продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

об авторе

Алексей Иванов родился 23 ноября 1969 года в городе Горьком в семье судостроителей. Закончил школу в Перми. Иванов с детства хотел стать писателем.

Ему казалось, что ближайший путь к писательству –  журналистика, поэтому в 1987 году, сразу после школы, он уехал в Свердловск и поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета. Но проучился там всего год: этого времени хватило понять, что журналист не писатель.

В 1990 году Иванов поступил на факультет истории искусств того же университета, решив, что «для писателя широкая эрудиция важнее узкой специализации» и что диплом искусствоведа поможет ему овладеть необходимым для творчества языком детального описания различных фактур. На факультете Иванов специализировался по книжной графике и защитил диплом по творчеству художника-иллюстратора Геннадия Калиновского.

Во время учебы в университете Иванов много времени проводил в редакции журнала «Уральский следопыт» и фактически был бесплатным внештатным сотрудником отдела фантастики, которым  руководил Виталий Иванович Бугров. Иванов проверял викторины, разбирал «самотек», рецензировал рукописи. В те годы он и сам писал фантастику. В 1990 году Бугров опубликовал в «Уральском следопыте» первую фантастическую повесть начинающего автора «Охота на Большую Медведицу». Правда, от фантастики Иванов быстро ушёл в другие области литературы, и от первой публикации в журнале до первой книги пришлось ждать целых пятнадцать лет.

Все эти годы Иванов не оставлял надежды стать профессиональным писателем. Он работал учителем, сторожем, гидом-проводником и писал романы, которые никто не хотел публиковать. «Общага-на-Крови» (1993), «Географ глобус пропил» (1995) и «Сердце пармы» (2000) лежали в столе.

Первая книга Иванова (роман «Сердце пармы») выйдет только в 2003 году в издательстве «Пальмира». Пробиться к издателю Иванову поможет рекомендация писателя Леонида Юзефовича.

Роман «Сердце пармы» сразу стал событием в книжном мире, об Иванове заговорили ведущие критики, издатели, журналисты. В том же году в «Вагриусе» вышел роман «Географ глобус пропил», который пролежал в столе 8 лет. В 2004 «АСТ» опубликовало сборник ранних фантастических повестей  «Корабли и галактика».

Иванов начал получать литературные премии: имени Д.Мамина-Сибиряка (2003), имени П.Бажова (2004), «Книга года» (2004), «Ясная поляна» (2006), «Странник» (2006), «Большая книга» (2006).

Ведущие российские кинокомпании («Централ Партнершип», «Феникс-фильм», «Красная стрела») начали интересоваться правами на экранизации.

В 2005 году у Иванова появился первый литературный агент Александр Гаврилов и постоянное издательство «Азбука», с которым Иванов будет сотрудничать восемь лет. С этого момента он переходит в профессиональную лигу и зарабатывает только литературным трудом.

Первой книгой профессионального писателя Алексея Иванова стал роман «Золото бунта» (2005).

РОМАНЫ

Алексей Иванов - автор одиннадцати романов. Он работает в самых разных литературных жанрах. «Корабли и Галактика» - фантастика, «Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО», «Ненастье» - современная городская проза, «Золото бунта», «Сердце пармы», «Тобол», «Летоисчисление от Иоанна» - модернистские исторические романы, «Псоглавцы» и «Комьюнити» - интеллектуальные триллеры.

Тринадцать лет Иванова не издавали.  Первые романы вышли в 2003 году: «Сердце пармы» в издательстве «Пальмира», «Географ глобус пропил» в издательстве «Вагриус».

С 2005 по 2013 год Иванов сотрудничал с издательством «Азбука», которое выпускало все его книги. Роман-триллер «Псоглавцы» (2011)   вышел под псевдонимом Алексей Маврин. Иванов, работающий в разных жанрах и темах, устал от ярлыков «певец Урала», «мастер исторического романа», которые критики навешивали на него с выходом каждого нового текста. Иванов  хотел получить объективную оценку произведения, поэтому взял псевдоним.

