вы часто употребляете выражение "профессиональный писатель". Что Вы в него вкладываете? Ведь в культуре достаточно личностей, к которым сложно применить данное словосочетание (например, потому что писательство не было способом заработка или проф.деятельности), а вот тексты и смыслы, созданные ими живут, и значительно обогатили мировую сокровищницу (например, Кафка). И напротив, некоторых современных авторов сложно не отнести к категории "профессионалов", а вот произведения их, увы, будут недолговечны (для меня таковым является, например, Б.Акунин).

Спасибо!

ответ

Уважаемый Георгий.
Выражение "профессиональный писатель" я использую сугубо утилитарно: то есть тот писатель, который зарабатывает только своими книгами. И не более того. В этом смысле профессиональными писателями являются и Достоевский, и Дарья Донцова. К такому определению я обращаюсь тогда, когда надо развенчать какой-либо миф о писательской работе - вроде мифа о вдохновении, без которого нельзя садиться за письменный стол.
Самое "волшебное" в писательской работе - это найти (или придумать) факт, из которого ты "извлечёшь" роман, то есть "зерно", из которого вырастет дерево со всеми его корнями, ветвями и листьями. Не всякое событие может быть "зерном", у события должен иметься потенциал. Например, в случае "Ненастья" таким "зерном" была история про захват афганцами двух жилых домов.
Найдёшь факт - и дальше начинается "разархивирование" его, то есть "придумывание".
Описать его достаточно сложно. Лично я воображаю себе мир, в котором будут происходить события, кручу его туда-сюда, и в этом процессе по ассоциациям с фактом-"зерном" рождаются какие-то смутные образы, зачаточные и несвязные сюжетные коллизии, острые реплики, интересные идеи, возможные повороты истории. Из всего этого нагромождения я оставляю только самое лучшее.
Эти лучшие придумки я группирую по темам. Например, в "Ненастье" было пять тем: эпопея с ограблением, Афган, Лихолетов, Танюша и "Коминтерн". Темы разбиваю на эпизоды и начинаю логически увязывать их друг с другом в стройную систему. На этом этапе воображение уже структурировано конкретными задачами. Результат - общая и приблизительная схема произведения.
Дальше уже обдумываю целенаправленно по фрагментам, то есть формулирую вопрос и придумываю ответ. Это уже план произведения, синопсис.
А дальше уже можно писать.
Не знаю, понятно ли я объяснил этот процесс.

15.11.2016 Андрей

Добрый день! Спасибо за очевидный и логичный ответ по узникам Кекскольмской крепости. Теперь у меня отпали многие сомнения в отношении официальной версии Пугачевского бунта.
Помимо публикаций, про чандарскую плиту есть короткий ролик Н.В. Левашова на ютюбе.В ролике Н.В. Левашов демонстрирует отколовшийся кусок плиты, который он успел забрать из подсобки МГУ. В настоящее время складывается впечатление, что эту информацию намеренно замалчивают. Вообще, сам поселок Чандар находится в очень живописном месте неподалёку от Павловского водохранилища перед п. Красный ключ если ехать со стороны Уфы.

ответ

Уважаемый Андрей.
Интересно. Посмотрю ролик. В Чандаре я не бывал, хотя бывал и на Павловском водохранилище, и в Красном ключе.
Кстати, я не думаю, что столичные структуры "намеренно замалчивают" какие-то интересные факты и утаивают находки. Мне представляется, что причина проще: элементарное пренебрежение. Провинции, то есть стране тараканов, хватит и той истории, которую ей уже соблаговолили спустить сверху.

14.11.2016 Андрей

Добрый день, Алексей Викторович! Относительно недавно на территории Башкирии возле п. Чандар был найден удивительный артефакт - Чандарская плита ( карта создателя). Также, на южном склоне хребта Зюраткуль был обнаружен потрясающий геоглиф в виде символического изображения лося. Приходилось ли Вам общаться с людьми, имеющими непосредственное отношение к находке и изучению чандарской плиты? Является ли она подлинным артефактом? Были ли вы у геоглифа?
Прочитал Вашу замечательную фотокнигу "Увидеть русский бунт" и следом интересный сборник документов и материалов "Е.Пугачев на следствии" Р.В. Овчинникова.
Как по Вашему мнению, почему первая жена Е. Пугачева и его дети, а также Устинья находились пожизненно в Кексгольмской крепости?

