продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

30.03.2011 Владимир Гусев (Новосибирск)

Уважаемый Алексей Викторович! Мой вопрос опять касается уральской идентичности. Эта идентичность естественно динамичная, это процесс, а не статика. Вы дали определение – « основа уральской идентичности - труд как экзистенциальная ценность, как способ самореализации личности». Значит, эта идентичность передавалась из поколения в поколение. А если происходит разрыв между поколениями? Если после крушения СССР и возникновения дикого капитализма у нового поколения появились иные ценности и желание жить иначе, а не так, как жили их отцы и деды? И эти ценности совсем не лучше, они просто иные. Например, ценности тусовки, ценности развлечений, больше свободного секса, наркотики, игромания, клубы футбольных и хоккейных фанатов, социальные сети и т.д. Что тогда происходит с уральской идентичностью? Как уральская идентичность отражается в этом? Как вы характеризуете сам процесс, происходящий с уральской идентичностью и с ценностью труда? Есть закономерности этого процесса? Каким образом удастся устоять этой идентичности и не потерять новым поколениям восприятие труда, как экзистенциальной ценности? Труд банковских служащих, чиновников, юристов, менеджеров, торговцев тоже может быть экзистенциальной ценностью? Я не для спора это спрашиваю. Мне интересен ваш взгляд на динамику уральской идентичности.

ответ

Уважаемый Владимир.<br />Мы же с вами уже спорили на эту тему, и к согласию не пришли&#8230;<br />Передача от поколения к поколению &#8211; не единственный способ формирования идентичности. Скажем, я по идентичности &#8211; уралец, но мои родители &#8211; нет, они с Волги, из крестьянского мира, их экзистенциальная ценность &#8211; собственность и власть. А я вырос на Урале и как личность сформировался здесь, с местным культом труда. То есть, для региональной идентичности разрыв поколений ничего не значит, значит неизменность принципа освоения данной территории. Если принцип изменяется, территория перестаёт продуцировать прежнюю идентичность. Данила-мастер, кстати, был сирота, его воспитал чужой дедушка Прокопьич. Мотивом сиротства Бажов подчёркивал не-родовой характер личности.<br />Я уже говорил, что идентичность &#8211; не идеология. Общество раскалывается, если в нём две идеологии, но остаётся цельным, если в нём много идентичностей, а идеология общая. Разумеется, глобальный мир формирует новую, универсалистскую идентичность. Тупик толерантности в Европе &#8211; это свидетельство недостаточности такой идентичности в реальном мире. Но сосуществовать могут все идентичности, не мешая друг другу.<br />Идентичность не меняется, меняется принцип освоения территории. Труд как ценность понимали рукодельные мастера-самоучки на горных заводах XVIII века, инженеры на металлургических заводах XIX века, учёные на промышленных гигантах XX века&#8230; Например, последним словом великого авиаконструктора Соловьёва, который разрабатывал авиадвигатели в Перми, было слово &laquo;Предатели!&raquo;. Он адресовал его к тем, кто в 90-ые годы развалил его завод: самое ценное, что у него было. Это определение, данное &laquo;по идентичности&raquo;. А Соловьёв был ведущим мировым учёным-практиком и никак не ретроградом-почвенником.<br />И в XXI веке человек может быть, скажем, IT-креатором, но быть по идентичности уральцем: то есть, во главу угла ставить труд. Что в этом такого особенного? Что архаичного? Что невозможного? Проблема не в том, что такое невозможно &laquo;по идентичности&raquo;, а в том, что это не делается экономически. Очень немногие предприятия Урала модернизируются в соответствии с технологиями новой эпохи, чтобы люди, живущие &laquo;по идентичности&raquo;, не выглядели дурачками. Скажем, на съёмках &laquo;Хребта России&raquo; мы общались с инженерами и химиками &laquo;Уралкалия&raquo;, передового предприятия, и это были модные и современные парни, которые читают Пелевина, смотрят Тарантино, отдыхают на Гоа, наверняка, висят в &laquo;Одноклассниках&raquo; или &laquo;Фейсбуке&raquo;. Но когда они рассказывали о производстве, было понятно, что это для них &#8211; главное, и потому со своими заработками они живут не в Москве или в Европе, а в Березниках, где им интересно работать. Вот вам пример уральской идентичности в XXI веке.<br />Есть огромное количество работы, которая лишает человека индивидуальности. &laquo;Офисный планктон&raquo; по преимуществу и занимается такой работой. И в этом случае человек идентифицируется с тем, что ему предоставляет социум: вот с той самой глобалистской культурой постмодерна. И такой человек самовыражается в любви к Тарантино, в чтении Пелевина, в отдыхе на Гоа, в общении в &laquo;Одноклассниках&raquo;, а не в безличном труде в офисе. Он по идентичности &#8211; тот самый &laquo;современный человек&raquo;, над которым издевался Шнур: &laquo;Ты не такой, как все, ты работаешь в офисе&raquo;. Но это проблема экономики, технологий, которые вынуждают людей зарабатывать на жизнь на рутинной, дегуманизирующей работе. Такая работа бывает не только в офисе, а гораздо чаще - на стройке, на заводе у станка, за рулём: если человек не в состоянии подняться над бытом, он становится гопотой, и это тоже универсалистская идентичность.

