Сожаление а судьбу свою вручать некому - это на самом деле добролюбовское сожаление-оценка. У Тургенева не было оценок вообще, он художник что видит то и пишет. А Добролюбов аналитик. И порой в суждениях своих очень категоричен. Даже опасно категоричен. Я с Добролюбовым согласилась, но признаю, что мы с ним неправы. С Добролюбовым все понятно его критериям достойных людей соответствуют пожалуй только Белинский, Чернышевский и Некрасов, все остальные по уровню уже не тянут . А уж я куда лезу с такими оценками ? Все, молчу. Работы Насти Александровой меня тоже впечатлили. Она еще и школьница? Найдите пожалуйста возможность разместить на сайте ее фотографию. Героев надо знать в лицо.))
Дорогая Ласточка. Я исключительно хорошо отношусь к Насте, но не думаю, что стоит размещать её фотографию. Настя - не единственная, кто писала про меня. И вообще: ни к чему такой культ совсем молодой девушке, хотя она его, скорее всего, со временем заслужит. Настя, наверное, согласится со мной и сама скажет, что фотка - "нескромно". Кроме того, на сайте Кировской библиотеки, где опубликована дискуссия, в которой участвовала Настя, Настя есть на снимках.
Алексей Викторович, прошу прощения, что коснусь частично тех вопросов, на которые вы уже сформулировали ответ. 1. Вы знакомы с творчеством драматургов из Екатеринбурга братьев Пресняковых? Они написали "Изображая жертву" (ИЖ) - пьесу, в которой главный герой (современный Гамлет) исследует смерть как способ "не быть". В книге "Message: чусовая" в одной из глав вы противопоставляете строгановскую и демидовскую столицы Урала в т.ч. и на реальных личностях. Как вы считаете имеет ли смысл сравнивать в этом контексте образы главных героев популярных произведений авторы которых создавали своих "Гамлетов" в Перми и Екатеринбурге? 2. В одной из статей О.П. Табаков упоминает о возможности постановки спектакля по мотивам романа "Блуда и МУДО" (БМ) в Табакерке. Ведется ли работа в этом направлении, с вашим участием или без? Например, "ИЖ" сначала в МХТ поставил К. Серебренников, и он же потом успешно экранизировал спектакль. Может так "БМ" скорее бы стал доступен обывателю? 3. Вы недавно ездили в Суздаль: посмотреть места съёмок для фильма П.Лунгина об И.Грозном. А были ли вы когда-нибудь в Муроме? Преодоление войском Ивана IV Оки было одним из значимых эпизодов Казанского похода: не планируются ли съёмки в древнейшем городе России?
Уважаемый Сергей. С творчеством братьев Пресняковых я не знаком, хотя, конечно, многократно слышал об этих драматургах. Но сравнивать моего Осташу с героем "ИЖ" некорректно. Они не коннотируются по месту действия. К тому же, если быть объективным, почти все свои героицкие подвиги Осташа совершает на территории нынешней Свердловской области. О.П.Табаков, действительно, хотел бы купить "БМ". Я дал своё согласие, но писать пьесу отказался - я не профессионал в драматургии. Пока что МХАТ что-то не торопится покупать. Фиг его знает, почему. Я не интересовался. Хотя постановка во МХАТе или в "Табакерке", конечно же, повлияла бы на судьбу книги. Хотя бы по той причине, что если книга понравилась Табакову, значит, не совсем уж она мудо. В Муроме сам я никогда не был. Снимать в Муроме Лунгин не будет. Казанский поход не входит в тему фильма Павла Семёновича. Поэтому Муром (а также Казань, Астрахань, Вологда, Новгород и т.д. вплоть до "квартира Шпака") - это всё не из этого кино.
Уважаемая Надежда. Права на экранизацию у меня проданы на "Парму", "Золото", "Географа" и "Общагу". Но в ближайшее время по ряду обстоятельств экранизаций не будет.
Уважаемый Алексей Викторович. Насчет того, что "Блуда и МУДО" мимо кассы: дала почитать, книгу так и не вернули - ушла гулять в народ. Вы дождитесь, эту книгу еще наши внуки цитировать будут... Вот вопрос: упыри в "Блуде" - это что-то! Мои любимые. А не хотите написать книгу ДЛЯ детей?
