продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

09.11.2009 Дмитрий

Добрый день, Алексей Викторович!<br />1. Скажите мне, пожалуйста, а как вы хотели бы или, верней, что вы хотели бы увидеть в фильме "Царь", что, по вашему мнению или желанию, мы, простые смертные, открыли бы для себя, просмотрев данный фильм?<br />Я не смотрел его, но просмотрю обязательно из-за Янковского и вашего сценария так же. Абсолютно равнодушно отношусь к Мамонову и его творчеству.<br />Я прочитал ваши ответы на вопросы и добавлю к вашим ответам ещё то, что не все мы буквоеды, в большинстве своём мы хотим увидить суть, а не абсолютную и непогрешимую достоверность фактов и событий, чтобы потом блеснуть своей эрудицией, я так думаю, что все такие книги и фильмы именно и снимаются, и пишутся для такой части публики, которая и делает популярным и даёт некоторую часть материального достатка.<br />2. Князь Михаил ("Сердце Пармы") палач?<br />3. Я правильно понял, что книга включила в себя то, что не включил сценарий или, верней, заказчик сценария?

ответ

Уважаемый Дмитрий.<br />1. Знаете, я как-то не ставил перед собой целью просвещать "простых смертных". Я хотел сказать то, что сказал в книжке.<br />Я, в общем-то, и против буквоедства ничего не имею, дотошность тоже нужна. Но когда остаётся она одна - странно. Неужели всё впечатление от произведения - только досада от того, что автор ошибся в исторической мелочи? Роман ведь не музей.<br />2. Горько признать, но получается, что палач. Хотя так судить - значит, относиться к истине буквально.<br />3. Да. Многое из того, что есть в книге и в сценарии, в фильм не вошло.

08.11.2009 Косилов Валерий

Здравствуйте Алексей Викторович! 1.Мне 54 года. 2. Я прочитала все ваши романы, не просто прочитала, а приобрела, как ценность в свою библиотеку.<br />Вчера посмотрела фильм "Царь"<br />Я очень разочарована, мне жаль, что ваше имя фигурирует в списке авторов или причастных, как хотите, к этому фильму. <br />Я не буду напоминать о моральной ответственности художника, о его понимании именно ответственности в конкретный реальный исторический момент. Я просто разочарована. <br />Теперь конкретно чем. Однобокостью темы, погружением в психологизм исторических личностей, демонстрацией насилия. <br />Что Вы сказали про психологию личности на вершине власти, у которой метафизические цели и задачи? Ничего. А что вы вообще хотели сказать как автор сценария? Я допускаю, что вы сами удивились тому, что получилось.<br />Если вы хотели показать абсолютное зло, то почему надо было брать историческую личность России, оболганную и кастрированную псевдоисториками, ну взяли бы Генриха 8, который казнил более 70000 человек за бродяжничество, им же спровоцированное. Нет, конечно, я не указываю Вам в прямом смысле, но Вам должно быть не безразлично, что после фильма появляется впечатление, что такой народ достоин только сумасшедших тиранов или по-другому &#8211; такой народ порождает таких монстров, неведомых Западной цивилизации. А может мы не имеем права на существование как единый социум? <br />С большим опасением теперь смотрю на Ваш последний роман, наверное, я не буду его читать. <br />Господи, да сколько же можно пинать собственную историю?!<br />И фильмы Лунгина я более смотреть не буду. Вот такой результат.

ответ

Уважаемая зрительница!<br />Я бы хотел, чтобы о моей работе вы судили по моей работе - по книге. Даже если она разочарует вас так же, как и фильм, я хотя бы буду знать, что это я сам виноват.<br />И ещё. Я часто встречаю сравнение Ивана Грозного с другими государями-извергами. Люди говорят: вот этот казнил 40000 человек, а Грозный всего лишь 4000. Разве ж это изверг?<br />Изверг. Ведь казнил же, а не перецеловал. Палачом становятся после первой же отрубленной головы, а не после десятой или сотой. К морали нельзя подходить с позиций статистики. Если Грозный не такой людоед, как Пол Пот, это не значит, что он не изверг.<br />Напоминать об этой истине - одна из "ответственностей художника". А вот каково художественное качество его произведения - другой вопрос.

