Уважаемый Алексей Викторович! Давно уже хочу спросить, почему вы дали географу такую фамилию Служкин? В этом слышится и тема служения, и тема эпиграфа книги Это мы опилки . Однако звучит эта фамилия как-то не очень благозвучно, хотя очень симпатичный человек. Можете объяснить свой выбор именно такой фамилии? Ведь выбор был тщательный, но не сразу понятный, в отличие от названия книги Географ глобус пропил , которое настолько удачно, что лучше не придумать.
Уважаемый Владимир. Я вообще-то не любитель "говорящих" фамилий в духе Фонвизина или Островского. В Служкине, конечно, можно прочитать и холопского "слугу", и высокое "служение", но я искал просто "негордую" и приятную (для моего слуха она вполне благозвучна) фамилию. Встретил на какой-то доске объявлений.
Уважаемый Алексей Викторович, можно задать Вам такой вопрос: как и чем отличается целостное художественное произведение от попытки самовыражения самого автора. Почему попытка самовыражения через творчество не плодотворна? Вы часто поднимаете эту тему, но можно поподробнее? И с примерами? Заранее благодарна, с уважением, Марина.
Уважаемая Марина. Вы задаёте очень интересные и сложные вопросы. Пожалуй, не найти формальных признаков, по которым целостное художественное произведение отличается от попытки самовыражения автора . Но всё равно чувствуется, когда автор хочет говорить о мире (пусть даже субъективно), а когда о себе (пусть даже объективно). О себе - это и есть самовыражение. Однако надо быть очень изощрённым полемистом, чтобы доказать, что вот здесь о мире , а здесь о себе . Скажем, абсолютно субъективная вещь Это я, Эдичка - она о мире , а, например, вроде бы объективные исторические изыскания Суворова есть самооправдание, то есть, о себе . Формулу самовыражение непродуктивно я услышал от Леонида Юзефовича и был впечатлён её точностью и глубиной, с тех пор и пользуюсь. Проблема самовыражения сейчас, на мой взгляд, необычайно актуальна. И вовсе не из-за моды на социальные сети. Эта проблема, я бы сказал, лежит в основе современной культурной ситуации. Самовыражение это продвижение себя , а самореализация продвижение компетенции . В основе развития любой общественной системы всегда лежала возможность самореализации, а не самовыражения. То есть, возможность изменять внешний мир благодаря своей компетенции. А самовыражение это и есть бесплодный гламур, который не в состоянии изменять мир. О гламуре я уже высказывался неоднократно. Гламур продвижение персоны вместо продвижения компетенции. Когда человек считается специалистом в какой-либо области только потому, что он известная личность, это и есть гламур. Персона вместо компетенции. Ксения Собчак ведь плоха не тем, что глупа или у неё дурной вкус наоборот, она умна, и вкус имеет приличный, просто в мире нет такой общественной роли я . Если такая роль появляется, все остальные роли не нужны. Нафиг нам академики, если Тина Канделаки высказывается по любой теме? Нафиг нам знание, если всё объяснит конспирология? Нафиг нам инженеры, аналитики и врачи, если все оценки дадут блогеры? Когда звание Тина Канделаки или блогер становится синонимом понятия профессия , тогда торжествует самовыражение и гламур. Самовыражение тем и плохо, что оно всегда ведёт к гламуру (как у Стругацких: куда приходят серые, туда потом всегда приходят чёрные ). В общем, жизнеспособный и необходимый культурный продукт выдаёт только компетенция. И не обязательно компетенция в прикладном смысле. А самовыражение десерт, который сейчас стал основным блюдом, и не дай бог станет единственным. Тем и плохо самовыражение, что его слишком много.
Уважаемый Михаил Иванович. Мне как-то неловко рассуждать на эти темы. Рассуждения слишком сильно смахивают на щебет девочек-тинейджеров над журналом "Cool Girl". Насколько знаю я, никакого утверждения на главную роль ещё не было. То, что Евгений Миронов хорошо отозвался о "Географе" в интервью - ещё не повод делать далеко идущие выводы.
Уважаемый Владимир. Барки на Урал НЕ возвращались, каждый год на пристанях делали новый флот. Забавно: в посёлке Усть-Утка установлен огромный мраморный памятник сплаву "железных караванов"; на нём изображены бурлаки, которые тянут барку бечевой (вспоминается Бродский: "тянут крейсер бечевой, исхудав от лучевой"). То есть, возвращают судно против течения. Художник просто тупо передрал для памятника картину Репина "Бурлаки на Волге". На Чусовой, конечно, тоже были бурлаки, но слово "бурлак" означает не "тягловый человек", а "речной матрос", и если на Чусовой были бурлаки, то это не означает, что они таскали барки на себе, как на Волге.
