продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

25.06.2007 ЮККА

"Блуда", в общем, имеет один мессидж (да простится мне это слово): живи как хочешь, но не трахай другому мозги.<br />Алексей! Может у меня женская логика (дурацкая со стороны настоящих мужчин, видимо), но ведь эта фраза вообще чудовищная.<br />Вы этот смысл вложили в свой роман??<br />Не мне говорить, что траханье мозгов происходит именно от ИНФОРМАЦИИ.<br />Торгаш- кто, блин, продал подделку, ну и мне не понравилось, в следующий раз я не куплю, ненужную вещь выкину на помойку и тысяче знакомым расскажу о дурацком продавце, равно как и о хорошем товаре. Так что важное ? Информация.<br /><br />А продукт писателя - именно информация. Это его оружие. Я-то что переживу, прочтя Вашу книгу или другого автора, не начну говорить матом, не начну блудить с мужиками. А дети? Я опять про своё. Но я женщина, как никто думаю о будущем России, потому что там будет жить мой сын. Сейчас я точно уверена, у нас не было бы столько наркоманов, если бы детям не рассказывали о них. Откуда бы они узнали? <br />А Вы думали сколько Моржовых может появиться? Т.е. не стать такими из-за книги, а проявиться, типа : О! Я не один, пора выходить из тени. <br />Словно легально разрешить им плодиться и размножаться, дав почитать такой роман.<br />Понимаю, что можно подумать, будто я критикую. Мне это не нужно.<br />Может ещё пару раз надо почитать, хотя если честно уже начинает тошнить от мысли, что сама добровольно соглашаюсь с тем, как насилуют, или если Вам больше нравится,трахают вообще русский язык.<br />Язык моего любимого Пушкина А.С.<br />Что же со страной? Ни истории, ни культуры, ни языка...<br />Понимаю, что таких, как мы, скоро и индейцы из племени Тумба-Юмба отрахают.<br />А мы ещё и радуемся, сами над собой смеёмся, свои нарывы вскрываем и демонстрируем.<br />Что-то я словно на митинге.<br />Простите,но мне тоже очень больно.

ответ

Дорогая Юкка!<br />Боюсь, у нас с вами очень глубокое взаимонепонимание. Не всякая информация - "траханье мозгов". Наркомания и прочие язвы общества не должны быть темой умолчания в литературе. Литература никого не воспитывает, это дело семьи. Я не насилую русский язык, даже если в моей книге - мат. И Моржов - положительный герой, если это уж требуется сказать открытым текстом.

24.06.2007 Ласточка

Здравствуйте, Алексей Викторович!Нравится мне, что наш "мягкий дискаунтер" сетевой гастроном "Рамстор" (самый большой в Нижнем Новгороде) продает вашу "Блуду".Лежит-продается на одной полке с глянцевыми журналами. Правда, поблизости не замечено мальчиков-Помогаев, впаривающих книгу покупателям. Думаю, что это недоработка директора по управлению персоналом.<br />А у меня такой вопрос. Вы Л.Данилкину рассказывали как проводили в походах "сеансы копролалии", когда заставляли школьников в течение часа в день ругаться матом? &laquo;Кстати, пока девочки плакали в палатках, мальчики громко матерились под аплодисменты своего преподавателя. Сеанс легальной &laquo;копролалии&raquo; назывался &laquo;святой минутой&raquo; и практиковался ежедневно. &laquo;Они ждали этой минуты целый день, готовились к ней, оттягивали ее. Это было что-то вроде дня Ивана Купалы&raquo;. А зачем вы так делали? И какой был результат? Знаете, у меня такое чувство, будто вы такой &laquo;сеанс копролалии&raquo; провели с нами, читателями &laquo;Блуды&raquo;. Вы этого хотели, да?<br />И еще вопрос. Не хотите ли вы немного расширить географию своих краеведческих интересов &#8211; включить туда реки Ветлугу и Керженец? Вы знаете вообще эти реки? Не сплавлялись по ним? У Ветлуги судьба вообще похожа на судьбу Чусовой, только по ней лес возили в то время, кстати уникальным способом &#8211; строили беляны. В наше время &#8211; все как везде. Только там собираются уже создать природный парк, причем не ждут дядей &#8211; идею продвигает Администрация одного из поветлужских районов. И вот кстати &#8211; про москвичей. В Варнавине местный краеведческий музей развивает именно москвич &#8211; посвящает этому свои силы, свое время, приезжает в отпуск каждое лето. Он архитектор &#8211; воссоздал макеты церквей, уничтоженных в 30-е годы&#8230; А Керженец &#8211; так вообще легендарная река... <br />Что касается города Ковязина. С Уралом я его определенно не связываю. И что-то в моем представлении он встал на место города Вязники, но я там ни разу не была. Вот хочу съездить, проверить &#8211; совпадет или не совпадет, благо что ехать далеко не надо.