06.11.2009 Михаил

Здравствуйте, Алексей!<br />Только что проглотил &laquo;Летоисчисление от Иоанна&raquo; (мечты сбываются &#8211; выиграл книгу в журнальном конкурсе). Конечно, возникли вопросы! Оговорюсь, что &laquo;Царя&raquo; ещё не смотрел.<br />1. Историчность. Понятно, что Ваша книга и фильм Лунгина &#8211; произведения художественные. Но большинство читателей-зрителей будут воспринимать их как реальную Историю (пишу с заглавной буквы, подразумевая под этим словом наше прошлое) &laquo;о том, что было&raquo;. Т.е., вы &laquo;творите Историю&raquo;, наполняя её содержанием. Согласны ли Вы с этим? Если да &#8211; как это ощущается? Если нет &#8211; почему? Должна ли быть, по Вашему мнению, у писателя (режиссёра, художника в широком смысле) ответственность за историчность своего произведения и понимание того, к чему искажение Истории может привести? Мне кажется, что тема подмены Истории, поднятая Борхесом в &laquo;Тлён, Укбар, Орбис Тертиус&raquo; крайне важна сейчас и пока слабо исследована.<br />Есть такая точка зрения, что история как дисциплина &#8211; лишь побочная ветвь литературы (или даже её разновидность для профанов). Можно ли (и нужно ли) вообще провести границу между &laquo;реальной&raquo; Историей и историческими мифами? Например, по современным представлениям, Филипп был старше Ивана на 23 года! Не могли они быть друзьями отрочества как в книге! Филипп был убит в Твери, а не в Москве, как в книге. А что будут отвечать на уроках Ваши читатели?<br />2. Возраст. В описываемое время Ивану было 35-38 лет, он ещё молод (фактически, наш с Вами ровесник), а Маша его &laquo;дедушкой&raquo; зовёт. Хотя это можно списать и на детское/блаженное воспрятие, но и моё впечатление по книге, что Иван &laquo;в возрасте&raquo;. Сколько лет, по Вашим представлениям, Ивану - герою &laquo;Летоисчисления&raquo;? И сколько &#8211; Филиппу?<br />3. Образы. Это первая Ваша книга, где во время чтения герои уже представлялись в известных образах &#8211; актёров фильма. В связи с этим &#8211; как Вы считаете, удачно ли были подобраны лица? Или Вы писали, уже зная, кто кого играет и создавали (меняли) текст под них? Не боязно ли отдавать свои книги для постановки, зная, что у новых читателей литературный герой будет прочно сцеплен с экранным, нарушая, возможно, задумки писателя?<br />4. Как Вы вообще попали в этот проект? И что получилось у Вас в чистом остатке? Какова Ваша оценка фильма и своего места в нём?<br />5. О &laquo;ляпах&raquo;. В молитве архистратигу Михаилу стоит &laquo;архаггеле&raquo;. При написании в церковнославянском слова &laquo;аггел&raquo; в одном случае над 1-ым &laquo;г&raquo; ставят титло и читают &laquo;ангел&raquo;, а во 2-ом &#8211; титла нет и читают &laquo;аггел&raquo;, т.е. падший ангел. К Михаилу, конечно, следует обращаться &laquo;архангеле&raquo;. И ещё: в главе &laquo;Безумие&raquo; упоминаются вилки. Традиционно считается, что их привезла в Россию Марина Мнишек полвека спустя описываемых событий. <br />PS. (к вопросу-ответу от 10.06.09) Бела Кун &#8211; создатель и руководитель именно Венгерской советской республики 19-го года, а не ВНР, провозглашённой в 1949, через 11 лет после его казни. <br />С уважением и благодарностью за новую книгу.