 Издательству этот ход был крайне не выгоден, так как требовал дополнительных расходов на рекламу неизвестного автора.  «Азбука» организовала съемки буктрейлера «Псоглавцы». Этот ролик считается первым буктрейлером отечественного книжного рынка.

В 2013 году Иванов закончил работу с «Азбукой» и теперь сотрудничает с «Редакцией Елены Шубиной» издательства «АСТ».

Произведения Иванова включены в программу по современной литературе для вузов. По егомпроизведениям написано более сотни научных работ и 5 диссертаций. Романы переведены на сербский, голландский, французский и китайский языки.

1.«Корабли и Галактика» (написан в 1991, опубликован в 2004) – «космическая опера» о судьбах Галактики и расе разумных кораблей.

2.«Общага-на-Крови» (написан в 1993, опубликован в 2006) - драма из жизни студенческого общежития.

3.«Географ глобус пропил» (написан в 1995, опубликован в 2003) - история «современного святого», работающего учителем географии в обычной школе.

 4.«Сердце пармы» (написан в 2000, опубликован в 2003) - магический эпос о последнем древнерусском княжестве Пермь Великая.

5.«Золото бунта» (2006) - исторический экшн о сплаве железных караванов по реке Чусовой.

6.«Блуда и МУДО» (2007) - плутовской роман о новом формате семьи и пиксельном мышлении.

7.«Летоисчисление от Иоанна» (2009) - роман-мистерия об Иване Грозном, опричнине и Конце света.

8.«Псоглавцы» (2011) - мистический триллер о российской деревне, оборотнях и незримых границах культуры.

9.«Комьюнити» (2012) - мистический триллер об интернете в обществе потребления и чуме.

10.«Ненастье» (2015) - криминальный роман о сообществе афганцев в лихие девяностые и поисках доверия.

11.«Тобол» (2016) - эпопея о судьбах Сибири в петровскую эпоху.

ХРЕБЕТ РОССИИ

«Хребет России» - это четырехсерийный документальный фильм в формате роуд-муви. Трое ведущих (Леонид Парфенов, Алексей Иванов и Юлия Зайцева) на лодках, вездеходах, автомобилях путешествуют по самым красивым и исторически значимым местам Урала и рассказывают зрителю об устройстве старинных горных заводов, добыче самоцветов, весеннем сплаве железа на речных барках, о шаманах, языческих святилищах и первых землепроходцах.

В 2007 году Алексей Иванов расстался со своим первым агентом Александром Гавриловым, и его продюсером стала Юлия Зайцева. Вместе они организовали Продюсерский центр «ИЮЛЬ», который до сих пор реализует все проекты Иванова в книгоиздании, на телевидении, в общественной жизни, представляет интересы автора в театре и кино.

Дебютом Иванова и Продюсерского центра «ИЮЛЬ» стал проект «Хребет России» - телевизионный фильм и иллюстрированная книга об Урале, его истории, культуре, идентичности. До сих пор «Хребет России» остается самым дорогим российским телепроектом: его бюджет – 2 миллиона долларов. В 2007 году Иванов написал сценарий фильма, «ИЮЛЬ» нашёл финансирование, снял пилотный ролик проекта и пригласил к сотрудничеству ведущего Леонида Парфенова и съемочную группу «Намедни».

В 2008-2009 гг. «ИЮЛЬ» проводил съёмки фильма. Было организовано 10 экспедиций по Уралу, творческая группа телепроекта объехала больше сотни городов и поселков. В 2010 году продюсер «Хребта России» Юлия Зайцева продала лицензию на премьерный показ Первому каналу, фильм прошел в прайм-тайм с хорошим зрительским рейтингом. В издательстве «Азбука» к премьере была выпущена документальная иллюстрированная книга «Хребет России». В конце издания Иванов разместил путеводитель «Железный пояс Урала», в который вошли 14 авторских маршрутов для автопутешествий. Книга стала бестселлером и на сегодня продана тиражом 70 тысяч экземпляров.

