продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

22.05.2022 Олеся

Вопрос по книге "Общага-на-Крови":
Извините если вопрос не уместен или я вас отвлекаю, но не могли бы ответить, каков шанс того что мы возможно увидим или узнаем что случилось с персонажами в конце книги. Так сказать эпилог. Если это слишком неуместный вопрос который потратит ваше время, не сочтите это за грубость,просто проигнорируйте это письмо. Всего вам самого наилучшего,у вас прекрасные произведения!

ответ

Уважаемая Олеся.
Эпилога или продолжения у "Общаги" не будет. Я закончил этот роман в 1992 году, и если за прошедшие 30 лет ничего не дописал, значит и не допишу. Но могу сказать, что Отличник остался жив. Его откачали, он отчислился из института и уехал домой - и так и не узнал, что Серафима тоже осталась жива. Она сломала руку в аварии и попала в больницу, потому и не вернулась в общагу в тот день, когда Отличник её ждал.

21.05.2022 Сергей С.

Алексей Викторович, добрый день!
На протяжении последних лет нам дали понять что от отдельно взятого человека ничего не зависит. Я не буду приводить примеры, вы все видите и чувствуете. Русские в своей массе совершенно не хотят убивать своих братьев и близких друзей, но ситуация вопреки нашей воле сложилась таким образом что мы с вами ничего изменить не можем. Но в связи с известными обстоятельствами для меня Европа открылась совершенно с неожиданной - не самой лучшей стороны.
Как вы оцениваете реакцию "свободной Европы" не на Россию в целом, а на русских, проживающих там и русскую культуру в частности? Наши с вами соотечественники, жившие по 10-15 лет в Европе, совершенно утратившие связь с родиной вдруг оказались изгоями. Я имею ввиду ученых, представителей культуры, ИТ-специалистов, да и просто эмигрантов (среди которых сплошь противники СВО).
Презумпция виновности - это что новая мораль для всего континента? Или это новый фашизм, откровенная травля всего русского? Всегда боялись и ненавидели, а теперь просто позволили об этом говорить открыто?
Что же объединяет страны Европы, получается - ненависть к чему-то, как наркоз от собственных проблем? Почему-то вспоминается фраза "девочки, вы против кого дружите".
Очень хотелось бы услышать Ваше мнение о природе такой ненависти, как это вяжется с культурой нашего общего континента?

ответ

Уважаемый Сергей.
Вы задали очень интересный и сложный вопрос.
Ответ на него состоит из многих соображений.
1. Европейцы не понимают, как устроена Россия. Не понимают, что общество здесь не решает ничего, а государство решает всё. Европейцы - как и все люди на Земле - судят по себе. Поэтому возлагают вину на общество в целом, хотя значительная часть этого общества не виновата. Это объясняется ограниченностью кругозора, но оно не является эксклюзивом Европы - оно присуще всем.
2. Травля русских за рубежом объясняется гневом. Разумеется, его выплёскивают на ближнего, хотя ближний не виноват. Это глупое поведение, но глупость тоже не является эксклюзивом Европы.
3. Собственные проблемы Европы здесь ни при чём. Травля русских и "культура отмены" - реакция на СВО, а не на собственные проблемы. Травля русских и "культура отмены" не являются способом общественной или политической консолидации Европы, это "частная инициатива" граждан или отдельных коллективов, а консолидирует Запад общая физическая борьба.
4. Презумпции виновности нет. Есть идея коллективной ответственности. Она несправедлива, но, увы, она существует. Если ты русский - то всё равно отвечаешь за деяния своего народа и государства, даже если ты был против этих деяний. Так устроено всё человечество, а не Европа. Но СВО интересует далеко не всё человечество; кто не интересуется ею - тот и не возлагает на неё ответственность на всех русских.
5. Виноваты ли Европа и США в случившемся? Да. Они потворствовали всему дурному в России, руководствуясь меркантильными интересами. Но сейчас на них возложена надежда, поэтому собственной виной они легко пренебрегают.
6. Виновата ли "несогласная" часть российского общества? Да. Недостаточно боролась. Оказалась ограниченной и недальновидной.
Что из всего этого следует?
Следует то, что мы, русские, коллективно виноваты. Но есть одна важная вещь. Вина - это то, что человек сам возлагает на себя, руководствуясь своими делами и своим пониманием жизни. Ответственность - это то, что на человека возлагает общество, оценивая поступки этого человека. Не надо путать общественное и частное. Как нация, мы виноваты. Как частные люди - кто-то да, кто-то нет; кто-то больше, кто-то меньше. Но индивидуально разбираться с нами западное общество не будет, потому что оно в доминирующей позиции. И нам придётся принять эту несправедливость, потому что она обусловлена не "злой волей" Запада, с которой можно бороться, а несовершенством человеческой природы, с которой бороться невозможно. К сожалению, мудрость - удел проигравшего.