ответ

Уважаемый Михаил.<br />1. Историческая правда, безусловно, очень важна. Но в художественных произведениях нельзя понимать историческую правду как буквальное следование событиям и фактам &#8211; на то уж авторы и обращаются к художественной системе средств выразительности. Задача автора &#8211; сохранять &laquo;содержание&raquo;, искажая факты в разумных пределах, потому что существует отбор, редукция материала, без которой художественное произведение немыслимо. Не стоит считать художественное произведение исторической реконструкцией.<br />В данном конкретном случае я считаю, что я не допустил никакого искажения правды истории и, тем более, подмены. Конфликт Иоанна и Филиппа был? Был. Эсхатологические воззрения Иоанна имели место? Имели. Действовал ли Филипп с позиции милосердия и веры? Действовал. Какое же тут искажение правды истории? Какая подмена? Я что, сделал Филиппа буддистом или большевиком? Я что, сделал Иоанна Периклом? Или в моей книжке Малюта не убил Филиппа, а отправил консулом в Гвинею-Бисау?<br />Читатели на уроках пусть отвечают по учебнику, а не по художественной книге. Вы спрашиваете об искажении истории, но ведь самое большое искажение истории &#8211; учить её по романам. Так нельзя. Даже если авторы романов максимально стремятся к исторической достоверности &#8211; как я в &laquo;Сердце пармы&raquo; и &laquo;Золоте бунта&raquo;.<br />Я в курсе, что Филипп был убит в тверском Отроч монастыре. Я в курсе, что Филипп и Иоанн не были ровесниками. Я знаю, что Филипп родился в 1507, а Иоанн &#8211; в 1530. Но не думаю, что эти обстоятельства что-либо изменили в конфликте Филиппа и Иоанна.<br />2. &laquo;Дедушкой&raquo; героиня называет Иоанна потому, что я заранее знал, что Грозного будет играть Пётр Мамонов. А как ещё называть Мамонова? Книга-то написана по сценарию. А сценарий написан по заявке режиссёра. А Павел Семёнович увидел Мамонова Грозным уже очень давно, &laquo;до меня&raquo;, &#8211; и много-много раз говорил об этом в интервью.<br />Если ратовать за историческую правду, почему тогда критики упускают, что встреча Иоанна и Филиппа происходит на мосту? Ведь от Опричного дворца, который стоял примерно на месте Манежа, до Чудова монастыря в Кремле, где укрылся сложивший сан митрополит Афанасий, не надо ехать через Москву-реку. Просто я не стал акцентировать внимания на том, что митрополит в Кремле, потому что мне важен образ моста. С моста Иоанн видит всадников Апокалипсиса над Кремлём, и мост падает от толчка иконы при битве с поляками. Мост &#8211; граница. И мне было важно ключевые моменты повествования вывести на границу.<br />3. Фильм Павла Семёновича &#8211; не экранизация моей книги. Сначала был сценарий, потом фильм, потом &#8211; эта книга. Про удачность-неудачность кастинга актёров мне говорить некорректно. Не я режиссёр. Постер фильма, помещённый на обложку, - маркетинговый ход издательства. Мне такой ход не понравился. Я бы предпочёл, чтобы читатель рисовал внешний облик героев, исходя из текста, а не из постера.<br />4. В этот проект меня пригласил Павел Семёнович. Что у меня получилось в &laquo;чистом остатке&raquo; - вы только что прочитали. О моей оценке фильма и своего места в нём мне говорить некорректно.<br />5. Приведённый текст молитвы, сочинённой Грозным, вставить в сюжет предложил Павел Семёнович. Мне такая идея понравилась. Аутентичность текста молитвы я не проверял &#8211; не вижу необходимости.<br />Замечательно, что вы увидели вилки. Но можно было бы разглядеть и колокольню Ивана Великого, которой при Грозном не было. С колокольней я лопухнулся, как и с вилками.<br />Я очень ценю историческую компетенцию читателей. Но буквоедство и жажда узнать мотивы многих авторских решений мешают восприятию произведения. У газетных обозревателей, вроде Натальи Кочетковой из &laquo;Известий&raquo;, такая жажда вырождается в сплетни вместо критики. Я бы предпочёл отвечать на вопросы о своём тексте, а не о постерах на обложке, не о механизме создания фильма, не о вилках, как сейчас, и не о семечках, как в случае с &laquo;Сердцем пармы&raquo;. Во всяком случае, в вашем послании ничего не было об идее самопровозглашения Иоанна Исусом, а я писал как раз вот про это.<br />Уважаемый Михаил. Надеюсь, вы понимаете, что пафос моего ответа направлен не на вас, а на всё то, что я читал о своей работе в и-нете. Просто вы первый спросили об этом лично у меня. А за справку о Бела Куне - спасибо, я поставил её в список исправлений для следующего переиздания книги.