НОН-ФИКШН

У Алексея Иванова 6 книг в формате нон-фикшн: «Хребет России», «Горнозаводская цивилизация», «Екатеринбург: умножая на миллион», «Ёбург», «Вилы», «Дебри» (в печати). Это масштабные культурологические исследования, главный принцип которых – наложение истории на территорию. География тем предельно широка: от Заполярья («Дебри») до Казахстана («Вилы»).

Дилетанты ошибочно называют эти книги краеведческими. Между тем краеведение – это подробное изучение малых территории на основе архивов. В силу своей локальности краеведение не подразумевает системных обобщений.  Иванов никогда не работает в архивах, он берет информацию из открытых источников (исторических, литературных, краеведческих) и занимается изучением крупных региональных культурных комплексов.  В основе каждого культурологического исследования, как правило, одна тема: история пугачевского бунта, горные заводы, переходный период  в девяностые годы 20 века, становление государственности в Сибири.

Главный прием в создании этих книг – смотри, что пишешь. В процессе работы над ними Иванов с фотографами объезжает десятки городов и поселков. Все экспедиции организует продюсерский центр «ИЮЛЬ», который с 2006 года реализует все проекты Алексея Иванова.

Книги нон-фикшн, многие из которых изданы в формате альбомов, - очень затратный продукт. Они требуют дополнительных расходов на полиграфию и на экспедиции автора. А капитализация таких книг в разы ниже капитализации художественных произведений (романов). У документальной литературы уже аудитория,  ниже тиражи, ее нельзя продать на экранизацию и т.д. Поэтому издание книги нон-фикшн  – это всегда помощь спонсора плюс  готовность автора пожертвовать своим гонораром. Алексей Иванов называет это «роскошью, за которую он готов заплатить».  

КНИГИ

1. «Хребет России» (2010) - культурологическое исследование Урала в текстах и фотографиях. Жанр этой книги критики определили как «иденти» - идентификация региона. География исследования: Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области, Пермский край, Башкортостан, Удмуртия.

2. «Горнозаводская цивилизация»(2013) - феномен горных заводов в российской культуре. География исследования: Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области, Пермский край, Башкортостан, Удмуртия.

3. «Ёбург»(2014) - лихие девяностые в судьбе Екатеринбурга.

4. «Екатеринбург: умножая на миллион»(2014) - Екатеринбург в живописи городских художников.

5. «Вилы» (2016, переиздание книги «Увидеть русский бунт», 2012) – книга об истории пугачевского бунта и мозаике цивилизаций как основе российского мироустройства. География исследования: Казахстан, Узбекистан, Эстония, Польша, Татарстан, Калмыкия, Марий-Эл, Удмуртия, Башкортостан, Курганская, Челябинская, Свердловская, Тюменская, Свердловская, Волгоградская, Пензенская, Астраханская, Ростовская, Самарская, Ульяновская, Саратовская, Ленинградская, Оренбургская области, Пермский край, Москва.

6. «Дебри» (выйдет в 2017) - книга о становлении государственности в Сибири от Ермака до Петра. География исследования: вся Сибирь от Урала до Камчатки.

ЭКРАНИЗАЦИИ, ПОСТАНОВКИ, СЦЕНАРИИ

Главный принцип сотрудничества Иванова с кинокомпаниями, экранизирующими его тексты, – это невмешательство. Иванов отказывается писать сценарии по своим романам, не принимает участие в кастингах и съемках. Писатель считает, что работа над фильмом – это дело профессионалов, и он предпочитает им доверять. Того же принципа Иванов придерживается и по отношению к театральным постановкам.

Экранизации. Произведения Иванова пользуются успехом у кинематографистов. Профессионалов привлекает закрученная драматургия и фактурность его текстов.  Роман «Ненастье» (АСТ, 2015) получил сразу 6 предложений на экранизацию от ведущих российских кинокомпаний, при этом первое из них поступило еще до выхода книги. Алексей Иванов выбрал телеканал «Россия 1», объяснив это тем, что в период кризиса канал – самый надежный партнер. Восьмисерийный драматический сериал по «Ненастью» будет снимать режиссер Сергей Урсуляк.  Съемки начнутся летом 2017 года.

