продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

10.01.2009 Светлана

Уважаемый Алексей! Хотелось бы уточнить свое восприятие Географа с тем, что Вы сами туда закладывали. У меня возникло ощущение, что в романе затрагивается тема о детскости взрослых и о взрослости детей. Границы для Служкина между его Я в детстве и Я взрослым нет. Он взрослый мальчик и логично влюбляется в девочку Машу. В принципе, друг от друга взрослые и дети отличаются только возможностями. Еще у Вас в романе женское исследование с двумя положительными персонажами Чекушкой и Угрозой Борисовной? У меня возникло такое впечатление. Потому, что остальные: Рунева паразитка; Кира считает себя самой умной, поэтому дура; Ветка балда; Надя ищет виноватых в своей судьбе и упорно навязывает эту роль Служкину все они подвида бабы обыкновенные . Вздохнуть и есть то, что положили. Наверное такие мы и есть. Мне интересно, чего хорошего Служкин и Будкин нашли в Наде? Я уж не буду затрагивать тему красот Уральского края. В общем, написала, чтобы сверить часы , а то я в школе Тимур и его команда прочитала, как любовный роман. Спасибо.

ответ

Уважаемая Светлана. Мне как-то очень трудно ответить на ваши вопросы... По-моему, вы видите в "Географе" противопоставления, которых нет. Детскость взрослых - это инфантилизм, обусловленный многими причинами, социальными в особенности. Взрослость детей - это отсутствие в их жизни настоящих взрослых, заброшенность. И то, и другое говорит только о моральной ситуации в обществе, где происходит подобное, но друг другу не противопоставляется. То, что Служкин - взрослый мальчик, ну и что? И Будкин с восторгом предаётся детским воспоминаниям, и Колесников ведёт себя как пубертатный подросток. Ситуация в стране, когда мужчина не может реализовать свою роль кормильца и защитника, провоцирует на инфантилизм поведения. Угроза и Чекушка - явления одного порядка, но разных обществ. Тоталитарная система школьного обучения, которая губит и учеников (Служкин в детстве), и учителей (Служкин взрослый). Я не считаю Угрозу и Чекушку "положительными" - в контексте романа, разумеется. Вне романа они могут быть очень порядочными людьми, но это - за пределами книги. Я не считаю Сашеньку, Ветку, Киру и Надю бросовыми людьми, "бабами обыкновенными". Женщины ищут счастье - в меру своего понимания методов поиска. Это очень естественно и правильно. И единственный вывод - то, что таким образом, каким они это делают, они не обретут счастья в лице конкретно Служкина, Будкина или Колесникова. Но от неполноты своего понимания жизни героини становятся не хуже, а несчастнее. А что хорошего Служкин и Будкин нашли в Наде?.. Какой-то странный вопрос. Влюблённость не мотивируется. Конечно, её можно мотивировать задним числом, но такое объяснение всё равно останется схематичным, неполным. Чего хорошего Ромео находит в Джульетте, Онегин - в Татьяне и т.д.? Хорошее - не редкость, и такое же хорошее можно найти в других людях. Найти - но не влюбиться.

10.01.2009 Кирилл Дегтярёв

Алексей, спасибо за ответ. Если позволите, ещё вопрос вдогонку, уже о хумляльте Асыке. Против чего и за что и он, по-Вашему, воюет? На вопрос, против чего, ответить проще. В том же разговоре с памом, Асыка довольно ясно говорит, что главная опасность, которую несут русские это их бог, Христос. При этом про Асыку не скажешь, что он Христа не понял по недостатку ума или незнанию. И ума ему не занимать, и русских шаманов он слушал. Так что всё он, вероятно, понял. А вот ради чего он идёт в бой против Христа? Асыка не производит впечатления искренне верующего язычника консерватора и, как бы сейчас могли сказать, борца за сохранение мансийского народа и его этнокультурного своеобразия . Обычаи, мораль и этику своего народа он сам легко переступает и людей не щадит не только чужих, но и своих. А отношение Асыки к традиционной языческой вере вполне прагматично как к матрице , удерживающей общество в определённом состоянии. Наконец, стать фанатичным и беспощадным бойцом можно, всё-таки, ради какой-то масштабной идеи, сопоставимой именно с христианством. В итоге получаем, что идеей Асыки является антихристианство как таковое, а родное язычество для него ценно постольку, поскольку оно работает на эту идею. Иными словами, Асыка выходит неким локальным антихристом. Согласились бы Вы с этими рассуждениями и, если нет, что бы сами ответили?