29.03.2011 Антон

Уважаемый Алексей. Я уже давно познакомился с вашим романом "Общага-на-крови", но только совем недавно заметил, что написан он был в ваши 23 года! Поразительно! В связи с этим у меня возник вопрос: скажите пожалуйста, что вы писали до "Общаги", как пришли к такому письму, что благоприятствовало написанию. У меня на самом деле много вопросов, и я не расстроюсь, если вы на какие-нибудь из них выборочно не ответите. Так вот, что вы посоветуете начинающему писателю, как подойти к написанию романа, как подходили вы, как шла работа над "Общагой" и что нового, полезного на следующую бурную писательскую жизнь вы для себя уяснили.<br />Прошу прощения за назойливость, весьма любопытно. Спасибо. <br />Ваш читатель

ответ

Уважаемый Антон.<br />Не люблю я как-то поучать с позиции мэтра...<br />До "Общаги" я писал фантастику. Многие её ругают, а мне она до сих пор нравится. Она издана двумя одинаковыми книжками с разными названиями - "Корабли и Галактика" (АСТ) и "Земля-сортировочная" ("Азбука").<br />Чтобы ответить на вопрос, как я пришёл "к такому письму", мне надо знать, что вы имеете в виду под "таким письмом"?<br />Вопрос "что благоприятствовало написанию" я понимаю как "почему вы решили про это написать?" Правильно? Я решил написать про общагу, потому что к тому времени это был один из немногих моих жизненных опытов, о которых я мог судить компетентно.<br />Начинающему писателю я бы посоветовал читать тексты мастеров и смотреть, как мастера "делали" эти свои тексты. Учёба на писателя очень примитивна, "ремесленна": смотреть на работу мастеров. И эта учёба никогда не заканчивается.<br />Как я писал "Общагу" я уже толком и не помню. Помню, что итоговая "Общага" была только четвертью большого замысла, но я остановился, когда понял, что сказал всё, что хотел.<br />Ничего особенного из написания "Общаги" я не уяснил. Она ведь не была напечатана сразу, чтобы я вкусил писательской жизни, а пролежала под диваном 13 лет. А в плане, так сказать, мастерства - уже не помню. Проще взять и сравнить "Общагу" и "Географа": чем "Географ" мастеровитее "Общаги" - то я и уяснил.

29.03.2011 Надежда

Доброго времени суток. Не ожидала, что мой вопрос, будет так обсуждатся в СМИ. Получается Тодоровский вас обидел?

ответ

Уважаемая Надежда.<br />Оценки &laquo;обидел &#8211; не обидел&raquo; раздаёт наша пресса, она же везде &laquo;свечку держит&raquo;, хотя редко выясняет суть дела у первоисточника. Череда сюжетов по ТВ про кастинг свалилась, как снег на голову. Прямо скажем, неприятно узнавать, что &laquo;без меня меня женили&raquo;, особенно когда свадьба &#8211; в киносалоне &laquo;Премьер&raquo;, прославленном нежной дружбой с властью. За термин &laquo;свинство&raquo; я извиняюсь: я разозлился. Но всё же проводить какие-то мероприятия на 500 человек, раструбив о них по и-нету и TV и ни черта не объяснив мне, &#8211; это не совсем правильно.

29.03.2011 Андрей, Новосибирск

Здравствуйте, Алексей Викторович. К счастью у меня есть все Ваши книги. Но, вот прочитал, что "Message: Чусовая" больше не продается. Почему Азбука не печатает эту книгу? Расскажите подробней: издательство "не хочет" или Вы посчитали что хватит?