Дорогая TerraInc! Конечно, я отчасти размазываю слёзы по роже, когда говорю, что "Блуда" пролетела "мимо кассы". Да, её активно читают и хорошо продают. Но мало озвученной рефлексии - и печально мало аргументированной. Сколько ломали копий на тему, "хороший или плохой" Географ или Осташа Переход. А Моржов словно бы неприличен для публичного обсуждения. Когда нет вербализованного процесса обсуждения, тогда нет и книги. То есть, книга - "мимо кассы". Ведь даже на моём собственном сайте после "Блуды" форум сдох. А чего цитировать нашим внукам - пусть внуки и решают. Я же не "Дацзыбао" писал. Писать книгу для детей я просто не осмелюсь. Для этого нужно или дикое самомнение, или немыслимое простодушие, или огромная доброта. Или трусость, когда в книги для детей автор прячется потому, что писать хочется, а для взрослых - боится. Ничего этого в себе я пока что не нахожу.
Очень часто,обсуждая с соратниками по зеленому змию истоки,причины и следствия русского пьянства,и не найдя единой причины,кроме дурацкого фрейдовского стремления к саморазрушению,я вспоминаю героев ваших книг.Но и у них нет причинного единства.Одни пьют в силу привычки;чтобы избавиться от гнетущих мыслей и скинуть тяжелую паутину повседневности;кто-то таким образом расширяет сознание,путешествуя по просторам галактики,как Щекин...Ну с ними все понятно.Для обобщения опыта теперь хочется узнать(уж простите за женское любопытство)какая причина является определяющей лично для вас,когда рука тянется к стопарику.Если вы ответите,что не пьете,я очень удивлюсь... Кстати,спасибо за определение из последнего романа,"фрейдизм мышления",теперь-то я знаю свой диагноз.Это когда,слушая отеческие наставления начальства,вдруг начинаешь представлять,как это самое начальство с тем же самым серьезным выражением лица трудится над исполнением супружеского долга...Вы случайно не знаете,чем это лечится?)
Уважаемая TerraInc. У вас очень мрачный - если не сказать "злой" - взгляд на мир. Чем это лечится, думаю, вы и сами знаете, только почему-то вас это лекарство не устраивает. Моя рука тянется к стопарику (а также к сигарете), как и руки всех прочих, в силу дурной привычки, которая постепенно перерастает в психологическую, а потом физиологическую зависимость. Никаких возвышенных объяснений, вроде "социального протеста" или "расширения сознания", у подобного поведения нет. И вы неправильно трактуете моржовский "фрейдизм мышления" (который он сам объясняет как обычный развратный образ мысли). Подобные мысли могут быть направлены лишь на объект, имеющий для субъекта сексуальное значение. Не думаю, что ваше начальство имеет для вас такое значение. Следовательно, подобные мысли - просто издёвка над людьми (хотя некоторые люди того и заслуживают). Кстати, гораздо чаще лицо начальника представляют в сортире во время запора, - об этом я сужу по СМИ. Уважаемая TerraInc. Не включайте меня в круг персон, которые вызывают ваше раздражение. Уверяю вас, что мне и так хватает нелюбви.
Здравствуйте, Алексей. С некоторых пор регулярно посещаю Ваш сайт, в особенности этот его раздел. Спасибо за обстоятельные ответы на вопросы Ваших поклонников, уважение автора к своим читателям - это такая редкость сегодня. Читать некоторые комментарии и ответы не менее интересно, чем Ваши романы. В них Вы раскрываетесь для своего читателя с новой стороны, мне порой кажется, что я Вас давно и хорошо знаю. Очень понравился Ваш последний роман "Блуда и МУДО", мне кажется его не оценили по достоинству ни критики, ни, что главное, читатели. Может быть название отпугнуло? Для меня Моржов - "герой нашего времени", к тому же мы почти ровесники, и так я его понимаю...и так он мне симпатичен... Отдельное спасибо Вам за Настю Александрову, в разделе "Методика" Вы разместили её научные работы. Я немного (скорее заочно)знакома с ней, это просто удивительная девушка! Ваша поддержка ей крайне важна. Кстати, она уже зачислена в ВятГГУ на филфак,т.к. побеждает на всех конкурсах и олимпиадах, проходящих в нашей округе. Ещё раз спасибо за Ваше присутствие в нашей жизни. Лана.