06.11.2009 Вера

Алексей Викторович! Вам понравился фильм "Царь"?

ответ

Уважаемая Вера.<br />Я не считаю для себя корректным комментировать этот фильм. Я ведь тоже причастен к нему - но не настолько, чтобы брать на себя всю ответственность. А прыгать попой со стула критики на стул похвалы несолидно, да можно и промахнуться. Моя "зона ответственности" - книжка, вот о ней и спрашивайте.

04.11.2009 Оксана

Общага в "Общаге на крови" - не 5-ка ли УрГУ? P.$. От книги в восторге!!! Оторваться от чтения было невозможно.. Спасибо Вам!

ответ

Уважаемая Оксана.<br />И вам спасибо. А общагу вы опознали правильно.

01.11.2009 Ярослав

Здравствуйте, Алексей! Летом 2005 года упивался "Сердцем Пармы". Вы подарили фантастическое ощущение погружения в Историю - детством с Чукотки и с ней в сердце - я впервые почувствовал своё родство к Перми, к Уралу. В тот же год попал в командировку в Чердынь &#8211; и все &laquo;сложилось&raquo;. После &laquo;Золота бунта&raquo; и &laquo;Общаги на крови&raquo; (все общаги одинаковы? - ЛГУ, Старый Петергоф) казалось, что Вы шагнете прямо в сегодняшний день&#8230; Но, выражаясь бюрократическим языком, историзм сменился психологизмом&#8230; Нет, осталось всё настолько же здорово, читается на одном дыхании, за ночь, за один переезд в Москву&#8230; только очертания Правды Истории пропали (в моем восприятии, конечно). Нет, я ожидал не суда над современностью - он, наверное, объективно и происходит через линии судеб в последних произведениях&#8230; Масштаб изменился: было о жизни народов &#8211; и не стало&#8230; Большое видится на расстоянии (глубина &#8211; с высоты)? Наверное, правильно &#8211; эпос слагается через века. Или в планах есть что-то? Кажется, у Вас должно получиться. Спасибо!

ответ

Уважаемый Ярослав.<br />Спасибо.<br />В планах у меня пока ничего нет. Точнее, главный план - доделать начатое, а это четыре разных проекта. С таким довеском пока не до нового.

31.10.2009 Сергей

Здравствуйте, Алексей. Идея музеев on-line - это здорово! Но мой вопрос в другом. Со школьной скамьи недолюбливаю понятие литературного образа. Разве не каждый из нас где-то Служкин, где-то Моржов, где-то Игорь и т. д.? Или я неправ? С уважением

ответ

Уважаемый Сергей.<br />Конечно, вы правы. Все мы в чём-то совпадаем с другими людьми - реальными или вымышленными. Но в чём ваш вопрос?

