продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

06.11.2015 Евгений Сухомяткин

Здравствуйте Алексей. Большой поклонник вашего творчества. Считаю сердце Пармы лучшим историческим романом, который я когда-то читал. Не раз встречался с критикой вашего романа за смешение стилей исторического и фэнтези, например в школе злословия. Мне кажется, что это лучшее, что можно сделать с историческим романом. Когда-то по моему у Ницше я прочитал, что почти невозможно понять людей других эпох. А вы окунули нас на секунду в таинственный 15 век.Заставили нас мыслить как наши предки 500 лет назад. Спасибо вам за это. Такой роман дороже тонны фактов. Радует, что в романе вы не делите людей на хороших Русских и плохих не Русских, или наоборот.Об этом романе можно говорить очень долго.
Несколько дней назад пришла, купленная по интернету книга, "Увидеть русских бунт". Книга в отличном качестве с прекрасными иллюстрациями. Но с ней одна проблема-она 33 см в длину. А обычная высота книжной полки 30 см.

ответ

Уважаемый Евгений.
Спасибо.
Об этом, действительно, можно говорить очень долго. Это одна из самых интересных мне тем.
На мой взгляд, современный роман строится на нескольких парадигмах, то есть на нескольких уже существующих культурных комплексах. Этот принцип – основополагающий. Гармонический синтез этих парадигм и есть цель постмодерна, а российский постмодернизм – только промежуточная фаза, объявленная финишем. Поэтому настоящий постмодерн поддерживает традицию и вписан в культуру, а российский постмодернизм – противоестественен. Постмодерн можно уподобить сфинксу (который составлен из парадигм льва и человека и наследует способности того и другого) или пегасу (который составлен из парадигм лошади и орла и способен и бегать, и летать), а российский постмодернизм – чудовище Франкенштейна (составленное просто из органов людей и не способное, в общем, ни к чему, кроме как быть всё тем же человеком, но злым и уродливым, а вовсе не типологически-новым существом).
Две главные составляющие парадигмы «Сердца пармы» - исторический роман и фэнтэзи (есть и третья составляющая – лексический реконструктор).
Парадигмы – не обязательно жанры (лексическая реконструкция – не жанр). Например, в «Имени розы» три парадигмы (исторический роман, детектив и семиотика), в «Generation П» - тоже три парадигмы (конспирологический роман, маскульт и псевдо-буддизм), в «Коде Да Винчи» - четыре парадигмы (детектив, конспирологический роман, история и ребус), в «Метро» Глуховского – две парадигмы (постапокалипсис и квест). И так далее. (Кстати, современный роман – не обязательно выдающееся литературное произведение.)
Как минимум одна из составляющих нового романа должна быть «не литературой». Лексическая реконструкция, семиотика, буддизм или ребус – это не жанры литературы. Но внедрение в литературную конструкцию из двух и более жанров чего-то внелитературного и превращает роман в современный. Возьмём, например, мэшап, современный жанр: внелитературное здесь – отношение к первоисточнику, так сказать, демиургия. Роман про Авраама Линкольна? Хорошо, это байопик. Роман про вампиров? Хорошо, это ужастик. Но смешать несмешиваемое в одно целое – уже демиургия.
Ярче всего это проявляется в кинематографе, потому что наша эпоха – эпоха тотальной визуализации, и главным из искусств является кино. Возьмём, например, «Стиляги» Тодоровского. Здесь три парадигмы: исторический жанр, рок-н-ролл 80-х (музыка иного времени, нежели время действия фильма) и изысканная визуальность современной культуры цвета и света.
Главные события большого кино для кинематографа как явления культуры – уже не «большие» фильмы, за которые дают «Оскар», а драматические сериалы, за которые дают «Эмми». И главный триумф этого направления – триумф «Игры престолов». В «Игре» парадигма фэнтези слилась с парадигмой натурализма, и слияние произвело потрясающий эффект. Такого слияния парадигм нет, например, во «Властелине колец»: там фэнтези – и всё, просто титанически-масштабное, разработанное, красивое и со спецэффектами. В «конструкции» «Властелина» ничего особенного нет: чистый и цельный жанр.
Формат (а это формат, а не жанр) драматического сериала оказывает огромное влияние на развитие современного романа. Мне кажется, что определяющее. Дело не в примитивной конвертации (если роман можно снять как сериал, то он современный), а в подобии конструкции (если роман базируется на нескольких парадигмах, как драматический сериал, то он современный).
Все эти рассуждения достаточно полемичны. Но это лекцию я затеял для того, чтобы сказать: без «фэнтезятины» «Сердце пармы» не был бы полноценным современным историческим романом, но сводить его к фэнтези (или быть за это в претензии, как дамы в «Школе злословия») так же глупо, как считать единорога рогатой лошадью.
Несколько лет назад один ведущий федеральный канал предложил мне стать «русским Мартином» (Мартин – автор литературной основы «Игры престолов») и написать сценарий для русского сериала в том же формате. Случилось это как раз потому, что генеральный продюсер прочитал «Сердце пармы» и понял как раз то, что я изложил выше. Я отказался, потому что фэнтези мне не интересно.

