Здравствуйте, Алексей! Около года назад случайно попала в руки Ваша книга "Блуда и МУДО". Дико понравилось в ней описание городка. Настолько живо и объемно, словно сам видишь все своими глазами. После этого с удовольствием прочитал еще несколько Ваших романов. К сожалению, в нашем скромном Днепропетровске достать все пока не удалось, но спасает Интернет. Там есть все... Но хотел спросить о другом "Сердце Пармы" - роман, где реальная история напитанна мистикой, превращающей правду в легенду, натолкнул меня на вопрос. Вопрос об загадке гибели группы туристов Уральского политеха. Существует множество рациональных и иррациональных версий событий, но загадка не разгадана. Можете ли Вы высказать свое видение? И может ли эта тайна стать основой для Вашего будущего произведения? Заранее благодарен за ответ. Денис, Днепропетровск, 14.02.2013
Уважаемый Денис. Мистику я люблю, но в неё не верю. О событиях на перевале Дятлова я писать не буду - и так написаны горы книг, сняты фильмы и проч. Меня в объяснении этой истории полностью убедила версия, изложенная в книге Анны Матвеевой "Перевал Дятлова": падение детали от ракеты и отравление остатками горючего, а потом - травмы, бегство, обморожения, борьба, гибель. Эту книгу скоро переиздаст АСТ.
Добрый день! Алексей, мы ровесники, я тоже 1969 г.р. Наверное, поэтому так понравился Ваш "Глобус", наше детство. "Золото бунта" - вообще для меня что-то родное, столько узнала про староверов, а мои предки - именно "кержаки" из Шарташа. Узнала, что будет роман про Екатеринбург, это здорово. Правда, извините, сразу не понравилось название "Ёбург", но, как я поняла, может, быть все изменится... Вопрос такой: интересуюсь историей Л.Гумилева, настолько все объясняется в мире, если смотришь на происходящее с точки зрения Л.Гумилева. Почему эта теория не признана, не изучается в школе?..
Уважаемая Инна. Для меня это тоже загадка. Наверное, в советское время эта теория была в загоне, потому что историческое движение она объясняет не по-марксистски, не борьбой классов, а советская идеология строилась на марксизме. А сейчас - просто инерция мышления. Плюс общее состояние дел, когда на ресурсе сидят свои да наши да "старая гвардия". Кажется, Путин сказал об истории: "Да мало ли, что там было".
Здравствуйте, Алексей. В прессе появились данные, что Вы пишете новый роман, действие в котором связано с Екатеринбургом. Мне как филологу интересно было бы узнать, насколько получит отражение в Вашем романе (если, конечно, получит вообще)литературно-богемная среда города и такое значительное явление в русской литературе конца XX века, как поэзия Бориса Рыжего? И, если Вы знакомы с его поэзией, то как к ней относитесь, есть ли у Вас какое-либо личностное ее восприятие. Спасибо.
Уважаемая Марьяна. Я пишу не роман, а нон-фикшн. Литературно-богемная среда города, конечно, будет представлена. Поэзию Бориса Рыжего я неплохо знаю и люблю, а Рыжего считаю большим поэтом. Но более подробно говорить пока не хочу. Я вообще пока не хочу раскрывать все карты. Если же вы желаете что-то посоветовать мне, то с благодарностью приму совет.
Здравствуйте, Алексей! Беспокоят читатели из Екатеринбурга. Узнали про Ваш новый проект - книгу "Ёбург". С нетерпением ждем! В интернете пишут, что это будет историко-публицистическая книга. Скажите, а когда Вы для нее успели материал собрать? Когда учились здесь или позже, приезжая в командировки? Или все будет построено на архивных материалах? Спасибо.
Уважаемая Вероника. У моей будущей книги про Екатеринбург ещё нет названия, так что с хлёстким "Ёбургом" журналисты "без меня меня женили". Это нон-фикшн о 90-х и нулевых годах, о том, как советский Свердловск превратился в буржуазный Екатеринбург. Разных тем - немерно: политика, гражданское общество, бизнес, криминал, культура. Книга будет построена не только на материалах архивов и прессы, но и на моём общении с очевидцами, с героями и титанами екатеринбургской истории, да и на собственных впечатлениях, в конце концов - я ведь и сам жил в Екатеринбурге и дружу с екатеринбуржцами. Материал я сейчас как раз и собираю, встречаюсь с разными интереснейшими людьми. Мне помогают весьма компетентные знатоки, о которых я потом обязательно расскажу. Финансирует всё частный бизнес, о котором я тоже потом обязательно расскажу. От тех, с кем я общаюсь по поводу городской истории, я чувствую искреннюю поддержку и большую симпатию к своему проекту (тьфу-тьфу-тьфу), хотя герои тех событий - ой какие непростые люди. Книга должна выйти в первой половине 2014 года в издательстве АСТ. Фотки - частью репортажи из тех времён, частью нынешние виды мест былых "боевых действий".
