Уважаемый Алексей Викторович! Как вы полагаете? Общая ситуация в России соответствует следующему: 1.Государственная идеология - это транслируемые на каналах ТВ ценности тусовки и гламура. 2.Монополизм одной партии при отсутствии свободной конкуренции различных партий. 3.Внутри правящей партии ЕР поддерживаются мифы о сильном и мудром ВВП, внешних врагах для сплочения народа на борьбу, о борьбе с коррупцией, о модернизации. 4.Правящая элита хочет всеми средствами удерживать власть. Силовики укрепляются. 5.Отсутствие реальных способов борьбы с коррупцией, поразившей все уровни государства. Никто не знает, как справится с мафией чиновников. 6.Криминализация в МВД затрагивает около 50% сотрудников. 7.Нет независимости судебных решений от давления властей и коррупции. 8.Те, кому сейчас 30-35 лет, есть высшее образование и квалификация, будут покидать Россию. 9.Новое поколение 18-25-летних это в значительной мере потерянное поколение. Алкоголизм, наркомания, нет мотивации к труду. Эгоизм. Однако амбиции самоутверждения толкают их на бунты. 10.Впереди у России перспектива без оптимизма. Ситуация взрывоопасная. Население склоняется к русскому нацизму во главе с модернизированным Сталиным. Если история повторяется как фарс, то на эту роль претендует Жириновский. Демократия всё менее вероятна. Рост цен на питание и ЖКХ к началу 2012 г. превысит 20% , а зарплаты отстают (кроме силовиков). Уровень доходов основной части населения страны в 20 раз ниже уровня доходов 10% самой богатой части населения. Вывод: 2012 год станет годом протеста.
Уважаемый Владимир. Я согласен с вами почти во всём - но только почти. Я не считаю, что амбиции самоутверждения толкают кого-то на бунт. Самоутверждаться проще как-то по-другому. Я не думаю, что ситуация взрывоопасная. Я не думаю, что "население склоняется к русскому нацизму во главе с модернизированным Сталиным". Если кто-то предложит эту формацию в "готовом виде", от неё не откажутся - как не откажутся от многих других, но предлагать - некому. В русский нацизм я не верю. Он может разбухнуть до более-менее значимых величин, но не может стать определяющим. Если такое случится, тогда я - еврей, татарин, манси, могиканин, кто угодно, только не русский Иванов. Жириновский давно отыгранная фигура. Там не осталось ничего (если чего-то и было), только бабло и прыжки. Мой вывод: 2012 год будет таким же тухлым, как и два предыдущих.
Уважаемый, Алексей Иванович. Может немного странный вопрос, на такие темы все больше с Веллером любят беседовать. Я про терроризм в России. Уменьшить число терактов можно через сознательную бдительность граждан и более плотное взаимодействие народа с милицией или еще как-то? Как простой человек может этому способствовать?
Уважаемый Григорий. По-моему, эта проблема надуманная. Если бы государство реально заботилось отловом террористов - воров, убийц и т.д., - общество и так содействовало бы ему, без призывов к сотрудничеству. На месте тех, кто призывает граждан быть бдительными, я бы лучше спросил у реальных профессионалов: чего им как профессионалам надо от государства и общества? Всё остальное - демагогия.
Уважаемый Григорий. Ну что вы, прямо. Оренбург и Оренбуржье - удивительные края, прекрасные. Просто я уже во время "Хребта" думал о книге про пугачёвщину (которой сейчас занимаюсь), поэтому и не стал "трогать" ни Оренбург с Оренбуржьем, ни Уфу с Башкортостаном.
Уважаемый автор, простите за прямоту. Радостно, что будет отдельная книга про Оренбург, Башкирию, Пугачёва. Здорово! "Сердце пармы" много про что. Я в том числе воспринял роман как иносказательно про современность нашу. Про то, что трудно быть русским, велико и просто желание впасть в искушение нацизма, подмять под себя народы соседние. И задача в том, чтобы, не в падая в нацизм, мирно сосуществовать. И сделать - это великий труд. Имели ли вы это в виду, когда писали роман или нет? Или это про другое? Я живу в Ростове Великом, маленьком городе в сердце России, население с пригородами 40 тысяч. 1,5 армян. Прогресс налицо, конфликтов национальных меньше, чем лет 5 назад. Правда ли, что русских притесняют в Татарстане и Башкирии, или ерунда все это?