ответ

Уважаемая Ласточка.<br />Начну отвечать вам с конца. Географию своих краеведческих интересов я расширять не хочу. Урала мне вполне достаточно. Реки Ветлугу и Керженец я знаю (и упоминаю их обеих в "Мессидже"). Беляны строили не только на Ветлуге, как коломенки - не только в Коломне. Создавать природный парк по инициативе Администрации региона - это и есть нормальный путь создания такого парка. На Чусовой никто не ждёт "дядь", а ждут инициативы этих самых администраций (властей). Потому что без воли власти такое грандиозное учреждение, как Национальный парк на 700 км, не создать никаким общественным организациям - тем более, частным лицам, вроде А.Иванова.<br />В Вязники можете не ездить. Вязники - это не прототип Ковязина (и на эту тему в романе есть конкретная издёвка). Точно также город Калязин не прототип Ковязина. У Ковязина нет вообще конкретного прототипа. "Блуда" - не краеведческий роман.<br />Копролалия - дело добровольное. Достаточно трети "Блуды", чтобы понять, "копро" это или нет. Досиживать на сеансе копролалии до конца - ваш личный выбор.<br />Я не идиот, чтобы заставлять детей материться, даже если об этом написал Лев Данилкин. Я не идиот, чтобы аплодировать этому процессу. Всё, что было, - это минута (а не час) в день, когда дети могли материться безнаказанно (но их никто не принуждал). И эта ситуация приводила детей к эффекту отторжения от мата. Мат оказывался лишён смысла, потому что это очень нелепо: произносить такие слова просто так, только потому, что разрешили. И ещё мат лишался ауры протеста, мятежа - а потому сам по себе оказывался безразличен подросткам. Эти "сеансы" были тыканьем котят носом в дерьмо.<br />А девочки плакали совсем по другой причине (и это было единственный раз). Девочки плакали, потому что были наказаны за то, что в походе боез моего разрешения ходили в деревне в магазин. К копролалии этот плач не имел никакого отношения.<br />Зачем Лев запустил весь этот пассаж - я не знаю. Боюсь, что просто для того, чтобы демонизировать Иванова, представить его (меня) эдаким лесным чудиком - на потеху столичному читателю. Но очень часто чужие глупости переходят в чужие гадости.

22.06.2007 Юлия

Здравствуйте,Алексей!<br />Понимаю, что вопрос на сайте опубликован не будет (да и ладно, не в первый раз).<br />Хорошие книги я всегда перечитываю по несколько раз. Вот взялась за "Блуда...".<br />Когда читаю , выписываю цитаты, делаю пометки на полях карандашом, не ради того, чтобы автора покритиковать, а для проверки себя, своих ощущений, хода мыслей.<br />Так вот " мальчики, симпатичные молодые умные , но почему они все Помогаи...<br />Может я бы не обратила внимание, если бы в тот же день не зашла в гипер. "Семья" и притормозила около книжной полки. Постояла минуты 3, ко мне подошёл очень приятный молодой человек :Вам помочь?<br />Я прикинулась ничего не знающей о писателе Иванове. Так каково было моё удивление, когда он прям со страстью рассказал мне очень много чего хорошего и в конце добавил : И он живёт в нашем городе!<br />А если бы это был небритый, в помятых штанах, с дурным запахом (!) изо рта, стояла бы я около него больше 3 секунд?<br />Но вопрос мой конечно не об этом.<br />В мире всё продаётся и всё покупается.<br />И ведь книги А.Иванова в том числе.<br />Так как же Вы хотите, чтобы их продавали?<br />Мальчики и девочки Помогаи или хамоватые равнодушные , которые на мой вопрос о Вас даже не то что не ответили, а посмотрели на меня так, словно я с Марса прилетела. Это было в книжном магазине на ост.Рубин.<br />И ещё один вопрос обобщающий: Вы по прежнему делите нас на провиницалов и столичных?<br />Я понимаю, что моё мнение абсолютно не повлияет на Ваше, но я точно знаю, что есть только один менталитет "Русский",сознание народа отображает мышление 30-х годов. <br />Меня многие считают "ненормальной" не только оттого, что я читаю книги, а не жёлтую прессу, не могу пересказать сюжет вчерашней серии "мыла", не слушаю советов "доктора" Курпатова и Малахова (даже не знаю где они их дают и по чём), но ещё и оттого, что я и не хочу стать "нормальной".

ответ

Дорогая Юля.<br />Не путайте культуру обслуживания с ценностями культуры потребления. Приятный продавец - это одно, принцип "твоя жизнь - это твои покупки" - это другое. Я не вижу ничего зазорного в роботе продавца, официантки и проч. Для молодёжи это вообще норма - поработать, к примеру, в кафе для добавки к стипендии. Но плохо, что этой работе придаётся такое жизнеустроительное значение, что такая работа подаётся как самоценная, что элементарный смысл "я торгую - то есть, зарабатываю деньги" подменяется на "я торгую - то есть, помогаю людям обрести счастье". Плохо, когда молодой человек втягивается в эту систему ценностей и целью своей жизни, потолком самореализации, ставит получение поста менеджера торгового зала. Для большой человеческой жизни это чересчур убогая задача. Но зато выгодная владельцу торговой сети. Я не против торговых сетей. Я против превращения этими сетями продавцов и покупателей в зомби. "Блуда", в общем, имеет один мессидж (да простится мне это слово): живи как хочешь, но не трахай другому мозги.<br />И кого это "вас" я делю на провинциалов и непровинциалов? Иванов - отдельно, человечество - отдельно? Я считаю, что провинциальное мышление и столичное мышление - это два разных конца одного спектра. Сам я нахожусь в той части этого спектра, которая ближе к "провинциальному концу". Не вижу в этом для себя ничего оскорбительного. Это вопрос адекватности ценностям территории проживания, а не вопрос качественной оценки ай-кью.

22.06.2007 владимир

Алексей,прошу истинного пордона,(правда,не знаю,как правильно писать.)В плане киритики,поскольку вся критика многозначна,и это даже не то слово,что я бы хотел выраить,и ,скоре всего,я бы этого не смог,- я только хотел по по воду \"геогграфа&#8470;;- а там ,как хотите.<br />Во-первых,&#8470;угроза\" не должна была быть матерью Маши - это несерьезно,и неправдоподобно,хоть Вы меня зарежьтье !А чего он все время керосинит?Тоже как-то не так...Впрочем,Вы писатель...слабо критиковать... ?!