Уважаемый Михаил Иванович. Могут подать в суд. И будут правы. Поэтому лучше не материть реальных публичных персон. Вряд ли мат в их адрес абсолютно необходим для произведения, а просто так дёргать тигра за усы - глупо.
Уважаемая Анна. ... Для того, чтобы создать картину жизни того времени и того места.
Да, мне тоже так показалось, когда я смотрела что-то вроде трейлера со съемок фильма...если так - то очень жаль( именно в сочетании "время-действие" прелесть "Географа", на мой взгляд. Но смотреть буду обязательно. Скоро ли ждать вашу новую книгу? Ну и конечно благодарю вас за ваше творчество, очень рада, что открыла его для себя.
Уважаемая Оксана. И вам спасибо. В ближайшем будущем новых романов у меня не появится, а в конце года должна выйти фотокнига "Горнозаводская цивилизация".
Здравствуйте, Алексей Викторович! Спасибо за аргументированный ответ.В чем-то я могу не согласиться, но теперь мне понятна Ваша точка зрения. Теперь вопрос такой: Вы неоднократно упоминаете о существовании сотни анекдотов с участием Владимира Глинки и Ильи Огарева. Но мне даже и в интернете кроме хрестоматийного про уральскую шкуру и уральский хребет не попадались. Может Вам какие-то еще известны? У меня была как-то идея составить сборник анекдотов про колоритных уральских персонажей на фоне исторического, культурного и экономического аспекта. Может быть поделитесь анекдотами, или ссылками на них. С уважением, Блинов Денис Владимирович
Уважаемый Денис Владимирович. То есть вы меня спрашиваете, где оставшиеся 99 анекдотов? Слово "сотня" означает "неопределённое большое множество", а не только "сто штук". Исторические анекдоты про Огарёва и Глинку я советую вам поискать в очерке Мамина-Сибиряка "Город Екатеринбург", в книге В.Шкерина "Генерал Глинка", в различных сборниках воспоминаний о Екатеринбурге (например, "Старый Екатеринбург глазами очевидцев", Екатеринбург, 2000) и Перми ("Я увёз из Перми воспоминанье", ПКИ, год не помню).
Уважаемая Оксана. Про "Общагу" ничего не знаю, не спрашивал. Мне кажется, там никаких действий нет. Сценарий "Географа" я не читал, но мне кажется, что там действие из середины 90-х перенесено в современность.
Уважаемый Глеб. Спасибо. Вы меня просто пробили. Я переставил ваше послание в "Гостевую книгу".
Здравствуйте, уважаемый Алексей Викторович! В УрФУ г. Екатеринбурга организовывается музей "нового" вуза, мы как организаторы, хотели бы спросить у Вас разрешения, можем ли мы представить Вас и Ваше творчество в разделе выдающихся выпусников УрГУ и УПИ. Будем Вам признательны за Ваше согласие и напутствие. С искренним уважением к Вашему творчеству Юлия.
Уважаемая Юлия. Для меня это большая честь. Спасибо. Студентом я был фиговым, а теперь вот попаду на знамёна - здорово! Если что-то нужно от меня, пишите моему агенту Юлии Зайцевой, её координаты здесь на сайте в разделе "Контакты".
