продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

16.11.2010 Любовь Викторовна

Здравствуйте, Алексей Викторович. <br />1. Спасибо за "Пермистику". Книги беру в библиотеке. Пока прочитала только четыре, но уже все хочется купить, чтобы иметь дома, давать читать друзьям, обсуждать.<br />2. Так как я архитектор, меня особенно заинтересовало ваше эссе "Город со смыслом". Вы делились Вашей градостроительной концепцией про "лук" и "стрелы" с кем-нибудь из вершителей нового генплана? По-моему,"зерно" есть.<br />3. Это правда, что Вы уехали из Перми в Башкирию?

ответ

Уважаемая Любовь Викторовна.<br />Спасибо.<br />Ни в какую Башкирию я не уехал. И не собираюсь. Хотя в Башкирию - влюблён.<br />Эссе "Город со смыслом" было опубликовано в журнале "Компаньон-Magazine" к прошлогоднему Форуму, а этот журнал - единственный полноценный журнал в нашей культурной столице. Так что текст эссе был общедоступен. Никого мои соображения не заинтересовали, хотя я писал эссе и не для этого.<br />Во-первых, это эссе - просто "наложение" на карту города тех концептов, которые сформулированы в книге В.Абашева "Пермь как текст". В общем, это эссе - "практикум по Абашеву".<br />Во-вторых, преобразователи нашего пространства не интересуются этим пространством. Тому пример - провал грандиозного проекта PERMMUZEUM XXI, когда выяснилось, что архитекторы планировали здание музея, не имея представления о территории, на которой это здание может стоять.<br />В третьих, я не верю, что генплан Перми может быть осуществлён. В городе, где много лет не могут заасфальтировать центральную улицу Ленина, где зоосад на кладбище, где набережная в кавказских шатрах, где пивнухи и бордели напротив Заксобрания, и т.д. и т.п., генпланы служат только для пиара, а не для претворения в жизнь.

16.11.2010 Алиса

Добрый день!<br />Отличная новость - насчет фильма Тодоровского. А когда планируется этот фильм??? И кто в нем будет сниматься??? Очень интересно. Расскажите, пожалуйста.<br />Заранее очень спасибо!!! Алиса

ответ

Уважаемая Алиса.<br />Зря вы меня благодарите. Я ничего не знаю. А спрашивать у Валерия Петровича - как-то неловко.

16.11.2010 Алексей

Алексей, можно вам пару вопросов:<br />1) А какая историческая эпоха вас еще привлекает?<br />2) Насколько тяжело писать романы с историческим уклоном?<br />3) Вы верите в ту мистику, о которой пишете, или для вас это исключительно художественный вымысел?<br />4) Умберто Эко. Хотя бы пару слов о нем.

ответ

Уважаемый Алексей.<br />1. Эпоха - смотря где. В России - вторая половина 18 века.<br />2. Мне сложно формулировать "насколько тяжело". "Тяжело" - не тот термин. Непросто, конечно. Но, как вы и сами знаете, терпение и труд... и т.д.<br />3. В мистику я не верю. Но в моих романах это не мой вымысел - по большей части, это либо русский, либо финно-угорский фольклор. А вообще я считаю, что мистика - это неправильное объяснение некоторых вещей, которые существуют в реальности.<br />4. На мой взгляд, Умберто Эко - великий писатель. Он вывел литературу на новый уровень содержательности.

16.11.2010 Екатерина Викторовна

Карта в музее ФГУ "Камводпуть", Советская, 20-А. Давно ли вы встречались классом?

ответ

Екатерина Викторовна,<br />спасибо. Загляну. А с классом не встречался давно, как-то не вижу в этом особенного смысла.

15.11.2010 Екатерина Викторовна.

Здравствуй, Алеша! Спасибо тебе за теплые воспоминания и прости, пожалуйста, за двойку. Ты был и есть одним из лучших учеников класса.<br />Удивлена тому, что ты видел фото. Я все храню в домашнем архиве.<br />Прости, но нам с мужем показалось, что в книгу о Чусовой лучше было бы поместить старую карту, а не современную (это только наше мнение). Если тебе она еще интересна, могу подсказать адрес музея.

ответ

Дорогая Екатерина Викторовна.<br />Вспомнил: вашу фотографию я видел в интернете, кто-то выложил там.<br />Двойку я от вас получил совершенно заслуженно, и сейчас очень люблю вспоминать об этом.<br />А в книгу о Чусовой, на мой взгляд, нужно и старинную карту, и современную, и фотографии. Только вот никто не хочет издать такую книгу. Но за подсказку о музее буду вам благодарен.

