продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

19.05.2011 Максим

Алексей Викторович, Ваши герои(Служкин, Моржов) осуществляют некие проекты, как я понял: 1)Служкин: "попробуйте соответствовать своему месту" (об учениках); 2)Моржов: препятствовать развалу МУДО. Правильно я понимаю? Но, как кажется, здесь далеко не только эти проекты героев, что-то ещё я упустил?..

ответ

Уважаемый Максим.<br />Конечно, герои не исчерпываются только этими "проектами", но рассуждать в общем, без критерия, который вы бы предложили, - как-то слишком туманно. И я бы поспорил насчёт Служкина. У него, в отличие от Моржова, нет "миссии" вовне, пусть даже и для "отцов". У Служкина взаимоотношения с собой: жить по принципу "неимения залога".

18.05.2011 Григорий Серов Ростов Великий

Уважаемый Алексей Викторович. Мои друзья, знакомые, работающие на нелегкой ниве детско-юношеского туризма и кружков краеведения, воприняли ваш роман "Блудо и мудо" прежде всего как иллюстрацию к процессу гибели этих самых кружков, живописание "конца прекрасной эпохи". В развязке романа судьба основных героев прослеживается, а Костерыча вы упускаете. Это прием для того, чтоб обозначить конец конца данной сюжетной линии (роман еще много про что), ведь Костерыч - идейный представитель МУДы, остальные там люди случайные могли бы где угодно, или иной какой в этом смысл?

ответ

Уважаемый Григорий.<br />Да, как-то я не подумал про Костёрыча в финале. Но мне показалось, что всё само собой разумеется. Если все герои работают там же, где и летом, то и Костёрыч тоже. И в его жизни - и убеждениях - ничего не изменилось. Он ведь прав, с чего ему меняться? Он не боец, но он прав. Это самый достойный человек из всех героев романа.

17.05.2011 Максим

Алексей Викторович, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему Вы выбрали время романного действие в "Географе..." - 90-е годы, а в "Блуде..." - 2000-е? Такое переломное время для России...

ответ

Уважаемый Максим.<br />Я вообще-то не выбирал, я ведь и сам жил в эти времена - и писал "о дне сегодняшнем". "Географа" - в 1993-1995-м, "Блуду" - в 2006-2007-м. Если для вас времена отпечатались в романах хорошо, непохоже друг на друга (а многие считают, что или похоже, или вообще "без даты"), то я рад.

16.05.2011 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Мой вопрос о той светлой и лучезарной пустыне одиночества, которая в конце романа простирается перед Служкиным. Как это понимать? На протяжении всей книги Служкин активно общается и совсем не одинок. Что же произошло, что изменилось в нём? В чём его одиночество? Или пустыня это просто красивый образ его временного эмоционального состояния от невозможности любви с Машей? Или это экзистенциальное одиночество творческого человека, которым является Служкин? Или это ваше личное ощущение одиночества в то время, когда книга была написана? Почему вы так закончили эту книгу? Пустыня одиночества &#8211; это как обухом по голове в конце &laquo;Географа&raquo;. Всякий думающий и творческий человек знает свою пустыню одиночества?

ответ

Уважаемый Владимир.<br />Мне как-то сложно ответить на этот вопрос. "Лучезарная пустыня одиночества" - это образ, который не переводится в какую-то мораль, в вывод, в оценку. И такое состояние - следствие не только тех событий, что описываются в романе, а нечто "вообще". Можно приложить эту фразу к какой-либо позиции, можно не прикладывать. Я не знаю, почему я закончил роман именно так (хоть что-то я ведь должен не мочь объяснить). Эту концовку я видел чуть ли не с самого начала: вот стоит Служкин на балконе и курит, а балкон - не над двором, а над светлой и лучезарной пустыней. "Голый человек на голой земле" - о чём это сказано?.. А ведь понятно.

16.05.2011 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! В этой фразе "Лучезарная пустыня одиночества" мне ощущается какая-то грустная ирония над всей этой жизнью, описанной вами в &laquo;Географе&raquo;. Какой-то итог всему. Это так? Вот жил своей суетной жизнью Служкин, имел друга, жену, знакомых, дочку, любил Машу, а в итоге пустота. Как в эпиграфе - &laquo;Это мы &#8211; опилки&raquo;.

