Уважаемый Алексей. Вас тоже с праздниками. Сейчас уже тексты мне не присылают. И как я могу "наблюдать" за молодёжью? В целом же я скептически отношусь к "ювенильному творчеству". Хотя бывают исключения. Но я - как тот старый горбатый карлик из "Верескового мёда": "Не верю я в стойкость юных, не бреющих бороды". Ювенилизация "смыслоёмких" отраслей деятельности, на мой взгляд, также непродуктивна, как и засилье старцев.
Добрый день, Алексей. Хотелось бы поговорить о многом, но задам то, что интересует больше всего. Читали ли Вы роман Л.Юзефовича "Журавли и карлики", и, если читали, каково Ваше мнение о романе? И - буквально в двух словах, каковы, на Ваш взгляд, задачи литературы сегодня, и формулируете ли Вы для себя их в принципе (очень извиняюсь, Вы наверняка отвечали на этот вопрос). С уважением, Алексей Мальцев, писатель, Пермь
Уважаемый Алексей. Роман Л.Юзефовича я читал, и он мне очень понравился. На мой взгляд, роман строится на сочетании двух истин: "всё повторяется" и "мы живём не своей жизнью". Собственно, наша жизнь и оказывается не нашей, потому что всё на этом свете уже когда-то с кем-то случалось. Иллюзорность нашей новизны и самодостаточности предопределяет русский образ жизни. Кто-то из великих сказал, что всякая душа по природе своей христианская, а у Юзефовича видно, что русская душа по природе своей - буддистская. Отсюда и вытекает идеология и художественный метод Пелевина, который, кстати, позаимствовал "Внутреннюю Монголию" у Юзефовича. Если Пелевин - квинтэссенция русского постмодернизма, то Юзефович вскрывает иллюзорность пелевинской методологии анализа. Реализм сильнее и умнее постмодернизма, только оперировать им гораздо труднее. Юзефович - умеет. А задачи литературы... Во-первых, их формулирует общество в целом, а не писатель. Во-вторых, любые задачи, если они не ведут к разрушению, для литературы правомерны. В третьих, вообще никакие задачи не исчерпывают смысл существования литературы. Лично для себя я вижу единственную задачу: писать качественно.
Уважаемая Наташа. Балбан - то же самое, что болбан, болван, истукан, - то есть, идол. Сопра - родовой знак финно-угров. Если он в виде отдельного изделия - то тамга, если клеймо на животном - тавро, если вырезано на затёсе древесного ствола - сопра, если написано на бумаге или бересте - пас. Ляххал - мансийское слово, означающее "весть", "письмо", "послание". Я использовал это слово, так сказать, метафорически, в философском смысле; на самом деле такого понятия у финно-угров этнографами не зафиксировано.
Уважаемый Григорий. Увы, нет: в 2011 году не будет ни романов, ни повестей. А в продолжениях, то есть, в сиквелах, я не вижу смысла - всё и так сказано.
Уважаемый Никита. Эпопея окончилась ничем. Три книги остались не изданными, людям не заплатили, воров не наказали. Чтобы чиновникам "наладить диалог" со мной, надо доделать этот проект. Это, вообще-то, не моя прихоть, это требование закона. Книги надо издать, долги надо заплатить, надо подать в суд на Вилькевича, разворовавшего бюджет проекта, чтобы он сдал Вайсман, которая воровала вместе с ним. Я бы и сам давно подал в суд, но по закону я - никто и не могу вмешиваться. Разве что имею право на "моральные претензии", но мне хочется доделать проект, а не поиметь с него немножечко денег. Я не думаю, что воры Вилькевич и Вайсман понесут наказание при Чиркунове. Взятый под стражу Вилькевич через два часа был отпущен прокурорами по звонку из администрации губернатора. Это информация неофициальная, её никто не подтвердит, но я знаю, что так было. Ситуация с "Пермью как текстом" - не исключение, а правило, подобное - и в больших масштабах - происходит во многих других пермских культурных проектах, которые курируют или курировали Мильграм, Вайсман, Гельман и проч. Пострадавшие молчат. Это "молчание ягнят" и называется "Культурной столицей". Всё остальное - музей ПЕРММ, фестивали, Курентзис и Цумтор, слюни журналистов - только пиарт-обстрел, заставляющий пермяков лежать мордами в грязи.
