Здравствуйте, уважаемый Алексей. Хочу поблагодарить Вас за Псоглавцев . Особенное спасибо за обжигающее чувство погони и за ощущение тайны, раздвигающее всякие границы. Трое москвичей напомнили мне братьев из сказки: старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак . Псоглавцы будут всегда, потому что люди всегда будут покидать зоны. Обитание в одной и той же зоне не делает людей своими друг другу. Кирилл не свой Гугеру и Валерию. Те двое с Саней Омским, с Лехой одного поля ягоды. Урка, как барана, прагматично заколол и поджарил своего напарника. Валерий с Гугером тоже готовы отдать Кирилла на заклание. Кирилл живет другими категориям, им движет жажды тайны. Потому для него невероятное становится реальностью. Именно поэтому одни и те же в пространстве и времени события для Кирилла стали четко и логично выстроенным ярким экшеном, а для Гугера и Валеры хаосом, доводящим до иступления. Финал замечательный: Кирилл наконец-то разглядел в Лизе под "лягушачьей шкуркой" Василису Прекрасную. Многие рецензии на эту книгу вызвали досаду Наверное, люди, затянутые в жесткие корсеты клише, не прощают тех, кто дышит свободно. Алексей, встречались ли Вы с конструктивной критикой? Милада.
Уважаемая Милада. Спасибо вам за добрые слова. И особенно - за мысль, что "обитание в одной и той же зоне не делает людей своими друг другу". На этом как-то всё время прокалываешься... А про критику мне говорить не хочется. Даже про конструктивную. Думаю, вы понимаете, почему.
Уважаемый Сергей. Я не думаю, что бумажная книга помирает вот уж совсем. Но сильно изменяется - это точно. Скажем, бумажным учебникам, скорее всего, кердык. А дешёвые покетбуки, я думаю, останутся. Обычные книги потеряют тиражи, но не исчезнут, а красочные альбомы должны удержать позиции.
Алексей Викторович,наши дни прошлые и настоящие Вы видите удивительно ясно, даже то, что придумываете, на самом деле, подозреваю, имело место быть... Когда-то читала, что историку,которому, оглянувшись назад, удалось увидеть и понять далекое прошлое, дано и другое: просто переводя взгляд вперед на такую же "глубину" времени увидеть будущее. Вечный российский вопрос: что Вы видите впереди?
Уважаемая Ольга. Хотелось бы мне, конечно, сделать умное лицо и немного попророчить, но увы. Я не знаю. Не вижу ничего внятного.
Алексей Викторович. У многих авторов есть свой книжный магазин на сайте. Мне нужны ваши книги в электронном виде (естественно, я заплачу). Но неужели это так трудно сделать у вас на сайте??? И потом вас же читают не только в России, но и по всему миру. И в той же Новой Зеландии или в Австралии я думаю трудно купить вашу книгу или это будет очень дорого. С уважением, Сергей.
Уважаемый Сергей. Вы правы, я понимаю вас, но всё не так просто. В обыденном, вульгарном понимании "электронная книга" - это "текст произведения". На самом деле это не так. Электронная книга - совершенно отдельный информационный и юридический продукт. Текст произведения я распространять не могу, потому что я продал его издательству. А электронную книгу продавать не могу, потому что я - не электронное издательство, и за свой товар я не несу ответственности, которую обязан нести, если беру деньги. Если я продаю товар, но не отвечаю за него, значит я - мошенник. То есть, если я слабаю на коленке электронную книгу и продам её вам, а вы не сможете открыть её в ридере, то вы вправе упечь меня в тюрягу года на три-четыре. Это в идеале, по правилам. Можно работать и без правил, но без правил я не хочу. К тому же электронные права у меня проданы издательству "Проспект". Где книги - надо спрашивать у него.
