продюсерский центр
ИЮЛЬ

+7 (912) 58 25 460

1snowball@mail.ru

Instagram

все поля обязательны для заполнения

30.03.2023 Павел Антошкин

Алексей Викторович, приветствую Вас!
В последние месяцы я приобрел навык внимательного слушания аудиокниг во время прогулок с собакой, и последние несколько дней во время прогулок слушал Ваши ответы гостям вашего сайта (книга «Быть Ивановым»). В процессе слушания периодически рождалось желание задать Вам вопросы по мотивам тех тем, которые поднимали ваши читатели, но сейчас я задам Вам только один вопрос. Он связан с творчеством Юрия Коваля, к которому Вы, как я понял, относитесь с уважением.
У меня - своя "история любви" с этим писателем, и поскольку я являюсь одним из участников сообщества почитателей Юрия Коваля, я всякий раз радуюсь возможности, узнав что-то новое или приятное любому ковалелюбу, поделиться найденным с сообщниками.
Вопрос же мой следующий. Ваш диплом был посвящен творчеству Геннадия Калиновского, одного из лучших иллюстраторов Куролесовской трилогии. Понятно, что Калиновский иллюстрировал не только Коваля, он - гораздо шире, но тем не менее: существует ли копия Вашего диплома в электронном виде и если - да, имеете ли Вы возможность и желание где-то опубликовать или диплом, или фрагменты из него? Если - да, я с радостью поделюсь Вашим текстом с теми, кто его, без сомнения, оценит. Если - нет, вдруг Вы сможете что-то из написанного тогда восстановить, не рассматривая, естественно, мой вопрос как "заказ", а просто из личного желания вернуться к этой теме, но уже основываясь на более значительном, чем тогда, своем жизненном опыте, или хотя бы примерно вспомнить ту свою работу и написать, что Вы сейчас думаете о том своем тексте?
с уважением,
Павел

ответ

Уважаемый Павел.
Увы, текст диплома я не сохранил.
Восстанавливать его (хотя бы в той части, что касается Коваля) - слишком трудозатратно. Да я и не помню его в подробностях. В памяти осталась лишь основная концепция: "Роман Юрия Коваля как энциклопедия советского быта". Думаю, мои преподаватели в универе читали мой диплом с большим интересом.

30.03.2023 Любовь Баранова

Здравствуйте, Алексей Викторович! Прослушала Вашу книгу «Бронепароходы», ее прекрасно читал Сергей Бурунов. Спасибо Вам большое за интересный и познавательный роман, за Вашу большую любовь к героям книги. У меня вопрос. Почему Вы их практически всех убили? Я понимаю, что Ваше произведение не Голливудский блокбастер , в котором герои всех победил и умудрился выжить, но жалко как всех и веет безнадежностью. С огромным уважением к Вам, Любовь.

ответ

Здравствуйте, Любовь.
Спасибо за добрые слова, мне очень приятно.
А вот ответить довольно трудно. Можно написать общие слова - типа, "это же про Гражданскую войну, а на войне убивают!" или "это не приключенческий боевичок, где погибают только плохие парни". Но дело не в законах жанра и не в характере эпохи. Роман - об этике сохранения неизвестного будущего. Этика эта сродни материнской. И носители другой этики - Мамедов, Горецкий, князь Михаил - обречены самой сутью романа. Выживают "правильные" носители: Катя и Федя Панафидин. Можно было бы оставить в живых Ивана Диодорыча, но получилось бы слишком комфортно для природы романа.