Сейчас ведется работа еще по двум произведениям Иванова. Компания «Star Media» и режиссер Сергей Бодров экранизируют «Сердце пармы», а компания «Киномир» и режиссер Егор Кончаловский работают над «Псоглавцами».

Суперуспешным проектом отечественного кинематографа оказался фильм  «Географ глобус пропил» по роману Иванова. Режиссер – Александр Велединский, продюсер – Валерий Тодоровский, в главных ролях – Константин Хабенский, Елена Лядова, Александр Робак. Фильм успешно прошел в прокате и получил главные премии ведущих российских кинофестивалей: главный приз «Кинотавра»,  пять премий «Ника», три «Золотых орла» и др.

Постановки. Романы Иванова «Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО» поставлены в театрах Москвы, Красноярска, Омска, Перми, Ижевска, Екатеринбурга.

«История мамонта» (по роману «Географ глобус пропил»)  -  РАТИ-ГИТИС, мастерская Олега Кудряшова. Режиссер-педагог – Екатерина  Гранитова. Премьера 16 октября 2009 г.

«Географ глобус пропил» -  Омский государственный драматический «Пятый театр».  Режиссер-постановщик – Максим Кальсин. Премьера – 24 октября 2010 г.

«Географ глобус пропил» - Красноярский театр юного зрителя. Режиссер-постановщик – Борис Цейтлин. Премьера – 16 марта 2011 г.

«Географ глобус пропил» - Пермский академический Театр-Театр. Режиссер-постановщик – Елена Невежина. Премьера – 21 мая 2013 г.

«FAKE , или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции» (по роману «Блуда и МУДО») – Свердловский академический театр драмы. Режиссер-постановщик – Александр Логачёв. Драматург – Олег Богаев. Премьера – 2 октября 2014 г.

«Общага-на-Крови» - Ижевский молодежный театр «Птица». Режиссер-педагог – Светлана Шанская. Премьера – 1 марта 2015 г.

Сценарии. Алексей Иванов сотрудничает с кинокомпаниями и как автор сценариев.

В 2007 году по заказу компании «RWS» Иванов написал сценарий полнометражного мультфильма «Конек-Горбунок».  С 2008 года проект заморожен.

В 2008 году по приглашению Павла Лунгина Иванов стал автором сценария полнометражного художественного фильма «Царь». Главные роли сыграли Олег Янковский и Пётр Мамонов. В 2009 году фильм представлял Россию на Каннском фестивале. Иванов посмотрел «Царя» на Московском международном кинофестивале и остался недоволен режиссерской версией сценария, которую воплотил в картине П.Лунгин. Собственную сценарную версию  Иванов трансформировал в роман «Летоисчисление от Иоанна» (2009), который впустил в издательстве «Азбука-Аттикус».

В 2015 году Иванов закончил работу над восьмисерийным драматическим сериалом и полнометражным фильмом «Тобол».  Производством фильма и сериала сейчас занимается кинокомпания «СОЛИВС» и режиссер Игорь Зайцев при поддержке Фонда кино и Правительства Тюменской области. Съемки начнутся в 2017 году в Тобольске. Планируется, что фильм пройдет в широком прокате, а сериал представит Первый канал в 2018-2019 году.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Произведения Иванова успешны на книжном и кинорынке, что позволяет их автору заниматься свободным творчеством в сфере литературы, кино и телевидения и зарабатывать только своими проектами. Алексей Иванов не сотрудничает с политическими партиями и движениями, не представляет интересы государственных и частных корпораций, не рекламирует какую-либо продукцию, не поддерживает кандидатов на выборах, не работает по заказу. Иванов не участвует в жюри различных премий, конкурсов, фестивалей, не участвует в опросах мнений, дискуссиях, конференциях, ток-шоу, не комментирует скандалы и новости.