Уважаемая Лана! Спасибо. Насчёт "Блуды" вы правы (и Лев Данилкин тоже). "Блуда" пролетела "мимо кассы", не снискав ни читательского внимания, ни уважения, ни любви. У меня, конечно, есть объяснение этому - но оно "для внутреннего пользования". Поэтому оставим тему незавершённой. Настя Александрова, действительно, удивительная девушка. Лишь бы она не пропала в Вятке, а вышла на общероссийский уровень. Я опубликовал не все работы Насти, которые мог и хотел, потому что в некоторых её статьях были таблицы и схемы, а этот чёртов сайт не умеет их рисовать.
Здравствуйте,Алексей! Жаль, что не попала на встречу 8-го, мы с сыном были через дорогу от этого места : в Органном зале. Поскольку в настоящий момент ему ещё рано читать Ваши книги, то пока наполняю его Душу качественной музыкой. Но за Вашим общением с читателями слежу постоянно. Я наверно попала в разряд тех, кто из кожи лез,умничая. Это не так, мне очень интересно просто было с Вами общаться. В ответе на вопрос Ласточки Вы высказались о психотерапии, но ведь об этом же невозможно высказаться однозначно. Я не медик, и не кандидат наук,но всегда считала, что психология- это наука о Душе. Прочитав "Золото Бунта" я была в таком состоянии, что физически поняла в себе, где у меня Душа, что это такое, и как мне дальше жить с этим. Т.е. косвенно психотерапевтом для меня Вы явились? Так и в другом, когда слышу бессмертные произведения Баха, Вивальди, разве я не ощущаю, что происходит с моей Душой? Т.е. психотерапевт из 18-го со мной работает ? Сколько людей, столько и мнений, но психотерапию качественную я в себя принимаю. Сейчас и всегда очень ревностно слежу за тем, что пускать себе в Душу, что нет. Миллионы( к сожалению) наших сограждан впитывают психотерапию дебилизатора-телика. Я понимаю, что на сайте это не будет опубликовано, да я не обижаюсь. Но ответственность перед нами, читателями,у Вас такая, какую Вы сами на себя возьмёте. Не должны ничего? Согласна. Но так же резко и мы можем сказать: мы писать Вас не просили и читать не должны. Я думаю, что коль взяли перо в руки да посмели отнести рукопись издателю, то и должны понимать о той магии, что вложили в свои слова, и как они станут действовать на наши умы и сердца. И думаю, что трезво оцениваете, что всколыхнули, да , заставили и трепетать , спорить, любить, ненавидеть...
Уважаемая Юля. Я поставлю ваше письмо на сайт, если вам это важно. Но в нём нет вопроса, поэтому мне не на что отвечать. Если вы хотите поделиться своими впечатлениями о жизни со мной - некорректно намекать, чтобы я выставлял ваш пост на сайт. Если хотите поделиться своими впечатлениями с другими людьми, то направляйте письмо не в этот раздел, а на форум. Или заведите себе страничку в ЖЖ.
