Здравствуйте, Алексей Викторович. Спасибо вам огромное за Ваши книги! Они произвели на меня глубочайшее впечатление. Вопрос такой: скажите, пожалуйста, был ли у Отличника выбор не умирать? Мог ли он не убивать себя и остаться человеком при том, жить дальше? Или это был страшный, но глубоко человеческий поступок, который в данной ситуации необходимо было совершить, без которого вся последующая жизнь была бы всего лишь компромиссом этому поступку? Просто очень не хочется рассматривать Отличника и его смерть как некоторое метафорическое умирание того лучшего, что было в остальных ребятах - Нелли, Леле, Ване и Игоре - и что Отличник олицетворял собой.
Уважаемый Роман. Вы задаёте сложный вопрос. У зрелого человека не вызывает сомнения, что надо принять такую ситуацию и преодолеть её в своей душе. Но ведь Отличник - и человек незрелый, да ещё и в стрессе. Поэтому я не могу сказать, был ли у Отличника выбор. Объективно - да, субъективно - нет. А по поводу смерти Отличника как метафоры умирания всего хорошего могу сказать, что я рассчитывал писать продолжение, где окажется, что и Отличник, и Серафима живы - и они "прокручивают" свершившийся конфликт по второму разу. Но я понял, что и так сказал всё, что хотел, и не стал писать продолжения.
Уважаемый Вячеслав. Не соглашусь с вами. Во-первых, это цивилизованные люди превратились в псоглавцев, а не деревенские алкаши. Так что дегуманизация - общая проблема, в том числе и для цивилизованных людей. Во-вторых, деградация жителей деревни не тождественна деградация деревни как мира. Деградация жителей - это потеря человеческого облика, которая в равной степени присутствует и в городе тоже, но в городе ещё чем-то сдерживается внешне, а в деревне - уже ничем, потому что закончился деревенский мир с его механизмами сдерживания. А вот история гибели российской деревни как особого усадебно-общинного мира очень долгая. Основные её фазы и явления (истории гибели, а не истории деревни) - отмена крепостного права, переселенческая политика и аграрная реформа Столыпина, раскулачивание и коллективизация, совнархозы, постановление 1974 года о ликвидации малых и бесперспективных деревень. После этого деревни как общинного сельского мира не осталось, а осталась некая слободская (пригородная и малогородная) субкультура. С темой деревни, на мой взгляд, прочнейшим образом увязан феномен русской интеллигенции, которая (интеллигенция) началась "хождением в народ" разночинцев, а закончилась писателями-деревенщиками. До интеллигенции была аристократия, после - буржуазные интеллектуалы. Обо всём этом я более подробно написал в 2009 году, эта статья - "Бунт примирения" - здесь на сайте в разделе "Статьи".
Алексей, вы первостатейный мистификатор-)). Признаюсь, никогда не подумал, что вы автор "Псоглавцев". Надеюсь, что через полгода вы откроете тайну вашего действа (помечу в своем ежегоднике, чтобы спросить 3 октября), но своё мнение не изменю - роман слабый, сырой. Не ваш стиль. Может хотя бы пару слов от вас об этом произведении?
Уважаемый Алексей. У меня складывается ощущение, что вы воспринимаете "Псоглавцев" ярлыками, "по-пиксельному": молодой автор - значит, сырой роман, упомянуты бренды - значит, продакт-плейсмент, если так кажется мне, то это и есть истина, и так далее. На уровне аргументов - о продакт-плейсменте - я вас не убедил, а на уровне ярлыков мне и убеждаться ни от кого незачем. Это разговор вроде игры в подкидного по электричкам.
Уважаемая Лена. В "Общаге" я ощущаю молодость, а это очень редкое ощущение. Другие ощущения от других романов я или могу воспроизвести, или они никуда не делись, или уже не нужны, а "Общага" вот такой ресурс. Камертон. Медиатор.
Уважаемая Александра. Ваш вопрос просто льёт бальзам на мою душу. Я очень много (наверное, чересчур много) придумываю неологизмов (или неологизмы? как правильно сказать?). В "Сердце пармы", к примеру, - слово "хумляльт". В "Золоте бунта" я тоже много придумал, но там специфическая тема - жаргон сплавщиков, и для простого читателя все слова неологизмы, и придуманные мною, и реальные. Скажем, слово "жлудовка", хотя это и не из сплавщицкого жаргона. В "Блуде" - "мерцоиды". А, скажем, в "Кораблях и Галактике" каждое название главы (а их там штук 30) - неологизм.
Уважаемый Дмитрий. Увы, я не читал этого произведения. Теперь буду знать и обязательно прочитаю.
Уважаемая Лена. Пожалуй, я не смогу ответить на ваш вопрос. "Общага" для меня очень важна, я её люблю, но ведь я давно уже не юноша, который переживал так, как автор "Общаги", и давно уже более опытный литератор. Не знаю, что ещё сказать по этому поводу.
Уважаемый (-ая) КэТ. Вы задаёте слишком общий вопрос. Я с удовольствием отвечу вам, но как-то поконкретнее...
Уважаемый Александр. Я понимаю, что вы хотите пригласить меня в свою компанию, и спасибо за хорошее отношение. Но я сейчас путешествую на машине, и мои путешествия полностью завязаны на работу, то есть на книгу "Горнозаводская цивилизация". Так что я с благодарностью отклоняю ваше предложение.
Уважаемая Елена. Вообще-то женщина всегда и везде крылата, не только в России.
Здравствуйте, может мой вопрос выглядит нелепо, но Вы же после "Блуды" не писали романы. И не раз об этом здесь говорили. Проясните пожалуйста объявления в разделе новости. Что было причиной писать под псевдонимом? Держать в неведении нас, читателей? С уважением. Спасибо.
Уважаемаый Андрей. Да, всё это время я писал романы. Точнее, два романа - "Псоглавцы" и "Комьюнити". Я договорился с издательством, что всё это будет пока в секрете, а романы выйдут под псевдонимом. Зачем так было нужно - я отвечу позднее, скажем, через полгода, если тогда этот вопрос будет ещё кого-либо интересовать. А так, вообще, - да, я врал, сознаюсь и приношу читателям свои извинения.
Уважаемая Вера. Мне нравится поздняя осень - ранняя зима. Безотносительно к Закамску.
Уважаемая Александра. Конечно, мерцоиды (или мерцоидов?..) из "Блуды и МУДО" вполне правомерно считать фантастическим допущением. Но я не знаю, какие бывают виды фантастических допущений: назовите мне их - и тогда я смогу классифицировать.
Уважаемый Портвейн. Гм. Году где-то в 2005-ом некий странный молодой человек на встрече в книжном магазине предлагал мне поучаствовать в этой странной акции с Мюнхгаузеном, но я отказался, так как не люблю литературных игр. Наверное, все эти годы мой отказ выглядел неубедительно. Но я больше ничего не знаю про эту затею.
Уважаемый Георгий. Последняя вещь в этом жанре у меня - "Корабли и Галактика", а не "Земля-сортировочная". Фантастика закончилась для меня как жанр, но осталась как приём.