14.11.2010 Андрей, Новосибирск

Здравствуйте, Алексей Викторович. "Географ" вошел в социально значимый кинопроект. Я так понял, за съемку возьмутся-таки. Для фильма сценарий специально будете писать? Или он для фильма уже готов? <br />Как Вы сами относитесь к этой экранизации в целом? Нет ли опасений, что загубят роман. Современная киноиндустрия, скорее, выдает некачественный продукт. К сожалению. <br />Спасибо.

ответ

Уважаемый Андрей.<br />Насколько я знаю, Валерий Тодоровский сценарий уже пишет сам. Или даже написал. А снимать фильм должна ведь не "современная киноиндустрия", а конкретно В.Тодоровский. По-моему, он отличный режиссёр. У меня нет поводов для опасений.<br />Мне не хотелось бы лобовой экранизации. "В лоб" она будет напоминать "мыло". Я уверен, что Тодоровский сделает что-то неожиданное. Что - не представляю. Но мне кажется, что главной темой будет не столько Служкин, сколько эпоха девяностых, но не через бандюганов и приватизаторов, а через простых людей. Хотя, возможно, я как-то натягиваю на возможный фильм впечатления от "Стиляг".

14.11.2010 Екатерина Викторовна

Здравствуй, Алеша! Рада за тебя. С удовольствием слежу за твоим творчеством. На старости лет увлеклась сплавами по Чусовой. Приходилось ли тебе видеть "живую" карту реки Чусовая печати 1881 года?

ответ

Дорогая Екатерина Викторовна.<br />Очень рад вашему посланию. Я до сих пор уверен, что моя первая учительница - самая умная и красивая, да ещё и лучше всех поёт на уроках пения. Помню, тогда я даже сочувствовал "бэшникам" и "вэшникам", что им-то не повезло так, как нам, из А-класса. Я даже почерк ваш помню, потому что изо всех сил подражал ему. И помню, что за всё время вы мне поставили единственную двойку - по физкультуре, - за то, что я спустился со шведской лестницы на руках, как обезьяна, и перепугал вас. Тогда я думал, что жизнь моя кончена, и мне надо идти топиться в Каму.<br />Недавно мне показывали фотку, где вы на Чусовой. Рад, что вы такая же, как и тогда, - молодая и красивая.<br />А карту Чусовой 1881 года я не видел.

12.11.2010 Надежда

Здраствуйте, Алексей Викторович! Спасибо Вам огромное за Ваши книги! Несколько лет назад прочитала "Сердце Пармы" и первая мысль - Слава Богу! Жива Русская литература! Вопрос у меня по другой книге (наверное, самой любимой), по "Золоту бунта". Осташа начинает свой путь с единственной, всепоглащающей целью - узнать тайну гибели его отца и смыть позорное пятно с их рода. В конце романа ради достижения своей цели он "бьёт барку", обрекая на гибель доверившихся ему людей, и тем самым навлекает уже на свое имя позор и проклятия. Неужели разгадка тайны золота бунта того стоила? Меня это очень неприятно поразило. Пока читала книгу, очень сроднилась с героем. Было такое чувство, как будто он меня там утопил. И, самое главное, большое вам спасибо за прекрасный русский язык, которым написаны Ваши книги.

ответ

Уважаемая Надежда.<br />И вам спасибо.<br />У меня нет ответа на ваш вопрос. Я как автор знаю, что иначе поступить Осташа не мог, и поступил он правильно, но вот хорошо ли? - не знаю. Я не ставил себе целью найти ответ на ваш вопрос (он же не только ваш, но и мой), то есть, вывести мораль. Я просто хотел, чтобы читатель посочувствовал человеку, который ищет ответы на чертовски трудные вопросы. Не искать совсем или принять готовые ответы (например, что ради батиной правды не стоит бить барку) - это как-то недостойно. А отвечать - адская мука, потому что отвечаешь перед богом. Для меня мужество и подлинность моего героя заключаются в том, что он нашёл в себе силы дать этот ответ, пусть жестокий и ненужный. Общество не должно загонять людей в такие тупики человечности, в какой был загнан Осташа.

12.11.2010 Алексей.

Добрый день, Алексей. Хотелось у вас узнать, как вы смотрите на то, что помощь в реализации проекта "Артемий Бабинов" осуществили власти, к примеру, Республики Коми? Ведь Бабинов коми, да и сама республика не избалована подобными пректами.