ответ

Уважаемый Владимир.<br />Иронию в этой фразу я не вкладывал. Хотя если читается - то пускай. "Лучезарная пустыня одиночества" - это, на мой взгляд, не итог. Это неизбывность. Она была изначально, поэтому и люди - "опилки". Просто надо жить очень искренне и с самоотдачей, тогда и увидишь эту пустыню. Она - не дешёвые сплин или хандра, доступные каждому. Итог в том, что Служкин её увидел, но она не началась сей момент, а была всегда.

14.05.2011 Андрей

Здравствуйте. Очень понравился Ваш ответ Алле по поводу пиксельного мышления. Большую часть своей жизни я прожил в Московском регионе, а последние пять лет своей жизни - в США. Мне кажется, Штаты давно перешли на ПМ, а в России этот переход активно идет, и как бы мне не хотелось, чтобы он завершился также, как и в Штатах. Я раньше считал, что люди живут по программам, заложенным им масскультом, в БиМ Вы детально описали и проанализировали подобный тип поведения. Как биолог, я предвижу, что если система теряет вариабельность в результате эволюции, то в случае резкого изменения внешних условий - она погибнет или будет поглощена другой системой. Это не утверждение, а просто догадка. Спасибо Вам за Ваш анализ. Хотелось бы задать вопрос, как все изменить, но слишком длинный получится ответ. Вы не думали о написании утопии? где можно было бы провозгласить то развитие общества, о котором Вы бы мечтали? Спасибо Вам еще раз за Ваше творчество!!! Считаете ли Вы, что есть точка невозврата?

ответ

Уважаемый Андрей.<br />И вам спасибо.<br />Про риски существования при потере вариабельности я с вами согласен. Ведь эта идея и заложена в смысл "Красной книги" или, например, в смысл сохранения языков малых народов. Обеднение генофонда (а потеря вариабельности из того же ряда) грозит потерей живучести. Дело ведь не в том, что панда - прикольный зверь, а язык манси очень красив, а в том, что они - небывалая генетическая комбинация, в биологическом или культурном смысле. То есть, дополнительный шанс на жизнь для биосферы или ноосферы. Исчезает феномен - теряется шанс. Чем более человек подвержен стереотипам, тем более он управляем, а управлять желающие всегда найдутся, и не для пользы субъекта.<br />Написать утопию я никогда не думал. Вообще считается, что утопия - самый скучный жанр. Да, по правде говоря, зачем? Если утопия - воплощение личного идеала, то кому, кроме автора, он нужен в полном объёме? Если это футурологический прогноз - то прогностика ещё хуже синоптики. А если некий художественный эксперимент, то мне такое бесконфликтное конструирование не интересно.<br />Я думаю, что точка невозврата есть, и она ещё не пройдена, но где она - сказать не смогу.

14.05.2011 Сергей

Уважаемый Алексей Викторович.<br />Многие, если не все, говоря о вашем романе "Географ глобус пропил", называют его "Географ..." ...подумалось, а может и надо было его назвать "Географ", как на ваш взгляд?<br />Посмотрел вашу встречу с министром культуры Пермской области. Честно скажу, удивило... такой уровень честности и прямоты я не видел ни по одному каналу в Москве. Спасибо.<br />С уважением, Сергей.

ответ

Уважаемый Сергей.<br />По-моему, название "Географ глобус пропил" точнее подходит этому роману. Просто "Географ", на мой взгляд, поставило бы роман в чужой ряд - в ряд концептуальных вещей вроде "Парфюмера", "Коллекционера", "Волхва" и т.д. А живой речи всегда свойственно сокращать название. Мы же говорим "Гулливер" и "Робинзон", хотя романы называются длиннее.<br />За оценку честности - спасибо.

13.05.2011 Настасья Филипповна

Спасибо, Алексей Викторович. Хорошо, что есть такая возможность лично у автора выяснить возникшие у тебя вопросы после прочтения книги.<br />И ещё вопрос, если позволите. А почему Ваши герои (Моржов, Служкин) - провинциалы? Почему не Москва, Петербург? Опять же, потому что "люди места", как Вы сказали?.. Мне просто интересен Ваш выбор относительно пространства героев...<br />Ведь сейчас, зачастую, стараются создать героев мейнстрима.

ответ

Уважаемая Настасья Филипповна.<br />Всё очень просто. Потому что и сам я "человек места" и провинциал. Я пишу о том, в чём компетентен.

