Уважаемый Алексей Викторович! Мне очень нравятся истории про сплавы - как современные туристические, так и в старые времена. С большим удовольствием прочитал все Ваши книги, а также Мамина-Сибиряка, где он пишет на эту тему. Хотелось бы почитать чего-то ещё, но найти не получилось. Может, Вы знаете и посоветуете такие произведения? И попутно вопрос - как Вы относитесь к творчеству Мамина-Сибиряка? Можно ли сказать, что детали практики сплавщиков 18-19 веков вы позаимствовали из его творчества?
Уважаемый Алексей.
Кроме очерка «Бойцы», про сплав «железных караванов» произведений нет.
К творчеству Мамина-Сибиряка я отношусь очень сдержанно. На мой взгляд, он очень хороший журналист, а писатель слабый. Кроме того, я считаю, что он не увидел на Урале главного – проблематизацию труда. Об этом писал и Бажов: дескать, «человека труда» Мамин не заметил. Подробнее об этом я говорю в книге «Горнозаводская цивилизация». (Сказанное не означает моего неуважения к делам и личности Д.Н.Мамина-Сибиряка.)
Нельзя считать, что описание сплава я позаимствовал у Мамина-Сибиряка. Мамин описывал сплав от пристани Усть-Утка, а я – от Каменки (это на 300 км выше по течению). Во времена Мамина (вольные) организацией сплава занимались сплавные конторы, во времена «Золота бунта» (крепостные) - заводские пристани. Мамин описывал сплав после реформ генерала Глинки и работ по благоустройству реки – а я до. Мамин описывал барки более простого типа, а я – более сложного (потому что они были ближе «к первоисточнику» и архаичнее). И так далее. Но эти тонкости не видны на беглый взгляд. И многие базовые вещи были одинаковы и в 18 веке, и в 19 (например, профессия сплавщика). Основной мой источник – не очерки Мамина-Сибиряка, а старинный справочник лесотехника.
Ваша нежная книжка "Географ глобус пропил", кроме того что доставила,
еще бесконечно отравила меня (или это лекарство такое, не знаю).
Рефлексия вычленила ответы на "проклятые" вопросы.
Помогите разобраться!
Центральной темой в романе вижу "кризис личности" Служкина и его разрешение.
Центральная цитата:
"Дай бог мне никому не быть залогом его счастья. Дай бог мне никого не иметь залогом своего счастья.
И еще, дай бог мне любить людей и быть любимым ими. Иного примирения на земле я не вижу."
Этот путь праведника Служкин не выбирал, этот путь сам его выбрал, по-другому жить он не сможет.
Все события книги видятся мне как испытание для Служкина, принятие, осознание и становление на этот путь (формула праведности).
Любовь к Маше.
Мне очень важно понять, почему он в нее влюбился (важно понять механизм, чтобы самому снова и снова не поддаваться заблуждению).
В ней он видит чистоту, неиспорченность, мышление еще свободно от узких коридоров универсальных, среднестатистических ценностей,
Служкину самому всегда 15 лет, он думает, вот с ней у него все получиться, именно она его поймет и примет таким какой он есть, сделает его счастливым.
В это время, Служкин еще любовь понимает вот так, хотя догадывается, у самого вырывается это в словах
"когда ты никому не являешься залогом счастья и когда тебе никто не является залогом счастья".
Поход - это эволюция представлений о любви: "от мелкой зависти в темной палатке до вечного покоя на пороге пекарни".
Вот думаю я о нем и не могу представить, чтобы он в будующем научился довольствоваться
спокойной семейной жизнью, ежедневной службой в канцелярии до конца своих дней,
спокойно любить свою единственную жену.
Мне кажется, Служкин не может любить, что-то одно,
он будет любить жену, при этом будет так же легко влюбляться в окружающих.
("Я ведь тоже разрываюсь от любви... К тебе... К Таточке... К Будкину... К Пушкину")
Ему нужно лишь научиться не разрываться
Алексей, скажите, вы верите в формулу праведности, верите, что с ней можно жить и быть счастливым?