ответ

Уважаемый Алексей.<br />Я сомневаюсь, что республика Коми захочет финансировать проект книжной серии о Пермском крае. К тому же одна из целей проекта "Артемий Бабинов" - заставить пермскую власть работать на культуру своего края. Для меня издать эти 8 книг - не самоцель. Самоцель - сделать это правильно. А неправильно мне не надо.

12.11.2010 Лидия

Алексей, знаете ли Вы английского писателя Йена Бэнкса, как оцениваете его прозу.

ответ

Уважаемая Лидия.<br />Йена Бэнкса я не знаю, увы.

12.11.2010 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Есть ли региональная идентичность в книге &laquo;Географ&raquo;? Этот вопрос в связи с тем, что вы придаёте огромное значение региональной идентификации и противопоставляете глобализации. Как это отразилось в книге &laquo;Географ&raquo;? В чём региональная особенность Служкина и его знакомых? Вы идентифицируете их именно как представителей Урала?<br />Мне понятна, например, региональная идентичность &laquo;Тихого Дона&raquo; Шолохова. Но события в &laquo;Географе&raquo; могли бы происходить и в Сибири, и на Алтае, и в Тобольске. Герои этой книги не могут идентифицироваться только Уралом, в отличие от идентификации казаков именно Доном. Ведь прелесть &laquo;Географа&raquo; не в каких-то особых региональных ценностях той местности, где живёт Служкин. В этой книги отразилась эпоха всей России времени развала СССР. Такие люди жили и живут по всей России, а не только на Урале. Именно поэтому так много читателей этой книги в России (и в Сибири, и на Алтае, и на Дальнем Востоке), и они легко идентифицируют героев этой книги со своими знакомыми и с самими собой. Такие же реки, леса и горы, по которым водил Служкин детей в поход, есть во многих местах России. <br />Вы написали всероссийскую книгу, и это не &laquo;местечковая&raquo; региональная литература. Эта книга глобально отразила психологию и поведение многих обычных граждан СССР в годы, когда они стали &laquo;опилками&raquo; на развалинах страны. И экзистенция Служкина не какая-то специфически уральская, а чисто российская. Подобные люди могут быть и в Новосибирске, и в Барнауле, и в Омске. Например, Омский театр делает постановку &laquo;Географа&raquo;, потому что жизнь людей в Омске мало отличается от жизни людей в Перми, а значит, герои книги узнаваемы и будут очень близки зрителям.

ответ

Уважаемый Владимир.<br />Я с вами совершенно согласен. Кстати, и "Сердце пармы", хоть и про обретение родины, но не про региональную идентичность.<br />Идентичность - моя любимая тема. Но есть региональная идентичность и личная идентификация, и это два разных вопроса, две разных темы. Часто они пересекаются, "вкладываются" одна в другую, как, например, скалолазание и альпинизм, но не тождественны друг другу. "Географ" - про самоидентификацию человека в обществе, которое вообще не нуждается ни в каких идентификациях, "про то, что нужно оставаться самим собой" (терпеть не могу этого штампа, приложимого к чему угодно). Но не про уральскую региональную идентичность как таковую и не про её обретение конкретным человеком. Уральская идентичность актуальна только для уральца, верность самому себе актуальна для любого человека.

08.11.2010 оля

Здравствуйте, Алексей. Скажите пожалуйста, а Вы знакомы с творчеством Чарльза Буковски, Уильяма Берроуза и Милорада Павича? Поделитесь впечатлениями.

ответ

Уважаемая Оля.<br />Буковски, Берроуза и Павича я знаю, но - увы - к своему стыду не читал.

06.11.2010 Салават

Здравствуйте, Алексей!<br />Спасибо за ответ, но, пользуясь случаем, хотелось бы прояснить для себя некоторые моменты. Согласен насчет "почвенничества" - термин неудачный, всплывший оказионально из студенческих пластов и примененный мной условно. Теперь по пречисленным Вами авторам и их творениям... За исключением "Перса" (пока не читал) все имена и произведения не тянут на региональную идентичность, ну никак. В лучшем случае это внимательнный взгляд, но СО СТОРОНЫ.<br />Насчет жанровой эволюции - давно бесспорно. По поводу современного канона - это отдельный разговор, вижу, у Вас сформировано в этом направлении немало того, чего полезно было бы знать многим. Я хотел бы подробнее насчет "мейнстрима"... Вам кажется, что Вы "в струе", и мне так поначалу показалось. Читал "Сердце Пармы" или "Золото бунта", потирая руки: "Вот же им почти готовый сценарий для российского блокбастера! Фабула, колорит и чуть ли не национальная идея!"<br />Почитав некоторые ответы на письма и кое-что осмыслив, думаю, что Вы как раз идете "против струи". ВАША ПРАВДА - ИМ ПОПЕРЁК ГЛОТКИ!<br />Я понимаю, что речь больше шла не о конъюнктуре, а о литературных трендах, и все же Ваши романы боле "вопреки", чем "благодаря". Ваш противник не столичный снобизм, а нечто пострашнее.<br />По-моему, качественная литратура и есть единственный мейнстрим и для провинциалов и для жителей Москвы. Если я не прав, то что, по-Вашему, является "мейнстримом" для региональной литературы?

