Г-н Иванов, большое спасибо, что находите время на ответы здесь!
Некоторое время назад я задавала Вам вопрос: общаетесь ли Вы с молодыми писателями, читаете ли рукописи, рекомендуете к печати в издательствах (этот вопрос возник у меня вследствие Ваших частых упоминаний о том, как сложилась Ваша собственная профессиональная история: "Прорваться мне помогло знакомство. У нас в стране по-прежнему очень многие вещи реальны только при личном знакомстве, а не по заслугам").
Вы ответили, что не читаете, не рекомендуете и не планируете. Я очень признательна за ответ, хотя, не скрою, был он для меня несколько неожиданным. В большинстве своих произведений Вы так или иначе поднимаете тему "личность против тусовки" - где герой, продолжая бить в одну точку, все-таки добивается своего. Даже если можно "по-простому", но против совести.
Из того, что приходит на ум: Осташа Петров и Алферка Гилев. Алферку вроде нечем попрекнуть: перекинулся в толк, которому прилежат самые умелые, влиятельные, сильные сплавщики на Чусовой (и ведь не в магометане! как был раскольником, так и остался), но то, как "делают карьеру" Алферка и Осташа, если и не соль всего романа, то, по крайней мере, не случайный элемент сюжета. Вообще мне казалось - и кажется! - что главная движущая сила романа - пример того, как правда в сочетании с бойцовским характером позволяет одолеть не просто пару недоброжелателей, но буквально любую силу, десятки, сотни недругов, преодолеть все, что угодно.
И вместе с тем Вы постоянно говорите о том, что писательский успех - дело случая, вопрос везения и т.п.
После Ваших интервью мне диалог среднестатистического издателя со среднестатистическим писателем стал видеться в духе разговора Осташи с Кузьмой Егорычем:
"— Да кто тебя знает-то, сопляка? Кому надо тебя оплевывать? Нету тебя, понимаешь? Я вот смотрю на тебя в упор — и не вижу! Нету теперь и имени Переходов! Кто теперь тебе поверит, кто заказ даст? На меня одного у тебя надежда была, а мне на тебя плюнуть и растереть и мзда твоя не нужна!
Лицо у Кузьмы Егорыча тряслось, но слова его были обдуманы, прозвучали не в запале ругани. И Осташа, зверея, чувствовал, что тонет, как в трясине — ни рукой, ни ногой не шевельнуть. За Кузьмой Егорычем стояла неправая, но сила — тупая, равнодушная, подлая".
Неужели не существует способов наверняка прийти к успеху, будучи талантливым писателем? Только надежда на случайное знакомство с полезным человеком?
Что бы Вы посоветовали, грубо говоря, Иванову Номер Два, если бы такой прямо сейчас жил где-то в провинции и написал свой первый роман (уровня "Географа", "Сердца Пармы" или даже "Пищеблока")?
Г-жа Алина.
Чувствую ваше недовольство - и понимаю его причины.
Вы меня спросили о самом надёжном пути - и я ответил, исходя из своего опыта. Другие пути тоже вероятны. Надо пробовать все варианты.
Познакомьтесь с опытом Алексея Сальникова (путь через публикацию в толстом журнале и премию), Андрея Рубанова (путь через издание книги за свой счёт), Гузели Яхиной (путь через литературное агентство). Но это не мои пути, и я не знаю их особенностей.
Путь личного знакомства, путь удачи, не предполагает пассивного ожидания у моря погоды. К удаче надо быть готовым, иначе израсходуете шанс впустую. Подготовка к удаче - это и есть работа. Так сказать, продукт. Он пригодится вам на любых других путях. По большому счёту, издательствам не очень интересно одно сильное произведение. Издательствам интересны авторы, которые могут работать много и стабильно, выдавая сильные произведения с хорошей регулярностью. А доказать, что вы именно такой автор, можно лишь с несколькими готовыми произведениями на руках. У меня на момент удачи было три романа: "Общага", "Географ" и "Парма". Если бы у меня был только один роман, вряд ли бы я прорвался, потому что гонорар начинающего автора небольшой, и его не хватит, чтобы освободить себя от прочих рутинных работ своей жизни и быстро написать второе произведение, а долгий срок ожидания может обнулить удачу.
Вы можете не соглашаться со мной: я не претендую на объективность. Когда я сам прорывался, несколько известных людей обрисовали мне технологию работы писателя ("ты должен давать два небольших романа в год, иначе тебя не возьмут"), и эта технология мне не понравилась, и я ей не последовал, и оказался прав (опубликовав два романа в 2003 году, следующий роман я сдал только в 2006-ом, но меня не забыли читатели и от меня не отказались издатели). С той стратегией, которая вам нравится, вы тоже можете оказаться правы, а я со своим мнением пойду лесом. Дело житейское. Но продолжайте стучать во все двери. Как говорится, бог помогает упрямым. Моё упрямство заключалось в том, что я продолжал писать другие романы. А Илья Стогов, например, с одним романом обошёл два или три десятка издательств - и пробился. Может быть, я бы поступил так же, как он, но в моём городе не было двух десятков издательств.
Так что если ваше негодование объясняется вашим несогласием с моим мнением - то это правильно. А если оно объясняется моим отказом помочь фактически - то вы напрасно расходуете душевную энергию.
Уважаемая Ольга.
Спасибо за приглашение, но на это время я уже занят.
Вообще моими поездками и встречами занимается мой продюсер Юлия Зайцева. Её координаты здесь, на сайте, справа вверху. Если у вас появятся другие предложения, то пишите ей.
Уважаемый Михаил.
В вашем послании нет вопроса, и мне не на что отвечать. Могу адресовать вас в фейсбук Юлии Зайцевой, которая опубликовала моё мнение о фильме.