28.03.2023 Евгкний

Добрый день уважаемый Алексей Викторович, хочется быть не слишком голосовным, поэтому постараюсь в кратце изложить для вас свой вопрос. Мне 29 лет, я прочитал не мало книг разных русских писателей, классиков и современников наших дней. Изначально книги для меня было таким занятием познание мира, источником разных ответов на вопросы. Для кого-то чтение это эстетическое удовольствие и т.д. Вы написали много книг о разных регионах нашей родины, о людях по стечению обстоятельтв времен и эпох. Так вот собственно в чем мой вопрос. Любой читатель видит в книгах определенные человеческие ценности, они могут быть конструктивные, деструктивные масштабы разных трагедей поколение т.п. За последние 30 лет после развала СССР, на телеэкраны вышли тысячи эфиров , шоу и политических дебатов. Спорили о революции 1917 года, обвиняли лихие 90-х. И каждая сторона смешивала это по разному в свою пользу, левые одно, правые другое. И сделая выводы по этому поводу, что наше общество не пришло к абсолютной консолидации, можно сколько угодно говорить о выносе ленина из мавзолея, а по большому счету, у рабочего на заводе зарплата не изменится. Как можно носить гордое звание гражданин страны, когда одни блогеры зарабатывает миллионы, а другие с нищенской пенсией не могут оплатить себе достойное лечение в больнице. Получается мы как бы должны слепо закрыть на все глаза? Когда нет реформ? Социальных лифтов для молодежи, я беру регион если что а не Москву, хотя там тоже не все так прекрасно. Сейчас я читаю вашу книгу вилы о пугачевском бунте, но я не в коем случае не призываю к крови, по истории бунта Пугачева можно судить так, что русский народ где-то очень мудрый , где-то очень наивный , которым можно манипулировать навязав ему ту или иную социальную повестку.

ответ

Уважаемый Евгений.
Я понял ваш пафос, но не понял вашего вопроса. Вы спрашиваете, "что делать?" Это зависит от вашего места в жизни. Но в любом случае - не смиряться.

24.03.2023 Виктор

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Благодарю вас за ваш труд! Преклоняюсь перед вашей способностью упаковывать в сюжетные линии и контрасты контекстов глубокие наблюдения, парадоксы и обобщения.
При таком способе изложения, у вас получается выйти из коридора противоположностей и ограничения однобокой прямой трактовки событий, поступков, человека как такового.
Этот инструмент, как мне видится, даёт вам возможность вывести ситуацию за пределы противоречий, дать окно возможности примирения эпох, этапов развития, укладов, формирующих нашу и общемировую культуру.
Например:
1) конфликт допустимости жертв ради "прирастания земель"
2) идеологическое расчеловечивание сторон во время великой отечественной войны и возможность высших гуманистических отношений в сердцах и делах героев, стоящих по разные стороны конфликта
3) и в "Бронепароходах" - первая из известных мне попыток примирения "исцеления" ран гражданской войны - через страдания и перманентный подвиг команды буксира "Лёвшино", не выбирающей красных или белых, а остающихся верными себе в самых невыносимых обстоятельствах.
Считаю, что такое лекарство, как ваши книги очень важно для нашей культуры.
Ждём ваших книг!
Вопросы:
1) Имя Алёши Якутова - это не намёк на фигуру гениального конструктора Ростислава Алексеева?
2) Ещё по "Бронепароходам". Очень мощная аллегоричность произведения, гиперобъем, архетипичность персонажей. Описательность, реалистичность и последовательность сюжета, ближе к концу романа переходит в мифологический регистр. Личности плавятся, остаются поступки, подвиги, падения, и торжество жизни не смотря ни на что! Для вас ощутимо в этом разрезе стилистическое родство "Бронепароходов" с "Грузом 200" Балабанова (образ Кати), циклом об Аргонавтах (образ Стешки)? Может быть ещё каким-то эпосом?

ответ

Уважаемый Виктор.
Признаться, я оробел от такого анализа и таких оценок. Ну ладно
1. Да. Алёшка - это отсылка к Алексееву, и даже история с колодками для сапог - из жизни Алексеева.
2. Я не считаю, что роман в финале уходит в миф. Сюжетное крещендо - это да, но реалистичность остаётся. Стешка не имеет отношения к "Аргонавтам", да и сам роман не родня "Грузу 200". На мой взгляд, "Груз 200" очень лобовое произведение. В нём каждый герой олицетворяет какую-то социальную страту или явление. Имён героев я не помню... Главный маньяк - это государство, девушка - это Россия, молодой парень - это элита и т.п. Мои же герои не являются олицетворениями, остаются обычными людьми, означающими разве что разные стратегии сохранения будущего (точнее, на тему сохранения стратегий "работают" Мамедов, Михаил, Горецкий, Нерехтин и Панафидин.)

23.03.2023 Иван

Алексей, желаю здравствовать. После прослушивания романа Бронепароходы (читать совсем не получается уже, увы) понимаю теперь всю глубину вашей иронии, когда вы отвечали на вопрос, про что будет ваша следующая книга - "про речные кораблики".
Скажите, пожалуйста, вы по итогу считаете, что старая формация не смогла отстоять свою страну по причине благородства и милосердия? Где же тогда правда в этой жизни?