ответ

Уважаемый Салават.<br />Вы задаёте безумно трудные вопросы. Лично для меня, во всяком случае.<br />Согласен, что перечисленные мною произведения не имеют отношения к региональной идентичности. Но ведь я перечислял их как известные тексты о провинции вообще, а не о региональной идентичности. Дескать, &laquo;и про Россию тоже в Москве пишут&raquo;.<br />Про &laquo;канон&raquo; региональной литературы (тоже, кстати, по-дурацки звучит) я как раз ничего понять не могу.<br />Можно попробовать рассуждать логически.<br />В советское время такой канон существовал. Его сформировали Астафьев, Распутин, Белов и другие &laquo;деревенщики&raquo;. Я величайше уважаю Астафьева &#8211; в честь него и назвал своего героя Осташей, Астафием Петровичем. Я считаю, что &laquo;Живи и помни&raquo; Распутина &#8211; мощнейший роман русского экзистенциализма, оставивший далеко позади предыдущего лидера &#8211; &laquo;Очарованного странника&raquo;. И тем не менее это &#8211; &laquo;ушедшая натура&raquo;.<br />&laquo;Ушедшая&raquo; потому, что &laquo;деревенщики&raquo; идентифицировали себя с социальными группами &#8211; с крестьянами и интеллигенцией. Об этом я рассуждал в статье &laquo;Бунт примирения&raquo;, она есть на этом сайте. Идентификация с крестьянством и интеллигенцией позволила писателям-&laquo;деревенщикам&raquo; создать и каноны, и шедевры. Сейчас невозможно идентифицировать себя ни с крестьянством, ни с интеллигенцией, потому что их нет, следовательно, нет ни &laquo;почвенников&raquo;, ни писателей-&laquo;деревенщиков&raquo; как идеала не-столичных писателей. Но дело не в этом. Ушли не только социальные группы, но и сам принцип идентификации по социальной группе.<br />А искать идентификацию жизненно необходимо. Потому что идентификация &#8211; это зона твоей компетентной свободы. Искать идентификацию &#8211; всё равно, что выбирать для жительства страну, где тебя всё устраивает: язык, климат, законы, уровень культуры.<br />Нынешняя эпоха требует идентификации по другим параметрам, не социальным. Конечно, можно и социальным: например &laquo;я &#8211; офисный планктон&raquo;, или &laquo;я &#8211; мент&raquo;, или &laquo;я &#8211; дама с Рублёвки&raquo;, но это непродуктивно, &laquo;одноразово&raquo;. В своё время так делал Гайдай, и был великолепен. Но нынешние &laquo;страты&raquo; слишком зыбкие, эфемерные. Семён Семёныч и в Стамбуле был советским человеком &laquo;облико морале&raquo;, а Оксана Робски в Европе не будет &laquo;дама с Рублёвки&raquo;, будет чем-то иным, не столь пафосным. То есть, идентификация по общественным стратам сейчас не работает.<br />Начало 90-х было бумом новых не-социальных идентификаций. &laquo;Я &#8211; панк&raquo;, &laquo;я &#8211; толкинист&raquo;, &laquo;я &#8211; эзотерик&raquo;. Но идентификация по субкультурам &laquo;не прошла&raquo;, субкультуры слишком малосильны.<br />Я думаю, что идентификация по культурно-географическому параметру куда разумнее. И историчнее. Дон Корлеоне вёл себя как сицилиец. Наполеон &#8211; по идентификации корсиканец, а не дворянин. Д-Артаньян &#8211; гасконец, а не мушкетёр (он и был гвардейцем, а не мушкетёром). Самая успешная идентификация в нынешней России &#8211; тоже культурно-географическая: москвич.<br />Россия волей-неволей возвращается к исторически-оправданной и разумной схеме идентификаций &#8211; по регионам. &laquo;Пскопские мы&raquo;, &laquo;мы вятские, мужики хватские&raquo;, и т.д. Только не надо эту идентификацию представлять в стиле &laquo;развесистой клюквы&raquo;, &laquo;а-ля рюсс&raquo;. Но идентификация по регионам предполагает рассосредоточение власти, разрушение пресловутой &laquo;вертикали&raquo;, поскольку требует ресурса, а большая его часть уходит в Москву. И поэтому идентификация &laquo;дозволена&raquo; только до определённых пределов. До тех пределов, пока экзотика не становится экзистенцией.