Уважаемый Алексей Викторович, большое спасибо за ваши оперативные ответы. Разрешите еще вас спросить - в интервью "Новой газете" вы говорите про трансформацию Свердловска в Екатеринбург, про "лидеров огромного масштаба", называете фамилии политиков Росселя и Чернецкого. Скажите, а как же Ельцин - он тоже уральский герой? Ему нашлось место на страницах вашей книги? Был ли какой-то эффект для города от того, что президентом РФ был уроженец Свердловской области? Была ли какая-то особенная помощь городу от федерального центра в 90-е годы?
И еще вопрос - когда президентом стал выходец из Ленинграда, в столицу потянулись так называемые "питерские", которые заняли многие посты. Во власти оказались всякие чекисты, юристы, сотрудники питерской мэрии, заурядные дзюдоисты превратились в олигархов и губернаторов. Как вы думаете, почему при Ельцине в России не было аналогичной по масштабу экспансии "свердловских"?
Уважаемый Юрий.
Разумеется, о Ельцине я буду говорить. Но сейчас, здесь на сайте, мне не хотелось бы предвосхищать тему. Давайте подождём книгу.
Мне кажется, экспансия свердловчан всё-таки была. Хотя, наверное, не такая масштабная. Но я не анализировал эту тему, мне сложно что-либо сказать.
Здравствуйте, Алексей Викторович.
Почему , назвал "ГЦ" альбомом ?
Потому что изобразительный ряд там занимает большее место ( по пространству ) и несет на себе значительную нагрузку ( на мой взгляд ). Хотел сначала назвать "ГЦ", книга - альбом (но не понравилось). За такими книгами будущее. Просто печатные издания уходят в сеть , а такую книгу не скачаешь, а если и скачаешь, потеряешь 90 процентов понимания ( об этом здесь был разговор) .
По поводу Москвы.
Вы помогли мне понять эпизод из фильма Балабанова , " ...вот ты говорил , " город сила , а здесь слабые все " « город это злая сила , сильный приезжает становится слабым " " Как слабым ? Видимо , слабым в потенции, творческой потенции, в художественной, в человеческой . Агрессия остается , а может и прибавляется , а творчески становится слабым . Возможно я не правильно понял . Как вы видите этот эпизод ?
С уважением , Сергей.
Уважаемый Сергей.
Я понимаю. Но «альбом» - это книга, где изображение важнее текста, а у меня оно равноправно с текстом, поэтому я предпочитаю говорить «фотокнига». Московские журналисты изощряются в определениях типа «краеведческий фотоальбом», «иллюстрированный путеводитель» и проч., поэтому я предпочитаю хотя бы у себя на сайте терминологическую точность.
Разделяю ваше мнение относительно скачивания в сети.
С этими знаменитыми словами из фильма Балабанова я не согласен (кстати, ведь там дело происходит не в Москве, а в Питере). Причём не согласен категорически. Город – не злая сила, и приезжий не становится слабым. Что конкретно имел в виду Балабанов, осуждая «город» в целом, я не понимаю. В деревне, что ли, жить лучше, а люди сильнее и более развиты? Или в чистом поле хорошо?
Уважаемый Алексей.
В ближайшее время «исторического фикшна» не будет.
Сейчас читаю книгу Александра Кушнира «Сергей Курёхин. Безумная механика русского рока». Очень доставляет.
Алексей,здравствуйте!Лет пять назад на ура прочел всё ваше от Кораблей и до истории Пармы.Недавно сходил в кино на Географа.Книга-то посильнее будет.В книжном увидел Псоглавцев и не мог оторваться.Впечатлило здорово.
Потом обнаружил ,что есть дилогия,взял Комьюнити и еле заставил себя дочитать.
Не хочу верить что вы написали это произведение.Может это подделка под Иванова?Не хочу верить,что вы исписались до такой коммерции и бессмыслицы.Или Москва съела талант?
Извините,если грубо,буду раз ответу.
Евгений,
Порадую вас ответом, но извините, если грубо. То есть вам не понравилось «Комьюнити», поэтому вы решили, что я исписался и продался, и публично меня об этом оповещаете, верно? Видимо, вы сами не осознаёте этого, но вы не уважаете меня ни как писателя, ни как человека. Не читайте больше моих произведений – и забудьте те, которые уже прочитали: не в коня корм.
