продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

БЛУДА И МУДО

ть в сексуальных терминах и используя отношения с женщинами в 

В провинциальном летнем детском лагере Троельга подобрался необычный заезд. На живописных речных берегах расположились четверо педагогов и двое методистов из МУДО – Муниципального учреждения дополнительного образования (бывшего Дома пионеров), и шестеро детей – больше согнать не удалось, поскольку лагерь уже давно не функционирует. Спешно заселить полуразрушенный лагерь руководству МУДО понадобилось якобы потому, что туда должна прибыть на отдых загадочная группа не то подростков из американского Орегона, не то инопланетян с созвездия Орион. На самом же деле странная смена – часть многоходовой аферы, которую задумал глава местного департамента образования Манжетов. Он хочет продемонстрировать несостоятельность МУДО, расформировать его, учредить на его месте Антикризисный центр для подростков и, назначив его директором свою любовницу, контролировать потоки поступающих в область бюджетных средств. Что же касается руководителей «неконкурентных» кружков вроде краеведения и туризма, а также нескольких полунищих методистов, то их планируют за ненадобностью выкинуть на улицу.

Ситуация с «блудой» (жаргонное словечко, означающее муть и неприятности) вокруг МУДО очень не нравится Моржову – главному герою романа. Моржов служит в МУДО одним из нищих методистов, но в действительности он довольно богатый, по местным меркам, художник. Видимость бедности и безобидности он поддерживает специально: Моржов – эротоман, и ему нужен свободный и неомраченный меркантильностью доступ к бабам из системы образования. В ответ на аферу Манжетова Моржов затевает свою. Чтобы создать видимость нормальной работы лагеря, он добывает «мертвые души» школьников, то есть «чичит» у всех своих любовниц-училок специальные сертификаты, по числу которых судят о количестве детей. Одновременно он предпринимает попытки затащить в свой обширный гарем трех новых красавиц: простушку Сонечку, бой-бабу Розу и «успешную женщину» Милену – ту самую любовницу, которую Манжетов собирается поставить во главе Антикриза. Причем самое интересное для Моржова заключается не в сексе, а в возможности помыть девицам мозги. Дело в том, что каждая из них уже занесла ногу для рокового шага: Сонечка рискует стать проституткой, Роза – женой сутенера, а Милена – сделать себе карьеру через постель и несправедливость.

Новый роман лучшего современного русского писателя Алексея Иванова воспринимается неоднозначно. С одной стороны, иначе как блестящим это произведение назвать язык не поворачивается. Еще ни один роман Иванова не был столь по-аристотелевски совершенен сюжетно и композиционно. Для простодушного читателя книга увлекательна, смешна и полна секса, а для литературного гурмана это еще и пир вкуса и мысли – столько там явных и скрытых отсылок к Гоголю, Достоевскому, Набокову, Булгакову и Пелевину, хитрых философских построений и сочных метафор.

С другой стороны, осадок после почтения книги остается довольно-таки неприятный. Часть читателей непременно обвинит Иванова в порнографии и матерной ругани, но дело тут вовсе не в этом, а в том, что во всей книге нет ни одного более или менее симпатичного персонажа и ни одной обнадеживающей ситуации. Это особенно заметно по контрасту с другими книгами Иванова, в каждой из которых имелся, по крайней мере, один благородный деятель и один светлый женский персонаж – как правило, трагически гибнущий. В «Блуде» традиционный благородный деятель расщепляется на трех неблагородных – на бабника Моржова, алкаша и мечтателя Щекина и на интеллигентного мямлю Костерыча, а трагически гибнущая героиня вообще оказывается хамоватой проституткой.

 В таком катастрофическом снижении пафоса невольно видится нечто знаковое: из всех произведений Иванова действие «Блуды» ближе всего к нашей современности, и это наводит на невеселые мысли и прогнозы на ближайшее будущее.

Сайт «КМ.ru»