ответ

Уважаемый Андрей.
Про Чандарскую плиту я даже не слышал, а про геоглиф "Лось" знаю. На Зюраткуле я был сто раз, но не возле геоглифа. Я не знаю, как относиться к геоглифу. Подлинный он или это нечто иное? В таких вопросах я предпочитаю не иметь своего мнения и слушать специалистов.
По поводу жён Пугачёва ответ, мне кажется, очевиден. Всех значимых самозванцев власть казнила или изолировала от общества - "на всякий пожарный", чтобы не тревожить буйные головы. Поскольку Пугачёв объявил себя царём, его жёны автоматически оказывались царицами, то есть соперницами Екатерины и в каком-то смысле тоже "самозванками". А дети - "наследниками престола". Екатерина понимала, что несчастные жёны Пугачёва ни в чём не виноваты, и казнить (или тайком умертвить) этих женщин было бы бесчеловечно.

12.11.2016 Владимир

Здравствуйте, Алексей.
Как вы относитесь к творчеству Татьяны Толстой?

ответ

Уважаемый Владимир.
Роман "Кысь" у Толстой я считаю выдающимся произведением, которое многое объясняет в культуре. Но больше я у Толстой ничего не читал.

11.11.2016 Тайчиут

Алексей, добрый день! Прочёл "Вилы". Замечательная книга, интересная и захватывающая. Читать гораздо интереснее, чем книгу Шишкова. И вот о чем подумал: было бы здорово, если бы "Вилы" легли в основу компьютерной игры. Ваша книга - готовый сценарий для стратегии в реальном времени. Осады городов и крепостей, схватки отрядов, набор войск из крестьян или заводчан, четкий маршрут продвижения героев... Есть замечательная, ИМХО, стратегия "Казаки" от украинских разработчиков, там есть миссия, посвященная Разинскому бунту. А здесь всё могло быть гораздо масштабнее, и, главное, игра была бы целиком (а не фрагментом) посвящена интереснейшему периоду из отечественной истории. Обидно, когда иностранные разработчики делают отличные игры, пусть и с сюжетом из истории России. Например, те же первые "Call of Duty" - и дом Павлова в Сталинграде, и Курская дуга, и штурм Рейхстага. А у нас ничего подобного. Хотя материала море. Тот же "Океанский патруль" Пикуля. Штурм финских укреплений - доты, скальные лабиринты, казематы - всё описано так же здорово, как показано в самых реалистичных стрелялках. Но никого из отечественных разработчиков игр такие сюжеты не интересуют, к сожалению. Хотя западные игры очень коммерчески успешны.
Еще раз спасибо за Ваше творчество. Жду - не дождусь "Тобол".

ответ

Уважаемый Тайчиут.
Полностью согласен с вами по всем пунктам. Я тоже считаю, что компьютерные игры - замечательный способ приобщения к истории, и пугачёвщина подходит, "как влитая". Помню, году в 2007-ом мне заказывали синопсис игры по "Золоту бунта" и сплаву "железных караванов", чтобы действие игры было на реальной карте Чусовой с реальными скалами, но этот проект стух. А жаль.

11.11.2016 Ромашкина Юля

Уважаемый Алексей Викторович! Для начала хочу выразить Вам благодарность за ваше творчество!

Даже Ваши интервью и ответы на вопросы читать приятно и интересно, я уже не говорю о книгах! (пока у меня за плечами лишь "Общага" и "Географ", но, уверенна, это только начало)
Ваш стиль письма (и разговора, если речь идёт об интервью) всегда так грамотен и аккуратен, а словесные конструкции так легки и остроумны, что культуролог-перфекционист в моей душе просто ликует, заставляя буквально расхватывать вас на цитаты!