Уважаемый Роман.
Этот вопрос и правда не в моей компетенции. Знаю, что мишари на Урале были. На территории Исторического Башкортостана они селились на Осинской даруге - ныне это юг Пермского края и север Башкортостана. В XIX веке все инородцы Башкортостана были организованы в Башкиро-мещерякское иррегулярное казачье войско, на территории которого имелось то ли четыре, то ли пять мещерякских кантона.
Уважаемый Сергей.
Нет, я не планирую продолжение. Я уже сказал всё, что хотел. Но если, к примеру, сериал продлят ещё на один сезон, то я возражать не буду. Идея здравая и перспективная. Кто-то из читателей здесь, на сайте, уже даже предложил замечательное название - "Вторая смена".
Уважаемая Надежда.
Да, первую повесть я опубликовал в журнале в 1987 году, а первую книгу - только в 2003-м. Причины вполне очевидны. "Лихие 90-ые", когда книгоиздание осталось только в столицах. Отсутствие у меня знакомств в книгоиздательской и литературной среде. Проживание в провинции. Фамилия Иванов. И темы романов - студенческая общага, учитель в обычной школе, никому не известное княжество забытого века. Прорваться мне помогло знакомство. У нас в стране по-прежнему очень многие вещи реальны только при личном знакомстве, а не по заслугам.
Уважаемый Андрей.
Конечно, на этот вопрос я уже отвечал не раз. Ничего сложного. Лично я никогда не "продавал вдохновения", и всё, - но нашёл себе продюсера, который умеет продавать рукописи.
Здравствуйте!
Алексей Викторович, прежде всего хотелось бы поблагодарить Вас за Ваше творчество! Ваши книги для меня это не просто интересные истории и факты, но и повод узнать что то новое, покопаться в истории, транслировать новые знания другим и даже строить на этом целые игровые мероприятия. Большое Вам за это спасибо!
Вопрос у меня следующий: интернет пестрит информацией о том, что вы подписали контракт с кинокомпанией "Среда" на экранизацию "Пищеблока". Нет ли у Вас переживаний на тему того, что кинематографисты могут испортить Вашу первоначальную задумку? Ведь всетаки "Среда" больше ориентирована на массового зрителя и многие их фильмы оставляют желать лучшего. Будете ли Вы как то следить за тем, во что будут превращать Ваше детище?
Уважаемая Дарья.
В ориентации на массового зрителя нет ничего дурного. Есть шедевры, ориентированные на массового зрителя, и есть бездарные работы, ориентированные на зрителя элитарного, - и наоборот, конечно. Проблема в создателях фильма, а не в ориентации на аудиторию. И многие фильмы "Среды" сделаны отлично.
Я никогда не вмешиваюсь в дела киношников, если меня они не попросят. Это моя позиция.
Всегда существует риск, что снимут плохо. Никто не застрахован от неудачи. Но тут надо выбирать: либо рискуешь - и получаешь фильм, либо не рискуешь - и не получаешь ничего. Иначе не бывает.
Алексей, день добрый! Прочитала за вечер "Пищеблок"-как побывала в детстве! Как удалось собрать такое количество деталей, сленга, мифологии пионерских лагерей? Я все это тоже знала, но уже совсем не помнила, пока не прочитала книгу! Это все было именно так, аж мороз по коже! Помогает ли кто-нибудь в сборе или просто такая хорошая память автора? И про идеологию: интересно, что во всех известных религиях есть понятие крови как жертвоприношения богу. Кровь отдается идее, вождю и т.п. Это идет с глубочайшей древности. Так может - книга - то о настоящей реальности?
Уважаемая Милена.
Я отлично помню своё детство, однако всё равно привлёк друзей и знакомых - раздал им вопросник по пунктам: "загадки", "дразнилки", "выражения", "ценности", "считалки", "приметы" и так далее. В роман вошло, разумеется, не всё.
А вашего вопроса о "настоящей реальности" я не понял.
Уважаемая Екатерина.
Да, это моя придумка. Статья, разумеется, вымышленная. А вас что-то смутило?
Уважаемый Николай.
До вас дошли правильные слухи. Я не принимаю участия в этих делах. Но спасибо за оценку.
Здравствуйте, Алексей Викторович.
Герман Неволин - собирательный образ? Есть ли у него главный, основной прототип?
Очень он у Вас получился органичный. Недавно беседовала с воином-афганцем - вылитый Немец. И внешность, и манера говорить, и некоторые обстоятельства службы.
Спасибо вам за "Ненастье". очень, как видите, жизненный роман.
Уважаемая Кристина.
И вам спасибо.
Неволин - собирательный образ. Это мой любимый тип: так сказать, "герой внутреннего действия", который внешне ничем особо не примечателен, но всей своей природой отталкивается от зла, стойкий в человечности.
Уважаемый Вадим.
У Юрия Бондарева я читал "Берег", "Выбор", "Игру" и "Горячий снег". Мне очень нравится язык и стиль Бондарева. При всей отформатированности соцреализмом, Бондарев - сильный и правдивый писатель. "Выбор" я перечитывал раз пять. У меня в "Ненастье" есть даже след от "Выбора": Бондарев не объясняет, как Илья Рамзин попал в плен, и я решил не объяснять, как спаслись Немец и Лихолетов.
Уважаемая Леся.
Увы, "скупой доли избранных" нет вообще. К сожалению, мне нечем вас обнадёжить. Постарайтесь справляться сами - всё равно рано или поздно придётся жить именно так.
Уважаемый Геннадий.
Судя по всему, знание Урала ничего не даёт для разгадки гибели группы Дятлова. Поэтому тема дятловцев мне не особенно интересна. Меня полностью удовлетворило объяснение, данное Анной Матвеевой в книге "Перевал Дятлова".