Уважаемый Алексей Викторович! Нашел в книге Вашего однофамильца Леонида Иванова "Смерть диверсантам и шпионам" интересную цитату, в некоторой степени вызывающую полемику о судьбах золотоискателей в Советское время: "Полина Ивановна родом с Урала, из семьи знатного рудознатца и золотоискателя Ивана Фроловича Конюхова. Всю свою жизнь, и при царе, и в советские времена, до самой своей гибели от бандитской пули в 1934 году ее отец возглавлял золотопромышленные артели, был специалистом, известнейшим в своей области. Полина Ивановна помнит, что в детстве за неимением игрушек она играла золотым песком, пересыпая его из мисочки в туесок, из туеска в стаканчик... Член РСДРП еще с дореволюционных времен, руководитель крупнейших золотоискательских артелей, добывавших золото десятками и сотнями килограммов, ее отец не имел ни своего дома, ни квартиры. — Я человек честный, и мне по уставу не положено, — отшучивался он в ответ на случавшиеся замечания жены". Не считаете ли, что роль и "злодеяния" "большевиков" в книге "Хребет России" преувеличены: даже к 1917 году по всему Уралу хорошо если набиралось 1000 членов РСДРП, причем немалую долю составлял "недовольный городской креативный класс из сферы услуг": товарищи Юровский, Вайнер и Валек были даже не самыми яркими его представителями, а за "мокрые дела" с большей охотой брались эсеры: у Вас - с Мотовилихи, у нас - с ВИЗа. "Большевики" в Сысерти и Тагиле занимались больше "профсоюзной работой": функционированием социальных касс, согласованием условий труда с администрацией и проч. Было бы смешно представить экспроприатора Лбова революционером (думаю и ему самому тоже), а вот "борцом за справедливость" по образцу Ермака, Разина, Пугачева, Салавата Юлаева - запросто. Может быть не стоит всех собак вешать на "большевиков"? С уважением, Денис
Уважаемый Денис. ... Кстати, золотодобыча - последнее прибежище частной инициативы в СССР. Старательские артели в СССР были запрещены только в 1950 году. ... И ещё. В книге про Лысьву (если не ошибаюсь), я рассказывал, что большевики в бизнесе бывали очень успешны. То есть капиталисты из них порой получались отличные. Но не в этом дело. Я вас не понял. Каких собак я повесил на "большевиков" в "Хребте России"? Что вы имеете в виду: какие факты, какие мои обвинения? В "ХР" я привожу только два факта классовой борьбы до Гражданской войны: "златоустовскую бойню" и мятеж в Мотовилихе. Причём оба этих события - не обличение большевиков, а иллюстрация к тезису о смене "матрицы". И ведь злодеяния большевиков не ограничились 1917 годом, когда большевиков на Урале была всего тысяча. В общем, я вас не понял.
Уважаемый Алексей Викторович! Прошу прощения, если мое замечание Вас задело. Но, как говорят, "Платон мне друг, но истина дороже". Две цитаты из "Хребта России", с.197: 1) "Большевики это понимали - и сразу заговорили о революции". А как же "Народная Воля", эсеры - они ведь социал-революционеры, в отличие от "социал-демократов", из которых бы, вроде вышли большевики. 2) Ясным мартовским утром рабочие Златоустовского завода огромной толпой шагают к дому горного начальника. Местные большевики уже провели стачку и теперь им нужна реакция властей... Сразу и представляются кучерявые комиссары в кожанах и пыльных шлемах, провоцирующие наивных и добросовестных рабочих на бунт против царя-батюшки. То, что такие походы к домам управляющих заводами и органам исполнительной власти - добрая уральская пролетарская традиция, известная с допугачевских времен Вы знаете гораздо лучше меня. Уже были такие прецеденты еще в Ревде 170 лет назад без всяких большевиков и комиссаров. Поэтому привязка большевиков к кровавым заводским волнениям умиляет также как и продукция ОАО "Большевик" с датой основания 1850 г. Вообще, с объективной точки зрения не может не тревожить демонизация "большевиков" в лучшем случае до уровня "опричников", особенно в свете 400 летия дома Романовых. Которые в свое время облили грязью неплохого антикризисного менеджера Бориса Годунова (здоровья не хватило, к несчастью), а потом истребляли друг друга и "группы товарищей". Не есть хорошо, что стереотипом "большевики-комиссары-НКВД-ГУЛАГ-заградотряды-потеря генофонда" заслоняют все хорошее, что было при Советской Власти и все те проблемы и беды, что были у нашего государства за многовековую историю. Кстати, про артели: дед рассказывал,что артели инвалидов Великой Отечественной Войны работали в Свердловске до середины 50-х, в книге Барадулина по изобразительному искусству Урала говорится об артелях мастеров народных промыслов, основанных в 20-е и функционирующих в 70-е, на сайте КПРФ говорится, что артельное движение прикрыл Хрущов: http://kprf.ru/rus_soc/99271.html Поэтому говорить о том, что "золотодобыча - последнее прибежище частной инициативы в СССР" - слишком категорично. Ведь можно еще цеховиков и фарцовщиков вспомнить, на худой конец, "людей предместья" по Э.Багрицкому и проч. Я к тому, что Вы делаете очень важное и полезное дело и не стоит повторять стереотипы, распространяемые недалекими и неглубокими людьми. Урал до 1920 года был "эссеровско-меньшивистским" (см. Бажова, например). Кстати, можно поразмышлять, какие из партий были наиболее адаптированы к "Уральской матрице". С уважением, Денис Владимирович