Уважаемый Алексей Викторович! Замечательно, что на свет появится Ваша книга, посвященная горнозаводской цивилизации. Я читал и Message:Чусовая , и Хребет России , и Дорогу единорога и заранее предвкушаю удовольствие от новой книжки. Безумно обидно, что книга эта издается не в Перми. Но о причинах этого в очередной раз спрашивать не буду все и так понятно. Вопрос в другом: насколько я понял, книга выйдет в Екатеринбурге. Означает ли это, что работать над фоторядом в этом альбоме будут только свердловчане? Ведь в Перми есть отличные фотохудожники достаточно посмотреть на Дорогу единорога ( к сожалению, не помню фамилию фотографа, который снимал лысьвенские заводы в ней) Игорь
Уважаемый Игорь. Спасибо. Фотографа зовут Анатолий Долматов. Замечательный профессионал и замечательный человек. А фотографами в новом проекте будет заниматься Юлия Зайцева, она продюсер книги. Такую технологию мы уже отработали на книге о пугачёвщине.
Спасибо, Алексей, за ответ. Поняла вас. А еще мне интересно, почему не сложилось ваше сотрудничество с пермскими нынешними представителями Минкульта? Читала инетервью нынешнего министра культуры, и смотрела по ТВ вашу встречу с Новичковым. Насколько поняла, что в процессе встречи не получилось о чем-то договориться? Мне было странно, что в одном из интервью Новичков назвал вас "проект Иванов"...Что фестиваль "Сердце Пармы" сейчас проходит без вас. Что идут какие-то непонятные суды (Пермь как текст). и т.д. Я просто не понимаю, что происходит?!! Может вы мне поможете разобраться? Очень надеюсь на вас. Спасибо, Алексей!
Уважаемая Екатерина. В пермской культуре происходят воровство и профанация. Воровство как суть, профанация как прикрытие. Разъяснять подробнее нет желания: я этим занимался два года и уже устал. Пермскую ситуацию я больше не комментирую.
Добрый день! Узнала, что Алексей Иванов заключил договор с министерством культуры Свердловской области о сотрудничестве. Чувство сиротства посетило меня. При каких условиях Пермь могла бы начать надеяться на "потепление отношений" с Вами - автором, которого я считаю одним из самых лучших российских писателей последних 50 лет?
Уважаемая Инесса. Спасибо. А условия свои я озвучил давным-давно. Пермский минкульт должен издать книги серии "Пермь как текст", заплатить людям и наказать воров. Но этого пермский минкульт не сделает, потому что деньги "Перми как текста" (на доиздание книг и выплату долгов по зарплатам) чиновники лучше переведут на другие проекты, где можно разворовать. Вилькевича же, разворовавшего "Пермь как текст", не накажут, потому что он сдаст Вайсман, а Вайсман пойдёт сдавать всех остальных вплоть до Новичкова, Мильграма и Гельмана. Следовательно, при Чиркунове, который крышует всю эту кодлу, моё сотрудничество с пермским минкультом невозможно.
Уважаемая Полина. Отличная у вас база. Вы напишите моему агенту Юлии Зайцевой - её координаты в разделе "Контакты". Этими вопросами занимается Юлия.
Здравствуйте, Алексей. Причал в Кыну, действительно оригинален. Очень похож, на мегалитическую кладку! Плюс мысли, по чему именно в Кыну нашли столько блях с медведем! Плюс геологический разрез в селе Кын" Разрез Кын представляет собой фациальную зону, которая к северу отсутствует на большом расстоянии вследствие эрозионных процессов и вновь появляется только на широте р. Вишеры и ее притоков. Помимо, причала в Кыне, есть теория связанная с камнями, прохождения Ермака, через хребет в Сибирь!
Уважаемый Станислав. А что вы собираетесь делать с добытой информацией?
Здравствуйте, Алексей. Вчера ездил в Кын. Осмотрел все каменные стены реки Кын, и ручьев.Смотрел каменные стены верхнего завода. Так вот! Все каменные стены, кроме причала на Чусовой, выложены из тесаного камня, а причал выложен просто из выбранных камней. При осмотре причала, видно, нижнии четыре ряда идеально подобранные камни. Пятый ряд на 30% идеальный,70% хаотичные. А последний шестой ряд, весь выложен из хаотичных камней! Строгановы, не могли так строить, для них было важно что бы каменное строение выглядело красиво. Создается впечатление, что камни ( это нижние 4 ряда плюс начало пятого)использованные при строительстве причала, просто где то разобрали и перевезли в Кын. Еще раз подчеркну, кладка причала отличается от всех кладок в Районе Кына.
Уважаемый Станислав. Вы очень тщательно отнеслись к прояснению этого вопроса, и теперь уже - по компетенции - не вам у меня, а мне у вас надо спрашивать: а почему так? Чем вы можете объяснить такие странные вещи?