11.05.2011 Жамиля

Здраствуйте!!! вопроса нет!!! я тут увлеклась журналом Esquire и там такая интересная рубрика экономика для чайников!!! ее ведет александр аузан!!! если вы читали то хотелось бы узнать ваше мнение!!!с уважением!!!

ответ

Уважаемая Жамиля.<br />Конечно, я знаю Александра Аузана, но не по публикациям в "Эсквайре". Я отношусь к нему с огромным уважением и с неизменным интересом. Поэтому мне очень печально было видеть его на недавнем Пермском экономическом форуме. Своим присутствием и своим авторитетом он реабилитировал ту систему политических, экономических и гражданских отношений, которую столь беспощадно препарирует и критикует в своих работах.

11.05.2011 Настасья Филипповна

Уважаемый Алексей Викторович, здравствуйте! У меня к Вам несколько вопросов по "Географу...", если позволите. Вы создали героя, который стоит особняком в романе: он противопоставлен мужским персонажам и женским. Он особый, но мужчина. И отсюда его трагичность (отказ от стереотипной мужской самореализации). Так ли это? И если так, то чем же всё таки отличается он от других персонажей романа&#8230; и чем на них похож?<br />Алексей Викторович, а Вы смотрели фильм А.Звягинцева "Возвращение"? Миссия Географа и главного героя из кинофильма очень схожа: они проводят ребят через, так сказать, инициацию. Один ли результат? В фильме герой умирает. Определенную трагичность в миссии проводника и Учителя видит режиссер. Как по-вашему, почему Служкин не умирает, теряет он что-то во время этого похода?

ответ

Уважаемая Настасья Филипповна.<br />Я не думаю, что Служкин отказывается от стереотипной мужской самореализации. У него просто не получается то, что получается у Будкина или Колесникова. И вот в этом главное отличие. &laquo;Хороший&raquo; Будкин и &laquo;плохой&raquo; Колесников одинаково самоидентифицируются &laquo;по времени&raquo;. Как в &laquo;Бумере&raquo; говорят герои: &laquo;Не мы такие, жизнь такая&raquo;. И такая самоидентификация &#8211; один из ведущих трендов &laquo;лихих девяностых&raquo;. А Служкин самоидентифицируется &laquo;по месту&raquo; - поэтому он Географ и ведёт детей в поход. Времена изменчивы, место постоянно. Служкин не вписывается в эпоху, но вписан в территорию. Правда, это никому не нужно.<br />Конечно, в каком-то смысле &laquo;Географ&raquo; корреспондируется с &laquo;Возвращением&raquo;. Но в походе &laquo;отцов&raquo; нет &laquo;миссии инициации&raquo;. Служкин не &laquo;посвящает в жизнь&raquo; подростков, а даёт возможность перекодирования: &laquo;раньше вы соответствовали своему возрасту, сейчас попробуйте соответствовать своему месту&raquo;. Идентификация по месту позволяет &laquo;отцам&raquo; стать людьми, совершить поступок &#8211; пройти через порог. Всё-таки поход &#8211; иллюстрация к жизни Служкина в городе, а не городская жизнь &#8211; иллюстрация к походу. Городская жизнь первична.<br />И Служкину незачем умирать. Он не стоит ни у кого на дороге, и он упрочен в жизни &#8211; вопреки массовому восприятию Служкина как безвольной тряпки и человека, плывущего по течению. Упрощённо говоря, люди считают, что жизнь надо измерять сутками, а Служкин считает, что надо измерять её километрами. О том, почему для &laquo;людей времени&raquo; &laquo;люди места&raquo; кажутся неудачниками, я рассуждал в &laquo;Сердце пармы&raquo; и &laquo;Блуде и МУДО&raquo;.

10.05.2011 Григорий Серов

Здравствуйте, Алексей Викторович. Созрел у меня к Вам очередной вопрос. На мой взгляд, во многом лучшими художественными книгами про войну в русской литературе являются книги писателей-участников: Толстой "Хаджи-Мурат" и "Кавказский пленник", Астафьев "Прокляты и убиты", Лимонов "Убийство часового", Прилепин "Патологии". А вы бы взялись написать роман или повесть про войну в Чечне или Осетии, не будучи ее участником? И вообще, возможно ли это, на ваш взгляд, не будучи участником событий?

