Добрый день Алексей Викторович!
Пишу, вам, с "Не далёкого" зарубежья. Конкретно из Казахстана.
Хочу по интересоваться. Хотя интерес мой, наверное, будет выглядеть наивно.
Будете ли вы, в своих будущих романах, описывать Рудный Алтай? Если да.
То, можете ли, написать и про Восточный Казахстан (г-да, Усть-Каменногорск, Семипалатинск, Ридер...)
Удачи в будущих произведениях.
Добрый день, Ярослав Васильевич.
Нет, про Рудный Алтай и Восточный Казахстан я ничего писать не планирую.
Уважаемый Алексей Иванов, я итальянская студентка, написала диссертацию о вашей работе, которую я очень восхищаюсь. Самые значимые романы, на которые я обратила внимание, были "Географ Глобус Пропил" и "Псоглавцы" которые были недавно переведены на итальянский язык. Я рассматривала вашу литературу как достойную альтернативу стандартизированным центральным повествованиям, как письменность, способную изменить культурные и литературные балансы России, исходя именно из считаемых периферийных территорий. Я хотела бы вежливо спросить вас, каковы культурные направления России сегодня, в свете гуманитарной трагедии, которую мы наблюдаем? Какой потенциал может иметь ваша литература и, вообще говоря, литература провинции, для изменения культурных балансов? большое вам спасибо.
Уважаемая Michela.
Я ответил вам на ваш обратный адрес.
Добрый день, Алексей! Спасибо за настолько сильные образы в текстах, что они прорываются в реальность, начинают "звать" в тайгу во время поездки в Североуральск из Екатеринбурга когда я читал вашу очередную книгу. Было круто.
Вы говорите, что ключевая ценность людей горнозаводской цивилизации - труд. Можете назвать еще 3-4 ценности (если они были) и событий, которые наиболее полно и остро их воплощали в жизни Урала? Есть ли смысл их пытаться формировать у современной молодежи и как это лучше сделать?
Добрый день, Руслан.
О важнейших событиях в истории Урала я писал в книге "Горнозаводская цивилизация".
О ценностях - тоже. Идентичность - это иерархически организованная система ценностей. В ней присутствуют все ценности, выработанные человечеством. Ничто не забыто и не потеряно. А суть заключается в той ценности, которая признаётся главной (венчает иерархию): через эту ценность происходит самореализация представителей данной идентичности. Уральская (индустриальная) идентичность такой ценностью считает Труд. Но остальные ценности тоже присутствуют и работают.
Региональная идентичность формируется наиболее эффективным способом освоения территории. На Урале это промышленность. Не надо лезть людям в душу и навязывать им какие-либо этические правила, надо развивать региональную промышленность (экономику) и общественную жизнь. Эффективная экономика и богатая общественная жизнь сами сформируют у людей правильные ценности. Современной молодёжи надо дать возможность хорошо зарабатывать интеллектуальным и творческим трудом, и тогда у неё сформируется ценность труда - главная индустриальная ценность. При этом труд (интеллектуальный и творческий) в подавляющем объёме будет не промышленным, а общество - постиндустриальным. А принудительная работа на заводе никакой ценности не сформирует. Бессмысленное, подневольное и невознаграждённое дело воспитывать неспособно.
Добрый день. В ваших произведениях, есть тенденция:педагоги стоящие у руля минобразина какие-то оторванные от реальности и не имеют контакта с детьми(Шкиляриха, Угроза Борисовна) а педагоги реально делающие мвое дело например Щекандр им кажутся помехой в достижении их великой цели. Самыми успешными вершителями детских судеб вы показываете случайных людей в образовании:-(Слушкин, Моржов), Мне этот подход нравится. Но не пойму это ваше мнение или досталось по наследству от В. П. Крапивин а?
Добрый день.
Фамилии и прозвища моих героев - Шкиляиха, Щекандер, Служкин.
Я не помню "несистемных" учителей у Крапивина.
"Системные" педагоги в моих романах (Угроза Борисовна или Шкиляева) не имеют никаких "великих целей", и "несистемные" педагоги им не мешают, поскольку они "в слабой позиции". Служкина выгоняют не за его неформатность, а педагогам МУДО грозит увольнение просто по факту их места работы (учреждение закрывают). Служкин и Моржов никого не учат (Моржов не ведёт никакого кружка, а Служкин так и заявляет о себе, что никого не хотел учить). Хорошие педагоги - Щёкин и Костёрыч - подчинены системе, хотя и неуспешны в ней. Я сам работал в образовании и понимаю, что неправильно переворачивать её вверх дном, объявляя "несистемных" педагогов более правильными и успешными, чем "системные". На деле всё сложнее. У "системных" педагогов есть немало недостатков, но опыт "несистемных" не годится для общего распространения. И вообще, я не занимался критикой современной педагогики в целом. Мои романы строятся на взаимоотношениях внутри школы (или МУДО), но они не о педагогике. Боюсь, что вы видите мессидж там, где его нет.
