Алексей Викторович, спасибо за новые книги! Очень рад был снова читать Ваши романы. Тем неожиданнее была волна критики, на мой непрофессиональный взгляд, весьма необоснованной. Как Вы думаете, столь негативное отношение к Вашим новым романам - это что? Попытка загнать Вас в рамки, поставить на место? Типа: "Иванов должен быть таким-то и таким-то, но не как не другим..." Как Вы считаете?
Уважаемый Вячеслав. Наверное, я соглашусь с вами. Мне определено место, я и не имею права покидать его. Я - писатель-краевед и должен воспевать малую почвенную родину в 18 веке. А я "ушёл из зоны". Тут же за мной явились псоглавцы. Обвинения известны: "деградировал", "не знает материала", "подражает", "зарабатывает бабло" и так далее. Аргументов и примеров, разумеется, нет: лай сторожевой собаки не несёт информации о перебежчике, лай только сигнализирует о факте перехода границы. Огорчительно слышать, как залаяли те, кто утверждал, что уважает меня как писателя. Значит, не уважали, а только думали, что уважают. Это большая культурная проблема (не моя). Недавно я имел замечательный разговор с одним из топов "Имхонета" (я ведь, согласно мнению критиков, живу в Перми, следовательно, по природе своей не могу отличить айфон от домофона), и мне сказали, что в России потерпела фиаско идея "добровольных постфактумных платежей" - единственный способ конвертировать правовой беспредел Рунета в механизмы частной собственности. Топ-менеджер сформулировал очень точно и горько: "Люди не хотят говорить спасибо". Это не проблема вежливости, это проблема правосознания и автоприации. И ещё это наследие совка и тоталитарного сознания (где нет института частной собственности, там нет институциональной свободы личности). В стратегиях коммуникации всё это считывается очень явно. В общем, реакция на мои последние романы - это реакция на моё поведение, а не на тексты. Тексты - только коммуникативная часть поведения. А какие поведенческие нормы я нарушаю - по-моему, и так понятно.
Алексей Викторович, Мои итальянские друзья очень заинтересовались Вашими книгами "Сердце Пармы" и "Золото бунта". В связи с этим, вопрос: есть ли перевод этих книг на итальянский или другие иностранные языки? Планируете ли Вы представить их европейской публике? На мой взгляд, книг такого уровня в последнее время у них очень мало...
Уважаемый Дмитрий. Все переводы, которые есть, перечислены в общем списке здесь, на сайте, в разделе "Об авторе". Их шиш да маленько. На итальянский язык переводов нет вообще. Столько вот за много лет наработала та контора, с которой я заключил договор. Сейчас мой агент Юлия Зайцева нашла другое бюро. Посмотрим, что у него получится. Но в ближайший год наверняка не получится ничего - переводы дело долгое. Увы.
Уважаемый Алексей Викторович! Спасибо! Наконец мы дождались ваши новые книги, я имею в виду "Псоглавцы" и "Комьюнити". Я читала все ваши романы и для меня очевиден ваш рост как писателя. Я никогда не воспринимала вас как писателя края, но прекрасно осознаю, что вас пытаются загнать в эти рамки. Новые два романа - очень большие и совсем не простые для чтения произведения. Потрясающий литературный стиль точно соответствует заявленной теме - а тему я вижу как глобальную социологическую и психологическую проблему - ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. Когда это окончательно произойдет, то уже не надо будет мучиться над сочинением на тему "Роль личности в истории". Романы многослойны, в одном слое я увидела блестящую компьютерную игру с героями, которые играют сами, не подозревая, что ими играют тоже, в другом слое - я поразилась историческим аспектом, который прекрасно вписан в тему, в следующем слое я увидела срез социальной среды, в котором правят законы социума, еще слой - и я попадаю в мир нравственных и моральных категорий, еще слой - и я - в мире сакрального, еще слой - и я погружаюсь в мир философии и размышлений о жизни. Я считаю ваши романы очень своевременными, да, мне кажется, что я вижу и чувствую как изменяется основа человеческой личности, может мы живем в такие же времена, каких в истории было совсем мало, когда менялась структура человеческой личности. От многобожия к единому богу, от единого бога, к безбожию, от безбожия опять к богу, но теперь этим богом становится компьютер и интернет, а это к миру души и духа уже не имеет никакого отношения. Что же за человек получится, да и человек ли будет вообще? И все-таки вопрос - как долго и мучительно ли писали Вы эти два произведения? Как возникли темы? Я отношу ваши романы в большой степени к социологическим исследованиям. Согласны вы? Спасибо большое за Вашу работу.