Уважаемый Григорий. Я не задумывал "Сердце пармы" как некое иносказание о современности. Зачем? Можно ведь сказать прямо. Просто роман затронул вещи, актуальные и 500 лет назад, и сейчас, поэтому и кажется, что история привлечена как аргумент в неком споре. "Сердце пармы" - роман не об этнических вопросах. Он о противостоянии культур. Там есть четыре "культурных проекта": московский - великодержавный, и местные - пермский и вогульский, отчасти новгородский и татарский. Если угодно, роман не о противостоянии русских и коми-пермяков, коми-пермяков и манси, а о противостоянии Москвы и провинций. В этом и актуальность. Я не знаю, притесняют ли русских в Татарстане и Башкортостане. Это надо спрашивать у местных жителей. Вообще-то русских и там, и там - большинство, а на бытовом уровне Татарстан и Башкортостан куда более цивилизованные, чем, к примеру, Пермский край. Наверное, какие-то конфликты случаются, но я думаю, что это исключение.
Уважаемый Алексей Викторович! Вы отвечали здесь, что в России не возможны массовые выступления против власти, погрязшей в коррупции Бунты, погромы - наверное, возможны, но в масштабах страны мелкие . В качестве довода приводите то, что революцию устраивают только те, у кого есть жирок, а не голодные и слабые. Обратим внимание, кто был в авангарде массы людей на улицах Каира это молодёжь, новое поколение. Теперь посмотрим кто сейчас в России в возрасте от 18 до 25 лет? Это новое поколение, выросшее на развалинах СССР в эпоху делёжки власти, передела собственности, войны на Кавказе и коррупции. Часть из них студенты, часть в армии, ещё большая часть отслужившие в армии (какими она их сделала?), часть просто бандиты, часть служит в МВД (тоже многие связаны с бандитами), часть работает в бизнесе (торговля) или безработные, и очень мало на производстве. Что у них в головах? Желание иметь деньги и зависть к тем, у кого их много. Жирок и мускулы у них имеются. Это не голодные и слабые. Агрессии тоже хватает. Какая идеология им ближе? Смею сказать, что у многих идеология русского нацизма, тусовки или пофигизма. Сплочённость тоже есть социальные сети в интернете, клубы фанатов и т.д. Ведь, по сути, у них нет достойного будущего, и они это понимают всё больше. Другим странам они не нужны что они умеют делать? А властям своей страны они безразличны. Коррупция в России это мафия чиновников-ворюг. Это класс бояр. Значит бунт холопов неизбежен. Уверен, что власти уже начали это понимать и слегка засуетились. Разве это новое поколение не имеет достаточного жирка и амбиций для крупного бунта? Что им терять?
Уважаемый Владимир. Не будем спорить о Египте - я там не был, тонкостей не знаю, а СМИ слишком поверхностны. Современное поколение 18-25 я оцениваю иначе, чем вы. Для революции нужно более-менее консолидированное общество с единой сверхценностью. Консолидации нет. Фанатские клубы и социальные сети - это симулякр общности. Грязную работу революции делают не те, кто матерится в ЖЖ. Вообще, поколение комъюнити онтологически не соответствует революции - как онлайн не переходит в офлайн. А кто не в сети - те разобщены абсолютно. И нет сверхценности. Даже одиозное "Россия для русских" - не сверхценность. Тотальный эгоизм сильнее любых уродств нынешней власти, всё стерпит. А революция требует непросчитываемых рисков, которые для эгоизма неприемлемы.
Уважаемый Алексей. Не знаю. Порой кажется, что так, порой - что не так.
Уважаемый Сергей. Такой словарь имеется. Я уже сто лет собираюсь привести его в товарный вид и вывесить на сайте, да руки не доходят.
Уважаемый Алексей. Про Псоя я слышал, но с творчеством не знаком. А посылать мне такие ссылки бесполезно - я отрубил в своём компе звук и вырвал колонки, чтобы не соблазняться скачиванием музыки и фильмов: нет времени.
Уважаемый Олег. Боюсь, что по СМИ мы очень слабо представляем, что же такое происходит в Египте. Поэтому я ничего не могу сказать о возможности "египетского варианта" в России. А если вы спрашиваете вообще о революции, то я считаю, что она невозможна. Как минимум, по двум причинам. Первая: революцию делают сытые, а не обожравшиеся и не голодные. Вторая: революция - это инструмент освобождения (цель не важна), а потребности нации в освобождении нет. У несвободных - переворот, бунт, погром, который не приводит к качественной смене ситуации. Бунты, погромы - наверное, возможны, но в масштабах страны мелкие, вроде недавнего на Манежной.
Уважаемый Алексей Викторович! И какой же вывод сделает тот, кто не дурак, и верно идентифицирует ситуацию с идеологией и символом веры тех, кто у власти в России? Тем, кому 30-35 лет, кто хочет реализовать себя профессионально и думает о будущем своих детей, совершенно очевидно приходит мысль о других странах (Канада, Австралия, США и т.д.). Многие это уже сделали в 90-х годах. Процесс пошёл. В таком случае через 10-15 лет в России действительно большинство будет желать лидера типа модернизированного Сталина и нафиг им демократия. Так ведь?