ответ

Н-да, Владимир, не намного же вы прояснили свой прежний вопрос... Или это я совсем уж невменяемый кретин?<br />Ладно, попробую ответить.<br />Хотя как? Как ответить на вопрос "а чего он всё время кероснит?". Н-ну, не знаю... Керосинит вот, и всё. Делать-то не фиг. Спросите меня: "а чего он не пойдёт и не заработает миллион баксов?" - я тоже не найду, чего ответить.<br />А по поводу неправдоподобности... В жизни случаются и не менее неправдоподобные вещи, отражение которых в литературе почему-то не вызывает нареканий в неправдоподобности. Например - коллизия "Ревизора", которая, если я не путаю, была подсказана Пушкиным Гоголю после реальной подобной истории.<br />Могу рассказать и более неправдоподобгную вещь. Угрозу Борисовну я отчасти списал с одной дамы из учреждения образования, где и сам работал. Дама жестоко обиделась на меня, но не за Угрозу - а за то, что у неё в том же учреждении училась дочь Маша. А я не знал. Кстати, фамилии этой дамы я тоже не знал. И до сих пор не знаю. Если начальник вам не представится, а с сотрудниками вы не общаетесь, вы можете и не узнать фамилии начальника средней руки. Свою зарплату начальство получает по другой ведомости, а приказы издаёт и подписывает ещё более высокопоставленный начальник. Конечно, всё это - не аргумент, но тем не менее... Короче говоря, всякое бывает. Вы знаете отчества у Сергея Миронова или Бориса Грызлова? Я - нет. А ведь это люди &#8470; 2 и &#8470; 3 в нашем государстве.

21.06.2007 Лена

Уважаемый Алексей! Гуру или не гуру, но ввели новые понятия &#8211; тут хочешь не хочешь &#8211; приходится разбираться в том, что Вы сами в них вложили. По пути с собственным пониманием, конечно. Мне это напоминает ситуацию с пассионарностью Л.Н. Гумилёва. Хотя Вам, как художнику, вывернуться проще. Лев Николаевич всё-таки учёный, вот и пытался выдвинуть гипотезы о природе этой своей пассионарности, за что и подвергается до сих пор нападкам. Поэтому наверно, действительно, не стоит шибко усердно докапываться до сути подобных терминов&#8230;<br />Спасибо большое за Ваш ответ. Что ПМ &#8211; не принципиально новое явление, я согласна. У меня вообще родилась ассоциация с &laquo;Дураками&raquo; Тэффи (&laquo;Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже все решил, понял и все знает.&raquo; и т.д.), хотя это и было написано почти где-то 100 лет назад. <br />Но нечто новое в ПМ-формате всё-таки есть. По-видимому, это в основном заслуга масс-медиа: и креативность, как Вы сказали, и ещё, как мне кажется, образ счастья, который у народа стал зримым. Вот &laquo;урвать свой кусок счастья&raquo;, на мой взгляд, и стало движущей силой современного формата. Набор пикселей, хотя у каждого свой, как раз и рисует картинки &laquo;СЧАСТЬЕ&raquo; и &laquo;НЕ_СЧАСТЬЕ&raquo;. А дальше любая жизненная ситуация или человек меряется этими картинками. А кто не хочет в этом участвовать, тот &laquo;сам дурак&raquo;.<br />Я так подумала сейчас, плюс ещё Ваше интервью с Парфёновым навело на мысль: наверно, моментом окончательного оформления ПМ можно считать то время, когда явился знаменитый плакат 90-х, где чёрной икрой по красной выведена фраза &laquo;жизнь удалась!&raquo;. Хотя пресловутая пятая колонна - молодые менеджеры, мальчики-помогаи &#8211; это по-моему уже следующий шаг в наше &laquo;счастливое завтра&raquo;. <br />И вот в одном интервью Вы сказали, что нам надо менять формат мышления, с пиксельного на нормальный. А мне кажется, что из Вашего романа как раз это не следует, а наоборот, создаётся впечатление, что в формате жить легче, комфортнее, да и в фамильонах &#8211; тоже вроде как лучше, чем в обычной семье&#8230; <br />Хотя это и не настоящее. Но сможет ли настоящий Серёжа Васенин отстоять эту свою настоящесть? Что она ему даст? Не сломается ли он по дороге?<br />В общем, конкретного вопроса пока нет, просто мысли в продолжение разговора.<br />Спасибо Вам.

ответ

Спасибо и вам, Лена.<br />Я согласен с вами и про "пятую колонну", и про счастье. Про счастье я так и написал в "Блуде" - "ПМ - формат ложного счастья".<br />В формате - в любом - всегда жить легче и комфортнее. Всегда комфортнее идти за кем-то, проторенной дорогой. Копию всегда делать легче, чем оригинал - но и ценится она ниже. Зато все претензии автоматически переадресовываются первоисточнику. Может быть, это приемлемая компенсация.

20.06.2007 Sol

Алексей, здравствуйте!<br />Зачитываюсь не всем... С интересом слежу за вашим творчеством, успехов вам!..<br />Вопрос такой... Знакомо ли вам такое имя - фотограф С.М. Прокудин-Горский.<br />Вы нигде не упоминаете это имя, а между тем благодаря этому человеку (ну и библиотеке конгресса США) мы можем посмотреть как выглядела р.Чусовая, люди и их быт на рубеже 19-20 вв.<br />Причем в цвете.