ответ

Уважаемый Андрей.<br />Ни то, и ни другое. В "Message" отыскалось множество ошибок - в том числе помогли и посетители сайта. Ошибки не смертельные и не принципиальные, но всё же хотелось бы их исправить. И добавить новый интереснейший материал. Но всё это - уже новая книга. "Азбуке" новая книга не нужна, потому что и старая хорошо продавалась. А меня старая книга не устраивает. Поэтому я не продлил договор на издание, когда закончился срок прежнего. Жду, когда найдётся издатель, согласный не только на новый текст, но и с фотками.

29.03.2011 Лариса Левицкая, Екатеринбург

На старинных западных картах земли восточнее Московии часто обозначали Tartaria. Может быть, имелось в виду вовсе не государство, а некая территория, заселенная полумифическими тартарами-татарами?

ответ

Уважаемая Лариса.<br />Я знаю про Тартарию на старых картах вроде герберштейновской. Но думаю, что сейчас имеют в виду нечто иное: специально посмотрел об этом в Википедии. Всё-таки компетенция нынешних фантазёров выше, чем у Герберштейна.

28.03.2011 Михаил

Доброго времени суток.<br />В настоящее время мне всё чаще попадаются в интернете информация о так называемом государстве "тартария". Я знаком с точкой зрения Гумилёва по поводу татаро-монгольского ига, и логически размышляя, предполагаю, что она не лишена достоверности. Но пропаганда того что пугачевское восстание или как сейчас называют "выступление" является последним боем против тартарии мне кажется бредом и популизмом, с целью сформировать националистические взгляды. Какова Ваша точка зрения на данное явление?

ответ

Уважаемый Михаил.<br />Я не знаю, что это за государство "Тартария" и не понимаю, почему пугачёвщина была последним боем против неё. Уж скорее "за неё".<br />Тартария - эдакое обобщённое государство Великой Степи? В таком случае, значит, было и государство Европия.<br />Вообще пугачёвщина - сложносоставное явление, трактовать её однозначно - значит, вульгаризировать. В пугачёвщине сходятся и классовая борьба, и борьба за идентичность, и борьба нации с элитой, и борьба Великой Степи против империи - как борьба разных форматов государства, но не как конкретных государств.<br />Мне нравится национализация российских республик как процесс восстановления идентичности, но не нравится как процесс этнической розни и реставрации устаревших форм (вроде кровной мести, хиджаба и т.п.). Общество постоянно путает два процесса: восстановление идентичности и восстановление старины. Первое - благо, второе - зло. Скажем, в Татарстане восстановление ханства - зло, но восстановление культурного самосознания татар - благо, потому что тюркская составляющая России - это не дружба с Ахмадинежадом, а евразийская вменяемость русской цивилизации.<br />С превратным толкованием я всегда встречаюсь, когда говорю об идентичности Урала. Я говорю: основа уральской идентичности - труд как экзистенциальная ценность, как способ самореализации личности (потому что можно реализовываться и через богатство, и через власть, и через бунт, и через эгоизм, и через агрессию, и много других способов). А меня истолковывают, что я хочу загнать всех обратно на заводы. То есть, идентичность подменяют экзотикой, разговор о будущем - требованием возврата к прошлому.<br />Идея Тартарии - если я правильно понимаю смысл Тартарии - как раз и есть такая манипуляция: подменить идентичность самобытностью, а будущее - прошлым. Популизм и национализм - побочные продукты этого процесса вульгаризации, но ради них процесс и затевается, как из шихты плавят чугун не ради чугуна, а ради побочного продукта - цемента.

27.03.2011 Артур Ким

Глубокоуважаемый Алексей!Повлиял ли на Вас при написании романа "Блуда и МУДО" Мишель Уэльбек?Если Вы его не читали,то почему?А если читали,то что произвело на Вас наибольшее впечатление?

ответ

Уважаемый Артур.<br />Уэльбека я читал после "Блуды", поскольку его слишком часто сравнивают с "Блудой" (как "Географа" - с Поляковым, Алексиным, Санаевым). На меня "Элементарные частицы" произвели впечатление выморочного евроромана, не дающего пищи ни уму, ни сердцу.

