продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

22.01.2009 Александр

Уважаемый Алексей, доброго здоровья. В "Сердце Пармы" в сцене встречи Ионы и Ничейки со скудельниками есть такая деталь: "... кивнул ватажник, прилаживая на средний палец правой руки, на ладони которой лежал нож, волосяную петлю и натягивая ее на рукоятку. ... для чего нужна волосяная петля на пальце. Одно короткое движение руки - и нож по рукоятку войдет меж его ребер." 1) Сначала я подумал, что петля - какое-то метательное приспособление, но сразу передумал. Думаю, это - фиксатор, предотвращающий проскальзывание ножа в руке при уколе. Так? 2) Где можно посмотреть примеры таких петель и способов их крепления на рукоятке? Спасибо, отлично пишете.

ответ

Уважаемый Александр. Меня сравнительно недавно уже спрашивали в этом разделе сайта про нож на петле... Нет, нож - метают, и петля - что-то вроде пращи. Я уже не помню, как она крепится, - забыл, как забыл, например, системы узлов для альпинистской страховки. Эту сцену я писал лет 15 назад. Не помню даже, где брал материал по этому виду разбойничьего оружия. Помню только, была книжка-брошюрка про всякие кистени, песты, шелепы и проч. Увы!

19.01.2009 Юлия

Уважаемый Алексей! Что значит "пройти отуром"?

ответ

Уважаемая Юлия. "Пройти отуром" - значит, обогнуть препятствия, разворачивая судно на 180 градусов. В романе - стукнуться носом барки в берег, отскочить кормой вперёд и тем самым обойти скалу, которая стоит немного ниже по течению того места, где стукнулся. Траектория движения напоминает "птичку", клюнувшую остриём в берег. Этот приём сейчас используют туристы-водники, потому что надувные катамараны хорошо пружинят при толчке. Такой способ прохождения препятствия называется "телемарк".

17.01.2009 Лана

Алексей Викторович, про позвоночник истории Вы говорили в интервью 3-летней давности:Книж. обозрение, 20.06.2006

ответ

Уважаемая Лана, вы, чёрт возьми, правы. А у меня, видимо, склероз. Приношу свои извинения Евгении. Надеюсь, она не обиделась. И тем не менее, сейчас я так уже не думаю. Сейчас та мысль представляется мне поверхностной.

15.01.2009 Сергей

Алексей здравствуйте.Хотелось бы проити по местам событий романа Сердце Пармы. К сожалению не все названия совпадают с настоящими.Может подскажете?

ответ

Уважаемый Сергей. Боюсь, что в "Сердце пармы" почти все названия совпадают с настоящими. И каким маршрутом вы хотите пройти? По верхней Каме от Кая до Соликамска или до Перми? От Чердыни до Усть-Выми через Чусовское озеро? От Чердыни до Пелыма? От Чердыни до села Торговище на Сылве? В "Сердце пармы" маршруты очень разнообразные, расходящиеся от Чердыни звездой на все четыре стороны света.

15.01.2009 Ильяс

Уважаемый Алексей! Прочитал на этом сайте статью А.Старобинец "Человек Пермского периода ". Покоробило ее мнение о перми и пярмяках. Но пусть ей.. Вопрос в другом, Вы, пользуясь терминологией Морожова, подержали девушку - А.Старобинец - "за булку "?

ответ

Ильяс, а у вас всё в порядке с воспитанием?

15.01.2009 Евгения

Здравствуйте, уважаемый Алексей! В одном из Ваших интервью шел разговор о "позвоночнике" истории. Если продолжить такую интересную аналогию разных российских правителей с "позвонками и хрящами", то после Александра Второго как бы Вы распределили последующих "царей" до наших дней? В частности Сталина: ведь при нем давило и плющило ого-го как, неужели он хрящ? В любом случае идея очень оригинальная, как и все у Вас. Спасибо. Уважаемый Алексей Викторович, задала Вам вопрос про "позвоночник" истории, а теперь переживаю, что он, конечно же, наивный: при желании можно и самому сообразить. Но у меня упорно получается, что все правители в этом хребте - позвонки, а народ - между ними, и плющит его, и давит со страшной силой верх и низ, независимо от значимости правителя... И еще, Алексей Викторович, почему Вы связываете психоанализ с язычеством? Я пыталась понять: потому что он имеет дело с темными, стихийными, первобытными силами подсознания, стремится вытащить их на свет, так же как язычники освещают пламенем костра пещеру, и их тени отражаются на стенах? Но ведь это только часть психоанализа, основная работа - это работа с сознанием, с внутренне осознанным принятием решения изменить свою жизнь, разобравшись со своими "темными аллеями"... Огромное спасибо за Ваши чудесные книги и за возможность писать Вам!