Уважаемый Денис Владимирович. Боюсь, мы с вами погрязаем в очередном для меня и бесплодном споре о вопросах веры. 1. Эсеры - эсерами, но ваша претензия была в том, что я навешиваю всех собак на большевиков. Где в этой фразе "все собаки"? Не только, мол, большевики заговорили о революции, а все о ней заговорили? Ну и что? Я же пишу о рабочих Урала, а не обзор всей политической ситуации. А выразителями идей рабочих, обобщённо говоря, были большевики. 2. Мне не представляются "кучерявые комиссары в кожанах и пыльных шлемах". О "привязке" большевиков к "Златоустовской бойне" говорят местные историки. О "бойне" писала "Искра", на погребении погибших в "бойне" в советское время был мемориал. Большевики сами "привязались" к этой "бойне", а я писал о ней (повторю) в связи со сменой "матрицы", а не в связи с кучерявостью комиссаров. В начале ХХ века три четверти населения Урала составляли крестьяне, поэтому - по правилам представительства - Урал и был эсеро-меньшевистским. И Бажов как земец и потом журналист "Крестьянской газеты" политически относился к "крестьянской линии", то есть был эсером. Но я пишу об Урале по идентичности - по "матрице", то есть о рабочем Урале, а рабочий Урал был преимущественно большевистским. Идеи большевизма были актуальны не для построения коммунизма, а для национализации тяжёлой промышленности: рабочие видели социальную справедливость именно в национализации и ею же занялись сразу после Октябрьского переворота - в декабре 1917 года. Остальное - вы передёргиваете, Денис Владимирович.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Спасибо за "Бунт". Прочитав книгу, хочется начать заново. Это здорово. Не совсем понятно, как Пугачёв "умудрялся" после разгрома, когда у него было 20 тысяч войско, за два дня набрать войско в 25 тысяч? Ну, и отряд Михельсона уж очень долго преследовал Пугачёва. Вообще поразило отношение Петербурга к этой войне. На что надеялись? Что само рассосётся? Как Вы считаете, не много ли геройства башкиры вложили в Салавата? Ну, воевал человек за свободу, так там он не один воевал. Побед особых не одержал. Может это скорее собирательный герой у них? По книге Кинзя больше достоин уважения для нации. Спасибо за фотографии тех мест. Опять навевает двинуть в путешествие, теперь по местам бунта. Вам не раз писали с просьбой (и я в том числе), сделать подобный проект про Ермака. Дорого, долго, понятно, но ведь вкладываются Чубайс, Уралкалий и т.д. Здесь, может, тюменский губернатор поможет? Такие книги, как "Хребет" и "Бунт" на определённого читателя. Продажи окупают затраты в итоге? Наверняка тиражи меньше, чем у "Географа"? Спасибо. Новый роман не начали?
Уважаемый Андрей. И вам спасибо. Ваши вопросы по "Бунту" я понимаю как риторические, верно? Вроде бы, в книге ответы на них уже даны. По Ермаку и вправду было бы интересно сделать подобную фотокнигу, но сам я на власть и бизнес с такой инициативой не выходил, а с той стороны инициативы не случилось. Может, потом. Про Ермака вообще много интересного можно рассказывать помимо Скрынникова. Например, памятник Ермаку есть в Волгодонске, и на Жигулях есть памятные места. А сибирские цветки жарки, по легенде, выросли из капель крови, которые капали из пробитого татарами сердца Ермака. Тиражи у фотокниг вполне приличные. У "Хребта" - больше 50 тысяч. Это уверенный бестселлер: мало какой лауреат "Нацбеста" имел сопоставимый тираж. Если издательства издают и платят мне хорошие гонорары, значит, дело для них выгодное. И "Бунт" тоже будет продан хорошо (пока что прошёл только год продаж, а для такой книги это малый срок). К тому же, 2013, 2014 и 2015 годы - так или иначе юбилеи пугачёвщины: 240 лет. Кстати, я предлагал ведущему федеральному каналу в связи с юбилеем сделать фильм про пугачёвщину, но не встретил интереса: это же надо за МКАД ехать снимать. Пока я не пишу романов.
Уважаемый Денис Владимирович. Увы: я не помню половину авторов, которых вы указали, и давно отошёл от этой темы. Так что я отклоню ваше предложение. Но искреннее спасибо вам за душевное расположение и бескорыстие.