29.10.2009 сергей

Здравствуйте, Алексей. Только что услышал в новостях о пермских инновациях в области образования. Вы еще не приобрели диски с уроками истории в стиле рэп?

ответ

Господи, Сергей, мы уже и до этого докатились?..<br />Я понял: гельмановщина - когда всё превращается в глумливую развлекуху под соусом актуальности и за бабло местных лохов. Ладно - пермский музей интеллектуальных эксрементов, театральные драмы деградаций, это "город принял". Но на школу-то зачем замахиваться? Эдак мы скоро докатимся до того, что удаление аппендицита превратят в перформанс, а ежели пациенты начнут дохнуть - так искусство требует жертв.

28.10.2009 Дмитрий

Здравствуйте, Алексей!<br />Вопрос/предложение по поводу музея в поселке Кын.<br />Возможно, для начала было бы логичней сделать виртуальный музей он-лайн? Это позволит оценить уровень заинтересованности общества в этом проекте. Если тупик с госфинансированием по линии культуры или туризма, то потенциальным частным инвесторам можно предъявлять виртуальный музей в качестве &laquo;презентации&raquo;.<br />С уважением, Дмитрий.

ответ

Уважаемый Дмитрий.<br />Я тоже думал над он-лайн презентацией Кын-проекта. Но здесь есть определённая сложность. Кын можно оценить только в контексте. Контекст - это дорога. Едешь в Кын из Перми - проезжаешь Чусовской завод и Лысьвенский горный завод. Едешь из Екатеринбурга - проезжаешь Невьянский, Нижне-Тагильский, Черноисточинский, Висимский и Висимо-Уткинский горные заводы. Плывёшь в Кын по Чусовой - проплываешь Старую Утку и Старую Шайтанку. И получается, что турист видит Кын, когда он уже "в общих чертах" ознакомился с сутью явления - с горными заводами. Турист воспринимает Кын как "квинтэссенцию", как архетип. И ему понятно, ЧТО ТАКОЕ ему показывают. А без контекста Кын - непонятно что.<br />При таком подходе к сути проблемы получается, что он-лайн презентация Кына бесполезна без такой же презентации Лысьвы, Тагила, Висима, Старой Утки и т.д. Он-лайновый способ тянет за собой слишком большой объём работы и информации. Поэтому буклет или реальная поездка - более адекватные способы.<br />А про он-лайн музей у меня была другая идея. Сделать в целом он-лайн музей Урала. Чтобы каждый маленький районный музейчик вёл свою тему - составлял свою коллекцию из фондов всех других музеев Урала. Ну, например, музей Каслей курировал виртуальную коллекцию каслинского литья по всем уральским музеям. Музей Златоуста - коллекцию холодного оружия. Музей Сатки - коллекцию пушек, а музей Мотовилихи - коллекцию артиллерийских орудий. Музей Невьянска - коллекцию невьянских икон, а музей Лысьвы - коллекцию касок и кирас. Музей Ильмен - коллекцию минералов, а музей Кушвы, предположим, коллекцию заводских закладных досок. Пермская галерея - коллекцию пермских богов, ведь они есть и в Кунгуре, и в Соликамске, и в Ильинском, и в Чердыни, и в Тобольске, а общего каталога нет. А чердынский музей собирал бы виртуальную коллекцию звериного стиля. Тагильскому музею сам бог велел собирать старинные промышленные агрегаты, тем более, в Тагиле живёт и работает Ю.Баранов, который анимирует эти машины. А музею Екатеринбурга - собирать архитектурную коллекцию заводов, ведь там в макетах и так представлена половина Урала. В общем, идея понятна. В целом бы получился объёмный музей всего Урала, только в и-нете. Причём каждый маленький музейчик, который вёл бы свою тему, оказывался не местным, а общезначимым.<br />Самое интересное, что после краж в Эрмитаже создано несколько общемузейных сетей, где собраны отцифрованные экспонаты. То есть, база для такого всеуральского музея существует уже сейчас. Надо только всё сформировать и сделать ресурс. Но - увы. С этой идеей я вылез на уральской конференции музейных работников в сентябре в Кунгуре, и отклик - нулевой. А к власти я и не суюсь, мне там один ответ - через порог и на улицу.