ответ

Уважаемая Евгения. И вам спасибо за вопросы. Я оба ваши вопроса совместил в один, чтобы проще было отвечать. Честно говоря, я не помню, чтобы я сравнивал историю с позвоночником. Под "хребтом России" я подразумевал набор жизненных стратегий "опорного региона" России, а не чередование жёстких и мягких правителей государства. Тем более, что такого чередования не было. Я опасаюсь, что вы чересчур буквально расшифровали метафору "позвоночника". А психоанализ считается язычеством не мною, а всей церковью. Потому что в основе христианского представления о человеке лежит понятие души, сакрального содержания человека, которое подвластно богу. А в психоанализе основой человека считается не душа, а психика, то есть, огрубляя, система реакций на раздражители. Психоанализ - феномен материалистичного толкования мира, а материализм противоположен идеализму, то есть, в данном случае, вере.

14.01.2009 Александр

Здравствуйте, Алексей! Спасибо вам огромное за ваши книги! У меня к вам такой вопрос, в "Сердце Пармы" очень много рассказано о взаимоотношениях коренного населения с людьми, пришедшими с Руси. Я живу в Великом Новгороде, и мне в первую очередь интересны были новгородцы-ушкуйники. На мой взгляд, в описываемый вами период истории, жители новгородской земли отличались от жителей Московии очень сильно. Как вы считаете, осталось ли в жизненном укладе, культуре Урала что-то от тех самых лихих новгородских ватаг или же нет? Заранее благодарен!

ответ

Уважаемый Александр. Я тоже считаю, что в ту эпоху по ментальности московиты и новгородцы отличались друг от друга разительно. Но сейчас от ментальности новгородцев на Урале не осталось ничего. Дело в том, что история Урала - если обобщать - несколько раз начиналась с нуля. Сначала с нуля её начала Чердынь. Потом - Строгановы и Ермак, "перебившие" всю "древнерусскость" менталитета Чердыни средневековым слободским менталитетом. Потом с нуля всё начали горные заводы, "перебившие" слободской средневековый менталитет заводским металитетом нового времени. И так далее. В конечном итоге, в 20 веке всё перекрыл зэковский подневольный менталитет. Конечно, нижние слои влияли на верхние, переформатировали их под себя, но в бытовом отношении от древности в сознании социума не осталось ничего - только культурные архетипы, которые не идентифицированы никем. Так что искать на Урале Новгород бесполезно, тем более, что он и не занимался колонизацией Урала.

11.01.2009 Максим

Здравствуйте, Алексей! Я написал мистическую повесть и меня интересует, насколько реально ее издать. И вообще издать мистичекое произведение в России.

ответ

Уважаемый Максим. По-моему, в России чего только не издают, в том числе и огромное количество "мистических" произведений. Реально или нереально издать - зависит от ваших способностей - писательских и пробивных, связей и везения. Лично я ничем помочь не могу, увы.

10.01.2009 Светлана

Уважаемый Алексей! Хотелось бы уточнить свое восприятие Географа с тем, что Вы сами туда закладывали. У меня возникло ощущение, что в романе затрагивается тема о детскости взрослых и о взрослости детей. Границы для Служкина между его Я в детстве и Я взрослым нет. Он взрослый мальчик и логично влюбляется в девочку Машу. В принципе, друг от друга взрослые и дети отличаются только возможностями. Еще у Вас в романе женское исследование с двумя положительными персонажами Чекушкой и Угрозой Борисовной? У меня возникло такое впечатление. Потому, что остальные: Рунева паразитка; Кира считает себя самой умной, поэтому дура; Ветка балда; Надя ищет виноватых в своей судьбе и упорно навязывает эту роль Служкину все они подвида бабы обыкновенные . Вздохнуть и есть то, что положили. Наверное такие мы и есть. Мне интересно, чего хорошего Служкин и Будкин нашли в Наде? Я уж не буду затрагивать тему красот Уральского края. В общем, написала, чтобы сверить часы , а то я в школе Тимур и его команда прочитала, как любовный роман. Спасибо.