У меня не очень много любимых книг. И не потому что читаю мало, а потому что любимые книги для меня - нечто важное и душевно дорогое, и решение перевести книгу в ранг "любимой" всегда взвешенное, обдуманное, обоснованное. Поэтому большинство мною прочитанного попадает в категорию: "книжка неплохая, но любимой она не станет".
Так вот, Ваши книги - первые, за долгое время, после которых мне так думать не захотелось.

"Географ" для меня стал одной из тех книг, что читаются на одном дыхании. Из тех, от которых злишься на поезд в метро, за то, что он рано приехал на твою станцию и не дал дочитать главу; или на неожиданный телефонный звонок, который ломает удовольствие от чтения; или даже на собственную физиологию, которая в три часа ночи "кричит", что пора спать и предательски отключает твой организм.

Ваш "Географ" стал маленьким ядерным взрывом в пределах души... Взрывом, который разом превращает все мысли в безумную энтропию в замкнутой черепной коробке. Взрывом, который уносит из сознания всё лишнее и поверхностное, оставляя лишь нечто весомое и важное.
И это прекрасно. Это значит, что она Настоящая. Она не пустое чтиво - это сильное, внушительное и бесконечно глубокое произведение, которое ещё долго "не отпускает", заставляя думать о себе.
Желание "подумать" это вообще, как мне кажется, первый признак хорошей книги. Здесь же такое желание возникало и после и вовремя прочтения. Это тот случай, когда читая, иногда нужно было сделать небольшой перерыв. И не от того, что глаза устали, а просто потому что хочется остановиться и прокрутить в голове прочитанное. Поразмыслить над ним, "переварить".

А ещё, спасибо, что так качественно и профессионально продумываете свои сюжеты!
В ваших романах каждая мелочь имеет значение. Даже все неожиданности кажутся вполне закономерными. И самое главное, после прочтения не остаётся сюжетных вопросов. Остаются мысли, чувства, догадки. Но не вопросы. Ваша проза похожа на складную линейку, которую Вы поначалу разворачиваете, а потом чётко и аккуратно складываете так, что всё описанное ровно встаёт на свои места и приобретает свой логичный финал.

Обе прочитанные книги мне понравилась.
Понравились беспробудной реалистичностью. Понравились романтичной безнадёжностью. Понравились напряжённостью, но в то же время лёгкостью сюжета. Понравились стилем написания и простотой изложения.

В отношении "Географа" я всё ещё думаю над статусом "одной из любимых книг" и... если всё из вышепечисленного не любовь -... То я даже не знаю, что это тогда такое...
Спасибо Вам, за это фундаментальное для моей души творение!

Простите мне эту излишнюю субъективность и эмоциональность. Надеюсь, Вас ещё не утомили эти дифирамбы, но Вы их действительно заслужили.
И я очень рада, что заслуженная слава всё-таки нашла Вас!
Кроме того, вдвойне приятно, что не смотря на вашу популярность Вы Отвечаете своим читателям! Отвечаете без надменности, без излишней патетики - просто, по делу и с душой. Спасибо Вам за это. Это дорогого стоит.

Сложно не отвлекаться, когда так много хороших слов хочется сказать, но вопрос, собственно, следующий. Скоро выходит ваша новая книга и на вашем сайте написано, что в начале декабря Вы будете её представлять в Москве, в некоторых книжных магазинах и на книжной ярмарке. При моей врождённой нерешительности, я наверное никогда бы не отважилась задать Вам вопрос, но ни на сайте ярмарки, ни на сайтах магазинов никакой информации, увы, нет... А пропустить такое событие очень не хотелось бы. Поэтому, вопрос в следующем - где и когда будет проходить презентация, подразумевает ли этот формат встречу с читателями и автографсессию? Заранее спасибо!
С уважением и пожеланием творческих успехов.
Юля Ромашкина, Москва.

ответ

Уважаемая Юля.
Спасибо за столь хороший и столь развёрнутый отзыв. Надеюсь, другие мои романы вас не разочаруют.
Расписание моих мероприятий в Москве будет выставлено здесь, на сайте, в разделе "Новости". Его поставят в конце ноября, когда утрясётся график. Кроме того, оно будет в Фейсбуке Юлии Зайцевой, моего продюсера; выйти в её Фейсбук можно с этого сайта по синей кнопке справа.