ответ

Уважаемый Sol!<br />Вы абсолютно правы. Прокудина-Горского я должен был упомянуть. Его снимки 1912 года - редчайшая возможность увидеть Чусовую, селения, барки, сплав, людей - "в натуре". А также и работы екатеринбургского фотографа В.Метенкова, снимавшего Чусовую и сплав лет на 15 раньше Прокудина-Горского. Это моё упущение. Что поделать - я взялся объять необъятное, а я - частный человек, а не институт и даже не коллектив учёных-энтузиастов.<br />Прокудин-Горский - не единственное упущение. Я уже набрал материал не только по фотографам, но, например, по алмазникам Чусовой - Кухаренко, Келль, Сарсадских, Введенская, Герасимов и др. Набрал материал по "Рублёвику" и добыче платины на Межевой Утке и Весёлых горах. Набрал материал по Серебрянскому и Верхне-Шайтанскому заводу - которые, оказывается, были сожжены в Гражданскую, а я не знал. Набрал материал по "Чусовой в кино", где не только "Волга-Волга" и Ярополк Лапшин, а, скажем, и фильм "Девчата"... Набрал... Много чего ещё набрал. Эту работу я не прекращаю никогда. Если повезёт, и где-нибудь когда-нибудь выйдет новая моя книга о Чусовой, там эти материалы будут представлены. А прежние ошибки будут исправлены. Жаль, что никому, кроме "Азбуки", этот текст не интересен для издания... Но для "Азбуки" тема Чусовой не профильна, чтобы издательство возвращалось к этой книге снова и снова.

19.06.2007 Лена

Здравствуйте, Алексей!<br />Спасибо за ответ про Диану. Кое-что несколько прояснилось, хотя я сама всё-таки по своим размышлениям укрепилась в мысли, что Моржову реально больше интересны именно отформатированные женщины. И вообще, взаимоотношения с ПМ-форматными людьми не так уж и примитивны и безынтересны, как мне сначала показалось. <br />По ходу размышлений у меня возникли следующие вопросы по поводу пиксельного мышления:<br />1. Когда оно возникло (примерно конечно)?<br />2. Чем всё-таки принципиально ПМ отличается от так называемого стереотипного мышления (или мышления штампами, шаблонами, как ещё говорят)?<br />3. Каков механизм &laquo;форматирования&raquo; человека? Почему одни подвергаются форматированию, а другие &#8211; нет?<br />Честно говоря, я и сама отдаю себе отчёт, что вопросы слишком общие, и возможно, конкретных ответов на них нет. Поэтому сведу их к следующим:<br />1. Можно ли проследить ПМ в героях романа &laquo;Географ глобус пропил&raquo;? <br />2. Чем с точки зрения современного формата, подмеченного Вами, различаются две довольно сходные по темпераменту героини &#8211; Ветка из &laquo;Географа&raquo; и Розка из &laquo;Блуды&raquo;?<br />3. Как можно было бы представить себе процесс ПМ-форматирования Ветки? То есть, что должно было бы произойти в её жизни, чтобы она стала носителем ПМ?

ответ

Дорогая Лена!<br />Ваши вопросы мне исключительно нравятся. Чувствую себя философом, гуру и т.д. Практически, весь Платон в один флакон. Но это, конечно, я ёрничаю.<br />На первую серию вопросов отвечу сразу скопом. Пиксельное Мышление - это не какое-то там открытие чего-то посреди ничего. Пиксельное Мышление, как я его понимаю, это просто современная форма обычной глупости. Глупость пост-модерна. В виде трёх законов форматирования ПМ я попытался свести глупость к системе. Поскольку глупость вечна, нельзя сказать, когда она возникла. Всегда была. Нынешняя её форма (ПМ) возникла тогда, когда возникла нынешняя форма общественного мышления. От мышления шаблонами и штампами ПМ отличается своей дебильной созидательностью - креативом. Шаблон - это всегда уже нечто готовое. А ПМ само создаёт шаблоны из чего угодно. Или что угодно низводит до шаблона. Ну, а механизм "форматирования человека" элементарен: недостаток культуры, узколобость, апломб, отсутствие сомнения и чувства юмора. Вычтите всё это из общей гуманитарности - и получите мышление в формате пикселей.<br />Дорогая Лена! Я не ставлю себе цели открыть Америку. Точнее, создать новый мир а-ля Толкиен. Или открыть новые истины. Если никто не знал про княжество Пермь Великая или про "горнозаводскую цивилизацию", а я про них рассказал, это не значит, что я сотворил "новую землю и новое небо". Хотя слышать про такое приятно. Также и с пиксельным мышлением. "Блуда" - просто иная подсветка глупости, а не открытие снежного человека.<br />Теперь вопросы по номерам.<br />1. Да, формат ПМ можно проследить и в "Географе". В этом формате думает Надя. Спор Служкина с Сашенькой о том, что ей бесполезно искать любви Будкина, - это попытка Служкина вывести Сашеньку из замкнутого круга ПМ. В формате ПМ думает Градусов. Если вы приложите к мыслям и речам многих героев "Географа" линейку "трёх механизмов", названных Моржовым, вы и сами в этом убедитесь.<br />2. С точки зрения формата Ветка и Розка не отличаются ничем. Они сёстры.<br />3. Ну, а про механизм ПМ-форматирования я уже сказал выше. Предопределением того, что человек стал дураком, не может быть никакое конкретное событие. Искать такое событие - всё равно, что искать на окружности точку, где линия заворачивает. Такой поиск мне напоминает ситуацию из романа Кортасара, где героиня спрашивает у капитана, указывая на нос парохода: "Это отсюда мы движемся вперёд?"