ответ

Уважаемая Светлана. Мне как-то очень трудно ответить на ваши вопросы... По-моему, вы видите в "Географе" противопоставления, которых нет. Детскость взрослых - это инфантилизм, обусловленный многими причинами, социальными в особенности. Взрослость детей - это отсутствие в их жизни настоящих взрослых, заброшенность. И то, и другое говорит только о моральной ситуации в обществе, где происходит подобное, но друг другу не противопоставляется. То, что Служкин - взрослый мальчик, ну и что? И Будкин с восторгом предаётся детским воспоминаниям, и Колесников ведёт себя как пубертатный подросток. Ситуация в стране, когда мужчина не может реализовать свою роль кормильца и защитника, провоцирует на инфантилизм поведения. Угроза и Чекушка - явления одного порядка, но разных обществ. Тоталитарная система школьного обучения, которая губит и учеников (Служкин в детстве), и учителей (Служкин взрослый). Я не считаю Угрозу и Чекушку "положительными" - в контексте романа, разумеется. Вне романа они могут быть очень порядочными людьми, но это - за пределами книги. Я не считаю Сашеньку, Ветку, Киру и Надю бросовыми людьми, "бабами обыкновенными". Женщины ищут счастье - в меру своего понимания методов поиска. Это очень естественно и правильно. И единственный вывод - то, что таким образом, каким они это делают, они не обретут счастья в лице конкретно Служкина, Будкина или Колесникова. Но от неполноты своего понимания жизни героини становятся не хуже, а несчастнее. А что хорошего Служкин и Будкин нашли в Наде?.. Какой-то странный вопрос. Влюблённость не мотивируется. Конечно, её можно мотивировать задним числом, но такое объяснение всё равно останется схематичным, неполным. Чего хорошего Ромео находит в Джульетте, Онегин - в Татьяне и т.д.? Хорошее - не редкость, и такое же хорошее можно найти в других людях. Найти - но не влюбиться.

10.01.2009 Кирилл Дегтярёв

Алексей, спасибо за ответ. Если позволите, ещё вопрос вдогонку, уже о хумляльте Асыке. Против чего и за что и он, по-Вашему, воюет? На вопрос, против чего, ответить проще. В том же разговоре с памом, Асыка довольно ясно говорит, что главная опасность, которую несут русские это их бог, Христос. При этом про Асыку не скажешь, что он Христа не понял по недостатку ума или незнанию. И ума ему не занимать, и русских шаманов он слушал. Так что всё он, вероятно, понял. А вот ради чего он идёт в бой против Христа? Асыка не производит впечатления искренне верующего язычника консерватора и, как бы сейчас могли сказать, борца за сохранение мансийского народа и его этнокультурного своеобразия . Обычаи, мораль и этику своего народа он сам легко переступает и людей не щадит не только чужих, но и своих. А отношение Асыки к традиционной языческой вере вполне прагматично как к матрице , удерживающей общество в определённом состоянии. Наконец, стать фанатичным и беспощадным бойцом можно, всё-таки, ради какой-то масштабной идеи, сопоставимой именно с христианством. В итоге получаем, что идеей Асыки является антихристианство как таковое, а родное язычество для него ценно постольку, поскольку оно работает на эту идею. Иными словами, Асыка выходит неким локальным антихристом. Согласились бы Вы с этими рассуждениями и, если нет, что бы сами ответили?

ответ

Уважаемый Кирилл. В принципе, я могу согласиться с вами, - да вы и сами ответили на свои вопросы. Хотя лично я вижу ситуацию несколько более "человечно". Воюют за идею - это в учебниках истории. В моём романе, например, князь Михаил сопротивляется московитам только потому, что чувствует себя оскорблённым. Так же и Асыка. Христос там, русские - да, это важно. Но важнее вернуть тамгу, подаренную Калине по мальчишеской глупости. Важнее сделать своё Пелымское княжество сильнее Перми Великой. Важнее доказать что-то своей женщине - Тиче. Всё вместе. Я не задумывал Асыку как олицетворение идейного языческого сопротивления христианству. История складывается из довольно иррациональных человеческих поступков. Зачастую люди их ничем не мотивируют - только ощущением, что надо сделать так, а не иначе. Поэтому пам вполне справедливо говорит Асыке, что тот не прав.