Как вы к ней относитесь: это универсальная формула или удел определенного типа людей?
У вас есть еще одна формулировка, вроде как, дополнение:
"Кто сказал, что я неудачник? Мне выпала главная удача в жизни. Я могу быть счастлив, когда мне горько"
Счастье через страдание.
Мне эта мысль понятна и близка, но усвоить ее и принять в таком остром, выпуклом виде сложно (как гвозди глотать).
Вы тоже в это верите или это только персонаж?
Что вы думаете о Степном волке Германа Гессе?
Как соотносятся персонажи Гарри Галлер и Виктор Служкин?
Спасибо. Я вас обожаю.
Уважаемый Никита.
Спасибо.
А я вот сделаю так: я не буду отвечать на ваши вопросы. Вы очень бурно и очень искренно отнеслись к моему тексту, мне это очень льстит, и я хотел бы оставить этот текст вам как часть вашего личного жизненного опыта. Находите ответы сами. Так будет для вас правильнее, а для меня приятнее.
Уважаемый Константин.
Нет, не планирую. Всё уже сказано.
Уважаемый Алексей Викторович!
Собираются ли переводить Ваши книги, например, на немецкий? Ну очень бы хотелось! Уверена, что в Германии найдётся достаточное количество людей, интересующихся Вашим творчеством!
С фильмом по Вашей книге многие жители Германии смогли познакомиться на кинофестивале восточноевропейского кино в Котбусе, где "Географ.." получил, как мне кажется абсолютно заслуженно, главный приз.
С наилучшими пожеланиями,
Д. Данина
Уважаемая г-жа Данина.
Увы, переводов на немецкий у меня нет и почему-то не предвидится.
Здравствуйте, Алексей.
Спасибо Вам за Ваше общение с нами (читателями). Признаюсь, очень приятно состоять в переписке с известным писателем.
Моя фамилия – Туринцев. Мой дед (пропал без вести на войне) родился в деревне Тамакулье Каргапольского района Курганской области. В этой деревне много Туринцевых, состоящих, и не состоящих в родстве.
Я всегда предполагал, что фамилия моя имеет какое-то отношение к реке Тура и городу Краснотурьинску в Свердловской области. Прочитав Ваш роман «Сердце Пармы» я узнал, что на Урале, оказывается, жили Туры – язычники и беженцы из Чернигова. Вот я и подумал: может Туры и фамилия Туринцев, чем-то связаны?
Как вы думаете, Алексей, - это возможно?
Зная Вашу аккуратность по отношению к нам – жаждущим общения с Вами, заранее благодарю за ответ. Если Вам будет удобно, ответьте на мой E-mail.
Уважаемый Михаил.
Думаю, фамилия Туринцев всё-таки от реки Туры. В моём романе Тур – это имя собственное человека, а не обобщённое название язычников и беженцев из Чернигова. Тур – известное языческое имя Руси, перенос на человека названия животного. Можно вспомнить Буй-Тур Всеволода из «Слова о полку Игореве».
Уважаемый Константин.
Кота зовут Пуджик. Это имя из рассказа писателя-фантаста Сергея Другаля «Особая форма». Так на некой планете назывались животные, которые телепатически внушали людям обожание и паразитировали на том, что порабощённые люди их обслуживали. Какой аналог может быть коту? Кот и есть кот, он сам себе аналог, прототип, причина и следствие. Все они заодно. Для чего кот в книге? А для чего коты в жизни? Для красоты.
Здравствуйте Алексей!
Только что посмотрел "Географ глобус пропил".
Спасибо!
Хочу спросить, планируются ли еще съемки фильмов по Вашим литературным произведениям? Сам живу на Урале, я неизвестный никому актер (закончил ЕГТИ), но очень хотел бы сняться в фильмах по Вашим, или на основе Ваших произведений. До этого снялся только в эпизодической роли в историческом фильме "Серебро" Ю. Волкогон. В данный момент в театре не работаю, занимаюсь организацией активного отдыха и приключенческого туризма на Урале, и каждый раз, когда веду группы на сплав по Чусовой, вспоминаю про Ваше произведение "Золото бунта". С уважением к Вам и Вашему творчеству...