ответ

Иван, и вам того же.
Нет, я так не считаю. Я считаю, что большевики победили, потому что двинули на борьбу самые низменные социальные силы (маргиналов и люмпенов) и устроили беспредел (экспроприации, мобилизации, децимации и продразвёрстку). Победить этот хтонический хаос белые не могли. Но этот хаос был преодолим национальной волей внутри себя: не единожды внутри большевизма начинались вполне успешные восстания - например в Самаре, Ижевске или Архангельске, когда Советы (как система власти) выступали против большевиков (как идеологии). Такие восстания большевики всегда давили извне. Однако в целом воли у нации всё же не хватило. А "правда в этой жизни" в том, что нации надо поддерживать конструктивные движения, которые есть всегда.
P.S. Но роман не об этом.

21.03.2023 Тимофей

Собираетесь ли вы выпустить экранизацию романа "Псоглавцы"? Если да, то когда?

ответ

Я не выпускаю экранизаций, я продаю права на экранизацию, а фильм делают киношники. Права на "Псоглавцев" купила компания Александра Роднянского. Сумеет ли она что-нибудь сделать - не знаю, потому что у нас такая вот страна.

20.03.2023 Антон

Здравствуйте, Алексей Викторович!
Приходилось ли Вам встречать людей которые как будто остались в прошлом (причем, это не обязательно пожилые люди)? Просто в последнее время (да что уж там - последние лет 10) мне приходится сталкиваться с людьми, образ мышления и поведения как будто законсервировались либо в 90-е, либо в начале 200-х, а то и вовсе в 80-е, несмотря на то, что эти люди могут пользоваться современными средствами коммуникации, но при этом все равно напоминают пришельцев из прошлого.
Например, я был знаком с одним преподавателем сельскохозяйственного вуза, который будто бы телепортировался из позднесоветского времени: серый костюм со значком общества знания на лацкане, в руках - черный дипломат, недоверчивый взгляд исподлобья. Сейчас в булочной возле работы наблюдаю продавщицу, которая отвечает на вопросы посетителей как продавщицы в советских магазинах (у нас в Калининграде продавцы в 90-х и до 2008 года общались с покупателями подчеркнуто вежливо).
Самое интересное, что раньше я на таких людей натыкался в небольших городах, которые и так живут с отставанием от больших городов лет на 5, а теперь они и в областном центре не редкость. Как Вы думаете, такие люди стали заметнее в последнее время, в результате различных социальных процессов, либо я их просто не замечал, как, например, Бунин не замечал матросов и красноармейцев из "Окаянных дней" (хотя отношение к людям, о которых идет речь, у меня не такое резкое, как у Бунина к солдатам и матросам)? Или просто у нас в Калининграде как-то все по другому?

ответ

Уважаемый Антон.
Вы очень ярко и красочно описали свои впечатления. Думаю, что эта ситуация аналогична бунинской. Такие люди были рядом всегда, но когда архаизация общественного мышления, общественной жизни и политики превратилась в проблему, мы с удивлением обнаружили, что и раньше нас окружала архаика, но мы её не замечали.

20.03.2023 Ирина

Добрый день!
У меня, возможно, необычная просьба.
Моему сыну 6 марта ....

ответ

Здравствуйте, Ирина Евгеньевна.
Я передал ваш электронный адрес своему сотруднику, он свяжется с вами по почте.

19.03.2023 Алиса Мишкина

Здравствуйте Алексей Иванов!меня зовут Алиса,мне 13 лет,я живу в городе Муром. Я бы хотела спросить у вас несколько вопросов по роману "Пищеблок"
сколько лет Альберту и Бекле?Сколько лет Валере и как зовут его родителей? так же я хотела спросить у вас ваше мнение о сериале,как вам сам сериал и подбор героев? Так же хотелось бы спросить как попасть в сериал пищеблок,а точнее сняться в нем(если вы конечно знаете как это сделать,так как известно что будет 2 сезон и так далее) И последний вопрос это можно ли будет как то встретится с вами? то есть организовываете ли вы какие нибудь встречи ?