27.03.2011 Наталья Макеева

Алексей, здравствуйте! Дочитываю Вашу книгу "Земля-Сортировочная" (сборник) и до невозможного поражена сходством сюжета с детским фантастическим романом Мирера "Дом скитальцев": дети, сражающиеся с пришельцами; пересадка десантников в мозг аборигенов, провоцирующая их атипическое поведение. Во времена моего детства(а я примерно Ваша ровесница)такой сюжет ещё не перешёл в разряд "бродячих" и был достаточно оригинален. Хотя Ваша повесть получилась более веселой и остроумной, без трагических жертв и смертей. Тем мне и понравилась... этакий возврат в счастливое детство.Напомнило мой стих, простите графоманку, кусок публикую:<br />"ползли снега, дожди стреляли,<br />деревья лезли из земли,<br />по лужам запускался ялик,<br />и дни сме/н/ялись и текли,<br />и было утро сонно-длинно,<br />а день - порывист и речист,<br />и вечер плыл...из мягкой глины<br />пёк звёзды и луну к ночи,<br />лежала жизнь - открытой книгой<br />простых, несвяточных чудес,<br />друзей, зверей и глупых игр,<br />идей, мечтаний до небес..."<br />Вопрос - считаете ли Вы возможным использование чужих "ноу-хау" в литературе без каких либо ссылок и упоминаний об авторах оригинальной идеи. Борис Акунин, например, страницами цитирует Куприна (рассказ "Штабс-капитан Рыбников")в романе "Алмазная колесница", но даже словом не упоминает об авторе.<br />Верю, что Вы -не такой:)

ответ

Уважаемая Наталья.<br />Да, "Земля-сортировочная" - это пародийное обыгрывание повести А.Мирера "Главный полдень". Повесть входит в роман "Дом скитальцев". Когда я писал "Сортировку", ещё был свежим фильм "Посредник", снятый по "Главному полдню", и, в общем, если бы повесть вышла, когда была написана, всем всё было бы ясно и без пояснений. Но в принципе подобные переработки уходят настолько далеко от оригинала, что ссылки и не требуется, это же не цитирование. "Буратино" не имеет ссылки на "Пиноккио", а "Волшебник Изумрудного города" - на "Волшебника из страны Оз". Ведь и Мирер не первоисточник: он сам обыгрывал "Кукловодов" Хайнлайна. Всё это - долгие пасы внутри сообщества любителей фантастики, которое существовало в конце советской эпохи.

27.03.2011 Надежда

Уважаемый Алексей Викторович!<br />Прочитала, что недавно у нас в Перми прошел кастинг для съемок фильма Тодоровского по вашему роману "Географ глобус пропил". Впервые пожалела о своем возрасте. А как вам ребята, пришедшие на кастинг. Удалось найти Машу и красную профессуру?

ответ

Уважаемая Надежда.<br />К кастингу я не имею отношения, как и ко всем остальным событиям, связанным с фильмом В.Тодоровского по моему роману. Насколько я знаю, продюсер фильма обратился к пермской власти за поддержкой в съёмках, и власть пошла навстречу, чтобы показать, что она участвует в &laquo;проектах Иванова&raquo;. Только меня никуда не звали и ни о чём не оповещали &#8211; ни о кастинге (бог с ним), ни о выборе натуры. Выбор Водников, в которых я живу и про которые писал, обошёлся без меня. Кажется, и натура для похода уже тоже выбрана. Я не напрашиваюсь в компанию, но хотя бы сказать ведь было можно. Свинство всё это.

27.03.2011 Денис

Алексей здравствуйте. С большим удовольствием прочитал произведение Гограф глобус пропил. Очень интересно почему в разных частях книги отличается слог и манера изложения, прочувствовал вместе с героями подоход, но осталось впечатление, что эту часть книги писал другой человек. Было разное настроение или писали довольно таки долгое время?

ответ

Уважаемый Денис.<br />Даже не знаю, что вам ответить. Так задумано, что походная часть - от первого лица. Городская часть - "маски" Служкина, разные варианты его образа: их в отдельных главках обсуждают Будкин, Ветка, Кира, Сашенька и Надя, а читатель просто зритель. В этой части нет ни одной фразы типа "Служкин подумал", "Служкину показалось" и т.п., всё - только внешнее впечатление от героя. Походная часть - истинное лицо, "я" героя, и его обсуждают школьники. При чём тут разное настроение или сроки написания?

26.03.2011 Станислав

Здравствуйте. В книжных магазиназ нашего города (Полевской) нет ваших книг. Можно ли у вас купить книгу про Чусовую с автографом и сколько это будет стоить?