06.11.2015 Вера

Здравствуйте, Алексей. Спасибо Вам за Ваши жестокие и честные книги.
Как Вы считаете, в чем главная проблема современного российского школьного образования?

ответ

Уважаемая Вера.
Мне кажется, главная проблема - в утрате обществом уважения к статусу учителя. Отсюда и низкие зарплаты, и засилье бюрократии, и падение авторитета среди школьников и родителей.

05.11.2015 Егор

Алексей, от лица жителя провинции и простого обывателя вселенной, хочу у вас, как у довольно грамотного прозаика поинтересоваться технической стороной написания текстов. Я делаю робкие попытки написания рассказов. И меня постоянно гложет один и тот же вопрос, как авторы применяет тропы, ну кроме банальной метафоры. Вот Вы например когда пишите, то уже заранее знаете, какой приём примените, как будто бы Вы открыли неизведанную землю и говорите:"Я нарекаю её Иронией!" или знаете, что именно здесь будет крепкий афоризм или все эти гирлянды, детали и проч. рождаются лишь в процессе создания. То есть существует ли какой-нибудь принцип применения авторских приёмов или все добавляется исключительно по вкусу, так сказать на глаз.
Очень жду ответа. Не тратьте время на красноречие, это всего лишь чат.. Заранее, спасибо!

ответ

Уважаемый Егор.
Ну и вопросик вы задали.
Боюсь, что нет какой-то универсальной технологии. Это всё решается в процессе. Но я всегда точно знаю, что хочу сказать (это определяет троп семантически) и как хочу сказать (это определяет интонационно). Вырабатывается это умение не знанием филологии, а практикой, культурным кругозором и внутренней свободой. Важны такт и мера.
Есть и определённые наблюдения, хотя я их не систематизировал. Например, описание должно быть слегка экспрессивнее натуры, тогда оно станет зримым (как в Парфеноне слегка искажены пропорции, чтобы он для человеческого глаза выглядел пропорциональным). Или: описывая природу или местность, не забывайте описать и небо - иначе "картинка" не проявится. И так далее.
Но чем дольше живу (пишу, читаю), тем яснее понимаю, что самая красивая речь - простая. Речь всегда согласована с дыханием человека: нельзя дышать мелко по-собачьи (а тропы могут мельчить речь), нельзя и громоздить периоды, словно не можешь надышаться перед смертью. Нужное дыхание, не взирая на мерность и ритм, всегда ясное, то есть целесообразное, поэтому простота - это высшая сложность. Можно писать по-гомеровски избыточно: "Вышла из мрака златая с перстами пурпурными Эос". Но куда красивее просто, как у Пушкина: "Рано поутру".
Вышло, что я потратил-таки время на красноречие, но не жалею.

28.10.2015 Александр

Здравствуйте, Алексей. На днях пересмотрел х.ф. "Географ глобус пропил". По моему, фильм замечательный, единственное что, зная пермский Закамск не понаслышке, понимаешь,что в фильме, затрагивающем по сюжету это место, от настоящего Закамска почти ничего нет. Помнится, я снимал там одно время квартиру, и вспоминаю это нынче исключительно, как экстрим.
Есть ли у Вас желание ещё написать о Перми что-то такое глобальное, как книгу (не статью, не очерк,а худож.книгу). Я пермский, но в Перми не живу уже с десяток лет. В редкие свои заезды туда вижу, что город уже откровенно мутировал во что-то глубоко депрессивное и плачевное. А это всегда, как правило, почва для интересных драматических сюжетов. Но это мой взгляд и моё мнение. Интересно узнать Ваше.

ответ

Уважаемый Александр.
Я давно не живу в Перми и не хочу говорить об этом городе. Пусть пишет кто-нибудь из местных.

