Уважаемый Алексей. И вам спасибо. Но встречу с читателями я пока не планирую. Когда назначу, я укажу на этом сайте в разделе "Новости".
Уважаемый Алексей. Вообще - ощущал, как и все люди. Конкретно в случае описаний жестокости - нет: видеть или творить такое не тянуло, это патология.
Уважаемый Александр. "Нон-фикшн" - это то, что "не придумано": мемуары, биографии, исторические труды, искусствоведческие опусы, краеведение, научно-популярная литература и т.д.
Почему я вас спросил о Зазубрине. Этот писатель начала 20-х годов, в своих произведениях он,на примере гражданской войны пытается понять, почему люди превращаются в безжалостных убийц и садистов. Идея, цель..Могут ли они оправдать такие жертвы. Не кажется ли вам, что проклятье коммунизма. точнее то, что преступления коммунистов не осуждены, именами многих палачей названы улицы, является отчасти тем, что н едает нашей
Уважаемый Алексей. Я согласен, что должно быть национальное осуждение. Но, наверное, не коммунизма, а большевизма. Однако мало ли, чего должно у нас быть, - всё равно нету.
Алексей,здравствуйте!У меня к вам пару вопросов. 1) Вы изучали много исторических материалов об Иване Грозном. Изменилось ли у вас мнение об этом деятеле? Ведь сейчас (и раньше было) у него много сторонников. Даже канонизировать хотят. 2) Читали ли вы Зазубрина - Щепка, Два мира?
Уважаемый Алексей. 1. У меня мнение о Грозном не менялось - ни до работы над сценарием и книжкой, ни во время, ни после. Грозный - самодур, изувер и мистик. Кто хочет его канонизировать - тот, пардон, идиот. Я не представляю, как можно канонизировать одновременно жертву и палача (Филиппа и Грозного). 2. Зазубрина я не читал.
Не знаком.
Уважаемые работники библиотеки. Нет, экранизации не намечается.
Алексей, а когда ожидается выход книги, в новостях на сайте ничего не нашел. Есть ли уже окончательное название и что это будет - роман, документалистика? Не в продолжение спора, а просто для информации, может интересно, гора, что тянется по берегу Камы от Сарапула на север, к нас по крайней мере, называется Урал :) И еще, поправлю, Башенин, а не Бушенин.
Уважаемый Александр. Да, конечно Башенин. Это я только что смотрел "Подпольную империю", и меня клинануло на Стиве Бушеми. Книга, наверное, выйдет весной, обычно издатели стараются подогнать премьеру к мартовской ярмарке. Будет называться "Увидеть русский бунт". Это нон-фикшн вроде "Хребта России".
Поддержу земляка! Сарапул в окружении заводских удмуртских городов - как единственная лавочка успешного местного купца в горнозаводском большом поселке (ну, есть еще Глазов со своими особенностями, но там речка поменьше, не повезло). Удмуртский -самый южный и портовый город, единственный ориентированный на легкую промышленность (обувка и т.д.) тем не менее всегда был под аурой этой самой матрицы и из-под нее не выходил. Чего стоят только выдающиеся технари - выходцы из сарапульских краев - академик Мельников, скажем или гордость страны - Павел Ощепков. А "накрыло" город этой матрицей с головой уже в прошлом веке, в войну - приняли к себе список заводов, в том числе - лучший радиозавод в СССР и - как тут он и был, привился сразу и навсегда.
Уважаемая Ольга. Нужды горнозаводского Урала обслуживали многие торговые города, не только Сарапул: Кунгур, Ирбит, Троицк. Они были тесно связаны с Уралом, но от этого не становились горнозаводскими. Горнозаводская, "уральская" матрица - это в первую очередь система ценностей с ценностью труда во главе, а в торговле главная ценность - не труд. И эвакуация предприятий мало что решает. Мы ведь живём в индустриальной стране, практически все города имеют какую-нибудь промышленность. В том же Ирбите работает мотоциклетный завод, в Кунгуре - завод турбобуров, но Ирбит и Кунгур всё равно не горнозаводские. Однако давайте перенесём этот спор на время после выхода книги. В книге и факты, и аргументы. Даже сам характер пугачёвщины свидетельствует, что Сарапул - не горнозаводский.