ответ

Уважаемый Кирилл. В принципе, я могу согласиться с вами, - да вы и сами ответили на свои вопросы. Хотя лично я вижу ситуацию несколько более "человечно". Воюют за идею - это в учебниках истории. В моём романе, например, князь Михаил сопротивляется московитам только потому, что чувствует себя оскорблённым. Так же и Асыка. Христос там, русские - да, это важно. Но важнее вернуть тамгу, подаренную Калине по мальчишеской глупости. Важнее сделать своё Пелымское княжество сильнее Перми Великой. Важнее доказать что-то своей женщине - Тиче. Всё вместе. Я не задумывал Асыку как олицетворение идейного языческого сопротивления христианству. История складывается из довольно иррациональных человеческих поступков. Зачастую люди их ничем не мотивируют - только ощущением, что надо сделать так, а не иначе. Поэтому пам вполне справедливо говорит Асыке, что тот не прав.

09.01.2009 Кирилл Дегтярёв

Алексей, с Рождеством Вас! В Сердце Пармы есть выглядящие красиво, интересно и глубоко психологические и теологические построения шаманов. Приведу примеры того и другого: 1) Пам видел души человека две, три, пять, у кого сколько есть. Душа-ворон живёт с предками. Душа-филин с духами. Душа-сокол с богами. Душа-лебедь там, выше богов, где движутся судьбы. А последняя душа, живущая с людьми, у всех разная у кого утка, у кого воробей, у кого ястреб. В хакане Асыке пам не увидел ни одной души. Он был глух и целен, как камень 2) Для каждого нашего народа есть священные уста, с которых к нам долетают слова вечности Но, ожидая ответа из этих уст, мы спрашиваем не гору, не предка, не бога, не идола. Мы спрашиваем что-то большее, которое одновременно и гора, и предок, и бог, и идол Всё, что есть, - это одно и то же, всё это одна цепь, а мы видим только её звенья. Связь между звеньями этой цепи ваши шаманы называют ляххал - весть . Судьба это весть земли, боги вести судьбы, люди вести богов, земля весть людей Вопрос Вы это сами придумали , так сказать, для красоты или за этим стоят реальные и где-то зафиксированные представления древних угро-финнов о человеке и мире, которые могут быть как-то переведены на современный язык соответствующих дисциплин? Кирилл

ответ

Уважаемый Кирилл. И вас с прошедшим Рождеством. Спасибо за вопрос. Про пять душ человека - это реальные верования финно-угров, многократно зафиксированные этнографами. Бездушного и цельного хумляльта я выдумал. А второй пассаж, который вы приводите, - это мой пересказ принципа синкретизма, свойственного языческому мироощущению.

08.01.2009 Катерина

Уважаемый Алексей! Планируете ли в ближайшее время издавать что-нибудь в жанре фантастики? Читаю фантастику со школы - т.е. уже лет 25. Ваша "Земля-Сортировочная" - лучшше, что я читала в этом жанре за последние 5 лет. Спасибо.

ответ

Уважаемая Катерина. Спасибо за хорошее отношение к моей фантастике. Обычно в критике её принято лажать. А я в ближайшее - и не очень ближайшее - время возвращаться к фантастике не планирую, и издаваться, соответственно, ничего не будет.