28.10.2015 Евгения

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович. В одной из своих передач на Эхе Москвы (от18.09) Д.Быков отвечая на вопрос о своей теории цикличности русской культуры, сказал: " Тут же, кстати, очень интересный вопрос о том, где в этой моей типологической цепочке место Алексея Иванова. Всё совершенно очевидно: там же, где место Алексея Толстого. Есть Алексей Николаевич Толстой нашего времени, у него тоже есть романы современные, романы исторические и романы фантастические (на мой взгляд, наиболее удачные). Его «Ненастье» типологически и идеологически очень похоже на «Хмурое утро» — перекликаются не только названия, но и концепции. Кстати говоря, это не только моя мысль." Согласны ли Вы с такой характеристикой?
И еще. Когда стало известно чем закончились события в Красногорске,сразу же возникла стойкая ассоциация с Ненастьем. Просто удивительно как в Ваших последних книгах сюжет перекликается с тем, что происходит в реальности. Иногда символически, а иногда вплоть до деталей (пустой дачный поселок, закрытый на зиму дом,выбитое стекло, человек, который там скрывался. И ощущение серого экзистенциального Ненастья вокруг до тошноты...)
Большое спасибо за все Ваши книги!
Евгения.

ответ

Уважаемая Евгения.
Спасибо.
Дима Быков как мыслитель-постмодернист всему находит конспирологические объяснения. Его теория цикличности литературы как-то смахивает на "Новую хронологию" Фоменко и Носовского. Если и есть какая-то цикличность, то проявляется она не столь вульгарно и профанно, однако я вообще сомневаюсь в наличии цикличности (возвратно-поступательное движение естественно для любой эволюционирующей системы). А поверхностные аналогии - вообще фишка нынешних литературных критиков. Дима - мастер таких аналогий. Следующий шаг на этом пути - школярские рассуждения о "говорящих фамилиях" и "маленьком человеке" (вариант - "лишних людях"). Это скудоумие пополам с апломбом ввергает меня в уныние.
По поводу Красногорска - ничего удивительного в совпадении нет. Дачный посёлок - со времён СССР русский архетип убежища.

27.10.2015 Алексей

Здравствуйте. С большим уважением отношусь к Вашему творчеству. Всегда советую своим друзьям. Стараюсь обычно использовать легальные источники приобретения книг. И Ваши книги всегда покупал в магазинах. Надеюсь, издательства не забирают все в свой карман. Сегодня скачал безнаказанно аудиокнигу "Золото бунта". Очень нужно было. Как я могу перевести Вам деньги? Можете ли Вы назвать сумму?

С уважением, Мизин Алексей.

ответ

Уважаемый Алексей.
Впечатлён вашей порядочностью.
Увы, у моего оператора никак не получается прикрутить к сайту электронный кошелёк на случай, подобный вашему. Поэтому давайте считать, что у вас - подарочное издание.

26.10.2015 Евгений

Здравствуйте Алексей, являюсь большим поклонником вашего творчества. После вашей книги-Сердце Пармы, у меня с Уралом сложились отношения как в Японии с Евреями, только наоборот, никогда не был, но полюбил.Хотелось бы с вами просто выпить водки, да поговорить о жизни. У меня к вам два вопроса: Нет ли у вас в планах книги о юге России, говоря вашими словами, региональной идентичности южан и Казачества? И как вы относитесь к горячительным напиткам? Заранее спасибо за ответ.

ответ

Уважаемый Евгений.
Художественную книгу о казачестве я писать не буду. А вообще я довольно много писал о казачестве (Донском, Яицком, Оренбургском, волжском, о некрасовцах и башкиро-мещеряцком войске) в книге "Увидеть русский бунт".
К спиртному я отношусь никак. Не избегаю, но и не стремлюсь.

25.10.2015 алсу

Алексей, здравствуйте. Прочитала несколько ваших вещей, спасибо, было интересно. Сейчас нахожусь в тяжёлом положении и ищу выход. Считала себя верующим человеком, но столкнулась кое с чем в жизни, что показало несовершенство моей веры. Боюсь за близких, за судьбу нашего мира. "Как облегчить страдание любимого человека, если ничего не можешь сделать, но совесть не позволяет смириться? Выход существует только для религиозного сознания" - так вы сказали в одном из своих интервью. А как вы понимаете этот выход, существующий для религиозного сознания? Это и есть мой вопрос. Спасибо.