19.05.2022 Григорий

Уважаемый Алексей Викторович! Не кажется ли вам, что многие россияне начинают смотреть на эту затянувшуюся спецвоеноперацию Кремля как на игру двух футбольных сборных? Нет судьи и правил, но это не война, о жертвах не сообщается, мирная жизнь в РФ продолжается, значит, надо просто верить в победу под руководством великого наставника нашей сборной. Мариуполь – это 1:0 в нашу пользу. Матч продлится без ограничения времени – запасайтесь попкорном! Переключать телевизор запрещено.

ответ

Уважаемый Григорий.
Да, кажется. Но это - до поры до времени. Развал всего вернёт обществу ощущение реальности, это неизбежно.
Знаете, в связи с этим я вспоминаю фильм "Рембо". О чём он? Вовсе не о "вьетнамском синдроме". Он о том, что жил-был уютный и благополучный американский городок, который знать ничего не хотел о бедах окружающего мира. Но в городок явился Рембо. Он был противный и некомфортный, и его прогнали. Тогда Рембо вернулся и разнёс городок на щепки. Так что если мы не будем жить в истории, в реальности, то реальность разнесёт наш мир на щепки, как Рембо - тот американский городок.

19.05.2022 Нина

Здравствуйте!
Приглашаем принять участие в подкасте «Библиотечный маяк» Библиотеки Финансового университета.
Буду рада отклику.
С уважением,
Сандецкая Нина

ответ

Здравствуйте, Нина.
Спасибо, но я не веду подкасты. Если вы имеете в виду встречу с читателями, то я не провожу встреч - пока не закончится то, что должно закончиться.

11.05.2022 Михаил

Добрый день, Алексей Викторович! В одном из ответов в этом разделе вы заметили, что сейчас "актуальная культурная фигура - зомби". Считаю, подмечено очень точно)).
Сериалы и фильмы про зомби откликаются у людей потому, что вот-вот была пандемия (карантины) и все в какой-то степени зависимы от своего телефона?
Был бы вам признателен за рекомендации книг на эту тему.
Спасибо за ваше творчество.

ответ

Уважаемый Михаил.
Фигура зомби стала актуальной в культуре задолго до коронавируса. Скажем, в период 2000-2010 актуальной была фигура вампира как воплощение гендерной диффузии. А где-то в 10-ые годы вампиров потеснили зомби. Почему? Ответ надо искать в тех переменах, которые произошли в то время. А что изменилось? В первую очередь, изменилась коммуникация. Онлайн-коммуникация стала доминирующей. А онлайн-феномены лишены экзистенции, потому что не определяются эмпирически. И зомби - это существо без экзистенции. Ему самому не больно, и убивать его не грех, потому что оно и так мёртвое. Проще говоря, в онлайн-коммуникации все люди для нас - как зомби. Представьте, что вы читаете какой-нибудь срач в комментах. Все его участники для вас - тупые и бесчувственные, их можно оскорблять и проклинать, их можно банить, им отказано в человеческом достоинстве, это нерасчленяемая на личности агрессивная толпа. Короче, это зомби. То есть человек, коммуницирующий онлайн, воспринимает общество (человечество) как стадо зомби. Разумеется, такое восприятие - уже предельная стадия, но культура воплощает свои смыслы как раз в тех образах, которые доведены до предельной стадии.
Культурологи говорят, что популярность фигуры зомби объясняется тем, что в этом образе олицетворяется просто толпа. Толпа в метро, в гипермаркете, на улице. Я не согласен. Толпы были всегда, и почему-то раньше культура не нуждалась в отдельном образе толпы. А вот толп анонимных развязных собеседников или тем более ботов никогда раньше не было. Когда они появились, культура вытолкнула в актуальность образ зомби как олицетворение этих людей.
Никаких "книг" об этом я рекомендовать не могу. Это мои собственные наблюдения.

11.05.2022 Галиаскар

Добрый день, уважаемый Алексей Викторович! С недавнего времени интересуюсь историей освоения Сибири. Прочитал Ваш роман Тобол. Произведение очень понравилось, и сюжетная линия, и то, что основан на исторических данных («Дебри»).
Но вот задаюсь одним вопросом: как люди того времени выживали в мороз, зимой? В современном то мире очень сложно долго находится на улице в стужу, а люди того времени участвовали в длительных экспедициях в условиях Сибирских морозов! Как это было возможно?