Литературные премии. Алексей Иванов серьезно относится к институту литературных премий, тем не менее  десять лет принципиально отказывался от участия в премиальном процессе. Такая позиция связана с тем, что в 2004-2006 годах заслужившие широкое признание читателей и литературоведов бестселлеры «Географ глобус пропил», «Сердце пармы», «Золото бунта» регулярно номинировались, но не получили ни одной из главных российских премий.  А роман «Сердце пармы» в нарушение регламента был вычеркнут из «Русского Букера» с формулировкой «за отсутствие признаков романа». После этого Иванов решил, что дальнейшее участие в премиальных гонках для него не имеет смысла.

Однако новое издательство Иванова («Редакция Елены Шубиной» АСТ) убедило его вернуться в процесс, и в 2016 году Иванов дал согласие номинировать роман «Ненастье» на «Большую книгу» и «Книгу года».

Место жительства. Иванов родился в Нижнем Новгороде, школьные годы провел в Перми,  юность – в Екатеринбурге. Сейчас живет там, где работает. Последние несколько лет его проекты связаны с Екатеринбургом и Сибирью.

Из интервью Иванова: «Я родился в Нижнем Новгороде в семье инженеров-судостроителей, и впечатления моего детства – старинный кремль, огромная река и речные корабли. Это до сих пор тревожит мою душу. А как социальная личность я сформировался в Екатеринбурге «лихих девяностых», и пассионарность во мне не угасла – говорю без ложной скромности. Пермь и Москву я не люблю, хотя на читателей моя нелюбовь не распространяется».

Содержание произведений Иванова не сводится  к какой-либо конкретной территории, их география слишком разнообразна. «Золото бунта», «Общага-на-Крови», «Ёбург» - это Свердловская область, «Псоглавцы» - Нижегородская, «Географ глобус пропил» - Пермь, «Сердце пармы» - Чердынь, «Комьюнити», «Летоисчисление от Иоанна» - Москва, «Тобол» - Сибирь,   документальные книги – вся Россия и ближнее зарубежье.  

«Культурная революция» в Перми. В период «культурной революции» Иванов работал над проектом «Хребет России» (съемки фильма и книга), писал сценарий к фильму Павла Лунгина «Царь» и роман «Псоглавцы».  Его проекты не были связаны с Пермью, но эти годы он провел в Перми, был свидетелем этих событий и активно высказывался по этому поводу в СМИ.

По мнению Иванова, так называемая «культурная революция» - это большой коррупционный проект, который возглавляло  трио: местный губернатор Олег Чиркунов, местный министр культуры Борис Мильграм и московский галерист Марат Гельман. По их заявлению Пермь в 2016 году должна была стать культурной столицей Европы. Губернатор выделил гигантское финансирование на этот проект и все деньги распределил через 4 структуры: Музей современного искусства (директор Гельман), фестиваль «Живая Пермь» (куратор Гельман), Центр развития дизайна (директор Гельман) и фестиваль «Текстура» (директор протеже Гельмана – Э.Бояков). Культурная составляющая сводилась к финансированию проектов художников из окружения Гельмана. Иванов выступил против этой коррупционной системы и призвал выделить равное финансирование на поддержку  местных брендов (пермский звериный стиль, пермская деревянная скульптура, Строгановы, пермский период) и местных институций, которые нуждались в актуализации и продвижении.  

В знак протеста против вручения Гельману в 2009 году Строгановской премии Иванов вернул свою премию, лауреатом которой стал в 2006 году. Он перечислил всю сумму в десять тысяч долларов музею «Палаты Строгановых».

Проект Чиркунова-Гельмана завершился коррупционными скандалами и эмиграцией его инициаторов.