Уважаемая Рита. Поясняю (именительный падеж единственного числа): Вакуль - коми-пермяцкий водяной. Вёрса - коми-пермяцкий леший. Колодинка - русское диалектное название скворечника, сделанного из выдолбленного чурбака. Павыл - "поселение" по-мансийски. Пурихум - "человек, предназначенный в жертву". Это слово я составил из двух мансийских слов - "пури" (жертва) и "хум" (человек). Тумп - "гора" по мансийски. Тюрень - тип татарской лодки. Это слово я придумал. Чапурига - русское диалектное название глухого, непроходимого леса. Хонтуй - "князь", "военачальник" по-мансийски. Хонт - "войско" по-мансийски. Холатур - мансийское название Горы Мертвецов; происходит от "холат" (мертвец) и "ур" (камень - в смысле гора). Слова "колема" у меня нет, наверное, вы как-то ошиблись.
Уважаемая Наталья. "Взаимодействовать с властями" - вы имеете в виду с пермским минкультом? А что в нём изменилось? Клон сменил мутанта? Это непринципиальная модернизация. Ну, и я не меняю своего отношения. Хотя, по правде говоря, это я - деятель культуры, а не чиновники минкульта, так что это они должны искать "взаимодействия" со мной, а не я с ними. Культурные проекты я посмотрел бегло - порадовался за художника Овчинникова, и пока всё. Чтобы оценивать адекватно, теперь мне надо знать, сколько власть дала на тот или иной проект, какие ещё были проекты. Читательские встречи я сейчас проводить не хочу: нет настроения.
Уважаемый Алексей Викторович, как вы прокомментируете заявления некоторых чиновников Коми округа, так же обуреваемых новомодными культурными веяниями, о том, что Вы-де украли у округа его бренд ПАРМА, присвоив его несколько иной территории. Ясно, что бред, но хотелось бы знать Ваше мнение на сей счет.
Уважаемый Дмитрий. Вы сразили меня наповал. А что, они правда такое говорят? Йаду мне, йаду, как писал Булгаков.
Уважаемая Жамиля. Я отвечу "вообще", хорошо? Я считаю, что информация (не важно, романы это, фильмы или музыка) должна А) быть доступна, Б) быть качественна, В) иметь возможность быть оплаченной. Скажем, по поводу А: я покупаю пиратские диски с фильмами, зная, что деньги идут в карман ментам, которые у нас крышуют этот бизнес, но я покупал бы лицензионные - только поблизости от меня такие не продаются. Переться целый час до центра города за диском мне лень. Б: я могу качать фильмы или книги в и-нете, но у меня нет гарантии качества. Например, насколько я знаю, мои тексты в и-нете выложены в каком-то хреновом качестве. В: я считаю, что должны быть "постфактумные добровольные платежи", но для этого они должны быть доступными. Пиратство, конечно, не искоренить, да и не надо, наверное: надо наладить в обществе и государстве эти А, Б, В.
Уважаемый Алексей. Как ни странно, в советское время Пугачёв был не слишком презентабельная фигура. Не из-за жестокости, а из-за монархизма. Не взирая на гигантский масштаб деяния, ему был установлен только один памятник - в Саранске. Салавату Юлаеву, к примеру, поставили около 20 памятников. Я ни на чьей стороне, потому что почти все были правы. В каждом конкретном эпизоде я на стороне отважных. В пугачёвщину отвага была синонимом самоидентичности.
Уважаемый господин Корепанов. Я встречал множество фотографий барок, но все они, разумеется, показывают барки позднейшего времени: без потесей, мачт и "сопляков", с особым рулевым устройством, так как с 1884 года (если не ошибаюсь) началось массовое использование лотов. Барка вообще сильно эволюционировала от первоначального вида остроносой парусно-вёсельной плоскодонной ладьи начала 18 века до некоего подобия ящика образца начала 20 века. Насколько я знаю, близ деревни Трёка на Чусовой лежит нечто вроде барки-новодела. Но доведено ли до конца это сооружение и насколько оно подобно барке - я не в курсе, сам ещё не видел. Уважаемый господин Корепанов. Если вы родственник екатеринбургского историка Николая Корепанова, то через вас хочу передать своё восхищение качеством исторических трудов Н.С.Корепанова и прекрасным литературным языком его книг.