Уважаемая Лариса. Спасибо. Эти романы я писал месяцев по восемь каждый, для меня это быстро. Но Золото бунта , к примеру, я писал быстрее. Эти романы интересно было конструировать, потому что они идейно очень конкретны: один о культурном сепаратизме, другой про информационное общество потребления. А их герои стараются избежать ситуации выбора, потому что она конфликтна и дискомфортна. И романы, действительно, не моральные , а культурологические . Можно их расценивать как социальные, но социальное (как и моральное) в них подчинено неким доминирующим ныне культурным практикам. Потеря личности безусловно, большая проблема нашей эпохи. Во-первых, социально-успешное общество избавляет людей от дискомфорта выбора, а личность формируется как раз ситуациями выбора, в позиции фронтира . Во-вторых, информационная избыточность загружает сознание опытом, который человеком не заработан, а такой опыт формирует ложную личность (систему принципов, которую человек, однако, не будет отстаивать). Словом, современное общество избавляется от механизмов эмпирического формирования личности. В результате получаются славные мальчики и девочки, которые всем хороши при полном достатке, но в лишениях могут скушать друг друга в прямом смысле слова, и при этом останутся вполне культурными людьми, только немножко каннибалами. Я не пугаю и не преувеличиваю. Об этом говорят везде, где хлеб насущный уже не добывается в поте лица . Или можно посмотреть YouTube с роликами про взаимоотношения подростков. А почему именно эти темы - не знаю. Окуджава говорил, что каждый пишет, как он дышит. Но лично я пишу романы, когда не могу дышать. Когда могу, предпочитаю киносценарии или фотокниги.
Добрый день, Алексей Викторович! Большое спасибо за исчерпывающий ответ, я с большим уважением отношусь к Вашему творчеству, Ваши книги действительно помогают разобраться во многих жизненных ситуациях. И то что Вы находите возможность ответить на любой вопрос каждому желающему только добавляет уважения к Вам. Ещё раз спасибо!
Уважаемый Виталий. И вам спасибо. Но я хотел бы уточнить. Увы, я уже не отвечаю всем, кто меня спрашивает. Эту практику я оставил, не хватает нервов. Тем, кто хамит или самовыражается, я не отвечаю, с занудами обрываю разговор. Интернет большой, пускай креативят на других площадках.
Добрый день, Алексей Викторович! Извините, конечно, но мне всё-таки не понятно и интересно, зачем Орли после разрыва Глеба с Гермесом уговаривала Глеба остаться с ней? Глеб ведь уже сделал своё дело и был обречён (по роману), но она его уговаривала остаться с ней... значит всё-таки должен был быть ещё вариант развития событий... и Вы как автор знаете его.
Уважаемый Виталий. Варианты, конечно, были. Орли - не зверюга, не циничная бессердечная тварь. Она бьётся за место под солнцем, но всё-таки она женщина. Если бы Глеб не отрёкся от неё, она осталась бы с Глебом. Ни о каком жизненном успехе речь тогда бы не шла, но Орли обрела бы "женское счастье" - человека, который любит её и ради неё поступился выгодой. А Бобс бы пролетел. Вот поэтому Орли и уговоривала Глеба не предавать её, не "отрабатывать назад". Однако она с самого начала догадывалась, что Глеб всё равно предаст её (Глеб и Орли - "родственные души", Орли тоже предала Славу и понимала Глеба), и завела, так сказать, "бизнес-отношения" с Бобсом, которого несколько раз называли "вторым Гурвичем". Эти отношения были страховкой Орли. И страховка понадобилась, потому что мотивация "успехом" давно действеннее, чем мотивация "совестью" или "счастьем в личной жизни".