ответ

Дорогая Алиса.
Альберту и Бекле по 13 лет. Валере - 12 лет. Я не знаю, как зовут его родителей, - не придумал.
Сериал мне очень понравился, хотя он и не совсем такой, как роман. Подбор актёров очень точный: я своих героев именно такими и представлял.
Увы, я не знаю, как попасть во второй сезон "Пищеблока". Иногда кинематографисты сами объявляют конкурс; тебе, Алиса, надо по интернету следить, не случится ли подобное в отношении второго сезона.
У меня бывают встречи с читателями, но в Муроме ещё не было ни разу (один или два раза были встречи во Владимире). В ближайшее время в ваши края, к сожалению, я не попаду.

19.03.2023 Ирина

Простите за дилетантский вопрос). Меня очень удивил эпизод в "Ненастье", где главный герой, показанный до этого нежно любящим мужем, вдруг без сомнений и зазрения совести (а главное, без сильного чувства со своей стороны) вступает в интимную связь с едва знакомой женщиной. Что это для автора - желание лишний раз подчеркнуть "ведомость" Германа, его несамостоятельность в принятии решений, которые прежде приводили его то в брак с классической хищницей, то в сомнительные с точки зрения морали "войнушки" его начальника Лихолетова? Либо это из серии "так написалось, и все тут"?) Но, так как этот эпизод хронологически относится уже к финальной части, когда герой вроде бы переосмыслил свою жизнь, то возникает вопрос - а точно ли он изменился? Может, он до конца так и остался безвольной щепкой в руках обстоятельств, которая не очень-то различает добро и зло?

ответ

Вопрос, действительно, дилетантский.
Жаль, что я для вас похож на писателя, у которого "так написалось, и всё тут". Жаль, что роль "солдата" (а Герман - образцовый солдат) для вас означает всего лишь "ведОмость", а не стойкость и верность. Жаль, что Герман для вас - "безвольная щепка, которая не различает добро и зло" (видимо, вы сами их не различаете, если не понимаете, от чего Герман всю жизнь отказывался). Наконец, жаль, что вы невнимательно читаете и потому не заметили в романе прямого объяснения Индии (цитирую): "Здесь рай, где любят всех женщин и кормят всех зверей. Здесь не бывает измен, потому что нет вражды".

14.03.2023 Алёна Юрченко

Уважаемый Алексей Викторович!
Скажите, пожалуйста, кто является прототипом Бизи Колобка в романе "Географ глобус пропил"?
И как расшифровывается, что вообще означает эта кличка (ФИО), как она возникла?

ответ

Уважаемая Алёна.
Ну и вопросик у вас... "Колобками" в моём детстве называли шустрых и коренастых пацанов. "Бизями" - мальчишек с фамилией на "Без-" (в "Географе", например, таковые - двоечники Безденежных и Безматерных).
О прототипе Бизи Колобка как-то и говорить нечего. Это же просто мелкий хулиган - практически без личности.

12.03.2023 Евгений

Добрый день уважаемый Алексей Викторович, не так давно , я прочитал ваш роман Ненастье, и посмотрел сериал , снятый Урсуляком. Картина конечно получилась очень достойная. В чем особенность Урсуляка, то он относится к своим героям или персонажем, с огромным сожелением, ему их всех жалко, жалко их судьбы, и т.д. Но меня интересует более другой ответ на вопрос. В книге наглядно показана, как финансовое благополучие влияет на того или иного человека, который ради этого может предать своих друзей по Афгану, предать саму идеологию коминтерна, получается , куда ни глянь, все беды в нашей стране от несовершенства человеской природы? Так же как и любая идеология или власть , сжирает сама себя. Как можно жить честно, не замечая, эту жажду наживы обман и воровство? Ведь все действительно связано, напрямую с внутренними качествами человека?