24.10.2009 Неугодников Алексей

Алексей, добрый день!<br />С радостью узнал, что выходит Ваша книга &laquo;Летоисчисление от Иоанна&raquo;. И даже дата есть - 20 октября. Я так долго ждал книгу, сопровождающую фильм... Да и фильм жду и жду... Я знаю, что Вашей вины нет. Но и фильма, да и книги по "Хребту..." нет...<br />Ну да ладно. Эта-то книга ("Летоисчисление..") в столице начинает продаваться? Или Вы меня обвините в лености - зайдите, например, в "Библио-Глобус"?<br />Буду рад любому Вашему ответу. А еще больше - координатам продажи книги. <br />А вообще-то всегда рад общению с Вами.<br />Спасибо.

ответ

Уважаемый Алексей.<br />И я рад общению с вами.<br />Про "Летоисчисление" могу сказать, что официально эта книжка должна продаваться с 20 октября. Но, видимо, не продаётся. Почему - не ведаю. В службе распространения издательства мне сказали, что книга завезена в магазины. Пёс его знает, что вообще творится.

24.10.2009 Григорий

Здравствуйте, Алексей.<br />А все-таки образ Служкина требует дальнейшего развития, это можно заметить по письмам преданных поклоников вашего творчества. Где-то вы сказали, что хотите написать произведение на тему 80-х годов, почему бы не использовать образ Служкина, или вы боитесь упреков в попытке сочинить "мыльную оперу"?

ответ

Уважаемый Григорий.<br />Всё-таки я думаю, что не образ Служкина требует развития, а читатели. Конечно, мне это льстит как автору. Но про Служкина - тема закрыта. Всё ведь сказано. А упрёков в "мыле" я не боюсь, потому что когда мне приспичит, так сказать, поменять шило на "мыло", я так и укажу в подзаголовке - "мыльная опера".<br />Время 80-х годов мне по-прежнему интересно, но если я когда-либо возьмусь за него, то возьмусь с героем, который более органичен этой эпохе, нежели Виктор Служкин.

23.10.2009 Александр

Алексей, здравствуйте!<br />В романе &laquo;Сердце Пармы&raquo; у входа в шатер князя Федора Стародубского висит хоругвь &laquo;с вышитыми словами из Писания &#8211; &laquo;Имя же им легион&raquo; (конец цитаты). В этом маленьком фрагменте мне непонятны аж три момента, которые прошу разъяснить.<br />Во-первых, обычно под хоругвью понимается полотнище со священным изображением. Разве были хоругви со словами из Писания?<br />Во-вторых, фразы &laquo;Имя же им легион&raquo; в Писании нет&#8230; Или есть?<br />В-третьих (признаюсь, именно это меня &laquo;царапнуло&raquo; при чтении и остановило внимание), в Писании ответ &laquo;Легион&raquo; на вопрос &laquo;Как тебе имя?&raquo; дают бесы (см. Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 30; Евангелие от Марка, гл. 5, ст. 9). Князь Федор, возможно, не самый симпатичный персонаж, но не до такой же степени&#8230; Или я чего-то не понимаю?<br />C уважением, Александр

ответ

Уважаемый Александр.<br />Эту деталь я, разумеется, придумал. И вы правы: получилось неловко.

22.10.2009 Евгений

Алексей, день добрый. Вы мне ответили: "Служкин не растеряет себя и не сдастся". <br />Алексей, а что значит "не сдастся" в этом конкретном случае?

ответ

Уважаемый Евгений.<br />Я думал-думал над вашим вопросом и пришёл к выводу, что для Служкина "не растерять себя" и "не сдаться" - одно и то же. Упс!