10.11.2016 Ольга

Алексей, здравствуйте!
Благодарю за скорые, исчерпывающие ответы!
Внутренний диалог с Вами не отпускает — вот и пишем!
События, описанные в «Вилах», потрясают, как потрясает встреча с семейными тайнами, изменившими судьбу рода! Вы мастерски развернули такой обширный материал! Если взглянуть на драгоценный камень в микроскоп, поражаешься его пестроте и сложности! Так и с Вашим текстом: судьбы людей разных сословий, наций, верований с разными мотивами, мечтами и пороками выражены фактурно и очень интересно! Ваша книга во многом перевернула мои представления о Пугачёвском бунте и его внутренней динамике. Очень изменилось представление об устроении государства Российского за Уралом, впервые так ясно предстали интересы и ожидания самых разных социальных групп, мятущихся в поиске и утверждении своего жизненного пути внутри разросшейся империи!
Алексей, расскажите как происходила работа над книгой и какими источниками Вы пользовались? Жаль, что Вы не даёте ссылок.
И ещё вопрос.
Период истории России от церковного раскола середины XVII века до отмены крепостного права в 1861 году, частью которого стал Пугачёвский бунт, волнует многих и вызывает неослабевающее желание переиграть нашу историю. В «Вилах» Вы не раз отмечаете, что выезд на место исторически важных событий помогает разобраться в былом и, возможно, почувствовать желаемое будущее. В этой связи, возникает вопрос: если бы Вы писали книгу в жанре альтернативной истории, стараясь вывести Россию из ловушки бедности и хронической несамостоятельности, какие бы моменты отечественной истории Вы изменили? Каким социальным сословиям и каких героев Вы бы подкинули? Какие идеалы и ценности поставили во главу?
В книге Вы раскрываете процесс формирования трудовой этики рабочих уральских заводов, которые нередко были из старообрядцев. Предположим, что в России победил раскол а не «никониане». И что тогда? Какой была бы Россия со всеми её идентичностями? Что было бы с бунтом Пугачёва, который пытался использовать раскольничий компонент?

С наилучшими пожеланиями,
Ольга

ответ

Уважаемая Ольга.
Рад, что "Вилы" вам понравились.
Осмелюсь только уточнить, что описанное на четыре пятых происходило "перед Уралом", а не "за Уралом".
Рассказать о работе над этой книгой в двух словах немыслимо. Я перерыл гору литературы, в том числе и очень "мелкой" - разных местных брошюрок. Например, историю про мост Тубаляс, про отвагу майора Папавы или про "маленькую разбойницу" Дуняшу Невзорову вы не встретите ни в каких исторических трудах о пугачёвщине. Даже "большие" темы (скажем, оценка личности и деяний Кирилова) даны мною по "маргинальному" (по издательскому принципу, а не по научной обоснованности) источнику. Кое-чего я так и не узнал. Например, не знаю, кем был слепой мулла Адигут или чем закончила крепостная актриса Настасья Хлопова, жена Пугачёва. К тому же я объехал почти все пугачёвские места. Очень бы мне хотелось узнать кое-что ещё, но я уже не смог ничего нарыть: например, какие-нибудь легенды о связи Пугачёва с горой Большой Богдо. А после моей работы была ещё и работа фотографов. Была работа над книгой "Увидеть русский бунт", которую сначала никто не хотел издавать, а потом никто не заметил. И так далее. А ссылки для такой книги, как моя, бессмысленны. Предположим, сошлюсь я на источник (история про Убиенный остров) - брошюра "Краеведческие чтения", город Сатка, 1996 год, тираж 150 экземпляров. Эту брошюру никто не найдёт ни в библиотеках, ни в интернете; она есть разве что в архиве Саткинского музея. Так что библиография увеличит объём книги в полтора раза, а пользы с неё для читателей - ноль.
Я не люблю альтернативную историю как жанр. Очень мало таких событий, которые изменили ход истории сами по себе, без мощнейшей "подготовки". Подавляющее большинство событий должно было произойти. Скажем, не случилось бы революции в октябре 1917 года. Но всё равно случился бы мятеж - в январе 1918 или близко к этому. Взрыв и последующая Гражданская война были неизбежны. Поэтому альтернативная история лишена здравого смысла и объяснительного потенциала. Почти всегда. Но не всегда.
Вот церковного-то раскола как раз могло бы и не быть, поскольку он объясняется лишь амбициями Никона и пассивностью царя. Если бы раскола не случилось (то есть "победили раскольники"), то восстание Степана Разина превратилось бы в пугачёвщину. Разумеется, оно было бы подавлено, но по результатам этих событий Пётр I, скорее всего, занимался бы не войной со шведами, а отменой крепостного права. И так далее по возрастающей. Россия стала бы куда сильнее и гораздо ближе к Европе.