ответ

Уважаемый Григорий.<br />Нет, я бы не взялся писать о войне в Чечне или Осетии. Конечно, лучше всего, когда пишут участники, однако, можно справиться с задачей и не будучи ветераном. Однако всё равно надо иметь хоть какой-то "местный" опыт - знать тамошних людей, тамошние места, атмосферу. Я всего этого не знаю.<br />Я бывал на Кавказе - в Карачаево-Черкесии и Абхазии, но очень давно. Я был участником военно-патриотической экспедиции, мы собирали кости и оружие солдат, погибших в Великую Отечественную. Удивительно, но кости так и лежат, летом вытаивая из ледника. Страшно было видеть россыпи человеческих зубов в ячейках из камней, доставать из снега английские кожаные ботинки, из которых вываливаются фаланги пальцев. Видеть настоящие ржавые обломки - неразорвавшиеся мины, станки и щитки от пулемётов, диски и рожки от автоматов, наших и немецких. Вот этот опыт у меня есть, и о Великой Отечественной на Кавказе я мог бы написать. А про недавние войны - нет.

08.05.2011 Александр (Пермь)

Здравствуйте Алексей Викторович. С праздником победы вас!<br />Прочитал на конец вашу книгу "Сердце пармы". "Золото бунта" мне было интереснее читать, но это произведение впечатлило больше. Впечатлило потому, что там глубокая и вечная мысль, которая звучит так "У каждого свое предназначение в жизни, которая направляется линией судьбы или полетом лебедя". Впечатлило отношение Михаила к народу власти и земле, то как это отношение изменилось (здесь Алексей Викторович, вас можно сравнить с Достоевским), все таки я сторонник либерального пути, когда люди договариваются, когда остается свобода, но все же для того времени наверное эта модель не приемлема, поскольку такая форма управления слаба. И возникает вопрос. <br />1.Как вы думаете если бы Москва тогда не "подмяла" под себя русские княжества, могла бы Россия пойти по другому пути развития, как это сделала Европа и могла ли она вообще появиться "Россия"?<br />2.Кроме того интересно узнать какую основную мысль вы закладывали в книге и сравнить ее с тем, что понял я?<br />3.Есть еще вопросы по тексту. Не кажется ли вам, что между новым годом и праздником появления птиц, есть много общего: "привязывание ленточек к березе-наряжение елки", загадывание желаний, вождение хоровода вокруг дерева, есть ли между этими праздниками связь?<br />4.Правда ли, что вогулы (манси) верили в снежного человека (защитника сорни-най)?

ответ

Уважаемый Александр.<br />Спасибо.<br />1. Я думаю, что если бы Московское княжество не "подмяло" другие княжества, всё было бы совершенно иначе. Но как - затрудняюсь сказать, слишком много разных факторов влияния.<br />2. Про основную мысль "Сердца пармы"... Ну, наверное, "обретая родину, обретаешь судьбу; обретая судьбу, обретаешь себя". Как-то так.<br />3. Я уже не помню, из какого этнографического источника я брал описание праздника возвращения птиц. Не зная происхождения обрядов, сложно говорить о их связи с другими обрядами или традициями.<br />4. В снежного человека верим мы, и это мы отождествляем с ним мансийского бога Комполена, а не манси. Но Комполен - "реальный" персонаж мансийского фольклора. Лучше всего о нём рассказала Ольга Тапит в очерке "Комполен" в старом "Уральском следопыте" (номер и год не помню, увы).

08.05.2011 Никитина Алла

Здравствуйте, уважаемый Алексей! Размышляю над Вашей замечательной "Блудой". Возникли вопросы. <br />1. Если ПМ (как сказано в романе) - это современный формат мышления, то когда, по-Вашему, совершился переход к этому типу мышления? Можно ли назвать какое-то определенное время или связанное с этим переходом историческое событие?<br />2. Мышление советского человека (как социального типа) было основано на идеологии. ПМ основано минимальных единицах смысла. И там, и там - штампы, стеоретипы, клише? В чем для Вас принципиальное отличие этих моделей мышления?<br />Заранее благодарю за ответы.