Уважаемый Алексей.
Наверное, вас смутили слова «новая редакция». Понимайте это как «новая редактура». Я много раз рассказывал, как в «Азбуке» переносили текст из программы в программу, и компьютер в незнакомых словах заменил «о-ударное» на «у» (вместо «корова» получилось бы «корува», вместо «ворона» - «воруна»). Этого искажения редактор «Азбуки» не заметил. Искажение в новом издании было исправлено обратно, как нужно. Но это – обычная работа редактора и корректора, никаких «переписываний романа», «сокращений», «дополнений», «новых эпизодов» и прочего подобного нет.
Уважаемый Алексей Викторович, с интересом прочитал ваши ответы на вопросы о творчестве Виктора Пелевина. Хочу поинтересоваться вашим субъективным мнением о книгах Владимира Сорокина. Для одних он лучший современный писатель и "постмодернист", для других, извините, "калоед" и извращенец. Мне в последнее время ближе вторая позиция, а вам? Он-то вас точно читал, иначе в "Теллурии" не появились бы псоглавцы.
Уважаемый Юрий.
Я много читал Сорокина, хотя такое ощущение, что не читал, - так яростно его ругают. Сорокин, конечно, порой антиэстетичен, но эта отвратительность – программна. Если невыносимо, то не следует читать, однако категория меры для прозы Сорокина неприемлема. Он, безусловно, постмодернист, и технически куда изощрённей Пелевина. Обзывать его – нелепо, а защищать – очень сложно.
Уважаемый Алексей Викторович, очень рад был прочитать ваше вчерашнее интервью "Новой газете", жаль, к статье пока маловато комментариев. Но сегодня хотелось бы вас спросить не об этом. Обратил внимание, что на улицах города Ковязина не видно наркоманов, а также лиц "нетитульной" национальности. Хотя тот же Лёнчик вполне мог бы кое-чем приторговывать, а Сергач крышевать какой-нибудь ара-автосервис, где разбирают угнанные автомобили. В то же время, если читать блог Ройзмана, то в таких городках не может не быть этой беды. Отсюда вопрос - почему наркоманы и ЛКН не попали на ваши страницы? Может быть, поэтому прекрасную и очень жизненную книгу "Блуда и МУДО" в кратких аннотациях относят к "научной фантастике" (как вам такая характеристика)?
Уважаемый Юрий.
Про фантастику – бред, тем более – научную. Те, кто так пишет, вообще понимают смысл слова «научная»? Но пёс с ними.
Кавказцы в «Блуде» есть. Цитирую (про Сонечку): «Скорее всего, осенью мы увидим её на рынке за прилавком с огурцами – под началом какого-нибудь кавказца. И огурцов у неё в жизни станет столько, что размер действительно не будет иметь значения».
В «Блуде» есть и национальные меньшинства. Цитирую: «К их столику уже спешила девушка-официантка, тоже таджичка. Она была так же красива, как и прежний юноша, экономивший сахар, да и похожа на него, словно близнец».
В «Блуде» есть и наркота. Цитирую: «Лёху откумарило ваще не по-детски, – пояснил другой упырь. – Мы в деревню за пивом сгоняем – отольёмся перед завтрашним днём. А то, блядь, не встанем… Лёху пидарасит, как суку, сам видишь, и нас тоже…»
Так что всё в порядке.
Но нельзя отразить всё на свете. Вроде бы, в «Блуде» нет священников. Нет старушек, торгующих семечками. Нет колхозников или рабочих. Нет общественных деятелей. И так далее. Ничего страшного.
Уважаемая Мария.
Я много раз отвечал на этот вопрос, в том числе и на сайте, поэтому сейчас просто процитирую сам себя:
Я не участвовал в написании сценария, и амбиций таких не имел. Моя сфера ответственности – роман, а фильм – сфера ответственности других людей. Если я доверяю их профессионализму, то не надо мешать, не надо вертеться у них под ногами. Я и не мешал, потому что верил таланту и мастерству Валерия Тодоровского и Александра Велединского. Хотя чисто по-человечески было уж-жасно любопытно, однако я всё равно не лез в чужую епархию. Я был на выборе натуры, был на съёмках, но ничего не советовал и ни на чём не настаивал.