07.01.2009 Акбашев Арсений

Я житель с.Кояново, Пермского района, прочел вашу книгу "Message: Чусовая" - очень хороша и сложна. Спасибо. Немного напутанно. Где можно материалы по Исмагилу Тасимову, по п.Юг, и с. Кояново? Уж очень хочеться узнать возраст Кояново. Обидно, на Сибирском тракте живём... Спасибо заранее. Акбашев Арсений.

ответ

Уважаемый Арсений. Наиболее подробное упоминание об Исмагиле Тасимове я встретил в книге екатеринбургского историка Николая Корепанова в книге "Никифор Клеопин", издательство Института истории и археологии УрО РАН ("Банк культурной информации"), Екатеринбург, 2000 год, 11 выпуск серии "Очерки истории Урала". Материалы по посёлку Юг надо искать скорее как материалы по Юговскому заводу П.Осокина 1732 года. О Сибирском тракте и, соответственно, о селе Кояново должен знать пермский краевед и турист Сергей Горелов, но его материалы никем не изданы.

04.01.2009 Константин

Уважаемый Алексей! Хотелось поинтересоваться по поводу литературного течения повести "Общага-на-Крови". В ней есть признаки как реализма, так и постмодернизма. К какой литературной тенденции Вы сами можете отнести своё произведение и почему? Спасибо.

ответ

Уважаемый Константин. "Общагу" я отношу к махровому реализму с классическим драматическим "единством места, времени и действия". Лично я никаких следов постмодернизма в ней не наблюдаю. По-моему, когда я писал её в 1992 году, я ещё и слова-то такого не знал...

01.01.2009 Светлана

Уважаемый Алексей! Скажите пожалуйста, какое влияние на Ваши романы оказало творчество Михаила Александровича Шолохова.

ответ

Уважаемая Светлана. У меня романы разные. "Блуда и МУДО" и "Географ глобус пропил" никак не могут навести на мысль о Шолохове. Видимо, вы имеете в виду исторические романы. Тогда отвечу: никакого влияния творчество Шолохова не оказало. Как, например, и творчество Д.Р.Толкина - об этом тоже часто спрашивают. Я очень люблю и уважаю творчество Шолохова, но сравнение с ним - поверхностное. Шолохов описывал жизнь, которую видел в реальности. У меня - полностью реконструкция, вплоть до языка.

01.01.2009 Светлана

Уважаемый Алексей! Все равно полной реконструкции никогда не получится. При сохранении хронологии, архаичного языка и т.д. Вам приходится переносить в прошлое виденные Вами типажи, чтобы сохранить логику. То есть персонажи получаются (у всех, с моей т. зр.) либо мертвые, либо современники. Романы оживляет то, что как будто подсмотрено, вытянуто из людей и делает происходящее достоверным. Я с Шолохова тащусь, потому что это недосягаемая высота бытописания, когда самые прекрасные и самые страшные вещи происходят без опошления их смакованием, ужасая своей правдивостью. И в Вашем Золоте бунта было нечто похожее. А Толкин да ну нафик, ничего общего!)). Как Вы реконструировали образ мышления героев в Золоте бунта? Как реконструируется то, что не принято записывать? Спасибо.

ответ

Дорогая Светлана. Спасибо за столь приятный комплимент, но... Ответить мне нечего. Если в "Золоте бунта" есть то, что вы увидели, то я не знаю, как у меня это получилось.

30.12.2008 Константин

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Прочитал вашу повесть "Общага-на-Крови" и меня заинтересовал ваш герой по прозвищу Отличник: 1. Задумано ли изначально, что он "обезличен": его мыслей почти не приводится, да и говорит он довольно мало, чаще молчит, бездействует. Если так необходимо, то почему? 2. Всё-таки положителен ли этот герой? Заранее спасибо.

ответ

Уважаемый Константин. Не соглашусь с вами. По-моему, Отличник очень много говорит и думает. Но в целом он "обезличен", точнее, является "суммой" своих друзей. И он безусловно положительный герой, не совершивший ни одного низкого поступка. Просто как личность он ещё не развит - маленький пока.