ответ

Уважаемый Евгений.
Да, вы правы: природа человека несовершенна. Но общество во имя общего блага может компенсировать несовершенство природы человека, и порой весьма основательно.
Есть две стратегии построения общественной жизни и государства.
Первая стратегия использует несовершенство человека во благо общества. То есть принимает такие законы и устанавливает такие порядки, когда, например, корыстолюбие приводит к тому, что человек платит обществу больше налогов; когда, например, лень приводит к тому, что востребован прогресс; когда, например, глупость лишает конкурентных преимуществ и не позволяет глупцу занять важное место. И так далее. При такой стратегии люди эгоистичны, но живут хорошо.
Вторая стратегия ломает природу человека, насильно воспитывая его совершенным: заставляет учиться, лишает собственности, убеждает в том, что труд есть благо, а покорность - это добродетель, потому что власть мудра. При такой стратегии люди альтруистичны, но живут плохо.
Разумеется, я очень и очень обобщаю. Разумеется, есть и промежуточные стратегии.
Так что усовершенствование человека - не путь к общему благу. Наверное, в Северной Корее люди очень честные, преданные своей стране и начальству, способные к самопожертвованию, довольствуются малым. Но это не помогает им жить лучше. А в нашей стране беды не столько от несовершенства человека, сколько от несовершенства общества.

12.03.2023 Далия

Уважаемый, Алексей Викторович!
Спасибо Вам огромное за "Бронепароходы"! У меня два вопроса, если позволите.
Первый. Как человек, который побывал практически на всех локациях, о которых идёт речь в книге, живо представляла себе ночной проход через Николо-Березовку, Пермь, Сарапул, Каму и Белую, ну и конечно Уфу, родной город, хоть о ней не так много было сказано.
Интересуюсь, будет ли экранизация? И в связи с этим: планируются ли съёмки в тех населенных пунктах, где происходили действия романа?
Второй. Я работаю в компании, которая с 1958 года добывает нефть на Арланском месторождении. Тогда его запустили в эксплуатацию, хотя "узнали" про арланскую нефть в 1955 году. Одно время месторождение было крупнейшем в СССР, входило в десятку крупнейших в современной России. И сейчас обеспечивает половину добычи нефти в Башкирии. Поэтому, конечно, линия Арлана, Нобелей, Ротшильдов, Ивана Губкина, меня очень заинтересовала. В интернете не удалось найти связки месторождения и этих людей. В книге "Добыча" Дэниела Ергина тоже нет упоминания компаний Братьев Нобель, Шелл с их интересом к Арлану, только Баку. И в уфимских архивах мои коллеги тоже не встречали такой информации. Я правильно понимаю, что про начало разработки Арлана это не художественный вымысел, и история башкирской нефти могла начаться в 1918-1919 годах, а не в 1932? Связка Губкин-Нобель-Арлан, очень интересна, так как сейчас история башкирской нефти в известных мне источниках идет только от советских времён, с 1929 года, когда Блохин по указанию Губкина прибыл в Ишимбаево. Не считая открытий Надыра Уразметова в 18 веке, но это совсем другая история)

ответ

Уважаемая Далия.
Отвечу по пунктам.
Первое. Переговоры о продаже прав уже ведутся, но это дело небыстрое. Особенно сейчас, когда власть сломала нормальное развитие кинематографа и сбила его на взлёте. Вряд ли съёмки будут в тех местах, которые описаны в романе: даже Чердынь в "Сердце пармы" снимали не в Чердыни. Место съёмок зависит от многих факторов: наличие натуры, наличие инфраструктуры, близость к аэропорту, протекция местных властей и тэ дэ.
Второе. У вас совершенно правильные знания о нефтедобыче в Башкортостане. Нобелевский промысел на Арлане - это мой вымысел. Ни Губкин, ни Нобели ещё не знали о нефти на Белой. Я посчитал, что одна лишь история бронефлотилий будет недостаточна для романа, её надо усилить сюжетами про Великого князя Михаила, про "золото Колчака" и про борьбу Нобелей и "Шелл" (точнее, борьбу пароходств). Такое расширение свяжет тему речного флота с темой промышленного развития России, а я писал роман о прогрессе - точнее, об этике сохранения неизвестного будущего.