12.06.2007 юля

Почему-то очень хочется мыслить не пиксельно, вижу в этом какой-то непонятный мне угрожающий фактор моему сознанию.<br />Как разобраться в этом, пока ещё не придумала.<br />В смысле как понять, как я мыслю?

ответ

Дорогая Юля!<br />Мне как-то сложно рассуждать об этом, потому что ПМ - литературный образ, а не система критериев.

11.06.2007 Лена

Добрый день, уважаемый Алексей!<br />Во-первых, спасибо за Ваши ответы на вопросы, очень интересно читать этот интерактив и на многие свои вопросы нахожу здесь ответы. По поводу Блуды с МУДО мне почему-то не даёт покоя образ Дианы. Как-то та линия, которая с ней связана, у меня не укладывается до конца в общий узор романа. Вы наделяете её не-пиксельным мышлением. И почему тогда она перестаёт совсем интересовать героя? Ведь по идее, ему, как человеку мыслящему нормально, должны быть интересны личности, тоже мыслящие нормально&#8230; или он просто не видит смысла в женщине как в &laquo;субъекте общения&raquo;? И вообще, хотя с одной стороны понятно, что в данном романе происходит осмысление именно этого явления &#8211; формата пиксельного мышления и всего, что из этого следует, как строится наша современная реальность, по каким законам, и весь выстроенный Вами узор повествования подчиняется именно этой теме&#8230; но всё-таки &#8211; как быть тем, у кого мышление не-пиксельное? Как они выживают в этом мире? Как жить Диане, например? (извините, что я до неё так &laquo;докопалась&raquo;, уж очень мне её жалко стало)

ответ

Уважаемая Лена!<br />Мне тоже интересно отвечать на интересные вопросы: ответное спасибо вам.<br />Моржов безусловно видит в женщине "субъект общения", не важно, "пиксельно" думает женщина или нет. Моржову всё равно интересно. Но, разумеется, не со всеми. С Дианой - нет. Он сам поступил с ней совершенно по-пиксельному: вычленил из всего комплекса отношений с ней один лишь секс - и женился ради этого (смотрите начало романа). А потом ушёл - и причинил ей страшную боль, потому что она-то его полюбила. Поправить ничего нельзя, он-то ведь её не полюбил... И в момент последней встречи Моржов понимает всю жестокость своего давнего поступка. Но не возвращается к Диане, потому что он уже взял на себя ответственность за других женщин. Если хотите, мораль этой сцены в том, что пиксельное мышление - не только мышление "ложного счастья", о чём говорил Моржов ранее, но и мышление, приносящее людям горе. Мне, как автору, и самому жаль Диану. И Моржову тоже жаль её.

10.06.2007 Кирилл Дегтярёв

Здравствуйте, Алексей!<br />Да, &laquo;кризис вербальности&raquo;, &laquo;пиксельное мышление&raquo;, &laquo;фамильон&raquo; - это всё горькая правда. А у меня три вопроса:<br />1) Откуда ПМ взялось? Есть сфера, где оно господствует, причём совершенно оправданно. Это наука и техника. Картина мира строится на элементарных понятиях, за которыми нет и просто не должно быть никаких сложных смыслов и глубины. А то в данной области будет полный бардак. Слово &laquo;гипотенуза&raquo; имеет только один и простой смысл, одинаковый для всех математиков. И &laquo;катет&raquo; - тоже. И &laquo;прямоугольный треугольник&raquo; - однозначная картинка, сложенная из гипотенузы и двух катетов. И в биологии понятия &laquo;любовь&raquo; тоже нет, а &laquo;спаривание&raquo; - есть. И тут тоже всё ясно. И т.д. Не случилось ли так, что это научно-техническое мышление &laquo;овладело массами&raquo;, но, как мы видим, вместо всеобщего просвещения случилось всеобщее упрощение? Есть соображения на этот счёт?<br />2) &laquo;Фамильон&raquo;, конечно, помогает выжить. Но только сам себе, и пока есть уже готовый ресурс. И все упомянутые в книге фамильоны &#8211; будь то ельцинский, моржовский, манжетовский или сергачёвский, надстроечны. Более того &#8211; все откровенно паразитические, кроме моржовского. А фамильон &#8211; &laquo;донор&raquo; можно представить? <br />3) Моржов, конечно, симпатичен. Однако по прочтении он почему-то показался мне, что ли, не совсем живым человеком (хотя по ходу романа &#8211; живее ещё поискать). Скорее, неким символом чего-то. Действительно, &laquo;пришелец&raquo;. Откуда-то пришёл и куда-то ушёл. И, прошу прощения, не совсем понятно, что хотел и зачем вообще приходил. Чтобы помочь Щёкину? Не Сонечку получить, конечно (хотя и это тоже), а кое-что понять и сформулировать об этом мире в целом. В народных сказках есть одно железное, хотя, конечно, неписанное правило. Волшебник (дух, божество) может помочь главному герою и, конечно, могущественнее его. Но главный герой всегда человек. А волшебник &#8211; как ни крути, функция, служебное средство. И он уходит, а человек остаётся. Моржов больше похож на своего рода волшебника, ну а Щёкин &#8211; на человека. И даже его, почти религиозное, ожидание моржовского возвращения в эпилоге это скорее подтверждает. Что ещё, может быть, важно - несмотря на обилие женщин, детей Моржов так и &laquo;не нажил&raquo;. Что усиливает ощущение его эфемерности. И ещё такая ассоциация. Моржов, конечно, не Воланд, и Щёкин &#8211; не Мастер. Но что-то общее есть. Хотя Ваша &laquo;сказка&raquo;, конечно, &laquo;каноничнее&raquo; и вообще &laquo;правильнее&raquo;, пожалуй. Вопрос: Вы что-то из того, что я выше &laquo;накрутил&raquo;, действительно имели в виду, или у меня просто разыгралось больное воображение?

