продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

ГИЕНА ОГНЕННАЯ

Жанр «Блуды и МУДО» определил сам автор, хотя заковыристое название его нового детища побуждает заподозрить что-то подобное. Но Алексей Иванов 1969 года рождения – писатель серьезный, автор основательных исторических романов, быстро набирающий популярность. По трем его книгам сейчас снимаются фильмы. Впрочем, «МУДО» – словотворчество органов образования – расшифровывается вполне безобидно, как «муниципальное учреждение дополнительного образования», заменившее прежний дом пионеров. «Блуда», объясняет Иванов, на местном жаргоне означает «заморочка», а один из героев романа уводит это понятие и вовсе в космические дали, но блуда в буквальном и переносном смысле в книге так много, что лучше не морочить себе голову и воспринимать его как есть. Да и новая аббревиатура рифмуется с ходовым ругательством, коих в романе переизбыток. По этому поводу автор заметил, что «это уже не мат – это речь. Люди не матерятся – они матом говорят про что угодно». Издательство «Азбука», выпустившее роман, заботливо не рекомендует его читателям, не достигшим 18 лет. Очень уместно, учитывая, что не достигшие 18-летнего возраста герои книги, как и взрослые, о наличии другого языка и не подозревают.

Действие «Блуды и МУДО» происходит в вымышленном городке Ковязине, которому Иванов придумал не только географию (с деревней Ковыряловкой, ставшей частью городского пейзажа, и новым районом Пикет, где обитает местная знать), но и прошлое в лице купца Забиякина, строителя и сладострастника. В его особняке теперь разместилось МУДО, прочие постройки обветшали, а сладострастие, включая платное, расцвело пышным цветом.

В фантастической по насыщенности фактами и историческими аналогиями книге «Message: Чусовая» Иванов, склонный к живописному слогу, свой взгляд на действительность излагает без всяких метафор: как нация мы сохранимся лишь тогда, когда очистим свою историю от лжи и свою землю от грязи и мусора. «Блуда и МУДО» и есть попытка очистить землю от грязи и мусора, порой даже в буквальном смысле слова, когда в летнем лагере шестеро подростков неумело и нехотя сгребают в кучи остатки своей бурной жизнедеятельности, чтобы оставить природу в первозданном виде.

Алексей Иванов аккумулировал в городе Ковязине (не побоюсь сравнить его со Скотопригоньевском) столь многие беды любезного отечества, что никакой нецензурной лексики не хватит для их полновесного описания. Чего стоит хотя бы сатирическая картинка гипермаркета, переделанного из прежнего гостиного двора, 22-летняя директриса которого, неизвестно как сколотившая свою торговую империю, вещает писклявым голосом о своей деятельности «в формате жесткого дискаунтера... Нам интересно работать креативно, выстраивая логистические процессы». Чему удивляться, если подобный «креативный» блуд каждодневно транслирует телевидение.

В известной мере «Блуда и МУДО» продолжает тему, поднятую в другом романе Иванова на современную тему – «Географ глобус пропил»: он тоже о школе и тоже о детях. Писатель, сменивший немало профессий, среди них школьного учителя, этих упырей, эту неприкаянную безотцовщину откровенно любит и с радостью отмечает в них любой признак человечности. В том же летнем лагере детей повели на экскурсию в церковь, после чего они делились впечатлениями. Один из упырей – Гершензон – никаких слов об увиденном не нашел, лишь оставшись наедине с главным персонажем романа, спросил его: «Гиена огненная – кто это?» Тому же Гершензону автор вложил в уста неслабый афоризм: «Береги честь смолоду, если рожа крива».

Со школой, вернее с МУДО, и связан социальный конфликт романа. На МУДО центр денег давать больше не хочет, а вот на что-то новое типа гипермаркета, шикарно названное Антикризисным центром, – пожалуйста. Большую часть средств намерено, как водится, присвоить высокое должностное лицо, а бесправный учительский контингент – стареющие профессионалы и матери-одиночки получат под зад коленом, дети же лишатся привычных кружков (МУДО), и Гершензону уже не выяснить, кто это – гиена огненная. К счастью, редчайший случай, когда эта знакомая до боли ситуация завершается – не без хитрости и уловок обиженных – победой добра над злом.

Основная составляющая романа, как заявлено, – порно. Главный герой «Блуды» художник Борис Моржов наделен многими талантами, и не в последнюю очередь любовью к женскому полу. Он хочет всех женщин сразу и почти всех, так сказать, имеет, подкрепляя свои усилия виагрой. Отзывчивость героинь романа объясняется просто – Моржов обращается с ними по-человечески. Иванов – писатель чрезвычайно одаренный, к его таланту просится слово «самобытный», но описания любовных утех никогда не были счастливым уделом целомудренной русской литературы. Не знаю, как бы смотрелись без рискованных сцен романы Генри Миллера или Уэльбека, но, думаю, без иных довольно безвкусных любовных эпизодов «Блуды» это сочинение не стало бы хуже. Мне показались также излишними не связанные с эротикой некоторые умствования Моржова, придумавшего понятия «пиксельное мышление» (механическое сложение мира из кусочков элементарного смысла) и «фамильон» – вместо обычной семьи, которая перестала быть кирпичом общества, превратившись в его молекулу. Думается, и без этих изобретений роман «Блуда и МУДО» может служить компасом для многих, хотя кто-то, уверен автор, все равно пойдет не туда.

Главную же драму, как в греческой трагедии, писатель приберегает напоследок, и она взрывает роман, придавая всей этой беспросветности ощущение катарсиса. Самая обаятельная героиня романа и, вероятно, самая большая привязанность Моржова, отношения с которой не вышли за пределы платонических встреч, – 17-летняя Аленушка, профессиональная проститутка, одна из жриц подпольной сети девушек по вызову, которую содержит крупный милицейский чин. Туда Аленушку пристроил ее первый любовник Ленчик, не забывая даром пользоваться ее услугами. Этот подонок ее и угробил, перевернувшись на мотоцикле, и с места происшествия смылся. Но геенна огненная его достала: Моржов отомстил Ленчику назавтра же, сбросив его с колокольни. А сам ушел неизвестно куда. Возможно, с авторским компасом.

Ольга Мартыненко

Газета «Московские новости»