Добрый день, уважаемый Алексей Викторович ! Я Вас ранее спрашивала, где можно получить Ваш автограф. Вы ответили, что пока ни в Санкт-Петербурге, ни в Москве не будете встречаться с читателями. Могу ли я обратиться к Вам с небольшой просьбой? Если, конечно, она Вас не обременит. Мой очень хороший друг - большой поклонник Вашего творчества, у него скоро день рождения, и я уверена, что несколько слов от Вас будут для него самым неожиданным сюрпризом и лучшим подарком! Была бы Вам очень признательна, если Вы пожелали что-то незнакому Вам человеку, рефлексирующему интеллигенту-цинику, 46 лет, склонному порой топить свои проблемы или мысли об одиночестве и бессмысленности бытия в бокале:)
Уважаемая Олеся.
Судя по вашему описанию, у вашего друга все признаки адекватного человека. Что же мне ему пожелать, если он и так всё понимает? Пожелаю в цинизме и выпивке оставлять путь назад, чтобы не дать судьбе возможности обыграть ещё и в этом.
Уважаемый Алексей Викторович, добрый вечер.
Очень многие спикеры, которые даже крепко знают свое дело, льют воду и не умеют говорить фактурно. Вот я журналист, регулярно слушаю интервью по работе, сам их делаю. Человек может хорошо делать свое дело, но не уметь о нем рассказать, подобрать какие-то истории, провести интересное сравнение, дать фактуру.
У вас язык очень фактурный. Какие вы бы могли дать советы в том, чтобы избавляться от воды, говорить ясно, интересно, фактурно. Одна начитанность тут не всегда помогает, кто-то читает много, а говорит водянисто. Другой ничего не читал, а каждое слово, как камень.
Уважаемый Никита.
Спасибо за комплимент, мне очень приятно. И спасибо за интересный вопрос.
Вообще-то я по части письменной речи, а не устной... Но попробую изложить то, что понял.
Секрет хорошей речи заключён в старом-престаром принципе "кто ясно мыслит, тот ясно излагает". Знать предмет, о котором идёт речь, ещё не означает понимать его. Поэтому многие специалисты говорят плохо. Нужно предельно чётко уяснять для себя суть предмета своего высказывания. Это и есть "ясно мыслить". И говорить нужно по порядку, то есть начиная с главного. Например, предложите кому-нибудь объяснить правила карточной игры в дурака. Если человек начнёт так: "Всем раздаётся по шесть карт..." - значит, человек мыслит не ясно. Потому что начинать надо со слов: "Цель игры - сбросить все карты". Структура описывается с принципа её формирования. С главного.
Кроме чёткого представления структуры нужно ещё и говорить правильно. То есть по правилам литературы. Ну, когда подлежащее перед сказуемым. Когда в сложноподчинённом предложении подчинённая часть идёт после главной. Когда самая важная часть сказанного стоит в самой сильной позиции. И так далее. Например, говорят: "время летело пулей, быстро". Определение "быстро" слабее, чем определение "пулей", а речь должна строиться по нарастающей, то есть более выразительно прозвучало бы "время летело быстро, пулей". Всё это - просто правильность речи, не более.
Ясность представления предмета и правильность речи и есть краткость. А фактурность, художественность - это уже от фантазии, от вкуса, от компетенции. Для качества речи достаточно краткости ("краткость - сестра таланта"), она красива и фактурна уже сама по себе. Всё равно слушатель больше ценит красоту мысли, а не фигуристость речи.
И кроме того, речь должна быть сообразована с дыханием. Одно предложение - это столько слов, сколько человек может произнести на одном выдохе. Одно предложение - одна чётко сформулированная мысль.
Способность говорить хорошо вырабатывается практикой. Моя личная практика - не интервью, а письменная речь. Два своих последних романа ("Тени тевтонов" и "Бронепароходы") я писал очень кратко. Большой опыт письменной речи влияет и на устную речь.
Здравствуйте, Ксения.
Я могу посоветовать вам свою книгу "Быть Ивановым" (она есть и в бумажном, и в электронном виде, но аудиоформат сделан нелепо). В этой книге отдельный раздел посвящён как раз современной культуре России.
Здравствуйте.
В какой-то степени да. Но события в произведениях Мамина-Сибиряка происходят в конце XIX века, а в "Золоте бунта" - на сто лет раньше. И Мамин-Сибиряк описывал сплав "железных караванов" от пристани Усть-Утка (хотя в "Бойцах" переименовал её в "Каменку"), а я - от настоящей Каменки, то есть у Мамина-Сибиряка описана только нижняя половина сплава. Об этом я сказал в книге "Message: Чусовая".