Уважаемый Алексей Викторович! Ваша роман Комьюнити заинтересовал меня саркастическим отображением планшетноофисной твиттерно-фейсбучной цивилизации цукерберговского периода и поколения Пу. Я не фанат фантастики и всё, что связано в романе с демоном чумы, убивающего тусовку виртуального мира комьюнити, кажется мне детскими страшилками. Однако некоторые страницы романа заставляют относиться с уважением к вашему творчеству и мастерству. Финал Господи еси, всеблагой наш модератор! - это круто. У меня есть вопрос. Почти половину объёма этой книги составляют описания того, что было связано с чумой в истории человечества. Вероятно, про это интересно было бы узнать некоторым читателям даже без всякой связи с сюжетом. Но есть ли в этих повествованиях о чуме ещё какой-то смысл, который вы вложили, а я не понял? Что вы этим хотели сказать? Понятно, что без этого нет сюжета романа, но я не об этом. Зачем так многа букафф про историю чумы?
Уважаемый Бобс. Роман Комьюнити - не про гибель виртуальной тусовки, как вы, конечно, понимаете, а про то, что интернет, придуманный как средство объединения, в обществе потребления только разъединяет. Демон чумы Абракадабра (бессмыслица, некоммуникабельность) - инструмент и символ разъединения. А истории чумы сценарии убийств (цитирую роман), обучающая программа. В романе так много исторической чумы по двум причинам. Во-первых, мне кажется, это интересно само по себе. А во-вторых, такое обилие феноменов чумы означает, что чума - целый мир смерти. Подбирать миру смерти современный аналог я предоставляю читателям. Кто-то решит, что по Иванову чума это Москва (ну, кто тупой, тот так и решит); кто-то решит, что чума это интернет (кого я взбесил); кто-то решит, что чума это общество потребления (так уже можно); кто-то решит, что чума это экзистенция (это перебор); ну и так далее. В историях чумы есть аргументы для выбора на любой вкус. Лично меня очень увлекало жонглирование аргументами. PS. Кстати, среди реальных фактов о чуме я закопал и мины вымысла. Например, Короля-Чумы и кенотафов демона никогда не бывало эти легенды и обряды, положенные в основу сюжета, я выдумал.
Здравствуйте! У меня не вопрос. Просто, подумал, что вам, возможно это будет на секунду интересно. Кабуча, насколько я понял, москвичка. Вокабуляр у нее, конечно, с бору по сосенке, однако же - "тигули" не ее слово. Москвичи его совсем не знают. А вот, например, воронежцы только так и говорят.
Уважаемый Ярослав. Спорить мне не хочется. Я это слово слышал по московскому радио. Может, говорил воронежец.
Добрый день, господин Иванов, меня зовут Алексей, я "финноугровед" делаю сравнительный анализ произведений "Чердынь -княгиня гор" и "Мальчик из Перми Вычегодской" - Владимир Тимин (Коми); вопрос ВАМ: - Каков эпичечкий размах и героический пафос романа "Чердынь-княгиня гор". благодарю за коментарий, если возможно, то ответ напишите на почту: ...
Добрый день, господин Епанов. На личную почту читателям я отвечаю тогда, когда ответ требует конфиденциальности. В данном случае, не требует. К тому же я не понял вопроса. Что значит "каков эпический размах и героический пафос романа?". Размах - широкий, пафос - громовой.
Алексей, только что прочла Ваш роман Общага-на-крови . Сильная вещь! В 90-х я восемь лет жила в московском общежитии (ДУУЗИ), и все персонажи и ситуации романа легко узнаваемы, как будто списаны с нашей общаги: и Нелли, и Игорь, и Лёля, и Отличник, и Ринат, и девочка-самоубийца (у нас тоже одна белокурая летела с 10-го этажа, тапочки её целый месяц валялись потом на террасе, где она приземлилась). Общага это испытание свободой, и не каждый его выдерживает. Было в общаге и чувство необыкновенного единения, взаимовыручки, и настоящая дружба. А в критических ситуациях выручало творчество, дело, которым занимались. Правда, выручало оно не всех... Словом, много размышлений в связи с романом. Спасибо! На мой взгляд, финал романа открытый, ведь не всегда порезанные вены ведут к смерти (чтобы умереть от потери крови, вены обычно режут в воде): Отличник мог просто потерять сознание, да и Серафиму никто мёртвой не видел, а всё произошедшее стало боевым крещением их любви. Таким образом, Вы оставляете небольшой просвет для героев и читателя. Так и было задумано или это моё субъективное восприятие? С уважением, Светлана.