Уважаемый Константин.
Спасибо. У меня проданы права на экранизацию «Общаги», «Золота бунта», «Псоглавцев», сейчас идут переговоры по поводу «Сердца пармы». Что будет снято – не знает никто. И на выбор актёров автор литературной основы влияния не имеет, увы.
Уважаемый Алексей, недавно прочитал ваш роман Золото бунта, который меня очень впечатлил. Обратил внимание, что в нем раз 15-20 упоминается имя – Ермак. Мне стало интересно, кто он для вас? Национальный герой, как, например Салават Юлаев для Башкортостана? Какова, по-вашему, его роль в истории Урала, или может быть России в целом?
Уважаемый Николай.
Я очень много писал о Ермаке, и немало – о Салавате Юлаеве. Пересказывать всё это слишком сложно. Могу просто адресовать вас к своим книгам – «Хребет России» и «Увидеть русский бунт».
Добрый день. Фильм "Географ глобус пропил" оставил глубокое впечатление, книга зацепила еще сильнее (прочитал в тот же вечер, что и посмотрел фильм) .. Мне захотелось охарактеризовать данное произведение как "хроника душевного апокалипсиса". ... Как вы считаете, имеет место данное выражение применительно к Служкину? Спасибо.
Уважаемый Антон.
Сказано, безусловно, шикарно. Однако какой смысл вы вкладываете в эти слова? Апокалипсис – понятие амбивалентное.
Уважаемый Алексей.
Я очень давно интересуюсь расколом, мои познания – из множества источников. Я не могу назвать какой-то один, обобщающий. Раскол – очень обширная тема (например, «Житие» Аввакума – это одно, а некрасовцы в США – совсем и совсем другое). К тому же на раскол я придерживаюсь точки зрения, не совпадающей с официальной. Но это долгий разговор. Попробуйте прочитать огромный роман Владимира Личутина «Раскол», о нём отзываются очень хорошо. Правда, я сам не читал.
PS. В «Золоте бунта» про раскольников, в общем, и нет ничего, хотя кажется, что есть очень много. Но из этого романа вы не узнаете даже, так сказать, краеугольных вещей, например, чем часовенный толк отличается от беглопоповского. А «истяжельцев» и раскольничью корпорацию сплавщиков я вообще придумал.
Уважаемый (ая) Саша.
Смотря что вы имеете в виду. В походе Служкин не один раз напивался врадабан. Но вы, наверное, говорите о том случае, когда из-за этого (в книге) группа пропустила свою станцию? В книге Служкин сам объясняет зачем – «низачем». Просто так, от полноты ощущения жизни. В фильме Служкин напивается для того, чтобы не выгонять Градусова. (В книге он ещё в городе согласился взять Градусова, а в фильме Градусов самовольно припёрся сразу в электричку.) Служкин должен был выгнать Градусова, но не хотел, пожалел дурака, и потому напился сам – то есть самоустранился из нехорошей ситуации. Точно также Служкин в фильме самоустранился в гостях у Киры: не хотел близости с Кирой и не хотел обижать Киру отказом, а потому заперся в ванной и нажрался. Политика Служкина – заменить свинством недобрый поступок.
неправда, что он не вернет любовь Нади... То есть он ее не вернет, конечно, потому что он ее не терял. Если бы ей нужны были "блага", она бы осталась с Будкиным. Она просто на время перестала ее чувствовать в себе, свою любовь. Это как ногу отсидеть. Но она никуда не делась. Таких мужчин если любят, то это уже неизлечимо)))
Уважаемая Елена.
Что ж, просто соглашусь с вами, и всё.
Доброго времени суток! За несколько дней до премьеры "Географ глобус пропил" в своем городе с огромным удовольствием прочитала ваше творение. Это были лучшие 3 вечера: я и ваша чудесная книга. Я с таким трепетом шла на фильм...и, увы, разочаровалась...