ответ

Уважаемый Станислав.<br />Я не продаю своих книг, а если дарю их, то дарю бесплатно.<br />Какая книга про Чусовую вас интересует? "Золото бунта"? Она есть в интернет-магазинах. "Message Чусовая"? Её уже нет нигде, в том числе и у меня.<br />А автограф - при какой-нибудь встрече с читателями. Правда, у меня они бывают крайне редко.

26.03.2011 Алексей

Дорогой Алексей Викторович, сердечно благодарю вас за те удивительные часы, что пролетели за чтением "Географа". Знакомство с другими вашими произведениями ещё лишь предстоит, но, уверен, - равнодушным тоже не оставят.<br />Я читаю литературу исключительно в электронном виде (у каждого свои доводы в пользу "электронки" найдутся - и экономия жизненного пространства, и лёгкий, быстрый доступ и, что уж кривить душой, так любимая многими "халява"). Но последний довод точно не для меня. Скажите, есть ли возможность "купить" ваши произведения в электронном виде? Не добавляю местоимения "где" перед "купить" - знаю, что на всех известных сайтах-магазинах электронных книг ваше творчество не представлено. Планируется ли в ближайшем будущем? Может кнопку Donation на сайте заведёте? Хочется отблагодарить вас не только словом но и рублём. Хотя бы после.<br />Ещё раз, спасибо за ваши книги.

ответ

Уважаемый Алексей.<br />Спасибо. Я ценю ваш настрой.<br />Но увы, электронных изданий у меня нет. А с кнопкой Donation на этом сайте как-то не срослось. Впрочем, такие послания, как ваше, или - рядом - Станислава из города Полевского, - дороже заработков.

25.03.2011 Вера

Здравствуйте, Алексей Викторович, у меня к Вам два вопроса. 1. Следите ли Вы за творчеством пермских художников и кто из них Вам близок? 2. Помогает ли Вам в жизни и творчестве музыка? Какая? Спасибо.

ответ

Уважаемая Вера.<br />1. За творчеством пермских художников я следил, хотя и не пристально. Особенно мне нравились В.Ниточкин, Н.Корчемкина с И.Роговой, А.Залазаев, объединение "Пекари". С тех пор, как началась бодяга с Гельманом, я перестал следить: это выглядело бы нарочито, да и не нравилось мне молчание художников по поводу начавшихся процессов.<br />2. Музыку я предпочитаю в дороге. Пристрастия мои не оригинальные: "советский рок", А.Рыбников, Жан-Мишель Жарр.

25.03.2011 Гаврилова Зоя

Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! Занимаяюсь вопросами современного жанроведения и обращаюсь к Вам как автору книги &laquo;Хребет России&raquo;, жанр которой определён как &laquo;иденти&raquo;. Прочитав об этом в статье Ю. Щербининой в журнале &laquo;Волга&raquo; (статья очень понравилась), решила обраться к вам с несколькими уточняющими вопросами.<br />1. В статье названы 15 концептов &laquo;уральскости&raquo; (в книге, как я поняла, они как раз и выделены жирным шрифтом). Можно ли, по-вашему, считать этот перечень не только базовым, но и исчерпывающим. Или есть нечто ещё, сверх названного?<br />2. Согласны ли вы с выводом автора статьи, что &laquo;схема жанра иденти - кристаллическая решётка&raquo;?<br />3. Каков, по-вашему, потенциал этого жанра? Будет ли Ваша новая книга - про Пугачёва - тоже в жанре иденти?

ответ

Уважаемая Зоя.<br />1. Думаю, что базовым назвать можно, а исчерпывающим - не рискнул бы. Какие ещё могут быть концепты? Не знаю. Все, что определил, я назвал.<br />2. Согласен - но тоже до определённой степени. Скажем так: у концептов больше валентностей, чем позволяет стереометрическая схема кристаллической решётки. Но для наглядности объяснения этот образ подходит.<br />3. Что значит "каков потенциал"? А каков потенциал у жанра, например, путеводителя? Или у поэмы? На этот вопрос не ответить.<br />Книга о пугачёвщине напрямую будет затрагивать вопросы идентичностей, но причислять её к жанру иденти я бы не стал.

22.03.2011 Алексей , который

Алексей, а вы знакомы с книгой Лесина Силуэты русского бунта? В ней автор достаточно нелицеприятно высказывается о Пугачеве.

ответ

Уважаемый Алексей.<br />С этой книгой я не знаком. А Пугачёв вполне достоин нелицеприятных отзывов.

страница: 112 из 231