Про то, что в ваших произведениях (в первую очередь, Блуде и Географе ) главный герой, Мужчина, что-то собой являет, а Женщины, с которыми он встречается на своем пути они конечно простые нормальные советские женщины и все молодые, здоровые и красивые, но... И из глубины моего женского сознания когда-то возник примерно такой же вопрос - почему Такой мужчина и Такие женщины? Этот перекос очень хорошо уравновесил Тургенев в Накануне . Как-то так случилось, что вслед за Блудой я прочитала Накануне . И вопрос решился сам собой схлопнулся , как сейчас говорят при проведении взаимозачетов. Тургенев представляет нам галерею вечно живых мужских типов, которых встречает на своем пути главная героиня Елена. Ни на одном из них взгляд надолго остановиться не может и просто сплошное идет у нее не то чтобы разочарование а скорее досада: пустой и тупо важничающий Стахов, сонливый но по временам глубокомысленный Увар Иванович, блестящий и капризный Шубин, сомневающийся и выжидающий первого нумера чтобы за ним пойти Берсенев, просто честный и дельный без содержания Курнатовский (я бы так не сформулировала, это Добролюбов ) Все это - не последние люди в обществе (если не первые) а судьбу свою вручать и некому, на самом-то деле! Правда, и Елену простой женщиной уже не назовешь. А вот галерея вечно живых женских типов в Блуде и Географе - классная работа, увековечивающая имя своего создателя.)) С уважением,
Дорогая Ласточка! Я не знаю, почему в "Блуде" такой мужчина и такие женщины. Сделайте скидку на то, что это роман, и ему требуется герой, который будет двигать интригу. То есть, нужен Остап Бендер. Герой вроде Костёрыча или Манжетова роман не сделает. Ну, а каков герой - таковы и его женщины. Социальный потрет в "Блуде", наверное, есть, но статистического - нету. Поэтому другие типы личностей (и женщин, и мужчин) остались "за бортом" романа, как они остаются "за бортом" жизни, не востребующей порядочных людей. Кстати, милая Ласточка, гендерное сожаление "а судьбу свою вручать некому" - это ваше или тургеневское? Оно ведь многое объясняет...
Уважаемая Людмила. К сожалению, я ничего не могу вам посоветовать, потому что не пользуюсь электронными библиотеками.
Я поклонник вашего творчества. Сердце Пармы ставлю выше всего. Меня просто зашкаливало эмоциями, когда первый раз читал это произведение, тогда ещё Чердынь Княгиню Гор . Священный трепет окутывал меня, почти лихорадка. Мне так близка проза Пармы. Она почти осязаема. А её топография и подавно. При чтении во мне шевелится частичка пермяча и переворачивается глыба роччиз. Вы, Алексей, написали то, о чём я мечтать не мог. Не знаю, повторяю ли кого-либо, но вы создатель (реаниматор) культурного слоя славянских конкистадоров и скуластых аборигенов15 века в Прикамье. Именно с вашей подачи, а не пермских чиновников, формируется культурный ландшафт Верхнекамья. Лёд тронулся и на Среднем Урале, где тандем Р.Чусовая и А.Иванов становится устойчивой ассоциацией в устах и на глазах. А вот у Иванова написано Про Message:Чусовая хочу сказать что издание толковое и вы проявили себя на(стоящим) Краеведом. Однако оно нуждается в корректировке. Мне кажется, что необходимо сделать в конце книги указатель упомянутых географических названий с указанием страниц. Вообще навигация по книге крайне затруднена. Я так и не смог понять принцип формирования глав. Не хватает упорядоченности, стержня, на который бы главы логично насаживались. Нужна чёткая тематическая структура, тогда не будет столпотворения разномастных краеведческих фактов. Хоть издание заявлено как литературно-художественное , но по сути оно справочное и структура должна это отражать. И ещё: почему вы при описании деревни Усть-Койвы не написали про Дядю Васю. Эта бородатая личность явно вылазит за рамки рядового обывателя Реки. Деревня о(у)крашена его ореолом. Как существует связка Демидов Чусовая , так существует и связка Дядя Вася Усть-Койва , хотя масштабы, конечно, несоизмеримы. Не могу не коснуться названия книги. Я солидарен с теми, кого коробит мэсэдж . Картография тоже больной