09.01.2009 Кирилл Дегтярёв

Алексей, с Рождеством Вас! В Сердце Пармы есть выглядящие красиво, интересно и глубоко психологические и теологические построения шаманов. Приведу примеры того и другого: 1) Пам видел души человека две, три, пять, у кого сколько есть. Душа-ворон живёт с предками. Душа-филин с духами. Душа-сокол с богами. Душа-лебедь там, выше богов, где движутся судьбы. А последняя душа, живущая с людьми, у всех разная у кого утка, у кого воробей, у кого ястреб. В хакане Асыке пам не увидел ни одной души. Он был глух и целен, как камень 2) Для каждого нашего народа есть священные уста, с которых к нам долетают слова вечности Но, ожидая ответа из этих уст, мы спрашиваем не гору, не предка, не бога, не идола. Мы спрашиваем что-то большее, которое одновременно и гора, и предок, и бог, и идол Всё, что есть, - это одно и то же, всё это одна цепь, а мы видим только её звенья. Связь между звеньями этой цепи ваши шаманы называют ляххал - весть . Судьба это весть земли, боги вести судьбы, люди вести богов, земля весть людей Вопрос Вы это сами придумали , так сказать, для красоты или за этим стоят реальные и где-то зафиксированные представления древних угро-финнов о человеке и мире, которые могут быть как-то переведены на современный язык соответствующих дисциплин? Кирилл

ответ

Уважаемый Кирилл. И вас с прошедшим Рождеством. Спасибо за вопрос. Про пять душ человека - это реальные верования финно-угров, многократно зафиксированные этнографами. Бездушного и цельного хумляльта я выдумал. А второй пассаж, который вы приводите, - это мой пересказ принципа синкретизма, свойственного языческому мироощущению.

08.01.2009 Катерина

Уважаемый Алексей! Планируете ли в ближайшее время издавать что-нибудь в жанре фантастики? Читаю фантастику со школы - т.е. уже лет 25. Ваша "Земля-Сортировочная" - лучшше, что я читала в этом жанре за последние 5 лет. Спасибо.

ответ

Уважаемая Катерина. Спасибо за хорошее отношение к моей фантастике. Обычно в критике её принято лажать. А я в ближайшее - и не очень ближайшее - время возвращаться к фантастике не планирую, и издаваться, соответственно, ничего не будет.

07.01.2009 Акбашев Арсений

Я житель с.Кояново, Пермского района, прочел вашу книгу "Message: Чусовая" - очень хороша и сложна. Спасибо. Немного напутанно. Где можно материалы по Исмагилу Тасимову, по п.Юг, и с. Кояново? Уж очень хочеться узнать возраст Кояново. Обидно, на Сибирском тракте живём... Спасибо заранее. Акбашев Арсений.

ответ

Уважаемый Арсений. Наиболее подробное упоминание об Исмагиле Тасимове я встретил в книге екатеринбургского историка Николая Корепанова в книге "Никифор Клеопин", издательство Института истории и археологии УрО РАН ("Банк культурной информации"), Екатеринбург, 2000 год, 11 выпуск серии "Очерки истории Урала". Материалы по посёлку Юг надо искать скорее как материалы по Юговскому заводу П.Осокина 1732 года. О Сибирском тракте и, соответственно, о селе Кояново должен знать пермский краевед и турист Сергей Горелов, но его материалы никем не изданы.

04.01.2009 Константин

Уважаемый Алексей! Хотелось поинтересоваться по поводу литературного течения повести "Общага-на-Крови". В ней есть признаки как реализма, так и постмодернизма. К какой литературной тенденции Вы сами можете отнести своё произведение и почему? Спасибо.

ответ

Уважаемый Константин. "Общагу" я отношу к махровому реализму с классическим драматическим "единством места, времени и действия". Лично я никаких следов постмодернизма в ней не наблюдаю. По-моему, когда я писал её в 1992 году, я ещё и слова-то такого не знал...

01.01.2009 Светлана

Уважаемый Алексей! Скажите пожалуйста, какое влияние на Ваши романы оказало творчество Михаила Александровича Шолохова.

ответ

Уважаемая Светлана. У меня романы разные. "Блуда и МУДО" и "Географ глобус пропил" никак не могут навести на мысль о Шолохове. Видимо, вы имеете в виду исторические романы. Тогда отвечу: никакого влияния творчество Шолохова не оказало. Как, например, и творчество Д.Р.Толкина - об этом тоже часто спрашивают. Я очень люблю и уважаю творчество Шолохова, но сравнение с ним - поверхностное. Шолохов описывал жизнь, которую видел в реальности. У меня - полностью реконструкция, вплоть до языка.

страница: 40 из 237