Фестиваль «Сердце пармы». Ландшафтно-этнографический фестиваль, который проводился в окрестностях Чердыни с 2006 по 2009 год продюсером Юлией Зайцевой. Иванов не участвовал в организации фестиваля, но приезжал в качестве почетного гостя. Каждый год фестиваль собирал несколько тысяч поклонников творчества Иванова со всей России. На «Сердце пармы» были организованы выступления музыкальных коллективов, состязания ролевиков, мастер-классы, ярмарка народных ремесел, экскурсии по местам романа «Сердце пармы», встречи с читателями. В 2009 году Ю.Зайцева закрыла фестиваль из-за коррупционных конфликтов с министерством культуры Пермского края.

Тотальный диктант. В 2014 году Иванов стал автором Тотального диктанта. Его текст «Поезд Чусовская – Тагил» написали 64 тысячи человек. Из интервью Иванова:  «Тотальный диктант - это акция огромного гражданского звучания, это способ легитимизации жизни по правилам. Разумеется, в формате языка. Мы говорим, что мы — общество, культура, цивилизация, то есть мы — люди, которые пишут по правилам и живут по правилам».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

3 рубля 50 копеек за самое короткое письмо. Первый свой гонорар Алексей Иванов получил за публикацию в газете «Советская Россия» в 1986 году, тогда он еще был школьником. Алексей прочитал в газете статью  о самом коротком в мире письме. Его отослал Гюго своему издателю после выхода романа «Собор Парижской Богоматери». Это был вопросительный знак. На что издатель ответил восклицательным знаком, и это означало, что роман отлично продается. Школьник Иванов не согласился с автором материала и написал в «Советскую Россию» о том, что самое короткое письмо отправил один из генералов Кутузову в романе «Война и мир». Это был пустой лист, по которому Кутузов сразу все понял. Материал Иванова опубликовали в газете и даже начислили ему гонорар в размере 3 рубля 50 копеек. Эти деньги несовершеннолетний  автор отправился получать на почту вместе со своей бабушкой.

Шило в мешке. В 1987 году, на первом курсе журналистики, Иванов работал в журнале «Уральский следопыт», помогал редактору отдела фантастики Виталию Ивановичу Бугрову: разбирал самотёк, проверял викторины, готовил рецензии и обзоры. А сам уже в это время писал фантастику, но Бугрову не признавался – стеснялся. Алексей считал, что публикация в «Следопыте» - недосягаемая для него высота.

Совсем случайно ивановская повесть «Краюхин бор» попала в алма-атинский журнал «Простор». Там уже хотели ее опубликовать, но вдруг передумали, решив, что произведение уже печаталось в «Следопыте». Прислали официальный отказ, и Иванову пришлось выходить из подполья. Он попросил у Бугрова справку, что его повесть не публиковали в журнале. Так Виталий Иванович узнал, что Иванов тоже пишет, и предложил показать тексты. Алексей принес редактору «Охоту на «Большую Медведицу», и повесть опубликовали в журнале в 1990 году. В рейтинге «Уральского следопыта» она заняла второе место по итогам года. На первом – были братья Стругацкие.

Бабушка Иванова три года выписывала "Простор": ждала повесть внука. Но в Алма-Ате текст так и не напечатали. «Охота на «Большую Медведицу» в «Следопыте» стала первой литературной публикацией Иванова.

Провальный автор. В 1989 году Иванов участвовал в семинаре молодых писателей-фантастов в Дубултах. Там впервые прозвучали произведения Виктора Пелевина и зажглась звезда Сергея Лукьяненко, которого объявили главным открытием этого семинара. А главным провалом тогда был публично назван Алексей Иванов.

Подделка. В 1990 году Иванов поступал на факультет истории искусств Уральского государственного университета (Екатеринбург). Экзамены он сдал успешно, но для зачисления еще потребовалась справка, что абитуриент – сотрудник  какого-нибудь музея. Иванов тогда работал гидом-проводником в туристической фирме, поэтому без труда получил фиктивную справку о том, что является штатным экскурсоводом фирмы по музеям Урала. Уловка сработала, Иванова взяли на факультет.