вопрос Вторым мною прочитанным произведением был Географ . Если бы не ваша фамилия на обложке, я бы ни за что не догадался, что это ваш труд. Уважаю! Совершенно разные жанры и стиль написания. Я не устаю вам удивляться. Героя Служкина с успехом можно было бы отпечатать в новой книжной серии а ля ЖЗЛ - ЖПЛ (Жизнь Простых Людей). Из того, что не нравится в ваших произведениях, так это затянутые философские части в Общаге и Муде . Я понимаю, всё на вкус и цвет, но мне давай сюжет! И антураж, ерепена крача! Поэтому меня порою напрягает как глубоко её (философию) копают в письмах вам читатели. Чеснаслова, вы же не написали Миропонимание новой эпохи . С другой стороны, радует, что не перевелись на Руси копатели истины в предпоследней инстанции. Всё скатываюсь в стёб Я в восторге от иллюстраций на обложках ваших книг в Азбуке ! А вы? Картинки всей серии отменные, у Семёновой в том числе. Респект художнику. Участвуете ли вы в этом рабочем моменте. Если да , то каким образом. Даёте ли вы консультации оформителю и художнику? Только вот зачем кошмарная суперобложка? В топку её! Хотя знаете, однажды зайдя на Камчатке в книжный магазин, я только по этому цветастому корешку с удивлением обнаружил новый (тогда) нечитанный фолиант одного из своих любимых авторов. Чёрт, как я был рад в тот момент, как бережно сжимал книгу о Перми-сортировочной, как будто вернулся домой. С Наступающим! Илья Абрамов (Соль Камская)
Здравствуйте, Илья. Спасибо за хорошее отношение к моим произведениям. Теперь про книжку о Чусовой. На мой взгляд, в её структуре вполне просматривается тематический "стержень", и книга не выглядит "столпотворением разномастных краеведческих фактов". Темы объявлены в заголовках глав и частей. Друг с другом они увязаны хронологически. Навигация по книге трудная - это вы правы. Но издательство "Азбука" не специализируется на книгах подобного плана; издательство издало просто текст. И за это ему бесконечное спасибо, потому что этот текст в виде книги с хорошей навигацией, с картами и фотографиями должны издавать региональные издательства - в Перми или Екатеринбурге. Но им на Чусовую плевать. И для этой книги в формате, избранном "Азбукой", подобное название вполне аутентично. В оформлении книг я участия не принимаю. А иллюстрации А.Ломаева мне тоже нравятся. Извините, что наумничал в "Общаге" и "Блуде". Не ожидал, что это будет так раздражать. Уж и не знаю, куда мне метнуться. За голливудский сюжет - ругают, за секс - ругают, за умничанье - ругают... Вот вы ещё поругали и за читателей, которые на этом сайте продолжают умничать вместе со мной. Кошмар какой-то. В топку мозги! А дядя Вася... Я предпочёл бы уклониться от ответа. Не написал, потому что не хотел. Вас тоже с наступающим.
Здравствуйте Алексей Викторович! Мне очень понравилась выставленная на этом сайте статья КРИЗИС ВЕРБАЛЬНОСТИ И СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, или ЗА ЧТО ППП НЕВЗЛЮБИЛ МОРЖОВА И ЕГО АВТОРА . Автор - Ю.В. Щербинина. Была ли эта статья где-нибудь опубликована? Кстати, нашла в этой статье ваш ответ на свой вопрос про психотерапию, помните я вас спрашивала? Цитата: человек не выводится из суммы фактов его жизни. Биография нужна только для суда, а психоанализ для зомби . Классно сформулировано. К тому же пониманию психотерапии я пришла с другой стороны, с медицинской. Только я-то может к нему и пришла, а вы наверно и не блуждали, вам с самого начала ясно было. Нашла и такие строчки. Не могу их проверить по книге, ходит где-то по рукам, но если это действительно названия моржовских пластин : Ночное соитие на мосту , Велосипедные ласки , Раскрытая на аналое книга То То выходит, что он живет так же, как и пишет? Действительно так назывались пластины ? Представляете, пришлось переписывать этот вопрос, потому что в первый раз он не отправился и не сохранился. Хуже нет спрашивать заново. Так как в первый раз уже не сформулируешь, прямо как не войдешь дважды в одну реку. Вобщем, если первый вариант вопроса несмотря на сбой до вас все-таки дошел, то этот вопрос все тот же самый.