Добрый день, Алексей Викторович! Возникло несколько вопросов по поводу новости, которую 5 августа вывесил минкульт Свердловской области ( Железный пояс Урала поможет создать известный российский писатель). Не совсем понятно, вам предстоит только написать книгу по итогам экспедиций, а также подготовить путеводители и фотоальбом? Или всё-таки вы разработаете целую концепцию для продвижения проекта Железный пояс Урала ? Если так, то будет ли она ограничиваться географией Свердловской области, ведь горнозаводская цивилизация существовала и в Прикамье? Нет ли здесь возможности создать единый проект для свердловского и пермского регионов? И ещё один вопрос, но уже немного из другой оперы: не планируется ли пересдавать Дорогу единорога , потому что издание вышло уж очень небольшим тиражом? Брал книжку у знакомых, с удовольствием прочитал, а вот приобрести нигде не могу. С уважением, Александр
Уважаемый Александр. У меня всё никак не дойдут руки, чтобы вывесить эту новость на сайте и всё объяснить. Вот, вы меня сподвигли наконец-то. По заказу Минкульта Свердловской области я вместе с Продюсерским центром Июль сделаю фотокнигу Горнозаводская цивилизация - подобную Хребту России , Дороге единорога или нынешней, о пугачёвщине (она будет называться Увидеть русский бунт ). То есть, текст и фоторяд об Урале как о целостном культурном феномене. Это не путеводитель, не имиджевый фотоальбом , не концепция развития , а иллюстрированная культурология региона. География весь горнозаводский Урал: и Свердловская область, и Челябинская, и Оренбургская, и Башкортостан, и Пермский край, и Удмуртия. При желании, смыслы этой книги можно положить в основу каких-либо проектов или программы культурного развития одной области или нескольких. Но это компетенция культуртрегеров или чиновников. Работа над книгой подразумевает фотоэкспедиции, но уезжать-переезжать я никуда не собираюсь. Будет ли переиздана Дорога единорога я не знаю, но уверен, что пока у власти края нынешние физиономии, переиздана она не будет.
Уважаемые Елизавета и Екатерина. Я никуда не уезжаю, работа по книге для Свердловской области не требует переезда, и у меня остаётся время и для других проектов. А в съёмках фильма по "Географу" я и не планировал принимать никакого участия, это же не мой проект. Кстати, режиссёром вместо В.Тодоровского стал А.Велединский.
Уважаемая Екатерина. Давайте разберёмся по порядку. Фильмом "Царь" я не доволен хотя бы по той причине, что он отдалился от сценария. С Павлом Семёновичем Лунгиным я сотрудничал как сценарист с режиссёром. Как сценарист я писал сценарий для конкретного фильма конкретного режиссёра. А "Географ" - просто роман. И я продал право экранизации "Географа" тому режиссёру, вкусу и таланту которого доверяю безоговорочно - Валерию Тодоровскому. Если бы не доверял, то и не продавал бы. И ни о каком "сотрудничестве" с В.Тодоровским (или другим режиссёром) при продаже прав речи не шло. Поговорить о романе и героях, посмотреть места, обсудить что-либо - это пожалуйста. Но сотрудничества в смысле совместной работы не предполагалось вообще: экранизация - не мой проект, а проект режиссёра. Я даже не просил у В.Тодоровского сценарий - мне не интересен промежуточный результат и я не собираюсь влиять на процесс. Хотя, разумеется, хочу быть в курсе. Вот таков расклад сил и отношений.
Уважаемый Владимир Васильевич. Спасибо. Хотя, признаюсь, внимание прессы меня настораживает. Этот проект очень-далеко-не-самый-большой и очень-далеко-не-самый-важный среди проектов в культуре Свердловской области. И я не имею амбиций осчастливливать Средний Урал, открывать глаза , рулить , развивать что-то, создавать имидж и т.п. Это просто книга в пределах моей компетенции. Послужит ли она руководством к действию - не знаю. Авансы на совести некомпетентных журналистов. Похоже, что Гельман всем уже загадил мозги, и всё воспринимается только в формате истерики: если Иванова позвали в Екатеринбург, так непременно для революции. Буду ли я кого-нибудь приглашать, я пока не знаю. Я очень уважаю и Николая Антоновича, и Евгения Викторовича и лично, и как высоких профессионалов. В случае с книгой о пугачёвщине я немного посотрудничал с Е.Ф.Тамплоном. Но как будет развиваться новый проект, я пока ещё не думал.
Уважаемый Станислав. Не соглашусь с вами. Во-первых, не все пристани строили деревянные. В Илиме - тоже каменная, в Староуткинске - каменный канал. Во-вторых, в Кыне, помимо пристани, каменной кладкой облицована плотина, берега реки Кын и ручьёв в посёлке. В Кыне есть вторая плотина - от верхнего завода, - тоже облицованная огромными камнями. Так что каменная кладка - в Кыне вещь повсеместная. Для Кына - ничего исключительного. А почему использовали сухую кладку - не знаю. Может быть, было дешевле. Может быть, удобнее. Может быть, посчитали, что так будет прочнее.