ответ

Уважаемый Галиаскар.
Даже не знаю, что вам ответить. Как-то вот выживали. И дело ведь не только в "том времени". Как выживали зэки на Колыме, когда днём работали при -40, а ночью спали в бараках при -10 ? Для меня это загадка. Я бы сдох.

10.05.2022 Анна

Алексей Викторович , доброе.узнала , что вы пишите книгу о волге и Каме . Я живу в Самаре очень увлекаюсь краеведением и историей. Если вы будете у нас в городе могу быть вам очень полезной в сборе материалов- расскажу что знаю сама, помогу с архивами , библиотеками и просто с историей родного края. Очень хочу пообщаться с вами по этому поводу

ответ

Уважаемая Анна.
Мне очень нравится Самара и вообще она мне очень интересна. В ближайшее время я в Самару не собираюсь, но спасибо за предложение - буду иметь его в виду.

08.05.2022 Георгий

Уважаемый Алексей Викторович! Разрешите узнать Ваше мнение о творчестве писателя Владимира Нестеренко ("Чужая", "Огненное погребение")? Спасибо.

ответ

Уважаемый Георгий.
Я ничего не читал у Владимира Нестеренко.

08.05.2022 Евгения

Здравствуйте, пишу вам повторно, в надежде получить обратную связь! Хотела бы спросить у Вас вопрос по теме Вашего произведения "Пищеблок". Итак, вопрос такой. Каковы причины того, что Вы выбрали именно город Самара для описания действий, происходящих в книге? Очень хотелось бы получить, от Вас обратную связь. И если так выйдет, заранее спасибо!

ответ

Здравствуйте, Евгения.
Я ответил на ваш вопрос ещё 31 марта этого года. Посмотрите мой ответ на странице 260 (эта страница - 261).

04.05.2022 Леонид

Добрый день, уважаемый Алексей!
Спасибо за ваши книги! Читаю их от поздних к ранним. Сейчас на «Блудо и МУДО». Скажите, а какие прототипы были у главного героя и главного города? Почему сквозной выбрана именно сексуальная тема? И наконец, «ситуация отечественная». Моржов говорит о ТТУ - Титанический точечный удар, это когда все идёт вкривь и вкось, но поправлять каждую детальку отдельно не охота. Далее, видимо все же в шутку, пример ТТУ - напасть на Японию (а ещё сбрить бороду). Скажите, на ваш взгляд, нынешнее СВО - это ТТУ?
Ещё раз спасибо за ваши работы.

ответ

Уважаемый Леонид.
Спасибо, мне очень приятно.
Выбрать одну тему сквозной - мой любимый приём. В "Пищеблоке" я выбрал детский фольклор, в "Ненастье" - быдлячество, в "Сердце пармы" - фэнтезийность, и так далее. Сквозная тема должна быть органична героям, действию и сеттингу, тогда она формирует стиль романа и выявляет главную мысль. Так что всё просто.
Да, во многом СВО - это ТТУ. Но есть оттенки. ТТУ требуется для того, чтобы исправить положение дел, то есть настоящее признаётся плачевным. У нас же настоящее признавалось успешным, и ТТУ было нужно для исправления плачевности будущего, в котором мы очевидно всем проигрывали.

04.05.2022 Зимфира

Добрый день, Алексей Викторович! Хотим пригласить Вас на творческую встречу с читателями. Как и с кем можно обсудить условия? Написала на адрес, указанный на сайте, ответа на получила.

ответ

Добрый день, Зимфира.
Сейчас я не встречаюсь с читателями. Все встречи - только когда закончится то, что должно закончиться.

03.05.2022 Анастасия

Алексей, здравствуйте.
У меня есть два вопроса по роману "Общага-на-крови".
1. В одной сцене Нелли называет Отличника "Серафимчик". Отсюда у меня появилась теория, что Серафимы как таковой не существовало, а это альтер эго Отличника. Насколько это вероятно?
2. Вы в тексте несколько раз делаете акцент на том, что стена Общаги из желтого кирпича. Подразумевается ли аналогия с дорогой из желтого кирпича, а следовательно и мотив пути, который здесь вертикальный? С самых низов, где условный ад, до 9 этажа и крыши. Путь, по которому герои движутся, делая тот или иной выбор?
Спасибо!