Здравствуйте, дорогая Ласточка! С сайтом творится какое-то безобразие. Он совершенно расхлябался. Я надеюсь, что на днях мне полностью заменят информационную "болванку" (сохранив все материалы, кроме форума), и сайт начнёт работать (и выглядеть) более по-человечески. Статью про ППП написала Юлия Владимировна Щербинина. Она кандидат наук, живёт в Москве. Статья нигде не публиковалась. С Юлией Владимировной я знаком - поэтому и получил статью. Ошибку в фамилии исправлю. Милая Ласточка, не преувеличивайте мои способности прорицателя. Да, я скептически отношусь к психотерапии и тому подобному, но скепсис проистекает из этически-эстетического (точнее, культурного) неприятия такого дела. Это от происхождения. Мы привыкли здороваться, пожимая руку, а где-то здороваются, потираясь носами. Если кто-то будет со мной тереться носом, я не пойму, что со мной здороваются, и не обрадуюсь такой встрече. Вот и с психотерапией так же. Я не отрицаю действенность этой методики на человека иной культуры, но мне это чуждо. Отсюда и неприятие. Насколько я помню свой роман, у Моржова не было пластин с названиями "Велосипедные ласки" и проч. И он не собирался писать такие сцены. Это чьё-то творчество, "дописывающее" Моржова за меня. Но Моржов, действительно, живёт так же, как рисует. Живёт "пиксельно", "поверхностями". Он совершает единственный не-пиксельный поступок - убивает Лёнчика (Моржов ведь понимает, что ПМ не может ему больше помочь, и потому убивает голыми руками), - и тотчас "вываливается" из пиксельного мира, будто проваливается под лёд (об этом он рассуждал в самом начале романа).
Алексей Викторович, я вот недавно задумалась над тем, почему мужчине, чтобы быть привлекательным, недостаточно просто быть - нужно что-то являть собой: таланты, деньги, власть; на худой конец, - харизма, прости господи... Женщине не нужно ничего делать. Она - вещь в себе, и мужчинам не важно, умная она или (лучше) дура, какие у нее принципы-пиксели-фильтры там в голове, выходит, женщина привлекает только потенциальной возможностью секса?.. По-крайней мере, в "Блуде" так и есть. У меня ни одна из "лирических героинь" не вызывает симпатии, они - статичные декорации Моржова. Вы сами как считаете: мужчина - творец, а женщина - данность, набор пикселей? Простите за углубление в гендерные вопросы, Вам, наверное, история интереснее...
Уважаемая TerraInc. Гендерные вопросы мне интересны не менее, чем история. Тем более, такие умные и жёсткие, как ваш. Похоже, вы совершенно правы. Мужчина, действительно, должен что-то являть собою, а женщина хороша уже как данность. Я не вижу ничего плохого в том, что к мужчине предъявляется требование быть чем-то сверх того, что сотворила природа. А вот с женщиной... Да, чаще всего - именно так, как вы сформулировали (и в "Блуде" - именно так). Кстати, мужское желание, чтобы женщина была дурой, означает лишь то, что желающий этого мужчина сам - амбициозный дурак. Но не отождествляйте меня с Моржовым. И Моржов, хоть и связывается с дурами, вовсе не в восторге от того, что многие его подруги - дуры. Милена, например, не дура, а лицемерка. И Женька не дура, а хищница с гипертрофированным здравым смыслом. И Лена не дура, а идеалистка. Вряд ли в коротком посте я смогу ответить на ваш сложный вопрос. Может быть, здесь дело как раз в семье (или в фамильоне, если угодно) как ячейке общества. По отношению к этой ячейке мужчина интроверт, а женщина - эстраверт (надеюсь, написал эти слова без ошибок). Таковыми эти гендерные роли видятся в массовом сознании, существуют в стереотипах культуры и социума. Видимо, так и должно быть - для большинства, как для большинства вполне подходит партия "Единая Россия". Но, как говорил Костёрыч, "не надо абсолютизировать то, что не абсолютно". Каждый человек волен выйти из большинства и жить не по его стереотипам, а по своим убеждениям. Только вот трудно находить единомышленников, и одиночество зачастую впихивает вышедшего обратно в большинство. Но выживать всегда легче в толпе, и больше шансов имеет не выдающаяся особь, а особь самых средних данных (во всяком случае, в человеческом обществе). Поэтому в человеческом мире всегда (пусть и не высказанно, пусть даже подсознательно) будет считаться, что от мужика нужно, чтобы он зарабатывал бабло, а от бабы - чтобы "давала". Сверх того (или кроме того, или менее того) - ничего не надо. И по этим гендерным ролям усреднённые особи всегда будут привлекательны друг для друга. В таком порядке вещей содержится неиссякаемый запас высококалорийной пищи для бесконечного сарказма.