ответ

Уважаемая Алла.<br />Спасибо за такие вопросы.<br />1. ПМ я называл современным форматом мышления в том смысле, что ПМ &#8211; это глупость как информационная технология. Три признака этого мышления &#8211; собственно, и есть сама технология. А глупость &#8211; она вечная, она была всегда, но не всегда она была технологией.<br />Дело в том, что сейчас реальность становится производной от информационных технологий. Милена, Манжетов и Розка &#8211; это люди, живущие в реальности, созданной информационными технологиями, причём каждый &#8211; в своей реальности (Милена &#8211; успешная женщина, Манжетов создаёт Антикриз, Розка нашла жениха). Над этими реальностями стебается Щёкин, с такими реальностьями своим краеведением борется Костёрыч и такую реальность создаёт Моржов, собирая сертификаты и изображая, что в лагере куча детей.<br />Однако если реальность начинает выстраиваться по информационной технологии, то глупость (то есть, ПМ) становится злом, а не просто досадной помехой. Об этом и говорил Щёкин: мир субстанционально изменился. Раньше мир был сделан из добра (из здравого смысла), а зло искало себе ниши, а теперь &#8211; мир сделан из зла (из информационных технологий), и ниши для себя уже ищет добро. Такой мир Щёкин и называет блудой.<br />То есть, перехода к пиксельному мышлению нет, а есть изменение онтологического статуса человеческой глупости.<br />2. Принципиальное отличие в том, что обычная глупость уничтожает смысл вообще, а пиксельное мышление (то есть, глупость как технология) &#8211; перестраивает смысл из верного в ложный. Глупость по способу уничтожения смысла можно уподобить артобстрелу, пиксельное мышление &#8211; радиоактивному облучению.<br />В советское время роль системной глупости выполняла идеология: сказано &#8211; &laquo;генетика буржуазная наука&raquo;, и в СССР генетика уничтожена. В нынешнее время роль системной глупости выполняет пиксельное мышление: сказано &#8211; &laquo;работать стрёмно&raquo;, и в РФ проблема достатка решается не работой, а махинациями.

06.05.2011 cent

Уважаемый Алексей Викторович!<br />Больше всего опасаюсь, что вопрос по теме уже от кого-то был, но таки поинтересуюсь.<br />В сети (а сейчас и не только в ней) образовался феномен Игоря Растеряева. В этой связи довелось услышать мнение авторитетных для меня людей в плане аналогизирования лучших вещей нашего фигуранта с творчеством Николая Рубцова...<br />Как Вам?<br />Ps: я слаб в Рубцове, но, например, стиш &laquo;Георгиевская ленточка&raquo; Игоря я на публику прочитать не смогу &#8211; слезы задушат, и это при том, что декламирование, во многом &#8211; моя профессия.

ответ

Уважаемый cent.<br />Про Игоря Растеряева ничего не могу сказать, не знаю. А поэзию Рубцова я уважаю, но это не моё - как-то мне чересчур тоскливо в его мире.

05.05.2011 Олег

Алексей Викторович, знакома ли Вам книжка Н.Корепанова &laquo;Заводская Пермь&raquo;? И Ваше отношение в этой связи к нынешнему состоянию района Егошихи? <br />У левых Гамбурга 1 мая главным был лозунг: &laquo;Обустроим свой город сами&raquo;. Может быть, и Егошиха тот случай, когда не стоит ждать решения чиновников? Это не то место, где нужно строить спорткомплекс и прочие коммерческие прибамбасы. Прошлогодний самодеятельный субботник хорошее начало.

ответ

Уважаемый Олег.<br />Нет, эта книга мне не знакома, хотя я стараюсь следить за работами Н.Корепанова, потому что исключительно уважаю его как историка и как литератора.<br />Субботник, конечно, дело хорошее. И поучать левых Гамбурга, как им обустроить Гамбург, я не возьмусь. Но в России вообще и в Перми в частности гражданское общество должно требовать от власти, чтобы власть исполняла свои обязанности. Например, привела в порядок Егошиху.<br />Власти от нас только и нужно, чтобы на свои проекты мы сами собирали деньги с народа, чтобы проводили субботники, то есть, заткнулись и тихонько в своем углу занимались своим рукоделием. А власть бы в это время на деньги с наших налогов вела себя как олигарх на корпоративе: приглашала звезд, какие нравятся, пела-пила, кушала-веселилась. Поступать так (проводить субботники) из самых лучших побуждений - значит потакать власти в ее худших побуждениях, развращать.<br />Такие инициативы заводят в этический тупик. Осуждать их - некрасиво, поддерживать их - пагубно.

страница: 116 из 230