продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

КОНЬ БЛУДНЫЙ

Про новый роман Алексея Иванова по сети уже ползает игривая характеристика «плутовской порнографический». Вроде бы запустил ее сам писатель, хотя суть она отражает хитрым образом, не буквально. В «Блуде и МУДО» действительно много ядреного секса, да и афера присутствует, но книжка на самом деле не об этом. Она о господствующей сейчас форме мышления, которую Иванов определил как «пиксельную».

 В провинциальном среднерусском городке Ковязине, вроде бы вымышленном, но снабженном детальной топографией и генеалогией от боярина Ковязи, проживает странный тип 30 с чем-то лет. По основному роду деятельности – художник, не так давно добившийся успеха. Но труды и дни он посвящает работе методистом в муниципальном учреждении дополнительного образования (сокращенно МУДО) и охоте на женщин. За поясом – пистолет Макарова из проданных «вещдоков», в кармане – таблетка виагры. Зовут Боря. Просто Боря. Такой вот герой нашего времени.

 Закваска действия, – она начинает побулькивать и пузыриться уже на первых страницах, так что никаких секретов я не открою, – в том, что местные чиновники решают пополнить карманы, преобразовав МУДО в Антикризисный центр. Преобразование пустого в порожнее в нашей любимой отчизне прелестно тем, что из сотрясаемого вокруг воздуха волшебным образом появляются средства. Средства можно попилить, а далее оставить все как есть. Но выжиманию денег из атмосферы, как правило, соответствует выжимание некоторого количества неудачников из занимаемых ими социальных ниш. То есть пара-тройка мужских друзей и соратников Бориса по МУДО плюс цветник учителок в самом соку, каждую из которых герой не прочь бы включить в свой круг ОБЖ (обмена биологическими жидкостями), – все они должны будут вскорости искать другую работу. Чтобы не допустить такой несправедливости, Борис в ответ на чиновничью аферу затевает свою.

 Таков каркас повествования, на который Иванов наращивает мясо – цветистые и точные, хоть временами и на грани фола, физиологичные описания родной природы. «Талка от истомы закрыла глаза, а Матушкина гора со всхлипом потеряла дыхание ветра. Только мокрый, суровый ельник стоял все так же строго и вертикально, словно монастырь». Животрепещущие мерзости провинциального быта: инспектор ДПС, по совместительству – хозяин передвижного борделя, спортсменка-чемпионка, перетрахавшая и перехоронившая две трети молодых бандюганов из своего неблагополучного околотка. И то, ради чего, наверное, все и затеяно – философское осмысление происходящего. Главный герой Борис Моржов без устали рефлексирует, отражая реальность в общедоступных криминально-порнографических терминах с неистребимым совдеповским ароматом. Так возникает пресловутое «пиксельное мышление», характеризующееся «тягой к немедленной пользе», или «охват поля гибкости», сокращенно – ОПГ, такой суррогат влияния или харизмы, который измеряется в количестве людей, которых индивидуум способен «нагнуть».

«Блуда и МУДО» – роман едкий и горький, мечущийся между буйством и свежестью физиологии и тем подзабродившим болотом, которое представляет собой современная русская действительность. А на этой поганой глади тонкой нефтяной пленкой распласталось то самое ура-радужное «пиксельное мышление», которое еще вернее будет выразить не в плоском определении книги как «плутовской-порнографической» истории, но в понятных всем рекламных аналогиях: хочешь любви – пожуй жвачку, истомился по дружбе и чувству локтя – опорожни пол-литру пива. Такой вот тухлый апокалипсис.

Наталия Курчатова

Журнал «TimeOut» (Санкт-Петербург)