Дорогой Алексей Викторович, прочитав о мнении критика Л. Данилкина об Осташе как о "терминаторе" в чем-то был удивлён. Я не сомневаюсь в справедливости такой оценки, однако среди героев серьёзных книг современности редко встретишь такой задор и уверенность в себе, направленную на поиск справедливости (чего-то сверхчувственного). Современные герои возбуждают к спокойствию, погружаясь в глубину духовного нуля - безразличия. Осташа в этой чреде как плод трудов доброго волшебника (мне Осташа очасти напомнил Павку Корчагина), но его уникальность (при наличии многих недостатков) в целеполагании: он преобразователь не мира (эдакий Саша Белый, каких довольно в "несерьёзной" литературе) а самого себя, взрослея в результате стремления к поставленной цели оправдать отца. По-моему достойный восхищения пример (message) для тех ребят, кому посчастливится открыть эту книгу! Если сегодня молодежь выбирает кумиров (из числа преобразователей) сама, то просто необходимо создавать не только брутальные примеры "серьёзных людей, может отсидевших даже", но и положительных героев (лишенных политических и экстремистских амбиций, делающих свое дело), таких как Осташа-переход. Конечно, как только раскрывается тот магический круг "сдержек и противовесов" личности героя и его внутренний мир предстает перед читателем непротиворечивым, высвободившим некую потенцию (хотя бы в части "основных" проблем) к преобразованию тогда, наверное, ощущается его вторичность по отношению к происходящему (то, о чём говорит критик), либо такое ещё случается в произведениях, представляющих некоторые идеологемы (да хоть ролики рекламные). К слову, ненавижу детективы, и по-моему этот жанр наименее требователен к писателю (в отношении создания внутреннего мира героев) и наиболее к читателю: прочитав один раз его вряд ли станешь открывать снова, принеся в жертву время и получив самоочевидный (как оказывается) факт. В связи с чем, мне показалось, вам удалось найти компромисс: принести в жертву Осташу, создавая сюжетную линию, но при этом в книге столькому место нашлось, что хочется открывать снова и снова. Пушкина расхваливают что почти все, что хотел сказать в "ЕО" вложил в отступления, но вам удалась еще и целостная картина чем жила река и какие страсти вокруг неё бурлили - в чем-то классика превозмогли! Каково ваше мнение на этот счет?
Уважаемый Сергей. Спасибо за хорошее отношение к "Золоту бунта". Правда, я не во всём с вами согласен. То, что Лев Данилкин обозвал Осташу "терминатором", мне кажется, особенного смысла не имеет. Лев сказал это "для красного словца", чтобы понятно было, а не для оценки. И хотя Лев назвал свою рецензию "Капитанский сынок" - переозвучивая Пушкина, я-то всё-таки ориентировался не на Пушкина. Следовательно, не тягался с ним. "Золото" построено на "Гамлете" с Чусовой - Датским королевством, Пугачёвым - "тенью отца Гамлета", Колываном - царём-убийцей и Бойтэ - Офелией. "По-гамлетовски" расщеплена душа главного героя (но мужика, а не принца), и он тоже решает гамлетовский вопрос: бить или не бить (барку)? Это, пожалуй, всё, что я могу сказать в ответ вам. Мой ответ, конечно, уклончив, но если я буду отвечать напрямую, мне придётся противопоставлять себя существующей литературе, а я этого не хочу.