В России ваши книги рекомендованы для внеклассного чтения школьникам. Вот мнение разработчика списка доктора педагогических наук, руководителя проекта в СПбГУ Елена Казакова: "Например, на Урале глупо не читать Алексея Иванова". Вы бы сами рекомендовали в этот список "Комьюнити", "Псоглавцев"? Я не ехидничаю. В одном городе, даже по соседству (Я на Железнодорожном живу), обретается самый, пожалуй, мощный писатель современной России. И он ушёл на "шабашки" (иначе вышеупомянутые книги я не назову).
Константин. Я бы не рекомендовал "Комьюнити" и "Псоглавцев" для внеклассного чтения, потому что эти романы не детские и не подростковые: их проблематика не столько общеморальная, сколько общекультурная. К тому же эти романы с матом. Константин, если читатель уважает писателя, то не называет его произведения "шабашками", тем более публично. Вы уверены, что эти романы написаны только ради денег? Вы уверены, что эти романы - туфта? Вам не кажется, что ваше послание хамское? Не пишите мне больше.
Здравствуйте Уважаемый Алексей Викторович! Перечитывая в который раз "Географа..." с удивлением обнаружил, что Чебыкин в Новогоднюю лыжную прогулку начинает пить из термоса чай, а заканчивает кофе. И второе: Не кажется ли вам, что современная политическая ситуация выглядит как борьба одних "Манжетовых" с другими.
Уважаемый Георгий. Всё, спасибо, я исправил: со следующего издания Чебыкин и в начале, и в конце новогодней прогулки пьёт кофе. ...Смотря что вы имеете в виду под современной политической ситуацией. Какое конкретно противостояние?
Уважаемый Виталий. М-м-м... Всё это выходит за пределы романа... А наладилась бы жизнь Анны Карениной, если бы не паровоз?.. Ну, в общем, я считаю, что Глеб не погиб бы, но никаким "ДиКСи" он бы не владел: Орли начала думать о ставке на Крохина задолго до вопроса жить или умереть Глебу.
Уважаемая Екатерина. Увы, я ничего не знаю о судьбе этой книги и этого перевода. Данные о книге - здесь на сайте в разделе "Об авторе", там перечень книг, № 16.
Здравствуйте, Алексей Викторович, в В-Городках в музее есть доказательства, что Ермак родился в слободе на месте Чусовского городка верхнего, но на другой стороне реки Усолка, ещё до появления в тех местах Строгановых, там было русское селение. ЭТО СО СЛОВ РАБОТНИЦЫ МУЗЕЯ, КОТОРАЯ С 1987 г. занимается этой темой, музей находится в школе ремёсел - ДЦНР В-Городки.
Уважаемый Александр. Спасибо, буду знать.
Здравствуйте, Алексей. Долго ждал, когда "Псоглавцы" и "Комьюнити" появятся в карманном варианте, т.к. все остальные книги, кроме альбома "Хребта...", у меня в таком формате - их легко читать и давать друзьям и знакомым. Но вот приобрел первую книгу о Нижегородчине и с первой страницы - Рустай, Керженец, Макарий - как имена родных, еще чуть-чуть - и Светлояр, Китеж... Давно интересуюсь Расколом, староверами, - а здесь все былые времена на нескольких десятках страниц и на современном языке - и Аввакум, и Никон (наши земляки из соседних деревень), Мельников-Печерский - в общем, получил большое удовлетворение, хотя с фантастикой у меня тяжело, а ужастики и мистика - вообще никак, но здесь прочитал на одном вдохе и жалею, что не раньше, когда на майские праздники прошел на байде по Керженцу до Макария. Спасибо за книгу и вопрос: Когда был задуман сюжет книги (где-то прочитал, что в студенческую практику) и приходилось ли сплавляться по Керженцу? А еще как приятно читать рецензии критиков, разделившихся во мнениях и представляющих автора "старой тетей за 60, корректором или младшим редактором, начинающим пользователем ПК".