Мой вопрос не будет оригинальным, так как уже имелись похожие, но мне не дает покоя тот факт, как переиначили ваше произведение... Да, Хабенский сыграл великолепно. Но это был не ваш Служкин...Даже взять первый эпизод фильма, про котролеров в электричке..."Киношный" Сдужкин полез в драку с контролером...На мой взгляд, это на столько не типичный для него поступок. С этого момента я начала разочаровываться.
Отдельный разговор - Маша. Юная актриса на столько была далека от книжного образа, что хотелось просто расплакаться.
Меня просто переполняли эмоции...Сценаристы просто искромсали вашу историю. Столько моментов осталось "за бортом". Сашенька Рунева получилось какой-то неуравновешенной барышней. Про Ветку вообще промолчу...А где же Лена? Каким образом Кира Валерьевна попала на День рождения? Много подобных вопросов можно задать...
Люди не читавшие книгу говорят, что это фильм о том, как учитель влюбился в ученицу! Мне так обидно от этого. Вот просто до слез, правда...Так хотелось, чтобы фильм дополнил книгу. И такое разочарование.
Уважаемая Анастасия.
Жаль, что вы разочарованы.
По поводу конкретных претензий могу сказать следующее. Служкин в романе лез драться со шпаной за Овечкина (когда порвал штаны) и с мужиками на реке, так что драться с контролёрами в электричке – вполне в его духе. На свой день рождения Служкин Киру пригласил на лестнице в школе, ещё сказал, что у него голова необъятного размера. Остальное – увы, дело вкуса, в том числе и сокращения по сюжетным линиям и персонажам.
Может быть, потом вы поменяете своё отношение к фильму.
Здравствуйте! Я не читала еще книгу (но сделаю это непременно), а только посмотрела фильм. И теперь прочитала ваше мнение о нем. Приятно, что оно совпало с моим собственным впечатлением и это при том, что роман не прочла.
Как я скучала по таким фильмам! Тем, что будят внутри нежность и любовь к людям. Есть, конечно, в фильме гнетущие (не хочу говорить "чернушные", это не так) моменты. Но в целом все так пронзительно... И знаете, я теперь предвкушении книги. Скажите, по общему настроению сильно отличается она от фильма? По, скажем так, "количеству добра"?))
Уважаемая Оля.
Нет, по «количеству добра» книга не сильно отличается от фильма. Читайте смело.
Уважаемый Алексей! Почти прочитал Вашу книгу "Сердце Пармы". Особо мне понравились, как бы сейчас сказали, фентезийные куски, вплетённые в общую канву романа, основанные на мифологии описываемых в книге народов. Я сам из Нижнего Тагила и описание культуры коренных народов вызвало у меня жадный интерес. Раньше я знал только что до нас, русских, здесь жили "ханты" и "манси". Кстати, в Н.Тагиле есть улица Вогульская. У меня к Вам возникли вопросы:
-в книге князь вогулов снимает скальп с одного из персонажей книги. Я также слышал, что коренные жители спиваются быстрее, чем, например, русские. Описываемые Вами безбородые лица вогулов. Всё это вместе говорит о расовом родстве народов Урала с индейцами?
-Где можно найти больше информации о культуре коренных народов Урала(я уж не спрашиваю, откуда у Вас такие познания о ней)?
Спасибо!
Уважаемый Роман.
Схожесть обычаев может свидетельствовать о расовом родстве, а может и не свидетельствовать о нём. Да, вогулы скальпировали врагов (но без особого остервенения); да, индейцы вышли из северо-восточной Сибири; да, коренные народы (что российские инородцы, что американские индейцы) быстро спиваются; да, северные народности Урала и Сибири безбородые, как индейцы; но это всё сходства из разных, так сказать, систем. Скальпы – случайное сходство; склонность к пьянству – следствие образа жизни, а не расы; про безбородость не знаю; а расовая общность слишком давняя, чтобы все эти особенности дошли «из глубины веков».
О культуре коренных народов Урала надо узнавать в книгах по этнографии и культуре коренных народов Урала. Их очень много. Для начала могу вам посоветовать И.Гемуев, А.Сагалаев, А. Соловьев "Легенды и были таёжного края".- Новосибирск. - Наука, 1989.