Уважаемая Светлана. Вы абсолютно правы. Та "Общага", которая есть, - лишь половина той, которую я задумал. Отличник и Серафима во второй части остаются живы: Отличника откачали, а Серафима в аварии только сломала руку и весь день провела в больнице, потому Отличник и решил, что Серафима погибла. Не зная о том, что оба они живы, Отличник и Серафима расстаются на восемь лет - и встречаются потом уже другими людьми. Но, написав "Общагу" в нынешнем объёме, я понял, что уже сказал всё, чего хотел сказать, и поэтому не стал писать вторую половину романа.
Уважаемый Алексей Викторович, прочитала первую часть дилогии - "Псоглавцы". Даже не по себе стало - вспомнились события уже более чем двадцатилетней давности - мы были на севере нашего края, недалеко от Чердыни. На фольклорной практике. И я помню рассказы местных жителей про оборотней. Мы даже там одну собаку прозвали оборотнем. Она внезапно появлялась около нашего дома и так же внезапно исчезала. Ну это в шутку, конечно, назвали. Но там, дальше на север, где кругом зоны, есть храм, в котором как раз изображение, описанное Вами в романе. К нему приходят, чтобы удача была на охоте. Святой Христофор с головой пса. В общем, когда я читала роман, мне вспомнились моменты жизни в тех краях - пусть всего двухнедельной. И некоторым явлениям я по сей день не могу найти объяснения. Там действительно свой уклад, свои законы - этические. Но мы ничего не нарушили, поэтому было просто интересно. А вопрос, если можно, такой-будет ли экранизация?
Уважаемая Надежда. Я не знаю, будет ли экранизация. Это ведь не от меня зависит. Пока что киношники не интересовались правами. Вы видели храм в посёлке Ныроб, я тоже его видел. И в чердынском крае, действительно, Псоглавца воспринимали как помощника в охоте. Интересно: у сообщества промысловиков был свой святой "по идентичности" - Василий Мангазейский. Если бы я был учёным, я бы попробовал сравнить народные культы Василия Мангазейского и святого Христофора как покровителей промысла. Что в них общего? Однако тему Христофора как покровителя охотников я в романе не развивал, потому что писал на контексте Керженца, а не Урала, а в Поволжье охота - деятельность неактуальная.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Я не очень люблю читать и меня редко можно застать за этим делом... Вот вечно меня преследовало чувство, что литература в большинстве своем - это занудство и ничего больше. Но прочитала "Географ глобус пропил" и просто обалдела! Расскажите, пожалуйста, как вы пишете книги! Вы сразу же знаете окончание или сюжет придумываете на ходу? Берете ли какие-то ситуации из собственного опыта или все сплошные фантазии? Хочу тоже попробовать что-нибудь написать! (Кстати, я поспорила с друзьями, что вы мне ответите, а вы же ответите, правда?)
Уважаемая Маринка. Ваши друзья выиграли, потому что я вам не отвечу. Не смогу. Каждая книга пишется по-своему, нет общего правила. Ну, лично для меня. Пробовать или не пробовать писать - дело ваше, но по своему опыту могу сказать: писать книги - сплошное занудство. Хотя читать потом (иногда и не всем) бывает интересно.
Уважаемый Алексей Викторович! В очередной раз подивилась такому разному вашему творчеству, слов нет. Спасибо за "Псоглавцев" и за "Комьюнити". Специально (с подачи критиков)прочитала книгу "Малая Глуша" и весьма удивилась сравнению. А "Комьюнити" открыла мне глаза на некоторые интернетовские вещи, которые я, по простоте душевной, никак не могла ни понять, ни принять. Спасибо. А вопрос банальный, но все же задам. Не планируете ли вы как-то обратиться к проблемам экологии? Как-то так... С уважением, Марина.
Уважаемая Марина (Кама). Вопросов экологии я касался в книге о Чусовой (применительно к Чусовой) и в книге "Хребет России" (применительно к Карабашу). А вообще у меня есть замысел некой "экологической" вещи, но рассказывать об этом замысле я не буду из суеверности. PS. "Малую Глушу" я не читал и о существовании писательницы Галиной не подозревал, пока некоторые критики не завопили, что я содрал "Псоглавцев" с этой "Глуши". Христофора-Псоглавца я впервые увидел в середине 90-х в церкви посёлка Ныроб на фреске и в музее города Чердынь на иконе. Если их там нарисовала писательница Галина, значит, я - плагиатор.