Уважаемый Михалыч. Мне приятно, что вам понравились "Псоглавцы". Про студенческую практику придумано для псевдо-автора Алексея Маврина. По Керженцу я не сплавлялся, в ваших краях сплавлялся только по верхней Оке. Идея, что псоглавца Христофора можно выдать за оборотня, пришла мне в голову уже давно, где-то в 90-е, когда я увидел в Чердыни икону Христофора. Эта идея лежит на поверхности, и писатели подходящих жанров не использовали её лишь в силу ограниченности кругозора. Но непосредственно сюжет романа я стал придумывать, когда заключил с издательством договор на книгу, то есть где-то в 2010 году. Критики занимаются, в основном, самовыражением - это печальная реалия эпохи постмодерна. Я перестал их читать, их читает мой агент и отбирает для меня лишь похвалы: таким образом я обезопасил себя от чужих комплексов неполноценности.
Доброе утро, уважаемый Алексей. Большое спасибо за Ваши книги - разрешите крепко пожать Вашу руку. Несколько вопросов: 1. Ваше отношение к Новой Хронологии Фоменко-Носовского? (если в курсе) Великой Тартарии-Русской Империи? 2. Версии Н.Левашова о войне Романовых против Великой Тартарии, а не пугачевский бунт 1773-75 гг. (Быть может, ответы есть в Вашей последней книге?) 3. Точно ли будет презентация книги 8 сент. на ВВЦ - а то приходиться менять планы, и есть большое желание приобрести книгу да и наконец-то увидеть и послушать Вас. Имею почти все Ваши последние книги за искл., конечно, "Дороги единорога", которую, наверное, уже не приобрести. В прошлое лето проехал потихоньку на велосипеде по Великой стране от Владивостока до Нижнего Новгорода (ваш земляк) и во всех городах начинал знакомство с городом с книжных магазинов и вопроса: "есть ли книги А.Иванова", а еще есть большая мечта - когда на Нижегородчине появится наш "Иванов", который сможет описать нашу интересную историю в таком же формате и так же ярко и точно... мечта! Еще раз благодарю за Ваши книги и всего доброго. С уважением, Михалыч. 55 лет. (Впервые написал письмо в инт-те...)
Уважаемый Михалыч. Очень приятно, спасибо. Отвечу по пунктам. 1. К "Новой хронологии" я отношусь весьма хорошо, хотя абсолютно не разделяю идей авторов. Я считаю, что Фоменко и Носовский обнаружили какой-то очень важный закон исторической цикличности, но неверно истолковали его - в конспирологическом ключе, как и положено в эпоху постмодерна. Но мне сложно спорить, потому что Фоменко и Носовский компетентнее меня. 2. О "Новой хронологии" я упоминаю в своей книге о пугачёвщине применительно к переименованиям Пугачёва, а версия Н.Левашова мне в деталях не знакома, но в общем виде понятна. Я думаю, сама моя книга о пугачёвщине, само ощущение подлинности и есть возражение разным экзотическим теориям и ответ конспирологам. 3. На презентации на ВВЦ я буду (если не зарежут по дороге адепты конспирологии), хотя писатель - не артист, не всегда он очарователен, а встреча на ярмарке - не авторский вечер, там всё скомкано. Кстати, хочется прокомментировать: я же написал о нижегородчине роман "Псоглавцы", вот так. Когда-то ко мне на сайт приходила читательница под ником Ласточка, и она говорила: напишите про Керженец и Ветлугу, - ну, я и исполнил просьбу. Удачи вам в путешествиях.