Уважаемый Алексей. Прочитал большую часть Ваших книг. Я в восторге от Вашего творчества, однако "Блуда и Мудо" попала в мою опалу, уж извините, но считаю, что литература не допускает столь вольного употребления мата... Литература должна воспитывать и облагораживать человека. А для остального есть Маринина, Дашкова и пр. Последняя прочитанная мной книга - "Общага на крови". Крайне увлекательна, сильный сюжет, сильная развязка, близко к реальности и есть что-то высокое, чистое в бочке дегтя, конечно. Но вопрос мой больше связан с другим. Не считаете ли Вы, что эта книга (Общага на крови) опасна? Мне 30, и на меня она не сможет повлиять. Однако часть Ваших читателей может последовать за одним из главных героев, особенно та часть, которая принадлежит возрастной группе 15-23... Главная ее опасность, на мой взгляд, в том, что она, в отличии от "Сердце пармы" и "Золото бунта", описывает современный мир. И если жестокость, насилие и обесцененную жизнь в двух последних вопсринимаешь как историческую реальность, то в Общаге на крови - ты ее вопринимаешь как реальную действительность. Тем более что решение Отличника уйти из жизни не вызывает никакого негатива, а даже наоборот, в тех условиях это чуть ли не единственно правильное решение. Мне интересно, ощущаете ли Вы какую-то ответственность за свои произведения?
Уважаемый Алексей! Боюсь, что воспитывает и облагораживает читателя как раз проза Марининой и Дашковой, а не моя. У них и зло наказано, и мата, кстати, нету, - всё очень культурно. Во всяком случае, я не считаю, что я кому-то чего-то должен. Я ведь не брал свои романы в долг у общества - почему же я должен? Я совершенно безответственный тип, и накатал "Общагу", не думая о возрастной группе 15-23. (Я и сам был в ней, когда катал.) Более того, я даже не испытываю потребности ощущать ответственность. И поступок Отличника я считаю неправильным (не единственным неправильным, который он мог совершить, но всё равно неправильным). Я думал, что если читатель жалеет Отличника, значит, понимает, что Отличник ошибся. Но дело Отличника - не дело профессора Плейшнера, чтобы кидаться в окно. Наверное, я вас разочаровал, но я предпочёл ответить вам честно.
Привет, Алексей! Дочитал Золото Бунта! Это суперэкшн! Последние 150 страниц вообще не мог оторваться ни на секунду! Чудеса прямо какие то вы творите со своими читателями - так легко вытаскиваете их из реальности, переворачиваете их мироощущение и (может быть не желая того) наставляете на "истиный" путь. Поэтому, без преувеличения, можно назвать вас и пророком, и кумиром... но мне нравится :) Хотя, прочитав посты в этом разделе, я знаю как вы отвечаете на такие письма... "Не создавайте себе кумира". Буду называться просто - поклонником вашего творчества. Извините, что в предыдущем вопросе написал Блудо вместо Блуда :) - писал на порыве чуств, а так зарифмованно как-то получилось - на автомате. Появился вопрос, не существенный, но необходимый, чтобы лучше представлять себе картины, которые вы описываете. Каких размеров были барки? В метрах. Насчет виндсерфинга. Навряд ли это пригодится для телепроэкта про Урал... Но, правда, если соберетесь, всегда буду рад вас здесь видеть и научу обязательно. И еще, про илюстрацию идей Гумилева в Блуде. Моржов - это же точный образ пассионария, не царя, не полководца, но человека совершающего сверх усилия и забывающего ради своих целей об инстинкте самосохранения. Плюс ко всему он создает какой-то новый вид общества. При этом, из ваших предыдущих ответов я понял, что вы не видите объединяющего начала в нашем современном обществе. В такой ситуации наш этнос, по Гумилеву, рушится, и достаточно скоро(в историческом смысле) он должен быть покорен соседними - более пассионарными этносами и его остатки превратятся в подобие современных индейцев, хантов или манси - реликтовый этнос. Может подобные Моржову люди создадут новый этнос на остатках нашего...
Уважаемый Александр. Видимо, мы с вами сходимся духом, как "люди воды". Но про кумиров повторю - не надо. Про барки и метры я подробно написал в книге "Message: Чусовая". Согласен с вашим мнением про Моржова-пассионария и вполне разделяю опасения в том, что наш этнос утрачивает пассионарность и будет поглощён другими, более пассионарными этносами (максимально мрачно: до Урала - кавказцами, после Урала - китайцами). Если, конечно, наш этнос не начнёт производить персон с энергетикой Моржова. Для тех, кто считает Моржова отрицательным героем, напомню, что Моржов не столько соблазнял женщин, сколько помогал выжить коллективу.