09.11.2016 Григорий Серов Ростов Великий

Уважаемый, Алексей Викторович, разрешите задать вам пару вопросов. "Нон-фикшн книга «Дебри» выйдет зимой 2017г.", написано в колонке новостей вашего сайта. Если не секрет то какого формата будет данная книга "Ёбурга" и "Вил" или "Хребта России", "Увидеть русский бунт" и "Горно-Заводской цивилизации"? И стоит ли ждать в перспективе книгу про речной флот?

ответ

Уважаемый Григорий.
"Дебри" будут формата "Вил" и "Ёбурга". А "Речфлот" по-прежнему в планах, но отдалённых - ещё и с "Тоболом" работы немерено.

05.11.2016 Анастасия

Алексей Викторович, я совсем недавно познакомилась с вашим творчеством, больше всего меня привлёк роман "Ненастье". Понятно, что этот роман пророс через "Ёбург", скажите пожалуйста, почему?
Почему вы выделили именно этот сюжет и он захватил вас? Ведь можно было выхватить любой другой и получилось бы не менее хорошо.
Ещё хотелось бы узнать, есть ли связь у "Ненастья" с другими вашими произведениями, не считая "Ёбурга"? Соединяет ли их что-нибудь?
Когда я читала роман, мне казалось, что некоторые события, которые взяты из разных промежутков времени специально поставлены рядом. Вот ты читаешь об одном, а потом переворачиваешь страницу и видишь противопоставление, некий контраст тому, что прочёл перед этим. Это было только в моей голове или специально так подчёркивали некоторые действия, слова, сцены?

ответ

Уважаемая Анастасия.
Отвечу не по порядку.
Нет, никаких взаимосвязей "Ненастья" с другими моими романами нет.
События из разных времён я действительно монтировал по принципу контраста (хотя и не всегда). Это делает "картинку" стереоскопической, объёмной.
"Ненастье" и вправду выросло из "Ёбурга", хотя город Батуев - никак не Екатеринбург. Решающим екатеринбургским событием для меня был захват афганцами двух жилых высоток. Другие акции - отжим рынка, криминальные разборки, акции протеста - были не только в Екатеринбурге, а история с домами - полный эксклюзив. Эта история поразила меня тем, что в ней наиболее полно отразились "лихие девяностые". Ведь эти годы были не только временем беспредела, но и временем неких феноменов, которых не было в восьмидесятые, даже в перестройку, и не стало в нулевые. Я и собрал эти феномены в романе, чтобы зафиксировать суть эпохи. Один из феноменов - захват домов. Чем он был? Криминалом? Нет. Акцией гражданского неповиновения? Нет. Социальной авантюрой? Нет. Пиар-проектом? Нет. Это было что-то вроде коллективного восстановления справедливости экстремистским путём. Такого не могло случиться ни до, ни после девяностых.
Есть в романе и другие феномены эпохи. Например, союз "Коминтерн" - одновременно общественная организация, бизнес-альянс и криминальная группировка. Или Серёга Лихолетов - пассионарий девяностых, экстремист, эгоцентрик, альтруист и большая свинья. Можно и дальше перечислять. Но главное - что роман есть феноменология эпохи, а не криминальная сага, хотя многие читатели этого не видят. А первый феномен лично я встретил в Екатеринбурге и описал в "Ёбурге".

страница: 201 из 283