"Уважаемый Алексей.
А что вы имеете в виду под «довольно стройными фигурами»? Геоглифы, как в пустыне Наска?"
Да, что-то подобное. Но, заметьте, это только ощущение - ничего на карте Чусовой я не пытался рисовать карандашом. Моё ощущение оправдано? Передвижения продиктованы сюжетом или сюжет, в какой-то мере, истекает из задуманных "туда и обратно"?
И, еще вопрос - почему для переиздания Золота бунта потребовалось добавлять ранее не публиковавшиеся отрывки?
Уважаемый Алексей.
Сорри. Я предложил бы вам попробовать нарисовать перемещения Осташи на карте, и вы бы сами убедились, что никаких геоглифов он не описывает. Его скитания обусловлены… ну… просто сюжетом. Чем обусловлены перемещения по Франции трёх мушкетёров? Какой геоглиф рисует на карте Франции д-Артаньян?
Вы находите какие-то несуществующие сущности. Какие «ранее не публиковавшиеся отрывки» я добавил в новое издание «Золота»?! Плиз, но приведите хоть какой-то пример! С чего вы вообще это взяли?
Добрый день, Алексей Викторович!
Уже который раз перечитываю "Географа.." и вот снова дошла до того места, которое мне непонятно) Когда в походе герои останавливаются в разрушенной церкви, Служкин посылает Градусова "в деревню за хлебом", а тот велит Тютину идти с ними вместе, потому что "с его рожей нам всё продадут". Они идут действительно за хлебом или это жаргонно-иносказательно об алкоголе? Просто если за хлебом, то получается с тютинской рожей продадут, потому что она жалостливая, верно? А если за алкоголем, то получается, что он выглядит старше всех? Но это вроде как нелогично, да и кому есть дело до возраста покупателя в деревне... Помогите разобраться)
Уважаемая Оксана.
Алкоголь – не единственная потребность Служкина. Иногда и хлеба хочется. И неужели в ваших глазах Служкин настолько деградировал, что мог послать за выпивкой школьников? В тот раз, о котором вы спрашиваете, Служкин посылал именно за хлебом (для внимательного читателя в предыдущих сценах показано, что хлеб промок, и буханки сушили на лопастях вёсел над костром, а в последующих сценах показано, что алкоголь и так имелся).
Алексей, по эпизоду Сердца пармы вопрос - там в начале ушкуйники наблюдают как пермяки в жертву приносят захваченных русских на мольбище с вырезанием сердец. Последее - это интерпретации южноамериканских мотивов, экстаполяция на конкретную ситуацию просто кровавости многих дохристианских культов, или основа - конкретные свидетельства или литературные упоминания пермяцких обрядов?
Уважаемый Marrat.
Некоторые историки (археологи) говорят, что древние пермяки всё-таки изредка практиковали обряды с человеческими жертвоприношениями. Если принять эту точку зрения, то ритуальную сторону следует реконструировать по обрядам жертвоприношения животных или по языческим преданиям данных мест, что я и сделал в романе, а Южная Америка тут ни при чём. Литературных упоминаний или свидетельств с XV века, увы, не сохранилось.
Уважаемый Алексей Викторович! Я с большим удовольствием и интересом прочитал Ваши исторические романы Золото бунта и Сердце Пармы. Мой дед родом из Пермской области, жена из Прикамья. Мне всегда была интересна история Урала и Предуралья. Мне было очень интересно узнать много новых слов, докопаться до их смысла и происхождения. Очень приятно, что положительные герои Ваших исторических произведений люди волевые, сильные, предприимчивые.
К сожалению в романах о современной жизни в качестве положительных героев у Вас выступают аморальные нищеброды- алкоголики. Например Служкин из Географа. Я считаю, что в качестве положительного героя Служкин, человек умный и образованный, должен не пьянствовать и искать мало оплачиваемую работу в ближайшей школе, а уехать туда, где можно нормально зарабатывать и обеспечивать достойную жизнь своей семьи : в Екатеринбург, в Москву , в Германию, да хоть в США, но быть мужиком, а не тряпкой.
Но поскольку в Географе он безответственный и неуспешный учитель- алкоголик , то его следовало сделать однозначно отрицательным героем и в финале произведения с треском уволить не только его, но и беспринципного директора школы, который принял его на работу.