Уважаемый Алексей. Извините, что долго не отвечал вышел из отпуска, трудновато со временем:). Вновь отмечу, что разделяю часть Ваших доводов, но с частью придется поспорить, соглашаясь, скорее, с Ильшатом. Попробую также по пунктам. А.Иванов: Относительно башкир в пугачёвщину тезис таков: башкиры сражались за национальную государственность, но применительно к реалиям абсолютистской Российской империи второй половины XVIII века это означало за отделение от России . ---------- Именно применительно к этим реалиям это никакого отделения не означало. Чтобы таковое отделение аргументировать, нужны не ссылки на старые восстания, а документы именно по рассматриваемому восстанию. Так вот, именно на основании анализа всего корпуса данных документов, в ответ на уже поднимавшийся (Д. Петерс и И.В. Кучумовым) подобный вопрос ведущий в РФ тюрколог проф. Трепавлов отметил: Среди тюркоязычных документов пугачевской ставки нет ни одного, который бы свидетельствовал о стремлении отделиться от России [Трепавлов В.В. Белый царь. М., 2007. С.129]. По свидетельству главного в РФ специалиста по биографии Салавата, И.М. Гвоздиковой, нет их и среди русскоязычных документов той же ставки. В фольклоре — также нет . Мой тезис: пугачёвщина в рамках истории России, сама фигура Салавата Юлаева как раз и является ярким проявлением интеграции такого края, целой страны, как Башкирия, в состав России. Поскольку, если предыдущие восстания башкир можно именовать, как профессор Алтон Стюарт Доннелли, башкиро-русскими войнами, когда башкиры постоянно грозили своему сюзерену выходом из подданства, то здесь даже речи об этом не шло. И башкирские вожди: и Кинзя Арсланов, и Салават Юлаев, и Каранай Муратов и остальные - они уже воевали за русского претендента на русский престол, понимая, что теперь проблемы можно решать только вместе. Именно поэтому он на гербе Башкортостана, Алексей: это символ одновременно свободолюбия, независимости (в форме автономии) и интеграции, единства с Россией. Другое дело, что для башкир решением проблемы была возможно более широкая автономия что, конечно, есть форма национальной государственности, пусть и усеченная. В сословной России это оказалось осуществимо только в форме выделения в отдельный этносословный организм Башкирское Войско. Здесь мы с Вами сходимся. Хотя называть Башкирское Войско буквально национальной государственностью я бы не рискнул. Все приведенные Вами примеры так же в пользу моего тезиса: до 1735-40 гг. башкиры и были примерно таким де-факто автономным коллективом. В 1725 г. Они завершили свою войну с Россией (восстание 1705-11/25 гг.) НОВЫМ ПРИНЯТИЕМ ПРИСЯГИ, а стрелочника, спровоцировавшего этот мятеж требованием с башкир новых налогов, комиссара Сергеева ПОВЕСИЛИ по приговору царского суда в присутствии делегации башкир во главе с Арсланом Аккуловым (отцом Кинзи Арсланова). Салават боролся за права своего народа. Проигранное им дело основывалось на попрании вотчины прав его рода, а вотчинное право основа жизни, статуса, даже этничности башкир: башкир всегда член клана, как гэл-хайлендер, например, а землей всегда владеет только весь клан хотя распоряжается с санкции ямагата (джамаата, общины) старшина (ранее - бий). Далее обращаюсь к Вашим пунктам из ответа Ильшату. С пп. 1-4, 6 согласен. Кроме того, Ильшат, книга Иванова не монография и не учебник, почему она должна влиять на Википедию при существовании гор академической литературы по теме? Да и какое дело Алексею до Вики? Мне вот никакого. По пп. 5, 7 уточню: башкиры вовсе не изгоняли русскую администрацию - таковой в их аулах не было, а в городах им нужен был свой, сторонник их линии. Кстати, с заводами то же самое: те, которые не нарушали их вотчинных прав, преспокойно сохранялись, как рудники Исмагила Тасимова (башкир, основатель Горного Института) и тархана Туктамыша Ишбулатова (кстати, пугачевец). Вернусь еще к обсуждению чуть позже.