Добрый день.
Да, я люблю эти техники. Это можно понять даже по названиям глав: посмотрите "Вилы" или "Горнозаводскую цивилизацию".
Мечтаю чтобы Вы написали приключенческий роман о гражданской войне. Причём такой, чтобы герой (или герои) по ходу действия побывал бы и у Деникина, и у Колчака, и вообще чуть ли не у всех белых. Ну и красных тоже. Короче говоря, чтобы роман охватил все основные моменты гражданской войны. Нет ли таких планов?
Таких планов нет.
Добрый день, Алексей Викторович. Что и говорить, обидно читать такие строки (о том, что в Перми - никогда...) в дни 300-летнего юбилея города. Но, видимо, с этим пермским читателям придется смириться. У меня такой вопрос: нет ли ностальгии по Кыну, Молёбке, Усолью... По узнаваемым реалиям Судозавода, запечатленным в "Географе..." По Закамску... По тем экскурсиям, дискуссиям на телевидении (взять хотя бы диалог с Николаем Новичковым в 2011 году) Или Вы бываете здесь иногда? Можно ответить в частном порядке. Спасибо.
Добрый день, Алексей.
Никакой ностальгии нет. В Закамске я бываю очень часто, у меня там дела, официанты в Парк-отеле - свидетели. И по Уралу я езжу столько же, сколько и раньше, просто эти поездки обычно непубличные.
Те события я вспоминаю с неприятным чувством: не всем нравится присутствовать при изнасиловании. То, что Чиркунов и Гельман сделали с региональной культурой, очень напоминает мне то, что власти сейчас сделали с Россией. Особенно восхищает искреннее одобрение пострадавших.
Добрый день. Думаю, никогда.
Уважаемый Алексей Викторович! Несомненно, существуют девушки, которые добиваются всяческих благ за секс. Но обычно это выглядит иначе. Ключевые слова -- "девушки добиваются". Они сами добиваются, а добившись -- не сигают с крыши, а пользуются с удовольствием полученными благами. Они не жертвы. Но в книге описано не это, а какая-то откровенная сексуальная эксплуатация, которая попахивает уголовщиной. А такое бывает гораздо реже, если не брать преступный мир. Но Ренат Ботов ведь не вор в законе, он обычный бытовой подонок. В общем, реалистичность сюжета сразу вызвала сомнения. С другой стороны, я как раз не склонен абсолютизировать личный опыт, я видел в жизни далеко не всё, да и в логических рассуждениях могу ошибаться. Потому и поинтересовался: был ли у этого сюжета прототип в реальной жизни. Имеется в виду именно сексуальная эксплуатация девушек, попавших в безвыходную ситуацию, а не взаимовыгодная сделка с сексом в качестве валюты. Если не было, тоже не беда, это же художественная литература. Но интересно. Разумеется, имелись в виду не доказательства, просто подтверждение или опровержение.
Уважаемый Михаил.
Да было такое. Но закончилось не самоубийством, а депрессией и отъездом.
Добрый день, Алексей Викторович!
В Вашем романе «Тени тевтонов» есть такие слова:
«…Теперь Володя вспомнил уже всё. Вот здесь они лезли через баррикаду, из которой торчал велосипед, а там горел «фердинанд»… Там, в воронке, залёг фаустпатронщик, и его прихлопнули гранатой… Из того окна бил пулемёт, и на балконе трепалась от взрывов простыня… Из этой дыры Мишка Худяков огнём прижимал власовцев, прячущихся в тех вон витринах, – власовцы не сдавались, потому что их расстреливали даже с поднятыми руками… Солнце тогда висело прямо над городом и шевелилось в дыму, словно клубок змей, а сейчас, на закате, багряно высвечивало фонарь маяка и дымовые трубы…».
Мой дед Худяков Михаил Елизарович участвовал в боях за г. Кенигсберг в составе штурмовых подразделений 18 гвардейской стрелковой дивизии, а затем проходил службу в 11 гвардейской стрелковой дивизии, которая в составе 16 гвардейского стрелкового корпуса участвовала в штурме Пиллау.
Сообщите, пожалуйста, как возникло упоминание о «Мишке Худякове» в указанной цитате романа? Является ли это Вашим художественным вымыслом (случайным совпадением) или упоминание о нем взято из воспоминаний (мемуаров, интервью) ветеранов? Если да, то какие источники в этой части использовались Вами при написании романа «Тени Тевтонов»?
Заранее благодарен за ответ.
Уважаемый Сергей.
Конечно, я пользовался материалами историков о штурме Пиллау, но в данном случае это - совпадение.
Могу посоветовать вам большую книгу С.Якимова "Битва за Восточную Пруссию" (Калининград, 2018): может быть, в ней вы найдёте какие-либо упоминание о вашем дедушке или его воинской части.