Дважды герой. Иванов дважды терял рукопись «Географа» и восстанавливал текст заново. Он работал охранником и писал роман в общей тетрадке во время ночных дежурств, тетрадь оставлял на работе. Однажды пришел, а ее нет: уборщица выбросила как исписанную. А второй раз тетрадку с «Географом» у Иванова украли вместе с сумкой.

«Географ глобус пропил»: откуда у детей водка? В 2001 году Иванов привез на семинар молодых писателей в Малеевку рукопись романа «Географ глобус пропил». Иванов спутал порядок страниц в середине рукописи, чтобы проверить прочитают ее или нет. Расчет был такой: прочитавший сложит листы по порядку. «Географ» так и вернулся к Иванову с перепутанными страницами. Однако это не помешало метрам раскритиковать текст и его автора за незнание жизни подростков. А главным аргументом критиков был вопрос: Откуда у детей водка?

«Золотовалютный резерв». Критик Лев Данилкин в рецензии на роман «Золото бунта» назвал Иванова «золотовалютным резервом русской литературы». Данилкин попал в десятку, потому что   роман оправдал такую оценку и по финансовым показателям. Огромный по современным меркам стартовый тираж в 50 000 экземпляров разошелся всего за несколько месяцев.

Знакомство с Парфеновым. В 2005 году «Русский Newsweek» командировал журналистку Галину Юзефович на Урал, чтобы написать статью о писателе Алексее Иванове. В своем материале журналистка представила автора «Сердца пармы» и «Географа» тридцатипятилетним унылым старичком, живущим в поселке среди щитовых бараков недалеко от затона – «мутноватого залива на Каме, в котором, сколько хватает глаз, догнивают списанные в утиль ржавые теплоходы». По словам журналистки, только поездка в Москву помогла Иванову  узнать, что появились мобильные телефоны и интернет.  А свою писательскую жизнь он строит по  телепрограмме: «Оказывается, обычный день писателя – то, сколько часов он проведет за компьютером, - зависит от… телевизора. – С утра просматриваю программу, в зависимости от нее и планы строю». Писатель живет на деньги,  полученные за книги и права на экранизацию, которые только в провинции кажутся значительными, потому что запросы здесь стремятся к нулю. По подсчетам Юзефович, Иванову раз в пять лет требуется только новая байдарка стоимость в 300$ - «вот и все роскошества».

Свой опус журналистка сдала редактору Леониду Парфенову. После этого Парфенов позвонил Иванову, сказал, что очень недоволен статьёй Юзефович и хочет сам взять интервью. Встреча Иванова с Парфеновым оказалась своевременной, потому что писатель как раз занимался проектом «Хребет России». Иванов нашел миллион долларов, организовал продюсерский центр «Июль» и как раз искал для своего проекта съемочную группу и ведущего. Этим ведущим и стал Леонид Парфенов.

Осторожно, критик. В 2006 году журнал «Афиша» поручил критику Льву Данилкину написать большой материал об Иванове. Для этого писатель и критик отправились в автопутешествие по Уралу. В одном из поселков Данилкин решил испытать на себе местный аттракцион: полет на параплане с горы. Приземление оказалось неудачным: на глазах у автора критик спикировал с трехметровой высоты, получил легкий ушиб и сломал часы. Так появилась шутка, что Иванов жестоко расправляется со своими критиками.

Автор «Псоглавцев» - пожилая тетя 55 лет. Роман «Псоглавцы» Алексей Иванов выпустил в 2011 году под псевдонимом Алексей Маврин. Критики тут же начали выдвигать версии, кто же скрывается под этим именем. Критик Виктор Топоров провел целое расследование и  объявил: «Судя по идейно-стилистической психограмме, которую можно срисовать с «Псоглавцев», сочинила эту книгу женщина 55-60-ти или чуть старше. По основной профессии – скорее всего, корректор или младший редактор; пожилая тетя (или, наоборот, молодая двоюродная бабушка) какого-нибудь сорванца лет двенадцати и сама не то чтобы продвинутый, но и не совсем начинающий пользователь ПК».