Во всяком случае это обязательно следовало сделать в фильме , поскольку его посмотрит много молодых людей.
Я предприниматель , мне 45 лет, большая часть рабочих на моем производстве -мои ровесники , все зарабатывают вполне приличные деньги, а молодежь не может работать с необходимой ответственностью и дисциплиной, как результат мало зарабатывают, приходится с ними расставаться. Может это потому , что они не те книжки читали и фильмы смотрели?
Мне кажется, то каждый работадатель, начальник, чиновник, писатель , режиссер, музыкант актер и даже футболист несут ответственность за воспитание и нравственность народа. Если люди наделенные деньгами и властью будут вести себя честно, кумиры и кумирчики не будут пиариться на скандалах, творческие люди не будут писать и снимать чернуху, даже если это правда жизни, то возможно народ перестанет так пить и морально разлагаться , а начнет реально зарабатывать деньги и развивать свою страну. Сейчас же творится что то невероятное: например в Питере непьющий мужик легко зарабатывает 60-70 тысяч, пьющий с трудом 30-40 тысяч, притом, что квалифицированных рабочих остро не хватает. На какие нищебродские зарплаты при этом соглашается офисный планктон- людишки с нынешним недовысшим образованием, просто непостижимо. К сожалению в массе своей люди безынициативны, боятся своего гаденького и подленького начальства, при этом многие сами способны на подлости и гадости, особенно зависимые от алкоголя.
Алексей.
Вы мало что поняли в моих романах, в том числе и в исторических. И я вам не мальчик, который нуждается в нотациях и просвещении.
Алексей Викторович, я только что прочла Вашу книгу "Золото бунта", читала всем сердцем понимая героя, но, когда в конце он затопил барку, я перестала его понимать. Пожалуйста, ответьте мне, это потому что не бывает абсолютно хороших и правильных людей, или ,я не понимаю. Но мне кажется, что и правда главного героя перестала быть такой уж взаправдашней правдой, после гибели барки. Что было бы, если бы он поплыл дальше, как пострадала бы его правда от этого. Как пострадала бы память об отце? Пожалуйста, очень Вас прошу ответьте мне, Эта вторая ВАша книга, которую я прочла ( первая была "Сердце Пармы"), но мне больше пока нравится "Золото бунта", только я не могу успокоиться из-за концовки. Напишите, пожалуйста, Вашу точку зрения на финал книги.
С уважением, Смирнова Екатерина.
Уважаемая Екатерина.
Мне уже много-много раз задавали этот вопрос, и пару раз я даже согласился на долгие дискуссии. Если угодно, поищите эти разговоры здесь, на сайте, в «Вопросе автору» в 2007 году, начинается этот разговор на странице №10. Увы, сейчас у меня нет времени растолковывать всё с самого начала.
Уважаемый Алексей.
А что вы имеете в виду под «довольно стройными фигурами»? Геоглифы, как в пустыне Наска?
Здравствуйте, Алексей!
Прочёл книгу "Географ глобус пропил"...
Вот интересно Ваше мнение по поводу одного места в произведении. Цитирую:
"А вот так выйти бы из нашего затона, и дальше – Кама, Волга, Каспий, а потом Турция, Босфор, Афины, Трапезунд, Мальта, Гибралтар, потом – Атлантика, Америка, Мексика… – Будкин, зажмурившись, сладострастно прошептал: – Индийский океан…
Служкин согнулся, подбрасывая в костер палку.
– Нету этого ничего, – сказал он, глядя в огонь. – Как географ заявляю тебе со всем авторитетом..."
----------------------------
У меня чисто географический вопрос : как из Каспия попасть в Босфор и далее водным путём ? И главное герой ("профессиональный географ") тоже никак не объяснил в своей реплике :)... А ведь с его-то острым языком :)...
Спасибо.
Уважаемый Vadim.
Географическая компетенция Будкина вполне очевидна. И в этой сцене Будкин со Служкиным разговаривают не о географии, а о жизни, поэтому совершенно не важно, как Будкин собрался переплывать из Каспия в Чёрное море. У Сэлинджера, к примеру, герой ходил через парижско-китайскую границу, и что?