20.10.2009 Евгений

Алексей, добрый день. Давно вам не писал. Скажите, пожалуйста, вы, наверное, знаете, как сложилась дальнейшая судьба Служкина?

ответ

Уважаемый Евгений.<br />Представляете, не знаю. Я уверен, что Служкин не растеряет себя и не сдастся, но более конкретно ничего сказать не могу.

18.10.2009 Милена

Добрый день, Алексей.<br />Можно я продолжу свою тему? Нет, я имела ввиду не эмиграцию, а конкретную ситуацию в этом созданном автором мире, так как у реальных людей в настоящей общаге было несколько способов "уйти" от угрозы выселения - реальный прототип Игоря занялся "бизнесом" и с помощью денег мог многое решать, девочки могли обзавестись ребенком или на "худой" конец (ха-ха) справкой о беременности(их давали по-знакомству), могли выйти замуж и со своим однообщажным мужем иметь "статус-кво", они и ребята могли уехать к родителям, сделав "академку". Не в этом мой вопрос.<br />Я понимаю, что есть закон творчества - мои герои, что хочу, то и делаю с ними. Но вот почему же ваши герои так держатся за привычный образ жизни и свою "общину", что как только подвернулось простое, но "подлое" решение остаться в своем болоте, они остаются.<br />Да и Отличник бы остался, не будь смерти Серафимы. Жаль девочку, но ей у Вас пришлось умереть, чтобы у Отличника был повод, а не ПРИЧИНА покончить с собой. А так, даже если бы он ушел из общаги, то любимая не дала бы ему пропасть. Почему же он просто не ушел? Учиться так хотел именно в этом институте? Вряд ли, есть другие институты. Нет, он просто врос по воле автора в этот организм.<br />За что же вы их так? Это не риторический вопрос, это про Вашу же позицию. "Жить нелегалом - это не идеология, не принцип, это единственный и самый разумный способ решения проблемы" - нелегал, по-вашему, это бесправное, беспринципное, но абсолютно счастливое существо, так как он остался в своем окружении, общине?<br />Я вспоминаю другую книгу, так популярную когда-то - "Вам и не снилось". Так вот, потом я прочла продолжение этой похожей на "Общагу" истории, там все остались живы, и вот тут-то и началось самое страшное - никто не захотел менять своё болото и никто не захотел из него вылезать. Все и всё стали гораздо хуже.<br />Настоящая же общага выработала у нас, тех настоящих, ощущение свободы и Отношение, за них я и заступаюсь. Это потом, лет так через пять-десять, уже жизнь вне общаги меняет людей, и так тянет снова окунуться в этот прекрасный мир "времени перемен". Кто же напишет про это?<br />Почему же ваши герои такие слабые? Хоть бы в религию ушли, в философию, в творчество, в науку или бы... в армию, в беспросветный алкоголизм или в тюрьму, в конце концов? Это бы не мешало их отношению к "Дару", к "Таланту", к "Богу" или "Любви".<br />На самом-то деле я чувствую Вашу правоту автора, но я просто сама не могу понять эту жизненную парадигму России - лучше плохонькое, да привычное своё, при огромных потенциалах для изменения. Вот и выходит наша жизнь циничным адом "Блуды и МУДО". Что это за закон такой мистический, когда при появлении чего-то лучшего, чем среднее обветшалое российское, причем не "иноземное", а свое, всегда найдется вполне объективная, а часто и дурацкая, причина это лучшее запинать? Может это какой-нибудь инфернальный дьявол так тешиться? Не верите в это? Но наверняка это на себе прочувствовали. Тогда опишите и подпишите - "Фантастика", это тоже достойный жанр. Но не поступайте так с героями, это же сотворенные Вами судьбы.

