продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

ГОЛЛИВУД НА ЧУСОВОЙ

Слава – дама капризная. В начале 1990-х, когда 21-летний Алексей Иванов дебютировал фантастической повестью «Охота на "Большую Медведицу"», эта дама не удостоила его ни единым взглядом. В 2003-м, после второго пришествия писателя в литературу с весьма необычным романом «Сердце Пармы», посмотрела удивленно, но как-то искоса. И только когда в свет вышло эпохальное «Золото бунта», набросилась на пермского сочинителя со страстными объятиями.

Масштаб замысла 700-страничного романа впечатляет сам по себе. Еще больше восхищает дерзость автора: на дремучем уральском материале XVIII века Иванов создал грандиозную и при этом на редкость динамичную эпопею, вызывающую ассоциации ни больше ни меньше, как с Гомером и Голливудом. Кроме того, сражает жанровое многообразие романа. Он исторический и авантюрный, в нем имеется стержневая детективная линия и элементы захватывающего триллера. Преимущество книги еще и в том, что она далека от чистого развлечения и выделяется любопытным философским содержанием.

С гомеровской «Одиссеей», а вслед за ней и с джойсовским «Улиссом» роман Иванова роднит структура. Герой книги Остафий Переход, сын исчезнувшего при странных обстоятельствах лучшего сплавщика на реке Чусовой, по ходу действия попадает в десятки разнообразных мест и историй, каждая из которых таит для него смертельную опасность. Первая же сцена романа задает высокое напряжение: чтобы прогнать мародеров с остова отцовой барки, Переходу-младшему приходится взяться за штуцер. Сюжет развивается стремительно: если Одиссей был вынужден скитаться по морям и островам десять лет, то Осташа примерно ту же по объему программу выполняет года за полтора.

В программе значатся вогул-колдун и отшельник-безумец, таинственные раскольничьи скиты и станы злодеев-золотодобытчиков, горящая темница и летящая на острые скалы барка, распутная солдатка, дикарка-знахарка и соблазнительная дочь заклятого врага. Ясно, что герой обязательно всех одолеет и пройдет назначенный ему путь до конца. У Осташи есть миссия: свои подвиги он совершает не просто так, а потому, что обязан доказать невиновность не то погибшего, не то пропавшего отца, которого подозревают в краже легендарного пугачевского клада.

Особую прелесть придает «Золоту бунта» его уникальный язык, двухсотлетней давности лексика уральских сплавщиков и бурлаков. Чего тут только нет: шитик и прудух, голбец и кокора, потеси и кочетки, льяло и мурья, межень и бокарь. Все эти словечки – не прихоть автора, не способ произвести впечатление, а средство погружения в атмосферу, достижения художественной подлинности. Характерно, что, несмотря на головокружительный сюжет, ряд мистических сцен и голливудский размах, «Золото бунта» воспринимается как вполне реалистическая книга.

Недостатки романа – прямое продолжение его достоинств. Все-таки упомянутый здесь Голливуд – это и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо, что все сделано исключительно мастерски. Плохо, что внешние эффекты порой выглядят самоцелью. Впрочем, эти изъяны настолько малосущественны, что особого внимания на них можно не обращать.

Юрий Володарский

Еженедельник «Свобода слова» (Киев, Украина)