ответ

Уважаемая Алсу.
Это сложный вопрос, потому что ответ на него выглядит слишком просто. Тем более, что он налагает какую-то непонятную ответственность на того, кто отвечает. Итак: сделать всё, что можешь, принять то, что есть, не винить себя и не терять веру. Однако это всё благотворно лишь тогда, когда вера была изначально. Причём вера не "от ума", а настоящая, составляющая основу сознания.

24.10.2015 Куколева Галина Александровна

Уважаемый Алексей Викторович! Я Вам задавала свой вопрос о моих предках Грудиных из Ревды. Спасибо, что ответили. Прочитала с большим интересом Вашу книгу "Message: Чусовая" и очень бы хотела иметь эту книгу в своей личной библиотеке, но в книжных магазинах нашего города в продаже ее нет и заказать через издательство не получилось, т.к. она больше не переиздава- лась. Уважаемый Алексей Викторович, не подскажи- те ли Вы мне, где я смогу приобрести книгу (и причем мне необходимо два экземпляра - один хочу подарить сестре)?
С уважением, Куколева. Г.А.
г. Липецк

ответ

Уважаемая Галина Александровна.
Я не занимаюсь продажей своих книг, я же писатель, а не продавец. Эта книга больше не издаётся, найти её можно либо в интернет-магазинах (если там что-то осталось), или у кого-то с рук, или у букинистов.

23.10.2015 И вновь студенты

Алексей Викторович, спасибо за ответы!Нам бы очень хотелось взять у Вас интервью, но к сожалению, мы не знаем как связаться с Вами, кроме данного сайта.

ответ

Дорогие ребята.
Для связи со мной существует продюсер Юлия Зайцева. Её телефон и е-мейл указаны здесь, на сайте, слева. Но интервью сейчас я дать не смогу: к интервью я отношусь серьёзно, поэтому они всегда занимают у меня много времени, а времени сейчас нет, увы.

23.10.2015 Георгий

Недавно был неприятно удивлен: В Кудымкаре не нашлось "Моржова" и "Манжетов" победил. Детей из дворца пионеров выселили в здание, признанное аварийным еще в 80-е. А во дворец пионеров вселился "Антикриз". Появится ли еще Моржов? Ну, хотя бы в Ваших произведениях?

ответ

Уважаемый Георгий.
Кудымкар уже давно добивают местные власти, ничего удивительного.
Я не очень понимаю, что вы имеете в виду под "Моржовым". Конкретно Моржов? Нет, он не появится, сиквела не будет. Герой, который "делает добро из зла"? Не знаю, может, такой и появится. Вообще герой-борец? Да, будет обязательно.

23.10.2015 Студенты ПГГПУ

Добрый день, Алексей Викторович! Мы, студенты ПГГПУ, представляем Вас и Ваше творчество на Всероссийском фестивале. Не могли бы Вы ответить на ряд вопросов:
1. Ваша мечта?
2. Ваш любимый литературный герой?
3. Что повлияло на Ваш выбор - стать писателем ?
4. Ваше любимое место на Урале?
5. Что Вас вдохновило на написание книг, таких как "Сердце Пармы","Message: Чусовая", "Хребет России"&
6. Что было самым сложным на Вашем творческом пути?
7. Расскажите пожалуйста о курьезном случае в Вашей профессиональной жизни?
8. Ваши увлечения помимо литературного творчества?
9. Взаимодействуете ли Вы с молодежью? И если да, то как?

ответ

Дорогие ребята.
Такие вопросы - не в формате этого сайта. К тому же я не люблю всякие топ-листы предпочтений. Но постараюсь кратко ответить вам.
1. Возраст мечтаний у меня миновал.
2. Такого героя у меня никогда не было.
3. Я не выбирал, я всегда хотел стать писателем - с тех лет, как осознал себя. Недавно я нашёл у себя тетрадку, в которой писал роман, - мне тогда было 6 лет. Я всегда хотел рассказывать истории - это и значит быть писателем.
4. Я слишком хорошо знаю Урал, чтобы указать здесь какое-то одно место.
5. Это очень-очень-очень разные книги: роман, краеведческий опус и иллюстрированный экспериментальный нон-фикшн. И большие книги не начинаются с вдохновения. Таким книгам ты отдаёшь большой кусок жизни, поэтому в начале пути всегда взвешиваешь: согласен ли ты потратить столько времени на эту тему. Следовательно, основная причина появления такой книги - потенциал темы.
6. Вытерпеть дураков.
7. Почему-то не хочу рассказывать о курьёзах.
8. Старая истина: у человека, нашедшего себя, не бывает хобби.
9. Увы, нет.