ответ

Уважаемая Милена.<br />В вашем послании - сразу много тем. Сначала - про общагу. Вспомните, что героям проблему жительства надо было решить на две-три ближайшие недели, и решить прямо сейчас. Бизнесом заняться не успеешь, и замуж выйти не успеешь. Брать "академ" или бежать к родителям из-за двух-трёх недель - обидно. А вот сделать справку о беременности... Чёрт, когда я сам был нелегалом, я даже не подумал о таком простом выходе.<br />Вы правы, что в произведении действуют законы произведения, а не жизни. Тем и отличается худлит от нон-фикшн. Герои "Общаги" совершают подлость не потому, что подвернулась возможность для этого. Их подлости - следствие "теорий", которую каждый из героев исповедует, излагает и воплощает. Ванька говорит, что "таланту всё можно" - ну, и становится стукачом. Нелли говорит, что "Богу-писателю я интересна лишь здесь" - ну, и связывается с Гапоновым. И так далее. Это как Раскольников говорит, что ради хорошего дела можно совершить преступление - ну, и убивает старуху. Логика в "Общаге", конечно, чересчур прямолинейна, а совмещение "теории" и персонажа - наивное, но уж как написалось в 22 года, так и написалось.<br />Я всегда говорил в интервью, что самоубийство Отличника - это ошибка. Следовательно, вы правы, когда говорите, что гибель Серафимы - повод, а не причина. Отличник же - воплощение всего хорошего, что было в его друзьях, следовательно, в общаге. А друзья Отличника, каждый из них, - воплощение одной из сторон мировоззрения локуса общаги, локуса России.<br />Я отождествляю общагу с Россией. В России мы все - нелегалы. Наша система жизни заставляет нас воровать, лебезить, предать своё дело. А мы "нелегально" продолжаем работать, уклоняемся от воровства как от налогового инспектора, и лебезить стараемся поменьше. Разве не так? Я считаю, что общага - очень хороший образ России, вполне себе репрезентативный для начала 90-ых.<br />Ещё Пушкин, кажется, говорил, что мы любим свою страну, но не любим своё государство. Государство - это и есть "болото", о котором вы говорите. Мы не можем из него вылезти, но при этом остаться в стране. Приходится выбирать, какое чувство сильнее: любовь к отечеству или ненависть к порядкам в нём. Если любовь сильнее, остаёшься "в болоте" и "нелегалом". Если ненависть сильнее, уезжаешь - "снимаешь квартиру".<br />Мне кажется, Милена, вы сами себе ответили про общагу начала 90-ых - "время перемен". Я долго думал, чего же тогда было больше - общаги и молодости или эпохи и свободы? Ведь конец 80 - начало 90 - краткий период реальной свободы в нашей стране. Когда уже ушёл СССР с его идеологией, но ещё не пришли беспросветные нищета, анархия и бандитизм "лихих девяностых", а потом - наркомания, интернет и усталость, а потом - нефтедоллары, гламур и свёртывание демократии. Наша общажная молодость как раз и пришлась на тот краткий период свободы, а общага это чувство свободы удвоила. Прекрасными были молодость и эпоха, а не общага, но общага позволила глотнуть всего этого так, что переформатировало личности - благо, что нам было по 18-20 лет. Всё это - как у Давида Самойлова:<br />Как это было! Как совпало -<br />Война, беда, мечта и юность!<br />И это всё в меня запало<br />И лишь потом во мне очнулось!..<br />А герои - не слабые. Просто их противник куда сильнее. И уход их вполне себе имел место - в религию (Нелли), в алкоголизм (Ванька), в распутство (Игорь)...<br />А вот почему в России всё своё-хорошее пробивается с таким трудом... Я не знаю. У меня одно объяснение: наследие аграрной цивилизации, помноженное на психологию крепостных, и перемноженное разрывом между властью и культурой, когда культура (я имею в виду в целом - и науку, и образование, и социальное устройство) не применяется властью для преобразования жизни.

страница: 61 из 233