ответ

Уважаемая Анастасия.
Вы тонко и глубоко воспринимаете этот роман - мне очень приятно, спасибо.
1. Нет, Серафима существует в реальности: "Общага" - реалистический роман. А эти слова Нелли нужны для того, чтобы обозначить глубинное родство Отличника и Серафимы.
2. Реальная общага, которую я имел в виду, построена из жёлтого кирпича, вот и весь секрет. Отсылки к сказке Волкова у меня нет. Я где-то прочитал, что в Азии считается, будто жёлтый - цвет вечности, и мне это очень понравилось. Для меня вечность - жёлтая, как песок. А я ведь писал о вечных вопросах. Но ваша трактовка вполне справедлива, потому что все мы живём в мире более сложных взаимосвязей и ассоциаций, чем кажется с точки зрения отдельного человека. Роман создаётся не из личного интеллектуального запаса автора, а из общего информационного поля.

01.05.2022 Алевтина

Здравствуйте, Алексей!
По наводке из книги "Дебри" искали в музее Тобольска костяную икону князя Гагарина. Однако, оказалось, что изображённая в книге икона Евангелиста Матфея выполнена из яшмы и подарена Гагарину кунгурским комендантом Левонтием Шокуровым.
Возникает вопрос – в книге неверная иллюстрация и костяная икона все же существует или ошибочна подпись и имелась в виду яшмовая икона? Если костяная икона существует, то где на неё можно взглянуть?

ответ

Здравствуйте, Алевтина.
Вы меня озадачили. Информацию об этой иконе я взял в Тобольском музее - а где ещё её брать, если икона находится в этом музее?
Может, в музее что-то и напутали. Скажем, в маршруте Ермака и в вопросе о причастности Ремезова к сплаву "железных караванов" в музейной экспозиции имеются неточности. Ничего страшного.
Икона по фактуре напоминает костяную. Если она всё-таки каменная, то материал - скорее мрамор, известняк или гипс. Но совсем не яшма. Яшма имеет другие цвета. Яшма очень твёрдая и исключительно сложна в обработке: яшмовые изделия вырезали годами и десятилетиями и с помощью пил и станков, работающих от вододействующих машин. До появления Экспедиции мраморной ломки и прииска цветных камней в Екатеринбурге в середине XVIII века на Урале обработки яшмы не было. Да и вообще я никогда не слышал о рельефных иконах из яшмы.
Художественный строй иконы совершенно не характерен для России петровского времени. Скорее всего, мастер - европеец, а самая большая колония шведов была в Тобольске.
Дарить большому начальнику икону святого его имени - общерусская традиция. Думаю, по пути в Тобольск Гагарину могли подарить немало таких икон. Если на иконе нет имени дарителя, то по учётным книгам можно и перепутать.
Словом, история неясная. Вам лучше наводить справки в Тобольском музее. Я имею только ту информацию, которую привёл в книге.
А вам действительно хочется увидеть костяную икону Гагарина, или же вы услышали в музее другую версию - не совпадающую с той, что в книге, и решили в форме вопроса уязвить автора? Это ведь мелочь, не стоящая усилий, потраченных на послание.

30.04.2022 Хель

А все же, зачем так с Отличником?
Может, я плохой читатель, но для меня его смерть как бы подвела черту - вот он, закрытый социум, и ты на нем когда зациклен, то никуда не убежишь, нет такой силы, которая всю гниль эту, поднимаемую в ранг святой нормы, превозмочь сможет, и всегда человек, попавший под её рельсы, перемолется в труху и сгинет, станет ошметками новой гнили и удобрением для взращивания большей нормы, даже если не даст себе оскотиниться
Или так и должно пониматься?

ответ

Уважаемый Хель.
Во-первых, не всё так мрачно. Отличника Общага убила - это да, но убила, а не раздавила. И вполне возможно, что гибель Отличника заставит его друзей пересмотреть свою жизнь, потому что они хорошие люди, пусть и натворили мерзостей. Как говорится, хороший человек отличается от плохого тем, что творит мерзости неохотно. И они творили неохотно. У них есть шанс. Со смертью Отличника этот шанс возрастает.
Во-вторых, я написал этот роман 30 лет назад. Мне тогда было 22 года. На многие вещи в жизни я смотрел с отчаяньем максимализма. Потому и оценки мои в романе такие категоричные. Взрослый человек понимает, что жизнь, конечно, - дерьмо, но не обязательно пропадать, можно и бороться.

30.04.2022 Григорий

Уважаемый Алексей Викторович! Мой вопрос экзистенциальный. Он неизбежно будет возникать у многих думающих людей. Возможно ли тому, кто считает себя прогрессивным и обладает достаточной известностью, сохранить свою репутацию, живя в некой стране, которая скатывается к фашизму и погрязла во лжи? Уклониться от такого вопроса сложно.

ответ

Уважаемый Григорий.
Я надеюсь, что да. Ложь - в России дело привычное, а до фашизма, надеюсь, страна не докатится. Да и репутация зависит не от места проживания, а от поступков.

страница: 262 из 266