22.10.2015 Сурин Вячеслав

Добрый день!
Всегда с нетерпением ждем Ваших новых книг, влюблены в Ваше творчество. Есть ли в Ваших планах посещение Самары и когда? Второй вопрос-пожелание: мы с женой Ваши земляки - родом из Арзамаса; в русской истории есть своя Жанна д Арк - Алена Арзамасская, и этот трагический персонаж остается неизвестным для россиян...
С уважением, семья Суриных из Самары.

ответ

Уважаемый Вячеслав.
Спасибо.
Я был в Самаре два года назад, и ваш город произвёл на меня очень большое впечатление. (Я сразу "поселил" Германа Неволина из романа "Ненастье" в Самаре.) Обязательно приеду ещё, хочется познакомиться поближе и с Самарой, и с Тольятти, и с Жигулями, и вообще. Например, хочется увидеть Красноярскую крепость - "транжемент" 18 века. И в Самаре у меня есть конкретное дело - собирать материал для книги "Речфлот". Однако, увы, я даже приблизительно не могу сказать, когда это произойдёт.
Я немного знаю про Алёну Арзамасскую - персонаж, конечно, потрясающий. Жаль, что она не известна в России, хотя про неё написано несколько романов. Следует надеяться, что про неё напишут более удачный роман или снимут яркий фильм, и тогда Алёна войдёт в "пантеон" общерусских героев, как, например, Иван Сусанин или Марфа-посадница.

21.10.2015 Виктор Завалин

Уважаемый Алексей Викторович, как-то видел в Ваших планах издание сборника о судах речного флота. Попадет в него технический флот: землечерпалки,землесосы, дноснаряды и другой "... флот путейский - птичья стая..." (по названьям)? В музее Камводпути есть материалы и фотографии. Можем помочь.

ответ

Уважаемый Виктор.
Книга "Речфлот", которую мне хотелось бы написать, - это иллюстрированная фотокнига об истории и устройстве речного флота России. Вроде "Хребта России" или "Горнозаводской цивилизации". Технический флот, конечно, тоже попадёт, хотя и достаточно скромно. Если я начну заниматься "Речфлотом", то не раньше, чем через год (хотя сейчас фотограф у меня уже съездил в Иркутск и снял ледокол-музей "Ангару", а сам я поснимал в музее речфлота в Саратове). Я буду иметь в виду ваше приглашение и наверняка воспользуюсь им. Спасибо.

17.10.2015 Артём

Алексей Викторович, здравствуйте! Благодарю Вас за книгу "Сердце Пармы, или Чердынь — княгиня гор" и за встречу с читателями в г.Тобольске в сентябре! Только вчера закончил слушать аудио-книгу "Сердце Пармы, или Чердынь — княгиня гор", которая произвела сильнейшее впечатление на меня! Произведение очень глубокое по смыслу и одновременно увлекательное. Давно не попадалось таких книг. Появилось желание прочитать ещё раз и побывать в тех местах, которые вы описали. Слушал книгу и очень ярко представлял описываемые события. Думаю, что фильм у Сергея Бодрова получится просто потрясающий! Не знаете, на какой стадии работа над фильмом? Кто пишет сценарий? Встреча в Тобольске получилась очень интересной, живой! Планируете ещё поездки в Тобольск, в Тюмень? Посоветуйте, как лучше организовать путешествие по описанным к книге местам. Может, тур-фирму или гида какого-нибудь порекомендуете. Спасибо Вам огромное!!! С уважением, Артём.

ответ

Уважаемый Артём.
Спасибо.
Я тоже верю в талант Сергея Бодрова и убеждён, что фильм получится впечатляющим. Сергей Бодров должен к концу этого года дописать сценарий фильма, а как дальше там будут развиваться события со съёмками, я не знаю. Это зависит от продюсеров и конъюнктуры.
Как я понимаю, вы хотите побывать в Чердыни? Это не сложно. Достопримечательности там размещены компактно: Чердынь, Покча, Камгорт, Вильгорт, Искор, Ныроб, Бондюг, Пянтег. Есть множество путеводителей, да и в и-нете наверняка есть информация. Лучше всего остановиться в Чердыни в гостинице и путешествовать вокруг на своём автомобиле, везде можно доехать, даже на Искорское городище. Турфирм в Чердыни я не знаю, поскольку всегда путешествовал сам, а вместо гида лучше использовать путеводитель.

страница: 191 из 283