<br />Фильм &laquo;Хребет России&raquo;, например, - экзотика, набор феноменов, а вот книга &#8211; уже определение экзистенции, понимания жизни по-уральски. Но формат телевидения не дозволяет перевести экзотику в экзистенцию. Или, может быть, вам ближе такой пример: премию Салавата Юлаева получает роман &laquo;Карасакал&raquo;, но этот роман &#8211; экзотика, а образец экзистенции в подобных текстах &#8211; &laquo;Хаджи Мурат&raquo;. Я имею в виду не уровень таланта, а предмет изображения. Мой конфликт с пермским министром Мильграмом &#8211; из той же серии. Я предлагаю книги, зонирующие территории по смыслу, то есть, произведение об экзистенции, но мне дозволяют только фотовыставку красивых пейзажей, - то есть, произведение об экзотике. Примеры таких подмен я могу приводить десятками.<br />Если же возвращаться к теме региональной литературы, то дело не в качестве. Оно-то должно быть априори. Проблема отсутствия региональной литературы &#8211; не художественная, а культурная. Писатель, который работает в чужой идентичности, не напишет ничего значительного. Будет драма Шолохова, который региональную идентичность &laquo;Тихого Дона&raquo; поменял на классовую идентичность &laquo;Поднятой целины&raquo; - и получилось то, что получилось, хотя талант-то &#8211; прежний. О тяжести жизни в чужой идентичности &#8211; и &laquo;Тени в раю&raquo; Ремарка, и &laquo;Эдичка&raquo; Лимонова. Сравните письмо Ваньки Жукова &laquo;на деревню дедушке&raquo; с &laquo;Бежиным лугом&raquo;.<br />В общем, если суммировать, ситуация выглядит так. Нынешняя политика российских властей извлекает ресурс из регионов, поэтому властям требуется &laquo;заморозить&raquo; рост региональных самосознаний, чтобы сохранить ресурс за собой. Поскольку самосознания базируются на идентичностях, &laquo;заморозка&raquo; проводится по двум направлениям. Первое: столичная идентичность объявляется более современной и перспективной. Второе: региональная идентичность объявляется набором феноменов, а не системой. Всё это происходит на онтологическом уровне, не вербализуется, иначе станут напрашиваться аналогии с метрополией и колониями. Но в традиционном случае метрополия и колонии &#8211; разные страны с разными культурами и языками. В России &#8211; одна страна с общим языком и общей культурной базой, поэтому &laquo;колониализм&raquo; вполне жизнеспособен. Однако эти два тренда приводят к краху региональной литературы: более талантливые уходят в более современную область, где есть возможность самореализации, но в чужой идентичности; кто остаётся и подчиняется &#8211; лишает себя смысла. Обе стратегии - конформистские. На конформизме литература не растёт ни в провинции, ни в столице.<br />Мейнстрима в региональной литературе нет и быть не может. Мейнстрим &#8211; это талант плюс конформизм. Подобное сочетание возможно только в столице.<br />А ситуацию с самим собой я бы не хотел комментировать. Как-то это нескромно.

06.11.2010 Влад

Алексей, здравствуйте!<br />Вы смотрели "Овсянки"? как он Вам?

ответ

Уважаемый Влад.<br />Не смотрел, но много слышал. Очень интересно. Обязательно посмотрю.

06.11.2010 Екатерина

Здравствуйте, Алексей Викторович! Я пишу небольшую работу по ценностям, которые были распространенны в "горнозаводской цивилизации" в ваших произведениях. Не могли бы вы их перечислить?

ответ

Уважаемая Екатерина.<br />Вы предлагаете... м-м... сделать нечто вроде открытки с поздравлениями ко дню рождения? "...здоровья, благополучия, успехов в личной жизни!".<br />"Уральские ценности" ничем не отличаются от "российских ценностей". Набор, ассортимент - один и тот же, понятный всем. Разница - в порядке, в значимости. Это как при разных играх в карты: карты одни и те же, правила различные. Я вам посоветую прочитать собственную статью "Мастер", она на этом сайте в разделе "Уральская матрица". Для "небольшой работы" этого достаточно.

страница: 97 из 230