Уважаемый Владимир. Так. А как иначе?
Здравствуйте Алексей Викторович! Какова должна быть роль Министерства культуры в проведении культурной политики, на ваш взгляд? Может ли усиление влияния этого ведомства как-то уравновешивать активность господ гельманов? а то я уже волнуюсь из-за того, что у нижегородцев возникает "резонный вопрос" - Может быть, в Нижний Новгород тоже можно привезти второго Марата Гельмана? Потенциал огромный, необходима грамотная работа . информация отсюда http://press-club.in.nnov.ru/press-club/2084110.html
Уважаемая Ласточка. Вы задаёте очень наивный вопрос. Понимаете, деятельность Гельмана это не культурная революция , не реформа-модернизация, а тупое перераспределение финансовых потоков. Это коррупционная афера, и для неё не важно, какую структуру имеет министерство культуры. Да хоть какую. В Перми многим ясно, что деятельность Гельмана строится не на структуре министерства, а на кулуарных договорённостях лично с губернатором (пресловутое проживание на губернаторской даче), на откатах чиновникам (ведущие пермские чиновники пользуются не только откатами, но ещё имиджевыми бонусами, преференциями своим проектам, на которых можно подзаработать, и т.д.) и на административном ресурсе (нагнутая пресса, давление на милицию, суд и прокуратуру). Обеспечение на законодательном уровне (или в виде структуры министерства) всегда постфактум, когда уже ресурс поделен, хоть явно, хоть приватно. Бороться с этим невозможно. Местные культурные силы теряются перед московским нахрапом, по-старинке верят столице, отлучены от ресурса, привыкли стоять на коленях перед властью. А Москва не поможет: ей кажется, что так и надо; она же не знает, чего регионы потеряют: никогда ими не интересовалась. Гельман привлекает для своих проектов звёзд (деньги-то чужие, не жалко), и за это столичная пресса восхваляет Гельмана. Звёздам, вообще-то, должно быть стыдно, но не бывает. В восторге и местные идиотики. А вот местные деятели культуры превращаются в тараканов и живут под плинтусами. Многие из них этого вполне заслуживают: они сами приветствуют Гельмана, рассчитывая, что начнётся движуха , всё оживёт , выйдем на новый уровень и т.д. Вот вам совсем недавний пермский пример. У нас был весьма известный театр оперы и балета, которым 14 лет руководил режиссёр Георгий Исаакян. Исаакяну сейчас 42 года, не старец ещё. Заслуженный деятель искусств, лауреат Госпремии, в 2007 году режиссёр года , в 2009 лауреат Золотой маски за режиссуру. Но в прошлом году Исаакян ушёл руководить московским театром им. Н.Сац. Видимо, в Перми ему стало невыносимо, и мастера такого уровня забрала Москва. Судя по всему, Исаакяна выжили ради знаменитого Теодора Курентзиса. От Курентзиса вслед Исаакяну уже прозвучали намёки в халтуре и туфте. Курентзиса перетащили в Пермь с зарплатой в 400 тысяч в месяц (с обязательством проводить в Перми 14 недель в году), плюс его оркестр, плюс дополнительное здание, плюс аутентичные инструменты на заказ от лучших мастеров Европы, плюс турне его оркестра по миру. Коллектив пермского театра исаакяновский - станет вторым , его наполовину разгонят и будут держать только в Перми. Сегодня, что ли, в Москве (не в Перми) пресс-конференция Курентзиса, Гельмана и Мильграма. Про этику выбора Курентзиса я не буду говорить. Но отношение Гельмана и власти к пермской культурной традиции (а наш театр дал миру Надежду Павлову, к примеру, и сейчас даёт голоса для Ла-Скала ) чудовищное. Нельзя отнимать весь ресурс у своего коллектива и отдавать чужому. Пусть чужое очень хорошее, но ради хорошего чужого нельзя убивать хорошее своё. Однако без подобных акций столичная пресса не будет лить слёзы умиления культуртрегером Гельманом, а в Перми чиновникам неловко будет пилить большие деньги. Всё, что происходит при Гельмане, происходит либо для Гельмана, либо для Москвы, но не для того региона, который всё это оплачивает. Принцип Гельмана лохов не кормим . У Гельмана обширнейшие знакомства. За хорошие деньги он заполнит своими протеже театры, музеи, прессу Нижнего, Ульяновска, Томска, Твери (а где он ещё мелькает?). На подтанцовку найдутся и местные лакеи. И деньги на региональную культуру эти гости вырубят топорами, долотами, рубанками, фуганками - не останется ничего. Если какие-то регионы страждут заполучить себе Гельмана, потому что у них не было ни Г-на, ни ложки, пжалста: с них ложки. Я устал говорить о Гельмане, всё ведь уже сказано далеко не раз. Если можно, не спрашивайте меня об этом.