Уважаемый Азат. Спасибо вам за столь масштабное участие в споре. Но! Я тоже могу придираться по мелочам, вроде того, что Тевкелева забили, а не повесили: так ведь и Сергеева повесили не за "стрелочничество". Но это не важно. Дело в том, что весь спор становится "от лукавого". Поскольку с Ильшатом я спорил не о своей книге, а об аннотации к ней, то приходилось говорить о трендах, ведь в одном предложении аннотации невозможно пересказать книгу, а возможно лишь назвать тренд. Однако сама причина спора - книга - располагает к тому, что аргументы для тренда (для аннотации) накладываются на конкретную ситуацию (на книгу). А это уже неправильно. (Всё равно, что утверждать, будто целью деятельности 28-ми героев-панфиловцев был разгром фашистской Германии.) То, что я говорю про башкирские войны в целом, не всегда соответствует частности - ситуации во время пугачёвщины. Мне не хочется оправдываться за те вещи, которые я не говорил, и повторять то, что я уже сказал. Но пока что мои оппоненты не знают, чего я говорил, а чего - нет, потому что не читали книгу. А спорить без книги - просто блистать компетенциями. Но это уже иная задача. Я как погружённый в тему априори компетентнее Ильшата, вы как историк априори компетентнее меня. Ну и что? Я уже знаю, какими аргументами я могу оспорить ваши утверждения о реалиях XVIII века (Г.Ибнеева, "Имперская политика Екатерины II в зеркале венценосных путешествий", М., "Памятники исторической мысли", 2009), о вотчинных потерях рода Юлая Азналина (А.Акманов "Земельные отношения в Башкортостане и башкирское землевладение во второй половине XVI - начале ХХ в.", Уфа, "Китап", 2007), об отсутствии прямых повстанческих документов на тему отделения (но ведь есть и общий настрой с его уклончивостью и угрозами) и изгнании русских администраций ("Документы ставки Е.И.Пугачёва, повстанческих властей и учреждений", "М., "Наука", 1975) - и так далее. Но я не вижу смысла в таком споре. В конце концов, это вы, историки, спорите друг с другом, - а я лишь транслирую точку зрения той стороны, которая мне показалась убедительнее аргументирована. Азат, вы не должны мне доказывать, что есть и другие воззрения на ситуацию (я это знаю), а как учёный должны Ильшату объяснять, что у историков есть и те убеждения, которые Иванов положил в основу своей книги. И убеждения эти весьма основательные.
Алексей, добрый день! С громадным удовольствием прочитал Ваши публицистические книги, в частности "Message: Чусовая" и "Хребет России". Не знаю, в курсе Вы или нет, в Екатеринбурге на сегодняшний день функционируют (ну, или, скажем так, пытаются функционировать) музеи Уктусского и Нижне-Исетского заводов. Оба музея организованы энтузиастами безо всякой помощи муниципалитета или государства. И если музей Нижне-Исетского завода на данный момент имеет помещение для экспозиции, то у Уктусского, насколько мне известно, толком и помещения нет. А ведь Уктусский завод - это старейшее сооружение на территории современного Екатеринбурга, с него (равно как с Каменского и Невьянского заводов) и начиналась горнозаводская цивилизация. Знаю, что Вы сейчас работаете над книгой про горнозаводской Урал, и на фоне этого, насколько я понимаю, сотрудничаете с руководством Свердловской области. Возможно, своим вниманием к этим музеям Вы смогли бы не только привлечь заинтересованную общественность, но и показать руководителям регионагорода необходимость поучаствовать в их судьбе. ps. Лично я с устроителями музеев не знаком, но слежу за их злоключениями на местном краеведческом форуме. Разумеется, если Вас заинтересует эта тема, имеющиеся у меня контакты предоставлю. С уважением, Александр, Екатеринбург.
Уважаемый Александр. Спасибо. Пришлите, пожалуйста, эти контакты сюда на сайт или на адрес моего агента Юлии Зайцевой - адрес есть в разделе "Контакты". Фотокнига - специфический жанр, и не знаю, по формату ли фотокниге будут материалы музеев Уктусского и Нижне-Исетского заводов. Но сама книга, среди прочего, призвана обратить внимание властей на горнозаводскую тему в музейной практике. Я расскажу об этих музеях тем чиновникам, с которыми общаюсь. А энтузиастам я бы посоветовал сделать проект того музея, который они хотят иметь (сообразуясь с музейными технологиями, с которыми можно познакомиться и в краеведческом музее, и в музее города), и этот проект продвигать в минкульте. Порою чиновники готовы помочь, но не знают, как это сделать (дать денег просто так они не могут по закону), поэтому им нужны конкретные и адекватные проекты.