26.12.2008 Неугодников Алексей Павлович

Добрый день, уважаемый Алексей! Не вопрос, поэтому прошу прощения. Но в "Гостевую книгу" - не к месту. Прочитал последний очерк "Барон умер - да здравствует барон?" Помню, как отец рассказывал про дикие трудности выхода из крестьянства в рабочие - в начале 50-х годов, во время советского крепостничества, высылал паспорт из армии в город, не в деревню, откуда родом. Так из Корюково (Курганская область, Катайский район), попал в Каменск-Уральский. Работал токарем, фрезеровщиком. Закончил вечерний УПИ (параллельно с дневным Ельциным). Стремился. Стал инженером. По факту - фанат технической мысли. Сейчас давно пенсионер, но изобретает и мыслит. Но я не об этом. Неужели Урал - это только РЕСУРСНАЯ, недрами богатая земля, и потому - ее закат предрешен и связан с истощением даров-ископаемых и тупостью новых русских в параллели с умными парнями из Гарварда и Масачуссетса, которые знают, как управлять? Может, я не прав, но последний очерк уместен, как логический кирпич в построении модели "зарождение - жизнь - закат" великого и странного Урала - и только. Мне при этом все же кажется, что еще и некоторые уральские свойства (пардон за тавтологию) уральцев какую-то роль играют. Приборостроение, иные технологии - они же есть! И не в малой степени. Мне сложно окинуть всю четырехмерную (включая время как измерение) картину Урала, но, кажется, кое-что, помимо богатств горнозаводской империи, существенно имеется. И это отдельно от логичной вековой истории развития заводов металла. Это параллельно, коллинеарно и не менее значимо. Нынешняя ситуация "всеобщего кризиса" - на мой взгляд, не аргумент против моих умозаключений. Спасибо.

ответ

Уважаемый Алексей Павлович! Вы попали как раз в ту тему, которую я не заметил. И вы совершенно правы. "Матрица" - наиболее эргономичный способ освоения Урала как именно РЕСУРСНОЙ территории. Но ведь ресурсное освоение - не единственно возможное. Оно прекратится - а Урал не прекратится, и жизнь здесь не остановится, и промышленность не исчезнет. Только "матрица" аннулируется, и всё. Но ресурсов Уралу хватит ещё очень надолго, так что у "матрицы" большое будущее. Я так думаю.

24.12.2008 Шомысов Даниил

Уважаемый Алексей Викторович. Может, по молодости моей, но в ваших романах, помимо сюжета и прочего, меня впечатляет - очень сильно - ваши художественные описания: сравнения, образы, словца какие-то - прямо пестрит всё. У меня ощущение, что вы сами присутствовали на той сече - у Искора, что вы сами плыли не барке... Представлять то время с его бытом, людьми, нравами - для вас это сложно или как-то само-собой получается?

ответ

Уважаемый Даниил. Сложно - это ответить на ваш вопрос. А представлять - нет, не сложно, само собой выходит.

17.12.2008 Виталий Максименко

Уважаемый Алексей, есть ли у Вас произведения, которые остались неизданными? Если есть, то планируется ли их издание (или, по крайней мере, выкладывание в Сеть)? Если произведения имеются, но выход в свет им не светит, то почему?

ответ

Уважаемый Виталий, я горжусь тем, что у меня издано всё, что я счёл пригодным для этого. Даже сейчас, когда я давно уже "с ярмарки еду", поступают предложения чего-нибудь издать этаконькое. Увы, трюмы пусты.

17.12.2008 Старых Константин

Здравствуйте Алексей Викторович. Вопрос касается моих интересов как краеведа. В романе "Сердце Пармы" есть эпизод, где в Чердынь приезжает мадший брат Ивана III князь Юрий Васильевич Дмитровский. Но в источниках я нигде не встречал упоминаний об этом визите. Это Ваш авторский вымысел, или исторический факт? Если факт - подскажите где искать подтверждения. Спасибо. Да, спасибо за книги!!!