ответ

Здравствуйте, Кирилл.<br />Спасибо вам за серьёзное отношение к &laquo;Блуде&raquo;. Меня очень напрягает, что её оценивают &laquo;впроброс&raquo;, будто это рассказ на десяток страниц, о котором, кроме пересказа сюжета и оценки размером в абзац, больше сказать нечего. В каком-то смысле я ответил на ваши вопросы в интервью &laquo;Книжной витрине&raquo; и падонкам на сайте &laquo;Ресурс Удава&raquo;. Как только они вывесят эти интервью, я продублирую их на своём сайте. Но пока отвечу сам.<br />1. Абсолютно с вами согласен. Есть много сфер жизни, где &laquo;пиксели&raquo; необходимы. Например &#8211; дорожные знаки. Проблема не в существовании пикселей, а в том, что их применяют не там, где надо. То есть, для сложной проблемы изготавливают очень простое &#8211; и потому неправильное объяснение. Или решение. Например: что сделать для строительства в России справедливого общества? &laquo;Отнять и поделить&raquo;. Это пиксель, следуя которому, мы попадём в такую беду, что мало не покажется. Решение должно быть сложным; сложные ситуации просто не решаются.<br />Мне кажется, что человеческое сознание не приспособлено к пикселям. Для полноты картины, для адекватности и для вариативности нужен образ, а не пиксель. Память человечества доносит до нас передаваемые изустно песни &#8211; образы, вроде &laquo;Илиады&raquo;, а вот законы &#8211; пиксели &#8211; всегда высекали на камне: что для Хаммурапи, что для Моисея. &laquo;Русскую правду&raquo; вырезали на досках. Кто сможет по памяти прочитать Римское право? Упрощение жизни &#8211; это всегда механизация, и функционирование механизма можно описать законами, пикселями. Но ведь есть вещи, которые не нуждаются в упрощении. Например, как вы сказали, любовь. Она никогда не будет равна спариванию &#8211; зато в обществе, где этого не понимают, возникает выражение-пиксель: &laquo;заниматься любовью&raquo;. Я и сам порою его употребляю, но это не значит, что я убеждён, что любовью можно заниматься так же, как, например, лёгкой атлетикой.<br />2. Фамильон &#8211; это тоже образ. Я ведь не культуролог, не социолог, не политолог, чтобы описывать такое явление в теории. Наверное, могут быть и фамильоны-доноры, но я не ставил перед собой задачи описать типологию и внутреннее устройство фамильона. Кстати, может быть, что фамильонов никаких и не бывает. Хотя мне кажется, что всё-таки бывают. Но дело не в этом. По моему представлению, пиксельное мышление &#8211; это не просто безответственная болтовня ведущих ток-шоу. Это действительно формат, сквозь который прокручивают наш мир, как мясо сквозь мясорубку. И ПМ влияет, преобразует, форматирует мир по-своему. В сфере личных отношений &#8211; преобразует семьи в фамильоны. В других сферах тоже делает с людьми что-то новое, выстраивает человеческие сообщества по новому принципу. Никто ведь не спорит, что криминальное мышление выстраивает мафии, &laquo;бригады&raquo;, иерархию зоны везде, даже вне зоны. И пиксельное мышление поступает с нами точно так же. Я взял только одну сферу жизни &#8211; любовную, семейную. Мой фамильон &#8211; просто пример &laquo;переформатирования&raquo; общества, а вовсе не самоцель романа. Скорее всего, новые отношения, порождённые пиксельным мышлением, у всех у нас на глазах, но мы ещё не видим системы, никто не объяснил, не вербализовал их суть. С точки зрения фамильона понятно, почему бизнесмен заводит любовницу, хлопочет, устраивая её на работу своей секретаршей, а потом ещё пристраивает её ребёнка в элитную школу, а её мужа в братскую фирму, хотя дешевле, разнообразнее и безопаснее, если уж хочется &laquo;оторваться&raquo;, снимать проституток. Мужчина таким образом строит свою семью, понимаемую как круг людей, которых он любит и за которых он берёт на себя ответственность. А почему, например, успешный менеджер вдруг всё бросает и уходит, скажем, в монастырь? Или в искусство? Или в какой-нибудь дайвинг? Психологи объяснят нам с точки зрения &laquo;разрядки&raquo;, но вот с точки зрения наличия пиксельного мышления это явление имеет совсем другое объяснение. Я так думаю. И подобных явлений можно назвать множество. Субкультуры. Суицид. В общем, всё, что кажется немотивированным. Или мотивированным недостаточно убедительно. Я предлагаю свою мотивировку: мотивировку пиксельным мышлением &#8211; или бегством от него. А мне говорят &#8211; &laquo;в новом романе Иванов реализует свои комплексы и описывает эротические сны&raquo;. Тьфу, идиоты.<br />3. Мне думается, что мы просто отвыкли видеть в повседневной жизни героя. И он кажется нам ненастоящим, вымышленным, нереальным &#8211; &laquo;пришельцем&raquo;. Моржов &#8211; это обычный, реальный, повседневный герой. Без пафоса. Как он сам говорит с издёвкой: &laquo;Пацан сказал &#8211; пацан как-нибудь попозднее сделает&raquo;. Неловко пояснять таким аргументом, но не могу иначе&#8230; При втором прочтении, когда своеобразие Моржова уже не будет в новинку, ощущение его &laquo;инопланетности&raquo; пройдёт.<br />Спасибо вам за вопросы, Кирилл. Они такие точные, что я плюнул на все дела и сел отвечать. Я ведь и сам многие вещи могу сформулировать лишь тогда, когда спросят умно, а без вопроса не увижу даже необходимости что-то объяснить - не только кому-то, но и самому себе.