10.03.2023 Михаил

Уважаемый Алексей Викторович!
Мне очень понравился Ваш роман "Псоглавцы", но есть один вопрос, который меня гложет. В чём провинились староверы? Цитирую: "Наверное, он и сейчас ходит по этим лесам. Человек с головой собаки, с клыками собаки, с _судьбой_ собаки. " "И дело вовсе не в деревенских алкашах, не в нищете. Здесь какое-то осатанелое, _раскольничье_, дикое упрямство: мы сдохнем от цирроза, по пьяни порубим друг друга топорами, сгорим в торфяных пожарах, но не будем жить иначе, не будем делать свою жизнь лучше. " Почему именно староверство выбрано метафорой деградации современной деревни? Вы же не думаете в самом деле, что в этом виноваты староверы? Ведь подобных деревень по всей России -- вагон и маленькая тележка, большинство из них вполне себе никонианские(просто потому, что самих никонианцев большинство населения). Потом, "человек с судьбой собаки" -- разве так можно сказать о типичном старовере? Из истории мы знаем, и даже в самом романе об этом сказано, что реальные исторические староверы были как раз весьма успешны, намного больше среднего: множество русских купцов было из староверов и т.п. Староверы, как раз, активно делали свою жизнь лучше, а "человека с судьбой собаки" надо скорее где-то среди никонианцев поискать. У староверов, да и вообще у любых людей, упрямо сохраняющих свою идентичность, значительно больше шансов не стать деградантами. В общем, не то, чтобы это меня как-то лично задевало, сам я неверующий, а староверов даже и среди знакомых нет, но как-то непонятно -- почему нельзя было выбрать кандидата в корень всех бед более лучше? Особенно непонятно в том свете, что Вы же и сам всё про староверов знаете, про их успешность, и получше меня, скорее всего. Также я заметил, что и в других Ваших книгах староверы изображены в негативном свете как сектанты-изуверы, или как колдуны с душком чертовщины. Наверняка бывали и такие, но почему только негатив, разве это справедливо? Просьба как-нибудь прокомментировать, особенно интересуют "Псоглавцы", коих чуть ли не наизусть помню, насчёт остальных книг существует вероятность, что я где-то невнимательно прочитал, а перечитывать уже вряд ли буду.

ответ

Уважаемый Михаил.
Я с огромным уважением отношусь к старообрядцам. Вообще я считаю, что раскольничья Россия - это альтернативная Россия, более успешная, чем официальная, никонианская. Об этом я писал и в "Псоглавцах", и в "Вилах".
Объясню вещи, которые вас смутили.
"Раскольничье упрямство" - это просто упрямство, а точка его приложения (пьянство, невежество) уже не имеет отношения к раскольникам.
Старообрядчество вовсе не выбрано метафорой деградации деревни. Не передёргивайте. Жители деревни Калитино - все эти Лёхи, Сани и Мурыгины - не имеют никакого отношения к религии, ни к никонианскому её изводу, ни к старообрядческому. Они ничего не знают ни о религии, ни об истории своей деревни, ни о Псоглавце.
Не всегда убеждения героев являются убеждениями автора. Всё-таки автор знает больше, чем его персонажи. Если персонаж делает какие-то выводы, он делает их на базе своей компетенции и стереотипов своей среды.
Не всякое изображение есть олицетворение. Родион Раскольников не является олицетворением российского студенчества. Деревня Калитино - не олицетворение (метафора) старообрядчества. И секта истяжельцев в "Золоте бунта" - олицетворение не старообрядчества, а языческой этики индустрии (об этом - в "Горнозаводской цивилизации").
Тема старообрядчества в "Псоглавцах" существует из-за Псоглавца. Для идей "сабджекта" и "пограничников культуры" религиозные вопросы сами по себе не важны, не они являются причиной конфликта.

09.03.2023 Андрей

Здравствуйте Алексей! Дочитал ваш роман "Бронепароходы" и нахожусь под большим впечатлением, спасибо огромное за ваш труд. Вопрос у меня мальчишеский. Скажите пожалуйста, какой пароход изображён на обложке книги? Если не конкретный, то на какой более похож из вашего романа?

ответ

Уважаемый Андрей.
Весёлый у вас вопрос. Я долго бился с художниками за пароход на обложке. Нарисовать бронепароход по старым фотками или чертежам у них не получилось, пришлось взять фото более-менее подходящего буксира и переделать: удлинить нос и поставить пушку. На фотке был буксир (точнее, разъездной пароход) "Иртыш". Романный "Лёвшино" примерно на треть больше по размеру. "Лёвшино" - реальный пароход, судьба его примерно такая, как в романе. Сохранились фотки "Лёвшина". В принципе, в интернете вы можете найти фото или рисунки "Фельдмаршала Суворова", "Вани" ("Вани-коммуниста"), миноносцев (тип "Сокол"), "Межени", "Труда" и многих других судов.

страница: 273 из 288