Военная тайна. Для книги о пугачевском бунте Иванов рассылал фотографов по всей стране. В музее Сарапула фотографу запретили снимать кистень 18 века. Сотрудники объяснили это тем, что оружие фотографировать запрещено.

Редкая фамилия. В России много публичных личностей с фамилией Иванов, поэтому продюсеру писателя часто звонят журналисты в поисках того или иного однофамильца. Диалог складывается примерно так:
- Здравствуйте, могу я получить телефон Иванова, чтобы взять у него комментарий о состоянии рекламного рынка в России?
- Вы перепутали, я продюсер писателя Алексея Иванова, а вам, похоже, нужен рекламщик Сергей Иванов.
- Хорошо, тогда дайте мне телефон Сергея.

Книга «Ёбург»: дело об одной фотографии. В 2015 году продюсер Первого канала (так он представился) Евгений Станкевич заявил продюсеру Иванова Юлии Зайцевой, что ему принадлежит одна из ста пятидесяти фотографий книги «Ёбург». Это был снимок группы «Наутилус Помпилиус» 87 года, который Иванову подарил активист Свердловского рок-клуба. Зайцева пообещала указать Станкевича в списке фотографов в ближайшем переиздании «Ёбурга» и предложила официально купить фотографию по рыночной цене.

В ответ Станкевич предъявил иск к Иванову и издательству «АСТ» на сумму 1 200 000 рублей. Суд уменьшил запросы Станкевича в 20 раз. Станкевич подал апелляцию, в которой сопоставил свой снимок с фото Мирлин Монро в кружевных чулках, и заявил, что на основании этого его фотография может быть оценена и в 200 000 000 рублей. Суд отклонил апелляцию. Иванов был готов взять выплаты издательства на себя, но после суда Станкевич так и не предъявил требования к выплате.

Для книги «Ёбург» продюсер Иванова приобрела другую фотографию «Наутилуса», цена которой была ниже суммы иска Станкевича в тысячу раз.
Из интервью Иванова: «Поскольку целью иска был большой куш, можно сказать, что суд дал истцу по рукам».

Географ Иванов и физрук Нагиев. В 2016 году Алексей Иванов сыграл себя в сериале «Физрук». Писатель и его роман «Географ глобус пропил»   стали главным двигателем сюжета 5 серии 3 сезона. В ней Фома клянется, что вырос на книгах Иванова, и объявляет школьникам, что Алексей круче Пушкина, потому что Пушкин в Питере не выжил, а Иванов на Урале смог. Иванов в помпезном кожаном кресле восседает на сцене школьного актового зала под транспарантом «Алексей Иванов. 1969 – наст. время», а учительница Татьяна внушает детям, что у писателя, кроме «Географа», есть много других хороших произведений, например, «Ёбург» или «Блуда и МУДО».

«В очередь, сукины дети». У Иванова образовалась очередь из писателей, которые считают свои произведения первоисточником романа "Географ глобус пропил". В 2016 году объявился пятый претендент – писатель Юрий Поляков. Он занял очередь сразу за Андреем Геласимовым, который записался в первоисточники к Иванову годом ранее.

Из интервью Полякова: "Вы, наверное, знаете роман Алексея Иванова "Географ глобус пропил". Так вот, не удивляйтесь, сюжет этой книги заимствован из моей повести "Работа над ошибками", опубликованной в 1986 году в журнале "Юность". Вещь имела всесоюзный резонанс, ее экранизировали и инсценировали, переиздают до сих пор. И что? Ничего. Позаимствовал... В любом случае порядочные люди берут хотя бы эпиграф из первоисточника, мол, помню, люблю, благодарен".

Продюсер Иванова прокомментировала заявления писателей так: «Я вам больше скажу: Иванов списал у потерпевших не только роман, но и судьбу, ведь всем известно, что "Географ" во многом автобиографичен. В начале 90-х Иванов работал учителем географии и водил школьников на сплавы по уральским рекам».