10.06.2007 Антон

Алексей Викторович!<br />C интересом слежу за Вашим творчеством (начиная с "Сердца Пармы"). Большое спасибо за "Географа" - я сам учился в такой школе, и нам преподавали такие же учителя, только жил я не на Урале, а в Пятигорске. До "Блуды" я пока не добрался, к нам в Калининград её ещё по-видимому не завезли ("Сердце Пармы" в пальмировском издании года полтора добиралось, сейчас ситуация лучше, хотя, например, "Саньку" Прилепина не найти). Читаю "Чусовую". По-моему не хуже "Владимирских просёлков"! Как вы относитесь к тем критикам, что упрекают "Азбуку" за "издание всего-лишь путеводителя"?<br />Как вы относлись бы к пародиям на свои произведения?<br />И ещё огромное спасибо за "Сельскохозяйственный рассказ про Бобриску"! Мне как агроному понравилось...

ответ

Уважаемый Антон!<br />И вам спасибо за то, что оценили этот рассказ. Хотя "Хвостика" я написал аж в прошлой половине жизни, мне он всё равно очень нравится.<br />К пародиям я отношусь положительно, печально только, что их я встречал лишь две. Одна - издевательская, но очень смешная и точная, а другую написал мой друг - жаль, что всего абзац или два. Они были на этом сайте в разделе "Тексты интернета", пока я этот раздел не убрал, потому что в него никто не заходил.<br />"Чусовая" - не путеводитель, а эссе с элементами путеводителя (и с элементами других жанров, например, учебника). "Азбука" сама знает, чего ей издавать, а чего нет. Даже я сомневался в необходимости издания этой книги, мол, никто не будет читать, - а "Азбука" издала тиражом 15 тысяч и сейчас печатает второй такой же тираж. Это побольше многих бестселлеров - в "премиальном" понимании этого термина. Те, кто пеняет "Азбуке" на издание "путеводителя", на самом деле пеняет на издание Иванова. А "Владимирских просёлков" я не читал.

10.06.2007 Антон

Алексей Викторович!<br />У меня есть ещё несколько вопросов:<br />1. Что стало со вторым сыном Асыки? Юмшан появляется в конце книги, а другой сын кана куда-то исчезает.<br />2. Почему Иона Пустоглазый и Василий Вымский у вас в романе погибают при совершенно других обстоятельствах, чем в летописи? (Хотя эти главы, наверное, одни из самых зрелищных в книге)<br />3. Читали ли вы книги Аркадия Фидлера и Ганзелки и Зикмунда? Повлияли ли они на вас при написании "Чусовой"?

ответ

Уважаемый Антон!<br />1. Я уже не помню про сыновей Асыки... А почему это вас так интересует? Что стало с дочерьми Нифонта? Или дочерью князя Васьки? Поженились ли внук и внучка у Камая и Чикаля? Это всё вне романа. Я ведь не генеалогическое древо описывал, и не семейную сагу создавал.<br />2. Герои погибают иначе потому, что так нужно для романа. Летопись - летописью, роман - романом. Реальный Иона, насколько я помню, мирно почил в бозе за год (или около того) до похода московитов в Усть-Выме. Ну и что? Я писал не жизнеописание Ионы и не историю княжества, моя задача была иная. Архетип Пермской земли, архетип провинции, архетип взаимоотношений провинции и столицы - на основе и жизни Ионы, и истории княжества, и многого другого.<br />3. Книги Аркадия Фидлера и Ганзелки и Зикмунда я не читал.

10.06.2007 Ласточка

"Вау-вау!" Я тоже так реагирую, когда вы отвечаете на вопросы. Или так: "Yes!" Не всегда, правда. Иногда обижаюсь.<br />Вопрос у меня по пиксельному мышлению. Есть подозрение, что "пиксельное мышление" - слово хоть и новое, но уже многозначное.Изначально вы назвали пиксельным такое мышление:"Для того чтобы производить впечатление, у Моржова есть визитка, чтобы заниматься сексом &#8212; виагра, чтобы иметь мнение &#8212; телевизор. Этого хватает, чтобы процветать. Вот типичный московит, хоть и в провинции, который оценивает окружающих по набору ярлыков &#8212; сертификатов. Понятно, что в набор сертификатов входит одежда, машина, дом и прочий набор. И такие Моржовы побеждают." Так? И, собственно, я даже ожидала, что Моржов будет похож на Манжетова. Что-то в этом роде, функционер от образования. Не тут-то было. Вы поменяли смысл. Почему? И совсем не пиксельность мышления определяет поведение Моржова.Хоть он и с виагрой в кармане. Я так вообще по роману поняла так, что пикселями мыслят те (Роза, Милена,Соня), кого потом используют те (Моржов, Сергачев,Манжетов),кто мыслит творчески. И само это понятие - "ПМ" - это проявление творческого мышления Моржова, попытка просчитать мотивы поведения людей, "присоединиться" к ним - и, извините, нагнуть без сопротивления с их стороны. Не знаю. Может со временем смысл проявится по-другому. Но пока - ...