Далее, отделение от России понималось бы именно как политическое, а не административное мероприятие, и в прошлых восстаниях это было четко заявлено: башкиры угрожали царям именно сменой подданства. Монарх и государство в сознании людей того времени тождественны. Но если ранее угрожали уйти под руку крымского хана или посадить на трон Башкирии своего (вместо русского царя, нарушившего, по их мнению, условия их подданства), то теперь выдвинули уже своего царя России, оставаясь именно в подданстве России. Это принципиальная политическая новация! По п.8 уточню: Башкортостан обладал автономией в рамках СССР БАССР. И добивался ее в Гражданской войне. В том числе А.-З.Валидовым, Вы правы. Что она не походила на его представления о ней уже иное дело. Но быть автономной республикой, уважаемым социалистической нацией в семье народов сверхдержавы считаю, вполне достойно. При ельцинском бардаке автономная республика тоже помогла, расширившись в рамках кампании суверенитета . И не дав продолжить распад так же, как башкиры служили гарантом порядка на Урале, получив свои права в 16-19 вв. По п.9. национального государства в этом смысле у русских, например, не было и нет до сих пор и это не помешало стать им великой нацией, основой великой евразийской империи, не хуже каганатов и Орды, а позже сверхдержавы, СССР. Если без нац.мифологии, то на мой взгляд, опыт национальной государственности есть опыт активной политической и социальной жизни народа, осознающего себя таковым, в развитом государстве. У башкир таковой был и в Орде, и Казанском, Сибирском ханстве и Мангытском юрте они занимали политически заметное и в КХ и СХ социально престижное место. Могу вспомнить и Табынское ханство гос.образование самого крупного баш.клана Табын, но это только отвлекает от данного тезисаю Трепавлов именно на примере башкир в Белом царе показал, что опыт социализации у них был сопоставим с таковым у самих русских в чем и отличие их отношений от контактов русских, скажем, с хакасами и чукчами, которым еще объяснять надо, что такое царь, государство и т.д. А башкиры народ, уже зародившийся в среде активных гос.образований (каганаты, Кыпчак-и-Дешт и т.д.), так что с нац.гос.опытом у них проблем не возникало никогда, не говоря уже про период РИ и СССР. А.Иванов: Пугачёвщина в Башкирии это башкирский бунт, а не пугачёвский. --------- Для самих башкир конечно. Еще по частностям. Батырша не "сражался", он только идеолог. Весь его физический вклад один застреленный им верный мишарь. А вот идейный велик: фетвы и воззвания. Исторический еще больше: единственный в своем роде трактат современника и идеолога о башкирском восстании, да еще на высочайшее имя. Насчет религии у Вас тоже верно в отличие от Сеита (война 1681-83 гг.) и Батырши (1755 г.) Кинзя и Салават не объявляли джихада не было шариатских оснований. Юсупа (Осипа) Тевкелева башкиры не "повесили", а забили насмерть. Вы правы, за преступления его папаши, генерал-майора Алексея (Кутлумухамета) Тевкелева. А.Иванов: В общем, требование независимости от России в XVIII веке означало гражданскую зрелость народа, политическую состоятельность и национальный консенсус башкир. -------- Требование независимости было, повторюсь, для башкир ситуативным и пугачевщине пройденным этапом. Они уже перешли к 1773-75 гг. от такого элементарного требования к куда более изощренным политическим практикам включая такую сложную, но зато более реалистичную форму, как автономия. А насчет того, что именно подобная зрелость правосознания башкир, их сила и трагическое упорство в отстаивании своих целей послужили формированию особого, евразийского характера Российской империи, ее гибкости и мощи я настолько солидарен с Вами, что могу только поделиться собственными аналогичными суждениями по данным вопросам. http://atberdin.narod.ru/blesk.htm А здесь: http://rb21vek.com/ideologyandpolitics/632-viktor-maul-vzglyanut-na-bu nt-glazami-samih-protestuyuschih-glazami-sochuvstvuyuschih-etomu-buntu .html - любопытная беседа с историком-культурологом пугачевщины д.и.н. В.Я.Маулем, завершившая мою с ним полемику по Салавату (ссылки на нее есть внизу мат-ла). Кстати, аналогичная по тематике полемика состоялась у меня с другим известным автором научно-популярного направления, Л.Р.Вершининым http://putnik1.livejournal.com/1637883.html http://putnik1.livejournal.com/1637964.html?page=3#comments.
Ответ в соседнем послании.