Уважаемый Алексей, спасибо Вам огромное за ответ, честно не ожидал - для меня это ответ великого русского писателя (а таковым Вы безусловно будете признаны рано или поздно, и я тут не стараюсь польстить, а просто констатирую личностные ощущения) рядовому читателю, большая честь, правда. Если позволите, попытаюсь оспорить ваше мнение о непринадлежности Сарапула к "Уральской матрице". 1) Сарапул находится на берегу Камы, в которую, как вам наверняка известно, и геологически и географически впадает Волга, так что о Поволжье, как мне кажется, говорить не правильно. 2) Старцева гора, на которой был основан Сарапул, и которая запечатлена на его гербе, "заполнена" геологическими останками пермского периода. 3)Да, в Сарапуле не было горнозаводского производства, но ведь уральской матрице нужны были пшеница, пенька и прочие продукты, которые в огромном количестве производил Сарапульский уезд. 4) Принадлежность к матрице уральской, это ведь больше сакрально-мифологическое отношение. А у нас в закамских деревнях , что лежат в 20 минутах езды на ПТшке через Каму, живет, уж позвольте, огромное количество колдунов и чародеев, о которых я (да и не только я) слышал большое количество историй(правдивых и не очень и до сих пор люди ездят туда говорят об этом). Но тем не менее - сам этот факт - говорит о близости к древним финно-угорским языческим верованиям Прикамья. Вы можете сказать, мол это финно-угры Поволжья, но тем не менее ничего похожего вы не встретите в тез же Вятскммх полянах, Елабуге или Челнах. 5) Вот вы о Елабуге и Воткинске упомянули, а ведь оба города-поселка входили в Сарапульский уезд. А ведь Сарапул то впервые упомянут в новгородской "Сказании о вятчанех" в 1174 году ( поставиша подле град и нарекоша имя ему Сарапул ). А новгородцы то шли к Уралу через северную дугу в отличии от московитов, которые перли через Волгу в большей степени. 6) Ну и наконец, судьба то у нас с вами схожая. Как Урал был богатейшим регионом РоссииЮ а потом куда-то все исчезло, так и Сарапул, в начале 20 века был уездным городом с 25 000 населения, в ижевском поселке в то время - 2000. Потом 1-я мировая, революция - наши купцы топят на Каме 2 баржи с "узниками смерти" - красногвардейцами. С тех пор - всё, и теперь в Ижевске = 700 тысяч, в Сарапуле - 98 000. Ну чем не схожесть? И не любят у нас после этого удмуртов :)) Алексей, приезжайте зимой в Нечкино кататься на горных лыжах! Сам из Москвы поеду - такого вида на Закамье вы нигде не увидите :)
Уважаемый Александр. Не буду спорить. Давайте подождём выхода книги, там многие аргументы уже изложены, - потом и поговорим. А за приглашения спасибо.
Алексей, здравствуйте. Являюсь давним поклонником Вашего творчества, а недавно с огромным удовольствием посмотрел "Хребет России". Я родом из города Сарапула, бывали ли Вы там, если да, остались ли какие-то впечатления? Как Вы считаете, является ли сей город частью уральской матрицы?
Уважаемый Александр. В Сарапуле я был. Конечно, это город-жемчужина, бушенинские особняк и дача - просто чудо. Прекрасный музей; особенно меня поразила морская мина времён бронефлотилий - это посреди континента!.. За нынешнее состояние города обидно вдвойне - особенно по сравнению с соседней Елабугой. Сарапул и Елабуга всегда соперничали, как Пермь и Екатеринбург, и сейчас по ним понятно, в чём разница между Татарстаном и Удмуртией. Сарапул, конечно, не входит в зону "Уральской матрицы", хотя неподалёку горнозаводские Воткинск, Ижевск, Камбарка и другие селения. Сарапул - зона крестьянского Поволжья, во многом инородческого. Именно об этом я писал в своей книге о пугачёвщине.
Уважаемый Владимир Васильевич. Увы, ничего не знаю по этому вопросу.
В презентации "Дороги единорога" увидел фразу "Все три центра культуры Пермского края 2009 года (Лысьва, Очер и Барда)"... Это действительно все три или еще есть? Ей-Богу, считаю, что их много больше - от северных до южных границ Пермского края. Готов отстаивать этот ярлык для центров от разных исторических периодов вплоть до того, что готов поспорить о центрах и советского периода - Красновишерске, Чайковском и др. (правда, в прилагательному "культурный" следует добавлять другие термины - промышленный, политический и т.д.). А уж Белая Гора занимает отдельное место. Простите, историю края я, конечно, знаю плоховато. Спасибо. Ваш Василич.
Уважаемый Владимир Васильевич. Книга "Дорога единорога" выпущена в рамках региональной программы "Пермский край - территория культуры". По той программе каждый год выбирали три "центра культуры" края, и они получали небольшое финансирование своих культурных проектов. В 2008 году звания таких центров добились Лысьва, Очёр и Барда. Вот и весь смысл определения "центр культуры". Это не оценка реального положения дел.
Ох, Владимир Васильевич... Что вы имеете в виду? Писал ли я другие книги в рамках этой программы? Нет. Писал ли я вообще о городах и посёлках, которые были "центрами культуры" в рамках этой программы? Да. Например, о Чердыни - "Сердце пармы".
Уважаемая Людмила. Ваш вопрос как-то загнал меня в тупик. Я не могу вам ответить.