ответ

Дорогая Ласточка!<br />Вы всё поняли совершенно правильно. Но вас ввело в заблуждение это дурацкое интервью. Дело в том, что это совершенно не интервью, а пьяная застольная беседа с моим другом-журналистом, когда мы сумбурно разговаривали обо всём, и в том числе я делился своими мыслями о "московитах" и рассказывал о планах написать "Блуду". А вот мой друг записал всё это по памяти - как уж у него получилось, как уж он понял мои хмельные слова, - и выдал за интервью. Без согласования со мной. Так делать нельзя. И по этому интервью можно судить только о количестве выпитого - и ни о чём другом.

08.06.2007 Алексей Колегов

Добрый день, Алексей Викторович! Мой отец, коренной уралец (родился в Чердыни, мать из Покчи). Он искренний поклонник вашего творчества, а это - дорого, поверьте. Отец мой большой знаток литературы, настоящий книгочей, тонкий человек.<br />В "Сердце Пармы" он обратил внимание на несколько моментов.1. Слова "играл с бунчуком". Штука у сабли, которой играют, называется "темляк".<br />2.Нет ни слова о казачестве? Кондратьево около Соликамска раньше называлось "Кондратьева казачья слобода", там казаки жили издревле.<br />3. Деревня Мошево названа пермяцкой. "Уральская энциклопедия" говорит, что это вогульская деревня.<br />4."Пудовые боевые топоры"? Нет, боевые топоры были весом не более 1,5, 2, 3 кг.<br />Пример - "клевец", только латы прорубить.<br />5. Есть ощущение, что дружина 100-200 человек в Искоре кажется автору небольшой. Это огромное по те временам войско. У Ермака было человек 150...<br />У отца есть аргументы по всем этим вопросам.<br />Книгу "Сердце Пармы" он оценил как поразительную.Что еще он хотел бы обсудить. Климат. Он был совершенно другой в те годы. Было намного теплее.<br />Ушкуйники. Новгородское название. Разбойники. Но подробнее - кто они???<br />Пошире о тех, кто заселял эти земли.<br /> Об их путях продвижения на Урал и за Урал. Кто - откуда и куда? Кто входил в состав Великой Перми?<br />Еще нюанс. В Соликамске празднуют Девятую. Это престольный праздник. Говорят, Девятая пятница связана с отражением набега "татар". Что за татары? Папина бабушка слышала от своей бабушки рассказы, как в Чердыни отражали<br />набег: лили смолу и т.д.<br /><br />Отец мой очень любит эту землю. Только один из 6 детей уехал, военный он, полковник, начальник штаба ракетной дивизии самой большой в СССР был когда-то. И сечас работает на военной должности. Ему 80 лет.<br />Дедушка был гл. инженер судоверфи в Соликамске, с пермяцкой кровью, умнющий был, ловкОй. Бабушка - с примесью крови польских ссыльных. Красавица! Прадед мой один возил с Печоры семгу, работал приказчиком у купца Лялина, другой крыл церкви, в том числе Спасский собор в Соликамске и др. Алексей Викторович! А не сделаете ли вы дорогой подарок ... мне. Познакомьтесь с моим отцом. Он очень интересный человек.<br />Максимов пишет, что в Чердыни самые сильные колдуны. Откуда это? Корни? Что это? Ведь действительно так, у отца есть много реальных рассказов об этом.

ответ

Уважаемый Алексей!<br />Отвечаю по пунктам.<br />1. Это ляп. Я перепутал бунчук с темляком. Грешен, каюсь.<br />2. Казаков во времена Ивана Третьего ещё не было.<br />3. Вогульской Мошеву деревню застали русские переписчики. Археологические находки свидетельствуют, что территория деревни была заселена ещё коми, а потом (около 12 века) коми были вытеснены манси. Но разве это принципиально?<br />4. Я в курсе, что топором весом 16 кг сражаться очень неудобно. "Пудовые" - это фигура речи. Как, например, "пудовые башмаки".<br />5. Дружина в 100-150 человек не кажется автору небольшой. Я понимаю масштабы того времени. Слово "небольшая" употреблено в сравнительном смысле. У князей того времени под началом бывали дружины и побольше, поэтому такая дружина выглядит не очень большой. Кстати, согласно большинству источников, дружина Ермака насчитывала от 540 до 840 воинов. На одном только взятии Искера погибло 105 казаков.<br />И далее...<br />Не требуйте от романа то, что нужно требовать от учебников. А в Соликамске поминают набег 16 века, а не 15.<br />Мне было бы очень интересно пообщаться с вашим отцом, честное слово. Но я уже совершенно отошёл от тематики "Сердца пармы", забываю даже детали романа, не говоря уже об исторических подробностях. К тому же, сейчас очень занят. Правда. Так что - увы... Пожалуйста, не обижайтесь. Жизнь есть жизнь. Поклон вашему батюшке.

07.06.2007 ane4ka

Здравствуйте, Алексей Викторович. Читала на вашем сайте статьи, посвященные проблемам изучения Вашего, опять же, творчества, и подумала: а как чувствует себя сам автор в ситуации, когда его творчество становится исследуемым именно с научной точки зрения?

ответ

Дорогая Ане4ка! Автор себя чувствует нормально. Произведение через некоторое время отделяется от тебя и живёт своей жизнью. Эта жизнь очень интересует создателя произведения, и если исследователь умён и адекватен, то он вызывает у создателя глубокие чувства - симпатии, уважения, благодарности. Даже когда разбор не всегда льстит самолюбию автора. Но могу вас заверить, что разбор "с научной точки зрения" - вещь, в моём случае, довольно редкая. Журнальная критика - это вообще чёрт-те что, а не разбор. И кроме амбиций критиков, ничем эти рецензии, в основном, не пахнут. Хотя бывают исключения.

страница: 16 из 236