Алексей Викторович. А с кем из современных писателей вы общаетесь? Попадались фотки, где современные писатели, так называемые "новые реалисты" - Прилепин, Сенчин, Шаргунов, Кочергин, Рубанов, Елизаров - встречаются, выпивают, а вас там не видно, хотя вы все - плюс,минус - люди одного поколения, тяжело пережившие девяностые, со счастливым советским детством.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич. Есть два-три писателя, с которыми я общаюсь эпизодически, но они не из вашего списка. Я человек не тусовочный и больше интересуюсь Уралом, а не литературным бомондом, поэтому общаюсь с теми, кто может говорить об Урале. Эта тема для меня важнее счастливого советского детства и собственных бедствий в девяностые.
Уважаемый Алексей. Сегодня есть масса интересных и талантливых авторов. Но очень часто после почтения прекрасных, добротных, высококачественных текстов остается пустота словно и не читал ничего. Нет потрясений и внутренних тектонических сдвигов... То есть текст не становится литературой. И это какая-то глобальная выхолощенность . Может эта ситуация перерасти в полное вырождение русской литературы, не чувствуете ли Вы, что что-то очень важное погибает? Я очень рад, что Ваши произведения не такие и с радостью соглашаюсь со словами Михаила Леонтьева, приведенными на этом сайте, о надеждах русской литературы. Сейчас читаю "Псоглавцев". Кирилл только что узнал, что Саня ждет его на торфяниках. Иду к развязке. Помимо того, что тема киноцефалов в принципе очень интересна и тревожна (я знаю человека, который убежден, что они реально существовали. А Вы?), книга идеально построена. Читаю с огромным увлечением и, признаюсь, что мороки и страхи героя написаны бесконечно достоверно до электризации волос. И главный герой мне кажется тоже очень достоверным. Но я хочу спросить о Лехе Годовалове. Я видел уже его образ в Общаге на Крови . Там это Ринат, существо прямолинейно и немедленно оправляющее все свои потребности как животное, не знающее стыда. Очень легко представить его с волчьим оскалом, с собачьей головой. Что это для Вас скотский архетип или образ метафизического зла, порабощающего сексуально, пытающегося подчинить волю?
Уважаемый Дмитрий. Спасибо. Ситуация выхолощенности характерна для всех культурных практик нашего времени, не только для литературы. А что, кино у нас другое? Или журналистика заставляет выходить на митинги? Или хиты Муз-ТВ сносят башню? Или искусствоведческие исследования взрывают картину мира? Везде как в Писании - "ты тёпл, а не горяч и не холоден, и Я изблюю тебя из уст Моих". Думаю, это вполне может закончиться смертью культуры. В киноцефалов я не верю. Ринат из "Общаги" или Годовалов из "Псоглавцев" - это просто быдло. Скоты. Никакими метафизическими смыслами я этих персонажей не наделяю. И про их архетип говорит мой герой Валерий: "Не путай оборотней и скотов". Оборотень - культурный герой, и "стать оборотнем" - не тождественно "стать скотом". В этом и интрига "Псоглавцев", их "эффект обманутого ожидания": оборотнями становятся люди культуры, а не те, кто оскотинился.
Уважаемая Елена. Увы, этой книги больше нет. Изданный тираж давно разошёлся, на переиздание нет денег.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Хотелось бы узнать ваше отношение к Олегу Куваеву. Прочитал его "Территорию" и "Правила бегства", а следом вашего "Географа" и нашёл, как мне показалось, несколько схожих мыслей (добро должно быть бесплатным - в частности). И ещё вопрос - Ваше отношение к творчеству Кирилла Еськова. Заранее спасибо. Владимир
Уважаемый Владимир. У Кирилла Еськова, к сожалению, я ничего не читал. А у Олега Куваева читал только "Территорию", но очень-очень давно, почти ничего не помню. Помню только, что этот текст вызвал глубокое уважение к автору.