Добрый день-вечер-ночь, Алексей Викторович! Пишет Вам Ваш полный тезка - тоже Иванов Алексей Викторович:) С удовольствием читаю Ваши книги. Был бы очень заинтересован пообщаться через е-мейл, если будет у Вас такое желание, поскольку в открытом вопроснике не совсем удобно. С уважением.
Уважаемый Алексей. Вы присылайте свой вопрос на сайт, и если я смогу на него ответить, то отвечу приватно, а на сайт ставить не буду. Но если не отвечу, значит, не отвечу.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Вот Свердл.обл. вкладывает деньги в Верхотурье. Мы там были в 2003г. Ни мобильной связи, ни людей, только местные и монахи. Да, действительно можно почувствовать эту святость места, храмов. Приехали в 2005, поразились: народу на автобусах привозят, городок весь переполнен людьми, стала слышна матерщина, по вечерам пьяная молодежь. Все это на святыне. Понятное дело туда уже не поедем. Все наши святые места стали коммерческими. В центральной России еще хуже со всем этим. То же с природой. Взять наш Алтай все уникальные озера обставлены отелями и дискотеками, еще и игорную зону назначили. В заповедниках чиновники редких баранов бьют с вертолета. Байкал еще не так, но все что близко к Иркутску загажено капитально. Иностранцы глядя на русских ведут себя так же. Как у нас в стране сделать для людей? В Норвегии законом запрещено как-то влиять на природный ландшафт, все охраняется. У нас все убивается, последнего тигра убьют за десятку. Так стоит ли для этого вкладывать деньги? Спасибо.
Уважаемый Андрей. Я понимаю, как всё это горько. Но ведь чиновники бьют редких баранов с вертолётов не потому, что созданы заповедники. Если заповедники отменить, дело только ухудшится. Для баранов - уж точно. Есть же две совершенно разные вещи. Одна заключается в том, что надо сохранять памятники природы и культуры ("сохранять" - не только "реставрировать", но и "оберегать"), надо делать их доступными людям, надо создавать инфраструктуру. А другая вещь - поведение людей. Поведение хамья, быдла, пьяни, чиновной хевры. Одному надо содействовать, другому - противодействовать. А у нас либо всему содействуют - и баранам, и чиновным охотам, либо всему противодействуют.
Уважаемый Алексей. Про среднюю стоимость спрашивайте лучше у тех, кто выпускает этот самый "средний продукт". А рейтинг "Хребта" замеряли, но я знаю данные только после первой серии. Тогда с Первого канала сообщили, что рейтинг "Хребта" выше рейтинга "Школы", которая шла сразу за "ХР", и гораздо выше рейтинга сериала, который шёл перед "ХР" (не помню, какой). И в целом по стране рейтинг регионов был выше, чем рейтинг Москвы - это очень редкий случай. А цифр я уже не помню.
Уважаемый Алексей Викторович! Я думаю, что сейчас есть ещё и идеология для внутреннего употребления. Тусовочная идеология это для оболванивания народа. А вот для внутрипартийного применения Единая Россия имеет свою негласную идеологию. Суть её проста и не нова: 1.Внешний враг для сплачивания народа на борьбу с ним. Это, так называемый, международный терроризм. 2. Человечный лидер партии и государства, говорящий на близком народу языке бесспорные истины. Только сильный и мудрый В.В.П. удерживает государство от развала. 3.Оппозиция это скрытый враг народа. 4.Силовики правят бал. Народ хочет сильной власти, к демократии не готов и не хочет её. 5.Государство это мы. На свой век чиновникам всего хватит. А потом хоть потоп. Модернизация это красивый лозунг. Поэтому Пилите, Шура, пилите! . Что вы скажете про идеологию для внутреннего употребления? Она есть?
Уважаемый Владимир. Конечно, это есть. Только я бы не назвал это идеологией. Всё-таки в неё верят. А то, что вы назвали, - не вера, а "символ веры", но без веры. Вот как-то так странно сформулировалось... У меня такое ощущение, что нечто подобное все эти деятели долдонят сами себе в уши, потому что они ведь ездят по миру, видят реальное положение дел, знают, что эти постулаты - ложь, и потому их бубнёж для самих себя становится исступлённым.