Уважаемая Лариса. Ничего не могу сказать. Московская персона с мглистой репутацией. К культуре никакого отношения не имеет. Урал или Пермь не знает и "со словарём". Главное административное достижение - дружба с Гельманом. Но не взирая на некоторую опереточность, министр необходим: надо допилить бюджеты районных библиотек и праздников урожая, а то Гельману эта мелочёвка уже не по статусу. Наиболее говорящий симптом политики Новичкова - всплытие госпожи Вайсман, этой рыбы-бензопилы пермской культуры.
Уважаемая Марина. "Июль" - не контора розничной торговли. Диски "Хребта" он продаёт оптом, для этого и объявляет о продаже. Как дозреют менеджеры сетей, так диски и появятся. Не дозреют - не появятся.
Уважаемый Алексей. Переводили, но совсем чуть-чуть. Об этом - на странице "Об авторе" на этом сайте.
Добрый день, Алексей. К Вашему ответу Владимиру про бунт. Не ругайте меня за идеализм и многабукв. А разве революция только на баррикадах, а не в головах? Ведь мир меняется, глобализм финансовый породил и общее информационное поле. Я о Викиликсе. Имитация свободы так четко себя тут проявила, что у многих мысли торчком встали. Ведь заурядная история с разоблачениями, а вызвала такой всплеск споров о свободе и праве - не в суверенных закончиках, а на всем шаре, со всей разницей культурных традиций. Неет, это не только интернет. Вас это не трогает? Меня потрясло, хотя бы каким маркером эта открытость информации оказалась для американской имитации демократии. Студентам указывать смотреть то и не смотреть это, и без мысли, каким будет противодействие этому давлению.. Я к чему. Вам не кажется, что неучтенный социологами спрос на правду меняет эпоху на что-то новое? У нас понятно, болотце, но Навальный, письма Трухина-Месхиева (это наши питерские развелечения) - тоже вспышки того же явления.
Уважаемая Анна. Вы говорите сразу о многих разных вещах. Про баррикады я писал только применительно к вопросу, а не вообще. Честно говоря, особых революций я в мире не вижу. Обычно НТР сопутствовали или предшествовали социальным революциям, а вот цифровая НТР - как-то нет. В мире, во всяком случае. Но тут судить сложно, может, я и не прав. Я бы не назвал ситуацию с "Викиликсом" - и аналогичные ей - "революцией". Ничего ведь не изменилось. Общество и так знало всё, что сообщили Ассанж или Навальный. В принципе. Ассанж или Навальный просто дали документальные доказательства - которые, кстати, не годятся, например, для суда, так как добыты нелегитимным способом. И в обществе нет запроса на правду. Есть запрос на скандал. Правда как таковая обществу не нужна, нужно торжество того, что общество считает правдой. Правда - продукт, производимый профессионалами, он не может всегда совпадать с продуктом, производимым толпой. В случае Ассанжа и Навального "правда" и "скандал" совпали, но это - исключение. По теории, нынешние революции должны двигать общества к демократии. Но демократия не есть правда, а есть залог социального мира, приемлемый компромисс. Черчилль, что ли, говорил о том, что демократия - вещь плохая, но остальные ещё хуже. Демократия лучше всего отвечает запросу общества на скандал. Но нельзя запрос на скандал считать запросом на демократию. Действия Ассанжа или Навального, на мой взгляд, очень нужны, но в демократическом обществе они не приведут к революции, так как не рушат основы демократии, а в России не приведут, потому что нет запроса ни на правду, ни на демократию. А запрос на скандал отлично удовлетворяет гламур - культура фальшивого постиндустриализма. Никакие разоблачения Навального не будут обществу интереснее, чем драка Киркорова с Яблоковой.