ответ

Уважаемый Константин. Спасибо. Нет, это исторический факт. Юрий Дмитрович вёл московское войско по Каме на Казань и заехал в Пермь Великую. Ему нужна была подмога (хотя его поход оказался успешен). Михаил Великопермский ратников не дал. В источниках сказано, что "государевым людям дерзил и за казанцев заступался". Это обстоятельство стало причиной похода московитов на Пермь в 1472 году, то есть, имело место быть где то в 1469-1471 годах. А все князья приходились тогда друг другу "братьями", как в советское время мы все приходились друг другу "товарищами". Обманываться росдством не стоит, если вы ищете дядю Ивана 3 (или тогда ещё был Василий Тёмный?.. Не помню, увы...) За давностью лет я забыл источник, но точно помню, что он был, и не один, и вполне доступный. Удачи вам в розысках.

16.12.2008 Алексей Неугодников

Добрый день, уважаемый Алексей! На фоне содержательной (чаще положительной) критики Ваших произведений хочу сказать отдельное спасибо формальному инструменту - Вашему сайту, точнее, его организации и структуре. По мере того, как я аккуратно читаю Ваши интервью, разделы Рецензии , Литературоведение и др., потихоньку тает огромный айсберг вопросов, что накапливается по итогам прочтения Ваших книг. Такое качественное циклическое производство мысли. Я уже отчаялся придумать свежий вопрос (хотя это вовсе не беда и не досада), привык вести с Вами виртуальный диалог. Но вот, кажется, есть все же. 1)Какие писатели-фантасты в юности были для Вас самыми-самыми? (микро-вопрос, личное: Герберт Уэллс как-нибудь присутствовал?) 2)Где-то в одном из интервью я увидел Вашу положительную оценку книг Владислава Крапивина. Для меня Крапивин отдельная страница детства. Будучи в возрасте оруженосца Кашки, зачитывался. Так и остался Крапивин для меня детским, юношеским. А тут пару лет назад в Библио-Глобусе на Лубянке увидел группу бородатых очкариков лет тридцати. Они радостно хватали новые тома Крапивина и обсуждали, обсуждали. Несмотря на атрибутику, они были вовсе не просто лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой . Явно было что-то литературно-взрослое, но мне непонятное. Вопрос: Ваше отношение к Крапивину: как Вы считаете, это писатель возрастной - или такая оценка сужает его творчество? Спасибо.

ответ

Уважаемый Алексей. Я не согласен с вашей оценкой критики моих опусов. Я считаю, что критика - в основном - глупая, не важно положительная или отрицательная. У меня такое ощущение, что в фантастике я прочитал всё, что издано до 1988 года. За эту эрудицию меня и уважал Виталий Иванович Бугров. Личные мои пристрастия бессистемны - Булычёв, Стругацкие, Ефремов, Лем, Саймак, Хайнлайн... Уэллс мне даже в юности казался архаичным, хотя я согласен, что он - почти гений. Я исключительно уважаю писателя Крапивина. Его "Голубятню..." я читаю и буду перечитывать. Я "привил" эту любовь своей дочке. Я горжусь, что однажды Владислав Петрович пожал мне руку. Я думаю, что какие-то вещи у Крапивина - для детей, а какие-то - для всех.

09.12.2008 Ада

Дорогой Алексей, от писателей часто слышишь: "Пишу, потому что не могу не писать" (хотя некоторым лучше бы не писать, право). Вам лучше бы писать -- потому что, не в обиду будет сказано, вряд ли кто-то в этой стране делает это много лучше вас -- а вы недавно назвали себя "писателем запаса". Выходит, можете не писать? А почему?

ответ

Уважаемая Ада. Спасибо за столь высокую оценку моих способностей. Но я сейчас чувствую, что мне надо заткнуться. Логических объяснений нет, только интуитивные. Но интуиция меня никогда не подводила.

страница: 40 из 283